креативные методы обучения обеспечивают ученикам

Креативные методы обучения

Креативные методы обучения

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.

Метод «Если бы.». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объёмные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём, фундаментальные основы различных наук.

Метод образной картины воссоздаёт такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В результате у ученика возникает образная картина цветка, дерева, облака, Земли или всего Космоса. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, ученикам предлагается изобразить, например, свою картину природы или всего мира, т. е. выразить с помощью рисунков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними. Каждый ученик во время такой работы не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности. Предлагая такое задание 2-3 раза в год, можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения.

Метод случайных ассоциаций. Метод применяется для генерации новых идей, связанных с изменением объекта, с улучшением его свойств, решением проблем. Суть метода состоит в опоре на случайные ассоциации, возникающие по отношению к названию объекта, его функциям. Например, со словом «гвоздь» могут быть связаны следующие рождающиеся ассоциации; «молоток», «удар», «боксёр», «чемпион», «фруктовый сок», «моторное масло», «уменьшение трения», «смазывание гвоздя перед забиванием».

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень солёный огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннесса», находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например: горячий снег, вершину пропасти, объём пустоты, сладкую соль, чёрный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку.

Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого – фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10 – 15 минут. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. На пример: Как определить длину медной про волоки, намотанной на катушку, не разматывая её? Каким образом определить без компаса, есть ли у незнакомой планеты, магнитное поле или нет. Не прибегая к дополнительному освещению, предложите способ видения предметов под водой.

Работа ведётся в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр-идей. Генерация идей происходит в группах по определённым правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринуждённая обстановка. Затем, полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц (Ф.Цвики). Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путём составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.

Метод разнонаучного видения. Изучение объекта с позиций разных наук и социальных практик позволяет найти новые грани проблемы и способы ее решения. Например, организуется одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта, для этого применяются методы разных наук – естественнонаучные, гуманитарные, социологические. Разнонаучные способы деятельности и полученные результаты создают объемное пространство, внутри которого обнаруживается много нового. Задания, с помощью которых реализуется данный метод: «Выясните, что есть общего в цвете и музыке (в числах и геометрических фигурах)»; «Опишите один и тот же цветок глазами естествоиспытателя, филолога, экономиста, дизайнера, воспитательницы детского сада, туриста и т.д.».

Источник

Креативные методики в педагогической практике

Во время «Летней всероссийской выездной школы педагогов и директоров» корпорация «Российский учебник» провела трансляцию презентации «Школьного конструктора опыта». Конструктор предназначен для проектирования занятий. Рассказываем, на чем основан этот проект и чем он может быть вам полезен.

Что требуется для современного урока

Взрослым и детям для успеха важно обладание такими гибкими навыками, как креативное и критическое мышление, кооперация и коммуникация. Эти известные «4К» не пресловутые «навыки будущего», а то, что нужно уже сегодня. Поэтому разработчики обучающих программ во всех цивилизованных странах придумывают новые и новые проекты для интенсивного и эффективного формирования актуальных умений. Одним из таких проектов является «Конструктор опыта» от школы креативного мышления «Икра».

6 лет назад разработчики «Икры» придумали взрослый конструктор на основе таксономии Блума для деловых игр и воркшопов. Недавно появился и детский, школьный вариант (для уроков, внеурочной деятельности и индивидуальных занятий). Как утверждают создатели, в нем собраны ключевые мировые разработки — например, есть метод «Рыбный скелет» для лучшего усвоения нового материала, и игра «Карлики и великаны» для разминок. Конструктор призван помочь учителям проектировать интересные необычные занятия.

Для этого в основу взяты карточки (всего их 120 штук) с универсальными идеями для предметных и метапредметных активностей. Все эти активности направлены на разностороннее освоение темы урока (а не просто на ее заучивание). Идеи фиксируются в специальной форме «Сценарий урока». В помощь в наборе предложена брошюра с описанием применения готовых сценариев. Учителя также могут записывать собственные креативные методики на пустых карточках-шаблонах.

креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Смотреть фото креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Смотреть картинку креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Картинка про креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Фото креативные методы обучения обеспечивают ученикам

Основное отличие детского набора конструктора от взрослого в том, что помимо проработки «4К» в нем еще делается упор на развитие грамотности (распознавание современных символов) и рефлексию (осмысление своего опыта).
Вы можете бесплатно скачать виртуальные карточки с этими и некоторыми другими приемами:

креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Смотреть фото креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Смотреть картинку креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Картинка про креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Фото креативные методы обучения обеспечивают ученикам

Как систематизировать креативные методики?

Рассмотрим на основе предложенных карточек из конструктора.

Примеры универсальных креативных методик

Источник

Креативные методы обучения на уроках информатики и ИКТ

креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Смотреть фото креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Смотреть картинку креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Картинка про креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Фото креативные методы обучения обеспечивают ученикам

креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Смотреть фото креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Смотреть картинку креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Картинка про креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Фото креативные методы обучения обеспечивают ученикам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Четвергова Ю. Н. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова» РМО учителей информатики и ИКТ 20 ноября 2013 г

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы.

позволяют оценить: вербальную креативность образную креативность отдельные креативные способности: беглость — количество идей, возникающих в единицу времени; гибкость — этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому; оригинальность — этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных; способность видеть суть проблемы или восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую; способность сопротивляться стереотипам или метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.

Это не просто пошаговый алгоритм, а наличие альтернативного выбора, возможных вариантов решения на каждом выбираемом этапе. Это обеспечивает учителю комфортные условия для взращивания собственной компетенции, так как, с одной стороны, он пользуется четким пошаговым алгоритмом, как и в любой технологии, а с другой стороны, может проявить свои индивидуальные склонности и таланты, осуществляя постоянный целенаправленный выбор на каждом этапе.

1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью, задачами и планируемым результатом. Алгоритм конструирования урока 4. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя. 3. Проанализировать полученный сценарий урока. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации. 2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику.

Приём «Согласен – Не согласен» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует: умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Пример. При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно предложить следующие высказывания: 1. Презентация состоит только из текста и картинок. 2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде. 3. Чем больше текста, тем лучше. 4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически. 5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше. 6. Презентация может носить обучающий характер. Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся. Приём «Толстый и тонкий вопрос» Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Пример. По теме урока «Информационная безопасность» можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос. Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете? Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве? Источник: Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.

Источник

Методическая разработка «Креативные методы при работе с одаренными детьми»

креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Смотреть фото креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Смотреть картинку креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Картинка про креативные методы обучения обеспечивают ученикам. Фото креативные методы обучения обеспечивают ученикам

Креативные методы обучения

при работе с одаренными детьми.

Бейнштейн Евгения Владимировна

МБОУ «Школа-интернат № 2», город Норильск, Красноярский край, Россия.

Одарённость ребёнка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особого внимания педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребёнка, тем легче и быстрее становится формирование собственной самооценки.

Основой конструирования общеобразовательного процесса в школе выступает образ выпускника. Психолого-педагогическим способом формулирования данного образа является выявление набора личностных качеств учащегося, развитие которых планируется в ходе выполнения им соответствующих видов образовательной деятельности. Данный образ можно выразить в виде набора следующих личностных качеств ученика( креативные качества): эмоциально-образные качества: вдохновлённость, одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих ситуациях; образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазия, мечтательность, романтичность, чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю борьбу; инициативность, изобретательность, смекалка, готовность к придумыванию; своеобразность, неординарность, нестандартность, самобытность, ассертивность; способность к генерации идей, их продуцированию как индивидуально, так и в коммуникации (с текстом, объектом познания, другими людьми); обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, сочетающееся с умением выдерживать нормы поведения, которые задаются в школе и в семье; проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом и наоборот; преодоление стереотипов, способность выхода в иную плоскость или пространство при решении проблемы; умение вести диалог с изучаемым объектом, выбирать методы познания, адекватные объекту; прогностичность, предсказательность, формулирование гипотез, конструирование версий, закономерностей, формул, теорий; владение нелогическими эвристическими процедурами: интуиция, инсайт, медитация; наличие личностных результатов образования, отличающихся от образовательных стандартов глубиной, тематикой, мнением, отличным от общепринятого; независимость, склонность к риску; наличие опыта реализации наиболее творческих своих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, участия в конкурсах, олимпиадах и др.

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Одной из разновидностей методов являются креативные методы:

Креативные методы предполагают определенную организацию урока. Целью творческого урока является создание учениками собственного образовательного продукта. Творческие уроки, особенно в младших и средних классах, как правило, комбинированные, то есть включают 3-4 сменяемых друг друга вида деятельности учеников. В старших классах деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее воплощения. Ниже представлены перечни названий типов творческих уроков. На их основе могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих уроков включает в себе неограниченный набор вариантов их построения. Уроки креативного типа: урок составления и решения задач; урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа); урок-парадокс; урок-фантазия; урок изобретательства; урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий); деловая игра; ролевая игра; урок-путешествие (реальное, виртуальное); урок-наоборот (ученик в роли учителя).

Одарённость ребёнка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особого внимания педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребёнка, тем легче и быстрее становится формирование собственной самооценки. Поэтому необходимо постоянно выявлять одарённость детей, стимулировать её развитие. Различные методы выявления талантливых детей помогают установить их приоритеты, склонности и интересы.

Источник

Креативные методы обучения

Креативные методы обучения

Просмотр содержимого документа
«Креативные методы обучения»

Костанайский гуманитарный колледж

Креативные методы обучения

Подготовил: преподаватель Ахметов Ж.М.

Креативные методы обучения

Методическая тема: «Подготовка конкурентно- способной личности, способной к быстрой адаптации в условиях, постоянно изменяющегося мира»

В отечественной педагогике сегодня активно обсуждается проблема воспитания компетентного человека и компетентностного обучения. Круг компетентностей, которым следует учить сегодняшних студентов, не определен окончательно, как и само понятие «компетентность». Современное общество нуждается в образованных, мобильных, самостоятельных молодых профессионалах, которые не только обладают знаниями, но и умеют применять их в своей практической деятельности.

И поэтому на первое место по значимости поставим навык практического применения знаний. Все мы не раз слышали из уст детей (а зачастую и родителей): «Да зачем мне нужно изучать историю, я не буду учителем, мне это в жизни не пригодиться. Вы лучше научите меня работать в турфирме, зарабатывать деньги». И действительно, если ученик после изучения некоторого школьного курса может применять выработанные умения и полученные знания по данному предмету в своей жизни, т.е. решать возникающие проблемы, то его можно считать компетентным в этой области.

Только живём мы в стремительно меняющемся мире, и сложно предсказать какие программные продукты будут нужны нынешнему студенту в надвигающейся на него «взрослой» жизни. А поэтому основное внимание при изучении любых тем нужно уделять развитию таких качеств, как способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и, собственно, жизнедеятельности, необходимо применять креативные методы обучения. Они обеспечивают ученикам возможность создания личных образовательных продуктов. При этом познание происходит «по ходу» собственно творческой деятельности.

Поэтому представляю некоторые методы применяемые на практике:

а) в проверке и оценке человеком мыслей, фактов, гипотез, а также своих рассуждений и мнений; б) в нахождении человеком несоответствий, противоречий в объектах познания, в своих суждениях, в рассмотрении причин и условий их появления, в исправлении ошибок.

Активные учебные методы осуществляются посредством гуманистических и демократических управленческих методов класса. Использование педагогом стиля демократического общения и руководства дает толчок развитию критического мышления у учащихся. Так, владение учащимся возможностью выразить независимое мнение, выразить свое отношение, право не соглашаться с мнением педагога, помогают в становлении у него особенностей критичности мышления. Напротив, использование учителем стиля авторитарного или автократического общения или руководства становится причиной возникновения конформистской атмосферы в классе, а это становится препятствием в развитии качеств критичности мышления у учащихся. Активные (интерактивные) методы обучения, используемые в современных учебных заведениях, открывают широкие возможности для развития качеств критичности мышления у учащихся. Для этой цели используются такие активные методы обучения, как работа с коллективом, работа с группами, работа с парами, индивидуальная работа, мозговая атака, кластер (разветвление), ролевые игры, дебаты, выведение понятий, словесные ассоциации, подготовка проекта. Проведенные в школе и колледже мною экспериментальные исследования по проблеме внедрения в учебный процесс (на уроках истории) интерактивных методов показали, что у учеников формируются следующие навыки и умения: – умственная деятельность, т.е. то, что требует мыслительных усилий, а именно: выдвижение идей, осмысление проблемы, целеполагание, умение сформулировать проблему, выдвижение гипотезы, выбор обоснованного пути решения проблемы, методов здесь и средств, планирование самостоятельных поступков, самоанализ и рефлексия;– умение презентировать (преподносить) решенную проблему, т.е. подготовка письменного и устного отчета о проделанной работе, наглядное представление итогов деятельности, причем с обоснованием средств и форм, подготовкой наглядных средств;– коммуникативность как средство общения: умение слушать других, самовыражение, сотрудничество с другими членами группы, умение прийти к консенсусу (нахождение консервативного или либерального вариантов);– деятельность поискового плана: умение найти необходимую информацию в исторических документах, контекстный поиск;– ориентированность на информацию: ее структурирование, прием и передача, преподношение в определенной форме, поиск и сохранение в упорядоченной форме (отметим, что в педагогическом эксперименте участвовали (5-11 классы и студенты 2 курсов)

Выводы. Считаю, что в деле развития культуры критического мышления у учащихся в процессе обучения должны быть учтены возрастные и половые особенности, потребности и мотивационная сфера, а также нельзя сбрасывать со счетов ведущую деятельность. Кроме того, критическое мышление должно быть осуществлено в пределах возможностей каждой дисциплины. По каждой дисциплине на основе совместного сотрудничества педагогов и методистов должны быть определены возможности и пути развития критического мышления.

«Мозговой штурм» Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки – быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и – старт.

Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого – фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10-15 минут. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. Например, при изучении исторических событий, можно сформулировать следующий вопрос «Как определить, кто является самым выдающимся человеком?».

Работа ведётся в следующих группах: выдвижения идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, выдвижения контр-идей. Выдвижения идей происходит в группах по определённым правилам. На этом этапе любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринуждённая обстановка. Затем, полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

Метод случайных ассоциаций. Метод применяется для генерации новых идей, связанных с изменением объекта, с улучшением его свойств, решением проблем. Суть метода состоит в опоре на случайные ассоциации, возникающие по отношению к названию объекта, его функциям. Например, со словом «Античность» могут быть связаны следующие рождающиеся ассоциации: «Греция», «мифы», «олимпийские игры», «боги», «Колизей», «гладиаторы», «Гомер», «Троя», «Спарта».

Метод разнонаучного видения. Изучение объекта с позиций разных наук и социальных практик позволяет найти новые грани проблемы и способы ее решения. Например, организуется одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта, для этого применяются методы разных наук – естественнонаучные, гуманитарные, социологические. Разнонаучные способы деятельности и полученные результаты создают объемное пространство, внутри которого обнаруживается много нового. Задания, с помощью которых реализуется данный метод: Например «зарождение мировых религий?» с точки зрения: культурологии, истории и философии.

Метод рефлексии (осознание деятельности). Это, пожалуй, главный метод обучения творчеству. Дело в том, что действительно образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования. В данном случае нужно ставить четкие триединые цели и следовать им в процессе всего урока.

О том, чему надо обучать школьников — издаётся множество программ, учебников и рекомендаций по каждому предмету. А вот как это делать, какими методами развивать детские способности, их познавательные, творческие и общеучебные умения, — такой литературы всё еще крайне мало.
Между тем, метод обучения – более сильное средство, чем содержание обучения. Спросите выпускников школы о том, что им запомнилось больше: чему их обучали или как это происходило? Именно методы деятельности имеют более универсальный общечеловеческий характер, поскольку их можно переносить в различные сферы образования. Применяемый метод всегда относится непосредственно к действиям ученика, тогда как содержание изучаемого предмета может оставаться отчужденным от его реальной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *