крещение ребенка в рязани
Крещение ребенка в рязани
На полетаева Церковь. Крестные ходили прлучали бумагу после прохождения собеседования ))
2500 индивидуальные
Комментарии
На полетаева Церковь. Крестные ходили прлучали бумагу после прохождения собеседования ))
2500 индивидуальные
Жаль,мне уже в выхи нужно
В храме бл. кн. Александра Невского. 1000 р. Собеседование крестных предварительно.
Не могу найти его,какой район?
@liza_tolk, остановка Шереметьево в Дашках
В церкви в Летово! Крестных исповедовали и беседовали перед крестинами
В Скорбященском храме за 1500, от крёстных ничего
Крещение ребенка в рязани
«Кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк. 16:16)
КРЕЩЕНИЕ – самое первое Таинство Церкви в жизни человека. Через него человек возрождается от Духа Святого в жизнь новую – духовную, вступает на путь воссоединения с Богом. Таинством называется потому, что в крещении таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать.
Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может участвовать в остальных церковных таинствах.
Таинство Крещения совершается только над верующим человеком или над младенцем, при условии дальнейшего его воспитания в православной христианской вере родителями и крестными.
Подробнее вы можете узнать о Таинстве Крещения, посмотрев видеозаписи на нашем сайте, размещенные в видеоальбоме «Азы православия».
Ответы на многие возникающие вопросы есть на сайте:
http://www.pravmir.ru/vopros-otvet/category/uchenie-c..
Настоятель храма Спаса на Яру священник Евгений Аленин также готов ответить на ваши вопросы о Таинстве Крещения.
ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА, ПЕРЕД КРЕЩЕНИЕМ ДЛЯ КРЕСТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (хотя бы одного) КРЕЩАЕМОГО РЕБЕНКА (ЛИБО КРЕЩАЕМОГО ВЗРОСЛОГО) ПРОВОДИТСЯ БЕСЕДА СО СВЯЩЕННИКОМ.
В нашем храме имеется крестильное помещение с большим баптистерием, что позволяет крестить взрослых с полным погружением.
ДЛЯ КРЕЩЕНИЯ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ:
Во время совершения Таинства основная часть храма закрывается для посторонних.
После совершения Таинства, при желании, может быть получено Свидетельство о крещении.
ЗАПИСЬ НА ТАИНСТВО И НА СОБЕСЕДОВАНИЕ по телефону:
+7 (951) 105-45-84; +7 (920) 994-30-10.
Священник Евгений Аленин, настоятель храма Спаса на Яру
7. Крещение детей и взрослых в нашем храме
Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. (Гал. 3:27)
Крещение – это Таинство от Бога, которое сообщает душе верующего невидимую
благодать Духа Святого для рождения её в жизнь вечную. В Крещении мы очищаемся от
греха и даем обет Богу жить единой жизнью с Церковью и по воле Божией. Что это значит,
не знают многие люди, желающие принять Крещение. Поэтому сначала необходимо
научение вере, затем – принятие Таинства.
Сейчас все чаще во многих храмах перед совершением таинства Крещения
проводятся приготовительные беседы, которые являются обязательными, и без них
Крещение не совершается. Для многих людей такое нововведение кажется непонятным.
Ведь раньше все было проще – пришел в храм, и тебя крестили. Действительно, почему
нельзя крестить человека без подготовки, ведь, если он пришел, значит, хочет креститься,
и зачем препятствовать этому?
Как это ни странно звучит, практика «пришел и крестился» – это плод гонений на
Церковь со стороны советских властей. Действительно, если человек приходил в храм
креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг, то он
совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения. Но до времен
гонения подобной практики не существовало.
Конечно, большинство людей в дореволюционное время крестилось в
младенчестве, никак не готовясь ко Крещению. Ребенку объяснять что-либо еще рано, а
родители уже давно все крещены и знают все необходимое для верующего человека. Но
если святое Крещение желает принять человек взрослый, например, мусульманин, иудей
или язычник, то по церковным правилам священник не имеет права крестить его сразу же.
Только после 40-дневной подготовки, во время которой священник обязан был научить
готовящегося основам христианской веры, можно было приступить ко Крещению.
Длительная подготовка перед Таинством Крещения требовалась уже в самые
ранние годы существования христианской Церкви. До нас дошло одно очень интересное
описание того, как совершалось Крещение в IV веке в Иерусалиме, оставленное нам
римской паломницей, называемой в научной литературе Этерией, или Сильвией
Аквитанкой. В то время Крещение людей было общецерковным событием и совершалось
с большим торжеством три раза в году в самые важные праздники – на Богоявление (тогда
это был праздник, объединявший Рождество и Крещение), Пасху и Пятидесятницу
(Троицу). Если человек хотел креститься на Пасху, то подготовка к этому событию
начиналась почти за два месяца до Пасхи – с началом Великого поста. Все желающие
должны были заранее записаться в определенные списки, свидетельствуя о своем
желании. С началом поста эти люди становились «оглашенными» – так назывались
готовящие ко Крещению, поскольку им читались специальные поучения – оглашения. В
течение нескольких первых дней поста священники над каждым из них читали особые2
молитвы, чтобы Господь принял их в число христиан (оглашенные хотя и не были
крещены, но считались уже христианами) и изгнал из их сердца всякого нечистого духа. С
этого времени оглашенные должны были ежедневно посещать храм. Прежде всего, они
посещали обычные для всех христиан службы. И в современном богослужении остался
возглас священника или диакона на литургии: «Оглашеннии, изыдите. Елицы (которые)
оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии,
паки (вновь) и паки миром Господу помолимся». После этого возгласа оглашенные,
присутствовавшие на первой части литургии, должны были покинуть храм. По уставу
Великой Церкви молитвы об оглашенных возносились ежедневно не только на литургии,
но и на вечерни и утрени.
Кроме этих общих для всех служб, оглашенные должны были присутствовать на
службе под названием «тритоекти», которая специально совершалась для них. На этой
службе после молитв последовательно читалось Священное Писание, поскольку
оглашенные должны были знать основные события Ветхого и Нового Заветов.
Священники на каждый отрывок произносили проповедь, чтобы лучше разъяснить
прочитанное. Кроме проповедей на темы из Священного Писания священники должны
были разъяснить оглашенным православное учение о Боге, о Церкви, об обязанностях
христианина и многое другое. Некоторые подобные беседы записывались, например,
сохранились огласительные беседы святителя Кирилла Иерусалимского, произнесшего их
приблизительно в то же время, что описывает Этерия.
Когда пост приближался к концу, все оглашенные приходили на экзамен к
Иерусалимскому епископу, и он спрашивал каждого о том, что он знает из христианского
учения. Если человек готовился ко Крещению нерадиво, то он не допускался до этого
таинства, и оно откладывалось до следующего раза. Но самое главное, что оглашенный
должен был привести с собою поручителя – христианина, который должен был быть всем
хорошо известен в Иерусалимской церковной общине. Этот христианин перед епископом
должен был засвидетельствовать о том, что оглашенный достоин Крещения, ибо уже
живет по-христиански. Именно этот поручитель и становился восприемником (т.е.
крестным). Если вдруг выяснялось, что человек, даже если и прекрасно выучил все
поучения, рассказанные ему, но при этом является блудником, или пьяницей, или вором,
или разбойником и не хочет оставлять свои пороки, то он не допускался до Крещения. Не
допускали и тех, кто прибыл издалека и не имел поручителя, который бы ходатайствовал
перед епископом о его Крещении.
Из рассказа Этерии нам становится понятным, как относились ко Крещению
древние христиане. Оказывается, еще до Крещения человек начинал много молиться,
должен был много знать о вере и Боге и уже жить по-христиански. В наше же время
большинство считает: «Вот крещусь, и тогда куплю молитвослов и буду молиться. Вот
крещусь, куплю «Закон Божий» и что-нибудь узнаю. Вот крещусь, и тогда брошу пить,
курить, изменять жене и воровать на работе».
Во многих храмах в Москве и в других городах уже давно введена подготовка ко
Крещению. В некоторых храмах человек должен посетить несколько бесед, после чего
сдает экзамен, в других храмах бывает одна беседа и экзамен. В одном из подмосковных
храмов каждому хотящему креститься устраивается экзамен по Новому Завету.
Времена, когда было трудно найти Библию, Новый Завет, Закон Божий, давно уже
прошли, и теперь практически никто не может оправдать свою неподготовленность
внешними трудностями. Если сейчас человек приходит в храм для принятия Крещения и
ничего не знает, это говорит о том, что для него Крещение – это что-то незначительное,
для чего вовсе не надо прилагать никаких усилий и как-то серьезно относиться к этому
событию. О необходимости введения повсеместно подготовки перед Крещением ясно
говорилось и в деяниях Юбилейного Архиерейского Собора, прошедшего в 2000 году.
Таким образом, необходимость подготовки ко Крещению и недопустимость
Крещения без нее – это не нововведение, а возрождение обычного положения дел в
Церкви.
К огромному сожалению, не все родители маленьких детей, крёстные, взрослые работающие люди, которым необходимы огласительные беседы, помогающие приготовиться к крещению, могут безболезненно для себя и своих близких выбрать время для прихода в храм на лекции. Поэтому в помощь им постараемся сделать подборку необходимых видео уроков и дать возможность для самостоятельного изучения материала. А по возникшим непонятным местам в прочитанном тексте поговорим в храме.
ОГЛАШЕНИЕ. Часть 1 — Зачем и кого нужно оглашать
Человек не может жить по Вере, если не изучил основные понятия Веры, — так же как нельзя водить машину, не изучив правила дорожного движения и не имея практический навык управления автомобилем. Если мы понимаем, что любое, даже житейское дело желательно исполнять основательно и с подготовкой, то почему же к делу своего спасения мы относимся так небрежно и безразлично?
Дар Крещения, полученный без правильной теоретической и практической подготовки, невозможно сохранить неповреждённым, и происходит с нами тоже, что с ярким блистающим солнцем, когда оно покрывается мрачными чёрными тучами и становится совсем не видно. Так и Крещенская благодать, хотя и неуничтожима, но закрывается в человеке скверной смертных грехов и страстей. Как же отчитаемся пред Богом за великий дар, которым так и не воспользовались? Что услышим от Судии Праведного?
Тем, кто ещё не проходил Оглашение, хотя и крещён много лет тому назад, полезно послушать о его необходимости, чтобы избежать справедливого приговора: «Я никогда не знал Вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 23).
Знать это необходимо для того, чтобы не считать по наивности, что таинство Крещения является гарантированным пропуском в рай. Нужна ещё и правильная Вера, о которой нужно услышать, и дела Веры, которым нужно научиться.
ОГЛАШЕНИЕ. Часть 2 — Что нам необходимо знать о Боге
Что нам необходимо знать о Боге?
Ограниченный человеческий ум не может полностью постичь бесконечного Творца, но то, что Бог Сам о Себе открывает для нас, знать необходимо. Необходимость правильных знаний определяется тем, что любые произвольные понятия будут хулой на Бога, то есть оскорблением Бога. Как же мы можем получить от Господа милость, если оскорбляем Его? Как будут прощены нам наши многие грехи, если имеем в себе грех богохульства и не беспокоимся об этом? Ведь и в обществе человеческом всем известно, что прежде чем получить помощь от кого-то, нужно сначала прекратить оскорблять его.
И пророк Давид говорит: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом» (Пс. 2: 11). Если же будем иметь о Боге произвольные однобокие понятия, то: станем исполнять Его заповеди не ради прощения своих грехов, а как будто Он нуждается в наших услугах, что повлечёт за собой не покаяние, а самодовольство и самомнение или станем радоваться Ему так, как радуемся чему-то земному и преходящему, без трепета и благочестивого страха Божия, не понимая, что Господь есть Всемогущий Творец, Спаситель и Праведный Судия.
ОГЛАШЕНИЕ. Часть 3 — Сотворение ангелов, мира и человека
Некоторые современные христиане признают бытие Бога, но никак не могут согласиться с тем, что Он есть Творец. Иногда соглашаются с тем, что Бог сотворил мир, но не могут принять того, что Бог сотворил и человека. Почему же возникает такое противление Истине? Почему бывает так трудно признать себя творением? Это самость, таящаяся внутри сердца, не желает признать себя «тварью», никак не хочет отказаться от мнимой самосущности. Из такого противления хорошо видно, насколько мы привыкли к исполнению своей греховной воли, насколько нам не хочется помнить о том, что придётся давать отчёт Творцу за то, как мы прожили на земле, что ждёт нас всех Суд Божий, что есть не только рай, но и ад.
Нам очень важно иметь правильные понятия о творениях Божиих: об ангелах, о мире и о человеке, потому что они являются фундаментом для всех последующих знаний о спасении человека.
ОГЛАШЕНИЕ. Часть 4 — Древо познания добра и зла. Заповедь. Предназначение жены. Семья
Зачем же Господь насадил в раю древо познания добра и зла? Неужели для повреждения людей? Конечно, нет! Такого не может быть, потому что Бог не творит зла! Бог есть чистое и совершенное Добро! Тогда для чего? И этот вопрос иногда является преткновением в вере некоторых людей. Заповедь, данная Богом первым людям в раю, связана именно с этим древом. Каков духовный смысл этой заповеди? Зачем требовалось проявление свободной воли человека? Это необходимо знать, чтобы глубоко понять трагедию грехопадения.
Поскольку Священное Писание сообщает важные подробности сотворения жены и определяет её предназначение, то в курсе Оглашения кратко рассмотрены те условия, при которых семья может быть крепкой и благополучной, что в значительной степени зависит от исполнения женой своего предназначения, установленного Богом.
ОГЛАШЕНИЕ. Часть 5 — Грехопадение ангелов и человека
Нередко спрашивают: если Бог есть совершенное добро и не творил зла, то откуда оно взялось в мире? Причина появления зла — в неправильном использовании дара свободы. Денница — один из высших архангелов решил, что ему более не нужен Творец, что он теперь сам по себе может быть равным Богу. Этим отречением от Создателя он лишился Божественной благодати и стал сатаной — противником Богу, стал носителем и источником зла. Распаляемый ненавистью к Творцу, но не имея возможности ничем Ему навредить, сатана соблазнил первых людей на нарушение заповеди Божией. О том, как случилась эта трагедия, подробно рассказывается в очередной лекции.
ОГЛАШЕНИЕ. Часть 6 — Смысл и значение грехопадения для человека
Краткость повествования Библии о нарушении первыми людьми заповеди Божией, запрещающей вкушение плодов с древа познания добра и зла, склоняет многих современных христиан относиться к этому, как к чему-то сказочному и не реальному. Следовательно, и последствия грехопадения первых людей не воспринимаются как великая трагедия, повлекшая за собой не только гибель Адама и Евы, но и всех их потомков, то есть всего рода человеческого. Но в правильном понимании смысла первородного греха ясно обнаруживается добровольный отказ человека от вечной блаженной жизни, дарованной Творцом, и вступление в состояние вечной смерти, привнесённой в человека диаволом. С момента грехопадения всё человечество приобретает себе подобие сатане, и результатом краткой земной жизни, проведённой в скорбях, страданиях, болезнях и трудах, является ад. Подробно о признаках вечной жизни и вечной смерти смотрите в лекции «Смысл и значение грехопадения для человека».
ОГЛАШЕНИЕ. Часть 7 — Кардинальное отличие состояний человека до и после грехопадения
ОГЛАШЕНИЕ. Часть 8 — Что говорит Священное Писание о последствиях грехопадения
ОГЛАШЕНИЕ. Часть 9 — Кожаные ризы. Изгнание из рая
Что нужно понимать под кожаными ризами? Каков их духовный смысл? Как кожаные ризы защищают нас от злых духов? Почему в состоянии грехопадения невозможно общение со святыми ангелами? Какая опасность ждёт человека, если он будет стремиться к проникновению в мир духов? Каков смысл слов Господа: «Адам стал как один из Нас»? Невозможность для первых людей дальнейшего пребывания в раю после грехопадения. О связи внутреннего рая (блаженного состояния человека) с внешним благолепием. При изгнании первых людей у врат рая поставлен огненный херувим с мечём обращающимся. Где теперь находится рай? И кто теперь этот херувим, препятсвующий нам вернуться в духовный рай?
ОГЛАШЕНИЕ. Часть 10 — Страсти — смертельные болезни души. Чревоугодие. Блуд. Сребролюбие.
В состав «Огласительных бесед» необходимо включить сведения о страстях, потому что семена их были всеяны в человека при первородном грехе. Знания о страстях должны быть не отвлечёнными и теоретическими, а имеющими практическое применение. То есть каждый оглашаемый пусть проверит сам себя на наличие этих смертельных болезней по примерам их проявления, тогда появится ясное понимание признаков вечной смерти. Только тогда может родиться первое духовное состояние сокрушения сердца, только тогда нам станет нужен Спаситель. В мучительной борьбе с этими страстями — смертельными брлезнями души — может явиться нищета духа, как первая ступень блаженств Евангельских. Знакомство со всеми 8 страстями и примерами их проявления в очередных 3 (или 4-х? надо уточнить) лекциях. Будем внимательны, чтобы увидеть, чем каждый из нас болен лично. Примеры личных грехов по каждой страсти — это доказательства подобия сатане, но кто кому подобен при жизни, тот с тем будет и в вечности.
ОГЛАШЕНИЕ. Часть 11 — Гнев. Печаль. Уныние
В состав «Огласительных бесед» необходимо включить сведения о страстях, потому что семена их были всеяны в человека при первородном грехе. Знания о страстях должны быть не отвлечёнными и теоретическими, а имеющими практическое применение. То есть каждый оглашаемый пусть проверит сам себя на наличие этих смертельных болезней по примерам их проявления, тогда появится ясное понимание признаков вечной смерти. Только тогда может родиться первое духовное состояние сокрушения сердца, только тогда нам станет нужен Спаситель. В мучительной борьбе с этими страстями — смертельными брлезнями души — может явиться нищета духа, как первая ступень блаженств Евангельских. Знакомство со всеми 8 страстями и примерами их проявления в очередных 3 (или 4-х? надо уточнить) лекциях. Будем внимательны, чтобы увидеть, чем каждый из нас болен лично. Примеры личных грехов по каждой страсти — это доказательства подобия сатане, но кто кому подобен при жизни, тот с тем будет и в вечности.
ОГЛАШЕНИЕ. Часть 12 — Тщеславие
В состав «Огласительных бесед» необходимо включить сведения о страстях, потому что семена их были всеяны в человека при первородном грехе. Знания о страстях должны быть не отвлечёнными и теоретическими, а имеющими практическое применение. То есть каждый оглашаемый пусть проверит сам себя на наличие этих смертельных болезней по примерам их проявления, тогда появится ясное понимание признаков вечной смерти. Только тогда может родиться первое духовное состояние сокрушения сердца, только тогда нам станет нужен Спаситель. В мучительной борьбе с этими страстями — смертельными брлезнями души — может явиться нищета духа, как первая ступень блаженств Евангельских. Знакомство со всеми 8 страстями и примерами их проявления в очередных 3 (или 4-х? надо уточнить) лекциях. Будем внимательны, чтобы увидеть, чем каждый из нас болен лично. Примеры личных грехов по каждой страсти — это доказательства подобия сатане, но кто кому подобен при жизни, тот с тем будет и в вечности.
ОГЛАШЕНИЕ. Часть 13 — Гордость
В состав «Огласительных бесед» необходимо включить сведения о страстях, потому что семена их были всеяны в человека при первородном грехе. Знания о страстях должны быть не отвлечёнными и теоретическими, а имеющими практическое применение. То есть каждый оглашаемый пусть проверит сам себя на наличие этих смертельных болезней по примерам их проявления, тогда появится ясное понимание признаков вечной смерти. Только тогда может родиться первое духовное состояние сокрушения сердца, только тогда нам станет нужен Спаситель. В мучительной борьбе с этими страстями — смертельными брлезнями души — может явиться нищета духа, как первая ступень блаженств Евангельских. Знакомство со всеми 8 страстями и примерами их проявления в очередных 3 (или 4-х? надо уточнить) лекциях. Будем внимательны, чтобы увидеть, чем каждый из нас болен лично. Примеры личных грехов по каждой страсти — это доказательства подобия сатане, но кто кому подобен при жизни, тот с тем будет и в вечности.
ОГЛАШЕНИЕ. Часть 14 — Предвечный Совет Святой Троицы. Воплощение Сына Божия
Что необходимо знать о Боге перед Крещением?
Прежде чем что-нибудь рассказать о Боге, необходимо узнать, что пришедший в
храм человек, пожелавший принять Крещение, знаете о Нем. Тогда будет легче
разговаривать.
Вопрос к пришедшим на беседу: В какого Бога веруют православные христиане?
Обычный ответ: Во Христа.
Вопрос: Ответ почти правильный, но я хотел услышать нечто другое, поэтому
задам наводящий вопрос. Что Вы слышали о Святой Троице?
Обычные ответы:
– Это такая икона.
– Это такой праздник.
– Это Христос, Богородица и Никола. (К сожалению, довольно частый ответ).
– Это Отец, Сын и Святой Дух. (Этот правильный ответ произносит, к сожалению,
лишь один из двадцати-тридцати человек.
Крещение
До этого мы говорили о Боге, а теперь давайте коснемся того Таинства, ради
которого вы и пришли в храм.
Вопрос: Как Вы думаете, что происходит с человеком в Таинстве Крещения? Для
чего Вы хотите креститься сами или крестить Ваших деток? Чего не хватает Вам?
Варианты ответа: Чтобы Господь дал веру.
Возражение: Нет, вера требовалась еще задолго до Крещения, и без веры
Крещение было невозможно.
Вариант ответа: Чтобы был Ангел-Хранитель.
Возражение: Да, но что пользы в Ангеле-Хранителе, который не может подойти к
человеку из-за того, что человек весь окружен бесовским силами?
Вариант ответа: Чтобы можно было молиться.
Возражение: Но молиться можно и некрещеному. До сих пор в службе мы слышим
слова: «Оглашении, изыдите». Это значит, что некрещеные ходили в храм на службы и
молились. Для того чтобы молиться, вовсе не обязательно быть крещеным. Становись и
молись.
Вариант ответа: Господь больше слышит и заботится о крещеных.
Возражение: Тут я категорически не соглашусь. На самом деле, Бог любит и
слышит всех, но заботится больше о некрещеных! Господь Сам рассказал такую притчу. У
пастуха было сто овец, одна из них заблудилась в горах. Что делает пастух? Он бросает
стадо и ищет ту самую сотую. Так же и Господь. Вот Он смотрит: в храме стоит 99
православных христиан. «Пусть стоят, они и так Мои. А вот в канаве пьяный валяется
весь в грязи. Как бы его отвратить от пути погибели?» Так что Господь имеет попечение
более о неверующих, просто о них заботиться трудно, поскольку они сами отбиваются от
этой заботы.
Вариант ответа: Чтобы заново родиться.
– Да, действительно, Крещение часто называется вторым рождением, рождением в
жизнь вечную. Церковь говорит о том, что мы находимся в таком духовном состоянии,
что нас уже невозможно как-нибудь постепенно исправить, или исцелить, нам
необходимо именно заново родиться. Приведу следующий образ. Представим, что мы
разбили стеклянную вазу. Как мы можем вернуть ее в прежнее состояние? Может быть,
склеить? Но даже если взять самый лучший клей, очень тонкий, очень прозрачный, все
равно ваза от этого не станет целой. Вернуть прежнее состояние можно, только расплавив
все осколки и заново изготовив вазу.
Крещение – очень многогранное Таинство. К тем граням, которые отметили вы,
хотелось бы добавить еще одну важную, на мой взгляд, сторону.
В момент Крещения человек становится членом Церкви! Звучит очень просто, но
за этим стоит очень глубокий смысл. Что такое Церковь? Это не просто собрание8
верующих людей. Мол, скучно верить одному, а вместе веселее. Собралось два человека:
«Веришь в Бога?» – «Верю». – «И я верю, давай верить вместе». – «Давай». – «Ну вот, мы
уже Церковь!» Нет, это еще не Церковь. Пока это клуб по православным интересам.
Церковь – это нечто совсем иное. Ее можно уподобить живому организму.
Смотрим на человеческий организм. Он состоит из отдельных клеточек, но каждая клетка
живет не сама по себе. В природе есть, конечно, клетки, которые умеют жить сами по
себе, например, амебы, которые сжимаются, разжимаются, куда-то ползают, чем-то
питаются. Но клетки в организме живут совсем другой жизнью. Каждая клетка выполняет
свою задачу, и организм дает клеточке все необходимое для жизни. До каждой клеточки
доходят через кровеносные сосуды питательные вещества, доходят нервы, которые
управляют всем телом, душа пронизывает все тело.
Так же и Церковь. Каждый христианин – это живая клеточка живого организма. До
каждого христианина доходит кровеносный сосудик, который духовно питает его. Что это
за кровеносный сосудик, объясним чуть позже. Святой Дух пронизывает всю Церковь и
управляет ею.
В этом смысле Крещение можно уподобить операции по пересадке, например,
почки. Берут донорскую почку и пересаживают ее больному. В чем смысл операции? В
том, чтобы почка заработала, прижилась, жила единой жизнью с новым организмом. А
почка может еще и не прижиться! Что должен сказать врач, если после операции он
увидит, что почка не прижилась? «Простите, но операция прошла впустую. Можно
считать, что от пересадки вы не получите никакой пользы!» Если же врач будет убеждать
вас: «Операция прошла успешно, только вот сама почка так и не работает, но не
расстраивайтесь, ведь почка пришита там намертво, и можно с уверенностью говорить, вы
теперь живете с почкой», – то этот врач будет лгать.
А что должен сказать священник, если он видит после Крещения, что человек дома
не молится, в храм не ходит, не исповедуется, не причащается в течение месяца, полугода,
наконец, года? Честный священник должен сказать: «Простите, но Крещение хотя и
совершилось, но, к сожалению, пока не действенно в Вас, и пока Вы не получите никакой
пользы». Действительно, почка пересаживается, чтобы жить единой жизнью с
организмом, а Крещение совершается для того, чтобы человек жил единой жизнью с
Церковью. Нет церковной жизни – значит, что-то не так.
«Как же так? Вот у меня свидетельство о Крещении: печать, подпись. Я, что же, по-
вашему, не крещен?!» С одной стороны, человек крещен, а с другой, – нет. Крещение
можно сравнить с тем, как в землю бросаются семена. В душу бросается семя новой
жизни. Семя брошено, да человек не трудится, чтобы возделывать его, и оно лежит в
душе, не давая ростков. Есть результат того, что брошено семя? И да, и нет.
Еще Крещение можно сравнить с приготовлением теста: бросается закваска в муку,
и тесто постепенно подходит. А если бросить закваску в какой-нибудь капсуле? Вроде и
есть закваска в тесте, да ничего с тестом не происходит.
Возьмем, к примеру, двух деток. Один не крещен, а другой крещен, но в храм не
ходит. Так вот, «автоматически», только за то, что второй ребенок крещеный, он никакой
дополнительной благодати не получает. Господь его любит, но так же, как и первого. Ибо
Господь любит всех людей – и крещеных, и не крещеных.
Возьмите палец, туго перетяните его ниткой. Пройдет тридцать-сорок минут, и
начнется отмирание тканей. Клетка живет только тем, что соединена воедино с
организмом. Прервите эту связь, и клетки будут умирать. Если прерывается общение с
Церковью, то духовная жизнь, данная в Крещении, будет угасать.
Можно привести другой образ. Мы идем к Богу. Подходим к двери, за которой
начинается дорога к Богу. Человек открывает дверь и стоит на месте. Стал он ближе к
Богу? Нет. Дверь открывалась для того, чтобы пойти по открывающейся взору дороге.
Крещение совершается для того, чтобы идти путем церковной жизни. Нечего бить себя в
грудь, что ты крещен, если сделал к Богу только один шаг. Как был ты далек от Бога, так и
остался.9
Но что-то все же происходит в Крещении? Или крещеный, но нецерковный человек
действительно вновь становится некрещеным, и тогда можно заново принимать
Крещение? Конечно, нет, второй раз Крещение совершать недопустимо! С человеком все
же происходит важное событие, в нем происходит перемена. Семя новой жизни,
брошенное в душу во время Крещения, пребывает в человеке, и поэтому это Таинство
никогда не повторяется.
У одного из святых отцов, блаженного Диадоха, есть следующий образ. Если
человеческую душу уподобить дому, то до Крещения в человеке, в самой глубине его
сердца, обитал грех и делал человека оскверненным и тленным. В момент Крещения грех
изгоняется из самых глубин человека, а в сердце его вселяется благодать. Но пройдет еще
немало времени, прежде чем благодать полностью преобразит человека. И тут многое
зависит от самого человека. Если хозяин дома будет нерадиво относиться к своему
жилищу, то грех сквозь открытые двери и окна будет легко входить в него и после
Крещения. Если же человек будет стоять на страже своей души и надежно защищать и
ограждать ее молитвой, постом, исповедью, Причащением, то человек будет постепенно
преображаться.
Поэтому, будем разделять такие понятия как «действительность» и
«действенность». В действительности Крещения можно не сомневаться, но вот
действенность Таинства зависит от самого человека. К сожалению, почти единственное
преимущество крещеного человека, не живущего церковной жизнью, заключается в том,
что возвращаться в лоно Церкви, восстанавливать духовную жизнь он будет уже не через
Таинство Крещения (оно никогда не повторяется), а через Таинство Исповеди, которое
часто называется «вторым Крещением».
Миропомазание
Сразу же после Таинства Крещения совершается второе Таинство –
Миропомазание. Что это за Таинство? Священник помазывает особым маслом – миром –
основные органы чувств и основные части тела человека: чело, уста, ноздри, глаза, уши,
грудь, руки, ноги. Каждое помазание совершается со словами: «Печать дара Духа
Святаго».
В этом Таинстве человек получает дары Святого Духа. Если в Крещении
совершается наше духовное рождение, то в Миропомазании человеку даются дары,
необходимые для его духовного возрастания. Как после рождения ребенка мать окружает
его своей любовью, так и Церковь после Крещения дает человеку благодать Святого Духа,
Который помогает человеку в его духовном росте. Духовная жизнь есть постоянное
возрастание, а если учесть тленность и оскверненность нашего естества, то духовная
жизнь есть его преображение.
Через помазание указанных частей тела Церковь показывает, что именно более
всего в человеке требует освящения и преображения.
Может возникнуть вопрос: «Зачем мои глаза должны преображаться или меняться,
если я прекрасно вижу? Что в них не так?»
Но давайте внимательно посмотрим за собой. Представим себе следующую
картину. Молодой человек сидит на занятиях в институте и слушает лекцию. Он хорошо
понимает, что эта лекция нужна в его будущей профессии, он внимателен, старается
усвоить все сказанное преподавателем. Но человеческая слабость берет свое, он начинает
засыпать. Внимание рассеивается, мысли уплывают куда-то далеко. И вдруг в этот момент
сосед-студент начинает шепотом рассказывать своему другу анекдот. Сон исчезает в одно
мгновение, все внимание концентрируется на рассказе, ни одно слово не пропускается!
Откуда новые силы, откуда новая энергия? А все дело в том, что все наши органы чувств
поражены греховной болезнью. Все, что полезно для души, воспринимается с огромным
трудом, а все вредное прилипает к нам, входит в нас с утроенной силой. Например, я
смотрю по телевизору какой-нибудь документальный фильм о художественной выставке,
и при этом мой взгляд может блуждать по разным предметам в комнате. Но стоит хоть10
краем глаза «зацепить» яркий видеоклип или рекламу, как взгляд уже невозможно
оторвать от телевизора. Грехом поражается весь человек, в том числе и руки, и ноги.
Каждый из нас, наверное, замечал за собой, что иногда идешь вовсе не туда, куда нужно
идти, что сами ноги несут в другое место, что руки иногда делают вовсе не то, что
задумала голова.
Святой Дух в Таинстве Миропомазания сходит на человека и начинает постепенно
его менять. Но надо помнить, что исцеление не бывает быстрым, и получает его человек
не автоматически. Можно привести такой образ. В Крещении в нашу душу всевается семя
новой жизни. Пока грех пропитывает наше естество, но уже появилось это маленькое
семечко. В Миропомазании на нас сходит Святой Дух, Который Своей благодатью
орошает это семечко, чтобы оно разрослось, и чтобы мы наполнились новой жизнью.
Святой Дух преобразит и наш слух, и наше зрение, и наш ум, и наше сердце.
Только не надо мешать Богу в этом, а напротив, активно помогать. Сможет ли Бог
духовно изменить человека, если он сам продолжает заражать свою душу тем, что
смотрит развратные фильмы, читает пошлые газеты и журналы, оскверняет себя
нечистыми анекдотами и ругательствами? Тот нежный росток чистоты, что начинает
расти в душе человека, легко растоптать, особенно если это душа ребенка.
Молитва
Но давайте вернемся к Крещению и к тому, что если после Крещения не начнется
церковная жизнь, то само Крещение бесполезно. Немного остановимся на вопросе: в чем
же заключается церковная жизнь? Какие есть ориентиры или признаки, которые
позволяют говорить о том, что церковная жизнь началась и идет?
Если церковная жизнь – это лестница, по которой мы поднимаемся к Богу, то
первой ступенькой этой лестницы является молитва. Казалось бы, все просто.
Действительно, молитва – это первый признак духовной жизни. Но не всякую молитву
Бог принимает, как молитву верующего.
Иногда в разговоре собеседник говорит: «Ну, вообще-то в Бога я верю». –
Спрашиваю: «А вы молитесь?» – «Ну, конечно. В храм хожу по праздникам. И так просто
захожу, свечки ставлю, когда жена заболеет или что-нибудь случится». – «А каждый день,
утром и вечером, получается молиться?» – «Ну нет, каждый день не получается, все дела,
суета, знаете ли. А вообще-то в Бога я верю».
Духовная жизнь детей
Итак, первый признак церковной жизни – это молитва. После Крещения она
должна совершаться ежедневно, для начала хотя бы краткая. Но сейчас вопрос к мамам,
которые собрались крестить своих деток. Вот представим себе, что вашему ребеночку три12
месяца, полгода или девять месяцев. Я утверждаю, что если после Крещения вашего
ребенка он не будет ежедневно молиться, его Крещение не принесет ему никакой пользы,
поскольку церковной жизни в вашем ребенке не будет.
А теперь важный вопрос: Как вы думаете, ваш ребенок уже может молиться?
Причащение
Первым признаком церковной жизни является ежедневная молитва, но вот ее
главным признаком является участие в Таинстве Святого Причащения. Полностью оно
называется так: Причащение Тела и Крови Христовых. Попытаюсь немного рассказать об
этом Таинстве.
Вопрос: Кто из вас знает, что такое «Тайная вечеря»?
Ответ: М-м-м… Это картина такая. (Один из двадцати-тридцати собеседников)
Тайной вечерей в Православной Церкви называют последнюю пасхальную трапезу
Господа с учениками-апостолами. Тайной она называется, так как совершалась тайно от
других людей. Господь знал, что в эту же ночь Он будет схвачен и предан на распятие.
Тайная (а по-гречески это слово имеет еще значение «таинственная») она еще и потому,
что на ней установлено Таинство Святого Причащения. «Вечеря» по-славянски означает
просто «вечерняя трапеза». На Тайной вечере Господь взял хлеб и дал ученикам со
словами: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается». Потом взял вино и дал ученикам
со словами: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается».
Господь сказал также на Тайной вечери: «Сие творите в Мое воспоминание». И сейчас по
слову Спасителя почти ежедневно в храмах совершается богослужение, называемое
«Божественная литургия», во время которого повторяется Тайная вечеря. В храм
приносится хлеб (конечно, не купленный в ближайшей булочной, а специально
испеченный), приносится вино (также особое, определенных сортов, красное, чтобы по
цвету напоминало кровь, чистое, без примесей, чтобы было достойным быть
примененным в этом Таинстве). Священник со всеми, кто стоит в храме, молится о том,
чтобы эти Дары освятились. На хлеб и вино сходит Святой Дух, и они становятся Телом и
Кровью Христовыми. В конце службы священник выходит с Чашей, в которой находятся
уже не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы. Все, кто готовились, приступают к Чаше и
причащаются, то есть принимают в себя Самого Спасителя. Внешний вид Святых Даров
не меняется, поскольку Господь знает, что мы не можем вкушать человеческую плоть и
кровь, поэтому установил, чтобы мы причащались Его Тела и Крови под видом хлеба и
вина.
Это самое важное Таинство в жизни христианина. Если цель жизни христианской –
жить с Богом, то именно в этом Таинстве мы соединяемся со Христом, Его Телом и
Кровью, а поскольку Христос – Богочеловек, то через это мы соединяемся с Самим Богом.
Что может быть важнее для христианина? Ведь в его плоть и кровь входит Сам
Спаситель? Мы не как-то абстрактно соединяемся с Богом, но Сам Богочеловек
присутствует в наших членах.
Таинство Причащения и есть тот самый кровеносный сосудик, который питает
каждого христианина, как клеточку церковного организма. Как только человек перекроет
этот кровеносный сосуд, он начнет умирать. Христианин, который перестает
причащаться, перестает быть христианином. Можно спросить его: «Какой же ты
христианин, если в тебе Христа нет?»
Пересадка органов совершается только для того, чтобы потом этот орган жил
единой жизнью со всем организмом. То же можно сказать о Причащении. В Таинстве
Крещения человек заново рождается, чтобы приблизиться к Богу, а именно это и
совершается в Таинстве Причащения. Конечно, без Крещения было бы невозможно
Причащение, но и без Причащения Крещение теряет свою силу. Не пересадишь орган, не
дойдут до него живительные капли крови. Не крестишь человека, не дойдут до него
живительные Тело и Кровь Спасителя. Но Крещение совершается только один раз в
жизни человека, а причащаться он должен часто – например, один раз в две-три недели,
или хотя бы – раз в месяц. Пересаживается орган один раз в жизни, а кровью питаться и
омываться он должен постоянно – это необходимое условие жизни.
Это Таинство очень важно. Действительно, что может быть важнее того, что мы
соединяемся с Богом? Я могу прочитать сотни духовных книг и вычитать в них тысячи
умных и хороших советов о том, как мне поступать в той или иной ситуации. Но откуда у
меня силы выполнить эти советы? Я могу каждый день беседовать с духоносными
старцами, разрешая с ними свои недоумения, но где взять силы исправлять свою жизнь в16
соответствии с их учением? В Таинстве Причащения Господь Сам входит в нас и дает
силы, просвещает изнутри и делает понятным то, что вчера было недоступно.
К этому Таинству надо готовиться. Не может быть такого, чтобы вошел человек в
храм, постоял пять минут, а потом говорит: «Вон, Чашу вынесли! Пойду причащаться!»
Нет, мы должны тщательно готовиться. Взрослые ко Причащению готовятся трояко:
постом, молитвой и исповедью. Перед Причащением необходимо поститься хотя бы два-
три дня, не вкушая мясной, молочной пищи, яиц. В пост входит также воздержание от
супружеских отношений и от всякого рода развлечений (музыка, телевизор и так далее).
При болезни о мере своего поста перед причастием человек должен посоветоваться со
священником. Перед Таинством Причащения кроме обычных утренних и вечерних молитв
читается особое «Последование ко Святому Причащению». Также необходима исповедь,
чтобы человек приступал к этому великому Таинству с чистой совестью. Не может быть
такого, чтобы вчера ты с кем-то подрался, оскорбил или унизил кого-то, а сегодня идешь
причащаться. После серьезных грехов (измена, блуд, аборт, воровство и пр.) человек на
некоторое время отлучается от Причащения и может приступить к Чаше только после
искреннего покаяния. Так готовятся взрослые.
Поскольку сегодня много родителей, которые хотят крестить своих детей, то надо
рассказать, как готовить ко Причащению детей. Начну с того, что до трех лет их никак не
готовят. Грудных детей вы можете покормить, когда они этого требуют, и приходить в
храм. Причем приходить можно не к началу службы. Если в храме служба начинается в 09.00
часов, то приходить с малышами можно к 10.00. Пришли, через 15 минут будет Причащение,
причастились, еще через 15 минут – конец службы. Любой ребенок, даже самый
беспокойный, обычно выдерживает это время в храме. Надо только заранее выяснить в
храме, когда лучше придти с ребенком на Причащение. Если ребенок ведет себя
спокойно, можно приходить и пораньше. Уже сама обстановка храма с молитвенным
пением хора, возгласами диакона или священника, ликами святых, словно глядящих из
горнего мира, особым запахом ладана благотворно воздействует на малышей.
В три года у ребенка наступает определенный переходный возраст, он взрослеет и
уже управляет своими чувствами и действиями. Поэтому с 3 до 7 лет дети причащаются
уже натощак. В три года ребенку можно объяснить, что до службы есть нельзя, и он уже
может себя остановить при виде случайно оставленного лакомства. В этом возрасте
ребенка также приводят не к началу службы, хотя и немного раньше, чем малышей.
В семь лет наступает следующий этап развития ребенка. Он становится маленьким
взрослым, поэтому все делает, как взрослые, только в меньшем объеме. Например,
взрослые постятся два-три дня, а ребенок должен поститься хотя бы один день. Взрослые
читают полное молитвенное правило, а ребенку достаточно нескольких коротеньких
молитв. И, наконец, с семи лет дети начинают исповедоваться. Далее, по мере взросления,
дети все больше приближаются к взрослым: постятся чуть дольше, молитв читают
побольше и более серьезно исповедуются.
Маленьких детей верующие родители обычно причащают каждую неделю, тем
более что подготовка детей очень несложная. Начиная с семи лет дети обычно
причащаются уже реже – примерно один раз в две-три недели. Это объясняется тем, что
каждую неделю уже есть два постных дня (среда и пятница), а добавлять еще один
постный день в неделю перед Причащением будет тяжело как для взрослых, так и для
детей.
Даже если вы будете каждую неделю причащать ваших детей, а сами не будете
причащаться, то это неправильно, а к тому же еще и нечестно: «Ты, доченька, иди в
Царствие Небесное, а я пока подожду, я еще не доросла». Нет, родители всегда должны
быть впереди и вести ребенка за собой. А чтобы причащаться нам, взрослым, необходимо
будет исповедоваться.
В молитвах исповедь называется «врачебницей», то есть больницей. Почему?
Каждый грех, который мы совершаем, это рана на душе, а рану надо лечить, а не прощать.
Если я сломал ногу, то уже не могу бегать, если руку, то не могу играть на скрипке. То
есть я уже другой и чего-то не могу. То, что вчера еще мог легко сделать, теперь
невозможно. Так же с грехом. Человек изменил жене. Он может бить себя в грудь и
сколько угодно говорить: «Ну, подумаешь – изменил. Всего один раз. Я же больше не
изменяю, значит, все в порядке». Нет, оказывается, не в порядке. Человек уже другой! В
его душе что-то надломилось, и он уже не может любить жену так, как любил ее раньше,
не может любить детей, как любил раньше. И теперь, чтобы вернуть прежнее состояние,
нужно лечить свою душу.
Если мы заболели, то бежим на прием к врачу. Что мы встречаем в кабинете?
Сидит врач, который нас лечит, и сидит медсестра, которая помогает врачу. Также бывает
и на исповеди. Мы стоим на исповеди перед Крестом и Евангелием, потому что Врачом
наших душ является Сам Господь. А священник на исповеди – только «медсестра»,
которая просто помогает. Поэтому не так неважно, какому священнику мы исповедуем
свои грехи – молодому или пожилому, опытному или неопытному. Если мы приходим к
врачу, то вряд ли решающее значение будет иметь то, какая медсестра сегодня сидит
рядом с врачом. Главное, чтобы врач был хороший. На исповеди Врач – всегда самый
лучший из всех врачей.
Но если мы хотим не только исповедоваться, но и посоветоваться, то тут дело
немного другое. Священник дает совет от своего духовного опыта, который зависит от
того, как он сам воспринял Евангельскую истину. Тут выбирать священника можно и
нужно. Лучше, если вы будете советоваться с одним священником, который в этом случае
будет вашим духовником, а вы его духовным чадом. Советоваться лучше с более
опытным священником или хотя бы с тем, к кому у вас появилось доверие, кто немного
знает вас и вашу семью.
Чтобы Господь принял нашу исповедь и простил грехи, есть определенные
условия. Первое условие всем понятно – это искренность. Врачу на приеме мы стараемся
назвать все болезни: и здесь болит, и здесь ломит, и там покалывает. Мы боимся что-либо
скрывать, – а то врач поставит неправильный диагноз и будет неправильно лечить. Нечто
подобное происходит на исповеди. Если мы скроем какие-либо грехи, то священник,
ничего не зная, спокойно прочитает молитву и произнесет: «Прощаю и разрешаю тебя от
всех грехов». А Господь в этот момент скажет: «А Я не прощаю». Важно быть искренним
и честным. Например, если на исповеди оправдываться: «Вот, друзья меня напоили», – это
будет не совсем честно. Друзья насильно водку в рот заливали? Нет? Тогда сам и отвечай.
Второе условие следующее. Если я пришел к врачу и честно, без утайки, назвал все
свои болезни, то это вовсе не значит, что из кабинета я выхожу уже здоровым. Я только
назвал болезни, и врач только начал меня лечить. И очень многое зависит от меня – буду
ли я принимать лекарства, буду ли соблюдать диету, буду ли посещать процедуры. Если я
все выполняю, через некоторое время я выздоровею. Также происходит и в покаянии. На
исповеди только начинается наше выздоровление. Если пришел каяться алкоголик в том,
что он пьет, то после исповеди он сразу трезвенником не станет. Но Господь смотрит, как
мы ведем себя после исповеди. Ведь как врач не может насильно вылечить больного,
который не выполняет предписаний врача, так и Господь не может насильно вылечить
человека от его греха, если он не хочет ежедневно молиться, соблюдать заповеди, вообще
вести духовную жизнь. Изменил жене и хочешь больше не изменять? Тогда не читай
больше грязных журналов, не смотри по телевизору западных фильмов и развратную
рекламу, не обращайся вольно с женским полом и так далее. Тогда Господь даст тебе
духовные силы и вернет тебе любовь к супруге.
Очень важно еще одно, третье, условие. Если я хочу, чтобы в квартире было чисто,
я должен часто убираться: каждый день хоть понемногу, а раз в неделю устраивать
генеральную уборку. Также и с душой: чистота души требует постоянного труда.
Представим себе темную грязную комнату, в которой мусора настолько много, что в18
комнату не попадает ни одного луча солнца. Что видит хозяин комнаты, если
электричества в этой комнате нет? Ничего! Грязи много, но ничего не видно. Человек
ощущает эту грязь, но не видит ее. Чтобы избавиться от грязи, он начинает убираться в
комнате. Первое, что ему надо сделать, – это почистить окно своей комнаты. Первый луч
солнца попадает в комнату. Что видит в полумраке хозяин? Сначала он видит только
большие предметы: шкаф, который стоит криво, стол, который перевернут, стулья,
которые разбросаны. Хозяин ставит все это на место. В комнате стало уже больше
порядка и, следовательно, светлее. Теперь можно разглядеть более мелкие предметы: вот
книги разбросаны, газеты раскиданы. Человек убирает и это. Вновь становится светлее…
И так шаг за шагом, с каждым разом все светлее и чище. Когда уборка закончена, все
блестит, все сверкает, любая пыль видна, ее хочется вытереть, любая вещь, находящаяся
не на своем месте, заметна, и ее хочется убрать.
Нечто подобное происходит с человеком во время исповеди. Человек впервые
пришел на исповедь. Как правило, он не может назвать сразу все свои грехи, а только два-
три греха, но такие, о которых совесть не дает ему забыть. В душе становится чище и,
следовательно, светлее. Через некоторое время человек начинает видеть то, что никогда
раньше не видел в себе. Он вновь исповедуется и пытается избавиться от этого греха, и в
душе становится еще светлее и так далее. Когда человек постоянно исповедуется, то душа
его подобна чисто убранной комнате, где видна любая пылинка.
Если человек научился видеть самые мелкие грехи, он вряд ли дойдет до грехов
тяжелых. На самом деле мелкие грехи вовсе не мелкие, это просто первые шаги к более
тяжким грехам. Если совершать малые грехи, то можно легко дойти до более серьезных.
Тот же, кто не делает первого шага, никогда не приблизится к ним.
Очень часто человек, который никогда не исповедовался, и у которого на совести
множество грехов, бьет себя в грудь и говорит: «У меня нет грехов, я не грабил, не
насиловал, не убивал. Что вы ко мне пристаете с вашей исповедью?» А человек, который
часто исповедуется, постоянно видит свои грехи и кается в них, хотя у него грехов в
десятки раз меньше.
А то, что у человека нет (или он не видит) тяжелых грехов, это еще не значит, что
человек может жить спокойно. Однажды к одному старцу пришли за советом две
женщины. Пока они ожидали своей очереди, одна женщина горько плача рассказала
другой о своем тяжком грехе, который совершила недавно. Та стала в душе осуждать
первую женщину думая, что она сама уж такой бы грех никогда не совершила бы, и что
она все же не такая грешная, как эта плачущая женщина. Вдруг выходит из кельи старец и
говорит женщинам, чтобы они пошли в поле и принесли ему камней. Первая должна была
принести один самый большой камень с этого поля, а вторая должна принести мешок
небольших камешков. Когда женщины вернулись, старец сказал, чтобы каждая вернула
все камни точно на то место, откуда они их взяли. Первая сразу же пошла выполнять
повеление старца, а вторая возроптала: «Как же я могла упомнить, где я какой камень
взяла?» – «И эта женщина совершила один большой грех, но помнит, как и где его
совершила, и кается в нем. У тебя же нет больших грехов, но ты совершила множество
грехов, которых не помнишь и в которых уже не можешь покаяться».
Таким образом, человек, совершавший только «мелкие» грехи, ничем не лучше,
совершившего большой грех. Действительно, что тяжелее: один большой камень или
мешок песка? И то, и другое одинаково гнет человека к земле. Также и с грехами.
Множество «мелких» грехов также тянет душу вниз, как и один большой. А человеку,
совершившему большой грех, легче покаяться, поскольку он видит, где согрешил, и знает,
в чем ему каяться пред Богом. Совершавший же только «мелкие» грехи, как правило,
очень долго идет к покаянию.
Итак, мы с вами обсуждали то, что православные христиане верят во Святую
Троицу – Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа. Это Триединый Бог, единый в Своем19
Существе и троичный в Лицах. О том, что Христос – это истинный Бог и истинный
Человек. О том, что в Крещении мы заново рождаемся и становимся членами Церкви, и
если после Крещения не начнется церковная жизнь, то бесполезно само Крещение.
Первым признаком духовной жизни является ежедневная молитва, главным же признаком
церковности является участие в Таинстве Причащения. К Причащению надо готовиться
постом, молитвой и исповедью. Исповедоваться надо: во-первых, искренне, во-вторых,
борясь с грехами и, в-третьих, часто.
Я постарался рассказать самое необходимое, что надо знать каждому будущему
христианину до Крещения. Надеюсь, что вы не только запомните все сказанное здесь, но и
постараетесь воплотить это в своей жизни.
Некоторые вопросы после беседы
Кто может быть крестным и каковы его обязанности?
Крестные требуются и для взрослых, и для детей.Крестные требуются и для взрослых, и для детей. Крестными становятся
поручители – уже глубоко церковные люди, которые помогают крещеному делать первые
шаги в Церкви. Поэтому недопустимо брать в крестные недавно крестившихся людей,
которые сами еще не получили опыта церковной жизни. А то бывают такие просьбы:
«Батюшка, вы крестите первым вот этого человека, чтобы он потом сразу был крестным у
этого второго». Крестным не может быть несовершеннолетний человек, поскольку сам за
себя еще не отвечает. Родители не могут быть крестными у своих детей, но могут другие
родственники.
Для Крещения достаточно одного крестного, желательно того же пола, что и
крещаемый. Но на Руси принято иметь двух крестных – мужчину и женщину. Однако в
этом случае следует иметь в виду, что крестные родители не могут в дальнейшем вступать
в брак друг с другом.
Обязанности крестного самые очевидные – помогать человеку в его духовной
жизни. Если нет возможности быть рядом с крестником, то надо всегда молиться за него.
Может ли мать присутствовать на Крещении?
Может, но не всегда. Мнение о том, что мать не имеет права присутствовать на
Крещении появилось из-за того, что начиная с XV века на Руси стали крестить детей не на
40-й день, как было ранее, а в ближайшее время после рождения. Ясно, что в это время
женщина еще находится дома. Она сможет войти в храм только через 40 дней, когда
закончится послеродовая нечистота. Поэтому, если ребенка крестят в возрасте большем,
чем 40 дней, то мать после молитвы 40-го дня может спокойно присутствовать на
Крещении своего ребенка.
В каком возрасте лучше крестить младенцев?
Уже в древнейшие времена был обычай крестить детей в самом раннем возрасте. В
некоторых Поместных Церквях это делали на 8-й день от рождения, в некоторых на 40-й.
Хотя в древности также существовал обычай откладывать Крещение до зрелого возраста,
но эта традиция в Православной Церкви давно исчезла. Ведь Крещение младенцев
совершается по вере восприемников и родителей, чтобы не разделять семью. Если
родители глубоко верующие люди, то как они, будучи живой клеточкой церковного
организма – Тела Христова, – будут отдалять от себя детей, которые не могут войти в
Церковь, поскольку еще не крещены.
В самом раннем возрасте дети неотделимы от родителей. Родители идут в храм, а
детей нужно оставлять? Родители идут причащаться, а дети остаются вне Тела Христова?
Поэтому и был обычай, что как только мать поправлялась после родов и могла ходить в
храм, то сразу же совершалось и Крещение ребенка.20
Вот если родители неверующие и в храм не ходят, то тут встает вопрос: можно ли
ребенка крестить? Родители будут дома целыми днями смотреть телевизор, а ребеночек
сам по себе станет живой клеточкой Церкви? Очень сомнительно.
Если же родители собрались крестить своего ребенка, то лучше это делать в самом
раннем возрасте. Многие родители думают, что месячному младенцу будет тяжело
перенести Крещение: «Вот пусть подрастет до полугода или года, тогда и крестим».
Но если в двухмесячном возрасте для ребенка главное, что рядом мамочка,
знакомые руки и знакомый голос, то уже в полгода ребенок очень хорошо понимает во
время Крещения, что он в чужом незнакомом помещении, вокруг много чужих людей, что
его насильно окунают в воду. А годовалый ребенок и вовсе имеет гораздо больше
возможностей сопротивляться этому. И получается, что в полтора месяца ребеночек
поплакал пять-десять минут, а в полгода или год его не успокоишь еще полчаса.
Как совершается Крещение взрослых?
Крещение взрослых должно совершаться полным погружением. Для этого во
многих храмах есть специально оборудованные крестильни. Довольно часто в сельских
приходах Крещение совершается в реке или озере. Крещение через обливание ранее было
допустимо только для лежачих больных.
В советское время Крещение через обливание могло быть оправдано гонениями на
Церковь, поскольку оборудовать крестильню было невозможно, и совершать какие-либо
действия вне храма также было запрещено.
Пояснения к чинопоследованию Крещения
Если Крещение совершается над младенцем, то в самом начале читаются так
называемые молитвы 8-го и 40-го дня. В 8-й день после рождения ребенку нарекалось
имя, для чего он приносился в храм, и там читалась молитва на наречение имени. На 40-ой
день мать уже сама приходила с ребенком в храм, где читались молитвы над ней и
ребенком.
Если Крещение совершается над взрослым человеком, то в начале следуют
молитвы, предваряющие Крещение. Сначала читается молитва «во еже сотворити
оглашенного», после которой человек становится оглашенным, то есть еще не
крещенным, но уже христианином. Далее читаются особые «запрещения», во время
которых из сердца человека изгоняется диавол. Священник оборачивается лицом на запад,
а не на восток, куда обычно молятся Богу, и запрещает нечистому духу именем Божиим:
«изыди и отступи от новоизбранного воина Христа Бога нашего».
Но мало, чтобы только церковными молитвами изгонялся из сердца человека
диавол. Поэтому после запрещений и запретительных молитв совершается чин отречения
от сатаны. Теперь уже сам крещаемый должен изъявить свою решимость не служить
более нечистым силам. В конце отречения, которое крещаемый произносит, стоя лицом к
западу, то есть к диаволу, священник обращается к человеку: «И дуни, и плюни на него».
Человек символически дует, показывая диаволу его немощь по сравнению с силой
Божией, к которой человек теперь прибегает, а также символически плюет, показывая
свое нежелание более служить диаволу.
Поскольку маленькие дети сами еще не могут говорить и отвечать за себя, то от их
имени отречения произносят крестные. Тем самым они дают обещание, что будут
участвовать в воспитании детей и приложат все силы, чтобы повзрослевшие дети своей
жизнью отрекались от диавола и служения ему.
Но и отречения от диавола, даже если он изгнан из сердца человека, еще мало. Сам
Господь рассказал такую притчу. Если нечистый дух изгоняется из жилища, то он ходит
по пустынным местам, но через некоторое время обязательно возвращается на старое21
место и, если находит его пустым, берет с собой семь злейших духов и вселяется вновь.
Поэтому мало изгнать диавола из сердца, надо, чтобы в сердце вселился Христос. Для
этого за чином отречения от сатаны следует чин сочетания (соединения) со Христом.
В рамках этого чина крещаемый читает Символ веры. Православный Символ веры
с древнейших времен читался перед Крещением (именно для Крещения этот Символ веры
и составлялся). В этом Символе кратко изложены основные положения православной
веры: вера во Святую Троицу – Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа; в то, что
Христос, будучи истинным Богом, становится и истинным Человеком, умирает на Кресте,
воскресает в третий день и пребывает сейчас одесную Бога Отца; в то, что наступит
Второе пришествие Христово, будет конец нынешнего века, и после всеобщего
воскресения и Страшного суда наступит жизнь будущего века.
Ранее человек не допускался до Крещения, если не мог ясно и четко объяснить
каждое слово в Символе веры.
Символ веры – это исповедание своей православной веры и, в то же время, своего
рода торжественное обещание соблюдать эту веру до конца своих дней, поэтому сейчас
вы должны читать его не шепотом, а в полный голос. В Православной Церкви Символ
веры помещен среди утренних молитв, чтобы ежедневно вспоминать основные догматы
Церкви и крепко держаться православной веры.
Но даже после чтения Символа веры, после того, как человек сказал: «Верую во
Единого Бога Отца Вседержителя…», его исповедание веры еще не до конца совершенно.
В Священном Писании сказано: «и бесы веруют, и трепещут». Они тоже могут вполне
искренне сказать: «И мы веруем во Единого Бога Отца Вседержителя…». Нечистые силы,
веря, что Бог существует, зная о Нем очень много, более того, постоянно испытывая на
себе Его силу, не служат, не поклоняются Ему. Поэтому в завершение чина сочетания со
Христом священник обращается к крещаемому: «И поклонися Ему». Крещаемый с
крестным знамением и поклоном произносит: «Поклоняюся Отцу, и Сыну, и Святому
Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». После этого читается заключительная
молитва оглашения и на этом приготовление ко Крещению заканчивается.
Далее священник одевает белое облачение, чтобы начать чинопоследование самого
Крещения. Это немного напоминает облачение врача перед операцией. Действительно,
все, что мог сделать человек, он сделал, – засвидетельствовал свою готовность жить
другой жизнью. Далее крещаемый, словно больной, лежащий на операционном столе,
просто безмолвно предоставляет свою душу для действий Божиих. А священник, словно
хирург, в белом облачении совершает все, что ему поручено совершать Церковью.
Пока оглашенный еще просто «новоизбранный воин Христа», – новоизбранный, но
еще не облеченнный силой Божией. Избран, но не вооружен. После Крещения этот воин
уже во всеоружии начнет вести духовную брань. Вызов врагу уже брошен: «И дуни, и
плюни!» После такого вызова диавол не остается без действия. Многие думают, что
крестились, – и можно успокоиться, нечистый дух изгнан из сердца и ничего не сделает.
Наоборот, часто именно после Крещения и начинаются искушения. До Крещения диавол
может сказать: «Этот человек все равно мой, зачем его лишний раз трогать». Но когда
кто-то ускользает из рук его, то тут пощады не жди. После Крещения продолжать жить
так, как человек жил до Крещения, никак недопустимо.
Затем начинается само чинопоследование Крещения. Вначале совершается великое
освящение воды, подобное тому, что происходит накануне праздника Крещения
Господня. Затем освященным елеем крестообразно «знаменуется» вода и помазывается
крещаемый. Елей в данном случае символизирует и масличную ветвь, которую принесла
голубица Ною после потопа (крещаемый словно Ной должен пройти очищение через
воду), и милосердие Божие («елей» с греческого языка переводится и «масло», и
«милосердие»), а также будущее обновление и исцеление человека (елей в древности
часто использовался при лечении).
Наконец, наступает самый главный момент Крещения. Человек трижды
погружается в воду, после чего облачается в белые крестильные одежды, которые22
символизируют чистоту его души после Крещения. Раньше в этих одеждах ходили в
течение 8-ми дней.
После определенной молитвы совершается Таинство Миропомазания, вслед за
которым в древности новокрещенные отправлялись крестным ходом со свечами и
песнопениями из баптистерия (крестильни) в храм, где в это время совершалась литургия.
Сейчас такого большого крестного хода не бывает, но в память об этом совершается
троекратное обхождение купели со свечами и с таким же песнопением, как и в древности:
«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» («Вы, которые крестились во имя
Христово, во Христа облеклись»). Как и на древней литургии, читается апостольское
послание и Евангелие.
В древности на этом чин Крещения заканчивался, а остальные священнодействия
омовения и пострижения совершались на 8-ой день после Крещения. Но уже несколько
столетий эти действия совершаются сразу после чтения Евангелия. С крещенного
снимают крестильные одежды, а помазанные Святым Миром части тела омываются
священником, чтобы святыня, небрежно смытая дома, не была в поругании.
Весь чин завершается символическим пострижением крещенного. Что
символизирует это пострижение? В древности на Востоке был такой обычай: если человек
продавался в рабство, то новый господин в знак своей власти остригал ему голову.
Человек после Крещения становится тоже рабом – рабом Божиим, что является не
унизительным, а почетным званием.
Два Таинства (Крещение и Миропомазание) совершаются в крестильне, но
предстоит еще одно Таинство – Святое Причащение, поскольку в Православной Церкви
принято совершать вместе эти три Таинства. Новокрещенные отправляются в храм, куда
входят с словами: «Воцерковляется раб Божий…» – совершается чин воцерковления.
Человек входит в храм для поклонения Богу. Самое святое место в храме – алтарь, а в
алтаре самое святое – престол. Крещеные женского пола поставляются перед алтарем, а
мужского пола вводятся для поклонения Богу в алтарь.
После воцерковления крещеные впервые в жизни причащаются Святых Христовых
Таин. Единственный раз человек причащается без обычной подготовки, не читая
определенных молитв и не исповедуясь. А вот уже в следующий раз человек должен
обязательно готовиться ко Причащению исповедью, постом и молитвой.
После Причащения Святых Христовых Тайн остается только пожелать крещеным
стараться вести себя достойно, чтобы не оскорбить Бога, который пребывает сейчас с нами, а также выразить надежду, что теперь храм будет для них родным домом.
эту страницу сайта посетили 1120 человек + Вы