краткое содержание мифы древней греции арахна
Краткое содержание мифы древней греции арахна
Состязание Афины с Арахной. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес, 1657
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
На всю Лидию[*] славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:
– Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
– Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, Молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
– Ты неразумна, старуха, Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
– Я здесь, Арахна! – воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.
– Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.
Миф арахна
На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:
— Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
— Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
— Ты неразумна, старуха, Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
— Я здесь, Арахна! — воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.
— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.
Edu: Миф об Арахне
Как и за что богиня Афина наказала мифическую ткачиху Арахну
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Прядение и ткачество были основными общественными занятиями, предназначенными для женщин как в Древней Греции, так и в Риме. В мире, где подавляющее большинство женщин были исключены из общественной жизни, ткачество было творческой деятельностью, которая позволяла им собираться и общаться.
Примечательно, что текстильное производство было исключительно женским и важным видом деятельности. Хорошие навыки ткачества считались преимуществом для женщин как низших, так и высших классов. Что касается рабынь, то они должны были ткать и прясть. Во многих случаях в этой работе принимали участие и рабы-мужчины.
Идеал хорошей жены-ткачихи существовал веками. В «Одиссее» Гомера многие наверняка помнят Пенелопу, жену Одиссея, которую хвалили за её ткацкое мастерство. Для Пенелопы этот художественный опыт был не только доказательством её благородного происхождения, но и чертой, тесно связанной с её женственностью и верностью. Благодаря плетению она сумела сохранить верность Одиссею в течение десяти лет и защитить себя от группы поклонников.
Кроме того, в «Илиаде» Гомер хвалил Елену Троянскую за её ткацкие таланты. Среди других известных мифических ткачей были Мойры, три женщины, которые соткали судьбы как смертных, так и богов. Однако самой известной ткачихой в греческой мифологии и божеством-покровителем этой деятельности была Афина.
Первое литературное упоминание мифа об Арахне встречается в эпических «Метаморфозах» римского поэта Овидия. Эта история была написана где-то между первым веком до нашей эры и первым веком нашей эры. Неясно, была ли эта история вымышленной сказкой, созданной Овидием, или популярным мифом, записанным римским автором.
Имя Арахна по-гречески буквально переводится как «паук». Таксономическое название Arachnida описывает всех пауков, скорпионов и других восьминогих насекомых.
Согласно Овидию, Арахна была сначала девушкой из Гипаепы древнего царства Лидии. Плиний Старший в «Естественной истории» (7.196) приписывает Арахне изобретение льняной ткани и сетей, а её сыну Клостеру – изобретение веретена.
Род Арахны не был королевским. Овидий отмечает, что она была скромного происхождения. Её отцом был Идмон из Колофона, пурпурный красильщик. Её мать происходила из простой семьи, в которой не было ничего особенного. Несмотря на столь скромное начало, Арахна сумела прославиться на всю Лидию своим ткацким мастерством. Она была настолько хороша, что местные нимфы часто покидали свои дома, чтобы увидеть работы юной ткачихи.
Афине, конечно, не потребовалось много времени, чтобы заметить неуважительное поведение Арахны. Но она не наказала горделивую и дерзкую девицу сразу, а лишь приняла облик немощной старухи и пошла навстречу Арахне, чтобы дать ей последний шанс: «Не всё, что есть у старости, следует избегать: знание приходит с возрастом. Не отвергай моего совета: ищи великой славы среди смертных за своё умение ткать, но уступи богине и проси у неё прощения смиренным голосом, опрометчивая девушка. Она простит, если ты попросишь». (Овидий, VI, 26-69).
Арахна тут же отвергла идею просить прощения у Афины. Вместо этого она заявила, что не сделала ничего плохого. Её искусство принадлежало ей и только ей. Никто другой не должен был присваивать эту заслугу себе, даже если это была Афина.
И не сдержавшись, Арахна бросила вызов богине, глядя на старуху и недоумевая, почему Афина не приходит, чтобы сразиться с ней. Уверенная, что Арахна не желает просить прощения, Афина открылась. При виде её нимфы и фригийские женщины в мастерской Арахны начали поклоняться богине.
Только Арахна оставалась неподвижной. Несмотря на свой испуг, она была достаточно упряма, чтобы оставаться верной своему слову. Через несколько мгновений она была готова к соревнованию ткачей, хотя и понимала, что ничего хорошего из этого для неё не выйдет.
Афина принялась ткать свой гобелен. В центре она сплела историю своего соперничества с Посейдоном (Нептуном) за Афины. Конкурс, который она выиграла, назвав город в свою честь. На гобелене Афина представила могучее изображение себя в доспехах со шлемом, держащей копьё и щит. Она также изобразила двенадцать олимпийских богов с Зевсом (Юпитером) в центре, восхищающимся её победой над Посейдоном.
Арахна усвоило это и поняла, что от этого зависит её жизнь. Её работы представляли собой совершенно противоположный образ Афины. В то время как на гобелене богини боги казались добродетельными и всемогущими, на гобелене Арахны они были представлены как ребяческие, оскорбительные, несправедливые и неэтичные.
Арахна соткала восемнадцать примеров, показывающих, как боги трансформируются, чтобы обмануть смертных и воспользоваться их преимуществами. В основном это были истории о смертных женщинах, изнасилованных богами, в основном Зевсом и Посейдоном. Наиболее примечательные примеры включают изнасилование Европы, Прозерпины, Леды, Антиопы, Данаи, Медузы и Мнемозины.
Работа Арахны была прямым вызовом Афине. Она представляла собой совершенно иную реальность, чем та, что изображена на гобелене Афины, где боги обманывают и оскорбляют смертных без всякого повода.
Перед уходом Афина посыпала Арахну ядовитыми травами Гекаты, превратив её в паука. Афина сохранила жизнь своему противнику, но ценой своей человечности. По иронии судьбы, Арахна была осуждена на пожизненное ткачество.
Да, Арахна оскорбила Афину, но действительно ли она оскорбила богов? Её гобелен был настолько совершенен, что даже Афина не могла найти на нём ни малейшей ошибки. Афина, уничтожившая его, а затем наказавшая Арахну таким жестоким способом, со временем начинает сомневаться в своём поступке.
То, что начиналось как обычная история о смертном, оскорбляющем богов, заканчивается как история о высокомерии богов, неоправданной ярости и отсутствии милосердия. Такое ощущение, что переступить границы дозволенного может только Афина. К концу всё-таки становится понятно, что эта история об иррациональности божественного наказания.
Можно интерпретировать миф об Арахне как историю цензуры. В данном случае Овидий проводит параллель между цензурой искусства при императоре Августе. На самом деле можно утверждать, что Овидий проводит параллель между собой и Арахной. Эта идея подкрепляется тем фактом, что ткачество было распространенной метафорой поэзии в Риме. Овидий, изгнанный из Рима в 8 году н. э., очень похож на Арахну. Он видел, как его работа была уничтожена начальством, а его талант подавлен. Его справедливая критика власти несправедливо наказана, и ему отказано в общении с миром.
В этом случае Арахна является символом творца, который создаёт прекрасное искусство только для того, чтобы увидеть его цензурированным властями (Афина). Овидий подробно описывает гобелен Арахны, потому что хочет, чтобы читатели были потрясены, когда Афина его уничтожит. Видимо, именно так чувствует себя и сам поэт, когда его творчеству не дают дойти до слушателей.
Хотя это и не было первоначальным намерением Овидия, нетрудно прочесть миф Арахны с феминистской точки зрения. Достаточно одного взгляда на описание Овидием её гобелена. Её работа, сосредоточенная вокруг историй об изнасилованиях, является пламенной критикой установленного порядка и мощным голосом против несправедливости власти. Кроме того, это настоящий вызов Афине, покровительнице девственности.
Читайте также о том, какой на самом деле была любимая дочь Зевса и почему Афина зачастую вела себя столь жестоко по отношению к окружающим.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кун Н.А.: Легенды и мифы Древней Греции
Арахна
Арахна
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
На всю Лидию [30] славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:
– Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
– Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, Молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
– Ты неразумна, старуха, Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
– Я здесь, Арахна! – воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.
– Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.
Примечания
30. Государство в Малой Азии, разгромленное персами в VI в. до н. э.
31. Сцена спора Афины с Посейдоном была изображена на фронтоне храма Парфенона в Афинах знаменитым греческим скульптором Фидием (V в до н. э.); в сильно поврежденном виде фронтон сохранился до нашего времени.
Миф об Арахне
На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать.
Однажды воскликнула она:
— Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
— Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, Молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
— Ты неразумна, старуха, старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины.
Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель. Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре.
Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы.
Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение.
Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:
— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы,и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.