крестовоздвиженский храм в уфе адрес

Крестовоздвиженский храм Уфы

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

Храм был построен в 1893 году на вложения купца Трофима Козлова. Николай Котельников стал первым настоятелем храма. После его смерти останки похоронили у алтаря храма рядом с могилой Козлова.

Приход храма считался самым многочисленным в городе, так как старообрядцев было много, а соответствующие церкви не были построены. Негласно в ней функционировало попечительство, помогая бедным прихожанам. Во время войны помощь оказывали семьям, чьи кормильцы ушли на фронт.

При церкви была и приходская школа. В начале XX века рядом с ней построили специализированное училище для глухонемых. Помимо настоятеля Котельникова, вклад в училище внес Иоанн Крондштатский и сама императрица Мария Федоровна, отправив туда учительницу для работы с глухонемыми. Когда началась война, в церкви открылся лазарет.

Однако в 1937 году храм все же закрыли, но открыли в 1942 году по настоянию прихожан. Настоятель и староста церкви чуть позже получили государственные награды. В послевоенные годы храм стал одним из первых по всей стране, который распахнул двери всем желающим: в то время большинство церквей было закрыто.

В середине 1990-х был открыт монастырь. Чуть позже его перенесли в Стерлитамак (Башкирия). В 1998 году при храме создали приют для людей, не имеющих постоянного места жительства.

Яркий представитель архитектуры русского стиля — Крестовоздвиженский храм, выполненный из бревен, сверху обшитый тесом. Стены современного строения окрашены в желтый цвет, а семь куполов и кровля — в голубой. Кресты из зеркального стекла, обрамленные чугунной рамкой, а иконы выдержаны в едином древневизантийском стиле.

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

Расписание богослужений

В храме богослужения совершаются каждый день:

Исповедь можно совершить во время вечерней службы или утром во время литургии, заранее предупредив священника о своем желании.

Деятельность храма

Храм активно занимается различными направлениями общественной деятельности и предлагает прихожанам разноформатные мероприятия.

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

Катехизация

Это изучение основ христианства, в храме проводится множество мероприятий по этой теме для разных возрастных групп:

Общедоступная библиотека

Открыта для всех желающих, здесь хранится около 2 000 томов. Библиотека не работает в пятницу и субботу, в остальные дни режим работы: 11:00—17:00 часов, обед 12:00—12:30. Однако перед посещением рекомендуется позвонить заведующей по телефону: 8-927-965-55-47, чтобы библиотека была открыта.

Помощь бездомным

В храме организован центр помощи бездомным, он располагается в бывшем здании гимназии для глухонемых по адресу: ул. Лесопильная, 4. При братстве помощи бездомным также созданы мастерская по изготовлению церковных иконостасов «Уфимская артель» и социальный приют.

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

Как добраться до Крестовоздвиженского храма в Уфе

Храм находится по адресу: ул. Лесопильная, 2. Доехать до него можно на общественном транспорте:

От трамвайной остановки для прихожан организована также перевозка на микроавтобусе до храма в выходные дни по следующему расписанию:

Карта-схема пешего маршрута от трамвайной остановки до храма:

Примерно в 400 метрах от храма — станция «Правая Белая», до которой можно доехать на электричках по направлениям: «Дёма — Аша», «Дёма — Шакша», «Уфа — Дема», «Уфа — Стерлитамак», «Уфа — Инзер», «Уфа — Раевка».

До храма можно доехать также на такси: в Уфе работают популярные сервисы Uber, Такси Везёт, Gett, Яндекс. Такси, Maxim.

Панорамный вид храма на Google.maps:

Видео о Крестовоздвиженском храме Уфы:

Источник

Крестовоздвиженская церковь (Уфа)

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

Содержание

История [ править ]

Крестовоздвиженская церковь построена в 1893 году по благословению выдающегося миссионера епископа Уфимского Дионисия (Хитрова). С ним вместе участвовал в освящении храма и затем провел в нем ряд бесед со старообрядцами священник-миссионер Евграф Еварестов, ныне прославленный в лике святых как священномученик.

Первым настоятелем храма был протоиерей Николай Котельников, ставший для прихожан поистине «добрым пастырем и добрым отцом». Он похоронен у алтаря церкви рядом с бессменным церковным старостой и главным донатором храма купцом Трофимом Козловым.

Приход Крестовоздвиженской церкви до революции был одним из самых многочисленных в Уфе и состоял, в основном, из рабочего люда. При храме действовало церковно-приходское попечительство, помогавшее бедным жителям Нижегородки, и во время первой мировой войны—семьям солдат, ушедших на фронт.

Была церковно-приходская школа. А когда у отца Николая Котельникова родился глухонемой сын, он, « скорбя о судьбе своего сына, воскорбел и о других глухонемых» и в 1902 году открыл при храме на благотворительные средства училище для глухонемых. Одним из первых внес вклад на него святой Иоанн Кронштадтский. Попечительство Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых прислало для этого училища специально подготовленную в Петербурге учительницу.

В годы первой мировой войны училище глухонемых приняло военный лазарет на 94 койки. В 1914 году к зданию был сделан пристрой с училищным домовым храмом во имя святителей Ермогена, Патриарха Московского и Николая, архиепископа Мирликийского. На строительство этого храма внес вклад из своих личных средств Царь-страстотерпец Николай II.

В годы советской власти прихожане Крестовоздвиженской церкви, чтобы спасти свой храм от закрытия, дежурили около церкви.

С 1933 по 1937 год Крестовоздвиженская церковь была кафедрой епископа Руфина (Брехова), возглавившего Уфимский епархиальный совет автокефальных староцерковных общин.

После его ареста и закрытия церкви, в ней размещался склад минеральных удобрений. По настоятельным просьбам верующих Крестовоздвиженская церковь была вновь открыта в 1942 году.

За организацию сбора пожертвований в помощь фронту настоятель храма А. Горин и церковная староста М.Чумакова были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»… М. Чумакова устроила на работу сторожем в Крестовоздвиженский храм в 1944 году Николая Чигвинцева, ныне прославленного в лике святых преп. Моисея Уфимского. Это было первое место его церковного служения, отсюда он ушел принимать постриг в Сергиевский собор. Ель у алтаря Крестовоздвиженской церкви посажена его руками. В этом храме служили в разное время — схиепископ Петр (Ладыгин), архимандрит Пантелеимон (Степаненко), игумен Софроний (Шаробыров), игумен Илья (Бобровников), священники Аркадий Маринин, Феодор Троицкий, Игорь Марков и другие.

В советское время, когда почти все храмы были закрыты, в Крестовоздвиженскую церковь приезжали верующие из многих сел и деревень Уфимской епархии.

Современное состояние [ править ]

При храме действуют библиотека, воскресная школа, методический кабинет для преподавателей воскресных школ и иконостасная мастерская.

Описание [ править ]

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

Архитектура храма принадлежит деревянному русскому стилю, который характерен для церквей рубежа XIX—XX вв. Такой тип зданий встречается во многих сельских церквях Уфимского уезда и губернии. Здание сделано из бревен «в лапу» и обшито тёсом. Ныне оно имеет белую окраску с жёлтой отделкой. Крыша и купола окрашены в голубой цвет. Храм является семикупольным. Кресты сделаны из зеркального стекла, вставленного в чугунные рамки.

Иконостас церкви — резной, четырёхъярусный. Все иконы написаны в одном церковном стиле, по образцу древневизантийских.

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 450076, РФ, Башкортостан, г.Уфа, ул.Лесопильная, 2

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений: ежедневно утром с 8-30, вечером с 17-00

Источник

Крестовоздвиженский храм г.Уфы

Официальный приходской сайт

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

Контактная информация

Первым настоятелем храма был протоиерей Николай Котельников, ставший для прихожан поистине «добрым пастырем и добрым отцом». Он похоронен у алтаря церкви рядом с бессменным церковным старостой и главным донатором храма купцом Трофимом Козловым.

Приход Крестовоздвиженской церкви до революции был одним из самых многочисленных в Уфе и состоял, в основном, из рабочего люда. При храме действовало церковно-приходское попечительство, помогавшее бедным жителям Нижегородки, и во время первой мировой войны—семьям солдат, ушедших на фронт.

Была церковно-приходская школа. А когда у отца Николая Котельникова родился глухонемой сын, он, « скорбя о судьбе своего сына, воскорбел и о других глухонемых» и в 1902 году открыл при храме на благотворительные средства училище для глухонемых. Одним из первых внес вклад на него святой Иоанн Кронштадтский. Попечительство Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых прислало для этого училища специально подготовленную в Петербурге учительницу.

В годы первой мировой войны училище глухонемых приняло военный лазарет на 94 койки. В 1914 году к зданию был сделан пристрой с училищным домовым храмом во имя святителей Ермогена, Патриарха Московского и Николая, архиепископа Мирликийского. На строительство этого храма внес вклад из своих личных средств Царь-страстотерпец Николай II.

В годы советской власти прихожане Крестовоздвиженской церкви, чтобы спасти свой храм от закрытия, дежурили около церкви.

С 1933 по 1937 год Крестовоздвиженская церковь была кафедрой епископа Руфина (Брехова), возглавившего Уфимский епархиальный совет автокефальных староцерковных общин.

После его ареста и закрытия церкви, в ней размещался склад минеральных удобрений. По настоятельным просьбам верующих Крестовоздвиженская церковь была вновь открыта в 1942 году.

За организацию сбора пожертвований в помощь фронту настоятель храма А. Горин и церковная староста М.Чумакова были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»… М. Чумакова устроила на работу сторожем в Крестовоздвиженский храм в 1944 году Николая Чигвинцева, ныне прославленного в лике святых преп. Моисея Уфимского. Это было первое место его церковного служения, отсюда он ушел принимать постриг в Сергиевский собор. Ель у алтаря Крестовоздвиженской церкви посажена его руками.
В этом храме служили в разное время — схиепископ Петр (Ладыгин), архимандрит Пантелеимон (Степаненко), игумен Софроний (Шаробыров), игумен Илья (Бобровников), священники Аркадий Маринин, Феодор Троицкий, Игорь Марков и другие.

В советское время, когда почти все храмы были закрыты, в Крестовоздвиженскую церковь приезжали верующие из многих сел и деревень Уфимской епархии.

При храме действуют библиотека, воскресная школа, методический кабинет для преподавателей воскресных школ и иконостасная мастерская.

Источник

Крестовоздвиженский храм уфимской епархии рпц.

Страница храма Воздвиженья Креста Господня уфимской епархии Русской Православной Церкви.
Тут будут вывешиваться расписания служб, православных праздников, другие события, отчеты о проведенных, или будущих мероприятиях.
Показать полностью. Принимаются заявки на крещение взрослых и детей, проводятся огласительные беседы перед крещением.
Божественная Литургия совершается в Крестовоздвиженском храме проходит ежедневно.
Начало утром – 08. 30, вечером – 17. 00
Исповедь совершается на вечерней службе (следует попросить предупредить служащего священника о том, что вы хотите исповедаться) или утром во время Божественной Литургии.
Готовящимся ко Святому Причащению настоятельно рекомендуется присутствовать накануне на вечернем богослужении.
Таинство Крещения совершается в Крестовоздвиженском храме по воскресным дням. Перед принятием Таинства Крещения обязательно посещение (самих готовящихся к нему или их крестных родителей) трех лекций – бесед, которые проводятся в воскресные дни с 12. 00 по адресу: Лесопильная 4. Это красное здание за Храмом, чуть выше храма. На первом этаже здания.
Единственные расходы – это приобретение двух свечек и бланка свидетельства о Крещении.
По вопросам подготовки ко крещению можно звонить по тел 89373137374- Мария

При храме базируется епархиальный Отдел религиозного образования и катехизации, Уфимский отряд Братства Православных Следопытов «Преображение», библиотека для студентов-заочников духовных учебных заведений и общедоступная приходская библиотека, фонды Епархиального краеведческого музея.телефон для справок 8-927-965-55-47, Ирина Николаевна Ентальцева, или ental@inbox.ru, экскурсии по храму.

