Храм Николая Чудотворца построен в 1764 году на средства тульского купца Герасима Стефановича Сушкина и прихожан. Достраивался, в советское время не закрывался. Реставрируется.
Содержание
История [ править ]
Деревянная церковь Николая Чудотворца с приделом мучеников Фрола и Лавра известна в Крапивне 1616 года.
Каменный храм построен на средства тульского купца Герасима Стефановича Сушкина и прихожан в 1764 году. Архитектором проекта был Иван Барт.
В 1781 году в Никольской церкви обновили иконостас.
К 1823 году достроены два предела.
В советские годы храм не закрывался.
Современное состояние [ править ]
Памятник архитектуры федерального значения, проводится масштабная реконструкция.
Действует воскресная школа.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Тульская область, Щёкинский район, поселок Крапивна.
Проезд: от автовокзала города Щёкино до Крапивны ходят 2 прямых рейса и 3 проходящих автобуса.
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
В день памяти перенесения мощей Святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари, 22 мая 2016 года, в старинном уездном городе Крапивна празднуется 400-летие письменного упоминания о существовании прихода храма Николая Чудотворца.
Вскоре его детищем стал и Свято-Никольский храм в Крапивне, первоначальный чертеж которого 1740-х годов хранится в РГАДА. Являясь одним из последних в России зданий, возведенных еще в духе архитектуры середины XVIII столетия, храм построен в стиле провинциального барокко.
В географическом описании 20 губерний Российской империи Филипп Генрих Дилтей отмечает, что в 1767 году в Крапивне была соборная церковь. Именно новопостроенная Никольская становится таковой, после упразднения Троицкого монастыря и установления его церкви в качестве приходской для селян из слобод Крапивны. В подтверждение этого служит запись в одном из архивных документов, датированных 1783 г., в котором священник Никольской церкви Кондрат Иванов подписался «Соборной Николаевской церкви священником».
В 1781 г. В Свято-Никольском храме был установлен новый иконостас. В 1802 г. правящий архиерей епископ Мефодий разрешил прихожанам сделать в храме некоторые поправки, а именно обновить иконы и пришедшие в ветхость настенные росписи.
В начале XIX века Крапивна начинает разрастаться в своих границах, территориально увеличивается площадь городских слобод и прилегающих деревенек. Ввиду этого растет и число прихожан городских храмов. Поэтому в 1821 г. прихожане просили у правящего епископа Авраама благословения пристроить к Никольской церкви два придела: на правой стороне во имя Покрова Божьей Матери, а на левой – во имя Алексия Митрополита Московского. Кроме того, прихожане, в числе которых были и богатые крапивенские купцы 1-ой и 2-ой гильдии, просили пристроить и колокольню.
Так в числе жертвователей и ктиторов Никольского соборного храма были тульские и крапивенские купеческие династии, к которым относились такие знаменитые промышленники и предприниматели: М.Л. и А.И. Юдины, братья Тимофеевские, братья Залесские, Г.М. Барков, М.И. Малютин, Т. Залесков, Г.С. Сушкин, Н.С. Белобородов и многие другие. Именно благодаря династии Юдиных, представители которой являлись бессменными попечителями Никольского храма в XIX в., происходит дальнейшее преображение церкви. Так городской голова купец Алексей Иванович Юдин подписал прошение на строительство величественной колокольни. Прошение было принято Тульским епископом Авраамом. Строительство двух приделов длилось немногим больше одного года.
В 1822 г. был освящен теплый придел во имя Покрова, а придел во имя Алексия Митрополита Московского освятили годом позже. Внешнему устройству храма с пятью главами, покрытию его железом и внутреннему украшению много содействовал церковный староста Григорий Иванович Сушкин, получивший от епископа Дамаскина похвальный лист «за усердие к храму Божию». Одновременно с приделами, в 1822 г. была построена высокая каменная колокольня, на которой размещалось 6 колоколов общим весом 195 пудов (самый большой – 107 пудов).
Но не только колокольня, которая видна еще задолго до подъезда к Крапивне, привлекает своей красотой и величием. Архитектура всей церкви представляет собой квинтэссенцию и хрестоматийный пример стиля позднего барокко. Прихотливость, насыщенность декоративными формами, изощренная живописность, броскость и пышность сказываются буквально во всем, начиная от общего объемного архитектурного решения и заканчивая мелкими деталями.
К нижней части высокого центрального объема церкви примыкают с трех сторон вдвое более низкие полуцилиндры, придающие плану своеобразный трехлепестковый рисунок. В восточном полукружии размещен алтарь, а два боковых – служат увеличению внутреннего пространства храма. Форма плана настолько необычна для церквей середины XVIII века, что невольно возникает сомнение в построении двух боковых полукружий одновременно с основной частью храма.
В украшении фасадов применен чуть ли не весь арсенал барочных декоративных форм: углы основного высокого объема криволинейно скошены и украшены парными колоннами и пилястрами. Фронтоны затейливо изогнуты. Антаблемент многократно заломлен. Декоративное оформление изобилует кривыми линиями. Во всем чувствуется несоответствие форм логичному конструктивному решению.
Не менее нарядна и верхняя часть храма, хотя в завершении центрального светового барабана проступают следы каких-то более поздних переделок.
Кроме внешнего нарядного убранства храм издревле отличался и своим внутренним украшением. Богатый позолоченный иконостас упоминается в храмовых записях середины XIX в.. Сохранился он до наших дней в практически неизменном виде. К середине XIX в. на ризах и в утвари Никольской церкви числилось более 8 ф. серебра 84 пробы и более 14 ф. низшего достоинства. Доходные статьи по церкви составляли 60 десятин пашенной и сенокосной земли, принадлежащей священно- и церковнослужителям и отдаваемой ими внаймы. Помимо этого они пользовались процентами с двух билетов в 164 р. сер.
После революционного лихолетья 1917-го года началась постепенная и планомерная антицерковная программа власти. К сожалению, это коснулось и Крапивенского уезда, затем преобразованного в район. К концу 1930-х годов были закрыты все действующие храмы кроме Свято-Никольского. Долгое время партийное руководство не посягало на этот древний оплот веры Христовой. Соборный храм не закрывался и в самые тяжелые годы гонений на Церковь, и в годы Великой Отечественной войны. Настоятелям Никольского храма 1920-1940-е годы приходилось не просто, ведь на их глазах закрывались дорогие сердцу церкви, а на сослуживцев заводились сфабрикованные дела, духовенство отправлялось в лагеря. Контроль партийного аппарата за оставшимися священниками велся самым жесточайшим образом.
Тяжелым испытанием для прихожан Свято-Никольского храма явилась и начавшаяся война с фашистской Германией. Во время Великой Отечественной войны Крапивна была занята гитлеровцами (28 октября 1941) и освобождена 19 декабря 1941 на престольный праздник Свято-Никольского храма. Именно с заступничеством Святителя Николая Чудотворца крапивенцы до сих пор связывают избавление их дорогого городка от захватчиков. Даже в период немецкой оккупации в храме совершались богослужения, горели свечи, теплилась молитва прихожан за многострадальное Отечество наше.
В сложные годы советской власти, в период хрущевских гонений храм несколько раз собирались закрыть. Очередная попытка была предпринята властями в 1961 году и на протяжении нескольких последующих лет, ввиду того, что в районе был еще один действующий – Николая Чудотворца в п. Кочаки. Однако стараниями настоятеля храма закрытия церкви в 1960-е годы не произошло. Чудесным образом удалось отстоять Свято-Никольский храм от поругания. Именно в этот период настоятелем его стал человек ответственный и умудренный годами служения Церкви Христовой – протоиерей Серафим Хланта.
В первые годы его настоятельства проводились обширные работы по обновлению кровли храма и его внешнего убранства, т.к. храм практически не ремонтировался с послевоенных лет. Также еще одной важной задачей настоятеля было сохранение чтимых храмовых икон и поддержание внутреннего благолепия в церкви. Бывший Соборный, до революции, Никольский храм в безбожное советское время только один уцелел среди пяти церквей Крапивны, и на его настоятеле лежала большая ответственность: сохранить этот значимый культурный памятник, непоруганную святыню.
Позже Постановлением Совмина РСФСР 1969 года Никольскому храму п. Крапивна присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. При деятельном участии настоятеля были проведены новые крупномасштабные ремонтные работы в храме, и в двух прилегающих к нему зданиях – крещальне и сторожке.
Самым сложным в данный период было найти компромисс с властью, которая перешла от активного богоборческого столкновения к позиционному противостоянию. Крапивенский приход являлся одним из самых тяжелых по его внутренней обстановке. Районный партийный аппарат вел четкое наблюдение за состоянием жизни на приходе. Нередко священников переводили за их религиозно-пасторскую активность. Главной задачей о.Серафима было наладить контакт с местными органами власти для того чтобы спокойно окормлять паству своего прихода, в состав которого входила большая часть Щекинского района.
К сожалению, в 90-е годы, когда «лихорадило» нашу страну, наше общество, мало уделялось внимания внешнему облику храма, в результате чего пришла в негодность кровля, стены требовали проведения ремонтных работ, весь облик церкви говорил, что она «переживает» тяжелые времена вместе с ее прихожанами.
В новом XXI веке происходит новое рождение храма – начинаются полномасштабные ремонтные работы. С 2010 года это легло на плечи молодого и активного настоятеля о. Владимира Рост, который стал достойным продолжателем дела своих предшественников. В церкви трудами местных жителей и профессиональными строителями, было начато выполнение целого ряда задач. Летом 2012 года была проведена покраска стен и сводов двух зимних теплых пределов храма (в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Алексия митрополита Московского).
Вновь обновленная трапезная храма засияла блеском и чистотой белых красок, в сводах заиграл яркий свет. Следующим этапом по проведению благоустройства внутреннего вида храма было обозначено перекрытие полов в зимней части храма, что и было полностью завершено в 2013 году. Местные жители с радостью оказывали посильную помощь в таком благом деле как ремонт храма. Церковь, несмотря ни на какие обстоятельства, никогда не бывает покинута своими прихожанами, и Свято-Никольский храм этому является примером.
В 2014 году были проведены работы по замене витража колокольни, входной двери и проведена покраска паперти храма. Многое уже сделано, но много еще только предстоит. Требуется большое количество сил и ресурсов, чтобы вернуть храму его былой облик. Труды по улучшению благолепия в Свято-Никольском храме ведутся и по сей день.
В настоящее время служба в церкви регулярно совершается в субботние, воскресные и праздничные дни. Храм открыт каждый день для прихожан, постоянно происходит требоисправление. Настоятель храма о. Владимир активно занимается духовно-просветительской деятельностью совместно с прихожанами, сотрудниками ДК п. Крапивна и школами МО «Крапивенское». Сложившаяся приходская организация церкви по-настоящему может называться семьей, так как совместно решает общие проблемы и трудности. Основа прихода Свято-Никольского храма – простые люди: пенсионеры, учителя, провинциальные жители, служащие и работники культуры, школьники и студенты. Приходская молодежь и окормляемые о. Владимиром воспитанники реабилитационного центра «Страна Живых» принимают активное участие во всех духовно-просветительских мероприятиях храма.
Многие под словом церковь понимают только здание, ограниченное стенами и с крестом на куполе. Но церковь это еще и люди, собрание верующих людей. Как человек порой болеет и ему нездоровится, так и храм приходит в ветхость со временем. И главное, по мнению о. Владимира, что всегда находятся те люди, которые оказывают посильную помощь в залечивании ран такого живого организма как храм.
Священники
Иванов Борис (1727-1728)
Алексеев Федот (1734)
Борисов Алексей (1740)
Борисов Сергей (1746)
Борисов Косма (около 1770)
Павлов Никанор (1782-1789)
Иванов Кондрат(ий) (1783-1787)
Гумилевский Петр Алексеев (1788-1802)
Алексеевский Илья Иванов (1811-1831)
Руднев Афанасий Алексеев (1816-1857)
Мерцалов Никита Алексеев (1842-1855)
Моригеровский Михаил Иванович (1860)
Глаголев Сергей Иванович (1860-1916)
Покровский Петр (Иосиф) Михайлович (1862-1880)
Бобринский Флегонт Михайлович (1887-1916)
Зеленский Григорий Николаевич (1892-1916), учитель
Успенский Иоанн Дмитриевич (1915)
Кубриков Федот Иванович (1929-1943)
Григорий Александрович Нырков (1943), настоятель
Рождественский Евгений Иванович (1943)
Божанов Сергий Михайлович (1943-1948, 1950), настоятель
Говоров Федор Николаевич (1948)
Касимов Емельян Акимович (1950)
Постников Тихон Николаевич (1950)
Сретенский Николай Николаевич (1953-1954)
Солдатенков Андрей Елисеевич (1956-1958)
Аракчеев Иоанн (1959)
Козачинский Михаил Тихонович (1960-1964), настоятель
Хланта Серафим Петрович (1964-1994), настоятель
Безбородов Александр Николаевич (1994-2010)
Рост Владимир Оттович (с 2010), настоятель
Диаконы
Борисов Алексей (ранее 1740)
Борисов Сергей (до 1746)
Борисов Косма (до 1767)
Гумилевский Петр Алексеев (1787)
Иванов Феодосий (1789)
Гумилевский Филипп Алексеев (1795-1796)
Алексеев Иоанн (1801)
Беляев Василий (1822)
Никольский Иван Степанов (1822-1828)
Никольский Ипполит Иванов (1828-1855)
Богоявленский Павел Иванов (1879-1880)
Боголюбов (ранее 1880)
Богоявленский Алексей Петрович (1896-1898)
Спасский Николай Николаевич (1898-1900)
Богоявленский Гавриил Иванов (1900)
Беляев Александр Дмитриев (1906)
Губин Николай Дмитриев (1909-1915)
Артемов Михаил Михайлович (1955)
22 мая 2016 года в день Престольного праздника будет отмечаться годовщина 400-летия прихода Свято-Никольского храма п. Крапивна. Праздничные мероприятия будет предварять Божественная Литургия, служение которой возглавит епископ Белевский и Алексинский Серафим, начало в 9:00. По окончании праздничного богослужения состоится крестный ход и молебен перед образом Николая Чудотворца.
В 12:00 состоится открытие выставки в Крапивенском отделе ФГБУК ГМПЗ «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». Выставка рассказывает об истории прихода Свято-Никольского храма, на ней будут представлены предметы церковной утвари и богослужебного обихода, исторические документы и фотографии.
В 13:00 начнется праздничный концерт на главной площади п. Крапивна. В концерте примут участие коллективы МО «Крапивенское» и специально приглашенные гости.
Свято-Никольский храм п. Крапивна запись закреплена
20 июля видеоканал «Крапивна» дал старт неделе Крапивны в рамках виртуального культурно-просветительского марафона «Тульский Кремль и города Большой засечной черты». В ставшем привычным виртуальном формате зрители могут познакомиться поближе с уездным городом «К», заглянуть в его историю, и постараться открыть, хотя бы, небольшую часть его секретов. Показать полностью.
В рамках уникального шестичасового марафона увлекательных сюжетов мы представляем вашему вниманию небольшой рассказ об истории Свято-Никольского соборного храма в бывшем уездном городе Крапивна.
Смотрите полную запись марафона видеоканал «Крапива» по ссылке: https://тульскийкремль.рф/news/6373/
Свято-Никольский храм п. Крапивна запись закреплена
ПРАВОСЛАВИЕ.ВИДЕО.АУДИО
Свято-Никольский храм п. Крапивна запись закреплена
ПРАВОСЛАВИЕ.ВИДЕО.АУДИО
Свято-Никольский храм п. Крапивна запись закреплена
Православный журнал «Фома»
Нет, пожалуй, ничего особенного, что нельзя делать в праздник Успения Пресвятой Богородицы, но можно в другие дни года.
Успение — это один из двенадцати важнейших праздников (помимо Пасхи) в православном календаре. Для верующих важно побывать в этот день в храме, вместе с Церковью помолиться и вспомнить о событиях, в честь которых было установлено празднование. Показать полностью.
Казалось бы, прошло почти две тысячи лет — почему же то, что произошло так давно, важно помнить современному человеку? На примере Пречистой мы видим победу над смертью и путь вечной жизни. А еще знаем, что на Небесах у нас есть любящая и заботливая Заступница. И если есть это понимание, то не должно возникать вопросов о том, можно или нельзя в церковный праздник работать, заниматься хозяйством, пользоваться ножом, стричься, есть круглые фрукты и овощи и т. п. Существует множество странных поверий. Одно из них, например, утверждает, будто в Успение нельзя ходить в старой и тесной обуви, потому что, если натереть в этот день ноги, то в жизни ждут неудачи. Хотя очевидно, что дело не в дате, а в том, что в неудобных ботинках по возможности лучше не ходить вообще, чтобы не получить проблем со здоровьем.
Следовать такого рода суеверным представлениям не стоит не только в Успение, но и в другое время. Христианину в любой день года нужно следовать заповедям Христовым, любить Бога и ближних, стараться не грешить, работать над своей душой и руководствоваться правилом, сформулированным апостолом Павлом: «все мне позволительно, но не все полезно».
Свято-Никольский храм п. Крапивна запись закреплена
Православный журнал «Фома»
Календарь Успенского поста 2021
Успенский пост — время молитвенной подготовки к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Чем отличается церковная дисциплина этих дней? Рассказываем.
Свято-Никольский храм п. Крапивна запись закреплена
Журнал Московской Патриархии
Свято-Никольский храм п. Крапивна запись закреплена
Православие.Ru
ДЕНЬ ПАМЯТИ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА
Пантелеимон родился в Никомидии в конце III века. Родители назвали мальчика Пантолеон. Его отдали в ученики известному врачу, и он вскоре в совершенстве изучил науку врачевания, так что император Максимиан Галерий, заметив его искусство, взял Пантолеона во дворец и сделал своим личным врачом. Показать полностью.
Каждый день юноша проходил мимо дома, где скрывался от гонений императора пресвитер Ермолай. Святой, угадав душевные качества Пантолеона, однажды пригласил его к себе в дом и стал учить, что медицина может дать лишь слабое облегчение нашей страдающей и смертной природе и только Христос, единый истинный Врач, пришел дать нам спасение – без лекарств и без платы. От этих слов сердце молодого человека исполнилось радости, и он стал постоянно приходить к святому Ермолаю и учиться у него тайнам веры.
Однажды, возвращаясь домой, он увидел на дороге ребенка, умершего от укуса гадюки. Решив, что пришел момент проверить истинность обещаний Ермолая, он призвал имя Христа, и ребенок тотчас встал, а змея издохла. Радостный, Пантолеон побежал к Ермолаю и попросил не медля крестить его.
Пантолеон раздал свое наследство нищим, освободил рабов и с удвоенным рвением принялся за лечение больных. Он не брал с них никакой платы, кроме веры во Христа. Другие никомидийские врачи стали ему завидовать. Они донесли о нем императору. А языческие жрецы потребовали казнить опасного соперника.
Мученика опускали в котел с расплавленным свинцом, бросали в море с тяжелым камнем на шее и подвергали другим испытаниям, но Господь везде был с ним и хранил его невредимым. Разъяренный император приказал отрубить ему голову. Юноша с радостью отправился на место казни за городом. Но когда палач начал точить меч, тот расплавился, как воск от огня. Увидев такое чудо, находившиеся там воины исповедовали Христа. Пантолеон же призвал их исполнить приказ и обратился к Богу с последней молитвой.
С момента мученической смерти от мощей великомученика Пантелеимона не перестают совершаться исцеления, и для всех, приходящих с верой, они являются источником благодати Христа – единого Врача душ и телес.
ВЕЛИКОМУЧЕНИЧЕ И ЦЕЛИТЕЛЮ ПАНТЕЛЕИМОНЕ, МОЛИ БОГА О НАС! https://pravoslavie.ru/55370.html
Свято-Никольский храм п. Крапивна запись закреплена
Журнал Московской Патриархии
Свято-Никольский храм п. Крапивна запись закреплена
Журнал Московской Патриархии
ПРОТОИЕРЕЙ ЛЕВ МАХНО: «СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОСТ, ЯСЕН И ПОНЯТЕН» Ректор Тульской православной классической гимназии, заведующий кафедрой теологии Тульского университета протоиерей Лев Махно рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, как пастырю сохранить мир в семье и зачем современным подросткам древнегреческий язык.
Считаться святым на приходе очень легко
Показать полностью. — Ваше Высокопреподобие, в этом году исполняется пятьдесят семь лет вашего пастырского служения. Чем отличается духовенство советского времени от современного священства?
— Я начинал свое пастырское служение в советский период, чем-то, может быть, сложный. В своих размышлениях я часто возвращаюсь к этому времени. Сейчас в стране такая свобода, о которой мы тогда даже не мечтали! Но вместе с этим я помню, о чем мы говорили, когда собирались вместе, — о том, как сказать хорошую проповедь так, чтобы донести до своих прихожан ту или иную истину и чтобы при этом после службы тебя никуда не вызвали и не устроили разнос. Хоть это и было трудное в чем-то время, мы не жили пассивной жизнью, мы ставили перед собой задачи, которые пытались решать. Я вспоминаю те годы с большой любовью. И мне кажется, что, хотя и сейчас среди молодого духовенства есть образцовые пастыри, иногда приходится констатировать, что при полной свободе в обществе качество духовенства все же упало.
— Как вы думаете, что необходимо человеку, чтобы стать достойным пастырем, — вера, образование, какая-то внутренняя убежденность?
— Это все очень индивидуально. Полагаю, что здесь все-таки все идет от личной культуры. Мы говорим, что школа воспитывает. Нет. Воспитывает семья! И это я вижу на примере детей, у которых я почти тридцать лет принимаю экзамены. Я вижу, что дом — это основа. Если ты в своей семье ведешь себя как христианин, то ты понесешь это знамя и в своем церковном служении. Еще очень важно желать проповедовать. Если священник ставит перед собой такую цель — он на правильном пути. А если он пришел в храм как на работу, да если еще начинается гонка и он во время службы все на часы смотрит, — я не думаю, что из него выйдет хороший священник. Могу сказать, что там, где батюшка относится к своему делу как к служению, там, где он охотно проповедует, народа всегда будет много.
— Сейчас принято говорить, что у духовенства бывает кризис пастырского служения, синдром профессионального выгорания. Может быть, из-за этого иногда священники уходят из Церкви? Действительно люди устают или просто неправильно в какой-то момент выбрали свое призвание?
— Я не вижу здесь проблемы. Как можно вытолкнуть из Церкви человека, если он человек церковный? Недостатки в любом обществе есть, и это нормально. Нужно прежде всего всегда искать причину своего состояния. Вот этот принцип в жизни важен — ты священник и должен понимать, что ты делаешь и зачем. А если это понимание отсутствует, то начинается брожение ума и потеря духовности. Когда человек говорит одно, а делает другое — этот процесс является пагубным для него самого. Священник должен быть прост, ясен и понятен. Если священник принимает благодать, он должен стараться ей соответствовать: в храме, на улице, дома, в гостях. Мне всегда очень нравилось со старым духовенством общаться. Я до сих пор, хотя старый уже стал, вспоминаю дни, когда я ребенком бывал в гостях в семьях батюшек, это для меня всегда было примером для подражания. Я видел, как они достойно даже за обедом себя вели.
Не надо пенять на то, что в Церкви сейчас все ужасно. В Церкви все как было, так и есть. А вот мы бываем или плохие, или хорошие. Все зависит только от тебя и, конечно, от твоего воспитания.
Мы не избраны Богом от утробы матери, как преподобный Сергий Радонежский. И бывает такое, что у священника наступает уныние и ему не хочется ничего, даже молиться. И тут должна подключиться воля. Молитва не идет? Ничего, хотя бы Иисусову молитву почитай! Разберись, что с тобой случилось. И когда ты находишь причину этого безблагодатного состояния в себе, ты просто ломаешь это все — и тогда вся твоя жизнь снова входит в нормальные рамки. Не надо тут и придумывать ничего.
Ничего страшного в этом нет, это жизнь. А когда мы начинаем из себя представлять какой-то пузырь большой, то, конечно, это плохо. Не надо этого совершенно. Считаться святым на приходе очень легко. Очень! Особенно когда тебя люди уважают. А ты борись. Ты будь попроще! Понимай, что ты из себя представляешь на самом деле, и не считай себя подвижником ни в коем случае.