красная горка монастырь пинежский район
Красная Горка. Красногорский Богородицкий монастырь.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Красногорский Богородицкий мужской общежительный монастырь располагался на правом берегу реки Пинеги в 195 верстах от города Архангельска, в 16 верстах от села Пинега, на высокой Чёрной горе.
Обитель основана в 1606 году преп. Макарием Красногорским и до 1630-х годов назывался Черногорским монастырём. «Наименование (Красногорский) это монастырь получил от красивого вида, сообщенного этому месту трудом иноков». Вскоре доброе дело нашло поддержку. К игумену Варлааму и иеромонаху Макарию присоединился странствующий московский монах Иона с братией. Стали расчищать Черную гору от леса и к осени 1608 года возвели первый деревянный храм, освятив его во имя Пресвятые Богородицы честные ее Похвалы. Приобрели четыре колокола, которые за неимением колокольни повесили на двух столбах. С 1629 года наступил новый период в истории уже Красногорского монастыря. Лес сменился лугами и пашнями, было построено несколько храмов и келий, амбары, мельницы и хозяйственные дворы. Особо часто любил посещать Красногорский монастырь сосланный на житье в Пинегу князь Василий Васильевич Голицын. Родился он в 1643 году. При царе Федоре Алексеевиче занимал ряд государственных должностей. 7 июля 1682 года правительницей Российского государства в результате дворцового переворота стала Софья Алексеевна, сестра Петра I. Главой ее правительства был назначен фаворит царевны Начальник Посольского приказа князь Голицын. Но он не долго занимал высокое положение.
9 сентября 1689 года князь Голицын был юным Петром I «отрешен от всех должностей», лишен всех чинов и имений и с женою и детьми сослан в Каргополь, а затем был переведен на Пинегу. Скончался князь Голицын 21 апреля 1714 года и был погребен в Красногорском монастыре. Могила находится «на южной стороне, аршинах в двух от церкви, накрыта небольшой плитою».
В 1920 году Красногорский монастырь был разорён и закрыт. Эта же участь постигла книги и церковную утварь, принадлежавшие обители. Судьба обеих монастырских икон — Грузинской и Владимирской — неизвестна. Правда, в отчете в Московскую Патриархию архиепископа Архангельского Леонтия, датированном 1946 годом (по данным Д. Иванова), упоминается о том, что «Грузинскую» икону носили во время крестного хода, который совершался в 1946 г. в Архангельске.
Однако дальнейшая судьба этого чудотворного образа неизвестна. В зданиях монастыря располагалась коммуна, потом — лагерь отдыха для детей. До 1990-х годов в уцелевших монастырских постройках размещался психоневрологический интернат. В церкви сохранилось пара фресок.
В пятнадцати километрах ниже поселка Пинега на вершине горы — самом высоком месте по всей реке расположен бывший Красногорский монастырь, игравший в XVII—XIX веках немалую роль в жизни края.
Основан он в 1604 году священником соседнего Юрольского прихода Мироном, который принес из Кеврольской церкви почитаемую икону Владимирской Божьей Матери и водрузил ее на горе, называемой Черной: «место горнее, от людей удаленное, черными лесами окруженное». Два года он с помощниками расчищал округу от леса, постригся в монахи под именем Макария и бил челом царю, прося разрешение на основание монастыря. Василий Шуйский ответил: «есть место годно к монастырскому строению. на Пинеге реке близ Волока Пинегского в диком лесу, словет Черная Гора. да будет так, как нам поп Макарий бил челом. »
В 1607 году «искусный в церковном строении плотник Яков» среди леса срубил первый деревянный храм и вокруг него несколько келий. Рядом повесили колокола на двух столбах. До 1629 года, пока ярославский купец Егор Лыткин не пожертвовал в монастырь Грузинскую икону Божьей Матери, а вместе с ней немалую сумму на строительство, обитель влачила жалкое существование. Вскоре на Черной Горе возводится новая церковь. Тип ее — шатер на крещатой бочке, столь распространенный в этих краях, точно оговорен в письме купца к игумену Макарию: «. среди кровли церковной сделать четыре бочки со всех сторон. и с тех бочек вывести шея, маковица и крест опаять железом белым. шатров не делать, ради того, что высокие церкви молниею пожигает. Место вам под нову церковь избрать покрепче и попространнее. ». Рядом — шатровая колокольня с «боевыми часами» на ней и еще одна церковь, у которой «верх рублен клинчатой», иначе говоря, клетская. Вскоре срубили и монастырскую ограду «тыном стоячим», то есть из вертикально поставленных один к одному бревен с заостренными верхними концами. В XIX веке ее заменили каменной.
Все чаще монастырскую гору называют не Черной, а Красной — красивой. И действительно, место это исключительное — отсюда открывается величественная, захватывающая дух панорама. Под самым монастырем, на склонах — луга, врезающиеся в густой лес, далеко внизу серебрится река, то вступающая в высокие лесистые берега, то разливающаяся по широким наволокам. На самом горизонте, где Пинега делает крутой поворот, чуть заметно село Сояла, когда-то известное своей шатровой церковью. Поближе, на том же левом берегу, Юрола — одно из древнейших поселений в этих местах. В хорошую погоду можно увидеть Вонгу, находящуюся напротив поселка Пинеги.
Во второй половине XVII века монастырь разбогател. Царь Алексей Михайлович разрешил «на большое море окиян. посылать на дву кочах для рыбного и звериного промыслу. наемных людей». Монастырские суда стали доходить даже до Новой Земли, там промышляли белых медведей и песцов. Монастырь построил свои подворья в Холмоюрах, Архангельске, Пустозерском остроге. Семга, сиги, икра прямо оттуда посылались к царскому столу. В ответ шли новые льготы. Лучшие пахотные земли и сенокосные угодья на много верст вокруг были захвачены монастырем. Понятно, что окрестные крестьяне из-за множества притеснений часто нападают на него, «чинят всякую смуту и мятеж»,— жалуется настоятель. В обители жизнь была отнюдь не аскетическая, да иначе бы и не потребовался указ холмогорского архиепископа Афанасия: «А вина себе в монастырь отнюдь. не покупать и. нигде не держать. и смотреть накрепко, чтобы. никто не пил и не бражничал. а женску полу в келий. не пущать. и на скотском дворе. держать пожилых вдов в совершенных летах».
Большую известность монастырь приобрел и оттого, что его часто навещал сосланный в эти края князь Василий Голицын, бывший начальник посольского приказа, приближенный царицы Софии, один из образованнейших людей России конца XVII века. Здесь же по завещанию он и был похоронен в 1714 году. Могильная плита до наших дней не сохранилась.
В 1716 году после пожара деревянной церкви возникает мысль о каменном храме, но понадобилось специальное разрешение Петра I, так как по его указу в связи со строительством Петербурга было запрещено по всей империи возводить каменные здания. Спасло дело то, что строительный материал уже находился в монастыре. Трехпридельный собор Грузинской Божьей Матери был освящен в 1735 году. Облик его характерен для каменной провинциальной архитектуры первой половины XVIII века, когда новое, связанное с петровскими преобразованиями, затейливо переплеталось со старым, традиционным. Храм повторяет композицию ярусных деревянных церквей: на четверике два восьмерика. Здание, построенное из крупного кирпича с забутовкой, украшено карнизами, поясами и пилястрами, слабо выступающими из плоскости стен. Мастер робко, словно с опаской осваивает новую для него ордерную систему. Зато окна с перспективными проемами и наличники, некоторые из них завершаются кокошниками — характерный мотив XVII века — выполнены куда более уверенно. Внутри собор, вероятно, напоминал зал и производил внушительное впечатление: своды не имеют столбов, и потому пространство оказывается цельным, нерасчлененным.
В одном комплексе с главным храмом и на одной оси с ним возвели просторную трапезную, а над нею деревянную колокольню, замененную в 1802-1807 годах каменной — самым высоким сооружением монастыря.
Теперь собор находится в аварийном состоянии, он продолжает разрушаться, как, впрочем, и другие постройки. Исчезла ограда, несколько лет назад снесены главные Святые ворота, территория застраивается хаотично, разрушается целостность ансамбля.
КРАСНОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Основан в 1606 году преподобным Макарием Красногорским на горе Чёрной, до 1630-х годов назывался Черногорским монастырём. Основатель монастыря принёс в обитель список Владимирской иконы Божьей Матери.
Вскоре после основания монастырь попал под покровительство богатого ярославского купца Егора Третьяка Лыткина. По его инициативе в 1629 году сюда была перенесена икона Грузинской Божьей Матери, после чего монастырь стал привлекать многочисленных богомольцев. Лыткин делал в монастырь богатые вклады деньгами, церковной утварью, богослужебными книгами (пожертвовал более 100 книг, причём 73 из них были переписаны им самим). Лыткин выстроил в монастыре по своему плану новую церковь.
В 1640 году умер основатель монастыря — преп. Макарий Красногорский. Место его погребения ныне утрачено.
В 1695 году обитель пережила пожар.
С 1764 года — заштатный монастырь.
В 1920 году Красногорский монастырь был разорён и закрыт. Судьба обеих монастырских икон — Грузинской и Владимирской — неизвестна.
В зданиях монастыря располагалась коммуна, потом — лагерь отдыха для детей. До 1990-х годов в уцелевших монастырских постройках размещался психоневрологический интернат.
В 2006 году были восстановлены жилое здание монастыря, его пристройки и обустроена прилегающая территория (в основном для нужд туристического комплекса «Красная Горка»). Через некоторое время восстановленные корпуса снова пострадали от пожара
На территории монастыря захоронен князь В. В. Голицын, скончавшийся в Пинеге в 1714 году.
КРАСНОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ запись закреплена
Храм Архистратига Божия Михаила ст. Круглое Поле
Не просите у Бога ничего, кроме исполнения воли Его, ибо Он сам знает, что ниспослать нам.
преподобный Серафим Вырицкий
Svetova Nastya запись закреплена
КРАСНОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ запись закреплена
С праздником!
Акафист Божией Матери в честь её иконы «Владимирская»
КРАСНОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ запись закреплена
С праздником!
Акафист чудотворной иконе Божией Матери «Грузинская»
АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЁ «ГРУЗИНСКАЯ»
Избранней от всех родов, Божией матери и Царице пред пречистым Ея образом, со умилением хвалебная пения приносим: Ты же, яко имущая к роду христианскому милосердие неизреченное, от бед и скорбей избави всех нас Тебе зовущих: Радуйся, Невеста Неневестная.
Показать полностью.
Архангелов и Ангелов чини благоговейно Тебе служат и вся Небесныя Силы немолчными гласы Тя, Богородице Дево, воспевают, яко рождшую небесных воинств Царя: мы же земнороднии, трепетно предстояще чудотворному Твоему лику бренными устнами вопием Ти сице: Радуйся, от всех родов ко искуплению рода нашего избранная; Радуйся, Духа Святаго дарований преисполненная. Радуйся, Херувимов и Серафимов превозшедшая; Радуйся, таинству спасения рода человеческаго послужившая. Радуйся, святое вместилище Слова Божия; Радуйся, неописанное Слово Отчее в ложеснах Своих носившая. Радуйся, пророческих глаголов неложное исполнение; Радуйся, вину прародителей рода нашего рождеством Твоим искупившая. Радуйся, предстательство роду христианскому от Бога дарованное; Радуйся, спасения рода человеческаго начало. Радуйся, лествице Божественнаго снисхождения; Радуйся, мосте от земли к небеси земнородных возводяй. Радуйся, Невесто Неневестная.
Видящи Пречистая с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Своим во славе пребывает, озлобление противу святынь христианских во стране Грузинстей, попущением Божиим во дни оны бывшее от Персскаго царя Аббаса, Грузинскую страну разорившаго и храмы Ея христианския осквернившаго, и хранящи святую икону от таковаго поругания, страны Российския мужу верну и благоговейну Стефану, благопромыслительне ведати ю вспомоществовала еси, Владычице. Стяжав убо сей верный раб святыню Твою, во умилении сердца, возопи Богу: Аллилуиа.
Разумети хотя благоговейный муж Георгий недоуменную тайну откровения Твоего, Владычице, о некоем бесценном бисере, приставником имения его во стране Персидстей приобретеннем, с Патриархом Филаретом совещашеся. Мы же таинственному вразумлению Преблагословенныя, свыше верным рабом подаваемому, дивящеся, благоговейно вопием к Ней: Радуйся, сокровенныя тайны благодати Божия верным открывающая; Радуйся, устнами православных хвалу Богови совершающая. Радуйся, неверных агарян, святыню Твою презревших, посрамляющая; Радуйся, славою чудес Твоих верных смыслы озаряющая. Радуйся, почитанию святых икон нас наставляющая; Радуйся, Христову веру во стране нашей утверждающая. Радуйся, обитель иноков Красныя Горы святым Твоим образом освящающая; Радуйся, день принесения честныя Твоея иконы исцелением инока знаменовавшая. Радуйся, безценный бисер, святую Твою икону, якоже рекла, нам даровавшая; Радуйся, безценный бисер, Христа, на спасение наше рождшая. Радуйся, честным Твоим образом страну нашу посетившая; Радуйся, мирную обитель иноков неотъемлемым богатством обогатившая. Радуйся, Невесто Неневестная.
Сила Вышняго осеняет выну с верою притекающих к державному покрову Твоему, Владычице, и благоговейно чтущих чудотворную икону Твою, Богомати: ей бо дадеся благодать от Бога всяк недуг и всяку язю в людех врачевати, темже благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.
Имеющи промышление теплое о людех зимныя полунощи, Гору Красную под кров Твой, Богомати, прияла оси, и обители иноков тоя честный образ Твой милостивно даровала еси: да зряще токи чудес, преизобильно на молящихся Тебе с верою изливаемыя, во умилении, вопиют Тебе, Владычице: Радуйся, смиренную обитель иноков Красныя Горы державным покровом Твоим осеняющая; Радуйся, чудесами от святыя Твоея иконы Гору Красную прославляющая. Радуйся, подобие благодатнаго Афона на зимней полунощи явившая; Радуйся, Гору Красную житию иноческому чудно указавшая. Радуйся, в щит и ограждение места того цельбоносную икону Твою даровавшая; Радуйся, поселившымся на сей святей горе инокам обитель тихую создавшая. Радуйся, житие чина иноческаго во спасение душ устрояющая; Радуйся, всем хотящым улучити спасение споборствующая. Радуйся, Красную Гору и обитающих на ней благодатным Твоим омофором покрывающая; Радуйся, притекающих к Твоему покрову и заступлению не оставляющая. Радуйся, слабых на пути добродетели укрепляющая; Радуйся, заблудших на путь истинный наставляющая. Радуйся, Невесто Неневестная.
Красная горка монастырь пинежский район
Красная Горка — деревня в Пинежском районе Архангельской области. Расположена на берегу реки Пинеги, в 15 км от посёлка Пинега. Население деревни, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, составляет 30 человек.
Описание Красногорской обители (1910 г.):
«С вершины большой горы, возвышающейся почти на полторы версты, открывается прелестный вид на окрестные поля, зеленеющие луга, на изрезанную островами реку Пинегу, на сплошную величавую громаду густого леса, темною рамою окаймляющаго этот мирный, дышащий спокойною, величественною красотою ландшафт. И над всем этим с вершины горы царит Красногорская обитель, которая еще издали открывается взору путника со своими храмами, колокольнями и чистенькими уютными строениями, отчетливо вырисовывающамися на зеленом фоне живописной горы. 1 «
Историческая справка
Красногорский монастырь стоял на реке Пинеге. Место, где находился монастырь, гористое, окруженное мрачными лесами, а потому издревле называлось Черною горою, и монастырь долгое время звался Черногорским, затем был переименован в Красногорский. Появился монастырь следующим образом.
Летом 1603 года в Царство Бориса Федоровича Годунова некто Воскресенской Кеврольской церкви Игумен Варлаам, по некоторому явлению ему, пообещал перенести и «поставить» на Черную гору находившейся у него образ Пресв. Богородицы Владимирской из Кевроля, «к исполнению этого дела получил и случай удобный», а именно- в ту пору в Кевроле находился со своими делами Юрольский священник- Мирон, ему и было поручено икону эту отнести на ту Черную гору. Юрольская волость, где священник сей жил, лежала близ Черной горы «за одною рекою».
Священник Мирон икону принес и поставил на Черной горе, как приказано было от Игумена Варлаама, потом близ той иконы водрузил крест, крест огородил досками, а потом и сам, по совету некоего монаха Ионы, который вовремя «Гришки Самозванца» от гонений польских и литовских стран странствовал, и по увещанию прежде упомянутого Игумена Варлаама, принял монашество, и наречен был Макарием, начал жительствовать на той горе. Напоследок, сам отлучился в Москву «бить челом» Царю и Великому Князю Василию Иоановичу «о даче на той Черной горе под монастырь места», а Иона там оставшись начал рубить лес и готовить на церковное строение, Иона поставил себе келью на упокоение близ указанного креста.
Выше упомянутая деревянная церковь в Красногорском монастыре в 1611 году сгорела, по сгоранию которой за скудностью сперва пристроен был для священнослужителя алтарь к келье, потом при правлении ПЕТРА I, по грамоте Варнавы Архиепископа Холмогорского, данной 3 июня 1722 г, заложена новая каменная церковь- с теплою трапезою; а в ней, престол Пресв. Богородицы Владимирской, который и освящен по грамоте Архиепископа Варнавы, 28 февраля 1726 года, а в большой холодной во имя Пресв. Богородицы Грузинской престоле освящен 22 марта 1755 г при Императрице Анне Иоановне Германом Архиепископом. В 1812 году колокольня в сем монастыре деревянная, на ней имелось колоколов больших и малых семь, ограда и кельи деревянные. Царского жалованья на достройку церкви получил сей монастырь 1000 рублей от Императрицы Анны Иоанновны.
В монастыре имелось три храма. Главный каменный собор в честь Грузинской иконы Божьей Матери с двумя приделами: в честь Владимирской иконы Божьей Матери и в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех. В этом храме находились главные святыни Красногорской обители: две чудотворные иконы Божьей Матери — Владимирская и Грузинская. На обратной стороне иконы Владимирской Божьей Матери рукою ее прежнего владельца игумена Варлаама сделана надпись: «Божию милостію и молитвами Пресвятыя Богородицы, Ея явленіемъ, Воскресенскій игумен Варлаам Кеврольский десятины благословил вдового попа Мирона образом Пречистыя Богородицы сея иконы и по Ея явленію велелъ строити пустыню и монастырь в Черной горе, где она произволила». Второй храм, — деревянный, в честь Похвалы Божіей Матери, — построен над св. воротами. Третий храм — также деревянный, во имя Всех Святых, — построен на Малой горе; которая отделялась от главной Красной горы небольшою долиною.
М онастырь обнесен был каменной оградой, за которой находились монастырские службы и хозяйственные строения. При монастыре имелась гостиница для богомольцев и странноприимный дом.
Красногорский монастырь имел свое подворье в Архангельске и в Санкт-Петербурге. В Архангельске подворье находилось на углу Троицкого проспекта и Театральной улицы. Устроено оно в 1865 году. В нем имелся один храм в честь Грузинской иконы Божией Матери, построенный сначала в виде часовни, а затем в начале девяностых годов XIX века обращенный в церковь.
Подворье Красногорского монастыря в г. Санкт-Петербурге
В Красногорском монастыре погребен был боярин Князь Василий Васильевич Голицын, который со времен Царя Алексея Михаиловича в разных должностях служил до Царя Петра I, от которого за «особливую привязанность» к Царевне Софье, 5 сентября 1689 го отрешен был от всех дел, сперва сослан с женою и детьми в Каргополь, потом 5 марта 1691 переведен будучи на вечное житие в Пустозерский острог, а в 1715 г в Великопинеге скончался, откуда тело его перевезено и погребено в Красногорском монастыре.
В монастыре еще в 1910 году хранились дары знаменитого в свое время князя. В числе вещей, оставшихся от него, находился Пролог за июль и август, прописанный по листам рукою самого князя; на доске переплета имелась надпись: «сию книгу положил в дом Пресвятыя Богородицы на Красногорскую гору князь Василий Васильевич Голицын». В келье настоятеля хранился шитый по холсту образ Божией Матери; точно такой же шитый образ распятия, по венцу пронизанный жемчугом, такая же плащеница с изображением святые со креста и воздухи хранились в соборном алтаре. Все эти вещи, по преданию, шиты руками царевны Софьи.
Имеелся еще почернелый от времени, без рамки портрет царя Алексея Михайловича, писанный масляными красками, хорошей работы-также собственность Голицына. В монастырском синодике на вечное поминовение князей Голицыных записано 20 имен, внизу которых рукою самого князя написано его имя, имя Евдокии и имена князей Михаила и Алексея — его сыновей.
Святыни Красногорского монастыря и его красивое местоположение привлекали сюда значительное количество богомольцев, которых особенно бывало много во время крестных ходов. К 26 августа ежегодно Грузинская икона Божией Матери торжественно крестным ходом переносилась в Архангельск и пребывала там до третьего воскресенья Великого поста. Ко времени отбытия Грузинской иконы Божьей Матери из Архангельска сюда приносится Владимирская икона Божией Матери, которая торжественно провожалась из монастыря в среду на второй неделе Великого поста.
Кроме того, значительное стечение народа бывало на храмовые праздники и другие торжественные дни: в субботу пятой недели Великого поста — храмовой праздник Похвалы Пресвятой Богородицы; 22 июня — по случаю чудесного спасения обители от пожара; 23 июня — храмовой праздник чудотворной иконы Владимирской Божией Матери; в этот день совершался крестный ход в часовню на святой ручей за 5 верст (5к м) от монастыря; 6 июля — в честь чудотворной Грузинской иконы Божией Матери с крестным ходом вокруг монастырской ограды; 22 августа — в память принесения этой иконы в монастырь; 6 сентября — в память чуда Архистратига Михаила в Хонех; и, наконец, в среду пятой недели Великого поста, когда приносится в монастырь обратно Грузинская икона после пребывания ее в Архангельске.
В 1920 году Красногорский монастырь был разорён и закрыт. Судьба обеих монастырских икон — Грузинской и Владимирской — неизвестна. Икона Грузинской Божьей матери исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда монастырь вновь открылся. Тогда архангельский епископ Леонтий сообщил в Московскую патриархию, что икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. Есть сведения, что до конца 50-х годов она находилась в Третьяковской галерее. Однако ревизия 1964 года, проведенная в фондах галереи, не обнаружила образа. Либо он был похищен, либо продан советским правительством за границу. Факты такой продажи музейных ценностей имели место в советской истории.
Точный мерный список иконы Грузинской Божьей матери, 1707 год
В советские годы в зданиях монастыря располагалась коммуна, затем- лагерь отдыха для детей.
До 90-х годов XX века в уцелевших монастырских постройках размещался психоневрологический интернат. Затем для нужд туристического комплекса «Красная Горка» в 2006 году были восстановлены жилое здание монастыря, его пристройки и обустроена прилегающая территория.
В наши дни от былого великолепия Красногорского монастыря остались только руины, в руинах храма чудом сохранились две фрески — «Рождество Богородицы» и «Успение Божьей матери», но время делает свое дело, скоро и от них останутся одни лишь воспоминания.