крест со спасом нерукотворным

Крест со Спасом Нерукотворным

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Нательный крест, получаемый православным христианином при крещении, считается главным знаком причастности человека к божественным началам. Получив во время этого таинства второе рождение с церковной точки зрения, Божий сын обязуется носить крест всю жизнь и бережно относиться к нему. Каноны православной церкви не устанавливают четко, каким должен быть православный нательный крест, из какого материала сделан, поэтому так велик ассортимент предлагаемых изделий. Любой христианин вправе выбрать тот крестик, который будет ему по нраву, будет приятен глазу и телу.

Одним из самых популярных видов является крест со Спасом Нерукотворным. Он имеет ту же силу, что и крест с распятием, так как содержит изображение Спасителя. При этом лицо Христа заключено в круг и помещено в центр изделия. Круговое обрамление выбрано не случайно, так как считается знаком вечности и гармонии. Климент Александрийский писал, что в круге сходятся все силы, потому он считается символом Бога и Неба. Православные крестики считаются символом всего мира, всех его концов, в соединении c кругом это означает объединение мира благодаря Спасителю, соединение Неба и всех людей на земле. Нательный крест символизирует защиту человека от злых сил, обязательство жить по Божьему закону, иметь в сердце своем образ Христа и поклоняться ему.

Спас Нерукотворный (или Спас на убрусе) является одной из самых почитаемых православных икон. Церковное предание гласит, что изображение лика Христа на полотенце появилось еще при земной жизни Спасителя. В то время, когда Иисус ходил по земле и исцелял больных, про его деяния узнал князь Авгарь, глава города Едессы, и решил излечить свой тяжелый недуг с помощью Иисуса Христа. Князь послал художника к Иисусу, чтобы тот запечатлел его лик на холсте и доставил изображение в Едессу. Однако сияние, исходившее от лица Христа, невозможно было передать красками. И тогда Иисус умылся, затем отерся полотенцем, и изумленные свидетели увидели, что образ Христа отпечатался на ткани. Полотенце было доставлено к Авгарю, и тот получил чудесное исцеление благодаря запечатленному образу.

На православных иконах со Спасом Нерукотворным полотенце с ликом сверху завязано узлами, лик Иисуса спокойный, глаза его открыты и полны света, голова имеет крестный золотистый нимб. Католики изображают Христа иначе: его лицо полно страдания, глаза могут быть закрыты, голову венчает терновый венок, видны капли крови. Этот образ списан с католических распятий, и не приветствуется православной веткой христианской церкви. Образ Спаса Нерукотворного на кресте, предназначенном для ношения на перснях, традиционно светлый, так как серебрянный нательный крестик является оберегом и мощным защитником души и тела своего обладателя. Древние русичи верили, что изображение Спаса имеет особую силу, потому наносили его на плиты над входом в храм, на воинские доспехи и знамена.

Кусок льняной материи с ликом Христа стал первой в истории иконой, потому был приравнен к сокровищам и охранялся. После Эдессы образ попал в Константинополь, а потом был утерян после разграбления города в 1204 году. Описанное выше предание принято считать православной версией появления Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. Существует другой вариант легенды, принятый на западе. Согласно ему лик Христа был запечатлен на платке еврейки Вероники, которая сопровождала Иисуса во время его следования на Голгофу и подала платок, чтобы Христос утер им лицо. Этим обусловлено появление венка и капель крови на западных изображениях Спаса. Реликвия получила название «Плат Вероники», и в настоящее время находится в соборе Святого Петра в Риме. На настоящий момент исследования данного изображения не установили, каким именно способом был нанесен лик на ткань, потому ученые намерены работать со святыней дальше.

Источник

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Как уже говорилось ранее, образ Нерукотворного Спаса со времен конца XIII-начала XIV веков характерен для Москвы и отражает тенденцию строительства первых московских храмов в честь Спасителя. Широкое распространение этого образа на тельных крестах подчеркивало принадлежность носившего крест к молодому государству-Московской Руси. Свою лепту в иконографию этих крестов вносили все известные школы влившиеся в Московское княжество и обязанные по указанию церкви следовать образцам созданным московскими мастерами. И конечно местные мастера старались подчеркнуть особенности своей художественной школы в этих произведениях.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Крест под № 76 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими на краях горизонтальных лопастей. Богородицы и справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки. В киле видном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью в две строки образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Крест под № 79 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа и над изображениями предстоящих ленточные плохо читаемые надписи. В продолжении древа и в килевидном окончании два образа святых обрамленные по краю креста ленточными надписями. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Обратная сторона гладкая. Оформление креста перекликается с оформлением монашеской одежды “схимы”.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Крест под № 85 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и все надписи на кресте. В верхнем расширении древа надпись ЦРСΛ под титлой. По бокам IC ХС. На древе креста, перед килевидным окончанием, в круглом клейме надпись NИКО под титлой. В килевидном окончании в круглом медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка Килевидное окончание имеет копьевидное завершение с небольшими вырезами.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Крест под № 89 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного. Все художественное решение креста заключается в размещении на его плоскости, в прямоугольных клеймах парных изображений святых. Условность изображений не позволяет точно атрибутировать кто изображен на кресте. Но судя по количеству можно предположить изображение двенадцати апостолов. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы.

Крест под № 90 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в медальоне с арочным верхом. В верхнем расширении древа в круглом медальоне надпись ICX под титлой. По краям горизонтальных лопастей изображение Богородицы и Иоанна Богослова. На древе креста между образом Спаса и килевидным окончанием круглый медальон с надписью НИКО. В килевидном окончании, в арочном медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с не ясным изображением в ромбе. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Крест под № 94 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и все надписи на кресте. В верхнем расширении древа надпись ЦРСΛ под титлой. По бокам ICХ CДI под титлами. На древе креста, перед килевидным окончанием, в круглом клейме надпись NИКО под титлой. В килевидном окончании в круглом медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.

Крест под № 95 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и надписи В верхнем расширении древа и килевидном окончании.. В верхнем расширении древа надпись ЦРСЛ под титлой. По бокам в ромбических клеймах IИC / ХРС под титлами. Внизу СВNI под титлами. На древе креста, перед килевидным окончанием, в прямоугольном клейме образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Крест под № 102 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. Вверху возможно изображение Троицы. Внизу образ Николая Угодника под разделяющей надписью. Крест имеет несколько вычурную форму с небольшими украшениями имитирующими расширение древа вверху и внизу. Горизонтальные лопасти с небольшим расширением к концу. Оглавие в виде плоского ушка. Высокие художественные достоинства изображений и размещение вверху образа Троицы, дают возможность предположительно в городское происхождение данного креста.

Крест под № 103 несет в средокрестии образ неизвестного святого. В верхнем расширении древа Спас Нерукотворный. На краях горизонтальных лопастей круглые медальоны с надписями. В килевидном окончании круглый медальон с надписью. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезки. Маленькие размеры креста предполагают его предназначение для ношения детьми.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Двухсторонний крест под №105 на лицевой стороне несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного. По бокам, в квадратных клеймах, предстоящие Богородица справа и Иоанн Богослов слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки. Внизу, в прямоугольном клейме изображение Николая Угодника под надписью. В средокрестии обратной стороны изображение Голгофского, семиконечного, креста. В прямоугольных клеймах на концах лопастей не читаемые надписи. Оглавие в виде ушка. Крест имеет украшения в виде выступов на концах лопастей и в середине нижней лопасти. Не будучи килевидным, крест представлен как образец развития типа во времени и вероятно принадлежит к местному литью периода второй половины XVI века.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Крест под № 106 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и предстоящие. На древе креста, перед килевидным окончанием, в круглом клейме надпись. В килевидном окончании образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде не широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Судя по исполнению крест носит подражательный характер. Крест под № 109 несет в средокрестии образ Богородицы ”Знамение”, с избранными святыми по бокам на горизонтальных лопастях. В верхнем расширении древа надпись в две строки. В килевидном окончании, отделенном надписью в прямоугольном клейме, изображение святого. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого граненого ушка с крестиком в ромбе. Крест не расчищен и его атрибуция затруднена. Предположительно новгородской работы.

