красноусольск история явления иконы
Табынская икона Божией Матери
[ Дальше. ] По многим местам в России можно натолкнуться на смутные воспоминания, а порой и легендарные сказания об этой иконе. Старые люди говорят: «Да, есть такая икона. Как Казанская, очень старинная с очень темным ликом. Настолько темным, что не различить его черты.
Иконе той поклонялись казаки, потому, и называется она Табынскою. А лик иногда все же открывается, но только избранным Богородицею людям».
Икона имеет очень древнее происхождение. И по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма можно отнести время её написания к XII веку, то есть к тем временам, когда живущие здесь народы венгров, булгар и команов были вытеснены нашествием татаро-монгольских полчищ.
Икона имеет крупные размеры (74 х 106 см) и характерную особенность — очень темный лик. Настолько темный, что не различить его черты. Существует множество точных списков Табынской иконы Богородицы, имеющих местное почитание за чудеса, изливаемые по молитвам Божией Матери в городах Оренбурге, Самаре и других.
Однако настоящая Табынская икона отличается от всех копий своими ранами, нанесенными ей при втором её явлении: а) на верхнем крае имеется довольно значительный разруб; б) в нижней половине иконы в середине — вставка. И последняя характерная особенность в том, что она всегда была укрыта серебряным окладом, от чего имеются следы по краям иконы
[ Дальше. ]
Впервые Табынская икона Божией Матери явила себя либо во второй половине XVI, либо в первой половине XVII века. Во всяком случае это случилось вскоре после покорения Казани и до первого сеитовского бунта, случившегося в 1676 году, когда башкиры под предводительством старшины Сеита, соединившись с калмыцкими тайшами и подвластными им ногайцами, разорили селения в Уфимском и Казанском уездах.
Копия чудотворной иконы Табынской Божьей Матери. 1893г.
Около места явления Табынской иконы Богоматери существовала некогда Вознесенская пустынь, основанная, вероятнее всего, в 80-х годах XVI века игуменом Евфимием. Но точно известно, что уже в 1597 году пустынь называлась Пречистой Богородицы явления иконы Казанской и московских чудотворцев Петра, Алексея, Ионы I — сокращенно Пречистенский монастырь [5]. Это говорит о том, что икона Пресвятой Богородицы, называемая ныне «Табынская», была впервые обретена в 80-90-х гг. XVI века в царствование Феодора Иоанновича.
Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего, между 1594 и 1597 годом.
Местом явления послужил удивительный по красоте уголок природы. В 18 км от с.Табынского Стрелитамакского уезда, основанного еще при царе Иоанне Грозном, в живописном месте начала отрогов Уральских гор, где соленые ключи впадали в реку Усолку, на большом камне явилась эта чудотворная икона.
Здесь тянется извилистое лесистое ущелье, прорезающее Уральский хребет. При входе него стоит высокая Табынская гора, на вершине которой прежде стоял Вознесенский мужской монастырь, а внизу, на равнине, расстилался монастырский солеварный городок.
В двухстах шагах от них, вверх по реке произрастала березовая роща, при входе в которую была небольшая пустынь, называемая Вознесенскою. В ней было 30 насельников-монахов, живущих вывариванием соли.
Предание гласит:
Иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса. И проходя мимо соленого источника, услышал голос «Возьми Мою икону». Но, считая эти слова наваждением, постарался не обратить внимания. На третий день проходя там же он снова услышал неземной глас «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего».
[ Дальше. ]
Восстановленный образ чудотворной Табынской иконы Божией Матери с украшениями.
Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме. Но на утро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели ее на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили, построить над вратами часовню там стали, молится ей.
[ Дальше. ]
Грот на месте явления иконы
Дальше произошло новое явление Табынской иконы, вот как передает это «Сказание»: «По обычном удостоверении, пречистая икона Богоматери была перенесена братиею в монастырь. О чем своевременно было донесено, по надлежащему, воеводе Уфимскому и святейшему Иерарху города Казани, как гласит предание. Вследствие чего Святая икона Богоматери была носима сначала в Казань, а потом в Уфу, но как бы не обретшая там, себе места, она снова явилась на камне и снова была поставляема в монастыре».
Место явления Табынской иконы Божией Матери
Место явления Табынской иконы Божией Матери
В том же 1648 году на эту местность нападали калмыки. Известно, что отряд башкирского тархана Туимбета Янбаева защищал от них Соловарный острог.
Нападение было довольно сильным и разрушительным. Пострадал и Пречистинский монастырь, и сам Соловарный городок. Но все же помощью Божией Матери православие здесь снова расцвело.
А икона исчезла и пребывала в неизвестности целых 100 лет.
Время второго явления Табынской иконы нам точно неизвестно. Судя по «Сказанию» изданному в нашем селе это случилось после основания Богоявленского завода, т.е. после 1752 года. Последней датой вероятного явления чудотворной иконы можно назвать 1820-30 годы, когда появились первые упоминания о ней. Однако тут нам приходит на помощь предание, переданное нам схиархимандритом Серафимом. Путем несложных вычислений можно утверждать, что икона явилась вероятнее всего в 1765 году и на том же самом месте, где являлась в первый раз.
Храм Табынской иконы Божией Матери на Святых Ключах в Красноусольске
Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине, что не пришла вовремя. И уже поздно вечером все кто на телегах, кто пешком побежали к соленым ключам и тогда обрели чудотворную икону, о которой было известно еще по старинному преданию. Позвали священника и перенесли икону с подобающей честью в свою церковь. Но утром икону в храме не обнаружили, а в Табынске (хотя он и расположен в 20 километрах от соленых ключей) открыли храм и увидели чудесно явившуюся икону Богоматери. Много раз в последствии пытались усольские жители оспорить принадлежность иконы и вернуть ее себе, но всякий раз Божия Матерь чудесным образом возвращала икону в Табынск. С тех пор икона так и стала называться народом «Табынской».
Храм Табынской иконы Божией Матери на Святых Ключах в Красноусольске
Известно, что тот молодой башкир принял святое крещение, а два других исцелившихся не крестились. Он проводил особую, подвижническую жизнь. Ходил всегда в одном подряснике и скуфье. Зимой и летом был босой и спал в снежных сугробах. Везде и всюду, он с трепетом рассказывал, как они обрели чудотворную икону, как рубили, как ослеп и прозрел. И всем говорил «наконец-то я узнал, как велик русский Бог». Жил он невероятно много 130 лет, и умер во время крестного хода около города Челябинска. Но, к сожалению, предание не сохранило ни имени, ни могилы святого старца.
Согласно этого предания, Табынская икона явилась в IX пятницу после праздника Пасхи, при этом есть основания полагать, что и в первый раз икона являлась в этот же день.
За свою многовековую историю Табынская икона Божией Матери прославилась многочисленными чудесами: она исцеляла от болезней, прекращала засуху и эпидемии холеры, защищала от врагов.
ТАБЫНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Табынская икона Божией Матери |
Табынская икона Божией Матери
Празднование в 9 пятницу после Пасхи [1]
История
Первое Обретение
Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего между 1594 и 1597 годом. В 12 км от села Табынского (Южный Урал), основанного при царе Иоанне Грозном, располагалась Пречистенская пустынь. 30 насельников пустыни, которые трудились в поле и вываривали соль. Один из них, иеродиакон Амвросий, возвращаясь вечером с сенокоса и проходя мимо соленого источника, услышал голос Пречистой Богородицы: «Возьми мою икону». Убоявшись прелести, он не обратил на это внимания. Но на третий день, вновь услышав тот же голос, увидел чудотворную икону Божией Матери. Икона была на большом камне, около трёх метров в высоту и ширину, в тени большого дерева. Камень нависал над двумя источниками один из которых был соленый, другой пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Он поспешил рассказать братии и крестным ходом сообща они приняли эту святую икону, поместили в храм и отслужили перед ней молебен. Храм закрыли, а наутро иконы там не оказалось. Нашли её на монастырских вратах, вернули в храм, но икона на следующее утро снова оказалась на вратах. Тогда над ней, как древле над Иверской, построили часовню и стали перед ней молиться.
Лик на иконе, явившейся в Табынске, был аналогичен лику на иконе Казанской Божией Матери, но гораздо более темный. Размеры Табынской иконы превышают Казанскую: в вышину с одной стороны 1,5 аршина (107 см), с другой менее на полувершок (105 см), в ширину 1 аршин 0,25 вершка (72 см) и в толщину 1 вершок (4,4 см).
Сразу после явления, с иконой стали совершаться многочисленные чудеса, вследствие чего она была возима для удостоверения в Казань и Уфу. Из Уфы святая икона исчезла, чудесным образом явившись вновь на соленом ключе близ села Табынское. Это стало известно царю Феодору Иоанновичу, и он даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген выстроил Пречистенский монастырь.
Однако, уже в 1663 году Пречистенская пустынь была окончательно разрушена и упоминаний о Табынской иконе более никаких не было. Где находилась святая икона Богородицы в это время – неизвестно. Однако через 100 лет произошло её второе явление.
Второе Обретение
Между 1765 и 1768 годом три пастуха-башкира пасли скотину у соленых ключей, и вдруг на большом камне, в том же месте, что и в первое её явление, они увидели саму собой стоящую икону Божией Матери. Предание рассказывает, что они бросились рубить её, топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли. Один из них, самый молодой – 14–15 лет, стал молиться и прозрел. Хотел убежать и снова ослеп. Опять молился и призвал к этому своих друзей. Они собрались у иконы, отчаянно вопия: «Не уйдем, пока русский Бог не исцелит нас». Каясь в содеянном, они умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию.
Икона была привезена в Покровский храм Богоявленского завода (пос. Красноусольск). Наутро иконы в храме не оказалось, обнаружили её в селе Табынском. С этих пор чудотворная икона Божией Матери называется Табынскою.
Впоследствии самый молодой из трёх башкиров крестился и прожил 130 лет, проводя особую подвижническую жизнь, всю жизнь ходя босым за Табынской иконой зимой и летом в одном подряснике и скуфье. Умер он под Челябинском, во время крестного хода идя за иконой и молясь.
Табынская икона Божией Матери |
Всенародное почитание
Икона Табынской Божией Матери – покровительница всего Уральского края: Башкирии, Оренбуржья, Поволжья, Сибири, Казахстана. После её обретения в этих землях стали совершаться крестные ходы, которые сопровождались многими чудесами.
Икона спасла, как свидетельствуют записи 1848 года, Оренбург, где эпидемия холеры уничтожила около половины населения – 29 807 человек за пять лет. Только лишь в 1853 году вспомнили христиане о своей Заступнице, и с принесением иконы холера наконец отступила. Тогда же
К приносу святой иконы, ежегодно к 7 сентября, в Оренбург стекалась масса людей из ближайших сел, станиц и даже селений Бузулукского уезда Самарской губернии. Прибытие Табынской иконы встречалось всем городским духовенством, губернским начальством, местными войсками с оркестром полковых музыкантов. Внесение иконы в город сопровождалось праздничным колокольным звоном, прекрасным пением архиерейского хора, которое сливалось со звуками полковой музыки, играющей «Коль славен. ». Присутствие парадирующих войск со знаменами, всенародное пение тропаря «Заступница усердная. » и шествие многочисленного духовенства в преднесении хоругвей и икон довершало торжество.
Крестный ход с Табынской иконой в 1861 году являлся самым продолжительным в истории России. В лето этого года страшная засуха поразила Уфимскую губернию. Несмотря на то, что в каждом храме народ молился на полях и источниках вод, но Господь как будто не внимал молениям. И вот разнесся слух, что дождь там, где находится Табынская икона. Народ города Стерлитамака, уже наполовину сгоревшего, толпами выходил встречать свою Спасительницу, прося живительной росы. Среди молений ударил гром, пять суток лил дождь и засуха прекратилась. Икона же продолжила шествие по Оренбургским степям – каждая весь и град старались принять Великую Гостью к себе, крестный ход стал разрастаться, проходя уже 4000 верст (4267 км), посещая по просьбе жителей такие отдаленные города, как Челябинск, Тобольск и Кустанай. К православной святыне приступали и раскольники, и магометане. Известно, что башкиры на своих землях никого не допускали к несению святой иконы, так как сами желали нести её. Обильная благодать, исходящая от чудотворной иконы, исцеляла множество слепых, хромых, чающих Христова утешения.
По установленному порядку, икона Божией Матери из села Табынского поднималась после девятой пятницы по Пасхе и поблизости границ Оренбургской епархии проносилась по Верхнеуральскому уезду. Затем, если Пасха бывала ранняя и, следовательно, времени оставалось больше, то святую икону заносили в город Челябинск, Тюмень и Кустанай. В Оренбург икона вступала на праздник Рождества Богородицы, затем следовала до Уральска, заходила в Самарскую губернию и из Бузулука отправлялась обратно в Табынск, где пребывала до следующего года и оставалась до девятой пятницы, когда сюда стекалась масса людей из всех близлежащих областей. В. В. Даль вспоминал:
Святую Табынскую икону Богоматери возили в особой карете с пятью главками, а при иконе служил путевой причт и временно назначаемые священники и диаконы. В карету запрягались только те лошади, на которые никто и никогда не садился. Часто бывало, что икона останавливалась, и никто не мог сдвинуть ее. Затем оказывалось, что на этом месте закопан убиенный младенец, или совершались другие злодеяния. В некоторые селения икона и вовсе отказывалась заходить. Богородица как бы призывала людей к покаянию. Веруя в чудесную силу, знаменитую икону из Башкирии до самой революции 1917 года возили в карете по многим российским губерниям – в Самару, Кустанай, Тобольск, Уральск, Челябинск, Оренбург.
Табынская икона Божией Матери. Список кон. XX-нач. XXI вв. |
После Революции
Последний крестный ход с иконой, проходивший в 1918 году, оборвался около Оренбурга. Внезапно на шествие напали красные, сорвали золотую Оренбургскую и серебряную ризы, а святую икону бросили на дорогу. Икона была подобрана казаками атамана Дутова. Во время Гражданской войны, в период наибольших колебаний казачества, атаман Оренбургского казачьего войска Дутов для поднятия боевого духа казаков вывозил в войска икону Табынской Божией Матери.
В Китае святая икона находилась в православном монастыре Харбина вплоть до 1948 года. И здесь Табынская икона прославилась своими чудесами так, что и китайцы молились ей, говоря: «Табынская икона приносит удачу». После 1948 года икона была вывезена архимандритом Филаретом (Вознесенским), будущим предстоятелем Русской Зарубежной Церкви сначала в Австралию, затем в США, в город Сан-Франциско. Далее ее следы теряются, и где она находится сейчас – неизвестно.
Схиархимандрит Серафим (Томин), бывший келейником митрополита Нестора (Анисимова), свидетельствовал что «Владыка Мануил (Лемешевский) (будучи уже Самарским архиепископом) обращался в зарубежный синод по поводу возвращения иконы. Но они отвечали, что икона у них, и они никогда ее не отдадут». Однако позднее, секретарь Сан-Францисской епархии Зарубежной Церкви протоиерей Петр Перекрёстов сообщал: «. У нас имело место заседание епархиального совета, и я спросил собравшееся духовенство (в том числе и двух наших Владык), слышали ли они о Табынской иконы Божией Матери. Никто о ней ничего не знает. Так что теперь я могу Вам официально сообщить, что в Западно-Американской епархии ничего не известно о Табынской иконе». В 1996 году архиепископ Брюссельский Серафим (Дулгов) отверг идею о том что икона хранится в сейфе в Нью-Йорке при Синоде как фанстастичную и неправдоподобную [4].
Согласно другой версии, икона пребывала до 1960 года в Свято-Никольском храме в городе Кульджа (Китай). В 1961 году икона, которую не было разрешено вывезти из Китая в Австралию, была передана прихожанину храма К. Фокину. В 1965 году было получено разрешение на вывоз, но связь с Фокиным была утеряна. По словам автора исследования по истории иконы протоиерея Владимира Сергеева [5], «многие верят, что Табынская икона еще находится где-то в окрестностях Кульджи в сокровенном месте» [6].
Имеется также мнение, что Табынская икона не вывозилась из Китая, а была спрятана в столице Синьцзян-Уйгурского автономного округа Урумчи то ли у русских, то ли у китайцев, или переправлена в Шанхай.
Есть также версия о существовании двух икон: подлинной и списка.
Почитание иконы в России не прервалось. Ежегодный крестный ход в её честь был запрещён в 1930 году и возобновлен в 1992 году [7].
Молитвословия
Наста́ дне́сь пресве́тлый пра́здник,/ Пречи́стая Де́во Влады́чице,/ честны́я Твоея́ Табы́нския ико́ны,/ я́же па́че лу́ч со́лнечных возсия́,/ источа́еши целе́бныя да́ры/ с ве́рою к тебе́ притека́ющим,/ Тя́ бо Христо́с Помо́щницу лю́дем Свои́м дарова́,/ покрыва́ти и спаса́ти от вся́кия беды́ рабы́ Своя́,// Еди́ну Благослове́нную.
Взбра́нной Воево́де ро́да христиа́нскаго/ и страны́ на́шея изве́стней Изба́вительнице,/ хвале́бныя пе́сни принесе́м, ве́рнии, Де́ве, Влады́чице Богоро́дице,/ Ты́ же, я́ко иму́щая милосе́рдие неизрече́нное,/ от вся́ких на́с ско́рбных обстоя́ний свободи́, да с любо́вию зове́м Ти́:// ра́дуйся, всего́ ми́ра Наде́ждо и Утеше́ние, Похвало́ Табы́нская.
О Пресвятая Владычице Богородице, Мати Господа нашего Иисуса Христа непрестанная о нас пред Богом молитвенница и ходатаица. О, Мати наша Преблагая, всех нас при кресте Сына Твоего усыновившая. Благодарим Тя, безчисленныя блага молитвою Своею нам испросившая. Благодарим Тя, множество икон Твоих чудотворных стране нашей даровавшая. Благодарим Тя, дивную икону Табынскую в годину скорбей краю Уральскому пославшая, на камени велием икону Свою нам явившая. Молим Тя, окамененныя сердца наши росою молитв Твоих умягчи. Милость Свою нам показавшая у источника воднаго, идеже болезни наша телесныя исцеляются, даруй нам потоки скорбных слез и очисти ими тину грехов наших. У источника воднаго святою иконою Твоею благословение месту сему показавшая, помози нам Слово Господа Сына Твоего исполнити и солию земли быти. Лик Свой темный нам, грешным, омраченным грехом явившая, просвети тьму грехов наших и приведи нас к тихому пристанищу в вечныя обители, уготованные Господом любящим Его. Аминь.
Использованные материалы
[1] По преданию – день явления иконы
[2] Существовала также ошибочная легенда о певром явлении иконы, имевшая хождение в Китае во время её пребывания там. Легенда гласит, что «Согласно старинному преданию Табынская Чудотворная икона явилась во сне старцу-монаху, путешествовавшему по Семиречью (Восток Казахстана), в ночь, когда он ночевал в стогу сена близ станицы Табынской (ныне территория Башкирии). О видении монах-провидец рассказал своему другу монаху-иконописцу. И тем же летом, икона была написана и помещена в церкви той же станицы Табынской.»
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
наверное, мне это надо. свяжу себе. Думаю, ни для кого не секрет, что шапку такую вяжут попер.
Песочный торт с кремом из халвы Если вы любите халву, предлагаю побаловать себя необычным.
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Место силы. Красноусольск / Табынск, Башкирия. И я там была.
История явления
Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего между 1594 и 1597 годом. В 12 км от селаТабынска, в расположенной там Пречистенской пустыни.
Однако, уже в 1663 году Пречистенская пустынь была и упоминаний о Табынской иконе более никаких не было. Где находилась святая икона Богородицы в это время – неизвестно. Однако через 100 лет произошло её второе явление.
Между 1765 и 1768 годом три пастуха-башкира пасли скотину у соленых ключей, и вдруг на большом камне, в том же месте, что и в первое её явление, они увидели саму собой стоящую икону Божией Матери. Предание рассказывает, что они бросились рубить её, топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли. Один из них, самый молодой – 14–15 лет, стал молиться и прозрел. Хотел убежать и снова ослеп. Опять молился и призвал к этому своих друзей. Они собрались у иконы, отчаянно вопия: «Не уйдем, пока русский Бог не исцелит нас». Каясь в содеянном, они умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию.
Икона была привезена в Покровский храм Богоявленского завода (пос. Красноусольск). Наутро иконы в храме не оказалось, обнаружили её в селе Табынском. С этих пор чудотворная икона Божией Матери называется Табынскою.
Икона Табынской Божией Матери – покровительница всего Уральского края: Башкирии, Оренбуржья, Поволжья,Сибири, Казахстана. После её обретения в этих землях стали совершаться крестные ходы, которые сопровождались многими чудесами.
Икона спасла, как свидетельствуют записи 1848 года, Оренбург, где эпидемия холеры уничтожила около половины населения – 29 807 человек за пять лет. Только лишь в 1853 году вспомнили христиане о своей Заступнице, и с принесением иконы холера наконец отступила.
Во время Гражданской войны, в период наибольших колебаний казачества, атаман Оренбургского казачьего войска Дутов для поднятия боевого духа казаков вывозил в войска икону Табынской Божией Матери.
В Китае святая икона находилась в православном монастыре Харбина вплоть до 1948 года. После 1948 года икона была вывезена архимандритом Филаретом (Вознесенским), будущим предстоятелем Русской Зарубежной Церкви сначала в Австралию, затем в США, в город Сан-Франциско. Далее ее следы теряются, и где она находится сейчас – неизвестно.
Но на каждый год на Девятую пятницу после Пасхи (праздник явления иконы Табынской Божией Матери) в месте явления собираются тысячи людей. И становятся свидетелями обыкновенного чуда, которое случается здесь раз в году: именно на Девятую пятницу в пещерке, где обычно ставят верующие свечки, появляется вода. Проходит праздник — и уходит святой источник. Но самые терпеливые и настойчивые имеют возможность набрать себе целебных капель.
В настоящее время всем миром возрождается обитель знаменитой Чудотворной Иконы Божьей Матери Табынской, а вместе с ней — вера, надежда и любовь в людских душах.
Любое паломничество к этим святым местам начинается со Свято-Вознесенского храма, куда люди прибывают, чтобы поклониться мироточивой копии знаменитой Иконы и, наполнив сердца благодатью обители Матери Божией, направиться на Святые ключи, к месту её явления. Тем самым повторяется маршрут старинных Крестных ходов, которые начинались и заканчивались в Табынске. И таких людей всё больше, что свидетельствует не только о возрождении Табыни, но и о стремлении души народной к вере, любви и добру.
Была и я в этом чудесном месте.
. рядом расположен санаторий «Красноусольск», известный в России своими «водами».
Обычно и зимой и летом на Усолке можно встретить уток. В теплое время года здесь нередко бродят серые цапли и другие птицы, которые не прочь выхватить рыбку из прозрачной воды. Говорят, в этой горной речушке водится хариус. Кстати, ни в какие морозы Усолка не замерзает.
Большинство людей приезжает в Красноусольск «на воды». Здесь своеобразный башкирский Кавказ, где одной из основных достопримечательностей стали минеральные источники. Их лечебные свойства были открыты еще четыре века назад – и благодаря их чудодейственности, источники назвали святыми.
Путешественники используют воду из источников в качестве лечебного питья и для целебного купания. В погожие летние деньки отдыхающие намазываются прибрежной грязью в долине Усолки. Считается, что эти иловые грязи озерно-ключевого происхождения, благодаря содержанию биологически активных веществ, оказывают обезболивающее, восстанавливающее действие, повышают иммунитет.