козырек над входом в храм название
Приход храма Святого Сергия Радонежского
Итак, вскоре после того, как исполнилось желание прихожан заменить ветхие деревянные врата на кованные, появилась нужда и в навесе над вратами. Первым не состоявшимся вариантом оформления стал остов козырька. Его пиковая громоздкость конструкции не давала проходить с хоругвями.
И мы эти пики удалили, а после этого добавили шары на обрезанных частях…
Теперь стало в меру хорошо. После этого приступили к кровельной обшивке конструкции и ее установке. Предлагаем вашему вниманию зарисовку…
И вид входа в храм теперь обогатился ещё одной важной деталью. В этом деле помогал, как вы думаете, кто? Сергей! И неудивительно. Храм носит имя его покровителя! Далее появилась нужда делать ступени в храм. Здесь тоже непорядок!
Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;
Баля́сины
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балюстра́да
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Пиля́стр
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капите́ль
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Аба́ка
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Атла́нт
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Кариатида
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Антаблеме́нт
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Барелье́ф
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Горелье́ф
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронто́н
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Пилон
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Портик
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Колоннада
Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.
Сандрик
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Филёнка
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Картуш
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Молдинг
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Кронштейн
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Цо́коль
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архивольт
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портал
Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.
Аркада
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Э́ркер
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
Каннелюра
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
Внешнее Устройство Православного Храма (Общие Сведения)
Внешнее устройство православного храма
Традиционное внешнее устройство православного храма визуально нам хорошо знакомо. Однако далеко не всем известно, что подобные культовые сооружения строят по вполне определённым правилам. При этом строго соблюдают принципы православия. Причём, сама архитектурная форма сооружения и его отдельные элементы содержат ту или иную символику. А она может иного рассказать о конкретном храме. Итак, попытаемся чуть подробнее рассказать о некоторых моментах, связанных с храмостроительством. Начнём с архитектурных форм.
Архитектурные формы храмов
Православные храмы строили и строят в соответствии с символикой православия. При этом каждый элемент культового сооружения несет какую-либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.
Основные формы православных храмов
Храмы строили и строят обычно в форме, напоминающей такие геометрические фигуры, как:
Купола храма
Наверху обязательным элементом подобного культового сооружения является купол – символ Неба. Его венчает крест.
Форма и цвет купола также имеют символический смысл.
Форма куполов православного храма
По форме условно различают следующие купола православного храма:
Шлемовидная форма символизирует воинство, духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла и тьмы. Напоминает о доблести защитников Земли русской.
Форма луковицы символизирует пламя свечи, обращающих верующих к словам Христа: «Вы – свет миру».
Шатровая форма купола – уникальная, присуща только России. Символизирует небесный свет и образ Богородицы.
Гранёная форма — при которой купол содержит шесть, восемь, двенадцать либо иное количество граней. Символизирует небесный цвет и красоту Рая и образ Богородицы.
Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у Собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, свидетельствует о красоте Рая (Небесного Иерусалима).
Разумеется, существуют и другие классификации форм куполов.
Цвет и значение куполов православного храма
Цвет купола (куполов) имеет важное значение в символике храма.
Золотой цвет
Чаще всего в православной традиции купола делают золотыми. Изначально на них наносилось сусальное золото.
Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий.
Следует отметить, что ныне повсеместно вместо золота используют менее затратную технологию покрытия куполов нитридом титана.
Синий цвет
Синие купола (в том числе, со звёздами) традиционно устанавливают на церквях Рождества Христова или над храмами, посвященными Богородице. Если символическое значение связано со Спасителем, то это олицетворение Вифлеемской звезды, напоминающей о рождении Христа от Девы Марии. Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.
Зелёный цвет
Зеленый цвет в христианской традиции является олицетворением Святого Духа. Поэтому такие купола возводят, как правило, над храмами, посвященными Святой Троице.
Серебряный цвет
Иногда можно встретить серебряные купола, символизирующие святость и чистоту. Как правило, такие храмы построены в честь конкретных святых.
Храмы, посвященные святым, могут быть увенчаны также зелеными куполами.
Чёрный цвет
Еще реже встречаются чёрные купола. Данный цвет в православной традиции тесно связан с монашеством. Поэтому такие купола преимущественно встречаются в храмах, расположенных на территории монастырей (либо бывших обителей). Хотя бывают и исключения, поскольку жизнь течёт и всё меняется.
Разноцветные
Существуют даже разноцветные купола, которые, пожалуй, встречаются реже всего. Это символические свидетельства красоты Небесного Царства. Ярким примером могут служить прекрасные купола знаменитого Покровского Собора, именуемого чаще всего также Собором Василия Блаженного. Того самого, всемирно известного, что расположен в Москве, на Красной площади.
Значение количества куполов православного храма
Некоторые храмы имеют не один, а несколько куполов. При этом количество куполов также имеет символическое значение.
Так:
Внешнее устройство православного Храма (примерная схема)
Представленные ниже примерная схема внешнего устройства православного Храма содержит лишь самые общие сведения. Но они дают определённое представление об устройстве подобного культового сооружения. Следует также иметь в виду, что представленные для обозрения отдельные архитектурные составные части и элементы органично объединены в единое целое. Причём это единение — итог исторически сложившихся многовековых принципов храмостроительства.
Некоторые архитектурные элементы храма
Ниже приведены определения отдельных деталей и элементов архитектурных сооружений, в основном, с внешней стороны сооружения. Надеюсь, что они помогут лучше понять внешнее устройство православного храма.
Начало перечня
Продолжение перечня
Как устроен храм внутри?
Словарь храмового зодчества
Зонт
Ист.: Плужников, 1995
Москва. Нижний ярус колокольни церкви Иоанна Богослова в Бронной слободе. Вид с юга.
Москва. Крыльцо Успенской церкви, что на Чижевском подворье.
Входная дверь церкви Казанской Богоматери в селе Ярополец Волоколамского района Московской области.
Остатки зонта над крыльцом Рождественской церкви на Николо-Пустопольском погосте бывш. Покровского уезда Владимирской губернии. Ныне урочище Курилово Московской области.
Остатки от узорного зонта над входом в Богоявленскую церковь в Ивановском (бывш. Ивановское-Овцыных) Калининского района Тверской области.
Главный фасад часовни иконы Божией Матери Взыскание Погибших у станции Ашукинская в поселке Ашукино Пушкинского района Московской области.
Московская церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Гончарах. Икона в изразцовом окладе.
Москва. Церковь Сергия Радонежского, что в Рогожской слободе. Икона на алтарной апсиде.
Вход в притвор Петропавловской церкви в Заборовье Вышневолоцкого района Тверской области.
Роспись восточного фасада Красной башни Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде Московской области.
Вход в Церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла Вознесенского Печёрского мужского монастыря в Нижнем Новгороде.
Зонт над входом Богородицерождественской часовни в д. Абрамово Кимрского района Тверской области.
Вход в Преображенскую церковь на бывшем погосте Спасском, что в Ченцах. Ныне вблизи д. Подосеново Кимрского района Тверской области.
Зонт над образом Богородицы на восточном фасаде Красной башни Саввин-Сторожевского монастыря в г. Звенигород Московской области.
Мозаичный Образ Спасителя на алтарной апсиде Троцкой церкви в селе Хотеичи Орехово-Зуевского района Московской области.
Западный вход церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что на Донинке, села Игумново Раменского района Московской области.
Церковь Праведного Лазаря на Осташинском кладбище в Ярославле.
Рождество-Богородицкий собор Пафнутьев-Боровского монастыря. Фреска над северным порталом (Богоматерь Знамение с предстоящими Феодором Стратилатом и Ириной Великомученицей).
Церковь Никиты Великомученика во Владимире. Южный вход.
Двери церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи Предтеченского прихода в городе Суздаль.
Космодемьянская церковь в Виноградово (Воскресенский район Московской области). Зонт над входом в храм.
Покровская церковь в Валуево Ленинского района Московской области. Козырёк над входом.
Богоявленский собор в Московском Богоявленском монастыре. Икона Царственных Страстотерпцев на западной стене храма.
Собор Грузинской иконы Богоматери. Зонт над крыльцом. Раифский Богородицкий мужской монастырь. Татарстан, Зеленодольский район.
Благовещенская церковь в Яковлевском (г. Ярославль). Кованый козырек и входная дверь.
Козырек нижнего яруса южного фасада колокольни церкви Вознесения Господня в Рыбинске Ярославской области.
Вход в часовню Иова в нижнем ярусе колокольни Успенского монастыря в Старице Тверской области.
Нижний ярус колокольни церкви Василия Великого в деревне Деревни Ростовского района Ярославской области.
Зонт южного портала собора Василия Великого в Васильевском монастыре в Суздале Владимирской области.
Зонт паперти Богородицкой церкви в Елохино Некрасовского района Ярославской области.
Зонт паперти Скорбященской церкви Цареконстантиновского прихода в Суздале Владимирской области.
Декор зонта западного притвора церкви Николая Чудотворца Николо-Мельницкого прихода в Ярославле.