крещение в елоховском соборе в москве
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Поиск по сайту
Календарь
Статьи
Радио онлайн
Мы в соцсетях
КРЕЩЕНИЕ
Крещение – это Таинство Церкви, в котором происходит духовное рождение человека для жизни вечной. Подобно тому, как физически человек рождается лишь однажды, так и Крещение совершается один раз. Поскольку же это новое рождение, человек получает новое имя. В Крещении человек сбрасывает с себя ветхие ризы, совлекается ветхого человека и облекается во Христа, в нового человека, то есть очищается и исцеляется от первородного греха.
Крещение не гарантирует спасения, но является его необходимым условием (Ин. 3: 5: “Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”), так как внутренняя тьма и грязь, называемая грехом, не позволяет человеку соединиться с Богом, Истинным Светом и Чистотой, Который ненавидит грех и с ним не сочетается. Иными словами, чтобы стать причастником Бога, человек должен очистить себя от всякой тьмы и неправды и позволить Богу наполнить его Своей Любовью. Чем больше в человеке греха, тем дальше и сильнее он устраняет себя от Бога.
Что необходимо для участия в таинстве Крещения
1) В связи с распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о подготовке к Таинству Крещения от 3 апреля 2013 г. взрослым и детям старше 7 лет, желающим принять Таинство Крещения, а также родителям и восприемникам детей младше 7 лет, необходимо прослушать две огласительные беседы. По итогам бесед в храме дается соответствующая справка.
В нашем Соборе беседы проходятся каждое воскресенье: первая беседа в 17.30 (с миссионером-катехизатором), вторая беседа в 16.00 (со священником). Беседы необходимо слушать по порядку (сначала первую, затем вторую), иными словами для этого потребуется минимум два воскресения. Прослушать обе беседы в один день нельзя, так как, чтобы подойти к Таинству осмысленно и подобающим образом, необходимо время на подготовку.
2) Выполнить домашнее задание к беседе со священником (то есть ко второй беседе)крёстным родителям:
“Отче наш” (трижды)
“Богородице Дево, радуйся” (трижды)
Символ веры (единожды)
При себе иметь
По предварительной записи общее Крещение совершается в следующие часы:
Будни: в 11:00 и 15:00
Суббота и Воскресение: в 12:00 и 15:00
Чтобы провести индивидуальное Крещение в иное время, вам необходимо договориться об этом с любым священником собора после прохождения огласительных бесед или на второй беседе.
Фото- и видеосъемка.
Согласно установленным правилам в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы видео- и фотосъемка осуществляется на телефоны и непрофессиональные камеры с благословения священника Собора. Съемка на профессиональную фото- и видеотехнику осуществляется с письменного благословления настоятеля Собора. Прошение подается предварительно в письменной свободной форме с указанием контактного телефона.
Вы также можете заказать профессиональные фото- и видеосъемку в соборе, что гарантирует качество и соблюдение всех правил, позволяющих не нарушать важнейшие моменты при совершении Таинства.
Ответственное за фото- и видеосъемку лицо: руководитель медиа-центра и видеостудии Богоявленского кафедрального собора Сергей Купряшов.
Телефоны для заказа:
+7 (915) 221-55-66
+7 (916) 092-01-29
e-mail: kupryashov@bk.ru
О соборе
Кафедральный Богоявленский Собор является одним из важнейших центров духовной жизни России. Впервые церковь Богоявления Господня, что в селе Елохове, упомянута в указе Патриарха Адриана от 1694 г. До 1717 г. храм был деревянным, с приделом в честь Благовещения.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Поиск по сайту
Календарь
Статьи
Радио онлайн
Мы в соцсетях
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ
ЧТО ТАКОЕ КРЕЩЕНИЕ
Подобно тому, как человек единожды рождается в этот мир, один раз в жизни каждый из нас может приступить к своему духовному рождению, открыв дверь своей души Господу в Таинстве Крещения. Крестясь, мы становимся частью огромной семьи – Святой Церкви Христовой – во главе которой стоит Сам Спаситель Иисус Христос.
Крещение – Таинство, при котором человек, родившийся с греховной наследственностью (ее также называют первородным грехом), которая поразила человеческую природу после грехопадения прародителей всех людей Адама и Евы, вновь рождается для вечной жизни и освобождается от всех грехов. Во время Таинства священник троекратно погружает крещаемого в воду во имя Отца, Сына и Святого Духа, после чего человек становится членом Церкви и может участвовать в других ее Таинствах.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО КРЕЩЕНИЕ
О необходимости Крещения сказал Сам Господь: «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Евангелие от Марка 16,16).
В Крещении человек сбрасывает с себя «ветхие ризы», то есть отрекается от служения сатане и буквально умирает для жизни во грехе, и «облекается во Христа» (Послание к римлянам 13,14), в «нового человека», то есть исцеляется и очищается от первородного и всякого личного греха и воскресает для праведной жизни.
Искупление, совершенное Христом, дано нам как возможность, так как Бог не навязывает нам Своего прощения. Господь уважает нашу свободную волю, не нарушает ее и желает, чтобы мы сами хотели быть с Ним. Поэтому мы всегда в силе сделать возможность оставления наших грехов действительностью. В Крещении (а также в Таинстве Исповеди) прощение грехов становится при нашем согласии для нас действенным. Выходя из купели после третьего погружения, мы, подобно Христу, воскресаем, становимся причастниками не только Его смерти, но и Его Воскресения.
Крещение не гарантирует спасения, но является его необходимым условием, так как внутреннее зло, называемое первородным грехом, не позволяет человеку соединиться с Богом – Истинным Светом и Чистотой,
Который ненавидит грех и с ним не сочетается. Чтобы стать причастником Бога, человек должен очистить себя от всякой тьмы и неправды и позволить Богу наполнить его Истинным Светом и Своей Любовью. Чем больше в человеке греха, тем дальше он сам себя устраняет от Бога.
КТО МОЖЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ
В Таинстве может участвовать любой ранее не крещенный человек, однако необходимо помнить следующее. Крещение совершается по вере самого крещаемого или его восприемников (крестных родителей) и родителей, если крестится ребенок. Это означает, что человек должен верить во всё, о чем написано в православном Символе веры, то есть иметь православную веру. В противном случае участие в Таинстве невозможно ни в качестве крестного, ни в качестве крещаемого.
Необходимо желание крещаемого менять свой образ жизни, строить её по евангельским заповедям. Через Крещение человек входит в Церковь, становится её членом, что позволяет ему участвовать и в других Таинствах, в которых он достигает особой близости и общения с Богом и в которых ему сообщается Божественная благодать. В Таинствах могут участвовать только члены Церкви, это значит, что некрещеные и неправославные (в том числе и представители других христианских конфессий – католики, протестанты, армяне-григориане и др.) участвовать в Таинствах Православной Церкви не могут.
Не стоит забывать, что после Крещения мы не становимся святыми автоматически. У каждого остаются свои греховные наклонности, с которыми предстоит упорная борьба. Но борьба эта уже не будет тщетной, так как с нами теперь Господь, и Он подаст всё необходимое при нашем верном направлении воли и усердии.
Святые Отцы называли процесс избавления от страстей домостротельством Царствия Божия в человеке, которое осуществляется через другие церковные Таинства: Венчание, Соборование, Исповедь и главное – Евхаристию (Причащение). Крещеный человек, не желающий участвовать в Таинствах или постоянно откладывающий их на потом, совершает большой грех, так как отказывается от великой помощи для своей души.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К КРЕЩЕНИЮ
Чтобы подготовиться к Таинству, нужно пройти огласительные беседы, которые, как правило, еженедельно проводятся в каждом православном храме. Для тех родителей, кто желает крестить своих малышей до их совершеннолетия, необходимо найти взрослых воцерковленных христиан, которые готовы взять на себя ответственность стать добрыми духовными наставниками их чад. Для младенца-мальчика обязательно наличие крестного отца, для младенца-девочки – крестной матери. Также родителям и будущим крестным необходимо прочитать Евангелие от Марка, изучить содержание молитвы «Отче наш» и Символа веры.
Конечно, не будем забывать про нательный крест и крестильную рубашку белого цвета, олицетворяющую собой радикальную новизну чистоты и праведности новой духовной жизни во Христе, для которой новокрещенный уже родился во время троекратного погружения в воду.
КОГДА И ГДЕ ПРОХОДИТ КРЕЩЕНИЕ
Как правило, Таинство совершается в православных храмах или крещальных баптистериях. Возможно креститься в любом месте, главное, чтобы было необходимое вещество для Таинства Крещения, а именно – чистая вода. Власть совершать Крещение дана Церковью только преемникам Апостолов – епископам, а через них и священникам. В особых случаях (например, смертельной опасности) совершить Таинство может любой христианин.
В нашем Соборе Таинство Крещения совершается ежедневно по предварительной записи. Все вопросы о Таинстве и подготовке к нему вы можете задать дежурному миссионеру-катехизатору Собора по телефону 8-925-340-79-30.
“Днесь вод освящается естество…”
19 января Православная Церковь празднует великий праздник Крещение Господне, он же Богоявление. Он входит в число 12 величайших православных торжеств. Как празднуется Крещение в одном из красивейших соборов Москвы, рассказал «Правде.Ру» председатель приходского совета Богоявленского кафедрального собора, что в Елохово, Николай Семенович Капчук.
— Николай Семенович, здравствуйте. Поздравляю с Крещением. Мне особенно приятно поздравить Вас как главу приходского совета при соборе, который носит то же имя, что и грядущий праздник. Знаю, что вы уже очень много лет трудитесь при этом соборе. Не расскажете ли об этом поподробней?
— Спасибо, что вы пришли в такой радостный день в этот храм. У нас люди с самого утра, еще до начала службы занимают очередь, чтобы получить святую воду. Это давным-давно вошло в обычай. При этом храме я тружусь больше 40 лет. В советские годы открытых храмов было мало, всего лишь четыре десятка на всю Москву. И на Крещение у нас стояла очередь за святой водой с пяти утра, и длиной та очередь была аж до метро «Бауманская».
В те годы приходилось трудно: вода была лишь та, что из-под крана, она лилась медленно, не успевали наполнять емкости, как разбирали воду. И мне пришлось в конце концов сделать при храме скважину глубиной 250 метров. Теперь здесь своя вода, мы ее из скважины берем, анализы сдаем. Чистая питьевая вода.
В Богоявленский кафедральный собор и сейчас приходит множество людей. Но мы ставим по пять чанов, по 10 человек разливают. Надо сказать, что в прошлые годы мы разливали все-таки быстрее. Раньше бабули шли за святой водой с бидончиками или трехлитровыми банками, а сейчас несут пластиковые бутылки, поэтому приходится больше времени разливать через лейки.
А ведь на самом деле не нужны бидоны, и не нужно брать в храме много воды. Вообще можно принести свою воду, и батюшка освятит кропилом. И пусть долетит лишь одна капля святой воды — одной каплей сегодня, по-евангельски, все воды освящены. И вода святая хранится долго, ее и в еду добавлять можно, и когда плохо себя чувствуете, болеете натощак пить.
Святую воду в нашем храме раздают два дня подряд: накануне праздника и на само Крещение. Но, конечно, святая вода одинакова, что в Сочельник, что в сам праздник. Те же молитвы, то же богослужение.
— Николай Семенович, есть такое верование, что на Крещение освящается вообще вся вода во всех водоемах, во всех источниках, и вся она считается святой. Можно ее набирать просто в любой речке и любом озере. Это правда?
— Каждому дается по вере его. Но люди хотят видеть, когда освящают и где освящают, и именно с того места брать, где освящают.
Нас наука всегда обвиняла, что мы народ дурим, и вода не портится из-за того, что мы освящаем или в чанах серебряных, или опускаем крест серебряный в серебряные чашах. Вроде как ионы серебра обеззараживают и очищают воду, оттого она и стоит и не портится долгое время. Но нет у нас драгоценных чаш, это, может, единицы где-то есть. И кресты далеко не везде серебряные, а уж на нестоличных приходах и вовсе деревянные. Да пусть даже серебряные — разве это может обеззаразить воду в целой реке? Нет, это действительно святая вода, и вы можете сами убедиться: в любое время открывайте эту бутылку, нет осадка и нет никакого запаха. Это уже Богом дана святость.
Читайте также: Праздник, о котором не все помнят…
— У меня самой дома стоит бутылка святой воды уже лет пять, наверное. Я понемножку из нее пью, и вот уже пять лет она не портится. Николай Семенович, расскажите, пожалуйста, тогда еще о другой традиции Крещения — о традиции нырять в прорубь.
— Проруби готовят заранее, вырезают их красиво, крестообразно. Перед прорубью ставят большой крест и украшают его. Люди идут из храма с хоругвями, с иконами, ну, и принадлежностями для освящения воды. Читаются молитвы, песнопения. И после этого народ ныряет в воду. Даже в серьезные морозы я сам ходил еще мальчишкой: холод, минус двадцать пять, уши мерзнут, шапки не одеваешь, но как-то спасаешься. Мы тогда даже радовались, что ходим на речку.
— Николай Семенович, а что делается со святой водой, если ее остается много в храме? Что с ней делают?
— Просто так святую воду выливать, конечно, нельзя. Мы поступаем вот как: сливаем ее там, где народ мало ходит, в песок, в землю. Выкапываем колодец песчаный, в этот колодец сливаем святую воду. В храме специально хранить ее незачем. Мы служим молебны на протяжении года и освящаем воду, столько, сколько кому нужно. А для того, чтобы хранить, у нас нет ни бидонов, ни чаш.
— Огромное вам спасибо. Очень интересно рассказали. Всего вам хорошего.
Полную версию интервью слушайте в аудио-файле.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Где крестили А. С. Пушкина
Немецкая слобода рядом тоже разрастается, и на средства прихожан, которым стал тесен древний храм, ставится новый каменный. В него-то небогатые дворяне Пушкины принесли крестить и наречь именем своего сына Александра. 8 июня младенца крестили в трапезной, и она сохранилась до наших дней. Об этом есть запись в церкви Богоявления в Елохове, как тогда называлась современная Елоховская церковь на Бауманской. А всего-то в нескольких минутах ходьбы от нее маленький скромный одноэтажный домик с мемориальной доской. Там жил дядюшка поэта Василий Львович Пушкин, весельчак и балагур. Сейчас этот адрес – Старая Басманная, 36, м. «Бауманская». Все было неподалеку: и родственники, и нынешняя Елоховская церковь на Бауманской.
Входы – триумфальные арки. Внутри Елоховская церковь на Бауманской заново расписана, вызолочен иконостас в пять ярусов. Сияние, византийская роскошь, благовония, намоленность – атмосфера, которая завораживает и погружает в мысли, далекие от повседневности. Душа укрепляется и проникается чистотой и поэзией. Ее наполняет смирение, терпение и любовь. Падший поднимается неведомою силой. Ищущий постепенно начинает разбираться, для чего следует жить и ради чего умирать. Недаром центральная ротонда так велика, что вмещает тысячи людей с разными мольбами и немощами. Свет проходит в нее через высокие окна. Большие боковые входы разделены колоннами. Каждый придел имеет свое название. Церковь никогда не закрывалась, хотя ей и грозила такая печальная участь – стать кинотеатром или вообще быть уничтоженной.
Появление кафедрального собора
Как Елоховский кафедральный собор в Москве храм существовал с 30-х годов. Он стал главной церковью страны, где служили службы патриархи, митрополиты, епископы. Во время войны собор был заминирован, чтобы фашисты не смогли над ним надругаться, если войдут в Москву. В первые же дни нападения был проведен молебен о победе над злыми силами. Тогда же православные были призваны защитить Отечество. Благотворительность всегда была важна для храма. А во время войны здесь собирали пожертвования для обороны Родины.
Начал это святое дело митрополит Сергий: два креста, один бриллиантовый с клобука, а другой наперсный с груди – первые дары Отчизне. Богоявленский кафедральный собор в Елохове – наше культурное достояние и святыня. В нем чтут список с той чудотворной иконы. которая спасала Россию во времена смуты и польского вторжения со Лжедмитрием. Надо помнить, что список не копия. В нем главенствует внутренне содержание. Оно ведет к внешнему, видимому образу. В раке из бронзового сплава под деревянной сенью сохраняются мощи, к которым припадают все, кому довелось войти в храм. В металлической раке надежно оберегаются многие святыни Земли Иерусалимской, десница апостола Андрея, ставшего первым учеником Христа и хранящего российский флот со славных времен петровских до наших дней, и митр святого Петра. В храме издавна приносят мольбы образу Богоматери «Всех скорбящих Радость». В нем все найдут утешение и поймут, что любовь вечна, а победа добра неизбежна, как неизбежна победа Христа.
Богоявленский, или Крещенский
С чем связано название собора? Почему он Богоявленский? В обиходе его еще величают Крещенским. Праздник 19 января называют Праздником Крещения Господня и Богоявления. Иоанну Крестителю явились Бог Отец и Дух Святой и объявили ему о явлении Сына Божия, давно обещанного Спасителя. Это великое таинство, которое нам не дано познать.
Когда проходят службы
Богоявленский собор в Елохове (Москва)
Мiръ Россия Москва Богоявленский собор в Елохове (Москва)
Богоявле́нский кафедра́льный собо́р в Ело́хове — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии. С 1991 года кафедральный собор Московского Патриархата; в 1938—1991 годах был Патриаршим кафедральным собором.
Содержание
История [ править ]
В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.
Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.
Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.
А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.
В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.
Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.
После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.
А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.
В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.
Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.
Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.
Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.