крещение в воде протестанты

Клин православный

крещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестантыХрамкрещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестантыкрещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестантыБлагочиниекрещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестантыкрещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестантыСтатьикрещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестантыкрещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестанты Вопросы священникукрещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестанты
крещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестанты

Поддержите создание крестильного храма!

крещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестанты
крещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестантыкрещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестанты
Главная » Статьи » Как мы веруем

Русские протестанты и их отношение к водному крещению. Часть 1

Автор: протоиерей Борис Балашов

Рядом с нами на нашей земле живут люди, считающие себя христианами, но не единые с нами по вере. Нередко у них наступает духовный кризис, и они начинают осознавать неполноту собственной духовной жизни и неправоту веры своей религиозной общины, которую они раньше считали для себя христианской церковью. В таком духовном состоянии они часто обращают свой взор к Православной Церкви.

Возникает вопрос: как именно принимать русских протестантов в Православие? Нужно, в первую очередь, иметь ясное понимание, как они относятся к водному крещению, считают ли такое крещение Таинством, имеющим благодатную возрождающую силу, или нет?

крещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестанты

Протестантское крещение

Говоря о русских традиционных протестантах, мы имеем в виду евангельских христиан, баптистов, меннонитов, христиан веры евангельской (пятидесятников) и адвентистов седьмого дня.

Объединение евангельских христиан и баптистов произошло в СССР в 1944 г. В 1945 г. к этому объединению присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 г. – и ряд меннонитских общин.

Богословское понимание спасения и водного крещения во всех этих протестантских общинах сходно.

По словам одесского протоиерея Вячеслава Рубского, «в основе разногласия в понимании крещения между православными и протестантами лежит глубинное расхождение в вопросе о спасении. Протестанты акцентируют момент, в который уверовавший «принял Христа как личного Спасителя». Ему прощаются все грехи, и гарантируется Царство Божие. Православие понимает спасение как жизнь Бога внутри человека, исцеление плоти и духа благодатью Божией, обитающей в нас (Кол. 1, 27)…

Путь в горний Иерусалим лежит через очищение и возрождение здесь на земле. Как видим, иногда протестанты смешивают два разных действия, часто называющихся одним и тем же словом – “возрождение”. В Православии тоже есть понятие о возрождении как обретении веры, покаяния, преданности и т.д. Но когда говорится о возрождении в Таинстве Крещения, разумеются более глубокие вещи. А именно: усыновление Богу через Иисуса Христа (Еф. 1, 5). Первое возрождение открывает Спасителя, второе – соединяет с Ним. Возрожденный верою приходит к купели, чтобы возродить свое падшее естество к обновленной жизни (Рим. 6, 4), стать чадом Божиим». 1

Об этих двух духовных возрождениях святой апостол и евангелист Иоанн пишет так: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12).

В православном Таинстве Крещения происходит духовное рождение нового человека. Протоиерей Вячеслав Рубский замечает: «Если же понимать “возрождение” лишь в первом его значении, то каким же образом человек может возродиться (т.е. заново родиться), еще не будучи погребен в крещении (Рим. 6, 4)?

Если протестант приходит к купели потому, что он уже со Христом, то православный крестится потому, что желает жить со Христом теснее. Протестант актом крещения свидетельствует о том, что здоров. Для православного крещение – это путь к исцелению, лекарство, необходимое для воссоздания первобытного единства с Богом». 2

Этого глубокого смысла Таинства Крещения мы не находим в исповедании веры евангельских христиан-баптистов. Все их рассуждения сводятся к тому, что уверовавший может быть возрожденным и без троекратного погружения в воды Крещения.

Протестантское богословие в понимании крещения водой выделяет три основных элемента: покаяние, обещание Богу доброй совести и свидетельство о своей вере. По словам протоиерея Вячеслава Рубского, «для протестантов условия принятия дара, подаваемого в Крещении, культивируются в его смысл. Остальное отрицается. Таким образом, по православному мнению, крещение у протестантов остается бездарным. Богу трудно преподать дар там, где его совсем не ждут». 3

В традиционном для евангельских христиан вероучительном документе «Изложение евангельской веры (Филипп. 1, 27) или Вероучение евангельских христиан», составленном И.С. Прохановым, говорится: «Слово Божие учит нас о двух видах крещения: духовном и водном.

1) Крещение духовное называется двояко…

а) Крещение Святым Духом есть первое принятие Святого Духа (Деян. 1, 5; 8); и так как оно знаменует собой начало новой твари, то оно сопровождается рождением свыше, сообщением даров и т.п.

2) Крещение водою. Греческое слово βάπτισμα (баптизма), в Новом Завете относящееся к крещению, означает “погружение” (Мк. 1, 5–9; Мф. 3, 16; Деян. 8, 38–39)». 4

В этом вероучительном документе евангельских христиан объясняется смысл крещения водою: «Крещение водою есть внешний знак совершившегося в душе ранее крещения Духом Святым или смерти для греха и воскресения для праведности (Рим. 6, 3–4)». 5

Но если человек, уверовав во Христа, уже возродился, то каково же значение водного крещения? На это в «Вероучении евангельских христиан» дается такой ответ: «Крещение водою имеет свое значение только тогда, когда оно совершается над теми, кто сознательно уверовали во Христа, раскаялись, обратились и получили рождение свыше, то есть кто получили крещение духовное». 6

Таким образом, по мнению евангельских христиан, крещение водою только свидетельствует о духовном рождении человека, которое уже совершилось ранее. Другими словами, оно имеет только символическое значение.

Поскольку крещение водою есть знак уже совершившегося духовного рождения по вере, то совершенно логично отрицание крещения детей.

Такова вера евангельских христиан относительно водного крещения согласно вероисповедному документу «Вероучение евангельских христиан».

Обратимся к другому русскому протестантскому изданию «Подготовка к крещению», составитель Сергей Викторович Санников.

В аннотации к этому изданию сказано: «В книге представлено популярное изложение восточно-славянского опыта нескольких поколений евангельски мыслящих христиан». 8

В седьмой беседе «Водное крещение и вечеря Господня» говорится: «Церковь Христова молится и воспитывает своих членов. она подает своим чадам видимые знаки веры, которые выражаются в водном крещении и вечере Господней. Священное Писание указывает только на эти два видимых знака веры, имеющих внешнюю форму священнодействия. Человек, не принявший водного крещения и не участвующий в вечере Господней, не может заявить о своем спасении, хотя бывают случаи, когда крещеный и регулярно причащающийся верующий все же оказывается не спасен, если в нем не произошло внутреннего духовного перерождения». 9

Далее в этой книге говорится: «Принимая святое водное крещение, люди видимым образом свидетельствуют о своей приобщенности к учению Иисуса Христа, к Церкви Христовой. Сам Иисус заповедал именно таким образом свидетельствовать миру о присоединении к Церкви (Мф. 28, 19). Поэтому христиане принимают крещение, выполняя заповедь Господа Иисуса». 10

Из этих слов следует, что смысл водного крещения состоит в свидетельстве о своем вхождении в Церковь Христову и своей приобщенности к Христову учению. При этом ничего не говорится о духовно-благодатном перерождении в крещении и усыновлении Богу, которые, предполагается, уже произошли до совершения крещения водой.

«Итак, водное крещение – как это написано в “Подготовке к крещению…”, – это обещание Богу доброй совести, то есть ответное согласие на вхождение в Завет с Богом, согласие на Божие требование иметь добрую совесть.

Погружением в воду человек свидетельствует, что он обещает Богу добрую совесть. Он обещает не служить в ней Богу, как иногда говорят люди, а иметь ее, как указывает Слово Божие. Это значит, что добрая совесть должна проявляться во всех сферах жизни верующего: в его словах, помыслах, действиях, служении, контактах с домашними и посторонними, друзьями и врагами». 11

Обратимся теперь к авторитетному баптистскому писателю Чарльзу Райри: «Крещение символизирует покаяние и прощение грехов (Деян. 2, 38; 22, 16), соединение со Христом (Рим. 6, 1–10), начало пути ученика Христа (Мф. 28, 19). Крещение знаменует начало христианской жизни (хотя само по себе оно не производит ни прощения грехов, ни всего другого, что перечислено выше)». 12

Таким образом, крещение содержит в себе, по мнению баптистов, богатство символов, но при этом в нем абсолютно отсутствует существенная или действенная часть самого акта крещения.

«Бог по милости Своей, – продолжает Чарльз Райри, – может дать Свои дары людям, которые совершают символические действия, однако само по себе установление не несет в себе силы». 13

По словам протоиерея Вячеслава Рубского, «если “символические действия” сопровождаются благоговейной молитвой о ниспослании Святого Духа, то и Бог, верный Своим обещаниям (Лк. 11, 13; Ин. 14, 13; Мф. 7, 11; 21, 22; Мк. 11, 24), по милости Своей подает Свои дары. Тогда форма становится содержательной, тогда “символические действия” становятся таинством. В противном случае, если не происходит последнего, и никто даже не просит и не ждет дара от Бога, остается лишь пустая оболочка. Горше всего то, что с этим фактически соглашается (а иногда и решительно утверждает) протестантское богословие» 14

Протестантский богослов Чарльз Райри в параграфе «Важное значение крещения», состоящем из шести пунктов, видит эту важность в следующем: «1) Иисус был крещен… 2) Ученики Иисуса крестились… 3) Он заповедал совершать крещение… 4) В апостольские времена все уверовавшие крестились… 5) …крещение – символическое изображение богословских истин… 6) В Послании к Евреям крещение перечислено в числе других основополагательных принципов…» 15 Протоиерей Вячеслав Рубский так оценивает эти «глубокие мысли»: «Таким образом, тема важности крещения превращается в обоснование того, что оно обязательно должно быть. Но чем же оно так важно, чтобы быть таким обязательным? Неужели тем, что оно символично? Но в Церкви весьма многое символично. Даже в протестантских общинах есть множество традиций, обрядов, жестов и прочих моментов “символически изображающих богословские истины”». 16

Осознавая, что в крещении все-таки должен быть особенно важный смысл, протестантские богословы, однако, никакого иного значения, кроме обрядового, в нем увидеть не могут: «Христианское крещение, – по словам Чарльза Райри, – символизирует принятие Благой Вести, соединение со Спасителем и вступление в Церковь. Вот каков глубокий смысл крещения; не понимая этого, мы духовно обкрадываем сами себя». 17 Если же богослов символический смысл называет глубиною, «то более существенной глубины и значения в крещении, чем условного, символического баптисты не предполагают». 18

Другой баптистский богослов Пол Р. Джексон пишет: «Крещение напоминает нам реальность нашего союза со Христом, так как мы соединены с Ним подобием Его смерти, погребения и воскресения… Церемония крещения, несомненно, символизирует наше погребение и воскресение со Христом». 19

Баптистский богослов Миллард Эриксон так пишет о значении крещения: «Оно имеет большое значение, ибо представляет собой знак союза верующего со Христом, и признание этого союза – дополнительный акт веры, еще крепче цементирующий эту связь». 20 «Креститься повелел Христос (Мф. 28, 19–20). Поскольку этот обряд предписан Им, его следует принимать скорее как предписание, а не как таинство. Сам по себе он не производит в человеке какого-то духовного изменения. Мы продолжаем совершать обряд крещения просто потому, что так повелел Христос, и потому, что он играет роль публичного свидетельства. Он подтверждает факт спасения человека для него самого и для окружающих». 21

Таким образом, в понимании протестантов, крещение есть исполнение воли Христа как символическое действие, однако это не таинство и оно «не производит в человеке какого-то духовного изменения». Только непонятно, зачем Спаситель заповедует совершать по сути бессмысленные действия?

Мы уже приводили пример, в котором баптисты утверждают, что крещение «есть торжественное обещание Богу доброй совести, а также видимый знак веры». 22

Апостол Павел пишет о Таинстве Крещения: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3, 5). Исходя из этих слов, можно сказать, что в Таинстве Крещения апостол «видит одновременно и символ, и реальность, называя его банею возрождения и обновления Святым Духом». 23

Относительно обещания Богу доброй совести (1 Пет. 3, 21), как это звучит в синодальном переводе Библии, следует заметить, что такой перевод является ошибочным. В славянском переводе мы читаем: Крещение, не плотския отложения скверны, но совести благи вопрошение у Бога (1 Пет. 3, 21).

В «Новом Завете на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык» дан такой вариант перевода слов апостола Петра: просьба Богу о доброй совести. 24

Подробно об этом пишет диакон (в настоящее время – протодиакон) Андрей Кураев. 25 «Глагол επερωτάο в классическом греческом языке может означать обещание. Но в новозаветном койне он однозначно имеет смысл вопрошения, просьбы… Крещение спасает не тем, что в нем мы что-то обещаем Богу, а тем, что Спаситель дарует нам плод своего воскресения. В крещении мы испрашиваем у Бога дарование доброй, обновленной совести». 26

Усилием своей воли для человека невозможно обрести добрую совесть, это дар Божий. Если же, по мнению баптистов, человек может своими силами обрести и хранить добрую совесть, а крещение водой – это только набор прекрасных символов, и оно неспособно изменять и спасать человека, то зачем, собственно говоря, креститься? И из протестантских книг видно, что в их общинах есть такие верующие люди, которые не хотят принимать крещение водой, видимо, не находя в нем смысла.

«Даже если протестанты согласятся с тем, что в крещении прощаются грехи, то при сохранении их концепции это отнюдь не делает его необходимым. И хотя скверный и не может войти в Царство Божие (Откр. 21, 27), но если учесть, что он и без очищающего крещения находится в теснейшем общении с Богом, то скверным такового уже никак не назовешь!» 27

Протоиерей Борис Балашов

Сноски:
1. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
2. Там же.
3. Там же.
4. Проханов И.С. Изложение евангельской веры (Филипп. 1, 27) или Вероучение евангельских христиан. Черкассы: Смирна. 2002. С. 30.
5. Там же. С. 31.
6. Там же. С. 31.
7. Там же. С. 31.
8. Начатки учения. Подготовка к крещению для церквей евангельской традиции. / Сост. Санников С.В. СПб.: Библия для всех, 2009. Аннотация. С. 1.
9. Там же. С. 195.
10. Там же. С. 196.
11. Там же. С. 196–197.
12. Чарльз Райри. Основы богословия. М. 1997. С. 501.
13. Там же. С. 500.
14. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
15. Чарльз Райри. Указ. соч. С. 501.
16. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
17. Чарльз Райри. Указ. соч. С. 502.
18. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
19. Пол Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Христианское просвещение, 1993. С. 57.
20. Миллард Эриксон. Христианское богословие. СПб. 1999. С. 933.
21. Там же. С. 925.
22. Исповедание веры Одесской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов. 1993. / Цит. из «История баптизма». Вып. 1. ОДС ЕХБ. Богомыслие, 1996. С. 479.
23. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
24. Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык. СПб.: РБО, 2001. С. 877.
25. Кураев А., диакон. Протестантам о Православии. Наследие Христа. Клин: Христианская жизнь, 2006. С. 153–155.
26. Там же. С. 153–154.
27. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.

крещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестантыЧто такое Церковь?
Автор: Ирина Филиппова
Место это или пространство? Что дает Церковь верующему человеку, для чего она ему нужна?
Существует ли Церковь в других религиях или каких-либо других христианских конфессиях, ведь католики и протестанты тоже называют себя Церковью?
Ответы на эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти в беседе с отцом Аркадием Штейнбергом, настоятелем Преображенского храма п. Нудоль.

крещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестантыО двух книгах нашего издательства
Автор: Ольга Тишкова
Мы хотели бы познакомить вас с очень интересными книгами, которые будут полезны всем, кто стремится в своей жизни следовать за Христом и Его Церковью

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Источник

Можно ли признавать крещение радикальных протестантов?

крещение в воде протестанты. Смотреть фото крещение в воде протестанты. Смотреть картинку крещение в воде протестанты. Картинка про крещение в воде протестанты. Фото крещение в воде протестанты
Протестантское крещение

Господь наш Иисус Христос дал заповедь Своим ученикам научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). По Его Божественному повелению святая апостольская Церковь и до сих пор совершает это священное таинство, в котором «верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Пространный христианский катехизис). По учению Священного Писания, в крещении омываются все грехи (см.: Деян. 22: 16), человек участвует в смерти и воскресении Христа Спасителя (см.: Рим. 6: 3–5), облекается во Христа (см.: Гал. 3: 27), становиться чадом Божиим (см.: Ин. 3: 5–6). А потому само крещение, по прямому и недвусмысленному слову Библии, спасает нас воскресением Христовым (см.: 1 Пет. 3: 21), и без истинного крещения невозможно спастись (см.: Ин. 3: 5; Мк. 16: 16).

Именно из столь великого значения данного таинства каждому крайне важно знать, омыт ли он водами священной купели или нет, оправдан ли он кровью Христовой или еще доныне тлеет во грехах своих. Ведь если человек думает, что он очищен, а между тем грех его на нем пребывает, то ему ничем не поможет ложная уверенность. Примером этого может служить лечение рака, когда уверенность в том, что врач удалил опухоль, ничем не поможет тому, кому на деле опухоль не удалена. Особенно это важно знать тем, кто, читая Священное Писание, поверил в Господа Иисуса Христа и решил, что этого достаточно для спасения. К сожалению, знание о Враче не тождественно исцелению. Еще необходимо приступить к духовному лечению и отдать свою душу в руки Небесного Хирурга, Который отсечет от сердца наросты греха водами крещения.

Приходиться слышать от самых разных людей, что креститься можно и не в Православной Церкви. Многие были крещены различными проповедниками в бассейнах на стадионах, многие получили крещение в различных евангельских общинах, и при этом они искренно считают себя возрожденными детьми Божиими, нашими братьями во Христе, готовыми даже приступить к Христовой чаше в наших храмах. Но так ли это? Можно ли признать истинным крещение радикальных протестантов (так называемых евангельских христиан) – баптистов, харизматов, методистов и последователей других подобных движений?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала указать на важнейшую библейскую истину: таинство крещения не есть нечто отдельное от Церкви – оно является дверью, вводящей в Церковь. И совершает его не человек, а Сам Христос Спаситель, Который является Главой тела Церкви (см.: Еф. 1: 23). Исходя из этого бесспорного положения откровения и помня, что вне видимой Церкви нет спасения, уже в древности святые отцы (священномученик Киприан Карфагенский и отцы Карфагенского Собора 256 года) учили, что вне евхаристических границ Церкви нет и таинств. А потому, по их учению, все еретики и отщепенцы потеряли благодать и не могут преподать другим того, чего сами не имеют. Эта точка зрения популярна в Православной Церкви и сейчас. Но уже в то же самое время другой святой – мученик Стефан, папа Римский, – утверждал, что и внецерковное крещение свято, и потому необходимо лишь дополнять его возложением рук, подающим дар Святого Духа (аналогом нашего миропомазания).

Апостольская Церковь не признала правильным ни то, ни другое учение. Уже Никейский Собор признал крещение и священство раскольников новациан (8-е правило), а II Вселенский Собор 7-м правилом распределил еретиков и раскольников на две группы – принимаемых через крещение и через миропомазание. 95-е правило Трулльского Собора добавило к этому еще одну группу – принимаемых через публичное (письменное) отречение от своих заблуждений. Так возникли три чина приема еретиков и раскольников.

В чем причина этого разделения? Почему Церковь не сочла для себя возможным принимать всех инославных через святое крещение? Думаю, что ответ надо искать опять- таки в Новом Завете. Апостол Павел, перечисляя смертные грехи (см.: Гал. 5: 20), поставил грех ереси наравне с другими тяжелейшими преступлениями: убийством, прелюбодеянием, воровством, идолослужением и другими. И добавил к этому страшную угрозу: «Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 21).

Итак, ереси и расколы – это смертные грехи, которые разрывают связь человека с Богом. Они влекут человека в геенну огненную. Они открывают его сердце для действия сатаны.

Но при этом в Церкви существует правило, что до суда человека нельзя считать осужденным. Именно поэтому те еретики и раскольники, которые были осуждены законным церковным судом и не пожелали раскаяться, лишаются всех даров Божиих. А те, которые еще не осуждены, – их действия как служителей Церкви могут считаться действительными в том случае, если Церковь пожелает признать это. В этом как раз и проявляется данная Святым Духом апостолам власть вязать и решить (см.: Ин. 20: 22–23).

Тут надо пояснить, по какому принципу действует Церковь. Ведь раз таинства совершает не человек, а Бог, то и Церковь Божия не может признать таинством то, что чуждо Божиего действия. Пустая форма не может дать человеку вообще ничего. Нужно действие Духа, иначе вода останется водой.

Поводом к изданию этого правила послужили, прежде всего, существовавшие во времена апостолов ереси (николаитов, симониан, Менандра, Керинфа и Евиона), искажавшие основные догматы о Святой Троице, о Лицах Божества и особенно о воплощении Сына Божия и об искуплении. У таких еретиков, конечно, не могло быть ни истинного крещения как таинства, возрождающего человека в новую жизнь и просвещающего его Божественной благодатью (хотя бы относительно формы таинство это было совершено правильно), потому что самые понятия их о Боге и об истинной вере Христовой были совершенно ложны. Другим поводом к изданию этого правила послужили также и споры, возникавшие в первые времена Церкви относительно крещения еретиков. По мнению одних, никоим образом нельзя было признавать крещения, совершенного у еретиков, и, следовательно, необходимо было снова крестить каждого без различия, переходившего из ереси в Православную Церковь. По мнению других, снова крестить необходимо было только переходящих из той ереси, в которой искажено было крещение; если же крещение известных еретиков не было повреждено, но по своей сущности соответствовало православному крещению и, следовательно, могло считаться Церковью по существу правильным, то переходивших из таковых ересей (где сущность крещения не была повреждена) не было надобности вторично крестить. Первого мнения держались епископы африканской Церкви и некоторые Восточной; другое мнение защищалось западными епископами и вместе с ними большинством остальных епископов. Это последнее мнение принято и настоящим апостольским правилом и ясно выражено в нем как общая церковная норма, а именно: крещение по своему существу, как тайна благодати, не может вообще повторяться. И, следовательно, если оно правильно совершено и по своей сущности, и по внешней форме, другими словами, если оно совершено сообразно его евангельскому установлению, то оно не повторяется даже и над теми, которые переходят в Церковь из какой-либо ереси. Особенно это должно относиться к лицам, крещенным первоначально в Православной Церкви и затем перешедшим в какую-либо ересь. Если же крещение совершено противно его евангельскому установлению и людьми нечестивыми (άσεβών), как говорит это апостольское правило, то есть таким еретическим священником, который извращенно исповедует основные догматы христианской веры, вследствие чего совершенное им крещение не есть истинное (ού χατά άλήθειαν) и считается недействительным, то данное лицо необходимо крестить снова как бы еще не крещенное.

Правила определяют точным образом, какое крещение, совершенное не в Православной Церкви и не православным священником, должно считаться недействительным и должно быть повторено. Предписания этих правил должны строго соблюдаться, и малейшее отступление от них должно подлежать каноническому наказанию. Предписания этих правил имеют значение исключительно при обсуждении действительности крещения, совершенного вне Православной Церкви.

В данном апостольском правиле важно то, что, помимо вышеприведенного основания к извержению епископа или пресвитера, повторившего правильно совершенное крещение или признавшего правильным ложное крещение, таковым основанием считается и то, что эти духовные лица не делают разницы между настоящими и ложными священниками (ψευδιερέων). Чтобы судить о том, должно ли священство того или другого иноверного общества считаться законным и, следовательно, признаваться или не признаваться со стороны Православной Церкви, необходимо убедиться главным образом в том, отступает ли известное иноверное общество от Православной Церкви только в некоторых отдельных пунктах веры и в некоторых своих отдельных обрядах, или оно погрешает в основных истинах Церкви и имеет искаженное учение как в отношении вопросов веры, так и в отношении церковной дисциплины; в последнем случае священство такого общества не может признаваться Православной Церковью. Далее, нужно принять во внимание, смотрит ли данное религиозное общество на священство как на божественное установление и на иерархическую власть как на власть, проистекающую из божественного права, или же оно смотрит на священство как на служение, получаемое, подобно всякой другой мирской службе, без участия божественной благодати и нужной только для того, чтобы сохранить известный порядок при исполнении каких-либо религиозных обязанностей. В последнем случае нет истинного священства, потому оно и не может признаваться Церковью. Наконец, так как основу законного священства составляет непрерывное преемство иерархической власти от апостолов и до настоящего времени, то при суждении об иноверном священстве необходимо обращать особенное внимание на то, сохранено ли в данном религиозном обществе это апостольское преемство или нет. Священство религиозных обществ, сохранивших это непрерывное преемство, считается, несмотря на существующие в них различные мнения, канонически правильным, если только в остальном они не затрагивают самых основ христианской веры и сущности и силы таинств; если же это апостольское преемство прервано в том или ином религиозном обществе, которое, отделившись от церковного общения, имеет свою особую иерархию, независимо от апостольского преемства, то священство подобного общества не может быть признано канонически правильным (см.: апостольское правило 67; I Вселенского Собора 8, 19; Лаодикийского 8, 32; Карфагенского 68; Василия Великого 1; др.)» (Толкование на правила апостолов).

Если с этими критериями мы подойдем к так называемым евангельским христианам, то очевидным будет отрицательный ответ на вопрос о действительности их крещения. Все «евангельские церкви» возникли не ранее XVII века без всякой связи с апостольской иерархией. Один из основателей баптизма, Джон Смит, был самокрещенцем. Таким образом, при самом основании этих сообществ была задекларирована их отделенность от той апостольской Церкви, которую создал Сам Христос и которой Он обещал неодолимость вратами ада (см.: Мф. 16: 18).

Уже здесь мы видим внутреннюю противоречивость учения данных сообществ. Ведь если Христос не смог сохранить в неповрежденности Свою Церковь, (а в Его время она была вполне видима и имела четкие границы (см.: Деян. 5: 13), и потому нельзя сказать, что Церковь была невидимой), если Христова Церковь настолько деградировала, что из видимой стала невидимой (что противоречит определению ее как тела Христова, ведь тело по определению видимо), то Христос солгал. А лжец не может быть Богом. Ведь в любой ситуации это знак или слабости и невежества (если Христос хотел сохранить Церковь – но не смог), или злого умысла (если Он не собирался этого делать, а просто ввел Своих учеников в заблуждение). Так что само определение протестантов как христиан внутреннее противоречиво. Как можно называться именем слабака или обманщика? Если же Иисус Христос – истинный Бог, то любой честный читатель Евангелия должен отыскивать не самоделку XVII или ΧΧ века, а ту Церковь, которая существует со времен апостолов, сохраняя и апостольское преемство, и апостольскую веру. Итак, с точки зрения 47-го правила святых апостолов, пасторы, епископы и пресвитеры баптистов, харизматов и других евангельских христиан не могут быть названы иначе чем «лжесвященниками». А потому, в строгом соответствии с этим древнейшим правилом, крещение их не может быть принято. Ведь Спаситель повелел крестить людей не всем подряд, а только апостолам (см.: Мф. 28: 18–20).

Но тут возникает другой вопрос: может быть, их крещение можно признавать по аналогии с мирянским крещением, принимаемым сейчас в Православии? И тут мы сталкиваемся с другими трудностями.

Как уже было сказано выше, для признания крещения необходимо, чтобы вера данной общины радикально не противоречила откровению. Да, формально евангельские христиане признают и Троицу, и Боговоплощение, так что этот признак ими выполняется. Конечно, их понимание догматики оставляет желать много лучшего. Так, например, многие сторонники евангелизма искаженно понимают тайну Триединства. Мне практически не приходилось встречать евангеликов, которые признавали бы существование ипостасных признаков у Божественных Ипостасей. Большинство реальных евангеликов (баптистов, харизматов), с которыми мне приходилось общаться, – это тритеисты (трехбожники). Многие из них утверждают, что вера в предвечное рождение Сына Божия – это верный путь к секте свидетелей Иеговы. Есть евангелики, утверждающие, что Сын Божий до воплощения не был Сыном, а был только Словом Отца. И это мнение распространено в ряде сочинений евангеликов, направленных против культов. Мы видим здесь невежество, граничащее с ересью. Причиной, почему мы оцениваем это заблуждение столь мягко, та, что официальное изложение веры этих организаций – это или апостольский символ, или Никео-Цареградский символ. И мы до формального утверждения этих еретических доктрин должны думать, что перед нами частные заблуждения тех или иных евангелических общин.

Такое же учение о крещении присутствует и у других радикальных протестантов, начиная с Цвингли, заявившего, что вода в купели ничем не отличается от воды в корыте. Тут мы видим, что для самих евангеликов крещение не является таинством, уникальным действием Самого Бога, а только символом, человеческим действием, которое совершает уже спасенный человек. Неоднократно в евангелистской литературе приходилось читать, что крещение не спасает человека, и даже некрещеный может стать чадом Божиим, пережить духовное рождение и войти в Царствие Небесное. В некоторых евангелистских собраниях люди могут участвовать даже в проповеднической деятельности и учиться в семинариях, не получив водного крещения.

Сам Спаситель сказал: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29). И как можно признать таинством нового рождения тот обряд, который сами его совершители таинством не считают? Мы должны согласиться с Цвингли и сказать, что, действительно, у радикальных протестантов вода остается просто водой. Духа в ней нет. Она ничего не дает человеку. Строго говоря, баптистское или пятидесятническое крещение подобно обряду отречения от сатаны и сочетания со Христом в Православной Церкви. В этом обряде нет вмешательства Бога, нет действия животворящего Духа, а потому все радикальные протестанты доныне во грехах своих. Признание их крещения действительным таинством так же невозможно, как невозможно признать таинством купание с призыванием имени Троицы в святом источнике, принятое у православных.

Это тем более важно для нас, православных христиан, если учесть, что протестанты отвергают богоустановленную форму таинства. Правило 49-е святых апостолов гласит:«Аще кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению – во Отца и Сына и Святаго Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: да будет извержено».

Даже этого канонического правила достаточно для того, чтобы любой православный христианин последних двадцати веков не признал бы действительным крещением обряд погружения у евангеликов.

Итак, как мы можем оценить общины евангельских христиан с точки зрения Божественного откровения и апостольской Православной Церкви? Да, они признают Троицу и Боговоплощение, богодухновенность Писания и даже Никео-Цареградский символ веры (в России даже в неискаженном варианте). Но у них нет таинств, нет вмешательства Самого Бога. Не случайно их богослужебные собрания напоминают скорее клуб по интересам, чем благоговейное предстояние пред Лицом Божиим. Так что при самом благожелательном отношении к радикальным протестантам эти собрания можно назвать только кружками по самовольному изучению Библии, но никак не Церковью. Поэтому для получения спасения, для участия в искупительной жертве Христа Спасителя протестантам совершенно необходимо получить истинное крещение и прощение грехов в истинной апостольской Церкви. Иначе все они, к нашему величайшему сожалению, будут лишены славы Божией. И не помогут им и вера во Христа, и изучение Писания, если они не исполнят прямой заповеди Господа о крещении. Не случайно Христос сказал по этому поводу: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21).

А если вспомнить, что символ веры требует исповедания единого крещения во оставление грехов, то сторонники радикального протестантизма оказываются самыми настоящими еретиками, нарушающими постановления Вселенских Соборов. Более того, их вероучение также вступает в противоречие с учением VII Вселенского Собора об иконопочитании, и на них лежат анафемы против тех, кто отвергает святые иконы, называя их идолами. Уже не приходиться говорить, что их отвержение сакраментального характера священства, реального понимания евхаристии, епископального устройства Церкви полностью противоречит и учению Вселенских Соборов, и согласному исповеданию веры апостольской Церкви всех двадцати веков ее существования. И в этом отношении они также оказываются еретиками. Не случайно Церковь осудила возникающий протестантизм на целом ряде Соборов XVII века. Ведь сохранив многие из заблуждений папистов, протестанты еще дальше удалились от апостольского христианства. Итак, не только по сути, но и даже формально (в согласии с постановлениями Вселенских Соборов) евангелики являются еретиками, осужденными судом Святого Духа. И тут им стоит напомнить слова апостола Павла о том, что еретики «Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 21). Как жаль, что столько искренних людей погибнут из-за заблуждений, мешающих им увидеть Бога.

Остается оценить только то явление в евангелизме, которое для последователей этого учения заменяет практически все церковные таинства. Это так называемое новое рождение, которое признается самым важным в жизни христианина. Опыт показывает, что при общении с протестантами приходиться всегда сталкиваться с тем, что они обосновывают свою близость к Богу неким переживанием, которое называется или «новым рождением», или «возрождением». Это ощущение положило начало тому движению, которое в религиоведении называетсяривайвелизмом(от англ. revival«возрождение, пробуждение»), к которому относятся практически все радикальные протестанты (баптисты, пятидесятники, адвентисты и другие). Все эти движения, несмотря на то, что у них не совпадает догматика и сильно отличается молитвенная практика, объединяет именно ощущение того, что они заново родились через веру в Иисуса Христа. Причем это «новое рождение» в идеологии этого движения никак не связано с водным крещением.

На основании слов Христа Спасителя о новом рождении (см.: Ин. 3: 5) протестанты учат о некоем переживании, которое рождается в человеке в результате веры. Согласно этой доктрине, чтобы Христос вошел в нас и очистил нас от греха, необходимо только признать Его как личного Спасителя (хотя Библия не называет Христа так, а говорит, что Он Спаситель тела; см.: Еф. 5: 23), попросить Его войти в нашу жизнь. И все, считается, что Он уже вошел. Это может сопровождаться некими переживаниями, а может и нет. Но, главное, почему можно узнать Его действие, это перемена жизни. Алкоголик бросает пить, хулиган – драться. Значит, Христос вошел в нашу жизнь.

Официальное исповедание баптистов 1985 года гласит: «Мы веруем, что покаяние дается Богом людям по благодати. Покаяние обращение включают в себя сокрушение о грехе, исповедание перед Господом и оставление греха, принятие Иисуса Христа своим личным Спасителем. Мы веруем, что следствием обращения и принятия Иисуса Христа Спасителем является рождение свыше от Духа Святого и Слова Божия как необходимое условие усыновления и вхождения в Царствие Божие. Через рождение свыше человек становится дитем Божиим, причастником Божественного естества и храмом Духа Святого. Истинными признаками возрождения является полная перемена жизни, ненависть ко греху, любовь к Господу и к Церкви и жажда общения с Ним, стремление к уподоблению Христу и исполнению воли Божией. Рожденные свыше имеют в себе свидетельство от Духа Святого, что они дети Божии и наследники вечной жизни. Мы веруем, что оправдание изменяет положение уверовавшего человека перед Богом, освобождает его от сознания виновности и страха осуждения за грех, так как Христос принял на Себя всю нашу вину и наказание за грех. Последствие оправдания является освобождение от вечного осуждения и гнева Божия, облачение в праведность Христа, получение мира с Богом, обладание славным наследием со Христом».

Прежде всего, конечно, мы можем сказать, что древняя апостольская Церковь никогда не отделяла возрождение от водного крещения. Так, святитель Иоанн Златоуст в конце IV века писал: «Великих таин сподобил нас Единородный Сын Божий – великих и таких, которых мы не были достойны, но которые сообщить нам Ему угодно было. Если рассуждать о нашем достоинстве, то мы не только были недостойны этого дара, но повинны наказанию и муке. Но Он, несмотря на это, не только освободил нас от наказания, но и даровал жизнь, которая гораздо светлее прежней; Он ввел в другой мир; создал новую тварь. “Кто, – сказано, – во Христе, [тот] новая тварь” (2 Кор. 5: 17). Какая это новая тварь? Послушай, что говорит сам Христос: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3: 5). Нам был вверен рай; но тогда, как мы оказались недостойными обитать в нем, Он возводит нас на самые небеса. Мы не остались верными в первоначальных дарах; но Он сообщает нам еще большие. Мы не могли воздержаться от одного древа – и Он подает нам пищу горнюю. Мы не устояли в раю – Он отверзает нам небеса. Справедливо говорит Павел: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия” (Рим. 11: 33)! Уже не нужны ни мать, ни муки рождения, ни сон, ни сожительство и соединение плотское; строение естества нашего совершается уже свыше – Духом Святым и водою. А вода употребляется как бы место рождения рождающегося. Что утроба для младенца, то вода для верного: он в воде зачинается и образуется. Прежде было сказано: “Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую” (Быт. 1: 20). А с того времени, как Владыка снизшел в струи Иордана, вода производит уже не “пресмыкающихся, душу живую”, а души разумные и духоносные. И что сказано о солнце: «Выходит, как жених из брачного чертога своего” (Пс. 18: 6), теперь более благовременно сказать о верных: они испускают лучи гораздо блистательнее солнечных. Но младенец, зачинающийся в утробе, требует времени; а в воде – не так: здесь все совершается в одно мгновение. Где жизнь временна и получает свое начало от телесного тления, там и рождение медленно происходит: таково естество тел; они только с течением времени получают совершенство. Но в делах духовных не так. Почему же? Здесь что делается, то делается с самого начала совершенно» (Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 26. 1).

Собственно, простое и бесхитростное чтение Писания также не дает нам отделить одно от другого. Если ряд текстов (как, например: Ин. 1: 11–12 и другие) говорят о новом рождении вообще, то другие связывают его с водным крещением (см.: Ин. 3: 5). В Новом Завете нет никакого основания для того, чтобы отделить одно от другого. Так что так называемые евангельские христиане просто используют Писание как «вешалку для развешивания собственных мыслей» (К. Льиюс). Они пытаются найти в Библии тот опыт, которые имеют сами, хотя ни слово Божие, ни Предание древней Церкви не дает им для этого никакого права.

Но все-таки некий духовный опыт у протестантов есть. Он помогает им менять жизнь. И даже придя в истинную Церковь, они не могут сказать, что он был полностью злокачественным. Что же это за переживание? Какой оно природы? Думаю, что ответ можно найти в Писании. Согласно апостолу Павлу, «слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2: 10–11).

Когда человек прикасается к Священному Писанию – его душа ощущает прикосновение к святыне. И неудивительно. Ведь она создана по образу Божию. Слово Божие может разбудить заснувший человеческий дух, и сам процесс пробуждения сладостен для человеческого сердца. Более того, пробудившись, дух человеческий начинает отходить от явного зла, что угодно Господу, и тут впервые человек чувствует одобрение совести. Для того, кто все время жил, повинуясь своим страстям, это очень сильное ощущение. Так на человека действует призывающая благодать, которая вырывает его из сетей зла, чтобы он вошел в союз с Господом. При нормальном ходе развития пробудившийся человек должен начать поиск Бога и вступить в завет с Ним через истинное крещение или через церковное покаяние. Именно в этих водах он может получить прощение всех грехов и подлинное духовное рождение от Духа Святого.

Но именно в этот момент сатана ловит человека. Он обольщает человека ложными силлогизмами. Он говорит: «А зачем тебе эта Церковь? Разве ты не можешь сам с Богом встретиться, ведь Библия говорит к каждому? Разве ты сам не сможешь стать хорошим, читая Библию?». Так диавол ловит человека на крючок гордости и тем самым уводит его со спасительного двора Церкви. Ведь чем привлекает многих протестантизм? Свободой понимать Библию, как ему нравиться. А ведь это самой Библией прямо запрещено (см.: 2 Фес. 2: 15; 2 Пет. 1: 20). В результате совершенно не удивительно, что феномен «нового рождения» в протестантском понимании может происходить не только в тех сообществах, которые формально следуют Никейскому символу, но и среди адвентистов, отвергающих бессмертие души, и среди пятидесятников – единственников, отрицающих Святую Троицу. Если бы перед нами было бы действие Духа Истины, то в результате не возникало бы столько несовместимых учений и практик. Ведь Бог наш не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14: 33)!

Так что в результате человек, который вроде нашел истинного Бога, запутывается в тенета своих заблуждений. Гордость и самомнение его возрастают, а тяга к Божией истине затухает. И чтобы оправдать свое ненормальное положение вне апостольской Церкви, и возникают разные претензии и возмущения и странные учения, вроде представлений о «невидимой церкви», противоречащие и Библии, и церковной истории.

Отсюда же рождается и мысль, будто бы водное крещение просто обряд посвящения себя Богу. И это не удивительно! Ведь опыт протестантов говорит об отсутствии в их крещении Духа, а Библия говорит о присутствии. И вместо того чтобы сделать из этого здравый вывод о том, что крещение в их общине фальшивое, человек начинает выдумывать некие неизвестные Писанию формы подачи благодати без всякого видимого посредства, как будто Бог имеет дело не с людьми, а с духами. Хорошо сказал об этом Господь: «Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2: 13).

Пусть же наши братья протестанты поймут, в каком страшном состоянии они оказались, и придут к Христову возрождению в православном крещении. И все ангелы в небесах будут восклицать песнь радости о возращении к Отцу блудных сыновей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *