крещение в протестантской церкви

Крещение в протестантской церкви

крещение в протестантской церкви. Смотреть фото крещение в протестантской церкви. Смотреть картинку крещение в протестантской церкви. Картинка про крещение в протестантской церкви. Фото крещение в протестантской церкви

– О крещении Сам Господь Иисус говорил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Евангелие от Марка, 16: 16). Поэтому в протестантской евангельской церкви мы считаем, что крещение должно проходить после уверования, и верующий человек должен креститься осознанно.

Когда в евангельской церкви совершается обряд водного крещения, каждого крещаемого мы спрашиваем: «Веруешь ли ты в Господа Иисуса Христа?»

И потом следует второй вопрос: «Обещаешь ли ты Богу служить Ему доброй совестью?» Потому что спасительная вера не просто остается где-то глубоко-глубоко в сердце. Она выражается в служении Богу. Или, как апостол Иаков говорит, в делах. Когда человек верит и имеет дела, подтверждающие веру, тогда мы можем говорить, что он спасён. А если вера вроде бы есть, а дел нет, то это, как отметил апостол Иаков, мёртвая вера.

Под делами мы подразумеваем непосредственное исполнение заповедей Господних. Иисус Христос сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». И среди всех Его заповедей две важнейшие, о которых Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Эти заповеди должны определять суть всех наших дел и в церкви, и вне её. Каждого человека, принявшего крещение, не только служителей церкви, многие из которых зарабатывают себе на жизнь, работая на заводах, учителями, врачами… Исполнение заповедей в повседневной жизни – это прежде всего. А потом уже церковное служение – когда человек имеет какое-то призвание и может использовать свои способности с пользой для общины.

Кстати, большинство из этих служений носят социальный характер. Это помощь малоимущим, больным, сиротам, «униженным и оскорбленным», тем, кого общество отвергает, не принимает, «списывает со счетов». В Моей Церкви это служения «Накорми голодного», «Помощь продуктами», «Помоги собраться в школу», центр социальной реабилитации для наркоманов и алкоголиков… Мы помогаем освободившимся из мест заключения, опекаем больных и стариков, организуем праздники для онкобольных детей и сирот, когда выполняем самые заветные желания ребятишек…

Часто не требуется каких-то сверхусилий, чтобы помочь ближнему – восполнить его нужду, если можешь, просто поговорить, побыть рядом, когда у человека горе, помолиться вместе. Этим и измеряется любовь к ближнему – деятельным участием. Мало сказать: «Я люблю людей». В первом послании от Иоанна написано: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною»…

Как видим, крещение – это не просто какой-то обряд, ни к чему особо не обязывающий. Человек, который искренне уверовал в Господа Иисуса Христа и крестился, выражает любовь к Богу и людям своими делами. И важно, чтобы в этом была ещё и правильная внутренняя мотивация. Христианин должен совершать добрые дела не ради того, чтобы заработать Божье или человеческое расположение. Это как на работе – кто-то льстит начальнику, чтобы тот дал ему какие-то преимущества. Но начальник-то не видит, что на сердце у человека, а Богу все закоулки души ведомы.

Некоторые люди занимаются благотворительностью, чтобы заглушить упреки совести за содеянные грехи. Они как будто приносят жертву, продолжая при этом грешить. Пытаются откупиться от совести, вступить в торг с Богом по принципу «Ты мне, я – Тебе». Богу такие дела не нужны.

Настоящий христианин совершает доброе из любви к Господу, из благодарности Ему. Христос заповедал любить ближнего своего и помогать ему, и для истинно верующего стремление бескорыстно делать добрые дела для других людей – значит любить Бога: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Накормили голодного, одели нищего, приняли странника, посетили больного, пришли к сидящему в тюрьме, дали чашу холодной воды жаждущему…

Деятельная вера в Иисуса Христа, по нашему мнению, должна обязательно предшествовать обряду крещения. Омытие водой не делает нас безгрешными, совершенными – это невозможно из-за нашей человеческой природы. Но мы заключаем завет с Богом, обещаем следовать за Ним, действовать согласно заповедям Христовым, изучать Его Слово, чтобы знать Его волю и следовать ей – служить доброй совестью. Конечно, это осознанный и ответственный шаг.

Именно поэтому в протестантской церкви мы не крестим младенцев – ни они сами, ни родители не могут засвидетельствовать об их вере, доброй совести и добрых делах, а тем более сказать, будут ли они хорошими христианами, когда вырастут.

Мы молимся за детей, вместе с родителями посвящаем новорожденных Богу – есть у нас такая молитва… Но креститься человек должен осознанно. Мы можем провести обряд крещения с двенадцати лет – если оба родителя свидетельствуют о его вере, которая выражается в послушании, отношении к своим обязанностям и к другим людям. Если в семье один из родителей неверующий, мы ждём завершения переходного возраста у подростка.

Часто спрашивают, признаём ли мы крещение, принятое человеком, когда он состоял в другой конфессии – в православной церкви, католической и так далее. Не «перекрещиваем» ли мы «других» христиан, когда они желают стать членами нашей церкви?

Ответ такой: мы исследуем мотивы. Если человек принял крещение, искренне веруя, что Иисус Христос умер за грехи наши и воскрес из мертвых для оправдания нашего, тогда признаем его крещеным.

Когда к нам приходят люди и говорят, что крестились в младенческом возрасте, мы спрашиваем: «Вы помните своё обещание Богу? Сознавали, во что верите?» Как правило, ничего этого они не помнят, и мы предлагаем им креститься.

Некоторые крестились в старшем возрасте и помнят, как всё происходило. Но, скажем, таково было желание бабушки или решение родителей. Другие крестились, потому что повели своего ребёнка к какой-нибудь знахарке, а та спросила: «А вы сами-то крещеные? Сначала идите покреститесь, нехристи!» Кто-то совершил обряд крещения, потому что в его жизни началась полоса неудач, на него свалилась какая-то болезнь. И он думал: вот окунусь в купель – и окажусь под защитой. Или шахтер устраивается на работу, а ему говорят: «Ты крещеный? Нет?! А как ты будешь там, под землей, ближе к сатане?!»

Мотивы бывают разные. И только один делает крещение настоящим – искренняя вера в Господа нашего Иисуса Христа, выражающаяся в готовности совершать добрые дела во имя Его. Апостол Пётр говорит: «Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».

Сознательно принимая крещение, человек заключает завет с Богом. У него устанавливаются личные отношения с Иисусом, которые преображают его мысли и чувства. Изменяют саму его жизнь…

Источник

Можно ли крестить детей?

Расхождение православия и протестантизма по вопросу о крещении детей – это не просто проблема обряда. За этой разницей стоит уже отмеченное принципиальное различие восточного и западного христианства. Протестантизм понимает спасение как прощение, которое Христос возвещает тому, кто в Него поверил. Православие понимает спасение как жизнь Бога внутри человека, как исцеление.

Протестанты говорят, что поскольку младенцы юридически недееспособны и неразумны, они не могут исповедовать Евангельскую доктрину и, соответственно, не могут быть членами народа Божия. Православные, однако, исходят из того, что знать, что такое воздух – это одно, а дышать им – нечто иное. Младенец не знает свойств и происхождения молока – но без него жить не может. Какая мать скажет заболевшему ребенку: «ты все же сначала вырасти, кончи медицинский институт, и только когда ты поймешь, как действует на организм это лекарство, и когда ты пообещаешь больше никогда не есть снег – вот тогда я тебе дам лекарство!»?

Понятно, что преступник, не принесший сознательного покаяния, не может быть помилован. Но должен ли врач отказывать в помощи больному только потому, что тот еще не понял источника собственной болезни?

Да, ребенок не знает, что такое Церковь и на каких принципах она строится. Но ведь Церковь – это не философский кружок, не простое собрание единомышленников. Церковь – это жизнь в Боге. Отлучены ли дети от Бога? Чужды ли они Христу? Не абсурдно ли оставлять детей вне Христа (а крещение всеми христианами понимается как дверь, вводящая в Церковь Христову) лишь по той причине, что нормы римского права не видят в них признаков «дееспособности»?

Теперь обратимся к Библии. Любой человек, читавший Писание, скажет, что в Ветхом Завете было несколько прообразов новозаветного крещения. И все те ветхозаветные события и установления, которые оказались прообразами новозаветного крещения, – все включали в себя детей.

Первым прообразом было прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами – а для ап. Павла это уже знак крещения: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ( 1Кор. 10, 1–2 ). Если младенцы приняли участие в ветхозаветном крещении, на каком основании надо отказывать им в возможности принять крещение новозаветное?

Вторым прообразом таинства Крещения было обрезание. Обрезание было знаком вхождения в Божий народ, знаком Завета. Совершалось же оно на восьмой день после рождения мальчика ( Быт. 17, 9–14 ). Так что – до Христа младенец мог быть членом Церкви, членом народа Божия, а после Его пришествия и жертвы это оказалось невозможным? Так пришел ли Христос, чтобы облегчить людям путь к Богу или чтобы затруднить его? Наверное, чтобы облегчить. Пришел он только ради взрослых или и для детей? Наверное, и детям тоже Он облегчает доступ к дому Отца… Обрезание сменилось тем, прообразом чего оно было – крещением ( Кол. 2, 11 ). Но неужели в итоге смены Заветов младенцы уже лишены возможности стать членами Церкви?

Протестанты понимают крещение слишком односторонне: они видят в нем лишь отрицательный смысл: омовение от скверны греха (мол, раз дети не грешат (. ), то им и не нужно крещение). Но у крещения есть и позитивный смысл, причем надсубъективный. Крещение не есть просто внешнее проявление внутреннего намерения человека («обещание Богу доброй совести»). Крещение – это событие, которое меняет тот мир, в котором человек живет. Крещение есть вхождение в народ Божий, причем это не юридическое «приобретение прав гражданства», а присоединение к Телу Христову, получение благодатного покрова, благодатной помощи.

Поэтому очень важно понять, что обрезание и крещение не есть частные требы. Это не просто личное или семейное событие. Это событие общенародное. И вступить в Завет – значит получить права гражданства в народе Божием, значит начать жить той жизнью, которая и помимо меня, и до меня живет в других людях, через которых я встречаюсь с Творцом. Не отделить нас друг от друга пришел Спаситель, но воссоединить. И потому не нужно смущаться тем, что в самом Новом Завете слово «церковь» упоминается 110 раз. Для обретения спасения надо вступить в «землю святую», в то сообщество людей, через которое свет благодати распространяется в мире. Церковь – народ Божий. А может ли быть народ без детей?

Закон, избранничество, права и обетования Ветхого Завета распространялись на детей. Вступить в состояние Завета значило прежде всего вступить в члены народа Божия. В народ Божий люди входили с детства. Для этого недостаточно было просто родиться в еврейской семье – надо было пройти через таинство обрезания. Также и сегодня – мало родиться в семье христианина, надо пройти таинство крещения.

Протестанты говорят, что у человека нет и не может быть таких дел, которые помогали бы ему обрести спасение. Но эта формула протестантского богословия находится в разительном противоречии с их же пониманием крещения. Крещение – это всего лишь действие человека или в крещении помимо человека, кроме человека действует еще и Бог? Крещение есть только то, что я хочу засвидетельствовать перед лицом Бога, или же в крещении есть еще и встречное действие Творца, есть встречный посыл благодати? Если верно лишь первое, то крещение не более чем странный, чисто человеческий обряд, безблагодатная человеческая деятельность. И повеление Христа о крещении выглядит странным: «кто будет веровать и совершать вот такое-то обрядовое действо, спасен будет, а если кто не исполнит именно этой формы обряда, будет осужден даже в том случае, если у него была вера». Если же признать, что в крещении действует Сам Бог, то, значит, крещение есть таинство, то есть такое человеческое действие, которое призывает Божию благодать в мир человека. А если главное в крещении совершается Духом – то откуда же у протестантов такое дерзновение ограничивать область действия Того, Кто дышит, где хочет? Почему они столь уверены в том, что Дух не хочет действовать в детях?

Бог освящает детей даже до их рождения, примером чему – Иоанн Креститель ( Лк. 1, 15 ). Можно вспомнить пророка Иеремию («Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» – Иер. 1, 5 ) и апостола Павла: «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею» ( Гал. 1, 15 ). Как видим, благодать может касаться детей даже помимо их рассудка. Почему же отказывать детям в благодати крещения и причастия?

Нам говорят, что детей нельзя крестить, потому что они не могут присягнуть на верность Евангелию, а крещение, как говорит ап. Петр, есть «обещание Богу доброй совести» ( 1Петр. 3, 21 ).

Этот аргумент строится на неверном переводе Писания. С сожалением должен сказать, что и синодальные переводчики в этом месте ошиблись. Ближе к оригиналу церковно-славянский перевод: Крещение не «обещание Богу доброй совести», а «вопрошение у Бога совести благи». Здесь крещение оказывается не приношением, не обещанием, но – просьбой…

О чем эта просьба? Продолжение фразы ап. Петра разъясняет: «Крещение… спасает воскресением Иисуса Христа». Крещение дает дар от Бога через воскресение Иисуса Христа. Не Богу приносится дар, но от Бога ожидается помощь. Крещение спасает не тем, что в нем мы что-то обещаем Богу, а тем, что Спаситель дарует нам плод Своего воскресения. В крещении мы испрашиваем у Бога дарование доброй, обновленной совести. Дар совести, позволяющий различать добро и зло, обновляется воскресением Христовым. Язычники судятся законом совести – и всякий человек судится им, но совесть христиан просвещена спасительным даром.

Контекст апостольского послания говорит о том, что жить надо в доброй совести. Но если и без Христа у меня уже есть наличная добрая совесть (которую меня призывают обещать Христу) – так зачем вообще Он нужен? Если я и так добр и праведен – зачем крест Христов? Значит, нужно «обновление ума», нужно у Бога просить дар различения духов. Но это и есть радикальнейшая перемена в человеке, которая не может произойти без вхождения Бога внутрь человека, не может произойти одним лишь усилием воли или сознания человека. Значит, крещение – это не присяга, не клятва, не юридическое обязательство, как у баптистов, а внутреннее изменение в людей, у которых «чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр. 5, 14 ).

И это прошение дара чистой совести – преждевременно ли оно для младенца? Да, обещать младенец ничего не может, но разве не может он просить? Не есть ли все его бытие – просьба? «Бог больше сердца нашего» ( 1Ин. 3, 20 ), и эту свою огромность Он тем не менее дарит нам, вмещает в нас.

Поскольку не всякий баптист может заменить отцовское сердце учебником догматики, то в протестантской литературе появляются странные суждения, объясняющие возможность спасения без крещения, возможность очищения без личного завета с Христом. Так, для оправдания своего убеждения в том, что их некрещеные дети чисты, баптисты приводят апостольские слова о том, что «грех уничтожен Жертвою Христовой». Но ведь это жертва за весь мир. Если считать, что эта жертва делает уже ненужным крещение детей, то не надо крестить и взрослых. Если же «христианин веры евангельской» считает, что дары Жертвы без крещения распространяются только на младенцев и только для них Жертва делает ненужным крещение – то пусть приведет библейские основания для своего убеждения.

В Писании нет специального повеления крестить детей? Но нет также прямого повеления крестить женщин или стариков. Господь сказал «крестите все народы» (см. Мф. 28, 19 ). И здесь нет исключения по признакам национальности, пола или возраста. Вообще обычно Писание делает оговорку, если не включает в число указываемых им лиц женщин и детей (см. Мф. 14, 21 ). Никаких оговорок относительно крещения детей нет.

И в новозаветных текстах мы видим описание таких событый, которые предполагают крещение детей вместе со взрослыми. Крестились Лидия и домашние ее ( Деян. 16, 15 ); темничный сторож «и все домашние его» (см. Деян. 16, 31 ); Павел «крестил Стефанов дом» ( 1Кор. 1, 16 ). Апостолы крестили целую общину самаритян ( Деян. 8, 14–17 ) – и вполне возможно, что там были и несовершеннолетние дети.

Ап. Петр говорит обратившимся к вере: «Вам принадлежит обетование и детям вашим» ( Деян. 2, 39 ). По слову ап. Павла, бывают «верные дети» (и в пресвитеры должны поставляться только люди, имеющие таких детей – см. Тит. 1, 6 ). Здесь верные именно в смысле верующие (иииии0 от ооооо00 «верный, верующий»). 00 в Писании означает именно христиан, принявших крещение и ставших уделом Христовым: «когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой» ( Деян. 16, 15 ; ср. Еф. 1, 1 ; Деян. 10, 45 ; Откр. 17, 14 ; 1Тим. 4, 10 ; 1Кор. 7, 14 ).

Вот еще одно немаловажное место: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» ( 1Кор. 7, 14 ). Могут ли люди, находящиеся вне завета, то есть некрещеные дети, называться «святыми»? Могут ли быть святыми те, кто не привиты к единственно святому корню – Христу ( Рим. 11, 16 )? Протестанты говорят при толковании этого библейского места, что эти дети «святы» просто по рождению, освящены верующей матерью и потому их не нужно крестить. Но это же самое тогда надо говорить и о муже верующей жены: если он, еще будучи язычником, стал свят благодаря верующей жене, то может, и его стоит принимать в христианство без крещения? Тогда будет две двери для вхождения в христианскую Церковь: тем, у кого нет родственников-христиан, надо будет креститься, а имеющим христиан среди близких надо будет просто приносить от них справку. Но если это – абсурд, то значит, и предположение о том, что вера матери освящает детей сама по себе, без таинства возрождающей Христовой благодати, не менее абсурдно. Значит – приходится допустить, что дети стали «святыми» через их непосредственное и личное освящение, то есть через крещение.

Протестанты настаивают на абсолютно буквальном понимании евангельских слов: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк. 16, 16 ). Если нет веры – то нет и крещения. У детей веры быть не может – значит, нельзя их и приводить к крещальной купели. Однако, если этот текст прилагать ко всем вообще, а не только ко взрослым, получится вполне чудовищная вещь. Ведь эта фраза Христа имеет продолжение: «а кто не будет веровать, осужден будет». Дети веровать не могут, следовательно, если и к ним приложима эта формула, то дети уже осуждены. И если ребенок умирает – ему нет спасения. Следовательно, формулы о крещении после научения и исповедания веры относятся именно ко взрослым, а не к детям.

И с какого же возраста баптисты считают возможным крещение человека? Когда кончается возраст детского неразумия? При решении этого вопроса баптисты обычно следуют установлениям светского права: советская власть выдает паспорта людям в 16 лет, значит, и мы будем крестить лишь 16-летних… Вот случай для размышления о возрасте духовного взросления: сибирский город Ноябрьск. Город без православного священника. Декабрь 1996 г. В семье, совсем недавно пришедшей в православие, меня знакомят с младшим – шестилетним Максимом. И отец рассказывает: «На прошлой неделе я слег с приступом остеохондроза и сутки не мог даже подняться с постели. На следующее утро Максим осторожно заглядывает в мою комнату и спрашивает: пап, ну как ты? Да вот, говорю немного лучше, уже могу вставать. – Максим поворачивается, убегая из комнаты, на ходу бросает: ну, хорошо, пап, я тогда еще о тебе помолюсь!». Вопрос к протестантам: вот Максимка, вот его вера, вот вода. Что мешает ему креститься?

Церковь же всегда считала допустимым крещение христианских детей. О нем говорит св. Ириней Лионский (†202): «Христос пришел спасти через Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога – младенцев, отроков, юношей и старцев» (Против ересей, 2, 22, 4; см. также 5, 15, 3). Ориген говорит о крещении детей как об апостольском предании: «Церковь получила от апостолов предание преподавать крещение и младенцам» (На Рим. кн. 5, гл. 6).

В 252 г. Карфагенский собор определил: «Не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, о всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, нужно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление» (Цит. св. Киприан Карф. 46 Письмо епископу Фиду).

Для Лютера, как и для православных христиан, крещение есть омовение водою, пронизанной благодатью Христовой, то есть именно таинство. Баптисты же уверены, что в их крещении Дух Святой им не подается. И значит – остается у них только пустая обрядность, мертвая форма, вполне бессмысленное подражание древним церковным преданиям. И дети – от которых Христа спрятали за страницами «догматического богословия».

де Любак, Анри. Католичество. – Милан, 1992, с. 284.

См. св. Григорий Богослов. Творения. Т. 2. – М., 1994, с. 37.

Здесь есть сложность: в Евангелии Христос благословил явно некрещеных детей, что означает возможность внецерковного, внетаинственного благословения. Однако если один вид благодати мог быть дан детям непосредственно, то почему же благодать крещения не может быть им преподана?

Можно вспомнить также другие случаи спасения одного человека по просьбе и вере другого: по вере сотника исцелен его слуга ( Мф. 8 ). По вере носильщиков исцелен в Капернауме расслабленный: “Видя веру их”, Христос говорит о другом: “прощаются тебе грехи твои” ( Мк. 2, 5 ). Вообще мы связаны друг с другом гораздо теснее и таинственнее, чем кажется позитивизму и индивидуализму. Протестантизм забыл эту связь. И теперь о ней настойчиво напоминает (но уже преподнося как свое открытие и толкуя в своих интересах) оккультизм со своими “диагностиками карм” предков, потомков, семьи и т. п.

св. Григорий Богослов. Мысли, писанные четверостишиями, 8. / Творения. Т. 2. – М., 1994, с. 226.

см. Котрелл Дж. Крещение. – М., 1993.

“Мы положительно утверждаем, что младенцы, ни наши без крещения, ни вообще чьи бы то ни было с крещением, в Церковь Христову за взрослыми без покаяния и личной веры не попадали и вовеки не попадут” (Баптист. 1912,ѕ 2, с. 17).

Рогозин П. И. Откуда все это появилось? – Ростов-на-Дону, 1993, с. 68.

“Дети не нуждаются в крещении. Христос говорит, что таковых есть царствие Божие” (Рогозин П. И. Откуда все это появилось?, сс. 66–67). Кстати, в газете “Протестант” одно из стихотворений для детей кончается, между тем, словами: “Покайтесь, дети, или вы погибнете”.

Здесь и далее курсив в текстах Писания принадлежит автору. – Ред.

См. митр. Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. – СПб., 1992, с. 207.

Лютер М. Большой Катехизис. – Lahti, 1996, с. 126.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Можно ли признавать крещение радикальных протестантов?

крещение в протестантской церкви. Смотреть фото крещение в протестантской церкви. Смотреть картинку крещение в протестантской церкви. Картинка про крещение в протестантской церкви. Фото крещение в протестантской церкви
Протестантское крещение

Господь наш Иисус Христос дал заповедь Своим ученикам научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). По Его Божественному повелению святая апостольская Церковь и до сих пор совершает это священное таинство, в котором «верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Пространный христианский катехизис). По учению Священного Писания, в крещении омываются все грехи (см.: Деян. 22: 16), человек участвует в смерти и воскресении Христа Спасителя (см.: Рим. 6: 3–5), облекается во Христа (см.: Гал. 3: 27), становиться чадом Божиим (см.: Ин. 3: 5–6). А потому само крещение, по прямому и недвусмысленному слову Библии, спасает нас воскресением Христовым (см.: 1 Пет. 3: 21), и без истинного крещения невозможно спастись (см.: Ин. 3: 5; Мк. 16: 16).

Именно из столь великого значения данного таинства каждому крайне важно знать, омыт ли он водами священной купели или нет, оправдан ли он кровью Христовой или еще доныне тлеет во грехах своих. Ведь если человек думает, что он очищен, а между тем грех его на нем пребывает, то ему ничем не поможет ложная уверенность. Примером этого может служить лечение рака, когда уверенность в том, что врач удалил опухоль, ничем не поможет тому, кому на деле опухоль не удалена. Особенно это важно знать тем, кто, читая Священное Писание, поверил в Господа Иисуса Христа и решил, что этого достаточно для спасения. К сожалению, знание о Враче не тождественно исцелению. Еще необходимо приступить к духовному лечению и отдать свою душу в руки Небесного Хирурга, Который отсечет от сердца наросты греха водами крещения.

Приходиться слышать от самых разных людей, что креститься можно и не в Православной Церкви. Многие были крещены различными проповедниками в бассейнах на стадионах, многие получили крещение в различных евангельских общинах, и при этом они искренно считают себя возрожденными детьми Божиими, нашими братьями во Христе, готовыми даже приступить к Христовой чаше в наших храмах. Но так ли это? Можно ли признать истинным крещение радикальных протестантов (так называемых евангельских христиан) – баптистов, харизматов, методистов и последователей других подобных движений?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала указать на важнейшую библейскую истину: таинство крещения не есть нечто отдельное от Церкви – оно является дверью, вводящей в Церковь. И совершает его не человек, а Сам Христос Спаситель, Который является Главой тела Церкви (см.: Еф. 1: 23). Исходя из этого бесспорного положения откровения и помня, что вне видимой Церкви нет спасения, уже в древности святые отцы (священномученик Киприан Карфагенский и отцы Карфагенского Собора 256 года) учили, что вне евхаристических границ Церкви нет и таинств. А потому, по их учению, все еретики и отщепенцы потеряли благодать и не могут преподать другим того, чего сами не имеют. Эта точка зрения популярна в Православной Церкви и сейчас. Но уже в то же самое время другой святой – мученик Стефан, папа Римский, – утверждал, что и внецерковное крещение свято, и потому необходимо лишь дополнять его возложением рук, подающим дар Святого Духа (аналогом нашего миропомазания).

Апостольская Церковь не признала правильным ни то, ни другое учение. Уже Никейский Собор признал крещение и священство раскольников новациан (8-е правило), а II Вселенский Собор 7-м правилом распределил еретиков и раскольников на две группы – принимаемых через крещение и через миропомазание. 95-е правило Трулльского Собора добавило к этому еще одну группу – принимаемых через публичное (письменное) отречение от своих заблуждений. Так возникли три чина приема еретиков и раскольников.

В чем причина этого разделения? Почему Церковь не сочла для себя возможным принимать всех инославных через святое крещение? Думаю, что ответ надо искать опять- таки в Новом Завете. Апостол Павел, перечисляя смертные грехи (см.: Гал. 5: 20), поставил грех ереси наравне с другими тяжелейшими преступлениями: убийством, прелюбодеянием, воровством, идолослужением и другими. И добавил к этому страшную угрозу: «Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 21).

Итак, ереси и расколы – это смертные грехи, которые разрывают связь человека с Богом. Они влекут человека в геенну огненную. Они открывают его сердце для действия сатаны.

Но при этом в Церкви существует правило, что до суда человека нельзя считать осужденным. Именно поэтому те еретики и раскольники, которые были осуждены законным церковным судом и не пожелали раскаяться, лишаются всех даров Божиих. А те, которые еще не осуждены, – их действия как служителей Церкви могут считаться действительными в том случае, если Церковь пожелает признать это. В этом как раз и проявляется данная Святым Духом апостолам власть вязать и решить (см.: Ин. 20: 22–23).

Тут надо пояснить, по какому принципу действует Церковь. Ведь раз таинства совершает не человек, а Бог, то и Церковь Божия не может признать таинством то, что чуждо Божиего действия. Пустая форма не может дать человеку вообще ничего. Нужно действие Духа, иначе вода останется водой.

Поводом к изданию этого правила послужили, прежде всего, существовавшие во времена апостолов ереси (николаитов, симониан, Менандра, Керинфа и Евиона), искажавшие основные догматы о Святой Троице, о Лицах Божества и особенно о воплощении Сына Божия и об искуплении. У таких еретиков, конечно, не могло быть ни истинного крещения как таинства, возрождающего человека в новую жизнь и просвещающего его Божественной благодатью (хотя бы относительно формы таинство это было совершено правильно), потому что самые понятия их о Боге и об истинной вере Христовой были совершенно ложны. Другим поводом к изданию этого правила послужили также и споры, возникавшие в первые времена Церкви относительно крещения еретиков. По мнению одних, никоим образом нельзя было признавать крещения, совершенного у еретиков, и, следовательно, необходимо было снова крестить каждого без различия, переходившего из ереси в Православную Церковь. По мнению других, снова крестить необходимо было только переходящих из той ереси, в которой искажено было крещение; если же крещение известных еретиков не было повреждено, но по своей сущности соответствовало православному крещению и, следовательно, могло считаться Церковью по существу правильным, то переходивших из таковых ересей (где сущность крещения не была повреждена) не было надобности вторично крестить. Первого мнения держались епископы африканской Церкви и некоторые Восточной; другое мнение защищалось западными епископами и вместе с ними большинством остальных епископов. Это последнее мнение принято и настоящим апостольским правилом и ясно выражено в нем как общая церковная норма, а именно: крещение по своему существу, как тайна благодати, не может вообще повторяться. И, следовательно, если оно правильно совершено и по своей сущности, и по внешней форме, другими словами, если оно совершено сообразно его евангельскому установлению, то оно не повторяется даже и над теми, которые переходят в Церковь из какой-либо ереси. Особенно это должно относиться к лицам, крещенным первоначально в Православной Церкви и затем перешедшим в какую-либо ересь. Если же крещение совершено противно его евангельскому установлению и людьми нечестивыми (άσεβών), как говорит это апостольское правило, то есть таким еретическим священником, который извращенно исповедует основные догматы христианской веры, вследствие чего совершенное им крещение не есть истинное (ού χατά άλήθειαν) и считается недействительным, то данное лицо необходимо крестить снова как бы еще не крещенное.

Правила определяют точным образом, какое крещение, совершенное не в Православной Церкви и не православным священником, должно считаться недействительным и должно быть повторено. Предписания этих правил должны строго соблюдаться, и малейшее отступление от них должно подлежать каноническому наказанию. Предписания этих правил имеют значение исключительно при обсуждении действительности крещения, совершенного вне Православной Церкви.

В данном апостольском правиле важно то, что, помимо вышеприведенного основания к извержению епископа или пресвитера, повторившего правильно совершенное крещение или признавшего правильным ложное крещение, таковым основанием считается и то, что эти духовные лица не делают разницы между настоящими и ложными священниками (ψευδιερέων). Чтобы судить о том, должно ли священство того или другого иноверного общества считаться законным и, следовательно, признаваться или не признаваться со стороны Православной Церкви, необходимо убедиться главным образом в том, отступает ли известное иноверное общество от Православной Церкви только в некоторых отдельных пунктах веры и в некоторых своих отдельных обрядах, или оно погрешает в основных истинах Церкви и имеет искаженное учение как в отношении вопросов веры, так и в отношении церковной дисциплины; в последнем случае священство такого общества не может признаваться Православной Церковью. Далее, нужно принять во внимание, смотрит ли данное религиозное общество на священство как на божественное установление и на иерархическую власть как на власть, проистекающую из божественного права, или же оно смотрит на священство как на служение, получаемое, подобно всякой другой мирской службе, без участия божественной благодати и нужной только для того, чтобы сохранить известный порядок при исполнении каких-либо религиозных обязанностей. В последнем случае нет истинного священства, потому оно и не может признаваться Церковью. Наконец, так как основу законного священства составляет непрерывное преемство иерархической власти от апостолов и до настоящего времени, то при суждении об иноверном священстве необходимо обращать особенное внимание на то, сохранено ли в данном религиозном обществе это апостольское преемство или нет. Священство религиозных обществ, сохранивших это непрерывное преемство, считается, несмотря на существующие в них различные мнения, канонически правильным, если только в остальном они не затрагивают самых основ христианской веры и сущности и силы таинств; если же это апостольское преемство прервано в том или ином религиозном обществе, которое, отделившись от церковного общения, имеет свою особую иерархию, независимо от апостольского преемства, то священство подобного общества не может быть признано канонически правильным (см.: апостольское правило 67; I Вселенского Собора 8, 19; Лаодикийского 8, 32; Карфагенского 68; Василия Великого 1; др.)» (Толкование на правила апостолов).

Если с этими критериями мы подойдем к так называемым евангельским христианам, то очевидным будет отрицательный ответ на вопрос о действительности их крещения. Все «евангельские церкви» возникли не ранее XVII века без всякой связи с апостольской иерархией. Один из основателей баптизма, Джон Смит, был самокрещенцем. Таким образом, при самом основании этих сообществ была задекларирована их отделенность от той апостольской Церкви, которую создал Сам Христос и которой Он обещал неодолимость вратами ада (см.: Мф. 16: 18).

Уже здесь мы видим внутреннюю противоречивость учения данных сообществ. Ведь если Христос не смог сохранить в неповрежденности Свою Церковь, (а в Его время она была вполне видима и имела четкие границы (см.: Деян. 5: 13), и потому нельзя сказать, что Церковь была невидимой), если Христова Церковь настолько деградировала, что из видимой стала невидимой (что противоречит определению ее как тела Христова, ведь тело по определению видимо), то Христос солгал. А лжец не может быть Богом. Ведь в любой ситуации это знак или слабости и невежества (если Христос хотел сохранить Церковь – но не смог), или злого умысла (если Он не собирался этого делать, а просто ввел Своих учеников в заблуждение). Так что само определение протестантов как христиан внутреннее противоречиво. Как можно называться именем слабака или обманщика? Если же Иисус Христос – истинный Бог, то любой честный читатель Евангелия должен отыскивать не самоделку XVII или ΧΧ века, а ту Церковь, которая существует со времен апостолов, сохраняя и апостольское преемство, и апостольскую веру. Итак, с точки зрения 47-го правила святых апостолов, пасторы, епископы и пресвитеры баптистов, харизматов и других евангельских христиан не могут быть названы иначе чем «лжесвященниками». А потому, в строгом соответствии с этим древнейшим правилом, крещение их не может быть принято. Ведь Спаситель повелел крестить людей не всем подряд, а только апостолам (см.: Мф. 28: 18–20).

Но тут возникает другой вопрос: может быть, их крещение можно признавать по аналогии с мирянским крещением, принимаемым сейчас в Православии? И тут мы сталкиваемся с другими трудностями.

Как уже было сказано выше, для признания крещения необходимо, чтобы вера данной общины радикально не противоречила откровению. Да, формально евангельские христиане признают и Троицу, и Боговоплощение, так что этот признак ими выполняется. Конечно, их понимание догматики оставляет желать много лучшего. Так, например, многие сторонники евангелизма искаженно понимают тайну Триединства. Мне практически не приходилось встречать евангеликов, которые признавали бы существование ипостасных признаков у Божественных Ипостасей. Большинство реальных евангеликов (баптистов, харизматов), с которыми мне приходилось общаться, – это тритеисты (трехбожники). Многие из них утверждают, что вера в предвечное рождение Сына Божия – это верный путь к секте свидетелей Иеговы. Есть евангелики, утверждающие, что Сын Божий до воплощения не был Сыном, а был только Словом Отца. И это мнение распространено в ряде сочинений евангеликов, направленных против культов. Мы видим здесь невежество, граничащее с ересью. Причиной, почему мы оцениваем это заблуждение столь мягко, та, что официальное изложение веры этих организаций – это или апостольский символ, или Никео-Цареградский символ. И мы до формального утверждения этих еретических доктрин должны думать, что перед нами частные заблуждения тех или иных евангелических общин.

Такое же учение о крещении присутствует и у других радикальных протестантов, начиная с Цвингли, заявившего, что вода в купели ничем не отличается от воды в корыте. Тут мы видим, что для самих евангеликов крещение не является таинством, уникальным действием Самого Бога, а только символом, человеческим действием, которое совершает уже спасенный человек. Неоднократно в евангелистской литературе приходилось читать, что крещение не спасает человека, и даже некрещеный может стать чадом Божиим, пережить духовное рождение и войти в Царствие Небесное. В некоторых евангелистских собраниях люди могут участвовать даже в проповеднической деятельности и учиться в семинариях, не получив водного крещения.

Сам Спаситель сказал: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29). И как можно признать таинством нового рождения тот обряд, который сами его совершители таинством не считают? Мы должны согласиться с Цвингли и сказать, что, действительно, у радикальных протестантов вода остается просто водой. Духа в ней нет. Она ничего не дает человеку. Строго говоря, баптистское или пятидесятническое крещение подобно обряду отречения от сатаны и сочетания со Христом в Православной Церкви. В этом обряде нет вмешательства Бога, нет действия животворящего Духа, а потому все радикальные протестанты доныне во грехах своих. Признание их крещения действительным таинством так же невозможно, как невозможно признать таинством купание с призыванием имени Троицы в святом источнике, принятое у православных.

Это тем более важно для нас, православных христиан, если учесть, что протестанты отвергают богоустановленную форму таинства. Правило 49-е святых апостолов гласит:«Аще кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению – во Отца и Сына и Святаго Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: да будет извержено».

Даже этого канонического правила достаточно для того, чтобы любой православный христианин последних двадцати веков не признал бы действительным крещением обряд погружения у евангеликов.

Итак, как мы можем оценить общины евангельских христиан с точки зрения Божественного откровения и апостольской Православной Церкви? Да, они признают Троицу и Боговоплощение, богодухновенность Писания и даже Никео-Цареградский символ веры (в России даже в неискаженном варианте). Но у них нет таинств, нет вмешательства Самого Бога. Не случайно их богослужебные собрания напоминают скорее клуб по интересам, чем благоговейное предстояние пред Лицом Божиим. Так что при самом благожелательном отношении к радикальным протестантам эти собрания можно назвать только кружками по самовольному изучению Библии, но никак не Церковью. Поэтому для получения спасения, для участия в искупительной жертве Христа Спасителя протестантам совершенно необходимо получить истинное крещение и прощение грехов в истинной апостольской Церкви. Иначе все они, к нашему величайшему сожалению, будут лишены славы Божией. И не помогут им и вера во Христа, и изучение Писания, если они не исполнят прямой заповеди Господа о крещении. Не случайно Христос сказал по этому поводу: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21).

А если вспомнить, что символ веры требует исповедания единого крещения во оставление грехов, то сторонники радикального протестантизма оказываются самыми настоящими еретиками, нарушающими постановления Вселенских Соборов. Более того, их вероучение также вступает в противоречие с учением VII Вселенского Собора об иконопочитании, и на них лежат анафемы против тех, кто отвергает святые иконы, называя их идолами. Уже не приходиться говорить, что их отвержение сакраментального характера священства, реального понимания евхаристии, епископального устройства Церкви полностью противоречит и учению Вселенских Соборов, и согласному исповеданию веры апостольской Церкви всех двадцати веков ее существования. И в этом отношении они также оказываются еретиками. Не случайно Церковь осудила возникающий протестантизм на целом ряде Соборов XVII века. Ведь сохранив многие из заблуждений папистов, протестанты еще дальше удалились от апостольского христианства. Итак, не только по сути, но и даже формально (в согласии с постановлениями Вселенских Соборов) евангелики являются еретиками, осужденными судом Святого Духа. И тут им стоит напомнить слова апостола Павла о том, что еретики «Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 21). Как жаль, что столько искренних людей погибнут из-за заблуждений, мешающих им увидеть Бога.

Остается оценить только то явление в евангелизме, которое для последователей этого учения заменяет практически все церковные таинства. Это так называемое новое рождение, которое признается самым важным в жизни христианина. Опыт показывает, что при общении с протестантами приходиться всегда сталкиваться с тем, что они обосновывают свою близость к Богу неким переживанием, которое называется или «новым рождением», или «возрождением». Это ощущение положило начало тому движению, которое в религиоведении называетсяривайвелизмом(от англ. revival«возрождение, пробуждение»), к которому относятся практически все радикальные протестанты (баптисты, пятидесятники, адвентисты и другие). Все эти движения, несмотря на то, что у них не совпадает догматика и сильно отличается молитвенная практика, объединяет именно ощущение того, что они заново родились через веру в Иисуса Христа. Причем это «новое рождение» в идеологии этого движения никак не связано с водным крещением.

На основании слов Христа Спасителя о новом рождении (см.: Ин. 3: 5) протестанты учат о некоем переживании, которое рождается в человеке в результате веры. Согласно этой доктрине, чтобы Христос вошел в нас и очистил нас от греха, необходимо только признать Его как личного Спасителя (хотя Библия не называет Христа так, а говорит, что Он Спаситель тела; см.: Еф. 5: 23), попросить Его войти в нашу жизнь. И все, считается, что Он уже вошел. Это может сопровождаться некими переживаниями, а может и нет. Но, главное, почему можно узнать Его действие, это перемена жизни. Алкоголик бросает пить, хулиган – драться. Значит, Христос вошел в нашу жизнь.

Официальное исповедание баптистов 1985 года гласит: «Мы веруем, что покаяние дается Богом людям по благодати. Покаяние обращение включают в себя сокрушение о грехе, исповедание перед Господом и оставление греха, принятие Иисуса Христа своим личным Спасителем. Мы веруем, что следствием обращения и принятия Иисуса Христа Спасителем является рождение свыше от Духа Святого и Слова Божия как необходимое условие усыновления и вхождения в Царствие Божие. Через рождение свыше человек становится дитем Божиим, причастником Божественного естества и храмом Духа Святого. Истинными признаками возрождения является полная перемена жизни, ненависть ко греху, любовь к Господу и к Церкви и жажда общения с Ним, стремление к уподоблению Христу и исполнению воли Божией. Рожденные свыше имеют в себе свидетельство от Духа Святого, что они дети Божии и наследники вечной жизни. Мы веруем, что оправдание изменяет положение уверовавшего человека перед Богом, освобождает его от сознания виновности и страха осуждения за грех, так как Христос принял на Себя всю нашу вину и наказание за грех. Последствие оправдания является освобождение от вечного осуждения и гнева Божия, облачение в праведность Христа, получение мира с Богом, обладание славным наследием со Христом».