Крест под № 107 несет в средокрестии образ Христа “Не рыдай Мене Мати” с предстоящими, Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа изображение Спаса Нерукотворного. В килевидном окончании изображение не понятно. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Обратная сторона гладкая. Крест отлит в серебре. Очевидно, что изображение на кресте повторяет иконографию одноименной иконы. Плохая отливка не позволяет описать крест более детально. Возможно за основу была взята лицевая створка известного энколпиона “Не рыдай Мене Мати” XVI века.

Не осталась в стороне и новгородская школа. На представленном внизу кресте традиционное для Новгорода изображение Богородицы “Знамение” в средокрестии с избранными святыми.

Крест под № 109 несет в средокрестии образ «Богородицы ”Знамение”, с избранными святыми по бокам на горизонтальных лопастях. В верхнем расширении древа надпись в две строки. В килевидном окончании, отделенном надписью в прямоугольном клейме, изображение святого.
Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого граненого ушка с крестиком в ромбе. Крест не расчищен и его атрибуция затруднена. Предположительно новгородской работы.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Двухсторонний крест под № 110 на лицевой стороне несет в средокрестии фигуру распятого Христа в несколько вычурной позе. В верхнем расширении древа и в нижнем, по три фигуры избранных святых. На горизонтальных лопастях клейма с Богородицей, Женой мироносицей и Иоанна Богослова с Лонгином сотником. Обратная сторона с несколько примитивным изображением Богородицы Оранты на всем поле креста. Небольшой крестик на месте нахождения медальона с изображением Христа сближает с иконографией Богородицы “Знамение”. Примитивизм исполнения выдает мастера-самоучку создавшего свой вариант креста очевидно вдали от основного культурного центра. По насыщению поля креста изображениями, форме килевидного окончания и самого креста, время создания первая половина XVI века.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Следует отметить, что кресты с примитивными изображениями довольно часты для этого периода. Расширение литейного производства, увеличение населения, а соответственно и спроса, были определяющим моментом для создания таких крестов. Чаше всего местный литейщик занимался переливкой продукции центральных мастерских, но иногда возникало предложение от заказчика на определенное изображение. Особенно это касается крестов из серебра. Отсутствие подходящего образца и служило стимулом к попытке собственного творчества. Второй момент это постепенное искажение первоначальной формы и ее исправление. В результате это приводило к большому искажению образа.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Крест под № 112 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в овальном клейме, сам крест прямоконечный, равно сторонний. Сочет ание с украшениями в виде дополнительных прорезных уголков в средокрестии придает кресту квадрифольную форму. В окончаниях лопастей, в квадратных табличках помещены буквы. Вверху НИ под титлой, на горизонтальных лопастях IC ХС под титлами, внизу КА под титлой. Обратная сторона гладкая. Оглавие к этому кресту взято от крестов с подвижным оглавием и видимо, по замыслу автора, имитирует такой крест. Не будучи крестом с килевидным окончанием, данный крест, как и остальные представленные далее кресты, помещен в описание как характерный образец разнообразных художественных решений в мелкой пластике описываемого периода.

Наряду с увеличением числа крестов отлитых в серебре, что характеризует увеличение числа достаточно зажиточных людей, увеличивается количество явно заказных изделий и в медном сплаве. Причем наблюдается объединение различных традиций и школ, что конечно закономерно, учитывая общерусскую направленность политики, как светской так и духовной власти.

Говоря о роли самостоятельных княжеств в развитии общероссийской культуры, в частности по теме этой книги, стоит подчеркнуть и роль Суздальско-Нижегородского княжества. Местоположение княжества на древних торговых путях, политическая поддержка Орды, способствовали его расцвету. С территории этого княжества происходят многочисленные находки оригинальных произведений металлопластики. В частности кресты представленные ниже, рис.113-117, отличаются своеобразием и оригинальностью. Время их бытования- последняя четверть XIV века и первая четверть XV века.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Заключение. Представленные в этой книге предметы личного благочестия православных христиан XV-XVI веков являются материальными свидетелями образования, расширения и укрепления русского централизованного государства-Московской Руси. Являясь результатом работы художников, резчиков, литейщиков, эти произведения искусства характеризуют уровень культуры и искусства той эпохи, а так же духовную составляющую народа, основой которой была православная вера. Безусловно отразить все многообразие крестов XV-XVI вв. задача очень сложная. Новые находки становятся известны далеко не всегда. Да и сам доступный материал не так разнообразен по составу как хотелось бы. Но используя доступную информацию автор попытался систематизировать и описать какую-то часть этих интереснейших предметов личного благочестия.

С примерами русских нательных крестов предыдущей эпохи можно познакомиться в статье » Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков «.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Описание иконы «Спас Нерукотворный»: в чем помогает образ, его значение в православии

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Икона «Спас Нерукотворный» – одно из немногих изображений Спасителя, которое признается и бесконечно почитается как католической, так и более ортодоксальной православной церковью.

Этот образ присутствует практически во всех православных храмах и домашних иконостасах. Именно со «Спаса Нерукотворного» начинают свой творческий и богоугодный путь иконописцы. Но считается, что первообраз не был написан человеческой рукой, а появился чудесным образом. Именно поэтому и именуется Спас «Нерукотворным».

Немного иконографии

Каноническая иконография Иисуса Христа не столь многообразна в сравнении с Богородицей или Николаем Чудотворцем. Это связано с тем, что долгое время богословы вели жаркие споры насчет того, можно ли изображать Бога во плоти – его же никто не видел и не знает, как он выглядел.

Но так как Спаситель был реальной исторической персоной (об этом говорят не только христианские, но и другие источники), то относительно его изображения споры несколько улеглись. Христа стали изображать в виде человека средних лет, с длинными волосами, усами и бородой. Обычно присутствует и божественная атрибутика, реже – символы мученичества (терновый венец, крест и так далее).

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворнымСмотреть все иконы в каталоге SUNLIGHT

Однако большинство канонических православных икон Иисуса сводятся к двум типам: Пантократор (или Вседержитель) и Мандилион (Спас Нерукотворный).

В христологическом ряду выделяется множество образов Спасителя, однако большинство из них не признается официальной православной церковью. С ее точки зрения – это просто картины на религиозную тематику, не могущие служить объектами поклонения.

Икона «Спас Нерукотворный» полностью укладывается в православный канон и является, пожалуй, самой популярной в христологическом ряду. По сравнению с царственным «Вседержителем», этот образ более прост и близок сердцу простого человека.

История обретения иконы

Год создания чудесного образа Спасителя точно неизвестен, однако религиозные источники относят это событие ко времени, когда Иисус Христос жил на Земле. То есть, к первым десятилетиям нашей эры.

История иконы, принятая в православии, связывает появление Спаса Нерукотворного с именем царя Эдессы Авгаря. Монарх заболел тяжким недугом – черной проказой. Болезнь эта с трудом излечивается и сейчас, а в те времена она была гарантированным смертным приговором. Многие считали ее самой страшной Божьей карой за прегрешения.

Смертельно больной Авгарь всеми силами искал спасение от страшного недуга. Прослышав о чудесах, творимых Божьим Сыном, он послал к нему художника, дабы тот запечатлел образ Спасителя.

Однако живописец не смог выполнить поручение царя, так как от Иисуса исходило Божественное сияние, которое не в силах передать живой человек. Но Иисус, умывшись, вытерся платком (на нем запечатлелся его лик) и отослал его недужному монарху. Вскоре Авгарь выздоровел.

Не слишком понятно, каким образом исцелился Авгарь: то ли при молитве полотенцу с ликом, то ли его излечил посланный Иисусом апостол Фаддей. Однако царь действительно выздоровел, а льняной платок (убрус) стал главным духовным достоянием Эдессы.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворным

Однако один из потомков благодарного монарха отрекся от христианской веры и повелел уничтожить все ее святыни. Чудесный образ заложили кирпичом для сохранности от вандалов.

Когда лихое время миновало, образ решили раскрыть. Каково же было удивление присутствующих, когда оказалось, что лик Спасителя отпечатался и на глине кирпича!

В конце X столетия константинопольские войска осадили уже ослабленную к тому времени Эдессу. Жители города вынуждены были отдать святыню завоевателям в обмен на сохранность собственных жизней и имущества.

Таким образом плат с ликом Христовым попал в Константинополь, где ему поклонялись вплоть до 1204 года. Затем, во время одного из Крестовых походов, столица Византии была разграблена, а Спас Нерукотворный отправился в Центральную Европу. Скорее всего, он так и погиб вместе с потонувшим в море кораблем.

Некоторые связывают образ Спаса Нерукотворного с другой христианской святыней, Туринской Плащаницей. Якобы, именно Плащаница, сложенная в несколько раз, была тем самым убрусом, защищавшим Эдессу.

Католическая версия Спаса Нерукотворного

Католическая версия появления иконы существенно отличается от православной. Это отражается и во внешнем облике образа.

Во время шествия Христа на Голгофу над ним сжалилась благочестивая еврейка Вероника. Она подала Спасителю льняной платок, дабы он мог вытереть лицо от пота и крови.

Считается, что тот самый платок ныне хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Тем не менее, в той же Италии, в Манопелло, был обнаружен еще один плат чудесного происхождения. Исследования показали схожесть лика Христа на этой реликвии (кстати, он виден с обеих сторон и способен неуловимо меняться) с изображением на Туринской Плащанице.

Тем не менее большинство исследователей считают историю с Вероникой просто красивой легендой.

Описание образа

Нерукотворная икона Иисуса положила начало эпохальной иконографической традиции. На иконах этого типа изображается только лик Иисуса, обычно окруженный цельным нимбом, символизирующим цельность и единство Веры. Иногда изображение дополняется фоновым изображением креста.

Существуют иконы, где Спаситель окружен второстепенными фигурами: ангелами, апостолами, святыми и медальонами с изображением чудес Господних.

В католической традиции, восходящей к «Плату Вероники», нимб обычно отсутствует, а на челе Спасителя красуется терновый венец. В русской иконописной традиции венок из терна присутствует редко и рассматривается как признак влияния западной школы.

В православии наиболее распространены два типа Спаса Нерукотворного. Первый называется Мандилион («Спас на убрусе») и отсылает нас к чудесной истории с исцелением Авгаря. Изначально голова Спасителя рисовалась на светлом фоне, символизирующем льняную ткань. Позже добавилась имитация складок ткани (например, у прославленного иконописца Ушакова).

Второй тип, Керамидион («Спас на чрепии»), мало отличим от предыдущего. Однако он служит отображением уже упоминавшегося чуда, когда лик, изображенный на платке, отпечатался на глине. На таких образах лик Спасителя отображается на более темном фоне, иногда встречается более-менее детализированное изображение кладки.

В православной традиции очень популярен так называемый Спас Мокрая Брада. Это еще одно напоминание о том, что Спаситель утер платком мокрое лицо, вследствие чего борода слиплась в один или два клиновидных конца.

Значение «Спаса Нерукотворного» в православии

Значение иконы «Спас Нерукотворный» весьма высоко для всего христианского мира. Это эталонное изображение Спасителя, принятое во всем христианстве.

Во-первых, нерукотворный образ однозначно свидетельствует о том, что Иисус Христос – действительно реальная историческая персона. Спаситель – одна из ипостасей Святой Троицы, сошедшая на Землю и принявшая человеческий облик.

Образ обычного человека не мог бы запечатлеться на ткани навечно без всякого намеренного воздействия, да и недолговечный материал за столетия должен был обветшать и рассыпаться в прах. Такие чудеса способна творить лишь Божественная личность.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворнымЗолотая подвеска «Господь Вседержитель Спаситель» (перейти в каталог SUNLIGHT)

Косвенно это подтверждает и тот постулат, что иконопочитание действительно оправдано и не имеет ничего общего с идолопоклонством.

Спас Нерукотворный издревле почитался на Руси. С образа было сделано множество списков, а почитание его поддерживалось на государственном уровне. В честь иконы было освящено множество храмов и монастырей.

Присутствовал Спас Нерукотворный и в светской жизни. Он изображался на знаменах, с которыми шли на битву русские войска со времен Дмитрия Донского, всевозможных гербах и прочих символах. Даже сейчас Спас Нерукотворный красуется на флаге Пензенской области.

На иконе Спаса Иисус спокоен и доброжелателен, никакой боли и гнева. Изображен только лик, что подчеркивает не только Божественную красоту образа, но и главенство духа над телом.

Известные списки иконы

Если говорить о России, то самый старинный образ Спасителя, выполненный в этом иконографическом типе и дошедший до наших времен, относится к XII столетию. Это знаменитый Новгородский Спас, хранящийся ныне в особых условиях в Третьяковской галерее. Это двусторонняя икона: на обороте изображено прославление креста.

Интересен так называемый Спас Ярое Око, который, пусть и с натяжкой, можно отнести к этому же иконографическому типу. Эта икона была написана в середине XIV столетия, когда Русь стонала под монголо-татарским игом. На этом образе Христос выглядит строго и укоряюще, словно собирается покарать врагов Святой Руси. Находится он в Успенском храме Московского Кремля.

крест со спасом нерукотворным. Смотреть фото крест со спасом нерукотворным. Смотреть картинку крест со спасом нерукотворным. Картинка про крест со спасом нерукотворным. Фото крест со спасом нерукотворнымСеребряная подвеска «Господь Вседержитель» с фианитами и эмалью (перейти в каталог SUNLIGHT)

Прославлен и список из села Спасское, что близ Томска. Некогда, в далеком 1666 году, некий живописец взялся за создание образа преподобного Николая Угодника. Каково же было его удивление, когда из-под черт Угодника проступил образ Христа! Иконописец пробовал все исправить, но чудесный лик проступал снова и снова! К сожалению, этот образ был утрачен в годы безбожия.

А знаменитый Вятский Спас в свое время оградил целый город (Хлынов, позже – Вятку и Киров) от свирепствовавшей по всей Руси чумы. Царь Алексей Михайлович был впечатлен сиим чудом и повелел доставить чудотворную икону в Москву. Образ доставили и разместили в Новоспасском монастыре, а его копию написали над воротами, впоследствии ставшими именоваться Спасскими. В Хлынове же оставили точный список образа.

К сожалению, и этот образ погиб в годы советской власти. Сейчас в Новоспасском монастыре висит более поздний список. А в Вятку (Киров) доставили образ, воссозданный с чудом сохранившихся фотографий прототипа.

Многочисленными чудесами прославился образ, хранящийся в Спасо-Преображенском монастыре Санкт-Петербурга. Он был написан гениальным иконописцем Симоном Ушаковым в XVII столетии по заказу царя Алексея Михайловича. На этой иконе Иисус действительно выглядит, словно живой!

Позже ушаковский Спас стал любимой иконой Петра Великого. Самодержец брал его в военные походы, молился пред ним перед самыми великими деяниями, в том числе, перед основанием Петербурга и великой Полтавской битвой. Еще позже список с этой иконы спас жизнь царскому семейству во главе с Александром III во время крушения на железной дороге.

Если вам доведется побывать в Грузии, обязательно загляните в Национальный музей. Там хранится так называемый Анчисхатский Спас в погрудном изображении. Грузины считают этот образ одной из главнейших духовных святынь и полагают, что он ведет родословную из самой Эдессы.

В чем помогает икона

Чудотворная икона «Спас Нерукотворный» помогает от многих напастей. Главная ее специализация, проявившаяся изначально – это чудесные исцеления от различных заболеваний.

Помимо этого, Спас Нерукотворный защищает от:

Спаситель безропотно принимает на себя все грехи наши, но скорбит от того, что мы совершаем плохие поступки. Он всемилостив, но ждет от нас выбора пути праведности.

Как правильно молиться образу

Образ Спаса Нерукотворного обычно занимает центральную позицию в домашнем иконостасе. По правую сторону располагается икона Богоматери, по левую – Николай Угодник и другие Святые.

Перед молитвой желательно привести себя в подобающий вид как телесно, так и духовно, зажечь перед образом свечу или лампаду. Существуют акафисты и молитвы, адресованные Спасу Нерукотворному – их можно просто читать с листа, но внимательно и сосредоточенно, без лишней театральности.

А можно просто просить о милости Божией своими словами и благодарить его за явленное милосердие!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *