крест распятие христово с предстоящими и избранными иконами
Распятие с предстоящими и иконами
Ваш товар добавлен в корзину!
Ваш текущий заказ будет сохранен в правом нижнем углу магазина.
Закончить выбор и перейти к оформлению.
Предметом особого почитания наряду с иконами является распятие — изображение Креста и распятого Христа на нем. Во времена Христа распятие на кресте было самой мучительной и позорной казнью. Но Господь своими страданиями освятил крест и вместо символа позора сделал его символом спасения.
Прообразы креста явились еще в Ветхом завете: И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змия, и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взгянув на медного змея, оставался жив (Чис., 21: 8, 9). Стояние Моисея с распростертыми руками (в форме креста) помогло евреям победить в битве с амаликитянами.
В пророчестве Исаии имеется указание на то, что Господь будет распят на кипарисе, пегве и кедре, т.е. на восьмиконечном кресте, состоящем из трех перекрещивающихся перекладин.
Крест Господа нашего Иcyca Христа, на котором Он был распят и завершил свои страдания, тотчас после погребения Его, был зарыт евреями христоненавистниками в землю, и христиане не знали, где он был сокрыт. Так прошло триста лет до времени греческого императора Константина Великого. Этот император, приняв христианство, принял и благочестивое намерение отыскать крест. По желанию Константина, мать его царица Елена, также принявшая христианство, отправилась в Иерусалим для поклонения святым местам, где страдал Господь, и вмести с тем для того, чтобы отыскать крест. Сначала все поиски царицы Елены были тщетны; спрашивали жителей Иерусалима — стариков из евреев: не укажет ли кто, по рассказам, где сокрыт или зарыт был крест Христа — никто не указал места. Наконец, указали на одного старика еврея именем Гуда, как на человека, знающего, где сокрыт был крест. Долго и этот старик не хотел ничего говорить; но когда посадили его в глубокий пустой колодец, то он обещал указать место зарытого креста и указал гору, на которой был построен храм языческой богине. Храм немедленно был разрушен, стали раскапывать гору и действительно нашли, но не один, а три креста, т.е. крест Христов и кресты двух разбойников, которые с Ним были распяты. По Божиему смотрению случилось, что в то время, как найдены были кресты, проносили мимо мертвеца для погребения. Блаженный Иерусалимский пaтpиapx Макарий, по внушению Божию, приказал остановить мертвое тело и повелел возлагать на него найденные кресты. И совершилось чудное дело: кресты, на которых висели разбойники, не произвели на мертвого никакого действия; когда же возложен был на него крест Спасителя, мертвец тотчас ожил.
Распятие с предстоящими
Ваш товар добавлен в корзину!
Ваш текущий заказ будет сохранен в правом нижнем углу магазина.
Закончить выбор и перейти к оформлению.
Предметом особого почитания наряду с иконами является распятие — изображение Креста и распятого Христа на нем. Во времена Христа распятие на кресте было самой мучительной и позорной казнью. Но Господь своими страданиями освятил крест и вместо символа позора сделал его символом спасения.
Прообразы креста явились еще в Ветхом завете: И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змия, и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взгянув на медного змея, оставался жив (Чис., 21: 8, 9). Стояние Моисея с распростертыми руками (в форме креста) помогло евреям победить в битве с амаликитянами.
В пророчестве Исаии имеется указание на то, что Господь будет распят на кипарисе, пегве и кедре, т.е. на восьмиконечном кресте, состоящем из трех перекрещивающихся перекладин.
Крест Господа нашего Иcyca Христа, на котором Он был распят и завершил свои страдания, тотчас после погребения Его, был зарыт евреями христоненавистниками в землю, и христиане не знали, где он был сокрыт. Так прошло триста лет до времени греческого императора Константина Великого. Этот император, приняв христианство, принял и благочестивое намерение отыскать крест. По желанию Константина, мать его царица Елена, также принявшая христианство, отправилась в Иерусалим для поклонения святым местам, где страдал Господь, и вмести с тем для того, чтобы отыскать крест. Сначала все поиски царицы Елены были тщетны; спрашивали жителей Иерусалима — стариков из евреев: не укажет ли кто, по рассказам, где сокрыт или зарыт был крест Христа — никто не указал места. Наконец, указали на одного старика еврея именем Гуда, как на человека, знающего, где сокрыт был крест. Долго и этот старик не хотел ничего говорить; но когда посадили его в глубокий пустой колодец, то он обещал указать место зарытого креста и указал гору, на которой был построен храм языческой богине. Храм немедленно был разрушен, стали раскапывать гору и действительно нашли, но не один, а три креста, т.е. крест Христов и кресты двух разбойников, которые с Ним были распяты. По Божиему смотрению случилось, что в то время, как найдены были кресты, проносили мимо мертвеца для погребения. Блаженный Иерусалимский пaтpиapx Макарий, по внушению Божию, приказал остановить мертвое тело и повелел возлагать на него найденные кресты. И совершилось чудное дело: кресты, на которых висели разбойники, не произвели на мертвого никакого действия; когда же возложен был на него крест Спасителя, мертвец тотчас ожил.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как уже говорилось ранее, образ Нерукотворного Спаса со времен конца XIII-начала XIV веков характерен для Москвы и отражает тенденцию строительства первых московских храмов в честь Спасителя. Широкое распространение этого образа на тельных крестах подчеркивало принадлежность носившего крест к молодому государству-Московской Руси. Свою лепту в иконографию этих крестов вносили все известные школы влившиеся в Московское княжество и обязанные по указанию церкви следовать образцам созданным московскими мастерами. И конечно местные мастера старались подчеркнуть особенности своей художественной школы в этих произведениях.
Крест под № 76 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими на краях горизонтальных лопастей. Богородицы и справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки. В киле видном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью в две строки образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Крест под № 79 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа и над изображениями предстоящих ленточные плохо читаемые надписи. В продолжении древа и в килевидном окончании два образа святых обрамленные по краю креста ленточными надписями. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Обратная сторона гладкая. Оформление креста перекликается с оформлением монашеской одежды “схимы”.
Крест под № 85 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и все надписи на кресте. В верхнем расширении древа надпись ЦРСΛ под титлой. По бокам IC ХС. На древе креста, перед килевидным окончанием, в круглом клейме надпись NИКО под титлой. В килевидном окончании в круглом медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка Килевидное окончание имеет копьевидное завершение с небольшими вырезами.
Крест под № 89 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного. Все художественное решение креста заключается в размещении на его плоскости, в прямоугольных клеймах парных изображений святых. Условность изображений не позволяет точно атрибутировать кто изображен на кресте. Но судя по количеству можно предположить изображение двенадцати апостолов. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы.
Крест под № 90 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в медальоне с арочным верхом. В верхнем расширении древа в круглом медальоне надпись ICX под титлой. По краям горизонтальных лопастей изображение Богородицы и Иоанна Богослова. На древе креста между образом Спаса и килевидным окончанием круглый медальон с надписью НИКО. В килевидном окончании, в арочном медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с не ясным изображением в ромбе. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы.
Крест под № 94 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и все надписи на кресте. В верхнем расширении древа надпись ЦРСΛ под титлой. По бокам ICХ CДI под титлами. На древе креста, перед килевидным окончанием, в круглом клейме надпись NИКО под титлой. В килевидном окончании в круглом медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Крест под № 95 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и надписи В верхнем расширении древа и килевидном окончании.. В верхнем расширении древа надпись ЦРСЛ под титлой. По бокам в ромбических клеймах IИC / ХРС под титлами. Внизу СВNI под титлами. На древе креста, перед килевидным окончанием, в прямоугольном клейме образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Крест под № 102 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. Вверху возможно изображение Троицы. Внизу образ Николая Угодника под разделяющей надписью. Крест имеет несколько вычурную форму с небольшими украшениями имитирующими расширение древа вверху и внизу. Горизонтальные лопасти с небольшим расширением к концу. Оглавие в виде плоского ушка. Высокие художественные достоинства изображений и размещение вверху образа Троицы, дают возможность предположительно в городское происхождение данного креста.
Крест под № 103 несет в средокрестии образ неизвестного святого. В верхнем расширении древа Спас Нерукотворный. На краях горизонтальных лопастей круглые медальоны с надписями. В килевидном окончании круглый медальон с надписью. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезки. Маленькие размеры креста предполагают его предназначение для ношения детьми.
Двухсторонний крест под №105 на лицевой стороне несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного. По бокам, в квадратных клеймах, предстоящие Богородица справа и Иоанн Богослов слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки. Внизу, в прямоугольном клейме изображение Николая Угодника под надписью. В средокрестии обратной стороны изображение Голгофского, семиконечного, креста. В прямоугольных клеймах на концах лопастей не читаемые надписи. Оглавие в виде ушка. Крест имеет украшения в виде выступов на концах лопастей и в середине нижней лопасти. Не будучи килевидным, крест представлен как образец развития типа во времени и вероятно принадлежит к местному литью периода второй половины XVI века.
Крест под № 106 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и предстоящие. На древе креста, перед килевидным окончанием, в круглом клейме надпись. В килевидном окончании образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде не широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Судя по исполнению крест носит подражательный характер. Крест под № 109 несет в средокрестии образ Богородицы ”Знамение”, с избранными святыми по бокам на горизонтальных лопастях. В верхнем расширении древа надпись в две строки. В килевидном окончании, отделенном надписью в прямоугольном клейме, изображение святого. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого граненого ушка с крестиком в ромбе. Крест не расчищен и его атрибуция затруднена. Предположительно новгородской работы.
Крест под № 107 несет в средокрестии образ Христа “Не рыдай Мене Мати” с предстоящими, Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа изображение Спаса Нерукотворного. В килевидном окончании изображение не понятно. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Обратная сторона гладкая. Крест отлит в серебре. Очевидно, что изображение на кресте повторяет иконографию одноименной иконы. Плохая отливка не позволяет описать крест более детально. Возможно за основу была взята лицевая створка известного энколпиона “Не рыдай Мене Мати” XVI века.
Не осталась в стороне и новгородская школа. На представленном внизу кресте традиционное для Новгорода изображение Богородицы “Знамение” в средокрестии с избранными святыми.
Крест под № 109 несет в средокрестии образ «Богородицы ”Знамение”, с избранными святыми по бокам на горизонтальных лопастях. В верхнем расширении древа надпись в две строки. В килевидном окончании, отделенном надписью в прямоугольном клейме, изображение святого.
Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого граненого ушка с крестиком в ромбе. Крест не расчищен и его атрибуция затруднена. Предположительно новгородской работы.
Двухсторонний крест под № 110 на лицевой стороне несет в средокрестии фигуру распятого Христа в несколько вычурной позе. В верхнем расширении древа и в нижнем, по три фигуры избранных святых. На горизонтальных лопастях клейма с Богородицей, Женой мироносицей и Иоанна Богослова с Лонгином сотником. Обратная сторона с несколько примитивным изображением Богородицы Оранты на всем поле креста. Небольшой крестик на месте нахождения медальона с изображением Христа сближает с иконографией Богородицы “Знамение”. Примитивизм исполнения выдает мастера-самоучку создавшего свой вариант креста очевидно вдали от основного культурного центра. По насыщению поля креста изображениями, форме килевидного окончания и самого креста, время создания первая половина XVI века.
Следует отметить, что кресты с примитивными изображениями довольно часты для этого периода. Расширение литейного производства, увеличение населения, а соответственно и спроса, были определяющим моментом для создания таких крестов. Чаше всего местный литейщик занимался переливкой продукции центральных мастерских, но иногда возникало предложение от заказчика на определенное изображение. Особенно это касается крестов из серебра. Отсутствие подходящего образца и служило стимулом к попытке собственного творчества. Второй момент это постепенное искажение первоначальной формы и ее исправление. В результате это приводило к большому искажению образа.
Крест под № 112 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в овальном клейме, сам крест прямоконечный, равно сторонний. Сочет ание с украшениями в виде дополнительных прорезных уголков в средокрестии придает кресту квадрифольную форму. В окончаниях лопастей, в квадратных табличках помещены буквы. Вверху НИ под титлой, на горизонтальных лопастях IC ХС под титлами, внизу КА под титлой. Обратная сторона гладкая. Оглавие к этому кресту взято от крестов с подвижным оглавием и видимо, по замыслу автора, имитирует такой крест. Не будучи крестом с килевидным окончанием, данный крест, как и остальные представленные далее кресты, помещен в описание как характерный образец разнообразных художественных решений в мелкой пластике описываемого периода.
Наряду с увеличением числа крестов отлитых в серебре, что характеризует увеличение числа достаточно зажиточных людей, увеличивается количество явно заказных изделий и в медном сплаве. Причем наблюдается объединение различных традиций и школ, что конечно закономерно, учитывая общерусскую направленность политики, как светской так и духовной власти.
Говоря о роли самостоятельных княжеств в развитии общероссийской культуры, в частности по теме этой книги, стоит подчеркнуть и роль Суздальско-Нижегородского княжества. Местоположение княжества на древних торговых путях, политическая поддержка Орды, способствовали его расцвету. С территории этого княжества происходят многочисленные находки оригинальных произведений металлопластики. В частности кресты представленные ниже, рис.113-117, отличаются своеобразием и оригинальностью. Время их бытования- последняя четверть XIV века и первая четверть XV века.
Заключение. Представленные в этой книге предметы личного благочестия православных христиан XV-XVI веков являются материальными свидетелями образования, расширения и укрепления русского централизованного государства-Московской Руси. Являясь результатом работы художников, резчиков, литейщиков, эти произведения искусства характеризуют уровень культуры и искусства той эпохи, а так же духовную составляющую народа, основой которой была православная вера. Безусловно отразить все многообразие крестов XV-XVI вв. задача очень сложная. Новые находки становятся известны далеко не всегда. Да и сам доступный материал не так разнообразен по составу как хотелось бы. Но используя доступную информацию автор попытался систематизировать и описать какую-то часть этих интереснейших предметов личного благочестия.
С примерами русских нательных крестов предыдущей эпохи можно познакомиться в статье » Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков «.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.2
Гуслицкое литье предназначалось для сбыта среди беднейшего крестьянского населения края и отличалось простотой и некоторой грубоватостью, за которой скрывались архаичные художественные формы. Среди гуслицкого литья большое место занимают различные киотные кресты разнообразной формы и размеров. Характерным признаком гуслицких крестов были шестикрылые херувимы, помещавшиеся по бокам средней перекладины креста.
| | | | |
Малые киотные кресты. Гуслицы. XVIII–XIX вв. |
Количество «шестикрильцев» могло быть довольно большим. В этом случае они размещались на штифтах по верхнему контуру креста, образуя дугу или изломанную линию. Очень красив редкий киотный крест, в котором шестикрильцы расположены в два ряда; без влияния барокко и здесь не обошлось.
| | | | |
Киотные кресты с «шестикрильцами». XVIII–XIX вв. | Процветший киотный крест XVIII в. и его прототип |
Любопытным изводом небольшого киотного (наперсного?) креста является так называемый «процветший» или «огненосный» крест, возникший, вероятно, как попытка увеличить до киотных размеров характерную для рубежа XVII – XVIII столетий форму нательного креста соответствующего типа.
| ||
Поморский киотный крест с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв. |
Расцвет художественного литья в старообрядчестве, помимо всего прочего, был вызван практической необходимостью. В условиях, когда молельни были подпольными и, во избежание ареста, нужно было быстро спрятать церковную утварь, привычные деревянные иконы были слишком громоздкими и быстро изнашивались от неизбежных ударов и падений. Старообрядцам нужны были прочные и компактные иконы, удобные для перевозки и хранения.
Эта проблема не была новой, присущей только старообрядчеству. Еще задолго до раскола в русской церковной культуре появилось понятие путевой иконы, то есть иконы, которую можно было брать с собой в дорогу. Широта русской души не позволяла обходиться одним нательным крестом, сколь многофигурным он ни был. Хотелось иметь при себе привычный иконостас, неважно, церковный или домашний. Решая эту задачу, русские мастера двигались в двух направлениях: создавая многостворчатые складни или так называемые «многочастные» иконы.
Поморские мастера, ориентировавшиеся на стилистику Выга, отливали замечательные квадратные кресты, где наряду с предстоящими и праздниками были створки самого распространенного на Севере складня с образами Святой Троицы и Богоматери Знамение.
Гуслицкие мастера были первыми, кто стал припаивать к крестам небольшие иконки с образами праздников, архангелов, апостолов и некоторых других святых. Кресты превращались в сложные композиции, заменяя собой целый иконостас. Похожие кресты впоследствии стали отливаться и в других старообрядческих центрах России, в частности на Южном Урале. Простор для творческой фантазии был велик. С крестами соединялись самые разные иконы, число «шестикрыльцев» в навершии постоянно увеличивалось. Самая большая композиция, которая в среде коллекционеров называется «большим патриаршим распятием» или просто «лопатой», включает в себя все двунадесятые праздники.
По характеру отливки такой сложной композиции можно уверенно датировать изделие. В наиболее древних из них детали отливались отдельно, а затем спаивались между собой. Более поздние – являются переливками, на которых еще видны следы спайки иконы – прототипа. Самые поздние отливались при помощи цельной матрицы.
| | |
Киотные кресты с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв. |
Гуслицкие изделия можно встретить в любом уголке России, где жили старообрядцы. Именно они чаще всего обнаруживаются в бабушкиных сундуках. Эти изделия изготавливались и продавались возами. Однако во второй половине XIX века с ним соперничало московское литье, которое выгодно отличалось от гуслицкого тщательной проработкой деталей и использованием качественных многоцветных эмалей. Киотные кресты и здесь были самым распространенным видом литых икон. К середине XIX века утвердился самый распространенный тип такого креста: прямой, без предстоящих и праздничных клейм. Такие кресты отливались и переливались по всей России даже в первые послереволюционные десятилетия. Их размеры варьировались от 19 до 32 см. в высоту.
| | |
Киотные кресты XIX – начала XX вв. |
На первый взгляд эти поздние кресты кажутся почти одинаковыми, отличаясь разве что размерами. Однако это первое впечатление не верно, кресты различаются навершиями, подножиями, мелкими декоративными деталями, которые имели не только эстетическое, но и технологическое предназначение, удерживая на изделии эмаль.
Киотные кресты отливались огромными партиями. В правительственных документах николаевского времени отмечается их повсеместное распространение среди последователей различных старообрядческих согласий. Так в 1868 г. в докладе И. Синицина, одного из чиновников, занимавшихся борьбой с распространением раскола, говорилось: «у раскольников… прибиты над воротами домов и расставлены в избах восьмиконечные кресты от трех вершков до полуаршина и более длиною, почти все без титла с заменяющею ее подписью «ЦРЬ СЛВЫ ИС ХС СНЪ БЖИЙ»… с Нерукотворенным вверху образом Спасителя вместо изображения Господа Саваофа с солнцем и луною на краях большого поперечника…» 7
Если навершия поморских крестов с образом Спаса Нерукотворного были практически идентичными, то соответствующие части других крестов были разнообразны. Надпись «Гдь Саваоф» сменялась надписью «Гдь Вседержитель».
| | | | |
Навершия киотных крестов XIX в. | ||||
| | | ||
Подножия киотных крестов. Вторая половина XIX в. |
| ||
Киотный крест. Москва. Вторая половина XIX в. |
Безусловно, самым ярким киотным крестом рубежа XIX и XX столетий является самый большой из них, размером 420*210 мм. Он окружен по всему контуру многоэмалевой рамкой с причудливым цветочным орнаментом. Видимо, эта была последняя модель, разработанная литейщиками-старообрядцами.
Медные литые кресты, свободно продававшиеся на ярмарках, проникали в жилища крестьян, даже не помышлявших о расколе. Вместе с ними там же оказывались и отлитые в старообрядческих медницах иконы и складни. Как отмечалось в одном из документов 1846 г., «употребление сих икон и крестов… есть повсеместное по всей России; оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах. сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…» 8
Стремясь раз и навсегда решить проблему раскола, российское правительство издавало постановления, очевидно невыполнимые. Так в 1842 г. было выпущено постановление «О повсеместном секвестровании всех металлических крестов и икон, закрытии заводов, занимающихся выделкою оных». 9
Однако сам министр внутренних дел в 1858 г. считал невозможным приступить к такому «секвестрованию», не вызывая широкой волны народного возмущения, которое было чревато усилением старообрядчества. Поэтому вместо изъятия меднолитых крестов и икон министерство рекомендовало «учредить изготовление в приличном виде крестов и икон мерами правительства или на частных заведениях». 10 Судя по всему, и это правительственное начинание оказалось не доведенным до конца. Известны очень немногочисленные и потому высоко ценимые коллекционерами отливки крестов средины XIX столетия, выполненные в той же технологии медного литья, но стилистически резко отличающиеся от старообрядческих изделий того же времени.
| |
Киотный крест в стиле барокко. XVIII в. |
Характерным примером таких крестов, выполненных в стилистике, отличной от старообрядческой, являются два извода киотного креста средних размеров (высота 247 мм) с выраженным барочным узором на обороте. В пяти медальонах–картушах размещается текст светильна канона Честному и Животворящему Кресту: «Крест хранитель всея Вселенныя…». На лицевой стороне по бокам распятого Спасителя находятся круглые медальоны с погрудными изображениями двух предстоящих. В более редком изводе эти медальоны замещаются развернутыми свитками с буквами IС ХС и виноградными гроздьями.
Наша статья посвящена наперсным и киотным крестам, серийно производившимся в различных старообрядческих литейных мастерских. Однако помимо серийных изделий существовали единичные изделия, иногда копировавшиеся в очень ограниченном числе экземпляров, состоящие из привычных крестов с припаянными иконками, выглядевшие очень неожиданно и, вероятно, именно поэтому не пошедшие «в серию». Это – так называемые спайки, чрезвычайно редкие и ценимые коллекционерами.
| | | |
«Кресты – спайки». XVIII – XIX вв. |
Существование таких «комбинированных» изделий является еще одним доказательством того, что консерватизм, приписываемый старообрядцам, не являлся абсолютным, особенно в области церковного искусства. Творческий поиск побуждал к изобретению новых художественных форм не только в области традиционного иконописания, но и в мелкой пластике – самом массовом и демократическом виде церковного искусства.
Протоиерей Михаил Воробьев
2012
7. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Сост. В. Кельсиевым. Вып. 4. Лондон, 1862. С. 116.
8. Собрание постановлений по части раскола. Т.2. СПб. 1860. С. 430.
9. Полный свод законов. Т. 16. СПб. 1842. С. 121.
10. Собрание постановлений по части раскола. Т.2. СПб. 1860. С. 432.