При храме действуют огласительные курсы для готовящихся принять Таинство Крещения, детская воскресная школа, катехизаторские курсы, спортивный зал оборудованный скалодромом и трассой для занятия спелеологией, а также снарядами для занятий единоборствами.
При храме действует центр помощи бездомным. Центр принимает в приют мужчин (есть оборудованное помещение на 30 мест), которым предоставляет проживание, питание, банные услуги, одежду, медосмотр, оформление паспортов с временной регистрацией, медицинской страховки. Также действует пункт питания на улице и работает гардеробная бывшей в употреблении мужской, женской и детской одежды. Инвалидам предоставляется инвалидные коляски. В работе центра приходу помогают сестры милосердия Уфимского городского сестричества.
Центр существует на пожертвования прихожан и оказывает услуги бесплатно.
Часть помещения прихода арендует мастерская по изготовлению иконостасов артель «Уфимский иконостас».
Кроме того, Приход организует летние детские лагеря, детские сборы во время осенних, зимних и весенних школьных каникул, проводит летние миссионерские сплавы по рекам Республики Башкортостан.
Для записи в Воскресную школу, детские сборы и лагеря можно звонить по тел 89373137374, Мария Евгеньевна.
Руководитель отдела религиозного образования протоиерей Крестовоздвиженского храма о. Роман Хабибулин, методист отдела Нестерова Мария Евгеньевна.
В группе запрещены разговоры о политике, запрещен мат и оскорбления. Нарушения правил повлечет за собой соц.сетевую анафему.
Находится храм по адресу г. Уфа респ. Башкортостан, Лесопильная 4.

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

Крестовоздвиженский храм уфимской епархии рпц. запись закреплена

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрескрестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрескрестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрескрестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрескрестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

Крестовоздвиженский храм уфимской епархии рпц. запись закреплена
Православие.Ru

РОССИЙСКИЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ ПОКАЖУТ ФИЛЬМЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ 75-ЛЕТИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА

20 ноября 2021 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняется 75 лет. К юбилею Его Святейшества российские телеканалы подготовили ряд фильмов и программ о Святейшем Владыке, а также интервью Предстоятеля Русской Православной Церкви.

В день юбилея на канале «ОТР» состоится премьера документального фильма Леонида Млечина «75 лет Патриарху Кириллу».
Показать полностью.

На Первом канале вниманию зрителей будет предложена премьера документального фильма С.Л. Бравермана «Ничего не бойся, кроме Бога».

В эфире телеканала «Россия 1» состоится показ большого интервью, посвященного 75-летнему юбилею Предстоятеля Русской Церкви, в ходе которого Святейший Владыка ответит на вопросы генерального директора телеканала «Спас» Б.В. Корчевникова.

На телеканале «Спас» впервые будет показан документальный фильм Аркадия Мамонтова «Проект Патриарха» о программе строительства храмов в Москве.

20 ноября, в день 75-летия Святейшего Патриарха Кирилла, на телеканале «Спас» также состоится телемарафон, посвященный юбилейной дате.

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

Крестовоздвиженский храм уфимской епархии рпц. запись закреплена
Телеканал «Вся Уфа»

крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Смотреть картинку крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Картинка про крестовоздвиженский храм в уфе адрес. Фото крестовоздвиженский храм в уфе адрес

Крестовоздвиженский храм уфимской епархии рпц. запись закреплена
ДУХОВНОЕ ПОЗНАНИЕ-О СВЯТЫХ, ПОСТАХ, МОЛИТВЕ и др

В со­став Со­бо­ра во­шли:

свя­ти­тель Ти­хон, пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си (†1925);
свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский; †1918);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Ан­д­ро­ник (Ни­коль­ский; †1918);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Ва­си­лий (Бо­го­яв­лен­ский; †1918);
свя­щен­но­му­че­ник епи­скоп Гер­мо­ген (Долга­нев; †1918);
свя­щен­но­му­че­ник епи­скоп Еф­рем (Куз­не­цов; †1918);
свя­щен­но­му­че­ник епи­скоп Лав­рен­тий (Кня­зев; †1918);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Вар­ла­ам (Ко­но­плев; †1918);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Мат­фей (По­ме­ран­цев; †1918);
му­че­ник Алек­сий Зве­рев (†1918);
му­че­ник Ни­ко­лай Вар­жан­ский (†1918);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Мит­ро­фан (Крас­но­поль­ский; †1919);
свя­щен­но­му­че­ник епи­скоп Пла­тон (Куль­буш; †1919);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Ти­хон (Ни­ка­но­ров; †1920);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Силь­вестр (Оль­шев­ский; †1920);
свя­щен­но­му­че­ник епи­скоп Си­мон (Шле­ёв; †1921);
свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Ве­ни­а­мин (Ка­зан­ский; †1922);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Сер­гий (Ше­ин; †1922);
пре­по­доб­ный Алек­сий (Со­ло­вьев; †1928);
свя­щен­но­ис­по­вед­ник мит­ро­по­лит Ага­фан­гел (Пре­об­ра­жен­ский; †1928);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Ве­ни­а­мин (Ко­но­нов; †1928);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он (Тро­иц­кий; †1929);
свя­щен­но­му­че­ник епи­скоп Ва­си­лий (Зе­лен­цов; †1930);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Иоанн (Пом­мер; †1934);
свя­щен­но­му­че­ник свя­щен­ник Ва­си­лий Ма­ла­хов (†1937);
свя­щен­но­му­че­ник про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Хо­то­виц­кий (†1937);
свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Бо­го­слов­ский (†1937);
свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Ев­ге­ний (Зер­нов; †1937);
свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Петр (По­лян­ский; †1937);
свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Ки­рилл (Смир­нов; †1937);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Про­ко­пий (Ти­тов; †1937);
свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Илия Гро­мо­гла­сов (†1937);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим (Ост­ро­умов; †1937);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Ни­ко­лай (Доб­ро­нра­вов; †1937);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Кро­нид (Лю­би­мов; †1937);
свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Се­ра­фим (Чи­ча­гов; †1937);
свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Сер­гий Го­ло­ща­пов (†1937);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Иса­а­кий (Бо­б­ра­ков; †1938);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Алек­сандр (Тра­пи­цын; †1938);
свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Ана­то­лий (Гри­сюк; †1938);
му­че­ник Иоанн По­пов (†1938);
свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Иоанн Арт­оболев­ский (†1938);
свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Око­ло­вич (†1938);
свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Ни­ко­дим (Крот­ков; †1938);
свя­щен­но­ис­по­вед­ник епи­скоп Афа­на­сий (Са­ха­ров; †1962);
свя­щен­но­ис­по­вед­ник про­то­и­е­рей Петр Чель­цов (†1972).
ИС­ТО­РИЯ СО­ЗЫ­ВА ПО­МЕСТ­НО­ГО СО­БО­РА 1917–1918 ГГ.
Две­сти лет Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь бы­ла ли­ше­на ка­но­ни­че­ско­го са­мо­управ­ле­ния. Все это вре­мя она под­вер­га­лась раз­но­об­раз­ным огра­ни­че­ни­ям со сто­ро­ны го­судар­ствен­ной вла­сти. С на­ча­лом ХХ ве­ка не толь­ко епи­ско­па­том, но и всей рус­ской цер­ков­ной об­ще­ствен­но­стью ост­ро ощу­ща­лась необ­хо­ди­мость вос­ста­нов­ле­ния ка­но­ни­че­ско­го строя цер­ков­ной жиз­ни, ос­но­ван­но­го на со­бор­ных на­ча­лах.

23 мар­та 1905 го­да (здесь и да­лее да­ты ука­зы­ва­ют­ся по ста­ро­му сти­лю.) Го­су­дарь им­пе­ра­тор Ни­ко­лай II по­лу­чил до­клад чле­нов Свя­тей­ше­го Си­но­да с прось­бой со­звать в Москве По­мест­ный Со­бор для из­бра­ния Пат­ри­ар­ха и ре­ше­ния прин­ци­пи­аль­ных во­про­сов цер­ков­ной жиз­ни[5]. Озна­ко­мив­шись с ним 31 мар­та, царь на­пи­сал: «При­знаю невоз­мож­ным со­вер­шить. со­зва­ние По­мест­но­го Со­бо­ра. Ко­гда на­сту­пит бла­го­при­ят­ное для се­го вре­мя. дать се­му ве­ли­ко­му де­лу дви­же­ние и со­звать Со­бор Все­рос­сий­ской Церк­ви»[4].

В день празд­но­ва­ния Свя­той Пас­хи в том же 1905 го­ду Го­су­дарь под­пи­сал указ «Об укреп­ле­нии на­чал ве­ро­тер­пи­мо­сти», ко­то­рый, по вы­ра­же­нию епи­ско­па Сер­гия (Стра­го­род­ско­го, бу­ду­ще­го Пат­ри­ар­ха, † 1944), быв­ше­го то­гда рек­то­ром Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной ака­де­мии, раз­вя­зы­вал ру­ки про­тив­ни­кам Церк­ви, так как по это­му ука­зу все ве­ро­ис­по­ве­да­ния и кон­фес­сии по­лу­ча­ли сво­бо­ду, кро­ме Пра­во­слав­ной Церк­ви[5]. Обер-про­ку­рор К. П. По­бе­до­нос­цев был вы­нуж­ден пой­ти на уступ­ку си­но­да­лам. По его ини­ци­а­ти­ве Свя­тей­ший Си­нод на­пра­вил епар­хи­аль­ным ар­хи­ере­ям для рас­смот­ре­ния во­про­сы, ко­то­рые пред­по­ла­га­лось ре­шать пред­сто­я­ще­му Со­бо­ру, и обя­зал их дать от­ве­ты не позд­нее 1 де­каб­ря 1905 го­да.

Цар­ский ма­ни­фест от 17 ок­тяб­ря то­го же го­да, про­воз­гла­шав­ший «непри­кос­но­вен­ность лич­но­сти, сво­бо­ду со­ве­сти, сло­ва, со­бра­ний и со­ю­зов», дал на­деж­ду на со­зыв дав­но ча­е­мо­го Со­бо­ра и тем са­мым ожи­вил под­го­тов­ку к нему. К весне 1906 го­да все от­зы­вы епар­хи­аль­ных Прео­свя­щен­ных бы­ли по­лу­че­ны Си­но­дом. По­чти все ар­хи­ереи за­яви­ли о необ­хо­ди­мо­сти ре­форм в Церк­ви, так как, по их мне­нию, по­ло­же­ние дел в ней бы­ло да­ле­ко не иде­аль­но.

14 ян­ва­ря 1906 го­да ре­ше­ни­ем Свя­тей­ше­го Си­но­да бы­ло со­зда­но Пред­со­бор­ное При­сут­ствие для пред­ва­ри­тель­но­го рас­смот­ре­ния во­про­сов, на­ме­чен­ных к об­суж­де­нию на Со­бо­ре. Ра­бо­та Пред­со­бор­но­го При­сут­ствия про­дол­жа­лась с 8 мар­та по 15 де­каб­ря 1906 го­да. Уже 25 ян­ва­ря 1907 го­да с ито­гом его ра­бо­ты озна­ко­мил­ся царь. Но ре­ше­ния о сро­ках со­зы­ва Со­бо­ра им при­ня­то не бы­ло. Ста­ло оче­вид­ным, что Со­бор от­кла­ды­ва­ет­ся на неопре­де­лен­ное вре­мя, так как Го­су­дарь не про­явил в этом важ­ном цер­ков­ном во­про­се за­ин­те­ре­со­ван­но­сти[5].