Прежде всего, конечно, мы можем сказать, что древняя апостольская Церковь никогда не отделяла возрождение от водного крещения. Так, святитель Иоанн Златоуст в конце IV века писал: «Великих таин сподобил нас Единородный Сын Божий – великих и таких, которых мы не были достойны, но которые сообщить нам Ему угодно было. Если рассуждать о нашем достоинстве, то мы не только были недостойны этого дара, но повинны наказанию и муке. Но Он, несмотря на это, не только освободил нас от наказания, но и даровал жизнь, которая гораздо светлее прежней; Он ввел в другой мир; создал новую тварь. “Кто, – сказано, – во Христе, [тот] новая тварь” (2 Кор. 5: 17). Какая это новая тварь? Послушай, что говорит сам Христос: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3: 5). Нам был вверен рай; но тогда, как мы оказались недостойными обитать в нем, Он возводит нас на самые небеса. Мы не остались верными в первоначальных дарах; но Он сообщает нам еще большие. Мы не могли воздержаться от одного древа – и Он подает нам пищу горнюю. Мы не устояли в раю – Он отверзает нам небеса. Справедливо говорит Павел: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия” (Рим. 11: 33)! Уже не нужны ни мать, ни муки рождения, ни сон, ни сожительство и соединение плотское; строение естества нашего совершается уже свыше – Духом Святым и водою. А вода употребляется как бы место рождения рождающегося. Что утроба для младенца, то вода для верного: он в воде зачинается и образуется. Прежде было сказано: “Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую” (Быт. 1: 20). А с того времени, как Владыка снизшел в струи Иордана, вода производит уже не “пресмыкающихся, душу живую”, а души разумные и духоносные. И что сказано о солнце: «Выходит, как жених из брачного чертога своего” (Пс. 18: 6), теперь более благовременно сказать о верных: они испускают лучи гораздо блистательнее солнечных. Но младенец, зачинающийся в утробе, требует времени; а в воде – не так: здесь все совершается в одно мгновение. Где жизнь временна и получает свое начало от телесного тления, там и рождение медленно происходит: таково естество тел; они только с течением времени получают совершенство. Но в делах духовных не так. Почему же? Здесь что делается, то делается с самого начала совершенно» (Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 26. 1).

Собственно, простое и бесхитростное чтение Писания также не дает нам отделить одно от другого. Если ряд текстов (как, например: Ин. 1: 11–12 и другие) говорят о новом рождении вообще, то другие связывают его с водным крещением (см.: Ин. 3: 5). В Новом Завете нет никакого основания для того, чтобы отделить одно от другого. Так что так называемые евангельские христиане просто используют Писание как «вешалку для развешивания собственных мыслей» (К. Льиюс). Они пытаются найти в Библии тот опыт, которые имеют сами, хотя ни слово Божие, ни Предание древней Церкви не дает им для этого никакого права.

Но все-таки некий духовный опыт у протестантов есть. Он помогает им менять жизнь. И даже придя в истинную Церковь, они не могут сказать, что он был полностью злокачественным. Что же это за переживание? Какой оно природы? Думаю, что ответ можно найти в Писании. Согласно апостолу Павлу, «слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2: 10–11).

Когда человек прикасается к Священному Писанию – его душа ощущает прикосновение к святыне. И неудивительно. Ведь она создана по образу Божию. Слово Божие может разбудить заснувший человеческий дух, и сам процесс пробуждения сладостен для человеческого сердца. Более того, пробудившись, дух человеческий начинает отходить от явного зла, что угодно Господу, и тут впервые человек чувствует одобрение совести. Для того, кто все время жил, повинуясь своим страстям, это очень сильное ощущение. Так на человека действует призывающая благодать, которая вырывает его из сетей зла, чтобы он вошел в союз с Господом. При нормальном ходе развития пробудившийся человек должен начать поиск Бога и вступить в завет с Ним через истинное крещение или через церковное покаяние. Именно в этих водах он может получить прощение всех грехов и подлинное духовное рождение от Духа Святого.

Но именно в этот момент сатана ловит человека. Он обольщает человека ложными силлогизмами. Он говорит: «А зачем тебе эта Церковь? Разве ты не можешь сам с Богом встретиться, ведь Библия говорит к каждому? Разве ты сам не сможешь стать хорошим, читая Библию?». Так диавол ловит человека на крючок гордости и тем самым уводит его со спасительного двора Церкви. Ведь чем привлекает многих протестантизм? Свободой понимать Библию, как ему нравиться. А ведь это самой Библией прямо запрещено (см.: 2 Фес. 2: 15; 2 Пет. 1: 20). В результате совершенно не удивительно, что феномен «нового рождения» в протестантском понимании может происходить не только в тех сообществах, которые формально следуют Никейскому символу, но и среди адвентистов, отвергающих бессмертие души, и среди пятидесятников – единственников, отрицающих Святую Троицу. Если бы перед нами было бы действие Духа Истины, то в результате не возникало бы столько несовместимых учений и практик. Ведь Бог наш не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14: 33)!

Так что в результате человек, который вроде нашел истинного Бога, запутывается в тенета своих заблуждений. Гордость и самомнение его возрастают, а тяга к Божией истине затухает. И чтобы оправдать свое ненормальное положение вне апостольской Церкви, и возникают разные претензии и возмущения и странные учения, вроде представлений о «невидимой церкви», противоречащие и Библии, и церковной истории.

Отсюда же рождается и мысль, будто бы водное крещение просто обряд посвящения себя Богу. И это не удивительно! Ведь опыт протестантов говорит об отсутствии в их крещении Духа, а Библия говорит о присутствии. И вместо того чтобы сделать из этого здравый вывод о том, что крещение в их общине фальшивое, человек начинает выдумывать некие неизвестные Писанию формы подачи благодати без всякого видимого посредства, как будто Бог имеет дело не с людьми, а с духами. Хорошо сказал об этом Господь: «Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2: 13).

Пусть же наши братья протестанты поймут, в каком страшном состоянии они оказались, и придут к Христову возрождению в православном крещении. И все ангелы в небесах будут восклицать песнь радости о возращении к Отцу блудных сыновей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *