крестный ход когда бывает на рождество

Крестный ход в день Рождества Христова

Рождество — время самое подходящее, чтобы делать что-то доброе, думать о других и делиться радостью.

Особенно с теми, у кого ее не хватает.
Именно поэтому сегодня, сразу после Божественной литургии, сестры милосердия, прихожане и батюшка, отец Константин Хабибов, отправились с крестным ходом по онкологическому центру.

крестный ход когда бывает на рождество. Смотреть фото крестный ход когда бывает на рождество. Смотреть картинку крестный ход когда бывает на рождество. Картинка про крестный ход когда бывает на рождество. Фото крестный ход когда бывает на рождество

Здесь, на территории онкоцентра, есть небольшой храм в честь иконы Божией Матери Всецарица, где еженедельно совершаются богослужения. Обычно, после каждой службы священник отправляется в больничные палаты к тем, кто не может прийти сам. Поэтому и для больных и для медработников приход священника и сестер милосердия — дело привычное и радостное.

крестный ход когда бывает на рождество. Смотреть фото крестный ход когда бывает на рождество. Смотреть картинку крестный ход когда бывает на рождество. Картинка про крестный ход когда бывает на рождество. Фото крестный ход когда бывает на рождество

А посещать больных по праздникам тем более стало традицией, любимой всеми. Крестные ходы по территории и палатам совершаются регулярно.

крестный ход когда бывает на рождество. Смотреть фото крестный ход когда бывает на рождество. Смотреть картинку крестный ход когда бывает на рождество. Картинка про крестный ход когда бывает на рождество. Фото крестный ход когда бывает на рождество

И поэтому сегодня, в праздничный день, с пением Рождественского тропаря, крестоходцы отправились ко всем, как звучит в молитве, долгонедужным и их врачующим.

крестный ход когда бывает на рождество. Смотреть фото крестный ход когда бывает на рождество. Смотреть картинку крестный ход когда бывает на рождество. Картинка про крестный ход когда бывает на рождество. Фото крестный ход когда бывает на рождество

Батюшка и прихожане посетили несколько больничных корпусов, поздравляя и окропляя святой водой всех желающих. Главная цель — духовно поддержать больных, принести им праздничное настроение.

крестный ход когда бывает на рождество. Смотреть фото крестный ход когда бывает на рождество. Смотреть картинку крестный ход когда бывает на рождество. Картинка про крестный ход когда бывает на рождество. Фото крестный ход когда бывает на рождество

Привычная больничная тишина на время уступила место радостному оживлению, появились улыбки.
Многая и благая лета, дорогие наши! Мы всегда рады поделиться с вами переполняющей нас радостью, и это значит, что мы придем еще не раз.

Источник

Часть VI. О праздниках

1099. Какие самые большие праздники Православной Церкви?

Самые большие праздники Православной Церкви:

1) Воскресение Христово, или Святая Пасха;

2) Двунадесятые праздники. Восемь из них называются Господскими и посвящены земной жизни Христа и Его служению, а четыре – посвящены Пресвятой Богородице и называются Богородичными.

1100. Какие из двунадесятых праздников Господские?

Следующие из двунадесятых праздников являются Господскими:

1) Рождество Христово (25 декабря).

2) Сретение Господне (2 февраля).

3) Крещение Господне, или Богоявление (6 января).

4) Преображение Господне (6 августа).

5) Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи).

6) Вознесение Господне на небо (на сороковой день по Воскресении).

7) Сошествие Святого Духа на апостолов и Пятидесятница, а одновременно и праздник Пресвятой Троицы (на пятидесятый день по Воскресении).

8) Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сентября).

1101. На какой день приходится Пасха, или Светлое Христово Воскресение?

Светлое Христово Воскресение бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния, а так как полнолуние каждый год не бывает в один и тот же день, то и пасхальное воскресенье приходится в разные дни, в первом или во втором весеннем месяце.

1102. Кто установил, чтобы Светлое Христово Воскресение праздновалось в первую неделю после весеннего полнолуния?

Празднование Воскресения Христова в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния было установлено на Первом Вселенском Соборе, в 325 году по P. X.

1103. Когда празднуется Воскресение Христово?

Воскресение Христово празднуется в наших странах вечером в субботу перед пасхальным воскресеньем, иногда в полночь с субботы на пасхальное воскресенье, а иногда рано утром перед рассветом в пасхальное воскресенье.

1104. Чем начинается празднование Воскресения Христова?

Празднование Воскресения Христова начинается крестным ходом вокруг церкви.

1105. Что поют при крестном ходе?

При крестном ходе поют торжественную песнь «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

1106. Что бывает после крестного хода?

После крестного хода начинается пасхальная заутреня.

1107. Где начинается пасхальная заутреня?

Пасхальная заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а потом продолжается в храме.

1108. Какая песнь при пасхальной заутрене повторяется все время?

1109. Что делает священник в конце заутрени?

В конце пасхальной заутрени священник радостно возглашает: «Христос воскресе!»

1110. Как верующие отвечают на этот возглас?

На это приветствие верующие также радостно и громко отвечают: «Воистину воскресе!»

1111. Что совершается после пасхальной заутрени?

После окончания пасхальной заутрени совершается освящение яств, которые приносят верующие для освящения.

1112. Как называется пасхальная неделя?

Пасхальная неделя называется Светлою седмицей.

1113. Чем для всех видимо отмечается в храме Светлая седмица?

Светлая седмица в храме видимо для всех отмечается тем, что все трое врат иконостаса открыты всю неделю, и не только при богослужениях, но и вне богослужений, в знак того, что Воскресение Христа из мертвых открыло нам врата Царства Небесного, чтобы мы могли войти в радость Господа своего.

1114. Как еще называется пасхальное воскресенье?

Пасхальное воскресенье называется еще Великоночным воскресением, потому что та ночь, когда Христос на рассвете восстал из мертвых, была поистине великой и торжественной для Него и для нас.

1115. Как долго продолжается пасхальное время?

Пасхальное время продолжается сорок дней.

1116. Каким пением и облачением ознаменовывается пасхальное время?

1117. Что предшествует пасхальному времени?

Пасхальному времени предшествует Великий пост, во время которого мы должны подготовить себя к великому празднику Воскресения Христова.

1118. Как мы должны подготовить себя к великому празднику Воскресения Христова?

Во время Великого поста мы должны готовиться к празднику Воскресения Христова молитвою, постом и принятием Святых Таин.

Великий пост начинается с понедельника после Сыропустной недели.

1120. Почему эта неделя называется Сыропустной?

Эта неделя называется сыропустной потому, что с понедельника после нее уже наступает совершенный пост.

1121. Как называется неделя перед Сыропустной?

Неделя перед сыропустной называется Мясопустной, потому что с понедельника после этой недели запрещается вкушать мясо.

1122. Как называется неделя перед Мясопустной?

Неделя перед мясопустной называется Неделей блудного сына, потому что во время Святой Литургии в Евангелии читается притча о блудном сыне, напоминающая нам, что и мы должны так же каяться, как покаялся блудный сын.

1123. Как называется неделя перед Неделей блудного сына?

Неделя перед Неделей блудного сына называется Неделей мытаря и фарисея, потому что при Святой Литургии в Евангелии читается о мытаре и фарисее, чтобы все стремились последовать примеру кающегося мытаря и избегали гордости фарисея.

1124. Как называется время от Недели мытаря и фарисея до недели Сыропустной?

Это время называется приготовлением к Великому посту.

1125. Как называется первая неделя Великого поста?

Первая неделя Великого поста называется Неделей Православия, потому что в эту неделю совершается Торжество Святого Православия в память восстановления почитания икон в 842 году.

1126. Как называется третья неделя Великого поста?

Третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной, потому что в эту неделю выносится для утешения и поклонения верующих Святой Крест.

1127. Сколько недель в Великом посту?

В Великом посту шесть недель.

1128. Как называется шестая неделя Великого поста?

Шестая неделя Великого поста называется Вербной неделей.

1129. Почему шестая неделя Великого поста называется Вербной?

Шестая неделя Великого поста называется Вербной потому, что в эту неделю освящаются вербы.

1130. Почему в Вербную неделю освящаются вербы?

В Вербную неделю освящаются вербы в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим пред крестными страданиями, когда народ приветствовал Его с пальмовыми ветвями в руках.

1131. Как называется суббота перед неделей Вербной?

Суббота перед Вербной неделей называется Лазаревой, потому что в этот день вспоминается воскрешение Христом Лазаря.

1132. Как называется неделя от Вербного воскресенья до Пасхального воскресенья?

Неделя от Вербного воскресенья до воскресенья Пасхального называется Страстной неделей, и все ее дни от понедельника до субботы называются великими.

1133. Почему неделя от Вербного воскресенья до Пасхального называется Страстной?

Неделя от Вербного воскресенья до Пасхального называется Страстной в воспоминание крестных страданий Христа и Его смерти на Кресте, ради нашего спасения.

1134. Что служится в Страстной понедельник, вторник и среду?

В Страстной понедельник, Страстной вторник и Страстную среду служатся в храмах Литургии Преждеосвященных Даров.

1135. О чем мы вспоминаем в Страстную среду?

В Страстную среду мы вспоминаем согласие Иуды предать Иисуса Христа еврейским законникам.

1136. О чем мы вспоминаем в Великий четверг?

В Великий четверг мы вспоминаем Тайную Вечерю Христа с апостолами, моление Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

1137. Что служится в Великий четверг?

В Великий четверг утром служится Литургия св. Василия Великого, а вечером утреня с чтением «двенадцати Евангелий» о страданиях Христа.

1138. О чем мы вспоминаем в Великую пятницу?

1139. Какая служба бывает в Великую пятницу?

В Великую пятницу служится вечерня, на которой выносится Плащаница из алтаря на середину храма и полагается на убранный цветами стол.

1140. Что такое Плащаница?

Плащаница есть изображение на плате Иисуса Христа, снятого с Креста и положенного в гроб.

1141. Что поют при выносе Плащаницы?

При выносе Плащаницы поется: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове, покрыв, положи».

1142. Как называется стол, на котором полагается Плащаница?

Стол, на котором полагается Плащаница, называется Гробом Господним.

1143. Почему Плащаница выносится на середину храма?

Плащаница из алтаря выносится на середину храма для того:

1) чтобы верующие с благоговением к ней прикладывались в знак благодарности, что Иисус Христос принес Себя в жертву за нас;

2) чтобы мы размышляли о крестных страданиях Христа;

3) чтобы сокрушались о своих грехах и возносили свои сердца к Господу Иисусу Христу.

1144. Как долго находится Плащаница на середине храма?

Плащаница находится на середине храма до самого Воскресения Христова. Перед началом богослужения Святой Пасхи переносится Святая Плащаница в алтарь и кладется на святой престол.

1145. Как долго находится Плащаница на святом престоле?

На святом престоле Плащаница находится 40 дней – от Святого Христова Воскресения до Вознесения Господня.

1146. Какие праздники, кроме Пасхи, не приходятся на одно и то же число определенного месяца каждого года?

Кроме Пасхи не приходятся на постоянное число определенного месяца в году следующие праздники:

1) Праздник Вознесения Господня, который бывает на сороковой день после Пасхи;

2) праздник Троицы, или Сошествия Святого Духа на апостолов, который бывает на пятидесятый день после Пасхи.

1147. В какой день бывает праздник Вознесения Господня?

Праздник Вознесения Господня всегда бывает в четверг.

1148. На какой день приходится праздник Пятидесятницы?

Праздник Пятидесятницы приходится всегда на воскресенье.

1149. Как еще называется праздник Пятидесятницы?

Праздник Пятидесятницы называется еще праздником Святой Троицы.

1150. Какой день посвящен Духу Святому как третьей Божеской Ипостаси?

Духу Святому как третьей Божеской Ипостаси посвящен понедельник после Пятидесятницы. Этот понедельник называется поэтому Днем Духа Святого.

1151. Что является обычаем на Троицу?

Есть обычай на Троицу украшать храм и жилища верующих зеленью и цветами в знак того, что наша душа наитием Духа Святого должна духовно крепнуть, обновляться и расцветать.

1152. Как называется неделя, следующая за пасхальной неделей?

Неделя, которая следует за пасхальной, называется Антипасхой, или Фоминой неделей, потому что в эту неделю мы вспоминаем апостола Фому, который сначала не хотел верить, что Христос воскрес из мертвых, но потом уверовал и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», о чем и читается в Евангелии в этот день на Святой Литургии.

1153. Как называется неделя после Троицы?

Неделя после Троицы называется Неделя всех святых, так как в этот день в Православной Церкви чтится память всех святых.

1154. Почему в Православной Церкви чтится память всех святых в зависимости от праздника Пятидесятницы?

В Православной Церкви память всех святых чтится в зависимости от праздника Пятидесятницы потому, что святые за свои подвиги стали достойными милости Духа Святого.

1155. Как называются праздники, которые празднуются, как и Пасха, в зависимости от первого весеннего полнолуния?

Праздники, которые празднуются, как и Пасха, в зависимости от первого весеннего полнолуния, называются переходящими праздниками.

1156. Какой бывает Господский праздник помимо двунадесятых?

Помимо двунадесятых праздников бывает еще Господский праздник – Обрезание Господне, приходящийся на первое января, когда чтится память святого Василия Великого и начинается новый гражданский год.

1157. Какие из двунадесятых праздников, праздники Богородичные?

Двунадесятые праздники Богородичные следующие:

1) Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября).

2) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября).

3) Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта).

4) Успение Пресвятой Богородицы (15 августа).

1158. Сколько Богородичных праздников помимо двунадесятых?

Кроме двунадесятых Богородичных праздников есть еще один Богородичный праздник – Покров Пресвятой Богородицы (1 октября).

1159. Когда бывает праздник апостолов Петра и Павла?

Праздник апостолов Петра и Павла 29 июня.

1160. Когда бывает праздник Рождества Иоанна Крестителя?

Праздник Рождества Иоанна Крестителя 24 июня.

1161. Когда бывает праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя?

Усекновение главы Иоанна Крестителя празднуется 29 августа.

1162. Когда чтится память святого Николая Чудотворца?

Память святого Николая Чудотворца чтится 9 мая и 6 декабря.

1163. Когда бывает праздник Собора Пресвятой Богородицы?

Праздник Собора Пресвятой Богородицы 26 декабря.

1164. Когда бывает праздник архидиакона и первомученика Стефана?

Праздник св. архидиакона и первомученика Стефана 27 декабря.

1165. Когда чтится память Вифлеемских младенцев?

Память Вифлеемских младенцев чтится 28 декабря.

1166. Какие праздники Православной Церкви являются народными в Чешских землях и Словакии?

Народные праздники в Православной Церкви Чехии и Словакии следующие:

1) Праздник учителей и славянских апостолов Кирилла и Мефодия (11 мая и 5 июля).

2) Праздник святого Вацлава (28 сентября).

1167. Каких народных святых вспоминают православные Чешских земель и Словакии в течение года?

В течение года мы вспоминаем:

1) Учеников святого Мефодия: святых Горазда, Ангелара, Климента, Наума и Саввы (27 июля).

2) Святую Людмилу (16 сентября).

3) Святого Ивана Чешского (вместе с праздником Рождества Святого Иоанна Крестителя 24 июня).

4) Святого Прокопа Сазавского (4 июля).

1168. Какие наиболее чтимые святые у православных народов?

Наиболее чтимые святые у православных следующие:

1) Русские: св. Владимир (15 июля), св. Ольга (11 июля), свв. мученики Борис и Глеб (24 июля), св. Александр Невский (30 августа).

2) Сербские: св. Савва (14 января) и св. Лазарь (15 июня).

3) Болгарские: св. Борис (2 мая) и св. Иоанн Рыльский (19 октября).

4) Румынские: св. Иоанн Сочавский (2 июня).

I. На праздник Святой Троицы в некоторых странах есть обычай раздавать во время Литургии верующим цветы.

II. В праздник Воздвижения Креста Господня мы вспоминаем два события:

1. Обретение Святого Креста, на котором умер Иисус Христос, царицей Еленой в 326 году и его почитание.

2. Возвращение Святого Креста, который был в 614 году персидским шахом Хозроем похищен у цареградского императора Фоки, а потом в 628 году возвращен императору Гераклию. В праздник Воздвижения Креста Господня выносится напрестольный крест из алтаря на средину храма для благоговейного почитания верующими. Там крест остается семь дней.

III. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы вспоминаем о том, как Пресвятая Богородица в юном возрасте была приведена в Иерусалимский храм своими родителями Иоакимом и Анной.

IV. В праздник Крещения Господня вспоминаем о крещении Иисуса Христа в Иордане и явлении Святой Троицы. В этот день освящается вода в природе и в храме. По примеру наших предков и еще со времен Кирилла и Мефодия, эту воду мы называем «богоявленскою», потому что Крещение Господне наши предки называли «Богоявлением». Богоявленской водой окропляют при благословении и освящении, а также и пьют ее. В первые времена христианства богоявленскою водою крестили оглашенных. Римская католическая Церковь освящает воду в Чешских землях накануне праздника Крещения Господня. Этот обычай перешел от Православной Церкви еще со времен святых Кирилла и Мефодия.

V. На Крестопоклонной неделе Св. Крест остается на аналое на середине храма до пятницы, когда по заамвонной молитве Литургии Преждеосвященных Даров уносится опять в алтарь.

VI. В Римской католической Церкви Великий пост начинается с первой среды Великого поста, то есть на два дня позже, чем в Православной Церкви.

VII. Праздник Воскресения Христова является сосредоточением всего церковного года, так как воскресение из мертвых Иисуса Христа есть самое большое событие. Поэтому праздник Воскресения Господня считается самым большим православным праздником и называется праздником праздников и торжеством из торжеств.

VIII. Две недели перед праздником Рождества Христова называются: а) Неделей святых отцев и

б) Неделей праотцев. Неделя святых праотцев посвящена памяти всех ветхозаветных патриархов, начиная от Адама, а Неделя святых отцев посвящена предкам Иисуса Христа по плоти.

IX. День перед праздником Рождества Христова называется рождественским сочельником в память того вечера, когда Пресвятая Дева Мария и святой Иосиф прибыли в Вифлеем. Вспоминаем их пребывание в пещере, где в ту же ночь родился Иисус Христос. Этот вечер называется щедрым в память рождения Искупителя для нашего спасения, чем была проявлена безмерная любовь Божия к греховному человечеству. Щедрый день, или сочельник, начинается строгим постом и кончается обильной вечерею (ужином), во время которой члены семьи поздравляют друг друга с рождественскими праздниками и взаимно обмениваются подарками.

X. В Православной Церкви есть обычай почитать в зависимости от больших праздников на следующий день память того святого, который к событию праздника имеет непосредственное отношение. Так, после праздника Рождества Христова, 26 декабря, бывает Собор Пресвятой Богородицы, т. к. Она была непосредственной Участницей этого события, будучи Пречистой Матерью Господа нашего Иисуса Христа; после праздника Крещения Господня, 7 января, Собор святого Иоанна Крестителя, так как он крестил Иисуса Христа; после праздника Благовещения Пресвятой Девы Мария, 26 марта празднуется Собор Святого Архангела Гавриила, потому что он возвестил Деве Марии, что от Нее родится Сын Божий; после праздника апостолов Петра и Павла, 30 июня, празднуется Собор двенадцати апостолов, так как апостолами были не только Петр и Павел, но и другие апостолы. Кроме того, Православная Церковь чтит каждого апостола отдельно, в особый день, за их усердие, жертвенность, безмерную работу и страшные мучения.

Слово «Собор» в данном случае означает не больше, как богослужебное торжество в память означенных святых. Однако и вне зависимости от больших праздников бывают некоторые Соборы, как, например, 4 января – Собор к почитанию семидесяти апостолов, а 8 ноября – Собор Архангела Михаила и всех Бесплотных Сил.

XI. Во второе воскресенье после Троицы празднуется память Всех Святых, в Чешских землях и Словакии просиявших.

Источник: 1168 вопросов и ответов о Православной вере сщмч. Горазд, епископ Чешский и Моравско-Силезский. — 2-е изд. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2011. — 399 с.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

VIII. Крестный ход и Коренная ярмарка

Мы видели из исторического обозрения обители, что начало Крестного хода с чудотворной иконой Знамения Божией Матери из Курского Богородицкого монастыря в Коренную Пустынь, устное и письменное предание относит к 1618 году, то есть ко времени возрождения сей последней обители и освящения новопостроенного в ней храма; при чем срок пребывания иконы в Пустыне с течением времени постоянно увеличивался.

С 1618 по 1726 год икона оставалась в Пустыни, по своем перенесении туда в девятую (после пасхи) пятницу всего три дня.

С 1726 по 1765, в течении одной недели; а в этом году встречаем в актах обители просьбу настоятеля оной о. Игумена Исайи к Епископу Порфирию, о увеличении этого срока вместо одной на две недели, и есть некоторый повод полагать, что просьба эта была удовлетворена тогда же.

В 1767 году крестный ход с иконой, по указу Святейшего Синода, прекращен вовсе и возобновился снова лишь в 1791 году, по просьбе в Синод же Курских граждан, при чем дозволено оставлять икону в Пустыне в течении двух недель. А в 1806 году, по ходатайству тогдашнего настоятеля Коренной Пустыни о. Макария срок пребывания иконы в Пустыне указом Святейшего Синода продлен от 9 по Пасхе пятницы до 12 сентября; при чем все сборы, бывающие в это время от молебнов и свечной продажи предоставлены исключительно в пользу Коренной Пустыни.

В прошении поданном о. Макарием о продолжении сего срока поставлены на вид следующие побудительные причины: «что так как стечение народа на Коренную ярмарку год от году против прежнего времени умножается, то по таковому маловременному той св. иконы в Коренном монастыре пребыванию, всем желающим по обещаниям своим, пред оною на месте обретения ея, отправить акафист, молебны, водосвятия, и оных молебствий, благонамеренного удовольствия выполнить успеть никак не возможно, и тем паче, что сближается, а иногда и совсем прилучается время самое работное, сенокосное и жатвенное, почему и Коренной монастырь остается и многие усердствующие отходят без удовольствия.

Первое указание на порядок соблюдаемый издревле по перенесении иконы заключается в указе Белгородской Консистории, по случаю возобновления крестного хода в 1791 году: «Архимандрит Курского монастыря по древнему обыкновению должен с братией и всеми священно и церковнослужителями градскими при пении и звоне провожать из монастыря до Московских ворот, а оттуда назначаются Курского же монастыря 3 иеромонаха, которые должны быть оба в пути в ходу, на месте и в Коренной Пустыни иметь прилежное смотрение о целости оной. По принесении же св. иконы к Коренной Пустыни, строитель оной должен со всею своею братией встретить и с пением препровождать в самую большую церковь. По окончании же ярмарки должен он же строитель с подобающим пением провожать (икону) до назначенного места и отпустить оную с теми же тремя иеромонахами, а как св. икона на возвратном пути ночует в ямской слободе, то архимандрит Курского монастыря с братией и со всем священством при полном звоне должны встретить у Московских ворот и идти прямо в монастырь, поя молебен Пресвятой Богородице.»

Этот порядок в главных чертах соблюдается и ныне, но со времени перенесения Архиерейской кафедры в Курск (в 1830 году) торжественность крестного хода увеличилась тем участием, которое принимает в оном сам Владыко, как настоятель Курского Знаменского монастыря, служащего киотом сей местной святыне. С того же времени порядок соблюдаемый при ежегодном крестном ходе с св. иконой и все касающиеся до cero распоряжения, по утверждении их Преосвященным прописываются подробно в консисторском указе, посылаемом для сведения и руководства в оба монастыря. Накануне выноса иконы (т. е. накануне 9-й пятницы) во всех градских церквах в 6-ть часов по полудни, бывает всенощное бдение 34 33. В монастыре совершается оное самим Преосвященным с почетнейшим градским духовенством, при многочисленном стечении богомольцев.

В день выноса, в церквах города, ранняя литургия начинается в 5, а поздняя, в одном монастыре, в 8 часов по полуночи. Ее совершает Преосвященный с духовенством, участвовавшим во всенощном бдении, при собрании чиновников Курских присутственных мест, дворянства, градского общества и иногородцев. С началом этой литургии чудотворная Икона переносится в алтарь и поставляется на святом престоле, а духовенство города, с приличным облачением собирается в монастырь.

Преосвященный окончив литургию, износит чудотворную икону из алтаря на свое облачальное место, и передав её двум предстоящим Архимандритам, благословляет молебное пение Божией Матери. В это время духовенство становится в два ряда, протоиереи в церкви, а прочие вне ея, с северных дверей.

При пении, на молебне тропаря Богородице, Преосвященный приняв, обратно от Архимандритов чудотворную икону, несет ее из храма, в предшествии всего духовенства, животворящего креста и церковных хоругвей, при колокольном звоне во всех церквах, до красной городской площади, где осенив святой иконой народ и город, вручает ее начальнику губернии и губернскому предводителю дворянства, для дальнейшего несения к Московским городским воротам, до церкви Благовещенской. Здесь Преосвященный вторично осенив иконой народ, и передав её Архимандриту Коренной Пустыни, входит в Благовещенскую церковь; а Архимандрит, поставив святую икону в кивот, препровождает ее до Ямской слободы, со всем духовенством, при непрерывном пении Богородичных ирмосов причетниками и певчими из Курских граждан, попеременно, на расстоянии двух верст. Отсюда Архимандрит, поручив смотрение за сохранностью иконы двум иеромонахам своей обители, отправляется в Коренную пустынь для встречи там иконы, а городское духовенство возвращается в город.

От слободы ямской сопровождают святую икону, в том же порядке крестного хода, в каком несена была от Знаменского монастыря до Ямской, четыре уездные благочинные, ежегодно для сего назначаемые. Каждому из них, по пути шествия до Коренной, указана определенная дистанция, которую каждый благочинный проходит при иконе с 6-ю священниками, четырьмя дьяконами и 6-ю причетниками своего ведомства.

По приближении иконы к Коренной ярморочной площади, сретает оную Архимандрит Коренной пустыни; и, по принятии им св. образа, произносится, одним из иеродиаконов сугубая ектения с провозглашением Государю Императору и всей Августейшей Фамилии многолетия. За тем икона переносится в обитель, где остается до 12-го сентября.

12-е сентября есть день обратного перенесения чудотворного образа Богоматери из Коренной пустыни в Курский Знаменский монастырь. К этому дню народ из Курска, окольных селений и ближайших уездных городов стекается снова в пустынь в многочисленном количестве. Архимандрит пустыни, со старейшими монашествующими, совершив в оный день раннюю литургию, препровождает икону, с торжественным крестным ходом, подобным тому, каковым бывает при выносе иконы из Курска, за пределы обители до села Долгого. Здесь осенив святой иконой народ, и поставив ее в кивот для несения в Курск, возвращается, с своею братией, в обитель; а икону, от этого места, препровождают, до пригородной слободы Ямской, уездные благочинные, с духовенством ведомства каждого из них.

При внесении иконы в Ямскую, один из Курских Протоиереев, с 6-ю градскими Священниками, четырьмя Дьяконами и 6-ю причетниками с крестом и хоругвями, сретив ее, препровождает в приходскую церковь этой слободы, где отправляется всенощное бдение Богоматери, и Чудотворная Икона остается здесь на целую ночь, под сохранением трех иеромонахов Пустыни, которые, по всенощной, до полуночи, отправляют жителям слободы и сторонним пришельцам молебствие Богоматери.

На другой день, 13-го сентября, по отправлении в Слободской церкви местным духовенством, ранней Литургии в 5 часов, святая Икона в сопровождении протоиерея с духовенством переносится в Курскую Ахтырскую церковь, в коей Коренской Архимандрит, с священниками этой церкви, в 7-м часу утра совершает литургию, и отправив, за тем акафист Богоматери, препровождает Икону в предшествии всего градского духовенства, начальника губернии, чиновников присутственных мест дворянства, купечества, мещан и иногородных Богомольцев, при пении Богородичного канона и колокольном звоне во всех церквах города, в градский Воскресенский Собор. Здесь Преосвященный с несколькими протоиереями, сретив Чудотворный образ, вносит его в Собор и начинает позднюю Божественную литургию.

По окончании сей литургии, Чудотворная икона в сопутствии Преосвященного, духовенства и народного собрания, переносится в Знаменскую церковь Курского монастыря, где по возглашении сугубой ектении и многолетия Государю Императору и всей Августейшей Фамилии икона поставляется на обычное свое место в монастыре.

Со стороны гражданского начальства также предписывается соблюдать во время крестного хода от Курска до Коренной Пустыни и обратно установленный раз на всегда порядок или церемониал. Порядок же этот необходим тем более, что этот ход обыкновенно сопровождает несколько тысяч народа, стекающегося для поклонения Чудотворной иконе даже из отдаленных губерний, так что сопровождающие оную Икону богомольцы занимают по крайней мере пятиверстное пространство. Довольно сказать, что подобного стечения народа нельзя встретить не только в России, но и во всей Европе.

В 1860 году в этом ходе участвовало более 60,000 человек.

«Нельзя изобразить, пишет один из ежегодных участников этого события 35 28, с каким живым чувством веры, с каким сердечным умилением весь народ сопровождает Чудодейственный Образ Богоматери. Кроме внутренней преданности к святыне, каждый старается выразить её и внешним образом. По сему всякий бдительно заботится или участвовать в несении кивота, в коем помещается Святый образ, или, за множеством ревнующих о сем, хотя только коснуться его. Все предметы, употребляемые в крестном ходе, как то: большие фонари, наполненные горящими свечами, церковные хоругви, цеховые значки, и проч., несутся богомольцами с теплым усердием. Самое ненастье, не редко бывающее во время этого хода, нисколько не охлаждает их в трудах и не останавливает сопутствия иконе. Грамотные из них составляют из среды себя хоры, и под управлением причетников, во все продолжение шествия, поют, попеременно с церковнослужителями, канон Богоматери, стихиры и Богородичны, что придает шествию особенную торжественность, умиляющую самое жестокое сердце. Желать надобно, чтобы такое высокое чувство благочестия и пламенное усердие к вере всегда одушевляли православный Русский народ».

Церемониал соблюдаемый во время крестного хода следующий:

1) Полицейские жандармы на лошадях.

2) Взвод пикинеров, квартирующих в Курске кавалерийского Казанского Драгунского полка.

3) Часть богомольцев простого звания.

4) Хоругви и в средине оных два церковных фонаря с зажженными свечами, несут оные дьяконы.

5) Киот со списком явленной иконы, несут на носилках богомольцы, а по сторонам по одному унтер-офицеру пикинеру Казанского Драгунского полка.

6) Два больших фонаря с зажженными свечами, особенно устроенные для этой церемонии, на носилках несут богомольцы.

7) По обеим сторонам цеховые значки, несут их мастеровые, принадлежащие к тому цеху, а в середине несет купечество три креста.

8) Соборные певчие, а по сторонам их дьяконы несут хоругви.

9) Духовенство с несколькими сзади Архимандритами, в полном церковном облачении с иконами, евангелием и крестом; по сторонам их по одному унтер-офицеру, пикинеру Казанского Драгунского полка; по две хоругви и два больших фонаря с зажженными свечами, одинаковой величины с № 6-м; хоругви несут дьяконы, а фонари богомольцы.

10) Адьютант штаб-офицера корпуса жандармов.

11) Полицейские жандармы на лошадях.

12) Архиерейские певчие и по сторонам их цеховые значки, несут их мастеровые, принадлежащие к тому цеху, а по правой стороне, сзади их, состоящий по армии Курский полицмейстер на лошади.

13) Большой крест и Хоругви, несут дьяконы.

14) Военный Губернатор и губернский предводитель дворянства в парадных мундирах, несут явленную икону Знамения Пресвятой Богородицы, а над ней дьяконы держат рипиды.

15) Епископ в полном церковномъ облачении, а по сторонам его протодиаконы и дьяконы несут хоругви.

16) Чиновники города Курска в мундирах, их семейства, купечество и приезжие богомольцы из дворян, а по сторонам по одному унтер-офицеру пикинеру Казанского Драгунского полка.

15) Два фонаря с зажженными свечами, такие же, как и под № 6, несут богомольцы.

16) Две Хоругви, несут дьяконы.

17) Два церковных знамя, несут купцы города Курска.

18) Два фонаря с зажженными свечами, одинаковые с № 6, несут богомольцы.

19) Две Хоругви, несут дьяконы.

20) Два фонаря с зажженными свечами, такие же как под номером 6, несут также на носилках богомольцы, а по сторонам по одному унтер-офицеру, пикинеру Казанского Драгунского полка.

21) Два больших креста и шесть хоругвий, несет Курское купечество, а богомольцы несут на носилках устроенные две большие иконы, украшенные натуральными цветами.

22) Еще последние одиннадцатый и двенадцатый большие фонари с зажженными свечами одинаковые с номером 6, несут также богомольцы.

23) Две Хоругви и два значка, несут дьяконы и мастеровые и по сторонам по одному унтер-офицеру, пикинеру Казанского Драгунского полка.

24) Взвод пикинеров Казанского Драгунского полка.

25) Во всю процессию с обоих сторон укреплены на столбах веревки, у коих в некоторых местах стоят городовой полиции солдаты, чтоб народ не теснил шествие процессии.

Между тем у каждаго иногородного богомольца из простого звания имеется на плечах палочка с навязанным на ней в верху белым или другого цвета небольшим куском холстины; а у других видится на платочке маленький пук соломы, ветвь с дерева и тому подобное; этими знаками они обнаруживают себя своим товарищам, пришедшим с одного места, и по окончании крестного хода, каждая партия весьма легко и скоро сходится вместе.

Остается в заключение сказать несколько слов о Коренной ярмарке. Это одна из важнейших ярмарок в России, начинается обыкновенно в девятую пятницу после Пасхи и считается у купцов горячей ярмаркой, т.е. разыгрывающейся относительно капитального ярмарочного товара (мануфактурных произведений) в несколько дней.

Вообще же ярмарка продолжается дней 10, а с приездом и разъездом, даже более двух недель. Она обязана своим началом и существованием, большому стечению богомольцев в Коренную

Пустынь и бывает ежегодно в течении более 200 лет.

Следуя монастырскому преданию, начало ярмарки совпадает с началом крестного хода, а начало крестного хода, как было сказано выше, относится к 1618 году.

Ярмарка сперва продолжалась не более 3 дней, потом неделю, а потом две недели, сообразно тому, увеличивалось и пребывание в Коренной Пустыни Святой иконы: с 1618 по 1726 три дня, с 1726 по 1767 неделю, с 1791 по настоящее время две недели.

До 1764 года, Коренная ярмарка как заведенная на земле принадлежащей обители, находилась в ведении Курского Знаменского монастыря, но таможенные пошлины и питейные сборы шли в казну, как видно сие из челобитной, которую подавал в 1708 году Петру I «Курчанин посацкой человек Афанасий Одинцов». В этой челобитной между прочим говорится следующее: «Курского Богородицкого Знаменского монастыря в пустыне, которая расстоянием от Курска в 20 верстах, бывает богомолье и мирской съезд повсегодно вовремя Петрова поста на первой неделе, а Курские таможенные и кабацкие бурмистры ездят в те времена в тое пустынь для продажи вина и меду и сбора пошлинных денег, а того же богомолья и съезду и сбору Государевой денежной казны бывает по три дни, а сколько в той пустыне таможенных пошлин и питейной прибыли в сборе бывает и того сборщики имянно в книгах не пишут, знатно сборной Государевой денежной казной корыстаютца они бурмистры себе» 36 34. Одинцов просил, чтобы эти сборы отдали ему на откуп; вероятно с тех пор сборы эти и стали отдаваться на откуп с торгов и с наддачи; монастырь же лишь пользовался доходами поземельными и от отдачи в наем помещений жилых и под склад товаров. Так было до 1764 года, в котором ярмарочная площадь и со всеми бывшими на ней построенными от монастыря строениями поступила в казну. Настоятели восстановленной Коренной пустыни не раз просили возвратить её монастырю, но неуспешно. А в 1787 году при проезде Императрицы Екатерины II из Новороссии чрез Курск, Курское градское общество подало прошение об отдаче ему ярмарочного места с увольнением от платы поземельных денег на 20 лет.

В следствие чего в том же году последовал Высочайший указ на имя Курского наместника Зубова следующего содержания:

Господин правитель Курского наместничества Зубов! Чтоб строение гостиного двора для бывающей близ города Курска Коренной ярмарки по утвержденному от нас плану удобнее в действо произведено быть могло, повелеваем оное предоставить градскому обществу сего города с тем, чтобы они выстроили означенный двор гостиный каменный по плану и за то пользовались с лавок и других тут мест в течении 20-ти лет; имеющееся же там деревянное ветхое строение ни к какому употреблению не способное позволить им употребить на обжиг кирпича и другие при сем строении надобности.

На подлинном подписано собственною Ея Императорского Величества рукою тако: Екатерина июня 17 дня 1787 года в Орле.

В именном указе 1808 года июня 23 дня мы читаем: «Указом 1787 и 1800 годов предоставлен Курскому градскому обществу в течении 24-х лет доход с Коренной ярмарки в замен того, что оно должно выстроить гостиный двор; но общество представило, что оно доходами своими не может окончить и содержать потом это здание. Повелено: ярмарку отдать в управление и распоряжение Курского градского общества с тем, чтобы оно докончило это здание, пользуясь всеми доходами. Когда же окончится здание, то половину доходов отдавать казне; все расходы по ярмарке отнести на счет общества» 37 35.

Курская дума достроила гостиный двор и половину доходов с ярмарки до сих пор отдает в казну, а половина поступает в пользу города Курска. С 1812 по 1822 год казна получила с ярмарки 333,939 рублей, да за 1822 год 44,113 рублей. В 1854 году было получено по таксе, утвержденной местным губернским начальством, всего 29,652 рубля 31 коп. серебром, из которых 7,343 р. 82 ¼ коп. израсходованы на устройство ярмарки, (потому что на это время переезжает туда отделение почтовой конторы, часть пожарной полицейской команды; устраивается приличное помещение для приезда местных властей; из оставшейся за расходом суммы половина отправляется в уездное казначейство. В 1860 году собрано доходов: с лавок, балаганов, мест и проч. 38,320 рублей 99 ¼ к. серебром. Намерение перевести ярмарку в Курск, начавшееся с 1820 годов, снова возникло довольно сильно в сороковых и в начале пятидесятых годов. Возбудились споры. Защитники переводов предъявили желание купечества, письменно выраженное 163 лицами из 280 человек инородных купцов; объясняли, что Курск центральнее Коренной пустыни, по отношению к прочим малороссийским ярмаркам; указывали на выгоду для Курска. Сбудется ли относительно Коренной ярмарки предположение той или другой стороны, т. е. защитников оставления её на своем месте, или желающих перенесения её в Курск, где она протянется до тех пор пока не устроится железная дорога» 38 36, нам неизвестно, но позволим себе прибавить к этому очерку ярмарки несколько слов для верующих в несомненное участие Промысла Божия в делах человеческих. Не даром ярмарка эта возникла и существует более 200 лет под покровом обители. Она начинается и сопровождается молитвенным испрошением благословения Божией Матери, перед её Чудотворной Иконой, на месте её явления; уделяя в пользу Коренной Пустыни небольшую долю своей ярмарочной прибыли, благочестивое русское купечество и торговцы свидетельствуют тем свою признательность обители, которой эта ярмарка обязана существованием и в свою очередь поддерживают существование обители. Такое отношение торгующего на ярмарке купечества к Пустыне весьма понятно, как имеющее корень в религиозных чувствах русского народа, но желание выраженное частью местного Курского купечества о переводе ярмарки из Пустыни в Курск, из одних материальных расчётов, становится вовсе непонятным для историка обители, ибо он имеет перед своими глазами акт, которым тоже самое купечество в 1791 году ходатайствовало о восстановлени крестного хода, именно «для поддержания Коренной Пустыни». Хотим думать, что противное сему действие, было лишь временное увлечение части общества, материальными выгодами, в ущерб нравственно религиозной стороне дела, которая надеемся еще долго будет в соображениях большинства благочестивых Курских граждан занимать первое место; в памятование того, чем и сколько они обязаны благодетельному покрову Чудотворной Иконы Божией Матери и сколь дорого было сердцу их предков и отцов святое место её благодатного явления.

33 К проводу иконы и к крестному ходу, народ начинает стекаться в Курск с понедельника 9-й недели. Его собирается ко дню выноса, т. е. к 9-й, пятнице многочисленное количество разного звания, пола и возраста. Знаменский храм, где пребывает чудотворная икона, ежедневно, с утра до глубокой ночи, постоянно бывает наполнен народом и молебное пение пред Святой иконой совершается монашествующими непрерывно, дабы никто из усердствующих не остался без удовлетворения.

28 Смотри историческое описание Курского Знаменского первоклассного монастыря Протоиерея Иоанна Истомина стр. 93.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *