крещение православных в реке

Крещение на реке Иордан

Фоторепортаж с главной крещенской купели

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В этом году нам посчастливилось побывать в тех местах, которые помнят одно из главных событий Нового Завета – в пустынной и жаркой Иордании, как раз 19 января. Более 2000 лет назад именно здесь произошло первое явление святой Троицы: Иисус Христос принимал крещение от Иоанна Предтечи в водах реки Иордан, когда на Него снизошел Святой Дух в виде голубя, а голос Бога-Отца свидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). В библейской традиции река Иордан – это граница, знаменующая собой вхождение в Землю Обетованную, которая считается прообразом Царства Небесного, благодати Христовой. Без крещения никто не войдет в Царство Небесное, и в этом таинстве все мы проходим свой Иордан…

крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке

Каждый год вселенский Патриарх освящает воду в Иордане на праздник Крещения. Несколько дней назад и мы наблюдали великое освящение вместе с другими паломниками. После напряженного ожидания на жаре, наконец, видим, как Патриарх Иерусалимский Феофил III выходит к берегу. Освящению предшествует крестный ход, собравший огромное количество людей. Все это происходит на израильском берегу Иордана (граница между Израилем и Иорданией проходит как раз по реке), а мы наблюдаем за освящением с противоположной стороны: тут мало людей и все прекрасно видно! Особо любопытные следят за процессией с лодки или стоят с камерами по колено в воде. Патриарх подходит к берегу, достает крест, к которому привязана красная лента, и опускает его в воду. Над водой пролетает белый голубок – его привезли заранее: разве можно представить себе этот праздник без него?

крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке

Со времен Великого Потопа вся вода на Земле считалась нечистой. «Главного» морского демона, кстати, звали Водолей, и победа Христа над ним изображена на необычной иконе в монастыре Иоанна Предтечи на берегу Иордана. Но в крещении Своем Господь освятил водное естество, и вода получила великую силу.

Говорят, что на Крещение Господне Иордан может менять направление течения своих вод. И позавчера многие ждали, что это снова произойдет… Но река не стала течь в другую сторону, еще раз показав, что чудо не происходит механически, по заказу, ведь иначе великое освящение стало бы просто увлекательным зрелищем. И все-таки удивительные вещи порой случаются на реке Иордан. Наш гид, матушка Мариам из Горненского монастыря, рассказывала, как лет семь назад заснять освящение приезжали журналисты с крупного российского телеканала. Тогда они еще не были церковными людьми. И вот прямо на их глазах обычно спокойная река вспенилась и поднялась, стала бурлить, как быстрый горный поток. Такого никогда не случалось! В этом году те же журналисты снова приехали снимать Великое освящение, с тех пор они воцерковились…

крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке

На следующий день нас ожидал праздник на участке Русской Духовной Миссии в Иордании. На Литургии в часовне при Странноприимном доме на месте Крещения Господня кроме нашей паломнической группы были и местные жители, русские: жены православных арабов вместе с мужьями и с очень симпатичными детишками, посол России в Иордании и работники Посольства.

крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке

Причудливо, совсем по-особенному выглядит золотой купол русской часовни на фоне пустыни и похожих на халву песчаных барханов… После Литургии архимандрит Феофан (Лукьянов) еще раз освятил воду реки Иордан – теперь уже со стороны Иордании. А потом, конечно, паломники совершили омовение в водах священной реки. Воздух горячий, поэтому заходить в воду трудно – холодно! Но стоит окунуться в этой мутноватой, совсем не манящей в нее погрузиться воде – и тут же появляется удивительное ощущение свежести, обновления…

крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке крещение православных в реке. Смотреть фото крещение православных в реке. Смотреть картинку крещение православных в реке. Картинка про крещение православных в реке. Фото крещение православных в реке

Фотографии Владимира Ештокина.

Источник

На иконе Крещения в реке есть странный человек. Кто это?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

На иконах, посвященных Крещению Иисуса Христа часто можно встретить странных «человечков» в реке. Эти персонажи — олицетворение реки Иордан (иногда — всего водного естества). Их может быть и несколько: тогда один из них символизирует реку, второй — Мертвое море, в которое впадает Иордан. Еще одна версия появления двух персонажей — символическое изображение двух притоков реки: Иора и Дана.

Традиция изображения «водных человечков» древняя: о них говорится даже в старинном руководстве по написанию икон — «Ерминии». Вот как там описывается икона Крещения Иисуса Христа: «Христос стоит среди Иордана неодетый. На берегу этой реки, одесную Христа, Предтеча смотрит в небо, подняв кверху левую руку, а правую держит над главою Христа. Над ними видно небо, и оттуда сходит Дух Святой; в луче написано: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. С левой стороны ангелы стоят благоговейно, простерши руки, скрытые под одеждами. Поодаль от Иоанна среди Иордана в воде лежит старик, обратясь лицом назад, и со страхом смотрит на Христа, а сам льет воду из кувшина. [Он означает Иордан, возвратившийся вспять (Псал. 113, 3-5)]».

Персонаж в реке — это и отсылка к 113-му псалму царя Давида, в котором говорится о море и реке: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять». Псалмопевец напоминает о событии, описанном в ветхозаветной Книге Иисуса Навина, когда воды Иордана остановились для переправы израильтян, а другая часть реки потекла в обратном направлении. (Нав 3:10–17). Царь Давид упоминает и море — имея в виду переход израильского народа через расступившееся Красное море.

Чудеса в Красном море и Иордане — прообраз будущего Крещения Спасителя. Поэтому эти ветхозаветные события вспоминаются на праздничных службах Крещения Господня. Например, в специальной молитве (стихира), которую читают в храме: «Иордан, видев Тя, убояся и пожда (замер в ожидании. — Прим. ред.)… Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе… Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?». Есть и другие: «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася» (стих на малой вечерне крещенского сочельника); «Веселися, реко Иордане, к тебе бо всех Творец приходит волею (по своей воле. — Прим. ред.), крещение прияти (принять. — Прим. ред.) от раба…» (седален).

Конечно, авторы песнопений не имеют в виду, что река Иордан — одушевленное существо. Это художественный прием, который рассказывает о поразительной встрече природы с ее Создателем. А вот что говорит о смысле событий на Иордане митрополит Сурожский Антоний: «Когда Христос вышел из вод Иордана, Он оставался тем же безгрешным Спасителем Христом, каким Он был, когда в них погрузился, но Он нес на Себе всю тяжесть тысячелетней истории человеческого греха… Погружение Христа в Иордан очистило его воды, и, как в церковных молитвах и песнопениях говорится, эти воды стали живоносными, потому что вся мертвость, вся мертвящая сила их осталась на Христе Спасителе. Они были очищены, они стали святыми водами, священными водами, которые теперь могут приобщить нас к тому, что представляет собой чистота и святость человеческой плоти воплощенного Бога».

Источник

Таинство крещения

«Крещение есть таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую» – Ин.3:5 (Катих., о крещен.).

Пророчества о водном крещении:

«И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших… И дам вам сердце новое и дух новый» ( Иез.36:25–28 ). «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих.7:19 ). «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» ( Зах.13:1 ).

Установление таинства крещения:

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:18–19 ).

Необходимость крещения для всех людей:

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. И без него никто не может спастись, как говорит Господь ( Ин.3:5 ). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: «кто не родится», т.е. по пришествии Спасителя Христа «все имеющие войти в Царство Небесное должны возродиться» (Послан. патр., чл. 16).

Совершители таинства крещения (и других таинств)

Господь дал заповедь о совершении крещения апостолам и их законным преемникам, т.е. пастырям Церкви (епископам и пресвитерам), через непрерывное преемство восходящим к апостолам (чем и доказывается, что они законные наследники иерархической власти апостолов). При этом необходимо обратить внимание, что хотя заповедь и полномочие на совершение таинства крещения апостолы получили от Господа до Его вознесения, однако к совершению таинства приступили только в день Пятидесятницы, когда последовало поставление их на служение Церкви действием Духа Святого ( Деян.2:1–4, 38–41 ). «Вода, – пишет святой Киприан Карфагенский, – должна быть прежде очищена священником, чтобы при крещении она могла омыть грехи человека крещаемого… Каким же образом может очистить и освятить воду, кто сам нечист, в ком нет Святого Духа и к кому относятся следующие слова Господа: «и все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто. » ( Чис.19:22 ). Кто может дать то, чего сам не имеет? Или как может совершать духовное сам потерявший Духа Святого?»

Вещество таинства крещения – вода

Примеры водного крещения

а) Святой Иоанн Предтеча крестил в воде: «это происходило в Вифаваре при Иордане (реке), где крестил Иоанн» ( Ин.1:28 ). «Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды, и приходили туда и крестились» ( Ин.3:23 ).

б) Господь Иисус Христос крестился в воде: «крестившись Иисус тотчас вышел из воды» ( Мф.3:16 ). «Пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды. » ( Мк.1:9–10 ). в) Апостолы крестили в воде: «они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься. и сошли оба в воду» ( Деян.8:36–38 ), «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? и велел им креститься во имя Иисуса Христа» ( Деян.10:47–48 ). В других местах Священного Писания (ср. Деян.2:33, 8:12, 19:3–5 ; Мк.1:8 ; Мф.28:19 ; Мк.16:16 и др.) не упоминается о воде, в которой крестились, потому что понятие о ней (воде) содержится в самом слове «крестить» (βαπτίζειν – погружать, орошать, мыть).

Образ совершения крещения

Крещение должно совершаться через троекратное погружение крещаемого в воду, с призыванием имени Отца и Сына и Святого Духа. Евангелисты, повествуя о крещении Иисуса Христа, говорят, что Он, крестившись, «тотчас вышел из воды» ( Мф.3:16 ), «когда выходил из воды» ( Мк.1:10 ). Нисхождение в воду, очевидно, требовалось для погружения в нее, а никак не для обливания ею. Иоанн избрал для крещения иудеев многоводное место близ Салима ( Ин.3:23 ), без сомнения, потому, что здесь ему удобнее было крестить через погружение. Апостолы также крестили через погружение: «сошли оба в воду Филипп и евнух; и крестил (έβάπτισεν) его. Когда они вышли из воды. » ( Деян.8:38–39 ). На погружение крещаемого в воду указывает слово Божие, когда видит прообраз крещения в потопе ( 1Пет.3:21 ); называет крещение «[банею] омовение водное» ( Еф.5:26 ), «[банею] купель возрождения» ( Тит.3:5 ), «подобием смерти Его» ( Рим.6:5 ) и погребения: «мы погреблись с Ним крещением в смерть» ( Рим.6:4 ), т.е. как при погребении земля объемлет погребающегося в нее, так и при погружении вода объемлет крещающегося.

Совершительные слова в таинстве Крещения произносятся по заповеди Иисуса Христа ( Мф.28:19 ). «Великое таинство крещения, – свидетельствует святой Василий Великий, – совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями». «Делая сие (троекратное погружение), – говорит святой Григорий Нисский, – отображаем на себе тридневную благодать воскресения и делаем это, не в молчании принимая таинство, но с произнесением над нами имени трех святых Ипостасей. Почему во имя Отца? Потому что Он начало всего. Почему во имя Сына? Потому что Он зиждитель твари. Почему во имя Духа Святого? Потому что Он совершительная сила всего». «Вы исповедали, – учит святой Кирилл Иерусалимский, – спасительное исповедание и погружались троекратно в воду, и опять из воды появлялись. И здесь вы знаменательно изобразили тридневное погребение Христово».

Выражение «креститься во имя Иисуса Христа» ( Деян.2:38, 8:16, 10:48, 19:5 и др.) означает креститься по заповеди Иисуса Христа, принять крещение, установленное Им. Таким выражением слово Божие характеризует христианское крещение в отличие от крещения Иоаннова. «Никого, – учит святой Василий Великий, – да не вводит в обман у апостола то, что, упоминая о крещении, нередко умалчивает он об имени Отца и Святого Духа, и никто не должен заключать из сего, что не надобно соблюдать призывания имен. Это потому, что наименование Христа есть исповедание всего; оно указывает и на помазующего Бога, и на помазанного Сына, и на помазание Духа».

Невидимые действия крещения

«Сие таинство (крещения) уничтожает все грехи: в младенцах – первородный, а во взрослых и первородный, и произвольные. Во-вторых, воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности, как свидетельствует апостол ( 1Кор.6:11 ), наконец, после крещения мы соделываемся членами тела Христова и облекаемся в Господа нашего» ( Гал.3:27 ) – Правосл. Испов., отв. на вопр. 103). «В крещении, – учит святой Исидор Пелусиот, – естество не только приняло все то, что было нужно к отъятию греха, но еще и украшено божественными дарами. Не только избавлено от наказания и совлеклось всякого лукавства, но возрождено свыше божественным. пакибытием, искуплено, освящено, сподоблено усыновления, оправдано, соделано наследником Единородного и сотелесником Его через причащение Священных Таин, стало телом Его и соединилось с Ним, как тело с главою. Посему признавай, друг, крещение не отъемлющим только грехи, но и производящим усыновление, и божественное сродство, и тысячи других, нами перечисленных и умолченных благ; потому что Царь всяческих, не искупил только плененное естество, но и возвел на высшую степень чести».

а) Прощение грехов и очищение от них

В крещении, а не до крещения, подается крещаемому оставление первородного и личных грехов (соделанных до крещения), очищение («омытие») от всего греховного, а не объявление лишь правым пред Богом при остающейся греховности (ср. Иез.36:25 ; Мих.7:19 ; Зах.13:1 ). Апостол Петр уверовавшим иудеям сказал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Деян.2:28 ). Очевидно, что грехи уверовавшим, но не крестившимся, еще не были прощены. Савлу Анания говорит: «встань, крестись и омой грехи твои» ( Деян.22:16 ), – которые, значит, еще не были прощены. «И такими(грешниками) были некоторые из вас(до крещения), но омылись(в крещении), но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ; ср. Рим.6:2–7 ; Кол.2:11–13 ). В Кол.2:11–13 апостол противополагает иудейскому обрезанию, которое состояло в удалении известной части тела и было только внешним обрядом, христианское крещение, «обрезание Христово». Последнее есть обрезание сердца, внутренний акт, и в этом смысле оно «нерукотворенно». Выражение «совлечением (εν τη απεκδυσει, от απεκδυσις – снятие с себя платья, отречение) греховного тела плоти» (греховности человеческой природы – ср. Рим.6:6 ) обозначает, что, как ненужная одежда вся снимается, так и в крещении (нерукотворенном обрезании) удаляется не часть лишь тела, а вся греховная сторона человеческого существа. «Теперь, говорит (апостол), – по объяснению святого Иоанна Златоуста, – обрезание не от ножа, но от самого Христа; не рука, как там (в ветхом завете), совершает это обрезание, но Дух; обрезывается не часть, но весь человек. Тело и это, тело и то; но то обрезывается плотию, а это духовно, – не так, как иудеи (обрезывали), – потому что вы совлеклись не плоти, но грехов. Когда и где? В крещении. Что Павел называет обрезанием, то называет и гробом». – «Поелику колоссяне, увлекшись, возлюбили жизнь подзаконную, то апостол, – говорит блаженный Феодорит, – объясняет также различие обрезания: оно не плотское, но духовное, не рукотворенное, но божественное, не отъятие малой части тела, но освобождение от всякого повреждения. Виновник же сего не закон, но Владыка Христос. «Совлечением же тела греховного плоти» назвал спасительное крещение, потому что в нем совлекаем с себя оскверненный хитон греха».

б) Воссоздание, или возрождение

В слове Божием оправдывающее и освящающее действие благодати крещения именуется «рождением свыше» ( Ин.3:3 ), «рождением от Духа» ( Ин.3:5 ), «возрождением» («банею возрождения» – Тит.3:5 ). До крещения человек был рабом греха ( Рим.6:20 ); уверовав во Христа, он ненавидит грех, кается, решает отдать себя «в рабы праведности на дела святые» ( Рим.6:19 ), стать «рабом Богу» ( Рим.6:22 ). Но это его решение изменить направление воли еще непрочно, ненадежно, бессильно. В крещении благодать Божия, омыв его от греховной скверны, укрепляет решение воли его жить для правды и святости, и он выходит из купели совсем новым, обновленным в духовно-нравственной своей жизни, поистине вновь родившимся, но только «свыше», – «от Духа», – почему есть новая тварь ( 2Кор.5:17 ). «Возрождение» сделало его естество способным принять, вместить и хранить дары Святого Духа, подаваемые в другом таинстве – миропомазании». – Исходящий из купели крещения, – пишет епископ Феофан, – бывает и оправдан и праведен, – всякая вина греха с него снимается, и он желает лишь одного: Богу угодного добра, и силен на делание его». – «Человечество, – поучает святой Григорий Нисский, – само по себе от крещения не приемлет изменения, ни рассудок, ни разумение, ни познавательная способность, ни другое что, собственно служащее отличительною чертою естества человеческого, не приходит в претворение (изменение). Если по слову пророка, омывшись в сей таинственной бане, стали мы чисты произволениями, смыв лукавства от душ ( Ис.1:16 ), то сделались лучшими и претворились в лучшее. Если ты таков, то действительно сделался чадом Божиим. А если остаешься с прежними признаками порока, то напрасно разглашаешь о своем рождении свыше». – «Сущность оправдания (в крещении), – пишет Сергий, архиепископ Финляндский, – не в перемене независимой от воли человека, его духовно-телесной природы, а в перемене его жизнеопределения, в изменении направления его воли. Умирая греху и воскресая для праведности, человек не другую душу получает или не новую силу в душе, а только решает с прежней душой жить совершенно иначе».

в) Единение со Христом, примирение с Богом

«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (т.е. объединились с Ним – ср. 1Кор.6:17 ; 2Кор.13:5 ; Гал.3:26–27 ; ср. Рим.8:14–15 ; Гал.4:5 ). «Определяя, каким образом мы сыны Божии, – замечает блаженный Феофилакт, – говорит, что через крещение. Но не сказал: вы, которые крестились, детьми Божиими стали, как бы и требовала последовательность, а гораздо выразительнее: «во Христа облеклись». А если мы облеклись «во Христа Сына Божия, и Ему уподобились, значит, приведены в единое родство, в единый образ, став по благодати тем, что Он есть по естеству» – «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим.5:1 ). «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:12–13 ). «Но для чего евангелист не сказал: соделал их чадами Божиими, а говорит: дал власть быть чадами Божиими? Чтобы показать, – объясняет святой Иоанн Златоуст, – как много нужно заботливости для сохранения во всю жизнь в чистоте и неповреждении того образа усыновления, который напечатлен в нас при крещении; а вместе, чтобы показать и то, что такой власти никто не может отнять у нас, если наперед сами себя не лишим ее. Евангелист напоминает нам и о самом способе духовного возрождения (крещении) и, через сравнение его с рождением плотским, показывает его превосходство». – «Ибо все мы одним духом крестились в одно тело» ( ( 1Кор.12:13 ). «Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось(к Церкви) в тот день душ около трех тысяч. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян.2:41–47 ).

г) Избавление от вечного осуждения

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). «Если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» ( Рим.8:17 ). «Оправдавшись Его благодатью, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни» ( Тит.3:7 ).

От желающего принять крещение требуется:

б) Покаяние (обещание Богу доброй совести – 1Пет.3:21 ): «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Деян.2:38 ).

Крещение не повторяется:

«Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды» (Катих.). «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:5 ). «Крещение полагает неизгладимую печать. Ибо невозможно перекрещиваться правильно однажды окрестившемуся, хотя бы он после сего наделал тысячу грехов, или даже отвергся самой веры. Желающий обратиться ко Господу воспринимает потерянное сыноположение посредством таинства покаяния» (Послание патр. прав., член. 16).

Восприемники при крещении

(см. след. глав. о крещении младенцев).

Обряды при крещении и их значение

Крещающийся, помимо устного отречения от диавола, виновника греха ( Ин.8:44 ; Еф.2:2 ), и дуновения (как бы отгнания его), плюет на него в знак своего презрения (ср. Чис.12:14 ; Втор.25:9 ) и прекращения с ним общения.

Как воин Христов ( 1Тим.1:18 ; 2Тим.2:3 ), обязанный вести борьбу с диаволом ( Еф.6:11–12 ), крещаемый, по примеру древних борцов умащавших свое тело елеем при борьбе с противником, помазуется освященным елеем. Белая одежда возлагается на возрожденного в знак чистоты души (ср. Откр. 7:9–14 ), омытой в крещении от грехов (ср. Ис.61:10 ).

Для видимого и постоянного напоминания христианину заповеди Христовой ( Мф.16:24 ) возлагается на него крест. Приемлющий крещение просвещается познанием истинного Бога, поэтому в знамение духовного просвещения ( Евр.6:4 ) и радости дается исходящему из купели возженная свеча. Хождение вокруг купели свидетельствует о вечности (круг есть символ вечности союза крещаемаго со Христом, о неизменности обетов, данных при крещении. Пострижение совершается в знак того, что новопросвещенный посвящен Богу, подобно назореям ( Чис.6:18 ), и обязан все творить в славу Божию ( 1Кор.10:31 ).

Опровержение возражений

1) Сектанты, отвергая таинства православной Церкви, приводят следующий текст: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» ( Мф.10:26 ; Мк.4:22 ; Лк.8:17, 12:2 ).

«Речь Спасителя ( Мф.10:18–27 ), – говорит святой Иоанн Златоуст, – имеет такой смысл: «довольно для вашего утешения и того, что и Я, Учитель и Господь ваш, подвергаюсь одинаковой с вами укоризне ( Мф.10:24–25 ). Если же вы, слыша это, не перестаете все же смущаться, то имейте в виду и то, что спустя немного времени вы избавитесь и от позорных нареканий. И о чем вы скорбите? О том ли, что вас называют обманщиками и льстецами? Но подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. Время все сокровенное открывает; оно изобличит и клевету врагов и откроет вашу добродетель. и возвестит, кто вы таковы, прозвучит громче трубы, и сделает всех свидетелями вашей добродетели. Невозможно, чтобы дела ваши остались в неизвестности. Так как Он беседовал с учениками наедине и в маленьком уголке Палестины, то и сказал это «в темноте» и «на ухо», желая противопоставить образ настоящей беседы тому дерзновению в проповедании, которое Он имел в виду даровать им. Он сказал: «Говорите при свете», «проповедуйте на кровлях», т.е. без всякой робости, со всею свободою и со всякою смелостью говорите все царям и народам во всей вселенной». Где же сектанты в приведенных словах Иисуса Христа усмотрели основания к отвержению таинств православной Церкви? Священнодействия, в которых Господь подает Свою благодать Духом Святым, называются таинствами, потому что благодать сообщается, хотя и через видимые посредства, но тайно, невидимо и непостижимо для человека: «ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ; ср. Ин.3:8 ).

а) Иносказательно понимать выражения Священного Писания можно только в том случае, когда оно само дает для этого основания. Так например, в беседе с самарянкой Иисус Христос противополагает воде живой (естественной, ключевой) Свою «воду живую». Речь Его о «воде живой» в праздник кущей объясняет евангелист ( Ин.7:38–39 ; ср. Откр. 17:1, 15 ; 1Кор.10:4 и др.).

«Благодать Святого Духа, – учит святой Иоанн Златоуст, – в Писании называется иногда огнем, иногда водою, и это показывает, что такие наименования выражают не существо Его, а только действие, потому что Дух как существо невидимое и однородное не состоит из различных сущностей. Так огнем называет Его Иоанн ( Мф.3:11 ), а водою именует Христос ( Ин.7:38–39 ). Так и беседуя с женою, водою называет Духа: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек ( Ин.4:14 ). Называется же Дух огнем для означения теплоты благодати, которую Он возбуждает, и истребления грехов; аводою – для выражения чистоты и обновления, сообщаемого от Него душам, приемлющим Его».

«Спаситель обращается с ним (Никодимом), – объясняет святой Кирилл Александрийский, – как еще с немощным, весьма нежно и, сняв с Своей речи прикровенность, говорит уже ясно: если кто не родится через воду и Духа, не может войти в Царство Божие ( Ин.3:5 ). Так как человек по своей природе есть нечто сложное и не простое, составленный из чувственного тела и духовной души, то и для своего возрождения нуждается в двойном средстве, которое должно быть сродственно обеим сторонам его природы. Духом освящается именно дух человека, а водою, с своей стороны также освященною, – тело. «Водою живою» ( Ин.4:10–14 ) называет животворное дарование Духа, через которое одно только и в состоянии человечество, хотя и иссушаемое, подобно стволам дерев на горах, и оказывающееся, благодаря козням диавола, лишенным всякой добродетели, восходить снова в изначальную красоту своей природы и, напояясь животворною благодатью, процветать многоразличными видами благ. Подобное Бог говорит нам и устами пророков ( Ис.43:20–21, 44:3 ; Иер.31:12 ). К приведенным мы можем присоединить и другие свидетельства Писания, посредством коих легко доказать что Божественный Дух часто именуется названием воды». – «Два предмета, – замечает блаженный Феофилакт, – для Никодима были неудобопонятны: один – рождение духовное, другой – царствие. Ибо о Царстве Небесном иудеи никогда не слышали. Теперь он недоумевает по поводу рождения. Христос и открывает ему яснее способ рождения духовного. Ибо человек, состоя из двух частей, из души и тела, имеет и образ рождения двучастный. Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, – к возрождению невидимой души. «Водою» ( Ин.4:10–14 ) называет благодать Святого Духа, потому что она очищает приемлющих ее и сообщает им большое освежение; называет водою не стоячею. но «живою», т.е. бьющею ключом, вскакивающею, быстро текущею. Ибо благодать Духа делает душу всегда подвижною к добру. Вода, которую Я даю, делается источником воды, постоянно и непрерывно умножающейся. Ибо святые не то только и сохраняют до конца, что получают от Бога, но через благодать они принимают семена и начатки добра, а сами приумножают их и взращают».

3) Крещение Христово не водное, а Духом Святым ( Мф.3:11 ; Мк.1:8 ; Ин.1:33 ; Деян.1:5 ).

Водное крещение Иоанна было только одним внешним символическим действием, означающим намерение крещающегося после покаяния и исповедания грехов начать богоугодную жизнь, но оно не очищало от грехов, не возрождало, как крещение, установленное Иисусом Христом. Выражением «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф.3:5 ) Иоанн указывает не на замену Господом водного крещения одним невидимым крещением Святым Духом, а на внутреннюю благодатную сторону христианского крещения, в котором Святой Дух очищает душу крещающегося от греховной нечистоты, чем оно и превосходит его (Иоанново) крещение. Если бы водное крещение не было установлено Иисусом Христом, то апостолы не совершали бы его ( Деян.10:47–48 ) и не учили о невидимых действиях его ( Деян.2:38, 22:16 ; Рим.6:2–7 ; 1Кор.6:11 и др.). Под словами «и огнем» разумеется действие Святого Духа в крещении водном, очищающее крещающегося (ср. Евр.12:29 ). В Деян.1:5 содержится обетование о ниспослании Святого Духа на апостолов.

4) Возрождает не крещение, а слово Божие ( Иак.1:18 ; 1Пет.1:23 ).

Через слово Божие, несомненно, действует Бог на душу человека. Слово Божие может произвести переворот в душе человека, призвав его к покаянию и истинной жизни, но оно не дает очищения от грехов и сил для борьбы с грехом. Поэтому слово Божие не устраняет таинств, не может заменить их. Иерусалимские слушатели апостола Петра должны были для прощения грехов креститься ( Деян.2:38–41 ). Так как в процессе обращения грешника ко Христу слово Божие является средством, через которое Бог рождает в нем веру и покаяние, то апостолы сказали, что Он «родил нас словом истины» ( Иак.1:18 ), что христиане – «возрожденные от слова Божия» ( 1Пет.1:23 ), т.е. пробужденные от сна греховного. Но «возрожденный от слова Божия» еще не очищен от греха, почему и необходимо ему родиться от воды и Духа. По выходе из купели он, омытый от греховной скверны, возлюбивший правду и святость, является родившимся «свыше», сподобившимся «бани возрождения». Возрождение от слова Божия не заменяет, а ведет к возрождению в крещении. «Путь (обращения грешника), – пишет еп. Феофан, – таков: сначала слушание (слова Божия), потом вера от слышания, наконец, запечатление Духом Святым в крещении и миропомазании».

5) Верующий во Христа получает через веру прощение грехов ( Деян.10:43 ); поэтому крещение для прощения грехов излишне.

Здесь ( Деян.10:43 ) апостол Петр говорит только о том, что верующий во Христа получит прощение грехов. Но когда, в каком священнодействии, – этого не указывает и не упоминает о покаянии, необходимом условии прощения. Из 38 стиха гл. 2-й Деяний видно, что уверовавшие иудеи должны были покаяться и для прощения грехов креститься, а согрешившие после крещения приходили к апостолу Павлу, исповедуя и открывая свои дела ( Деян.19:18 ). Следовательно, вера является только одним из условий для получения прощения грехов и таинств (крещения и покаяния) не устраняет.

6) Очищение от грехов мы получаем по вере до крещения (ср. Деян.10:44–45 ), которое есть один обряд.

На некрещеных, но с верою принявших благовестие апостола Петра, сошел Святой Дух ( Деян.10:44 ) с тою целью, как свидетельствует слово Божие (ср. Деян.10:11–16 ), чтобы уверить не только иудеев, но и апостола, что и язычники без соблюдения закона Моисеева достойны вступления в Церковь Христову, если, конечно, уверуют в Господа Иисуса Христа. Высокая и важная цель требовала и необычайного средства. Сошествие Святого Духа (до крещения) на присоединяющихся к Церкви Корнилия и бывших с ним – единственный пример в апостольской Церкви, почему и «верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились» ( Деян.10:45 ). Это необычайное явление в жизни Церкви устранило всякое сомнение в законности принятия язычников в нее через крещение (обязательное для всех людей – Мф.28:19 ; Ин.3:5 ) «независимо от дел закона» ( Рим.3:28 ). «Все же это было, – пишет святой Епифаний, епископ Кипрский, – тайною и делом Божия человеколюбия, чтобы и святой Петр и всякий человек знал, что спасение язычников – не от людей, но от Бога. Ибо предупредил Бог дать и дарование Духа, и видение ангела, и признать приятными Ему молитву и посты и творение добрых дел, чтобы апостолы и особенно святой Петр не лишали того, кто действительно призван Богом, вверенного им».

7) Не крещение спасает, а обещание Богу доброй совести ( 1Пет.3:21 ).

Апостол, имея в виду показать важность и спасительность водного крещения, говорит, что оно было прообразовано водою потопа: как та вода (носив на себе ковчег) спасла находившихся в нем от потопления, так и вода крещения спасает от погибели вечной верующих во Христа (ср. Мк.16:16 ). Крещение, объясняет апостол, не тело омывает, а душу, оно есть не омытие плотской нечистоты, подобно иудейским омовениям, но обещание Богу омытую от грехов совесть сохранить доброй в дальнейшей жизни. «Спасает воскресением Иисуса Христа», т.е. избавляет от проклятия и вечной смерти, и такую силу крещение получило через воскресение Иисуса Христа, открывшее Ему возможность завершить дело искупления ниспосланием Святого Духа в Церковь. Тот же апостол в другом месте ( Деян.2:38–39 ) ясно сказал, что в крещении даруется прощение грехов, почему оно спасительно и необходимо всем, «кого ни призовет Господь».

Сектанты, по своему невежеству, не понимают даже грамматического строя речи: «спасает» относят не к слову: «крещение», а к выражению: «обещание Богу доброй совести».

«Так как спасение (во время потопа) было в воде, – объясняет блаженный Феофилакт, – то он кстати относит это к Святому Крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубляет непокорных бесов и спасает с верою приходящих в ковчег, т.е. в Церковь, и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, а при посредстве внешнего знака производит омытие скверны душевной. Оно есть как бы залог и вручение доброй совести пред Богом».

8) Очищает от грехов не крещение, а слово Божие (ср. Еф.5:26 ).

10) Для умирающих, каковыми являются все люди, крещение бесполезно (ср. 1Кор.15:29 ).

11) Водное крещение не имеет значения для спасения человека (ср. Иов.9:30–31 ; Иер.2:22 ).

В приведенных местах говорится о простых телесных омовениях, а не о таинстве крещения, которое тогда еще не существовало. Таинство крещения установил Господь по Своем воскресении не для «омытия плотской нечистоты», а для омытия души от грехов (ср. Деян.22:16 и др.), и без крещения по его учреждении никто не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Слово Господне – неизменно: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф.24:35 ).

12) Разбойник без водного крещения получил Царство Небесное ( Лк.23:43 ).

Это было в то время, когда Господь еще не установил таинства крещения. Разбойник, уверовавший и покаявшийся, был спасен без водного крещения подобно тому, как спасались ветхозаветные праведники.

13) Апостолы не крестились в воде.

Апостолы крестились крещением Иоанновым, которое было водным; только «фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» ( Лк.7:30 ); это водное крещение было восполнено крещением Святым Духом в день Пятидесятницы, когда они удостоились получить в изобилии дары Святого Духа. Апостол Павел был крещен Ананием ( Деян.9:17–18 ). «Можно доказать, – пишет блаженный Феофилакт, – что и апостолы крестились не только Духом, но и водою, только в разные времена. Над нами то и другое (крещение) совершается в одно время, а тогда совершалось и раздельно; потому что апостолы сначала крестились от Иоанна водою, а потом и Духом Святым» (Толкования на Деян. Том. 5. 1906 г., стр. 20).

14) Иисус Христос крестился в воде для того, чтобы отменить крещение, подобно тому как и обрезался Он для того, чтобы отменить обрезание.

Обрезание служило прообразом крещения (ср. Кол.2:11–12 ) и было отменено потому, что его заменило крещение, Господом установленное. Иисус Христос Своим крещением, сопровождавшимся сошествием Святого Духа и свидетельством Бога Отца, освятил его, дал нам пример, а не отменил. Мы видим, что апостолы, очевидно, по заповеди Господа, крестили в воде еще до установления Им новозаветного крещения ( Ин.4:2 ), чего они не решились бы сделать, если бы Он отменил водное крещение Своим примером. Этим крещением в воде, совершаемым апостолами до страданий Христа, неоспоримо доказывается, что Господь и по воскресении Своем, повелевая апостолам крестить верующих, заповедал также водное крещение, но во имя Отца и Сына и Святого Духа. В книге Деяний имеются убедительные свидетельства о совершении апостолами водного крещения (ср. Деян.10:47–48, 8:38–39 ). Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, учит: «Освятил крещение Иисус, крестившись Сам. Ежели Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать крещение? Крестился же Он не для того, чтобы получить прощение грехов (ибо Он был безгрешен), но, будучи безгрешным, крестился для того, дабы крещающимся даровать божественную благодать и славу. дабы мы через сие (крещение), опять сделавшись с Ним общниками, могли получить славу вместе со спасением».

В указанном месте апостол говорит о таинственной стороне не духовного, а водного крещения, выражаемой видимыми действиями. Подобно тому, как Христос умер и воскрес, так и крещающийся, погружаясь в купель, погружается в очистительную силу смерти Христовой и умирает для греха, а, выходя из купели, воскресает для новой и обновленной жизни, на дела святые. Если бы апостол не имел в виду водного крещения, состоящего из погружения в воду и выхода из нее крещающегося, то непонятна была бы речь его читателям послания. «Самое таинство крещения, – замечает блаженный Феодорит, – научило тебя бегать греха: потому что крещение имеет образ смерти Владычней; в нем приобщился ты Христовой смерти и Христова воскресения. Посему надлежит тебе жить новою некою жизнью, сообразно с Тем, в Ком приобщился Его воскресения».

16) Крещение Иоанново есть ветхозаветный обряд омовения (ср. Исх.19:10, 29:1–4, 40:12 ; Чис.19:7; 9–22 ).

Между омовениями иудейскими и крещением Иоанновым разница весьма значительная: при крещении Иоанновом от желающих креститься нужны были вера в Грядущего и покаяние, а при омовениях этого не требовалось. Крещение Иоанн совершал по повелению Божию, последовавшему «при первосвященниках Анне и Каиафе» ( Лк.3:2 ), а омовения установлены во время Моисея. Если крещение Иоанново было ветхозаветным установлением, то почему «фарисеи и законники не крестились от него?» ( Лк.7:30 ). Зачем нужно было Иоанну проповедовать «крещение покаяния для прощения грехов» ( Мк.1:4 ; Лк.3:3 ), если оно хорошо известно уже было иудеям?

17) Апостолы крестили по снисхождению к иудеям, подобно тому, как допускали обрезание ( Деян.16:3 ) и жертвоприношение ( Деян.21:26 ).

Крещение не было установлено Моисеевым законом, притом оно совершалось и над уверовавшими во Христа язычниками, как то: Корнилием ( Деян.10:48 ), вельможей Кандакии ( Деян.8:38 ), эллинами ( Деян.17:4 ) и др., – что свидетельствует о его обязательности для всех народов. Об отмене обрезания и жертвоприношений ветхозаветных имеется ясное определение апостольского собора ( Деян.15:19–20 ); а где же написано об отмене водного крещения, которое будто бы существовало у иудеев, как установление закона (Моисеева)? Ведь говорить, что крещение совершалось по снисхождению к иудеям, можно только в том случае, если имеется свидетельство об отмене его апостольским собором.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *