красная площадь храм под открытым небом

Храм Покрова Божией Матери

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла – был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи.

Другие храмы, по мнению исследователей, были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву, что символически выразилось и в московской иконе XVI века «Церковь Воинствующая».

Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого.

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» – и разгневал царя. «Ты лжешь!» – вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». (Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский). Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых.

Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название – собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему.

Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима – Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились – он сам был иконой, запечатленной в камне.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное – Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа – после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда – напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, – символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы – Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.

Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора – главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.

Престолы в трех храмах на главной оси «запад-восток» освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало «красивая».

В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы – в Небесный Иерусалим.

Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы – уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.

При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы – создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его»). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном – Лобное место, наосом – само пространство площади, входом – Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.

В пользу этой теории, предложенной М.П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь – в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери – Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор – образ Церкви Воинствующей к Лобному месту – московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору – в Небесный Иерусалим.

Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. патриархов Константинопольских был переосвящен во имя Иоанна Милостивого, а престол Киприана и Иустинии – во имя св. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.

В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. «А если бы его – р-раз. » – и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место. »

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского – мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило – решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13–14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей…

Источник

Символически все христианские храмы восходят к храму Гроба Господня, воздвигнутому на месте Распятия и Воскресения Спасителя. Как главное свидетельство искупительной жертвы, лежащей в основе таинства Евхаристии, Гроб Господень стал прообразом всех христианских алтарей, которые, в свою очередь, воспринимались как иконы Гроба Господня.

красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небомПлан храма Воскресения Христова

3 – Каменная ваза – «центр мiра».

4 – Гробница иерусалимского короля Готфрида.

5 – Гробница иерусалимского короля Балдуина I.

6 – Придел Св. Иоанна Крестителя, иначе – праотца Адама.

7 – Гробница Мелхиседека (по преданию).

За последнее десятилетие многие соотечественники смогли побывать в Иерусалиме и воочию увидеть храм Воскресения Христова. Те, кто не смог посетить Палестину, так или иначе знакомы с устройством этого храма благодаря доступной сегодня литературе и Интернету.

красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом

Ныне Иерусалимский храм Воскресения Христова, или Гроба Господня, представляет собой целостный комплекс храмов, заключенных в единое тело Воскресенского собора. Наиболее важными его составляющими являются: храм-ротонда (Анастасис) с приделом Ангела и приделом Гроба Господня в центре, Каменная ваза — «центр земли», или «пуп земли», гробница Мелхиседека — первого Иерусалимского Царя, придел Св. Иоанна Крестителя, иначе — праотца Адама под Голгофою.

красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом

В центре ротонды Воскресенского храма, на погребальном Ложе Спасителя, ежедневно совершаются три Литургии — православная, армянская и католическая, причем Св. Ложе служит и Жертвенником, и Престолом.

«Пуп Земли» в православном кафоликоне Храма Гроба Господня. красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом

красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом

Место захоронения Главы Адама под Голгофой

Когда император Адриан в 135 году перестраивал город, он, чтобы лишить христиан их святых мест, засыпал Голгофу землей и поставил на ней храм Венеры, таким образом точно обозначив место Распятия Спасителя. Животворящее Древо Креста Христова было обнаружено Св. Царицею Еленой в заброшенном подземном водохранилище рядом с местом Распятия, вместе с двумя другими крестами.

История становления христианской Римской империи, её воскресения для новой Жизни, связана с тайной раскрытия убийства законного израильского Царя Христа. красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небомРасследование обстоятельств этого злодеяния, проведенное Свв. Императором Константином и Царицей Еленой, стало важнейшей опорой утверждения в Истине могучей христианской Державы — Первого Рима, ставшего прообразом Рима Третьего — России.

Трещина, которая возникла в результате землетрясения во время крестной смертиСпасителя.

По трещине стекала Кровь Богочеловека и омывала череп Адама.

В начале Истории человечества сокровенные знания, прежде всего — имеющие отношение к Богослужению, распространялисьизустно, в виде преданий. Современное слово предание происходит от греч. paradosiV «передача», «преподавание», что в более широком смысле близко к термину «традиция» (т. е. передача учения, знаний из поколения в поколение, как правило, устно). «Но если в европейских языках слова, восходящие к лат. traditio, покрывают и научное, и бытовое, и религиозное значения, то в русской терминологии предание (“Предание” в единственном числе) красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небомотносится прежде всего к религиозной сфере (в других смыслах употребляется термин “традиция”). [. ] И Предание и Писание отражают откровение, причем Предание может считаться первичным по времени, но (иногда) вторичнымпо значению. Предание может рассматриваться как сокровенное знание. не сообщаемое непосвященным, но отличающееся от эзотерического знания тем, что в случае необходимости. может быть открыто оглашено. » [3]

Апокалипсис из Откровения Иоанна Богослова. Миниатюра.

Троицкий сбор. План второго яруса

красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом

Практика Богослужения вне стен храма берет свое начало в глубокой древности. Это и первый жертвенник потомков Адама, построенный около 7,5 тыс. лет назад в столице Месопотамии городе Эриду; это и жертвенник Праотца Ноя на горе Арарат и другие жертвенники, известные из ветхозаветной Истории.

Но вернемся к святым местам московского Иерусалима и его священной площади-храму.

Ее название «Красная» означает и «красивая», и (по цветовой символике) «огненная» — подобная «огнезрачному» божественному Престолу (известно другое имя Красной площади — Пожар). «Яко живоносец, яко Рая краснейший, воистину и чертога всякого царского показался светлейший, Христе, Гроб Твой, источник нашего воскресения», — поется при перенесении Святых Даров с жертвенника на Престол. Красная площадь, по своему главенствующему значению в символике Первопрестольной и России, является перенесенным в Москву храмом Гроба Господня, или, что то же, храмом Воскресения.

Престол и его устройство

красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом

Устройство московского Анастасиса раскрывается в многозначном названии Троицкого собора — главизны всероссийского храма-площади. Троицкий собор и проводимая в нем служба придавали наглядность идее Москвы как Нового Иерусалима. По свидетельству иностранцев, посещавших Москву в XVI-XVII вв., русские часто называли храм «Иерусалим» или «Горний Иерусалим», что подразумевает главенство этого храма в архитектурной символике Москвы и Красной площади после его возведения.

Троицкий Собор и Лобное место на Красной площади. красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небомЛитография (ок. 1825) по рисунку А. Кадоля.

Если согласиться с общепринятым мнением, что Красная площадь — храм под открытым небом, тогда Троицкий-Покровский собор — киворий или сень над Престолом этого храма: во-первых, по пространственно-символическому значению в общей композиции Красной площади; во-вторых, по своей шатровой форме, и в-третьих, по одному из своих наименований — «Покровский». Поясним это.

Киворий над престолом.

красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом

Графический анализ пропорций Красной площади, проведенный Н.Н. Стояновым, показывает, что ее пространство соответствует традиционному плану христианского храма и фигурам вавилонов — символам-мерилам, которыми пользовались русские храмоздатели при разметке площадки перед закладкой церкви (аналогичные вавилоны, выложенные из камней, покрывали всю территорию площади, как это изображено на одной из гравюр XIX века). Сам же Троицкий собор располагается в центре алтарного пространства храма-площади, что соответствует его символическому значению престола.

Храмовые пропорции Красной площади (за основу взят графический анализ Н.Н. Стоянова) красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом

Алтарь храма также знаменует собой погребальную пещеру над Гробом Спасителя [8]. красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небомЕсли согласиться с тем, что Красная площадь — это храм, тогда Троицкий-Покровский собор символизирует собою киворий, или сень, над центральным престолом храма-площади (другое его символическое значение, о котором речь пойдет ниже, – собственно престол храма Красной площади, покровом которому служит уже само небо).

На Руси киворий над престолом, или «кивот», впервые появляется в XII в. в городе Владимире, в церкви Богоматери. Знаменательно, что этот период Истории Руси связан с Явлением Богородицы Св. Вел. Князю Андрею Боголюбскому, которому Она обещала Свой покров и защиту Русской земле. В 1164 году повелением Вел. Князя устанавливается празднование Покрова Пресвятой Богородицы в знак безчисленных милостей и чудес, явленных Богоматерью русскому народу. В этом же году им воздвигнут первый храм в честь нового праздника — церковь Покрова Богоматери на Нерли.

красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом

Дарохранительница «малый иерусалим» из Успенского собора. Москва, 1486 г.

Круглая ротонда над Гробом и расположенная в ней четырехгранная Кувуклия-часовня над пещерой, где было положено Тело Спасителя после снятия с Креста, изображались на древних иконах Воскресения Христова, на предметах мелкой пластики, мозаиках и книжных миниатюрах того времени, а также в виде Дарохранительниц, так называемых «Сионов-Иерусалимов». «Сионы-Иерусалимы» хранились только в наиболее значительных соборах в городах Киеве, Новгороде, Владимире и Москве.

Интересно в связи с этим отметить биполярность композиции иерусалимской церкви Воскресения Христова. Алтарь,красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом всегда находящийся в восточной части храма и ассоциируемый с Раем, динамически соположен с Гробом Господним в западной части храма, по традиции являющейся репрезентацией ада. Подобно церкви Гроба Господня в Иерусалиме, в Троицком храме также отсутствует вход по западной оси.

Нетрадиционна ориентация и самого символического храма Красной площади — на юг. Это объясняется тем, что центр — Св. Гроб — сам является главным священным пространственным ориентиром. «Где икона — там и восток»,— говорили на Руси, считая восток эквивалентом верха, «горнего мiра».

красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небомКрасная площадь. Неизвестный художник. XIX в. На гравюре видна мостовая со своеобразными рисунками.

красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом

Молебен на Лобном Месте Св. Пророку Божию Илье. 2005 год.

Поэтому столь велико для нас именно центральное значение Красной площади, расположенной в геометрическом центре Москвы, «посреде земли» Московского царства, в границах европейской части средневековой Руси, той территории, которую наши предки, подобно Святой земле Палестины, промыслительно именовали Святая Русь. Это как нельзя более точно отвечает сакральной символике Красной площади.

В 1927 году американцы предлагали советскому правительству выкупить Троицкий собор и по частям перевезти его в Америку. Зачем? Только ли как уникальное архитектурное сооружение.

Мономахов трон или «Царское Место». Москва. Кремль.

(материал подготовлен для книжной публикации в 2001 году, размещен в Рунете в 19 мая 2010, исправлено и дополнено в июне 2011 г.)

на Главную красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небомверсия для печати красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом карта сайта красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом сохранитьвформате красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом

красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небомЭл.почта: arhipovvv@yandex.ru красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом

красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небомУбедительная просьба автора: при копировании и цитировании не забывайте указывать ссылку на эту страницу красная площадь храм под открытым небом. Смотреть фото красная площадь храм под открытым небом. Смотреть картинку красная площадь храм под открытым небом. Картинка про красная площадь храм под открытым небом. Фото красная площадь храм под открытым небом

Примечания:

[1] Никифор, архим. Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М. 1891. С. 167.

[2] Цит. по: Вениамин. Указ. соч. С. 39.

[3] Мифы народов мира. Т. 2. С. 332.

[4] Цит. по: Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. 1884. С. 34.

[5] Лебедев Лев, прот. Москва патриаршая. М. 1995. С. 298–299.

[6] Вениамин. Указ. соч. С. 14.

[8] «Причина, почему одни и те же вещи принимают различное значение, есть следующая: так как невозможно устроить столько необходимых и различных вещей, сколько воспоминаются обстоятельства из жизни Спасителя, то одной и той же вещи даются многие значения, соответствующие разным местам, временам и словам». Вениамин. Указ. соч. С. 14.

[9] Все христианские храмы, посвященные разным именам, «без исключения суть храмы Господни, храмы Божии и селения славы Всесвятой Троицы». Вениамин. Указ. соч. С. 8.

[10] «. ни одна страна в мiре не может представить такого обилия юродивых и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как Россия». Ковалевский Иоанн, священник. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской Церкви. Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия. М. 1991. С. 140–141.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *