кравотынь церковь введения во храм пресвятой богородицы
Историческая справка Введенской церкви д.Кравотынь Осташковского района
Историческая справка Введенской церкви д.Кравотынь Осташковского района
Иконостас Введенского алтаря. Начало XXI в.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
У крестьян в Кравотыни исстари была церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. По свидетельству церковного историка протоиерея Владимира Петровича Успенского, в XVIII веке в селе было два деревянных храма. В 1791–1792 годах вместо них построили одну обширную каменную пятиглавую церковь, поставили новые иконы в иконостасах. Окончательная отделка храма затянулась до 1802 года, но и после этого отдельно стоящая колокольня и кровля еще долгое время оставались деревянными. Древние иконы из деревянных храмов Кравотыни перенесли в часовню села Зальцо. При входе в часовню, с левой стороны, установили икону «Преподобного Пафнутия Боровского», на правой стене – иконы «Спаса Вседержителя», поясной образ «Преподобного Пафнутия Боровского», «Святых мучеников Флора и Лавра» с «замазанными» внизу иконы конями. На Руси этих христианских мучеников считали покровителями лошадей; крестьяне особо почитали этих святых. Часовня и иконы не дошли до нашего времени. Церковь в Кравотыни посвящена одному из главный двунадесятых праздников годового круга – «Введению во храм Пресвятой Богородицы».
Введенский храм состоит из летней и зимней церквей. Летняя церковь – высокий световой четверик, завершенный пятью главами. К ней с запада примыкает невысокий зимний храм, с тремя полукруглыми апсидами на востоке. Перед зимним храмом стоит колокольня, в которой находится вход в церковь. Летняя церковь освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Зимняя – имеет три престола: в честь пророка Илии, святителя Николая и преподобного Пафнутия Боровского.
В левой cеверной части зимнего храма престол освящен в честь ветхозаветного пророка Илии.
Правый южный престол храма посвящен прославленному русскому святому преподобному Пафнутию Боровскому – единственный престол на Селигерской земле во имя этого святого. Объяснение тому простое: больше века Кравотынская волость принадлежала Пафнутьево-Боровскому монастырю, будучи передана ему боярином Борисом Михайловичем Лыковым-Оболенским. Устроители нового храма в конце XVIII века хотели сохранить память о тех временах, показать, что связь с монастырем не прервалась и после екатерининской реформы 1764 года.
Кравотынский Введенский храм, построенный в конце XVIII столетия, отличается по своему архитектурному решению от других, современных ему, архаичностью композиции и убранства. В этом ярко проявилась любовь крестьянских зодчих к древнерусским храмам XVII столетия, к их «дивному узорочью», нарядности, изысканности. Введенский храм возведен на невысоком фундаменте из камней-валунов. Под зданием находится подклет, где устроены амосовские печи, их тепло проходит внутри стен и столпов зимнего храма. Образцом для деревенской церкви послужили красивые и величественные соборы Осташкова – Троицкий (1685–1697 гг.) и Воскресенский (1677– 1689 гг.), ориентиром для создания которых стало первое каменное сооружение земли Селигерской – собор Богоявления в Ниловой пустыни. Основа композиции Введенского храма – высокий бесстолпный четверик, внутри перекрытый сомкнутым сводом (летний храм). С востока к четверику примыкает полукруглая апсида, где находится алтарь; с запада – зимний храм, построенный по типу древних двухстолпных палат с одним приделом с северной стороны во имя пророка Илии и с двумя приделами с южной – во имя святителя Николая и преподобного Пафнутия Боровского. Эти приделы с восточной стороны имеют небольшие закругленные апсиды. В апсидах располагаются алтари.
Стены завершены профилированным карнизом. У четверика ниже карниза проходит своеобразный фриз с лопатками и кругами, в которых изображены святые. Подобное архитектурное убранство характерно для стиля барокко XVIII столетия.
На апсиде четверика есть небольшие ложные окна с изображением святителя Николая и святого пророка Илии. Эти окна украшены наличниками из фигурного кирпича. Колонки, обрамляющие окна, с перехватами и «дыньками». Наличники завершены узорчатыми кокошниками. Это формы, характерные для древнерусской архитектуры XVII столетия. Кровля Введенского храма металлическая. Четверик завершен пятью невысокими стройными барабанами, в основании которых – узорчатые кокошники из фигурного кирпича. Барабаны украшает аркатурно-колончатый пояс, он подобен «каменным бусам». И кокошники, и аркатурно-колончатый пояс барабанов – это детали архитектурного убранства древнерусских храмов, а не архитектуры барокко XVIII века. На барабанах установлены
луковичные главки. Венчают храм позолоченные металлические равноконечные процветшие кресты с полумесяцем внизу. Небольшие позолоченные главки установлены и на приделах храма с северной и южной сторон.
Колокольня, стоящая рядом с храмом, построена немного позднее – в 20-е годы XIX столетия. В основании ее четверик, над которым поднимается высокий круглый ярус звона, украшенный полуколоннами, а еще выше круглый ярус – резонатор, увенчанный высоким тонким шпилем и маленькой главкой и крестом.
Введенская церковь в Кравотыни – замечательное творение местных зодчих, которые смогли точно и гармонично увязать излюбленный мотив «дивного узорочья» архитектуры XVII века с новыми формами стиля барокко XVIII столетия. Такое смешение стилей – это не неумение строивших выполнить здание в одном стиле: здесь явно поиск зодчим собственного пути в архитектуре. Барокко с его изящными формами сменило «узорочье» XVII века и пришлось по душе деревенским мастерам. Здесь же мы видим тот редкий пример, когда прежняя декорация еще не забыта, а новая вполне естественно уживалась с ней. Такова архитектура Введенского храма.
До 1960-х годов, до времени нового гонения на Русскую Православную Церковь в период правления Н.С.Хрущева, в Кравотынской церкви сохранялись росписи, многие иконы и даже книги. Здесь находился и редкий по красоте деревянный резной с позолотой иконостас. В центре его были уникальные резные Царские врата с композицией «Благовещение». Искусствоведы справедливо утверждают, что этот иконостас был лучшим не только в Селигерских землях, но и во всех областях Северного Поволжья – от Твери до Ярославля. Иконостас установили сразу после завершения строительства храма, позднее он не менялся.
В 1960-е годы фрагменты центрального иконостаса Кравотынского храма, включая Царские врата, были вывезены в Осташковский краеведческий музей, по ним мы можем судить о художественном и стилистическом решении иконостаса.
Он был закрыт в 1930-е годы, обречен на разрушение и разорение: кресты сбиты, кровля протекала, окна выбиты, во многих местах разрушена кирпичная кладка стен, разобраны полы, уничтожены настенные росписи, иконы, иконостасы. В 1970-е годы Введенский храм получил статус памятника архитектуры. Мастерами осташковского реставрационного участка были проведены работы по консервации храма: заложены окна, двери и т.п., что должно было предотвратить проникновение случайных людей в здание. Но варварское разрушение Введенской церкви продолжалось. 1988 год, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, по праву называют ее вторым Крещением. Пробуждалось самосознание народа, началось возрождение православных святынь Отечества. В 2001 году Введенский храм в селе Кравотынь был передан верующим. Все местные жители помогали его восстанавливать, расчищали от мусора, выполняли самые различные работы. Храм приведен в порядок: реставрированы фасады, установлены главы и позолочены кресты, в зимней церкви устроены красивые резные иконостасы. Богослужение в нем началось 17 мая 2001 года, первая литургия состоялась 2 августа того же года.
Введенский храм (Кравотынь)
Введенский храм (Кравотынь) — построенный в конце XVIII века, отличается по архитектурному решению архаичностью композиции и убранства. В этом ярко проявилась любовь крестьянских зодчих к древнерусским храмам XVII столетия, к их «дивному узорчью», нарядности и изысканности.
Содержание
История [ править ]
Кравотынь – старинное село, центр некогда большой Кравотынской волости. Первое письменное упоминание о селе относится к 1478 году. Легенда связывает его название с золотоордынским нашествием на Русь. У крестьян в Кравотыни исстари была церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В XVIII веке в селе было два деревянных храма. В 1791-1792 годах вместо них построили одну обширную каменную пятиглавую церковь, поставили новые иконы в иконостасах. Окончательная отделка храма затянулась до 1802 года, но и после этого отдельно стоящая колокольня оставалась деревянной.
Введенский храм состоит из летней и зимней церкви. Летняя церковь — высокий световой четверик, завершенный пятью главами. К ней с запада примыкает невысокий зимний храм с тремя полукруглыми апсидами на востоке. Перед зимним храмом стоит колокольня, в которой находится вход в церковь.
Летняя церковь освящена в честь введения во храм Пресвятой Богородицы. Зимняя имеет три престола: в честь пророка Илии, святителя Николая и преподобного Пафнутия Боровского.
Кравотынский храм, построенный в конце XVIII века отличается по своему архитектурному решению от других современных ему, архаичностью композиции и убранства. В этом ярко проявилась любовь крестьянских зодчих к древнерусским храмам XVII столетия, к их «дивному узорчью», нарядности и изысканности.
Введенский храм возведен на невысоком фундаменте из камней-валунов. Под зданием находится подклет, где устроены амосовские печи, их тепло проходит внутри стен и столпов зимнего храма. Образцом для этой церкви послужили красивые и величественные соборы города Осташкова – Троицкий и Воскресенский, ориентиром для которых был Богоявленский собор Ниловой пустыни. Фасады церкви оштукатурены и покрашены в два цвета: голубой и белый. На северном и южном фасадах приделов имеются ложные окна, в одном из которых помещены изображения прославленных святых Верхневолжья — святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской и святого благоверного князя Михаила Тверского, во втором окне — преподобного Ефрема Новоторжского и святителя Арсения Тверского.
Колокольня, стоящая рядом с храмом построена позднее — в 20-е годы XIX века. В основании ее четверик, над которым поднимается высокий круглый ярус звона, украшенный полуколоннами, а еще выше круглый ярус — резонатор, увенчанный высоким тонким шпилем и маленькой главкой с крестом.
Введенский храм в Кравотыни — замечательное творение местных зодчих, которые смогли точно и гармонично увязать излюбленный мотив «дивного узорчья» архитектуры XVII века с новыми формами стиля барокко XVIII столетия. Такое смешение стилей — не неумение строивших выполнить задание в одном стиле: здесь явно поиск зодчим собственного пути в архитектуре.
Интерьер Введенского храма решен лаконично, строго и гармонично. Стены храма во второй половине XIX века были украшены настенной живописью, к сожалению, в настоящее время она не сохранилась.
До 1960-х годов, времени нового гонения на Русскую Православную Церковь в период правления Н.С. Хрущева, в Кравотынском храме сохранялись росписи, многие иконы и даже книги. В летнем храме находился редкий по красоте деревянный резной с позолотой иконостас. Искусствоведы утверждают, что этот иконостас был лучшим не только в Селигерских землях, но и во всех областях Северного Поволжья — от Твери до Ярославля. Иконостас установили сразу после строительства храма, позднее он не менялся. Сейчас в храме сохранилась лишь верхняя его часть. Иконостас летнего Введенского храма, выполненный местными резчиками, свидетельствует о высоком художественном вкусе и профессионализме провинциальных мастеров — это выдающееся произведение церковных художеств России конца XVIII века. В 1960—е годы фрагменты иконостаса Кравотынского зимнего храма, включая Царские врата, были вывезены в Осташковский краеведческий музей.
Современное состояние [ править ]
Введенский храм в XX столетии повторил судьбу тысяч святынь нашего Отечества. Он был закрыт в 1930-е годы, обречен на разорение и разрушение. Кресты сбиты, кровля протекала, окна выбиты, во многих местах разрушена кирпичная кладка стен, разобраны полы, уничтожены настенные росписи, иконы, иконостасы.
В 1970-е годы Введенский храм получил статус памятника архитектуры. Были проведены работы по его консервации: заложены окна, двери и т.п., что должно было предотвратить проникновение случайных людей в здание храма. Но варварское разрушение Введенской церкви продолжалось.
В 2001 году Введенский храм в селе Кравотынь был передан верующим. Все местные жители помогали восстанавливать храм, расчищали от мусора, выполняли самые различные работы. Храм был приведен в порядок: реставрированы фасады, установлены главы и позолочены кресты; в зимнем храме устроены новые, красивые иконостасы.
Богослужение в храме началось 17 мая 2001 года, первая Литургия состоялась 2 августа того же года.
Святыни [ править ]
В Введенском храме находится резной образ преподобного Нила Столобенского.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 172218, Тверская область, Осташковский район, деревня Кравотынь
Как добраться: выезд из Осташкова в сторону Торжка, за выездом из города и мостом через железную дорогу – поворот налево на Покровское, дорога через Покровское, Сорогу, Залучье, Острицы
О храме
Кравотынь — старинное село, центр некогда большой Кравотынской волости. Первое письменное упоминание о селе относится к 1478 году. Легенда связывает его название с золотоордынским нашествием на Русь. У крестьян в Кравотыни исстари была церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В XVIII веке в селе было два деревянных храма. В 1791-1792 годах вместо них построили одну обширную каменную пятиглавую церковь, поставили новые иконы в иконостасах. Окончательная отделка храма затянулась до 1802 года, но и после этого отдельно стоящая колокольня оставалась деревянной.
Церковь в Кравотыни посвящена одному из главных праздников годового круга – Введению во храм Пресвятой Богородицы. Этот праздник отмечается 4 декабря по новому стилю, в его основе — событие из жизни Девы Марии – Ее торжественный приход в Иерусалимский храм и начало пребывания в храме. Священное предание повествует, что когда мать Пресвятой Богородицы, святая праведная Анна, услышала ангельское благовестие о рождении Дочери, она обещала посвятить Ее Богу. С этим согласился и отец Пречистой Девы – святой праведный Иоаким. И вот, в трехлетнем возрасте Марию привели в храм, где Ее встретил первосвященник Захария. Священное Писание повествует, что трехлетняя юная Отроковица легко преодолела восемнадцать высоких ступеней, ведших в Иерусалимский храм. После этого первосвященник Захария по откровению свыше ввел Пресвятую Деву Марию во Святая Святых, куда лишь первосвященник имел право входить один раз в год. После этого Пресвятая Богородица жила «как голубица» в Иерусалимском храме до совершеннолетия, проводя время в рукоделии и молитвах. Пищу ей приносил Ангел Господень. Часто Пресвятая Дева молилась во Святая Святых.
На Введение во храм Пресвятой Богородицы поется «Днесь Боговместимый храм Богородица, в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет: днесь Святая Святых радуются, и лик ангельский таинственно торжествует, с нимиже и мы празднующе днесь, с Гавриилом возопиим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою, имеяй велию милость» На Введение впервые начинают петь «Христос рождаетеся, славите».
Введенский храм состоит из летней и зимней церкви. Летняя церковь – высокий световой четверик, завершенный пятью главами. К ней с запада примыкает невысокий зимний храм с тремя полукруглыми апсидами на востоке. Перед зимним храмом стоит колокольня, в которой находится вход в церковь.
Летняя церковь освящена в честь введения во храм Пресвятой Богородицы. Зимняя имеет три престола: в честь пророка Илии, святителя Николая и преподобного Пафнутия Боровского.
Кравотынский храм, построенный в конце XVIII века отличается по своему архитектурному решению от других современных ему, архаичностью композиции и убранства. В этом ярко проявилась любовь крестьянских зодчих к древнерусским храмам XVII столетия, к их «дивному узорчью», нарядности и изысканности.
Введенский храм возведен на невысоком фундаменте из камней-валунов. Под зданием находится подклет, где устроены амосовские печи, их тепло проходит внутри стен и столпов зимнего храма. Образцом для этой церкви послужили красивые и величественные соборы города Осташкова – Троицкий и Воскресенский, ориентиром для которых был Богоявленский собор Ниловой пустыни. Фасады церкви оштукатурены и покрашены в два цвета: голубой и белый. На северном и южном фасадах приделов имеются ложные окна, в одном из которых помещены изображения прославленных святых Верхневолжья – святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской и святого благоверного князя Михаила Тверского, во втором окне – преподобного Ефрема Новоторжского и святителя Арсения Тверского.
Колокольня, стоящая рядом с храмом построена позднее – в 20-е годы XIX века. В основании ее четверик, над которым поднимается высокий круглый ярус звона, украшенный полуколоннами, а еще выше круглый ярус – резонатор, увенчанный высоким тонким шпилем и маленькой главкой с крестом.
Введенский храм в Кравотыни – замечательное творение местных зодчих, которые смогли точно и гармонично увязать излюбленный мотив «дивного узорчья» архитектуры XVII века с новыми формами стиля барокко XVIII столетия. Такое смешение стилей – не неумение строивших выполнить задание в одном стиле: здесь явно поиск зодчим собственного пути в архитектуре.
Интерьер Введенского храма решен лаконично, строго и гармонично. Стены храма во второй половине XIX века были украшены настенной живописью, к сожалению, в настоящее время она не сохранилась.
До 1960-х годов, времени нового гонения на Русскую Православную Церковь в период правления Н.С. Хрущева в Кравотынском храме сохранялись росписи, многие иконы и даже книги. В летнем храме находился редкий по красоте деревянный резной с позолотой иконостас. Искусствоведы утверждают, что этот иконостас был лучшим не только в Селигерских землях, но и во всех областях Северного Поволжья – от Твери до Ярославля. Иконостас установили сразу после строительства храма, позднее он не менялся. Сейчас в храме сохранилась лишь верхняя его часть. Иконостас летнего Введенского храма, выполненный местными резчиками, свидетельствует о высоком художественном вкусе и профессионализме провинциальных мастеров – это выдающееся произведение церковных художеств России конца XVIII века. В 1960—е годы фрагменты иконостаса Кравотынского зимнего храма, включая Царские врата, были вывезены в Осташковский краеведческий музей.
Статья основана на материале из книги Т.В. Барсегян «Святыни Селигера».
Контакты
Телефон настоятеля протоиерея Алексия
8-910-937-61-23
+7 (48235) 5-51-12
Кравотынь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Введенская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Километрах в семи от Ниловой пустыни, на берегу Селигера находится одно из древних сел Осташковского района — Кравотынь (давшее название обширному Кравотынскому плесу), где стоит интересный памятник архитектуры — Введенская церковь 1791 года.
Село Кравотынь очень древнее. В XVI веке оно стало центром волости и не раз фигурировало в различных документах. Например, известно, что когда этими землями владел боярин Вольский, в селе уже существовала деревянная церковь «Введения Пресвятыя Богородицы во Храм». Ее название сохранилось на долгие годы, и вновь выстроенная в конце XVIII века церковь была посвящена этому же празднику. Строительство Введенской церкви в селе Кравотынь происходило почти одновременно со строительством церкви в селе Верхние Котицы. Кравотынскую заложили вскоре после 1782 года, а к 1791 году она была готова. Окончательная отделка храма затянулась вплоть до 1802 года, но и после этого отдельностоящая колокольня и кровля еще долгое время оставались деревянными. Высокий двусветный четверик Введенской церкви, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный традиционным пятиглавием, — не новость в местном зодчестве. Первое, что замечаешь в памятнике, — это присутствие в его декоре, как и в котицкой церкви, фрагментов архитектурнoro наряда XVII столетия и то, что основные объемы остались по композиции близкими постройкам этого же времени. К высокому четверику храма примыкает обширная трапезная с двумя приделами, вытянутая с севера на юг, причем у южного придела две апсиды. Традиционные черты в объемах здания и в его декорации, наверное, были бы не так заметны, если бы не постаменты под барабанами, украшенные декоративными кокошниками, и сами барабаны, оформленные аркатурными поясками из полуколонок, перехваченных бусинами. На апсиде неожиданно вкраплена деталь, словно перенесенная сюда из XVII века, — киот, где некогда помещалась икона. Его обрамление напоминает форму киота колокольни Житенного монастыря. Внимательно приглядевшись к остальному убранству церкви, невольно приходишь к выводу, что и оно, несмотря на барочные формы, больше похоже на аппликативную декорацию XVII столетия.
В кравотынской церкви до недавнего времени сохранялся редкий по красоте иконостас, по-видимому, являвшийся произведением осташковских резчиков по дереву, которыми город славился в прошлом. Иконостас сделали сразу после завершения строительства и впоследствии он почти не менялся. Его украшали каннелированные пилястры ионического ордера, увитые гирляндами из роз. На резных царских вратах помещалась скульптурная композиция «Благовещение», над которой в облаках и сиянии восседал строгий мужиковатый Саваоф. Среди узоров орнамента повсюду были вкраплены головки херувимов, они же парили в резных облаках над иконами и украшали капители пилястр, а над дверями в жертвенник и диаконник летящие ангелы распахивали тяжелые балдахины. Теперь от всего этого великолепия почти ничего не осталось. Единственный в своем роде иконостас осташковских мастеров погубила безжалостная мода на коллекционирование предметов церковной утвари, икон и скульптуры. Лишь небольшую часть иконостаса — царские врата со сценой «Благовещения» — удалось вывезти в Осташков, и теперь она хранится в запаснике краеведческого музея.
Невысокая колокольня, стоящая рядом с церковью, построена в конце 20-х годов XIX века. Над квадратным основанием поднимается высокий круглый ярус звона, украшенный полуколонками, а еще выше — небольшой ярус-резонатор, увенчанный шпилем. В ее композиции и декорации нет произвольного смешения стилей. Все более строго, более сдержанно. Отдельные детали убранства фасадов, такие, как рустованные углы, замковый камень в виде трилистника над входом, безордерные полуколонки и наивные фронтончики, говорят, что ее строили местные мастера и проект на нее если и был сделан архитектором, то претерпел в их руках существенные изменения.
Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича «Художественные памятники селигерского края»
Селигерский Приход
Селигерский Приход запись закреплена
Селигерский Приход запись закреплена
Селигерский Приход запись закреплена
Селигерский Приход запись закреплена
Селигерский Приход запись закреплена
Редакция «СЕЛИГЕР» (Осташков)
Грани любви и верности семьи Ткачёвых
Не так уж часто приходится писать про «драгоценные» свадьбы – сапфировые, золотые, изумрудные… А уж если корону семейных ценностей украшает бриллиант – это повод рассмотреть все его грани. И вот мы сидим во дворике храма Андрея Первозванного в деревне Ясенское и беседуем с Алексеем Ивановичем и Нелли Николаевной Ткачевыми, которые на этой неделе отмечают 60-летие совместной жизни.
Показать полностью.
Свадебное путешествие … в кино
Совместная жизнь всегда полна неожиданностей, радостных событий, невзгод и счастья. Она сложна и имеет множество всяческих рубежей и переходных состояний. Прожившие 60 лет вместе, супруги заслуживают величайшего уважения. Именно поэтому бриллиантовая или, как еще она называется, алмазная свадьба является праздником, символизирующим нерушимость и стойкость любви.
— Вот ведь как! – удивляется Нелли Николаевна, узнав про юбилейный символ их многолетнего союза. – А начиналось все простенько: расписались, стола праздничного не было. Этот день отметили походом в кино.
Так и вышло: супругов Ткачевых многие в Осташкове знают как гостеприимных, хлебосольных хозяев. Мамины уроки усвоили дочери Тамара и Елена, подхватили внучки, а теперь уже и старшие правнучки Саша и Даша без проблем могут испечь пироги.
Высота и широта Алексея и Нелли
Алексей Иванович, начав трудовую биографию в дубильном цехе ОКЗ, в 1965 году перешел работать в управление Калинингражданстроя; был высококлассным кровельщиком, жестянщиком. На какие только высоты не заносило его! Колокольню Спасо-Преображенского собора в парке, кстати, он тоже покрыл.
— Раньше ведь деток с мамами в стационар не клали; приходилось на пару с нянечкой кормить, лечить, обихаживать, утешать ребятишек. Все бы ничего, но приходилось, уходя на смену, оставлять свою семью – дочек уже двое было, невзирая на выходные и праздники. А тут подсказали, что есть место медсестры в детском комбинате (теперь детсад «Улыбка»). Получив этот опыт, в семидесятые годы перешла на должность старшей медсестры в большой новый детский сад – «Светлячок».
Молочко для внучка
И тут бы начать жить поспокойнее: размеренная работа, получили благо-
устроенную квартиру, дочери подрастали, Тамара училась в институте, на Дубке разработали участок и сами, вдвоем! – построили домик. В 1982 году родился внук Артём…
Так вот неожиданно обернулась инициатива дедушки и бабушки попоить внука молочком от своей коровушки. К слову сказать, Тёма молоко не признавал…
…Мне в 1996 году приходилось побывать в Ясенском, познакомиться с успехами тогда передового хозяйства. Помню, какой образцовый порядок был на ферме и на свинарнике, которым заправлял Алексей Иванович. Работал колбасный цех, прекрасная молочная продукция продавалась в городе. Увы, инициатива не прижилась. Хозяйство развалилось, деревня стала пустеть.
А Ткачевы остались…
— Сама удивляюсь! – комментирует Тамара Шульцева. – Привел Бог. В 2013 году в Ясенском заложили, а в конце 2015-го освятили церковь Андрея Первозванного. Настоятель отец Алексей попросил мужа стать смотрителем храма; после выхода на пенсию я тоже здесь рядом с ним поселилась. В благодати живем!
И благословляет Бог эту дружную семью детками. Двое детей и шесть внуков у Тамары. Четверо внуков у младшей, Елены. А к двум ее взрослым дочерям год назад прибавился сын – девятилетний Ярослав, которого Лена и Иван Прошенко усыновили; мальчик, кстати, уже успел стать призером нашего «Читай-города».
Есть еще одно толкование, почему семейная жизнь длительностью в 60 лет считается бриллиантовой — в переливах этого камня видны все возможные цвета, каждый из которых олицетворяет определенную эмоцию. Именно такой спектр чувств приходится переживать людям за долгие годы, проведенные совместно.
— Конечно, за долгие годы все случалось: и обиды, и споры, и ссоры. Просто мы старались никогда не таить обиды. Побранимся, а потом кто-то другому скажет: пойдём чайку попьем? И глядишь, обиды проходят, дело общее находится. Стараемся не обижать друг друга.
(Обращаю внимание: случайно перебив супруга, Нелли Николаевна тут же перед ним извиняется. Алексей Иванович, накануне нашей встречи себя плохо чувствовавший, потихоньку объясняет: картошку втайне от жены сажал!).
Десять лет назад они скрепили свой гражданский союз венчанием. И сегодня, в канун своей бриллиантовой свадьбы сидят, под сенью храма, словно только что из-под венца.
Желаем вам, уважаемые супруги Ткачёвы, чтобы длились дни и годы в здравии и заботе близких, чтобы были силы на маленькие свершения, радости за успехи ваших дорогих детей, внуков и правнуков! Многая и благая лета!
Селигерский Приход запись закреплена
Лариса Мосолыгина
Селигерский Приход запись закреплена
Селигерский Приход запись закреплена
Редакция «СЕЛИГЕР» (Осташков)
В конце мая в школах страны для учащихся девятых и одиннадцатых классов прозвенел последний звонок. Но перед тем, как у ребят и девчат наступит новый этап в жизни, им предстоит сдать выпускные экзамены.
Показать полностью.
Александр Соловьёв в этом году закончил обучение в средней школе №3, и после сдачи выпускных экзаменов он станет студентом Московского физико-технического института. Кто-то скажет: «Может и не станет, всё решает случай, не хватит баллов и прощай институт». Скажет и будет неправ. У Александра – свой путь в МФТИ, и он его успешно прошёл. Но об этом позже…
Саша не проявлял особых способностей ни в первый, ни во второй год обучения в школе. А в третьем классе отношение к учёбе изменилось, и он стал учиться практически на одни пятёрки и только по русскому языку у него выходила твёрдая четвёрка. Александр благодарен своей первой учительнице Елене Вячеславовне Тумановой, которая тогда поставила ему по русскому языку «5», сказав, что ставит оценку авансом, чтобы не портить общую картину успеваемости. Сначала Саша должен был вернуть должок учителю, а потом, более углублённо изучая предметы, и вовсе окунулся с головой в удивительный мир школьных наук. Ах да, немалую роль в том, чтобы Саша стал отличником, сыграли старшие брат Иван и сестра Анна, которые окончили эту же школу с золотыми медалями. В данном случае, хороший пример оказался заразителен.
Подготовка к экзаменам привела к участию в вузовской олимпиаде, которую проводил МФТИ. Пришлось готовиться в сжатые сроки. Всего за два месяца молодой человек отлично подготовился к участию в олимпиаде и, как следствие регулярных и упорных занятий, победил в олимпиаде по физике. А ещё он стал призёром олимпиады по математике, где заслуженное второе место давало право поступить без вступительных экзаменов во многие престижные вузы Москвы. Но победа в олимпиаде по физике давала право поступления без вступительных экзаменов в любой вуз по направлению «Физика и математика», поэтому молодой человек выбрал МФТИ.
Но Александр не всё время – ученическое и свободное – проводит за книгами и компьютером. Он ещё и приверженец здорового образа жизни. Регулярные тренировки привели парня к тому, что в этом году он стал обладателем золотого значка ГТО.
Скоро у юноши наступят совсем другие времена. Он оторвётся от дома, попадёт туда, где мир науки не будет так понятен, как в школе. Среди его однокурсников будут очень сильные в математике и физике ребята, окончившие математические школы, и Саша прекрасно понимает, что придётся много трудиться, чтобы на несколько ближайших лет институт стал для него родным.
А сегодня он говорит слова благодарности всем, кто предоставил ему возможность быть таким, какой он есть.
Я не могу сказать, что я себя нашел. Но в чём я уверен, так это в том, что я стал ближе к себе. Спасибо за это родителям!
Учителя, наставники, руководители. Закончив школу, я говорю спасибо учителям за их мудрость. Я вижу в них ту мудрость, которую следует носить каждому в своем сердце: нужно жить для того, чтобы другие люди понимали, что такое жизнь, чтобы научить их видеть и радости, и печали такого непонятного и потому интересного явления.
Быть рядом с человеком – это уже труд. А учить его – это колоссальнейшая работа, не столько внешняя, сколько внутренняя, ведь любые мысли рождаются внутри, внутри же рождаются посылы и стремления. И просто необходимо, чтобы ученик верил своему учителю, а учитель доверял ученику. И эта взаимность – тяжелейший внутренний труд.
Спасибо школьным учителям за то, что они были и есть в моей жизни. Спасибо за те усилия, которые они приложили, чтобы сделать из меня человека. Спасибо, что предоставили мне возможность самому увидеть в себе человека. Последнее кажется наиболее важным.
Для меня одним из важнейших жизненных принципов является следующий: «Ничто не напрасно, все для чего-то нужно».
Пожелаем Александру и всем выпускникам этого года успешно сдать экзамены и достойно пройти выбранный путь. И пусть на этом пути их сопровождают верные друзья, удача и везение.