крестовоздвиженский храм в палехе

Расписание богослужений

Дата

Месяцеслов

Богослужение, время

17 ноября

(среда)

9.00 – Молебен о страждущих недугом винопития

20 ноября (суббота)

9.00 – Панихида

16.30 – Всенощное бдение, исповедь.

21 ноября (воскресенье)

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

8.30 – Часы

9.00 – Божественная Литургия. Лития о всех трагически погибших в результате автомобильных катастроф (служится в третье воскресенье ноября).

16.30 – Молебен с акафистом Пресвятой Богородице

24 ноября

(среда)

9.00 – Молебен о страждущих недугом винопития

27 ноября

(суббота)

9.00 – Панихида

16.30 – Всенощное бдение, исповедь

28 ноября

(воскресенье)

Начало Рождественского поста

Мчч. и исповедников Гурия, Самона и Авива.

8.30 – Часы

9.00 – Божественная Литургия

16.30 – Молебен с акафистом Пресвятой Богородице

Источник

ПАЛЕХСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР

крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в палехе. Картинка про крестовоздвиженский храм в палехе. Фото крестовоздвиженский храм в палехе
Палехский Крестовоздвиженский собор

Палехский кафедральный собор в честь Воздвижения креста Господня (Кинешемская епархия)

Храм был расписан в начале XIX века в смешанной технике известным московским художником А. П. Сапожниковым (по другим сведениям, работали местные мастера).

В 1870-x годах была проведена довольно неудачная реставрация росписей.

В 1903 году лучшими представителями иконописного искусства, палешанами Н. М. Сафоновым и И. В. Белоусовым, была проведена последняя успешная реставрация фресок, а также иконостасов и икон в них.

Вскоре после революционных событий 1917 года храм был закрыт, а затем превращен в музей, а его последний настоятель протоиерей Иоанн Рождественский был арестован и расстрелян.

крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в палехе. Картинка про крестовоздвиженский храм в палехе. Фото крестовоздвиженский храм в палехе
Палехский Крестовоздвиженский собор

В 1950-1960-е годы осуществлялась реставрация собора.

В 1993 году храм был передан Русской Православной Церкви и стал подворьем Николо-Шартомского монастыря, взявшего под свою опеку едва ли не большинство полуразрушенных храмов Шуйской округи.

В 2012 году храм перешел в ведение Кинешемской епархии и получил статус кафедрального собора.

Приписные храмы

Святыни

Настоятели

Архитектура и убранство

Внутреннее убранство довольно хорошо сохранилось до наших дней. Особого внимания заслуживают росписи стен и иконостасы. Иконографической основной для росписей храма послужила Библия с гравюрами Кристофа Вайгеля, изданная в Аугсбурге в конце XVII века. Однако русские мастера переработали композиции, взятые за образец, в традиционной иконописной стилистике, что, вкупе с традиционным же использованием графьи и несколько блеклыми, «фресковыми» тонами, придало им интересную двойственность. В результате реставрации 1903 года практически все фрески были переписаны заново во фряжском стиле палехской иконописной традиции с использованием в композиции библейских сюжетов с гравюр немецких авторов. Тогда же установлен великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле рококо. Четырехъярусный иконостас имеет «завороты» на боковые стены четверика, как бы охватывая их.

Источник

Крестовоздвиженский собор Палех

крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в палехе. Картинка про крестовоздвиженский храм в палехе. Фото крестовоздвиженский храм в палехе

Содержание:

История Крестовоздвиженского собора неотделима от истории Палеха, села, с одной стороны, совсем обычного, с другой — совершенно особенного.

Крестовоздвиженский храм в Палехе был построен в последней трети XVIII века, однако храм запустел в Смутное время, а потом долго не мог быть восстановлен по недостатку средств.

Первые сведения о новой Крестовоздвиженской церкви относятся к концу XVII века: в делах Патриаршего казенного приказа сохранились данные о ее постройке в 1693 году. В 1696 году при ней освятили Казанский придел, а под 1712 годом говорится об освящении в Палехе церкви во имя Николая Чудотворца.

В 1719 году Крестовоздвиженский храм пострадал от воров, которые «с местных икон оклады ободрали и что было церковные сборные казны мирского подаяния и то все унесли».

Новый каменный храм Палеха

Наконец, в 1774 году на средства прихожан в Палехе отстроили каменный четырех-придельный Крестовоздвиженский храм. Кроме главного престола, освященного в честь Воздвижения Креста Господня, здесь имелись Казанский и Никольский приделы, а во втором ярусе несколько позднее был устроен небольшой храм с посвящением престола Архистратигу Михаилу.

Средства на постройку нового каменного храма палешане изыскали если не с легкостью, то, во всяком случае, без существенных затруднений. Храм получился просторный, с островерхой колокольней. За иконным и стенным письмом тоже далеко идти не требовалось — работали свои же мастера. Правда, росписи интерьеров затянулись надолго, окончившись только в 1800-е годы, — возможно, именно потому, что местные иконописцы были заняты сторонними заказами.

Жизнь Крестовоздвиженского прихода мало чем отличалась от жизни многих других сельских приходов. Ни вопиющей нищеты, ни вызывающей роскоши.

Примерно в 1907 году, в мастерской братьев И. В. и В. В. Белоусовых для Крестовоздвиженской церкви Палеха был создан новый иконостас — редкостно прекрасный для своего времени образец стилизации под XVIII век. Иконы для него писались заново, но «в старой манере», а в местном ряду оставили несколько почитаемых образов XVIII—XIX веков.

После революции Крестовоздвиженский храм Палеха закрыли, но в нем разместился отдел древней живописи Государственного музея Палехского искусства, что позволило сохранить в неприкосновенности уникальные интерьеры церкви.

Передали Церкви палехский храм в начале 1990-х годов. И начинал он возрождаться как подворье Николо-Шартомского монастыря, взявшего под свою опеку едва ли не большинство полуразрушенных храмов Шуйской округи. Крестовоздвиженский храм к полуразрушенным, к счастью, не относился, но приходскую жизнь пришлось выстраивать с нуля.

В 2012 году, когда с образованием Кинешемской и Палехской епархии церковь приобрела статус кафедрального Крестовоздвиженского собора Палеха.

Архитектура Крестовоздвиженского храма в Палехе

крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в палехе. Картинка про крестовоздвиженский храм в палехе. Фото крестовоздвиженский храм в палехе

Архитектура Крестовоздвиженского храма в Палехе характерна для своей местности, где пересеклись владимирско-суздальские и ярославско-костромские строительные традиции. Подобные храмы — и подобные колокольни — можно встретить по всей Ивановской области, в Суздале и его окрестностях, в районах Костромской области, прилегающих к Ивановской. Все это памятники сравнительно поздние, относящиеся по большей части к XVIII веку. Подумать только — в эту эпоху в столицах барокко доживало последние годы, его готовился сменить классицизм, а здесь, «во глубине России». И, в сущности, не такая уж «глубина».

Консервативная провинция в это время только-только начала заимствовать элементы московского барокко, да и то — в очень скромной мере. Речь идет, конечно, о памятниках, строившихся «миром». Баре там у себя в усадьбах могли хоть Растрелли, хоть Баженова приглашать. А провинциальный «мир» строил так. Удобно. Надежно. С укорененностью в привычной старине и осторожным включением в общую концепцию сравнительно новых, но уже проверенных деталей. (С тем чтобы уже спустя малое количество десятилетий почти полностью перейти на типовые, добротно-классицистские, а затем и тоновские проекты.)

Главная задача, которую в случае с подобными храмами решал зодчий (а им был некто Егор Дубов), — выгодное расположение. Цитируем «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область»:

«Расположена на гребне пологого спуска к реке, в центре торговой площади: определяет панораму поселка с реки и господствует в окружающем пейзаже».

Впрочем, проблема расположения решалась еще теми мастерами, которые строили первоначальные деревянные храмы, поскольку каменные возводились на их месте.

Крестовоздвиженский храм Палеха внутри

крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в палехе. Картинка про крестовоздвиженский храм в палехе. Фото крестовоздвиженский храм в палехе

Крестовоздвиженский храм имеет достаточно сложную структуру, внутри него — как бы несколько перетекающих друг в друга, но в то же время отдельных пространств — главного четверика, нижнего яруса трапезной, соединенной с четвериком арочным проемом, и верхнего яруса трапезной, попасть в который можно из нижнего по чугунной винтовой лестнице. При этом верхний придел организован по принципу лоджии: в центре оставлен огороженный перилами проем в нижнюю часть трапезной. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарная часть — коробовым, который переходит в конху.

В трапезной — коробовые своды с распалубкой.

Росписи четверика, первоначально исполненные в 1800-е годы в смешанной технике, реставрировались в начале XX века, а затем в 1950—1960-е годы. Иконо-графической основной для них послужила Библия с гравюрами Кристофа Вайгеля, изданная в Аугсбурге в конце XVII века. Однако русские мастера переработали композиции, взятые за образец, в традиционной иконописной стилистике, что, вкупе с традиционным же использованием графьи и несколько блеклыми, «фресковыми» тонами, придало им интересную двойственность.

Палехские мастера постарались на славу: настенные росписи просто великолепны. Тут и Саваоф в окружении ангелов, и история сотворения Земли, человека, растительного и животного мира, и сцены грехопадения людей, и изгнание Адама и Евы из рая.

Иконы нижнего ряда главного четырехъярусного иконостаса сохранились в том же виде, какими их написали палехские мастера XVIII века. Остальные были переписаны во второй половине ХIХ-го. Но самым древним элементом храма считаются резные царские врата XVI века в южном приделе, изготовленные мастерами средневекового Углича, а также новгородская икона Николая Чудотворца с житием, написанная еще в XIV веке.

Четырехъярусный иконостас имеет «завороты» на боковые стены четверика, как бы охватывая их.

Иконостасы приделов современны главному, однако иконостас северного придела трапезной включает в себя уникальный памятник — царские врата, выполненные в XVI веке, едва ли не самый древний на территории Ивановской области памятник декоративно-прикладного храмового искусства. Врата сохранились без больших утрат и послужили образцом для царских врат южного придела.

Внутренне убранство церкви, утверждают местные священнослужители, сохранилось лишь благодаря тому, что храм не закрывали до 1936 года, а потом в нем разместили филиал Государственного музея палехского искусства. Сотрудники филиала очень бережно относились к церковному имуществу, а в 1958 году даже провели небольшую реставрацию главного иконостаса.

Источник

Крестовоздвиженский Кафедральный Собор, пос. Палех

Настоятель Крестовоздвиженского собора

Благочинный Палехского округа Иерей Николай Костров

Храм во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня, один из немногих сохранившихся памятников древнерусской религиозной живописной традиции, был построен в 1762—1774 гг. на средства жителей Палеха и окрестных деревень, мастером Егором Дубовым. Здание храма выполнено в византийском стиле. Храм имеет четыре предела: главный во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, два трапезные — правый в честь иконы Казанской Божией Матери, левый — в честь святителя и чудотворца Николая и верхний — в честь Архистратига Михаила.

крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в палехе. Картинка про крестовоздвиженский храм в палехе. Фото крестовоздвиженский храм в палехе крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в палехе. Картинка про крестовоздвиженский храм в палехе. Фото крестовоздвиженский храм в палехе

Внутреннее убранство храма соответствует высокому художественному уровню. И довольно хорошо сохранилось до наших дней. Особого внимания заслуживают росписи стен и иконостасы. Первоначально храм был расписан в начале ХIХ века известным московским художником А. П. Сапожниковым. Затем в 70-x годах того же столетия была проведена довольно неудачная реставрация. В 1903 году лучшими представителями иконописного искусства, палешанами Н. М. Сафоновым и И. В. Белоусовым была проведена последняя успешная реставрация фресок, а также иконостасов и икон в них. В результате реставрации практически все фрески были переписаны заново во фряжском стиле палехской иконописной традиции. С использованием в композиции библейских сюжетов с гравюр немецких авторов. А также установлен великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле рококо. Одной из самых почитаемых святынь храма, является икона Шуйской-Смоленской Божией Матери, список с первообраза.

крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в палехе. Картинка про крестовоздвиженский храм в палехе. Фото крестовоздвиженский храм в палехе крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в палехе. Картинка про крестовоздвиженский храм в палехе. Фото крестовоздвиженский храм в палехе крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в палехе. Картинка про крестовоздвиженский храм в палехе. Фото крестовоздвиженский храм в палехе

Вскоре после революционных событий 1917 года храм был закрыт, а затем превращен в музей, а его последний настоятель протоиерей Иоанн Рождественский (ныне прославленный в лике святых) арестован и расстрелян. В 1993 году храм был передан Русской Православной Церкви и стал подворьем Николо-Шартомского монастыря. В 2012 году перешел в ведение Кинешемской епархии и получил статус кафедрального собора.

К Крестоводвиженскому Кафедральному Собору приписано :

— Храм Преображения Господня и храм святителя и чудотворца Николая в с. Большие Дорки;

Источник

История Палеха

Палех — село древнее. Есть все основания полагать, что поселение возникло задолго до того, как о нем стали упоминать в письменных источниках. А первые летописные сведения и предания повествуют о том что Палех основали в конце XII века сбежавшие от татар из Владимира и Суздаля люди, которые спалили здесь дремучий лес (паленый — Палех). Но это нисколько не объясняет загадочного имени Палех. Тайна имени не раскрыта и по сей день. Названиям типа Палех, Люлех, Лух, Ландех примерно 2 тысячи лет. Они имеют финно-угорское происхождение и трудно поддаются расшифровке.

крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в палехе. Картинка про крестовоздвиженский храм в палехе. Фото крестовоздвиженский храм в палехе

В 1572 г. Иван Грозный пожаловал село Палех с прилежащими ему землями своему сыну Ивану. Потом через 10 лет он стал принадлежать Марии Владимировне Старинкай жене литовского короля Матуса. А вначале XVII века у Палеха появились новые владельцы-Острозубовы и Бутурлины. В начале XVII в. в Палехе имелись три деревянные церкви — две Ильи Пророка и одна Крестовоздвиженская, которые неоднократно уничтожались огнем. Из писцовых книг XVII века служивших для установления размеров налога известно, что в Палехе было около 66 дворов.

Таким образом, в XVII веке Палех представлял собой довольно значительное село, даже был центром волости. Почти все его жители являлись крестьянами. Однако земледелие на неплодородных почвах не приносило больших доходов, и поэтому население занималось различными промыслами: в первую очередь это было иконописание, которым палешане, возможно, занимались с самого возникновения поселения, а так же выделкой овчин, льняным ткачеством, оригинальной вышивкой и резьбой по дереву. Так же в Палехе проходили крупные ярмарки: «Масляная» и «Крестовоздвиженская», что очень положительно сказывалось на экономическом положении села.

крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в палехе. Картинка про крестовоздвиженский храм в палехе. Фото крестовоздвиженский храм в палехе

К XVII веку Самым распространенным и доходным промыслом среди палешан становится иконописание. Палехские иконы имели высокий уровень исполнения и продавались в России и даже за границей. В ряде архивных документов за 1705 год говориться о продаже палешанами икон в Сибири, Молдавии, Болгарии, Черногории и в других странах. Они охотно приобретались коллекционерами. Палешане были не только замечательными иконописцами, но и прославились как стенописцы. Ими была расписана грановитая палата в Москве, отреставрированы фрески Успенского и Дмитровского соборов во Владимире и Софийского в Новгороде. В начале XIX века (в1814 году) Палех стал известен великому немецкому поэту Гете, который заинтересовался современным иконописанием в Суздальском крае.

В советский период, начиная с 20 гг., Палех становится одним из центров лаковой миниатюры. В настоящее время идет активное возрождение иконописания.

крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в палехе. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в палехе. Картинка про крестовоздвиженский храм в палехе. Фото крестовоздвиженский храм в палехе

Несмотря на то, что Палех находился в глуши и был отрезан от мира лесами и бездорожьем, он всегда жил общей со всей Россией культурной жизнью. Наше село всегда было притягательным для многих ученых, любителей искусства, деятелей культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *