краснослободск монастырь спасо преображенский
Краснослободск монастырь спасо преображенский
БОГОСЛУЖЕНИЯ МОНАСТЫРЯ
Праздник Казанской иконы Божией Матери 04 ноября 2021 г.
Воскресное богослужение 3 октября 2021 г.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
О МОНАСТЫРЕ
Расположен Спасо-Преображенский мужской общежительный монастырь в 5 км от города Краснослободска, на правом берегу реки Мокши. Первым в этих местах появился «черный старец» иеромонах Дионисий, который основал «пустыньку». Скоро в Москву отправились челобитчики просить Патриарха Никона о разрешении «. около Дионисевой пустыньки лес ранить и воздвигнуть вновь церковь». Грамота была подписана Патриархом в августе 1655 года (до 1930 года она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре, затем в краеведческом музее, где и пропала в начале 70-х годов XX века).
В монастыре находилась и находится до сих пор чудотворная Казанская икона Божьей Матери. В особом склепе под соборным храмом покоился бывший настоятель обители подвижник иеросхимонах Герасим, скончавшийся около 1700 г. и почитавшийся не только монастырской братией, но и жителями окрестных сел.
В 1928 году монастырь был закрыт, в 1994 году возобновлен как женский, а с 1995 года функционирует как мужской.
Первые труды по возрождению Спасо-Преображенской обители начали предприниматься с марта 2004 года.
ОДИН ДЕНЬ В ОБИТЕЛИ ИНОКА ГЕРАСИМА
Встречаются в жизни дни, часы и даже минуты, воспоминание о которых наполняет душу радостным и благоговейным чувством. Такой благодатный день, исполненный живых, умиляющих душу, впечатлений, довелось мне в текущем году провести в обители «инока Герасима» – краснослободском Спасо-Преображенском монастыре.
Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь – обитель незнатная и неособенно даже богатая; храмы не блистают драгоценными окладами на иконах. И не изумляют взоров архитектурными эффектами и художественностью живописных изображений, – ея богослужения не отличаются особенною торжественностью, а ея жизнь, огражденная от мира сыпучими песками окружающей местности, и заслоненная от людскага глаза высокою стеною дремучего бора, наипаче же смирением иноческим, протекает в тишине и неизвестности, чуждая всякой «славы человеческой». Кроме престольных монастырских праздников, привлекающих в обитель большую массу местнаго населения, богомольцы, вообще, редко заглядывают в обитель, которая к тому же и не посылает от себя сборщиков, а живет, при помощи Божией, собственными трудами, – кормится и существует послушаниями иноческими. Стало-быть и вестей об обители разносить некому… Тем не менее монастырь краснослободский, насчитывающий более двух столетий своего существования, вполне заслуживает внимания богомольцев, как со своей древности, так и потому, главным образом, что в его стенах почитывают под спудом, – нетленные, по всеобщему убеждению, – останки дивнаго подвижника иеросхимонаха Герасима, от гроба которого неоднократно истекали исцеления болящим, как это видно из монастырских записей.
Сверх того, монастырь Спасский, находясь всего лишь в пяти верстах от г. Краснослободска, славится живительным – здоровым воздухом и живописным местоположением среди густого, высокаго, сосноваго леса на берегу р.Мокши, протекающей чрез монастырский сад. Напоминая своим метоположением отчасти Саров, обитель Спасская имеет то преимущество пред знаменитой пустынью, что за немноголюдством отличается полнейшею тишиною, и красота местоположения в ней не заслоняется, как в Сарове, многочисленными храмами и зданиями монастырскими, раздвинувшимися на огромное пространство.
Все сказанное давно располагало меня побывать в обители, и в мае текущаго года, наконец, состоялось мое путешествие, которое я вознамерился описать теперь из уважения к памяти иеросхимонаха Герасима.
Очерк написал настоятель Краснослободской обители архимандрит Григорий (в миру Сагакский Гавриил Николаевич, 1824–1911).
Краснослободский Преображенский мужской монастырь
Содержание
История [ править ]
Краснослободский Спасо-Преображенский (в честь Преображения Господня) общежительный мужской монастырь (до втор. пол. XVIII в. Спасская пустынь) основан по челобитью жителей царевой Красной Слободы (Краснослободска) в 1655 по благословению патриарха Никона.
В 1656 в лесу, на противоположной от города стороне Мокши уже была срублена деревянная Спасо-Преображенская церковь с Казанским приделом. Землю под монастырь передал инокам богатый крестьянин из с. Дмитриев Усад Путилка Баженов.
Первые полтора столетия своего существования Спасская пустынь развивалась крайне медленно и выглядела скорее как скит, чем полноценный монастырь. Кроме дарений Путилки Баженова, в 1681 пустынь получила «на прокорм» еще один участок земли от царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима. На протяжении столетия пустынь упорно боролась за свое существование, много раз судилась с обидчиками за земли. Наиболее трудные времена выпали на эпоху царей Феодора Алексеевича и Петра Алексеевича. Во многом община выстояла благодаря строгому уставу, введенному основателем монахом Дионисием и переработанному старцем Герасимом.
Обитатели пустыни всегда отличались стоическим характером и непритязательностью в быту, а община – строгой замкнутостью, почему даже в пределах Пензенской епархии она не обладала широкой известностью.
В 1764 штат монастыря насчитывал всего семь человек – игумена, четырех иеромонахов и двух монахов. Серьезные изменения в обители произошли после назначения на место настоятеля иеромонаха Саровской пустыни Геннадия. Прибыв в полуразвалившийся монастырь, он за собственный счет перестроил его полностью в камне.
В 1796 епископ Тамбовский Феофил выдал грамоту на строительство в монастыре каменного Спасо-Преображенского собора с Казанским и Рождество-Предтеченским приделами. Одновременно началось строительство корпусов келий. Собор был освящен в 1799 настоятелем Геннадием по благословению епископа Нижегородского Вениамина. В 1801 был освящен Казанский придел, в 1804 – Иоанно-Предтеченский. В 1810 была заложена больничная Александро-Невская церковь (освящена в 1817) и колокольня с надвратной Никольской церковью (окончательно завершена и освящена в 1855).
К революции Спасо-Преображенский монастырь представлял из себя полностью законченный комплекс, выполненный в стиле классицизм. Ансамбль был заключен в квадрат со сторонами ок. 100 м.; стороны периметра составляли корпуса келий, соединенные стенами; на западной стороне – два коруса, колокольня, наугольные павильоны-башни; с южной стороны – небольшой хозяйственный корпус и больничная церковь в честь св. Александра Невского; с северной стороны – два келейных корпуса и башенка с повседневными вратами; с восточной стороны – келейный корпус и несколько мелких строений. Специалисты отмечают гармоничность всего комплекса, его «просчитанность» и ориентированность на обзор с западной стороны, из-за р. Мокши. Весь ансамбль сооружался по единому замыслу, поэтому обитель оказалась единственной в мордовском крае, избавленной от архитектурного разностилья.
Земельные владения монастыря составили около 1500 десятин пашни, леса, лугов и неудобья. Процветало огородничество и животноводство, финансовое положение обители позволяло братии содержать целый поселок, выросший возле стен, и несколько учебных заведений, в том числе духовную школу, готовившую кадры для приходов.
В XIX в. число насельников колебалось от 70 до 120 чел., не считая трудников и мирян, живших в поселке и занятых в монастырском хозяйстве. При архимандрите Григорие, в 1903 г. епископ Пензенский Тихон освятил последнюю в истории обители церковь – кладбищенскую Успенскую. В XVII в. в Спасо-Преображенском монастыре подвизался выдающийся подвижник-аскет инок Герасим Краснослободский, предшественник первопоселенцев еще двух пустыней, Саровской и Рябкинской, возникших на местах его отшельнических келий. По кончине инок Герасим, выполнявший в последние годы обязанности настоятеля, был погребен возле старого собора. Затем его нетленные останки покоились в склепе под новым собором.
Перед революцией поднимался вопрос о канонизации старца, но дело не было доведено до конца из-за известных политических событий. Затем мощи пропали; существует две версии: 1) они были спрятаны последними монахами от кощунников; 2) они были уничтожены революционерами. Погибли также парсуна, написанная с инока Герасима во время освидетельствования его нетленных останков в конце XVIII в. и две копии с парсуны, хранившиеся в Спасо-Преображенском и Рождество-Богородицком Темниковском женском монастырях.
После разгона монастыря был снесен собор и кладбищенская церкви, больничная церковь обращена в клуб, а келейные корпуса вместили среднее сельское профессионально-техническое учебное заведение (учхоз). Многие здания пришли в плохое состояние, и прежде всего разруха отразилась на колокольне, требующей самого серьезного ремонта.
В настоящее время монахам возвращена Александро-Невская церковь и некоторые жилые помещения. Восстановление обители идет очень трудно. Первоначально возрожденный как женский, монастырь вскоре был обращен в мужской из-за невозможности женщин жить в обстановке учхоза. Насельники восстановили некоторые захоронения, располагавшиеся за алтарем собора. На месте храма, там, где при советской власти был поставлен памятник Ленину, установлен памятный крест. Александро-Невская церковь одновременно является приходской для верующих поселка «Учхоз». В обитель возвратилась одна из прежних святынь – местночтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери. Верующими также особо чтится икона Божией Матери Боголюбская. Приток паломников наблюдается в престольные праздники Преображения Господня и на Казанскую. Сегодня в обители подвизаются 11 человек, в том числе 6 монахов, 1 инок и 4 послушника (данные 2002 г.).
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельников обители.
Совершенствуются формы социального служения.
В результате обширных восстановительных работ, проводимых с 2004 года, церковь Александра Невского приобрела завершенный вид. Реконструирована надстройка храма, венчаемая золотой маковкой, восстановлена кровля и закончена отделка фасада.
Белоснежные стены, нуждающиеся в последующей росписи, полихромный мраморный пол, высокий купол, новые царские врата, иконы, церковная утварь вернули внутреннему устройству храма былое благолепие. В храме помимо отопления, установлены и теплые полы. Отопление теперь есть во всех корпусах монастыря.
Проводятся работы по внутренней отделки келлий монастыря и помещений предназначенных для хозяйственных нужд. Келлии снабжены необходимыми предметами мебели.
Вернулись монастырю и прежние его границы. Летом 2010 года территория монастыря была освобождена от не относящихся к нему построек.
В 2012 году были проведены работы над пристроем к храму Александра Невского (гульбища). Реконструирован фасад, кровля храма и прилегающего к храму корпуса, идет отделка келий. Полностью завершена отделка сан.узлов в корпусах (см. фотогалерею).
C 2014 года на сохранившемся и восстановленном фундаменте идет строительство центрального собора Преображения Господня. Также ждут большие ремонтно-реставрационные работы и Настоятельский корпус, на сегодняшний день проведен демонтаж третьего этажа и восстановлена кровля на корпусе.
Краснослободск монастырь спасо преображенский
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
ХРАМЫ МОНАСТЫРЯ
Краснослобожане, с целью положить прочное основание монастырю при городе, отправили посольство в Москву, к патриарху Никону бить челом, чтобы он благословил построить в новой пустынке церковь с тремя престолами, из коих главный престол должен быть освящен в память славного Преображения Господня, а придельные – правый в честь Казанской Божией Матери, а левый в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. Как совершен был трудный, далекий путь в Москву, как охлопотано там дело – не известно. Как бы то ни было, но посланные привезли с собой грамоту патриарха Никона. Вот эта грамота.
”Божиею милостью, се аз смиренный Великий Государь святейший Никон, патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя России: били нам челом Темниковского уезда государевые дворцовые Красныя Слободы Андрюшка Агапитов с товарищи и всяких чинов люди, а в челобитной их написано: в Краснослободском де кругу вверх по реке Мокше в большом лесу на берегу реки Мокши есть де у них пустынка, а в ней живет черный старец Дионисий, а у них де в Красной Слободе и в Краснослободском присуде во всей волости монастырей близко нет, а которые де у них люди по обещанию своему желают душевного ради спасения и изнемогаючи к смерти пострищися негде, помирают без пострижения, и ныне де они обещались в той пустынке воздвигнуть вновь церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да в приделах Пресвятыя Богородицы Казанской да Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, и нам бы им пожаловать благословить и велеть бы им на тое церковь и на приделы лес ронить и в том лесу; в той пустынке воздвигнуть вновь церковь во имя Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа да в приделах Пресвятые Богородицы Казанския да Усекновения честные главы Иоанна Предтечи и дать антиминсы, и аз смиренный Великий Государь святейший Никон патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя России Темниковского уезда государевые дворцовые Красныя Слободы Андрюшку Агапитова с товарищи пожаловал благословил велел им на тое церковь и на приделы лес ронить и в том лесу в Краснослободском кругу вверх по реке Мокше в большом лесу на берегу реки Мокши в той пустынке воздвигнуть вновь церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да в приделах Пресвятыя Богородицы Казанския да Усекновения честные главы Иоанна Предтечи, а приделы велел делать по сторонам тоя церкви и вход в приделы был бы из паперти, а главы бы на той церкви и на приделах были круглыя, а не островерхия, а как та церковь и приделы совершатся, и на тое церковь и на приделы велел им антиминсы дать, а освятить ту церковь и приделы попу с диаконом по правилам святых апостолов и святых отец.
Писано в Москве лета 7163 августа в 6 день, печатны взяты“.
На подлинной грамоте была приложена печать красного воска, на обороте грамоты написано: ”Жалованная благословенная грамота“. По склейке на обороте написано: ”Дьяк Парфений Иванов“.
Исполнение по этой грамоте не замедлило последовать, что было тем удобнее, что в старину церкви строились и украшались очень незатейливо. Простой деревянный сруб, крытый драньем или соломой, кое-как сколоченный иконостас с навешанными на него образами невзыскательной работы, выбойчатая завеса, такие же ризы и облачения на престол и жертвенник, оловянные или даже деревянные сосуды для священнослужения, – вот церковь и готова. При таких порядках и краснослободские усердники, Андрюшка Агапитов и его товарищи, могли очень скоро исправить дело. Не успело лето смениться летом, а церковь уже была готова; по крайней мере достоверно известно, что придельная Казанская церковь была освящена в феврале 1656 года 14 дня, т. е. чрез шесть месяцев после получения патриаршей грамоты. В подтверждение времени освящения Казанского престола еще раньше о. Беляев писал следующее: ”Нам недавно удалось видеть редкость из этой (Казанской) церкви. Дело было так: в с. Хлыстовке Краснослободского уезда перестраивалась церковь, и здание этой церкви, нужно сказать, принадлежало Спасо-Преображенскому монастырю и продано было в Хлыстовку. Когда строгали прежнюю верхнюю доску жертвенника, то заметили, что в средине дубовой доски сделана квадратная вставка из кипариса вершка в четыре. Местному священнику пришла мысль открыть эту вставку, и что же? Под дощечкой оказался четырехугольный кусок полотна, и вот что на нем изображенно: в средине осьмиугольный крест; над ним надпись ”Царь славы“; в углах между четырьмя главными рогами креста: iс, хс, ни, ка; по бокам трость и копие и при них надпись ”трость, копие“. Над крестом сделано вложение (для святых мощей, конечно), но в нем ничего нет. Вокруг креста с разными сокращениями и титлами следующая надпись: ”Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церковь Пресвятыя Богородицы явления чудотворной иконы яже в Казани; освящена бысть церковь лета 7164 (1656) году, индикта 9, февраля в 14 день, на память иже во святых отца нашего Кирилла, епископа Казанского, при благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца и при сыне его царевиче Алексее Алексеевиче и при патриархе Московском и всея Великия… России Никоне”. Что это такое – не антиминс ли?“Время освящения престолов Преображенского и Иоанна Предтечи не известно. Да и был ли освящен Иоанно-Предтеченский престол? По крайней мере в шестидесятых годах XVIII столетия по описям церковь значится двухпрестольной, – главный престол в память Преображения Господня, а придельный во имя Казанской Божией Матери. Хотя о. Беляев делает предположение, что в этих годах (1656–1760) соборная церковь перестроена или построена вновь, но в документах такому предположению нет основания. С положительностию можно утверждать, что в течение первого полустолетия существования пустыни храм в ней был один: в черновом прошении игумена Филарета к царю Петру Алексеевичу постоянно встречается выражение ”церковь Божия“, ”церковь Божию“, – в единственном числе.
Каменному соборному храму основание полагалось два раза: в первый раз в 1792 году по благословенной грамоте Тамбовского епископа Феофила строителю Ионе от 11 февраля того года; а во второй раз – по таковой же грамоте и того же епископа строителю Геннадию от 1 июля 1796 года. Причною двоекратного построения сего храма послужило несчастное обстоятельство: заложенный в 1792 году и приведенный почти к окончанию в 1795 году, новый каменный храм обрушился от непрочной кладки; по преданию, причину разрушения храма многие полагали в том, что гроб старца Герасима, подвижника сего монастыря, оставлен был вне стен храма. В 1795 году указом Тамбовского епископа Феофила от 24 августа, вследствие прошения строителя Геннадия, велено развалившиеся стены разобрать; а без малого через год благословенной грамотою того же епископа к тому же строителю Геннадию преподано благословение о построении вместо обвалившейся церкви новой каменным же зданием, с тою только разницей, что развалившаяся церковь по грамоте долженствовала быть Спасо-Преображенской с одним приделом во имя Казанской Божией Матери, а второй, 1796 года – с двумя приделами, Казанской Божией Матери и Рождества Иоанна Предтечи. К концу 1799 года новая церковь тщанием строителя Геннадия “о тдоброхотного подаяния пришла в совершенное окончание и личным присутствием Его Преосвященства (епископа Нижегородского и Арзамасского Вениамина) обозрена”. Вследствие этого по ходатайству строителя Геннадия от 21 декабря 1799 года означенным епископом дано благословение освятить самому строителю Геннадию два придела – Казанский и Предтеченский, на каковой предмет и выданы два антиминса. Но в исполнение этого разрешения в 1801 году освящен только один придел, Казанский. А придел во имя Рождества Иоанна Предтечи освящен уже по указу епископа Пензенского и Саратовского Гаия в 1804 году на ранее полученном от епископа Вениамина антиминсе. Главный престол храма освящен тем же строителем Геннадием в том же 1804 году 7 сентября во исполнение указа Пензенской духовной консистории от 28 августа.
В первой половине XVIII века является вторая церковь деревянная, но когда именно, не известно; только в описях 1760-х годов значатся уже две церкви, вторая во имя Успения Пресвятыя Богородицы. Эта церковь в 1763 году сгорела и в том же году построена вновь, так что 2 января следующего 1764 года она уже освящена. Церковь эта существовала до 1800 года, когда по окончательной отделке нового каменного собора, по неимению в ней надобности, разрешено было строителю Геннадию продать ее. Деревянную же соборную церковь благословенною грамотою Тамбовского епископа Феофила от 1792 года 11февраля разрешено “охочим людям за сходную цену продать в такое место, где за сгорением или занепостроением вновь церкви не имеется, и деньги употребить на украшение новой церкви”.
Все вышеизложенные сведения о храмах заимствованы из двух благословенных грамот, данных строителю Ионе 11 февраля 1792 года и строителю Геннадию от 1 июля 1796 года. Вот текст первой грамоты.
”Божиею милостью смиренный Феофил, епископ Тамбовский и Пензенский, по благодати дару и власти Всесвятаго Духа, данный мне от Самого Великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа, чрез святыя и священныя Его апостолы и их наместники и преемники, благословили епархия нашей Пензенского наместничества Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря строителю иеромонаху Ионе с братиею по данному нам от них прошению вместо имеющейся в оном монастыре деревянной Спасо-Преображенской с приделом Казанския Богородицы церкви построить вновь церковь Божию каменным зданием в то ж именование на другом близ оной к той церкви месте, по чину грекороссийскому, и по построении оную церковь с приделом иконостасом и святыми иконами (в числе коих сборных и разномерных, также и неискусно писанных, каковых именным блаженныя и вечныя славы достойныя памяти Государыни Императрицы Елисаветы Петровны Высочайшим указом, состоявшемся февраля 7 дня, писать запрещено, в той церкви отнюдь не было) по подобию протчих грекороссийских церквей благочинно и благостройно, алтарными священноцерковнослужителями облачении непременно шелковыми и книгами всего церковного круга новоисправными с подписанием по листам на имя того монастыря (между коими были б Новый Завет православного исповедания, букварь и духовный регламент) удовольствовать. Престолы построить по указанной мере, а именно: в вышину не менее 1 аршина 6 вершков с доскою в длину аршина осьми вершков, в ширину аршина ж и четырех вершков. По совершению же той новой Спасо-Преображенской с приделом церкви окончания и всего приличествующего ко освящению приуготовления оную церковь с приделом от Краснослободского духовного правления освидетельствовав, описать со всяким обстоятельством, и ту опись представить в нашу консисторию, и ежели по достоверному в оной нашей консистории освидетельствованию оная церковь с приделом всем принадлежащим до нее будет удовольствована, тогда о освящении оной с приделом церкви имеет быть от нас дано особливое благословение. По построению оной каменной церкви прежнюю деревянную охочим людям за сходную цену продать в такое место, где за сгорением или за непостроением вновь церкви не имеется, и деньги употребить на украшение новой церкви. А где имеется быть престол святый, дабы тому святому месту попрания ни от кого не происходило, сделать деревянный шадрик, при заложении же новой церкви для надлежащего по церковному чиноположению исполнению быть вам, строителю иеромонаху обще с братиею, – во свидетельство чего вам и дана сия от нас храмозданная благословенная грамота, рукою нашей подписана и печатью запечатанная в богоспасаемом граде Тамбове, в крестовой нашей архиерейской палате. Лето мироздания 7299, воплощения же Божия Слова 1792 года месяца февраля в 11 день“.
Подобную форму имеет и вторая грамота.
В юго-восточном углу монастыря стоит храм святого Александра Невского. Он каменный, теплый, устроен на доброхотные даяния тщанием строителя иеромонаха Геннадия по благословенной грамоте Пензенского преосвященного Моисея от 24 июня 1810 года. Антиминс в этом храме выправлен тем же строителем Геннадием, а освящен храм игуменом Сергием в 1817 году по указу из Пензенской духовной консистории от 22 мая того же года.
В колокольне, над святыми вратами, устроен храм святителя и чудотворца Николая, по благословенной грамоте, данной 29 июня 1810 года тем же Пензенским преосвященным Моисеем строителю Геннадию. Хотя иконостас был сделан вскоре по создании этого храма, но икон в нем не было приготовлено до 50-х годов. Только в 1855 году при архимандрите Нифонте иконы были написаны послушником монастыря из мещан г.Козлова Василием Александровым Деминым. Освящен этот храм преосвященным Варлаамом при посещении монастыря 15 июня 1857 года.