красная площадь гум храм василия блаженного
Цветок на Красной площади. 10 интереснейших фактов о храме Василия Блаженного (Покровский собор)
— Кроме Лобного места от древних памятников Красной площади сохранился
Покровский собор, более известный под названием Храма Василия Блаженного.
Он был построен в 1555–1560 годах русскими зодчими
Бармой и Постником Яковлевым в честь присоединения к России Казанского царства.
— Посмотрите налево! ГУМ — Государственный универсальный магазин.
Яркий пример вычурной, псевдорусской архитектуры конца девятнадцатого столетия.
— Иди отсюда!
«Я шагаю по Москве», кинофильм
После уникальной авторской экскурсии, которую для блогеров провела Татьяна Григорьевна Сарачева, кандидат исторических наук и заведующая Покровским собором (филиал Государственного Исторического музея), длительностью в 4 часа, начинаешь смотреть на этот великолепный храм совершенно другими глазами…
Татьяна Григорьевна — настоящий Хранитель собора-музея, и, может быть, даже его Ангел с невидимыми крыльями. Я смотрела на неё и думала о том, какое это счастье, когда человек находится на своём месте в профессии, потому что невооружённым глазом видно как она любит свою работу. За 4 часа кроме массы информации об истории этого архитектурного памятника, нас ожидало ещё немало сюрпризов, были развенчаны легенды, стали открытыми скрываемые ранее детали.
Итак. 10 самых интересных фактов.
1. Покровский собор построили всё-таки фрязи! Фрязины-итальянцы, мастера эпохи Возрождения, а не Барма и Постник! Я так порадовалась этой информации, поскольку она означает, что никто глаза нашим мастерам не выкалывал!
2. Собор является обетным. Он был построен по обету Ивана Грозного в случае победы над Казанским ханством, построить храм в Москве. Казань была покорена в 1552 году, Иван IV даёт распоряжение построить церковь на Взлобье Троицкой площади (так называлась раньше Красная площадь). Сначала был возведён деревянный восьмипрестольный храм, потом в 1555 году — девятипрестольный каменный. Собор строился около 7 лет в сер.15 века (1555–1561).
20-30 м и маленьких
15 м), которые сориентированы по сторонам света и 2 придела.
Север (2): церковь Андриана и Наталии (бывшая Киприана и Иустины, выходит на Красную площадь)
Юг (3): церковь Николы Великорецкого (выходит на Москва-реку)
Запад (4): церковь Входа Господня в Иерусалим (выходит на Кремль)
Восток (5): церковь Святой Троицы (выходит на Средние Торговые ряды)
ЮЗ (6) — церковь Варлаама Хутынского
ЮВ (7) — церковь Александра Свирского
СВ (9) — церковь Иоанна Милостивого (бывшая Церковь Трёх Патриархов Константинопольских, Иоанна, Павла и Александра)
СЗ (9) — церковь Григория Армянского
Над месте захоронения Василия Блаженного (угол между церковью Святой Троицы и церковью Трёх Патриархов Константинопольских) в 1588 году был пристроен придел Василия Блаженного (10-я церковь).
Над могилой Иоанна Блаженного в 1672 году возведён придел Рождества Богородицы.
Церковь св. Иоанна Блаженного — 11-я. О ней мало говорят и мало знают, т. к. она находится на реставрации.
Все церкви соединены друг с другом системой переходов.
4. У собора церквей 11 и куполов — 11, но!
Кроме глав на храмах есть ещё купол над колокольней.
Купол над двумя церквями-приделами (св. Василия Блаженного и св. Иоанна Блаженного) — один общий.
5. В плане храм образует восьмиконечную звезду.
Восьмиконечная звезда образована совмещением ромба и квадрата. По углам ромба расположены большие церкви, по углам квадрата — малые.
Восьмиконечная звезда или «русская звезда, звезда Богородицы, Вифлеемская звезда» — это символ Богородицы, заступницы за весь род человеческий и покровительницы Московского царства (и России). Восьмиконечная звезда — это путеводная звезда, ведущая человека к Небесному Иерусалиму, священному граду, мировому центру, несущему спасение православному миру. Восьмиконечная звезда — символ соединения мужского и женского начал, созидающих жизнь.
Также, есть мнение, что храм похож на цветок с 8-ю лепестками.
6. Собор связан с именами не одного, а двух московских блаженных.
Василий Блаженный (Нагой), который исполнял свой подвиг юродства, ходя в любое время года без одежды.
Иоанн Блаженный (Большой колпак), напротив, носил тяжелые вериги и железную шапку-колпак.
Василий Блаженный был захоронен у стены церкви Святой Троицы в 1557. Через 30 лет в 1588 году он был канонизирован и над его могилой возвели маленькую церковь, в которой сейчас находится рака Василия Блаженного. Мощей в раке нет, она пустая, но рака располагается прямо над тем местом, где когда-то был погребен московский святой. Первая подлинная рака была утеряна в Смутное время, вторая — поздняя, серебряная, кованая, выполнена в 19 веке. Сень (кованый балдахин) над ракой символизирует, что над этим местом простёрлась тень Божьей благодати. В церкви каждое воскресенье и по праздникам проходят службы.
Иоанн Блаженный скончался через два года после Василия Блаженного, завещав упокоить его в Покровском соборе в 1589 году. Над его захоронением в 1672 году была также воздвигнута маленькая церковь-придел в его честь. Сейчас этот храм находится на реставрации, доступ в него закрыт. После окончания реставрации здесь будут находиться мощи св. Иоанна Блаженного.
Два храма — св. Василия Блаженного и Иоанна Блаженного — относятся к «комплексу нижних церквей собора», а вместе с подклётом из белых «дышащих» известковых кирпичей и окнами-«продухами», которые поддерживают здесь уникальный микроклимат — нижний первый ярус (тёплый).
7. В храме уникальная акустика. Древние мастера вмонтировали в стены акустические резонаторы, которыми являлись самые обыкновенные глиняные кувшины. Эта простая «хитрость» позволяла усиливать любые звуки. И сейчас можно почувствовать, как музыка, которая звучит, например, в Покровском храме, буквально поднимается вверх, под купол,
8. Собор Василия Блаженного построен по формуле «божественной гармонии», в его идеальных пропорциях скрыта гармония «золотого сечения». Соотношения высоты и основных частей этого храма образуют ряд золотого сечения (ряд Фибоначчи, когда меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. 62% и 38%, или величина — 1,6180339887).
9. Рисунки куполов — уникальны. Ни один купол не повторяет другой. Форма глав — луковичная.
Формы декоративных элементов куполов 4-х малых церквей и 1-й большой (церкви Входа в Иерусалим) содержат знаменитые пять Платоновых тел (правильных многогранников: тетраэдр, куб, октоэдр, икосаэдр, додекаэдр).
Иностранцы сравнивали их с «чешуей кедровой шишки, ананасом и артишоком».
10. 15 июля 2018 года Собору Василия блаженного исполнилось 457 лет согласно надписи, обнаруженной на стене храма.
И ещё одна очень интересная гипотеза.
При взгляде на собор сверху расположение куполов напоминает гелиоцентрический макет солнечной системы!
Купол церкви Покрова Пресвятой богородицы — Солнце.
Купол храма Василия Блаженного — Земля
Купол церкви Трёх Патриархов — Луна
Купол церкви Николы Великорецкого — Юпитер
Купол церкви Входа господня в Иерусалим — Нептун
Купол церкви Варлаама Хутынского — Меркурий
Купол церкви Александра Свирского — Венера
Купол церкви григоря Армянского — Марс
Купол церкви Святой Троицы — Сатурн
Купол церкви Киприана и Иустины — Уран
ФОТО С ЭКСКУРСИИ ПО ПОКРОВСКОМУ СОБОРУ (Храму Василия Блаженного)
Татьяна Григорьевна Сарачева встретила группу у памятника Минину и Пожарскому, героям освободительного ополчения 1611-12гг. (архитектор Иван Мартос, 1818 год). Деньги на его создание были собраны по народной подписке. Сейчас вновь собираются пожертования на его реставрацию (Общеросийская акция по сбору средств, Государственый Исторический музей при поддержке Российского исторического общества).
Начало экскурсии
Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве)
Метро | ст. «Охотный Ряд», «Площадь Революции», «Театральная». |
Автобус | ост. «Красная площадь», № 158, м5. |
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название собор Василия Блаженного, — действующий православный храм, музей, одна из главных достопримечательностей Красной площади и узнаваемый символ Москвы и России для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО.
В самой высокой своей части храм достигает 65 метров. В Покровский собор входит 11 престолов, и каждый из них освящен в честь церковных праздников, в дни которых состоялись решающие бои за Казань. Подвальных помещений нет, престолы располагаются на подклете, разделенном на помещения высотой почти 6,5 метра.
Перед храмом установлена главная скульптура площади — Памятник Минину и Пожарскому.
Купола собора Василия Блаженного
Яркие, «пряничные», купола Покровского собора привлекают внимание в первую очередь. Однако символическое значение такой окраски, которое теоретически должно существовать, остается загадкой.
По одной из версий, такая праздничность связана со сном Андрея Юродивого о Небесном Иерусалиме.
Кирпичный храм имеет 11 куполов. При этом непосредственно над ним расположено 9 — в соответствии с количеством престолов; и главный купол в центре — над престолом Покрова Богородицы. Десятый купол находится над приделом Василия Блаженного, а последний — над колокольней.
История собора
Кирпичный храм в историческом центре столицы построен в 1555–1561 годы по воле Ивана Грозного и в честь победы над Казанских ханством, окончательно одержанной именно в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Архитектор собора Василия Блаженного (исторически и в настоящее время — Покровского, к тому же отдельная церковь Василия Блаженного пристроена позже) — Постник Яковлев, псковский зодчий. Эта версия сейчас является официальной, хотя ранее допускалось, что у храма могло быть несколько основных зодчих.
Церковь Василия Блаженного с северо-востока собора построена в 1588 году над похороненным на территории канонизированным юродивым, изначально была отдельным зданием. В конце XVI столетия, уже при Федоре Иоанновиче, оформлены фигурные раскрашенные главы храма.
Облик знаменитого собора заметно изменился в XVII веке: был расширен свод, оборудованы крыльца с шатрами, добавлена художественная роспись.
По историческим свидетельствам первой трети XVIII века, в собор входило 18 престолов. К тому времени храм уже не раз реставрировали после каждого из пожаров, а наиболее масштабное восстановление потребовалось в 1737 году — после крупного пожара, вошедшего в историю столицы как «Троицкий». Реставрационными работами руководил И. Мичурин.
В ранние советские годы старинный Покровский собор на Красной площади в числе первых был включен в список охраняемых государством памятников. Уже в 1923 году был создан историко-архитектурный музей. В 1929 году со здания сняты колокола, в то время как музейная экспозиция была доступна на постоянной основе — здание вынужденно закрывалось только в годы ВОВ. Под одновременным управлением Исторического музея и церкви комплекс собора работает с 1991 года.
Часы работы храма Василия Блаженного
В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:
В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.
Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.
Богослужения в храме на Красной площади
Службы по расписанию в соборе Василия Блаженного проводятся каждый воскресный день, а также на второй день Пасхи.
Начало литургии — 10.00, по ее окончании — акафист св. Василию Блаженному.
Как попасть в храм Василия Блаженного
Вход в собор Василия Блаженного платный — здание относится к площадкам ГИМа и, соответственно, в основном работает в качестве музея.
Цены на билеты в собор Василия Блаженного:
В последнее воскресенье месяца предусмотрен бесплатный вход для студентов, школьников 16–18 лет, членов многодетных семей.
Полный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный вход в другие дни — на официальном сайте музея-собора Василия Блаженного в составе ГИМ.
О посещении литургии в соборе необходимо узнавать отдельно — на сайте Московского Патриархата.
Экскурсии в храм Василия Блаженного
Сборные экскурсии, в том числе адаптированные для детей, по отдельному расписанию проводят в храме сотрудники Исторического музея. Доплата за посещение музея-храма в составе сборной экскурсионной группы (дополнительно к общему входному билету) составляет 200 рублей с человека.
Собор Василия Блаженного: режим работы 2021 и цена билета, как добраться и официальный сайт
Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади — главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея. С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Как добраться до Собора Василия Блаженного и ближайшее метро
Храм находится на Красной площади. Ближайшие станции метро «Охотный ряд», «Театральная» и «Площадь Революции». Как добраться до Красной площади можно прочитать здесь. Также до Собора Василия Блаженного можно дойти от метро «Китай город».
Режим работы Собора Василия Блаженного в 2021 году
С 28 октября для посещения музеев Москвы необходимо предъявить QR-код: о вакцинации, о перенесённом COVID-19 в течение полугода, или отрицательный ПЦР тест, сделанный не более чем 72 часа назад.
Стоимость билетов в Собор Василия Блаженного в 2021 году
Настоятельно рекомендуем взять аудиогид, чтобы Ваше посещение было более интересным и познавательным. Стоимость аренды аудиогида:
История собора Василия Блаженного в Москве
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани, который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.
Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.
Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.
Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного
Храм строился в 1552–1554 годах в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555–1561 годах зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме — 10 куполов.
Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда — символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.
Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади
Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16–19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16–19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16–19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.
Сергей АЛЕКСЕЕВ. Красная площадь.
Адрес: Красная площадь расположена в центральном округе Москвы (Тверской район), у стен Московского кремля.
Ближайшие станции метро: Площадь революции, Охотный ряд, Театральная.
Рейтинг: 8,2 (MAX 10,0)
Красная площадь широкая и пешеходная. Здесь много места для прогулок. На Красной площади расположены многие достопримечательности (Московский кремль, ГУМ, Государственный исторический музей, Казанский собор, Храм Василия блаженного и другие).
Красная площадь примыкает к Московскому кремлю. На нее выходят Спасская башня (с кремлевскими курантами), рядом с ней самая маленькая Царская башня, а также Сенатская башня (возле нее располагается Мавзолей) и Никольская башня.
К Красной площади примыкает Александровский сад.
Красная площадь входит в единую пешеходную зону, включающую: Манежная площадь, Александровский сад, Никольская улица, Третьяковский проезд (см. Пешеходные улицы центра Москвы).
В зимнее время на Красной площади организуется каток.
Официально название площади как «Красная» закреплено только в 19 веке. Слово «красная» в названии площади применяется в древнерусском значении «красивый».
Достопримечательности Красной площади
ГУМ 7,2
Адрес: Москва, Красная площадь, 3.
ГУМ — место не только для покупок, но и для праздного времяпровождения. Здесь много кафе (в основном на 2-м и 3-м этажах). Список ресторанов и кафе ГУМа: gum.ru/cafe/
В ГУМе (на 1-м этаже в киосках, на 1 и на 3 линии) продается очень вкусное мороженное, которое произведено по рецепту советских времен.
Государственный исторический музей 7,6
Адрес: проезд Воскресенские ворота, д. 1/2 (на Красной площади).
Государственный исторический музей один из старейших в России, образован 9 февраля 1872 года, по распоряжению царя Александра II.
В экспозиции музея представлены экспонаты по истории России и СССР, от древнейших времен, до 20 века. Сотрудники музея регулярно проводят бесплатные экскурсии для посетителей (о предстоящей экскурсии заранее объявляется по громкой связи). В историческом музее проводятся тематические выставки.
Государственный исторический музей
Казанский собор
Казанский собор (Никольская улица, д. 3) — построен в 1626-1630 годах на деньги князя Пожарского Д.М. Назван в честь иконы Казанской Божьей Матери.
Иверская часовня и Воскресенские ворота
Иверская часовня — Часовня Перервинского монастыря была построена в 1666 году. В ней хранилась копия чудотворной Иверской иконы Богоматери «Вратарницы», привезенная из Иверского монастыря с горы Афон (Греция).
Иверская часовня расположена у Воскресенских ворот.
Храм Василия Блаженного
Храм Василия блаженного — построен в 1555 — 1561 годах (архитекторы Барма и Посник Яковлев) в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1557 году.
Лобное место
Лобное место — На лобном месте зачитывались царские указы; с него обращались к народу цари и патриархи, проводились торжественные церемонии (церковные службы и т.д.). Так, в 1612 году князь Д.М. Пожарский провозгласил с лобного места освобождение Москвы от польских интервентов.
Мавзолей
Мавзолей — в мавзолее похоронен Ленин Владимир Ильич (1870 — 1924).
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (находится у Храма Василия блаженного) скульптора Ивана Петровича Мартоса был открыт в феврале 1818 года в присутствии императора Александра I и императрицы. Монумент планировали установить в Нижнем Новгороде, но по настоянию Мартоса был поставлен в Москве. Сам автор так пояснял идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».
Передний горельеф памятника изображает граждан, жертвующих свое имущество на благо Родины. Слева изображен сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей (один из них погиб в 1813 году). Задний горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы.
Над передним барельефом памятника надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.»
Историческая справка
Впервые площадь упоминается в летописи за 1434 год. Тогда ее называли торг, так как на площади устраивались многолюдные базары.
После большого московского пожара 1493 года царь Иван III повелел расчистить перед новыми стенами Кремля полосу в 110 саженей (около 240 м) в противопожарных и фортификационных целях. Со стороны посада это незастроенное место, которое назвали Пожаром, стало основой будущей Красной площади.
В историю особо вошел военный парад, проведенный 7 ноября 1941 года на Красной площади. В то время, немцы стояли под Москвой и проведение парада казалось безумием. Но СССР провели парад, что укрепило военный дух армии. Солдаты прямо с парада уходили на фронт.
Речь на параде произнёс сам Сталин. Он сказал: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина. »
Во время парада были приняты беспрецедентные меры безопасности. Ни один немецкий самолет не достиг площади. Силами 6-го истребительного корпуса и зенитчиками ПВО Москвы было сбито 34 фашистских самолёта.
Из-за секретности подготовки парада киносъемочная группа не успела подготовиться, и не смогла снять речь Сталина с синхронной звукозаписью. Решили снять речь Сталина на Лубянке. Было решено построить в Большом кремлевском дворце фанерный макет трибуны мавзолея, покрасить его под мрамор, а для того, чтобы у зрителей не возникало сомнений в подлинности съемки и у Сталина во время речи шел пар изо рта пришлось открыть все окна. Однако несмотря на все старания пар изо рта не выходил. Кадры парада и вмонтированная речь Сталина вошли в получившую в 1942 году Оскар за лучший иностранный фильм документальную ленту Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой».
Интересные факты
В 2013 году ]Луи Виттон (Louis Vuitton)[/anchor] установила на Красной площади в Москве огромный павильон в виде сундука Louis Vuitton с выставкой «Душа странствий», в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 120-летию ГУМа. Павильон был размером 9 метров в высоту и 30 метров в длину. Целесообразность нахождения это объекта на Красной площади обсуждали в Госдуме, в результате было принято решение убрать павильон.
Златоглавая Москва в русском изобразительном искусстве
Москву не зря называют златоглавой, множество золотых куполов украшали Кремль, площади и улочки. Москва город древний, многие храмы были построены еще в средневековый период. До 1917 года в Москве и окраинах насчитывалось более 800 храмов и часовен, среди них 30 монастырей. Больше всего их было в историческом центре города — Кремле, Белом городе, Земляном городе, Замоскворечье и т.д. Множество уникальных храмов и монастырей было утрачено в советское время, что-то было изувечено до неузнаваемости, что-то взорвано. На полотнах русских художников запечатлена жизнь златоглавой Москвы от татаро-монгольского ига до революции, что-то нарисовано по представлениям, а что-то с натуры, тем самым сохранив для потомков виды некоторых храмов, ныне утраченных. В этой подборке представлены виды исторического центра столицы — храмы Кремля и ближайших к нему улиц, знаменитые храмы — собор Василия Блаженного, храм Христа Спасителя и др.
В отдельных подборках на сайте также представлены:
Храмы на улицах старой Москвы >>>
Образ храма в русской живописи >>>
Храмы имперской столицы в русской живописи >>>
Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра >>>
Виды монастырей России >>>
Выезды и походы на богомолье в русской живописи >>>
Монашеская жизнь на полотнах русских художников >>>
Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1917 г. Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 52 x 69 см Музей истории и реконструкции города Москвы
Вот что говорил о специфике своего многолетнего труда по воссозданию исторического облика древней Москвы сам художник: «Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть потому, что я люблю все родное, народное, а старая Москва – народное творчество в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что, очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице – месте моей учительской деятельности, был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него, на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было «кружение около Кремля»; я любовался его башнями, стенами и соборами. Но едва ли не главной причиной было то, что я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т. д., в данном случае факты археологического значения. Все это, вероятно, и послужило главной причиной тому, что для всех, интересующихся искусством, на мне написано: «Старая Москва». www.art-catalog.ru
Московский Кремль при Иване Калите. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1921 г. Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 51 x 69 см Музей истории и реконструкции города Москвы
Московский Кремль при Дмитрии Донском. (Вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 году). Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1922 г. Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 51 x 80 см Музей истории и реконструкции города Москвы
Татары идут. Конец XIV века (Идут! Набег татар на Москву). Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1909 г. Картон, уголь, акварель. 46 x 37 см Ульяновский областной художественный музей
Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1918 г. Бумага, акварель, уголь. 64 x 92. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Москва XVI столетия. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1891 г. Бумага, итальянский карандаш, тушь, перо. 30 x 48 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Инв. номер: 3557
Кремль при Иоанне III. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1870-е. Бумага, цветная автолитография. 19 x 26 см Из серии «Древняя Москва» Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев, Молдова
Московский Кремль при Иване III. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1921 г. Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 49 x 68 см Музей истории и реконструкции города Москвы
Кремль при Иване III. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1922 г. Литография Из альбома автолитографий «Древняя Москва» Частное собрание
Москва при Иване Грозном. Красная площадь. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1902 г. Бумага на картоне, акварель, уголь. 48 x 65. Частное собрание
Старая Москва. Отъезд с кулачного боя (Возвращение Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем). Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1900-е. Бумага, карандаш, акварель. 52 x 65. Самарский областной художественный музей
Москва XVI столетия. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1891 г. Бумага, итальянский карандаш, тушь, перо. 30 x 48 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Инв. номер: 3557
Торг около Кремля. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1930 г. Картон, акварель, уголь. 31 x 49. Музей истории и реконструкции города Москвы
Городская площадь XVII века. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). Бумага, карандаш, акварель. 59 x 72. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа
У Мясницких ворот Белого города в XVII веке. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1926 г. Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 60 x 95. Музей истории и реконструкции города Москвы
Москва середины XVII столетия. Москворецкий мост и Водяные ворота. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1900 г. Холст, масло. 141 x 176 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Красная площадь во второй половине XVII века. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1925 г. Холст, масло. 122 x 177 см Музей истории и реконструкции города Москвы
Лубяной торг на Трубе в XVII веке. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1926 г. Бумага на картоне, акварель, уголь. 45 x 62. Музей истории и реконструкции города Москвы
Улица в Китай-городе. Начало XVII века. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1900 г. Холст, масло. 125 x 178. Государственный Русский музей, С.-Петербург
На крестце в Китай-городе. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1902 г. Бумага на картоне, акварель, уголь. 51 x 68 см Государственный исторический музей, Москва
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1922 г. Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 64 x 108 см Музей истории и реконструкции города Москвы
Москва. Конец XVII века. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1902 г. Бумага, акварель. 55 x 38. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Московский Кремль. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1897 г. Холст, масло. 94 x 106 см Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Московский Кремль. Соборы. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1894 г. Холст, масло. 90 x 79. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). 1903 г. Бумага на картоне, акварель, уголь. 46 x 60 см Государственный Исторический музей, Москва
Вид Москвы времен Петра. Рабус, Карл Иванович (1800 — 1857). Холст, масло. Государственный Исторический музей, Москва
Красная площадь в Москве. Коровин, Константин Алексеевич (1861 — 1939). 1910 г. Картон, гуашь. 51 x 69 см Эскиз декорации I акта для постановки оперы М.П.Мусоргского «Хованщина» на сцене Мариинского театра в Петербурге Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Борис Годунов. Коронование. Коровин, Константин Алексеевич (1861 — 1939). 1934 г. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» Дом-музей Ф.И.Шаляпина, Москва
Коронация Михаила Фёдоровича в 1613 году. Соборная площадь, Московский Кремль Юон Константин Фёдорович (1875-1958). 1913 г. Холст, масло, 81 х 116 см
Соборная площадь в Московском Кремле ночью. Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 — 1897). 1878 г. Холст, масло. 53 x 76. Частное собрание
Соборная площадь — исторический и архитектурный центр Московского Кремля. Занимает самую высокую часть кремлёвского холма. Площадь окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь, Колокольня Ивана Великого и другие здания. По мнению М. П. Кудрявцева, Соборная площадь является архитектурной метафорой иконы Града Божия, где сложился образ апокалиптического Нерукотворного храма Небесного Иерусалима: «алтарём был Иван Великий с Успенской звонницей и её храмами Рождества Христова и Воскресения Словущего, „мужской“ половиной — Архангельский собор, „женской“ — Успенский собор. А Благовещенский собор символизировал вход в этот храм, отворенный людям через благую весть о Спасителе».
Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле Алексеев, Федор Яковлевич (1753 — 1824). 1800-е. Холст, масло. 56 x 78. Государственный Русский музей, С.-Петербург Изображены Благовещенский собор и Грантовитая палата.
Парад в Московском Кремле. Соборная площадь (Развод войск). Алексеев, Федор Яковлевич (1753 — 1824). 1800-е. Холст, масло, 82х113. Государственный Исторический музей. Инвентарный номер КЖ 259
Слева стоит Успенский собор, построенный в 1475-79 гг. итальянским зодчим Аристотелем Фиорованти, приглашенным в Россию царем Иваном III. Успенский собор является главным собором Московского Кремля. Сразу после освящения, он стал усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия. Будучи главным собором столицы, Успенский собор неоднократно был местом венчания на царство русских князей и царей. В настоящее время является музеем государственного значения и местом богослужений в дни главных церковных праздников. Справа изображена колокольня Ивана Великого (также известная как колокольня «Иван Великий», иногда именуется по названию основного храма — церковь Иоанна Лествичника) — церковь-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Построена в 1505—1509 годах по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась и перестраивалась. В основании заложена церковь святого преподобного Иоанна Лествичника. Архитектурный ансамбль колокольни высотой 81 м состоит из трёх объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Всего на колокольне установлено 30 колоколов, большинство из них являются действующими, включая самый большой в мире Успенский колокол, масса которого превышает 65 тонн. В настоящее время колокольня Ивана Великого включает в себя действующий православный храм, выставочный зал музеев Московского Кремля и музей, посвящённый истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.
Соборная площадь в Московском Кремле. Алексеев, Федор Яковлевич (1753 — 1824). Не датировано. Холст, масло. 81 x 112. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иллюминация на Соборной площади по случаю коронации Александра I. Алексеев, Федор Яковлевич (1753 — 1824). 1802 г.
Парад в Кремле в 1839 году. Чернецов Григорий Григорьевич (1802-1865). 1840 г. Холст, масло, 48 х 76 см Музейное объединение «Музей Москвы»
Вид на Кремль с берега Москвы-реки. Подключников Николай Иванович (1813-1877). Первая половина XIX в. Холст; масло 103 х 160,7 см Происходит из коллекции Ф.Е. Вишневского.
Москва. Успенский собор. Коленда, Виктор Константинович (1872-1945). Открытка.
Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора. Суриков, Василий Иванович (1848 — 1916). 1876 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 15 x 24. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вид на Кремль зимой. Суриков, Василий Иванович (1848 — 1916). 1876 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 15 x 24 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вид на Кремль. Суриков, Василий Иванович (1848 — 1916). 1913 г. Холст, масло, 29 x 48 Государственная Третьяковская галерея
Успенский собор. Южные врата. Поленов, Василий Дмитриевич. 1877 г. Холст, масло, 40х28. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Успенский собор красив, но красота создаётся из маленьких деталей. Одну из этих деталей и представил на своей картине Василий Поленов. Он написал не весь собор, а только Южные врата. Он с точностью передал на картине роспись, которая украшает вход в собор. Для верующего человека посещение храма всегда праздник, и это праздничное настроение художник передал в погоде, которая радует солнцем всех пришедших в собор. И хотя у входа никого нет, открытые двери символично приглашают каждого, кто чувствует потребность в посещении Божьего дома. Здесь всегда рады каждому входящему. Картина выполнена в стиле реалистической русской школы. 1877 год — это был год возвращения в Москву. В этой работе Поленов показывает свой несомненный талант зодчего, не зря же он частенько, по словам Репина, помогал студентам архитектурного отделения в их работах. Вся картина проникнута теплым неярким светом, которым освещен светлый камень здания, создавая определенное возвышенное настроение. Очень красив фасад собора, и детально прорисован вход, но важно и то, как художник открывает перспективу здания, стоящего рядом с другими строениями, чтобы подчеркнуть его красоту – он захватывает кусочек неба, который дает возможность рассматривать собор не в замкнутом пространстве улицы. polenov.su
Успенский собор. Рака митрополита Ионы. Поленов, Василий Дмитриевич. 1877 г. 1877 г. Дерево, масло. 34 x 23. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Объявление на Красной площади о дне коронования Александра II Тимм, Василий Федорович (1820 — 1895). 1856 г. Холст, масло
Священнейшее миропомазание государя императора Александра II во время его коронования в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года. Тимм, Василий Федорович (1820 — 1895). Холст, масло
Поздравление, приносимое казачьим войском Александру II в Успенском соборе. Тимм, Василий Федорович (1820 — 1895). Холст, масло.
Сцена коронации Александра II в Успенском соборе 26 августа 1856. Зичи, Михаил Александрович. 1857 г. Картон; акварель, гуашь, белила. 527 х 700. Государственный Эрмитаж
Изображен один из эпизодов коронационного чина – коронование “императором государыни императрицы”. Церемония коронации в России – большой государственный праздник, означающий освящение церковью власти монарха над страной. Со времени Ивана IV Грозного она происходила в Успенском соборе Московского Кремля. Торжественный чин венчания на царство, установленный при Иване Грозном, не менялся в последующие столетия. В центре собора сооружали специальное возвышение с парадным балдахином, к возвышению вели покрытые бархатом ступени. На помосте стояли троны. При коронации Александра II их было три. В центре трон Московского великого князя Ивана III – для императора, справа трон царя Михаила Федоровича – для молодой императрицы и слева трон царя Алексея Михайловича – для вдовствующей императрицы Александры Федоровны, матери Александра II. Коронация проходила по определенному ритуалу: после чтения молитв митрополит подносил императору порфиру и корону, которую император надевал сам, а затем принимал от митрополита скипетр. В ритуал входило также коронование императрицы, опускавшейся перед императором на колени, который возлагал ей на голову малую корону. Этот момент и запечатлел на акварели М. Зичи. Позади императорской четы стоят их ассистенты – великие князья и генерал-адъютанты. На площадке ниже члены царской семьи, представители европейских дворов, справа внизу иерархи православной церкви. Датировка акварели 1857 г. означает, что Зичи повторял ее по желанию кого-либо из высокопоставленных заказчиков. А.С. Кантор-Гуковская. «При дворе русских императоров Произведения Михая Зичи из собраний Эрмитажа»
Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе. Серов, Валентин Александрович (1865 — 1911). 1896 г. Холст, масло. 43 x 64. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Миропомазание императора Николая Александровича. Серов, Валентин Александрович (1865 — 1911). 1897 г. Бумага, акварель, гуашь. 36 x 55. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Московский Кремль. Иллюминация. Гриценко, Николай Николаевич (1856 — 1900). 1896 г. Холст, масло. 26 x 41 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иллюминация Кремля во время церемонии коронации императора Николая II. Николай Каразин (1842-1908). 1896 г. Акварель, 44,8 х 63,2. Государственный исторический музей
Иллюминация Московского Кремля в честь коронации Николая II, 18 мая 1896 года. Левитан, Исаак Ильич (1860 — 1900). 1896 г. Холст, масло. 50 x 81. Частное собрание
Кремль. Иллюминация. Левитан, Исаак Ильич (1860 — 1900). 1896 г. Дерево, масло. 62 x 85. Частное собрание
Иллюминация Кремля. Левитан, Исаак Ильич (1860 — 1900). 1896 г. Дерево, масло. 62 x 85 см Днепропетровский художественный музей, Украина
Колокольня Ивана Великого. Левитан, Исаак Ильич (1860 — 1900). 1883 г. Цинкография. Иллюстрации к книге М.П. Фабрициуса «Кремль в Москве» (М., 1883). Государственный Литературный музей, Москва
С этой стороны строения хорошо видно Царь-колокол, установленный на постамент рядом с колокольней в 1836 году. Гигантский, но никогда не звонивший Царь-колокол, перенесен из ямы для отливки с Ивановской площади Кремля. Он был отлит по велению императрицы Анны Иоанновны 25 ноября 1735 года, но, ещё не будучи установленным, упал в яму для отливки во время великого Троицкого пожара (в день праздника Троицы) 1737 года. Достать из ямы колокол высотой 6,24 м, диаметром 6,6 м и весом около 200 тонн не могли сто лет. Проект его подъема и установки на постамент рядом с колокольней Ивана Великого был разработан архитектором Иваном Мироновским в 1827-1831 гг., но попытка была неудачной. Лишь со второй попытки 23 июня 1836 года колокол удалось достать из ямы и установить на полозья на катках. Три дня его передвигали до Соборной площади к «Ивану Великому», на место, где он и находится до сих пор. Амбициозный проект императрицы Анны Иоанновны, пожелавшей оставить память о своем царствовании отливкой гигантского колокола, закончился не так, как задумала императрица, но, возможно, и к лучшему. По мнению современных ученых, при ударе в такой огромный колокол большая часть волн окажется в инфразвуковом спектре, который способен вызывать беспокойство и даже панику у людей и животных. Исследования показывают, что оптимальный вес для тяжёлых колоколов — 32 тонны.
Внутренность церкви св. Лазаря. Левитан, Исаак Ильич (1860 — 1900). 1883 г. Цинкография. Иллюстрации к книге М.П. Фабрициуса «Кремль в Москве» (М., 1883). Государственный Литературный музей, Москва
Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле Шухвостов, Степан Михайлович (1821 — 1908). 1866 г. Холст, масло, 53х83 см
Паперть Московского Благовещенского собора. Шухвостов, Степан Михайлович (1821 — 1908). 1849 г. Холст, масло, 64 х 51 (в раме) Государственная Третьяковская галерея
Обедня в московском Благовещенском соборе. Шухвостов, Степан Михайлович (1821 — 1908). 1857 г. Холст, масло. 90 x 71. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Благовещенский собор. Придел собора Пресвятой Богородицы в главе. Поленов, Василий Дмитриевич (1844 — 1927). 1877 г. Дерево, масло. 34 x 23. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. Бодри, Карл-Фридрих Петрович (1812 — 1894). 1860 г. Холст, масло. 61 x 85. Государственная Третьяковская галерея, Москва К.П. Бодри обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1833- 1839) и Академии художеств (с 1843). За картину «Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле» получил звание академика.
Вид Кремля. Верещагин, Василий Васильевич (1842-1904). Холст, масло, 40,7 х 27,7. Частная коллекция
Вид Московского кремля с Софийской набережной. Верещагин, Василий Васильевич (1842-1904). Между 1883 и 1888 годами. Холст, масло Московский центр искусств
Верещагин посещал Москву не раз и, как многие другие гости столицы, Верещагин останавливался в крупнейшей гостинице тех лет – Кокоревское подворье (ныне Софийская набережная, д. 34), из окон которой и была написана настоящая картина. «Вид Московского Кремля с Софийской набережной» — одна из немногих небатальных работ художника. Создавая ее, русский живописец раньше французских импрессионистов обратился к работе en plein air (на плэнере), экспериментам с изменениями освещения и атмосферных условий на примере архитектурного памятника. По мастерству живописного исполнения, а также в качестве редкого панорамного изображения Московского Кремля кисти Василия Верещагина, произведение имеет особое историко-культурное и мемориальное значение. Центр искусств. Москва
Зимний вид Кремля сквозь туман. Верещагин, Василий Васильевич (1842-1904). 1903 г. Холст, масло, 46 х 32. Частная коллекция
Старая Москва. Верещагин, Василий Васильевич (1842-1904). 1880-1890 гг. Холст, масло. Государственный Русский музей
Вид Московского Кремля (со стороны Каменного моста). Воробьев, Максим Никифорович (1787 — 1855). 1819 г. Холст, масло. 42 x 65. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста). Воробьев, Максим Никифорович (1787 — 1855). 1818 г. Холст, масло. 42 x 67. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Собор Василия Блаженного. Аралов Владимир Николаевич (1893 — 1972). 1939 г. Холст, масло, 65х74,5.
На Красной площади в Москве находится знаменитый памятник русской архитектуры — собор Покрова́ Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор, Покрова на Рву), более известный в народе как собор или храм Василия Блаженного. Строительство собора началось в 1555 году, освящение состоялось 29 июня 1561 года. Собор объединяет одиннадцать церквей (приделов). В названии собора упомянут ров, проходивший вдоль Кремлёвской стены и служивший оборонительным укреплением (Алевизов ров, глубиной 13 м и шириной 36 м). Второе название храм получил по имени московского юродивого Василия Блаженного, канонизированного в 1588 году, тогда же его мощи были перенесены в Покровский собор, и в память о святом был назван один из приделов. Покровский собор символизирует собой Небесный Иерусалим: архитекторы поставили несколько храмов на одном фундаменте, поскольку именно так они представляли себе «град обетованный». Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, с 1918 года является музеем.
Красная площадь. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933).
Храм Василия Блаженного. Рабус, Карл Иванович (1800 — 1857). 1830-1840-е. Бумага, акварель, графитный карандаш Государственная Третьяковская галерея, Москва
Внутренний вид нижней церкви храма Василия Блаженного в Москве. Рабус, Карл Иванович (1800 — 1857).
Храм Василия Блаженного Боголюбов, Алексей Петрович (1824 — 1896). Холст, масло. Частное собрание
Красная площадь в Москве. Алексеев, Федор Яковлевич (1753 — 1824). 1801 г. Холст, масло. 81 x 110. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Общий вид Красной площади с собором Василия Блаженного. Мастерская Ф.Я.Алексеева. 1800-е гг. Бумага, акварель, белила, тушь. 51х69 см Государственный Исторический музей, Москва. Инвентарный номер ИР 5435
Вид на собор Василия Блаженного, Спасскую башню и Кофейный дом. Алексеев, Федор Яковлевич (1753 — 1824). 1800-e. Бумага, акварель, карандаш. 30х40.
Покровский собор «на Рву». Алексеев Фёдор, ученики (Вторая московская серия). 1800-е Бумага, акварель, кисть, перо 46,4х58,1 Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы. Бумага, акварель. Государственный Эрмитаж
Москворецкая набережная. Белыницкий-Бируля Витольд Каэтанович. 1913 г. Справа виден храм Василия Блаженного
Церковь Василия Блаженного. Дубовской, Николай Никанорович (1859-1918). 1916-1917 гг. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Одна из последних и лучших работ Н. Н. Дубовского, исполненная художником с глубоко личностным смыслом и воодушевлением. Всем хорошо знакомый и привычный храм Василия Блаженного предстает в неожиданном облике.
Василий Блаженный. Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 — 1943). 1913 г. Холст, масло, наклейки из фольги. 170 x 163. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Звон. Колокольня Ивана Великого. Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 — 1943). 1915 г. Холст, масло, бронзовая краска, серебряная краска, наклейки из фольги. 213 x 211. Государственная Третьяковская галерея, Москва Инв. номер: 687
Москва. Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 — 1943). 1913 г. Холст, масло, бумажные наклейки. 179 x 189. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Небосвод (Декоративная Москва). Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 — 1943). 1915 г. Холст, масло. 97 x 129 см Ярославский художественный музей
Москва. Красная площадь. Кандинский, Василий Васильевич (1866 — 1944). 1916 г. Холст, масло. 51 x 49 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексеевский монастырь в Москве (Преображенский собор). Рабус, Карл Иванович (1800-1857). 1838 г.
Алексеевский женский монастырь. Вид на Спасо-Преображенский собор монастыря. Рабус, Карл Иванович (1800-1857). 1838 г.
Алексеевский женский монастырь с постройками и кладбищем в старинном московском урочище Чертолье был снесен, чтобы освободить место под строительство главного храма России — храма Христа Спасителя. Художник сделал зарисовку строений монастыря перед его сносом. Датировка Преображенского собора монастыря варьируется от середины 1620-х до середины 1630-х гг. Он был построен в 1634 году. взамен деревянного храма, сгоревшего в пожаре 10 апреля 1629 года. Самое раннее описание собора сделал А.Ф. Малиновский: «…посреди ограды две соборные церкви … невысокие, старинной простой архитектуры, обе с пирамидальными осьмиугольными возвышениями одинаковой величины, в готическом вкусе украшенными. Колокольня снизу четвероугольная, обширная, повершается в виде небольшой пирамиды, несоразмерной с основанием ее».
Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве. Боголюбов, Алексей Петрович (1824 — 1896). 1880 г. Дерево, масло. 78 x 136. Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
Храм Христа Спасителя в Москве на улице Волхонке — первый храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Торжественная закладка храма состоялась 22 сентября 1839 г. Строительство велось почти 44 года, и 26 мая 1883 г. сооружение было освящёно. 5 декабря 1931 г. храм был разрушен в результате сталинской реконструкции Москвы, на этом месте был создан бассейн «Москва», после его закрытия храм заново отстроили в 1994-1997 годах. Художник изобразил храм Христа Спасителя еще недостроенным. В дальнейшем во многих его видах Москвы присутствует храм Христа Спасителя.
Вид на Москву. Боголюбов, Алексей Петрович (1824 — 1896). 1880 г. Бумага, акварель. 27 x 36.25. Частное собрание
Москва. Вид Кремля. Боголюбов, Алексей Петрович (1824 — 1896). 1879 г. Бумага серая на холсте, пастель. 27 x 19. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Вид вечерней Москвы. Боголюбов, Алексей Петрович (1824 — 1896). 1880-е. Холст, масло. 181 x 137. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Вид Москвы с Бабьего городка. Боголюбов, Алексей Петрович (1824 — 1896). 1880-е. Холст, масло. 49 x 75. Государственный Литературный музей, Москва
Москва. Боголюбов, Алексей Петрович (1824 — 1896). 1887 г. Дерево, масло. 17 x 27. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Москва. Андреевская слобода. Боголюбов, Алексей Петрович (1824 — 1896). 1883 г. Дерево, масло. 17 x 27 см Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
От Андреевского монастыря открывается вид на Храм Христа Спасителя и Кремль.
Внутренний вид храма Христа Спасителя в Москве. Клагес, Федор Андреевич (1812 — 1890). 1883 г. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Вид на храм Христа Спасителя из Нескучного сада. Петровичев, Петр Иванович (1874 — 1947). 1922 г. Холст, масло. 50 x 78 см Частное собрание
Москва зимняя. Вид на Кремль с Москворецкого моста. Калмыков, Иван Леонидович (1866 — 1925). 1900-е. Холст, масло. 91 x 125 см Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Москва Слева виден Храм Христа Спасителя
Вид от набережной Москвы-реки на храм Христа Спасителя и Каменный мост. Маковский, Николай Егорович (1841-1886). 1875 г. Акварель. Частная коллекция
Замоскворечье. Маковский, Николай Егорович (1841-1886). 1873 г. Холст, масло. 54.3 x 103.4 см Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород
Вид на храм Христа Спасителя, Москва. Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). 1910-е. Холст, масло, 58 х 71,8. Частная коллекция
Вид на Кремль. Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). 1910-е. Холст, масло, 66 х 114. Частная коллекция
Кремль зимой. Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1897 г. Этюд. Дерево, масло. 27 x 22 см Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа
Вид на Кремль. Верещагин, Петр Петрович (1834 — 1886). 1879 г. Холст, масло. Частное собрание
Вид Московского Кремля. Верещагин, Петр Петрович (1834 — 1886). 1879 г. Холст, масло. 53 x 107 см Ярославский художественный музей
Толкучий рынок в Москве. Верещагин, Петр Петрович (1834 — 1886). 1868 г. Холст, масло. 64 x 84 см Государственный Исторический музей, Москва
Во второй половине XIX века московский Толкучий рынок располагался у Китайгородской стены. Он существовал до 1890-х годов. На картине изображена часть рынка с наружной стороны стены, на Никольской улице, справа Никольские ворота. Впереди видна московская часовня во имя великомученика Пантелеимона Целителя. Часовня была выстроена русским монастырем Святого Пантелеимона на Афоне для афонских святынь, — части мощей великомученика Пантелеимона, святого креста с частицей Животворящего Древа Креста Господня, части от камня Гроба Господня и иконы Божией Матери «Скоропослушница». Кроме этих святынь в часовню были помещены чудотворный образ Спасителя, чтимый список Иверской иконы Божией Матери и чудотворная икона великомученика Пантелеимона. В 1880 году брат настоятеля афонского Пантелеимоновского монастыря, потомственный почетный гражданин Иван Сушкин подарил монастырю для строительства часовни участок своей земли на Никольской улице ближе в Владимирским воротам. Башня Владимирских ворот возвышается справа от купола часовни. В 1934 году часовня вместе с Китайгородской стеной была разрушена. В настоящее время здесь располагается Лубянская площадь.
Лубянская площадь. Юон, Константин Федорович (1875 — 1958). 1920-е. Холст, масло. Частная коллекция На картине К. Юона Пантелеимоновская часовня изображена со стороны Владимирских ворот Китайгородской стены. Владимирская башня слева.
Лубянская площадь зимой. Юон, Константин Федорович (1875 — 1958). 1905 г. Бумага, акварель, белила. 47,2 x 57 см Государственная Третьяковская галерея
Москва. Кремль. Юон, Константин Федорович (1875 — 1958). 1910 г. Гравюра, бумага, акварель. 32 x 35 см Национальная галерея Армении, Ереван
Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья. Куинджи, Архип Иванович (1842 — 1910). 1882 г. Холст, масло. 25 x 40 см Государственный Русский музей, С.-Петербург
Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного. Куинджи, Архип Иванович (1842 — 1910). 1882 г. Холст на картоне, масло. 25 x 42 см Государственный Русский музей, С.-Петербург
Москворецкий мост. Светославский, Сергей Иванович (1857-1931). 1878 г. Холст, масло. Киевский национальный музей русского искусства
Москворецкий мост. Коровин, Константин Алексеевич (1861 — 1939). 1914 г. Холст, масло. 104 x 134 см Государственный Исторический музей, Москва
Москворецкий мост. Старая Москва. Юон, Константин Федорович (1875 — 1958). 1911 г. Бумага, акварель, белила. 62 x 167 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Старая Москва. Юон, Константин Федорович (1875 — 1958). Холст, масло
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста. Алексеев, Федор Яковлевич (1753 — 1824). Холст, масло. 63 x 103 см Государственный Русский музей, С.-Петербург
Старый Каменный мост. Москва. Рождественский, Василий Васильевич (1884 — 1963). 1926 г. Холст, масло. 88 x 117 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Кремль. Мешков, Василий Никитич (1867 — 1946). 1918 г. Холст, масло. 74 x 126 см Национальный художественный музей Латвии, Рига
Московский Кремль. Петровичев, Петр Иванович (1874 — 1947). 1926 г. Дерево, масло. 41 x 60. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Москва. Боголюбов, Алексей Петрович (1824 — 1896) 1880-е. Этюд. Дерево, масло. 15 x 23 см Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Московский Кремль Виноградов, Сергей Арсеньевич (1870 — 1938). Холст, масло. 65 x 107. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Кремль зимой. Кузнецов, Николай Ефимович (1876 — 1971). 1912 г. Холст, масло. 61 x 50 см Таганрогский художественный музей
Московский Кремль. Радимов, Павел Александрович (1887-1967). Бумага, темпера. 25х34.
Боярская площадка или постельное крыльцо и храм «Спаса за Золотой решеткой» в Московском Кремле. Алексеев, Федор Яковлевич (1753 — 1824). Холст, масло. 80 x 110 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вид в Кремле на церковь Рождества Иоанна Предтечи, Боровицкие ворота и Конюшенный двор. Алексеев, Федор Яковлевич (1753 — 1824). 1800-е гг. Бумага на бумаге, акварель, белила, тушь, графитный карандаш, чернила, 31,5х50,2 см; 41,5х55,5 см (с паспарту) Государственный Исторический музей, Москва. Инвентарный номер ИР 9814
Изображения
Красная площадь
Каток на Красной площади
В литературе и искусстве
В Третьяковской галерее хранится картина Алексеева Ф.Я. Красная площадь в Москве. 1801 г.
Алексеев Ф.Я. Красная площадь в Москве.1801 ГТГ