краснохолмский николаевский антониев мужской монастырь
Краснохолмский николаевский антониев мужской монастырь
Проект «Добрые книги читая»
Сферическая панорама монастыря
Храмы Краснохолмского района
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь
В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах. Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в 2010 году принято решение о подготовке к регистрации монастыря как действующей обители.
Один из древнейших памятников зодчества на территории Тверской области (сохранились лишь три стены собора)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Сохранились две стены
Братский малый корпус над проездными воротами
16 сентября 2021 г.
15 сентября 2021 г.
© 2014-2021. Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье.
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат, Тверская Митрополия, Бежецкая Епархия.
Краснохолмский Николаевский Антониев мужской монастырь
Мiръ Россия Тверская область деревня Слобода Краснохолмский Николаевский Антониев мужской монастырь
Содержание
История [ править ]
Монастырь был основан в конце XV в. старцем, пришедшем, вероятно, из прославленной Кирилло-Белозерской обители, так как монастырский летописец указывает, что преподобный Антоний был из «страны Белозеския». Оказавшись в городе Городецк Бежецкого Верха (пограничье новгородских и тверских земель), старец занемог. По излечении от болезни он решил поселиться недалеко от города в уединенном месте. К нему стали стекаться люди, вскоре собралась братия, и возник монастырь.
Согласно монастырскому Летописцу, основную роль в устроении обители сыграли местные бояре Неледенские-Мелецкие. Но, анализируя политическую ситуацию конца XV в., более вероятно выглядит участие князя Андрея Большого Углического в создании монастыря на землях его удела.
Наличие в Николаевском Антониевом монастыре уже в XV-XVI вв. двух каменных строений (главного Никольского храма с пределом и церкви св. влкм. Димитрия Солунского с трапезной), богато украшенных икон, разнообразной богослужебной утвари, богатых священнических облачений и богослужебных книг (имелось 11 напрестольных Евангелий, часть которых была украшена золотом, серебром и бархатом), значительных земельных наделов и различных монастырских служб (среди которых мельничные и «солодяничные») ставят его в один ряд с крупнейшими обителями того времени.
XVII век – смутное время в истории России. Польские интервенты поставили под угрозу сохранение русской государственности и культуры. Локально отразились страшные события того времени и на истории монастыря, стоящего среди лесов у впадения реки Могочи в реку Неледину. От ватаг разбойничьих шаек казаков и поляков монастырские власти пытались откупиться деньгами, но сберечь монастырь и его вотчины от разорения все же не удалось (еще в конце XVI века наметилась тенденция сокращения численности населения монастырских вотчин, уменьшилось число братии, многие монастырские деревни превратились в пустоши). А в 1611 г. произошла трагедия: монахи были убиты (в старинном синодике записано 26 убиенных монахов), монастырские села и деревни сожжены. Лишь во второй половине XVII столетия начинается постепенное возрождение монастыря и его владений.
Однако с началом государственных преобразований Петра I, которые затрагивали и церковно-монастырскую сферу, хозяйственное благосостояние Николаевского Антониева монастыря начало постепенно понижаться. Росло государственное налогообложение, росло число «доимочных платежей», кроме того, монастырь был обложен различными церковными сборами.
Несмотря на довольно напряженную хозяйственно-экономическую жизнь, в XVIII – XIX вв. Николаевский Антониев монастырь играл роль духовного и просветительского центра округи. В 1783 г. в монастыре была отрыта церковно-приходская школа, а в период с 1809 г. по 1834 г. действовало духовное училище. К XIX в. монастырская библиотека насчитывала более чем 300 печатных книг и 2 рукописные, имела богатый старинный рукописный архив за XVI, XVII, XVIII века.
Конец XIX века стал временем, положившим начало изучению истории этой древней обители Тверской епархии.
В 2010 году митрополит Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) принял решение о подготовке к регистрации монастыря как действующей обители.
В августе 2013 года по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета (Гаврина) Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья назначен иеромонах Силуан (Конев). В мае 2014 года Антониев монастырь был передан Русской Православной Церкви.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий, но храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах.
При монастыре действует духовно-просветительский центр.
Будет ли восстановлен Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Непростая судьба обители
Проезжающим мимо небольшого городка Красный Холм, что под Тверью, находящаяся за 2 км. от него бывшая иноческая обитель представляется развалинами. На советские годы действительно пришлось ее уже не первое за более чем 500-летнюю историю разорение. И, как столетия назад, святое место снова возрождается к жизни.
Строительство Антониева монастыря
То было время расцвета иноческой жизни. Еще жива была память об «игумене Земли Русской», прп. Сергии Радонежском, ученики которого основали не менее 70 обителей. Уже появлялись «ученики учеников», «духовные внуки» преподобного, для которых, как для него, любовь Божия была дороже всех благ мира. Ради Господа покидали они города, уходили в леса – но «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.5:14).
Основатель
Прп. Антоний Краснохолмский
Подобная история предшествовала также появлению Николаевского монастыря: начало ему положил скромный инок Антоний, вовсе не имевший ввиду основать общежитие. Известно, что во 2 пол. XVI в. он ушел «на безмолвное житие» из когда-то основанной учеником св. Сергия Кириллом Белозерской обители, а появился в этих местах как странник. Оставаться он, как говорит летописец, сначала не собирался, однако промыслом Божиим тяжело заболел, так что вынужден был задержаться.
Возможно, тогда он нем узнал владелец местности, благочестивый боярин Афанасий Нелединский. Согласно летописи, он подарил иноку участок земли, где с 1461 г. появились малая келья, при ней – часовня. Предполагают, что ищущий уединения преподобный первоначально поселился на речном островке. Так было положено начало будущему монастырю: ведь через несколько лет к Антонию начали собираться ученики.
Посвящение обители
По преданию, около 1481 г. прп. Антоний из окна кельи увидел некое небесное сияние. Как оказалось, оно исходило от иконы свт. Николая Чудотворца, стоявшей на ветвях дерева. Столь явное чудо было принято как воля Божия – посвятить обитель любимому на Руси святому.
Первый храм
Зная о происшедшем чуде, Нелединские теперь решили не только подарить будущей обители часть своих земель, но позаботиться о возведении каменной церкви. Родовитые бояре, хорошо известные великому князю Московскому, они убедили поучаствовать в благом деле других жертвователей. Самым именитым из них был князь Андрей Васильевич Большой, родной брат Ивана III. Есть данные, что по его желанию из Москвы сюда приехали даже мастера-итальянцы, строившие тогда соборы Кремля.
Завершали строительство уже без преподобного основателя: около 1482 г. прп. Антоний скончался. Сохранилось предание, что его погребли близ Никольского собора. А сам храм достроили к началу XVI в.
Жизнь обители до революции
Сто лет обитель была одной из известнейших, уважаемых:
Смута и возрождение
Первый раз монастырь разорили в лихие годы Смутного времени начала XVII в. В 1611 г. его окружили поляки. После захвата все братия обители были убиты. Синодик того времени содержит 26 их имен. Интервенты сожгли также монастырские села.
Чтобы восстановиться, потребовалась помощь государства. Так, царь Михаил Федорович, даровал инокам многочисленные налоговые послабления, различные привилегии. Например, монастырь имел право сбора пошлин на ярмарках с Спасе на Холму. Все это позволило восстановить разрушенное за годы Смуты. В XVII в. даже появляется новый храм, Вознесения Господня.
А о высочайшем духовном авторитете монахов говорит то, что:
Превратности судьбы
Новое разорение принесли церковные преобразования Петра I, стремившегося ограничить монашество, зачастую произвольно изымавшего средства из монастырской казны. Но все же при его правлении количество насельников обители достигало 172, из которых монашествующих, включая 10 иеромонахов – 72. Хозяйство обители было достаточно крепким: она владела более чем 100 селами, имена до 5 мельниц.
Однако к концу правления Петра Никольский теряет самостоятельность, став частью Новгородского архиерейского дома. А при секуляризации церковного имущества при Екатерине II (1764 г.) его относят ко «второму классу», что означает крайне скудное обеспечение от казны – при том, что земли, дававшие доход, у обители отбираются.
В XIX в., он, однако, благодаря жертвователям, все еще центр духовной жизни, даже – образования, просвещения, ведь здесь работает школа, библиотека с более чем 300 томов книг, рукописей. Говорят, что благосостояние обители подорвал сильнейший пожар 1850 г. Оправиться от него она уже не успела – грянула революция 1917 г.
Закрытие и разрушение
Известно, что последним наместником был игумен Иоанн (Гречников). К 1917 г. количество братии составляло около 20 человек. Хотя формально монастырь закрыли в 1917 г., большая часть насельников оставались здесь еще не менее 5 лет, пока в 1922 г. их насильственно не изгнали из родных стен. Тогда же вывезли отсюда все «церковные ценности».
За последующие годы разоренные храмы, братские корпуса последовательно меняют владельцев – различные советские учреждения, от «Жилкомхоза», державшего здесь скотный двор, до машинно-тракторной станции с общежитием для работников.
К концу 1950-х специалисты-историки забили тревогу: уникальные храмы, особенно – построенный итальянскими зодчими Никольский собор – оказались на грани разрушения.
С 1960 г. бывший монастырь даже взяли под защиту государства, однако… не определили, где находится «охранная зона» памятника. Поэтому здесь продолжало существовать рабочее общежитие, работать советские учреждения. Часть же заброшенных зданий просто продолжали разрушаться.
Современное состояние Краснохолмского монастыря
С прекращением гонений на религию верующие Красного Холма начали бороться за поруганную святыню. Настоятель местного Никольского храма иерей Василий Симора с прихожанами поставили на месте разоренной святыни крест.
Спустя еще 5 лет священноначалие решило готовиться к восстановлению обители:
Тогда же удалось найти финансирование на начало реставрации – архитектурный памятник стал частью программы «Культура России», которая действовала с 2012 по 2018 гг.
Сейчас бывшая обитель все еще имеет статус подворья. Тем не менее, здесь:
На интернет-странице подворья – множество фотографий разоренных храмов, только ждущих восстановления. Подписи под ними более чем красноречивы: «Один из древнейших памятников зодчества… сохранилось три стены собора», «Сохранилось две стены».
Пока восстанавливаемый монастырь ищет жертвователей, приезжающие сюда путешественники не устают восхищаться атмосферой старины, живописными пейзажами:
«Интересное место. Красивые развалины и лужайки» (Павел Ф.)
«Ехали из Москвы целенаправленно. Повезло, что увидели до реставрации. Очень внушительно» (Петр А.)
И даже: «Обожаю такие места» (Максим П.)
На самом деле, за кажущейся «романтикой» старых развалин – духовная трагедия, погубившая не только этот, но еще множество обителей. Не будет понимания истинной сути случившегося – не состоится и возрождение.
Краснохолмский николаевский антониев мужской монастырь
Последние обновление сайта: 18 октября 2021 года
Красный Холм и его монастырь
2021 год:
560 лет со дня основания Николаевского Антониева монастыря
540 лет со дня преставления прп. Антония Краснохолмского и начала возведения в камне Никольского собора
245 лет городу Красный Холм
Николаевский Антониев монастырь находится на пути к своему возрождению в качестве действующей обители.
Территориально он относится к Краснохолмскому благочинию (округу) Бежецкой и Весьегонской епархии Тверской митрополии Московского патриархата Русской Православной Церкви.
В 2013 году на территории монастыря создано Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье, настоятелем которого является иеромонах Силуан (Конев).
архитектурный памятник федерального значения, объект историко-культурного наследия Тверской области, который находится в руинированном состоянии и нуждается в срочной реставрации.
В настоящее время начаты
консервационно-реставрационные работы на Никольском соборе, памятнике XV столетия.
делаются шаги по возрождению духовной жизни округи (в деревни Слобода регулярно действует церковь прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, где отцом Силуаном проводятся службы);
активно распространяется информация о монастыре, с целью привлечения внимания к проблеме его восстановления и возрождения:
снимаются репортажи, видеоролики, фильмы, пишутся статьи, даются интервью,
ведется научное изучение истории монастыря, проводятся экскурсии по его территории.
по всем вопросам обращаться к о. Силуану (Коневу)
Адрес (для корреспонденции): 171661, Россия, Тверская область,
Краснохолмский район, деревня Слобода, дом 33.
Россия, Тверская область, Краснохолмский район, д. Слобода.
СВЯТЫНЯ ВОЗРОЖДАЮЩЕГОСЯ МОНАСТЫРЯ
В праздник Светлого Христова Воскресения 2019 года в Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре произошло новое событие на пути возрождения древней обители. В монастырской часовне настоятелем архиерейского подворья иеромонахом Силуаном было совершено освящение иконы основателя монастыря — преподобного Антония. После освящения был совершен праздничный молебен. В своем слове настоятель обратил внимание на то, что именно молитвы людей, возносящиеся перед иконой, создают ее как святыню. Иеромонах Силуан отметил, что в часовне будут совершаться регулярные богослужения, и пригласил к продолжению и усилению молитвы в обители.
15 октября вышла новая статья: Тарасова Н. П. Архитектурный ансамбль Николаевского Антониева монастыря XV — XVI веков. Ч. 3. К 560-летию обители // Сельская новь. 2021. № 39 (13092). С. 7. Читать
8 октября вышла новая статья: Тарасова Н. П. Архитектурный ансамбль Николаевского Антониева монастыря XV — XVI веков. Ч. 2. К 560-летию обители // Сельская новь. 2021. № 38 (13091). С. 7. Читать
1 октября вышла новая статья: Тарасова Н. П. Архитектурный ансамбль Николаевского Антониева монастыря XV — XVI веков. Ч. 1. К 560-летию обители // Сельская новь. 2021. № 37 (13090). С. 11. Читать
3 сентября вышла новая статья: Тарасова Н. П. Тверские владыки в Красном Холме: визит архиепископа Димитрия (Самбикина). К 560-летию Николаевского Антониева монастыря и 245-летию города Красного Холма // Сельская новь. 2021. № 33 (13086). Ч. 2. С. 7. Читать
2 сентября ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ В КРАСНОХОЛМСКОМ НИКОЛАЕВСКОМ АНТОНИЕВОМ МОНАСТЫРЕ.
2 сентября в д. Слобода Краснохолмского района под председательством Управляющего Бежецкой епархией епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета состоялось очередное производственное совещание, посвящённое восстановлению одного из древнейших памятников архитектуры Тверской земли – Никольского собора Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря.
В производственном совещании приняли участие представители Министерства культуры Российской Федерации, Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, представители авторского и технического надзора, а также руководство подрядной организации, осуществляющей восстановительные работы.
В настоящее время начат и продолжается важный очередной этап восстановительных работ – кладка из белого камня утраченной ранее алтарной апсиды древнего Никольского собора. При этом используется уникальный материал – природный белый камень, из которого в конце XV в. и был построен Никольский собор. Источник: Информационная служба Бежецкой епархии
27 августа вышла новая статья: Тарасова Н. П. Тверские владыки в Красном Холме: визит архиепископа Димитрия (Самбикина). К 560-летию Николаевского Антониева монастыря и 245-летию города Красного Холма // Сельская новь. 2021. № 32 (13085). Ч. 1. С. 7. Читать
16 августа НОВОСТИ ЕПАРХИИ. Продолжается очередной этап реставрационных работ на одном из древнейших памятников архитектуры Верхневолжья – Никольском соборе Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, начало строительства которого относится к 15 веку. Нынешний этап реставрационных работ включает в себя мероприятия по укреплению фундамента и возведению части восточной стены собора, которая была утрачена. При этом используется уникальный материал – белый камень, из которого и был воздвигнут собор. Работы проводятся высококвалифицированными специалистами, зарекомендовавшими себя при реставрации многих всемирно известных памятников архитектуры. Проведение ремонтно-восстановительных и реставрационных работ стало возможным благодаря участию в Федеральной целевой программе «Культура России» при сопровождении Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви. Никольский собор Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря был включен в перечень особо значимых объектов культурного наследия, требующих восстановления, по благословению Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Источник: Информационная служба Бежецкой епархии
3 августа ЕПИСКОП БЕЖЕЦКИЙ И ВЕСЬЕГОНСКИЙ ФИЛАРЕТ ВСТРЕТИЛСЯ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО ЦЕРКОВНОМУ ИСКУССТВУ, АРХИТЕКТУРЕ И РЕСТАВРАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРОТОИЕРЕЕМ ЛЕОНИДОМ КАЛИНИНЫМ
3 августа состоялась рабочая встреча Управляющего Бежецкой епархией епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета и председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерея Леонида Калинина. В ходе встречи обсуждались вопросы укрепления и развития взаимодействия Бежецкой епархии с Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации, а также консультационной поддержки и сопровождения со стороны Экспертного совета проведения противоаварийных и восстановительных работ на уникальном памятнике архитектуры XV века – Никольском соборе Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Бежецкой епархии. Источник: Информационная служба Бежецкой епархии
22-25 июля ПРЕБЫВАНИЕ СВЯТЫНЬ XXVI БОЛЬШОГО БЕЖЕЦКОГО КРЕСТНОГО ХОДА В КРАСНОХОЛМСКОМ БЛАГОЧИНИИ.
22-25 июля Теребенский образ Пресвятой Богородицы и чтимая икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, пребывали на территории Краснохолмского благочиния.
Днем 22 июля святыни Большого Бежецкого Крестного хода были принесены в церковь вмц. Параскевы Пятницы с. Мартыново Краснохолмского района. Секретарь Бежецкой епархии протоиерей Ярослав Шведов в сослужении духовенства Краснохолмского благочиния отслужил молебен.
23 июля Теребенский образ Пресвятой Богородицы и чтимая икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, были доставлены в Казанскую церковь п. Сандово, где настоятель храма иерей Андрей Швецов совершил Божественную литургию. Прихожане причастились Святых Христовых Таин и вознесли свои молитвы Божией Матери и свт. Николаю Чудотворцу. Днем святыни XXVI Большого Бежецкого Крестного хода были принесены в Христорождественский храм с. Старое Сандово Сандовского района. Благочинный Краснохолмского округа иерей Михаил Иванов в сослужении настоятеля храма протоиерея Вячеслава Зернова и иерея Андрея Швецова отслужил молебен. По завершении богослужения участники Крестного хода посетили Дом-интернат для престарелых и инвалидов д. Кузнецково Молоковского района, где был отслужен молебен. Насельники дома-интерната приложились к святыням и помолились Божией Матери и свт. Николаю Чудотворцу. Вечером того же дня чтимые иконы были принесены в Воскресенскую церковь погоста Белая Молоковского района, где настоятель храма иерей Михаил Иванов отслужил Всенощное бдение.
24 июля святыни XXVI Большого Бежецкого Крестного хода пребывали в Троицком храме п. Молоково, где благочинный Краснохолмского округа, настоятель храма иерей Михаил Иванов совершил Божественную литургию. Прихожане прикладывались к святыням, молились и просили помощи, заступничества и покровительства у Пресвятой Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Вечером Теребенские святыни были принесены в храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья д. Слобода Краснохолмского района. Настоятель подворья иеромонах Силуан (Конев) отслужил Всенощное бдение.
25 июля святыни XXVI Большого Бежецкого Крестного хода пребывали в Троицком храме г. Красный Холм. Божественную литургию совершил настоятель храма протоиерей Олег Филиппов.
Далее XXVI Большой Бежецкий Крестный ход покинул пределы Краснохолмского благочиния, чтобы продолжить свой путь по территории Лихославльского благочиния. Источник: Информационная служба Бежецкой епархии
28 июля в 9.00 в часовне Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, будет отслужена литургия и совершен молебен.
10 июня в новостях православного телеканала «Союз» прошел сюжет под названием «В деревне Слобода Тверской области возрождается Никольский собор Краснохолмского монастыря». Смотреть
3 и 4 июня В Санкт-Петербургской Духовной Академии прошла всероссийская с международным участием конференция «История, культура, быт монастырей Средневековой России».
4 июня в секции «Древнерусская книжность и искусство ХIII–ХVI веков» прозвучал доклад Н. П. Тарасовой на тему «Проблема атрибуции икон Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря».
Аннотация доклада: Планомерное разорение Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (Тверская область) на протяжении 20–30-х гг. ХХ в. привело к утрате иконописного убранства монастырских церквей. Ранние монастырские описи приводят лишь общее описание икон. Фотографические снимки интерьеров храмов кон. XIX — нач. ХХ вв. практически неизвестны. Монастырские святыни — старинные иконы — были свезены на хранение в Николо-кладбищенскую церковь г. Красный Холм и последний раз описаны весной 1930 г. Дальнейшая их судьба неизвестна. Все это крайне затрудняет поиск и атрибуцию монастырских святынь. Тем не менее, в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева экспонируются иконы, которые искусствоведы связывают с Николаевским Антониевым монастырем. В докладе рассматривается спектр проблем иконописного наследия Николаевского Антониева монастыря, с которым сталкивается исследователь.
Развернутая статья «Проблема атрибуции икон Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря» будет опубликована в следующем номере научного журнала СПбДА «Палеоросия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях». Источник: СПбДА
2 июня ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ В КРАСНОХОЛМСКОМ НИКОЛАЕВСКОМ АНТОНИЕВОМ МОНАСТЫРЕ
2 июня в деревне Слобода Краснохолмского района под председательством Управляющего Бежецкой епархией епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета состоялось производственное совещание, посвящённое восстановлению одного из древнейших памятников архитектуры Тверской земли – Никольского собора Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. В производственном совещании приняли участие представители Министерства культуры Российской Федерации, Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, представители авторского и технического надзора, а также руководство подрядной организации, осуществляющей восстановительные работы.
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь был основан в 1461 году пришедшим из Кирилло-Белозерского монастыря иноком Антонием, впоследствии причисленным к лику святых (память преподобного Антония Краснохолмского празднуется 30 января). В архитектурном ансамбле монастыря центральное место занимает Никольский собор, возведённый в конце XV в. После революции 1917 года обитель была закрыта и в 1930-х годах многие сооружения монастыря были разрушены.
В настоящее время в обители проводятся ремонтно-восстановительные и противоаварийные работы. Это стало возможным благодаря участию в Федеральной целевой программе «Культура России». Никольский собор Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря был включен в перечень особо значимых объектов культурного наследия, требующих восстановления, по благословению Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Источник: Информационная служба Бежецкой епархии
29 мая вышла новая публикация: Тарасова Н. П. Тверское наследие в собрании ЦМиАР: Икона свят. Николая Чудотворца рубежа XV-XVI веков и Николаевский Антониев монастырь // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал СПбДА. 2021. № 1 (13). С. 82-95..
Аннотация: В собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева находится икона святителя Николая Чудотворца, датируемая рубежом XV-XVI веков. Искусствоведы предполагают, что икона может происходить из Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Тверской области. В статье рассматривается круг вопросов, связанных с этим предположением, и делается вывод, что в настоящее время оснований для него недостаточно, необходимо расширение источниковедческой базы изучаемого вопроса. Также высказывается предположение, что икона, вывезенная в 1965 году из заброшенной церкви Смоленской Богоматери села Георгиевского Тверской области, изначально занимала определенное место в иконостасе этой церкви в XIX веке, и ее происхождение может быть иным. Читать
14 апреля Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) опубликовало федеральный перечень объектов культурного наследия, требующих срочной реставрации. В списке, представленном по поручению Президента РФ Владимира Путина, есть 29 объектов из Твери и районов Тверской области. В списке есть 7 культовых сооружений, в том числе — Краснохолмский Антониев монастырь и Троицкая церковь с иконостасом и росписями в Сонковском районе. Источник: рэг «Афанасий.Бизнес»
14 апреля вышла новая публикация: Тарасова Н. П. Археографическое описание рукописи «Летописца» Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 1840-х годов // Труды и Переводы. Научный журнал СПбДА. СПб., 2020. №1 (3). С. 155–183.
В статье представлены результаты текстологического изучения недавно выявленного рукописного текста «Летописца» Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 1840-х годов. В основу изучения положен метод сравнительного анализа рукописи с известными рукописными и печатными списками «Летописца». Выдвигается предположение, что к настоящему моменту можно говорить о наличие трех редакций текста монастырского «Летописца». Первая редакция представлена в рукописях 1840-х и 1850–70-х гг. (копия архим. Иллариона (Максимовича)). Вторая редакция представлена в издании «Историческая библиотека Тверской епархии» (предположительно копия архим. Марка). Третья редакция представлена в издании А. К. Жизневского (неизвестная копия). В статье рассматриваются вопросы авторства рукописи, времени ее создания, проблемы изучения, уделено внимание содержанию рукописного текста, приводится описание внешнего вида рукописи. Завершает статью текст рукописного «Летописца».
26 марта вышла новая публикация: В Тверской области восстановят из руин Никольский собор уникального монастыря. [Электронная публикация] // ТИА tvernews.ru: информационный портал. 2021. 26 Марта. URL: https://tvernews.ru/news/269263/
24 марта в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата председатель ФХУ епископ Наро-Фоминский Парамон провел рабочую встречу с епископом Бежецким и Весьегонским Филаретом. Темой встречи стали вопросы, связанные с восстановительными и реставрационными работами на уникальном памятнике архитектуры XV века – Никольском соборе Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Епископ Парамон и епископ Филарет обсудили вопросы, касающиеся производства работ по подключению объекта к наружным инженерным сетям. Также в ходе рабочей встречи обсуждалась специфика эксплуатации таких объектов. В совещании приняла участие архитектор-реставратор Отдела реставрации и ремонта ФХУ Н.А. Васильева. Напомним, в 2020-2021 годах в Никольском соборе планируется выполнить следующие первоочередные работы: усиление фундаментов, реставрацию кирпичной кладки алтарных стен с арочными проемами, реставрацию кирпичной кладки белокаменных стен алтарной части, реставрацию белокаменного цоколя (воссоздание — в алтарной части и реставрация — в части четверика), реставрацию существующих стен четверика, инъектирование трещин на фасадах и устройство железобетонного пояса. Источник: Информационная служба Бежецкой епархии (по материалам Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви).
16 марта вышла новая публикация: Тарасов А. Е. О связях между Троице-Сергиевым и Краснохолмским Антониевым монастырями в XVI веке // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы ХI Международной научной конференции 3-4 октября 2018 г. Сергиев Посад, Цветографика, 2020.
19 февраля в краснохолмской районной газете «Сельская новь» опубликована статья В.С. Белякова: Беляков В.С. О книге «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря». К его 560-летию // Сельская новь. 2021. №6 (13059). С.7.
«Дольше всех настоятелем Краснохолмского Антониева монастыря прослужил игумен Анатолий (Смирнов) – 30 лет, с 1869 по 1899 год. В 1883 году он издал книгу «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии». Она содержит уникальные исследования о монастыре с момента его основания в 1461 году и до середины XIX века. Читатель может ознакомиться с историей возникновения монастыря, его становлением, устройством церквей и других монастырских зданий, о составе монастырских земель и селений, собираемых налогах, о разорении монастыря в начале XVII века польско-литовскими и другими захватчиками, дарах бояр, князей и царей в монастырь. Переиздана эта книга в 2017 году. Издание подготовлено В.Н. Сорокиным, краеведом из Бежецка. Примечания к тексту составлены историком из Санкт-Петербурга Н.П. Тарасовой.» Читать далее.
12 февраля в новом номере районной краснохолмской газеты «Сельская новь» опубликована статья настоятеля монастыря иеромонаха Силуана (Конева): Силуан (Конев), иеромонах. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь: прошлое, настоящее, будущее. К 560-летию со дня основания // Сельская новь. 2021. №5 (13058). С.2. Читать.
5 февраля вышел новый номер районной краснохолмской газеты «Сельская новь» с заметкой о дне празднования памяти прп. Антония: Солунин В. Престольный праздник земли краснохолмской // Сельская новь. 2021. №4 (13057). С.1.
В череде почитаемых православных праздников особое место занимают те, которые связаны с именами святых и отмечаются, как дни их памяти. У нас это Антоний Краснохолмский, основатель Николо-Антониева монастыря. День памяти преподобного отмечается ежегодно в конце января. Это событие местного масштаба, но поскольку старец причислен к лику местночтимых святых, оно выходит за рамки района, привлекает большее, чем обычно, количество верующих. Читать далее.
1 февряля в информационном выпуске Бежецкой епархии Русской Православной Церкви «Бежецкий Верх» вышла статья: Тарасова Н.П. Краснохолмский монастырь и город Красный Холм. Из воспоминаний преосвященного Саввы (Тихомирова) // Бежецкий Верх. 2021. №1 (Январь). С.3. Полная версия статьи, ранее публиковавшейся в краснохолмской «Сельской нови». Читать.
30 января совершается память небесного покровителя Бежецкого Верха – преподобного Антония Краснохолмского. В этот день Божественную литургию в Троицком храме г. Красный Холм совершил Преосвященнейший Филарет, епископ Бежецкий и Весьегонский. Его Преосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Олег Филиппов, духовенство Краснохолмского благочиния и Спасского кафедрального собора г. Бежецк. За богослужением молился Глава Краснохолмского муниципального округа В.Ю. Журавлев. На сугубой ектении Владыка Филарет вознес молитвы о единстве Святого Православия и о мире на Украине, а также молитву во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По заамвонной молитве было пропето славление и вознесена молитва преподобному Антонию Краснохолмскому. По завершении богослужения Преосвященный епископ Филарет поздравил всех с днем памяти преподобного и богоносного Антония Краснохолмского и обратился к собравшимся с архипастырским словом назидания.
Верою, благочестием и истиною, / Ангелом уподобился еси, преподобне Антоние. / Землю Краснохолмскую собою украсил еси,/ такожде положил еси основание святыя Николо-Антониевыя обители / и получив от Бога изобильну благодать, / сущия в болезнех исцеляти, / и скорбныя утешати, / и мы вемы яко предстоиши у Престола Царя Славы, / за ны духовно немощныя молишися, // во еже спастися нам. (тропарь гл. 4) Источник: Информационная служба Бежецкой епархии.
Январь. По благословению Преосвященнейшего Филарета, епископа Бежецкого и Весьегонского в Сети заработал Сайт Краснохолмского благочиния.