Под­го­тов­ка к Со­бо­ру воз­об­но­ви­лась спу­стя пять лет. 28 фев­ра­ля 1912 го­да Свя­тей­ший Си­нод учре­дил Пред­со­бор­ное Со­ве­ща­ние, пред­се­да­те­лем ко­то­ро­го был на­зна­чен ар­хи­епи­скоп Фин­лянд­ский Сер­гий (Стра­го­род­ский). За­да­ча но­во­го ор­га­на со­сто­я­ла в том, чтобы уско­рить со­зыв Со­бо­ра, «до­рас­смот­рев и до­ра­бо­тав» те ма­те­ри­а­лы, ко­то­рые ра­нее изу­ча­ло Пред­со­бор­ное При­сут­ствие. Со­ве­ща­ние с пе­ре­ры­ва­ми ра­бо­та­ло до 1917 го­да и под­го­то­ви­ло мно­же­ство ма­те­ри­а­лов для пред­сто­я­ще­го Со­бо­ра, сро­ки со­зы­ва ко­то­ро­го да­же то­гда бы­ли неиз­вест­ны.

По­сле вы­нуж­ден­но­го от­ре­че­ния им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II от пре­сто­ла в ре­зуль­та­те фев­раль­ско­го пе­ре­во­ро­та к вла­сти при­шло Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство, ко­то­рое неза­кон­ным ре­ше­ни­ем обер-про­ку­ро­ра утвер­ди­ло но­вый со­став Свя­тей­ше­го Си­но­да. В си­лу воз­ник­ших нестро­е­ний в го­судар­ствен­ной и цер­ков­ной жиз­ни ост­ро встал во­прос ско­рей­ше­го со­зы­ва По­мест­но­го Со­бо­ра. 12 июня 1917 го­да на­чал ра­бо­ту Пред­со­бор­ный Со­вет в за­ле за­се­да­ний Си­но­да под пред­се­да­тель­ством ар­хи­епи­ско­па Сер­гия (Стра­го­род­ско­го). Ре­ше­ни­ем Пред­со­бор­но­го Со­ве­та от­кры­тие По­мест­но­го Со­бо­ра бы­ло на­зна­че­но на 15 ав­гу­ста в Москве. Бы­ло так­же раз­ра­бо­та­но «По­ло­же­ние о со­зы­ве По­мест­но­го Со­бо­ра Пра­во­слав­ной Все­рос­сий­ской Церк­ви», утвер­жден­ное Свя­тей­шим Си­но­дом 5 июля. В кон­це июля Си­нод пе­ре­нес свои за­се­да­ния из Пет­ро­гра­да в Моск­ву.

От­кры­тие По­мест­но­го Со­бо­ра со­сто­я­лось в празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля, под ко­ло­коль­ный звон со­тен мос­ков­ских церк­вей. Со­бор, про­дол­жав­ший­ся бо­лее го­да, осу­ществ­лял свои де­я­ния в три сес­сии. Ра­бо­та пер­вой сес­сии на­ча­лась 17 ав­гу­ста в Мос­ков­ском Епар­хи­аль­ном до­ме. Все­го в со­став Со­бо­ра бы­ли из­бра­ны и на­зна­че­ны по долж­но­сти 564 чле­на. Сре­ди них бы­ло 80 ар­хи­ере­ев, 129 пре­сви­те­ров, 10 диа­ко­нов, 26 пса­лом­щи­ков, 20 мо­на­ше­ству­ю­щих (все в сане) и 299 ми­рян. Брат­ские Пра­во­слав­ные Церк­ви пред­став­ля­ли епи­скоп Ни­ко­дим (Ру­мын­ская Цер­ковь) и ар­хи­манд­рит Ми­ха­ил (Серб­ская Цер­ковь)[2].

Пер­вые за­се­да­ния Со­бо­ра бы­ли по­свя­ще­ны про­вер­ке ман­датов, утвер­жде­нию уста­ва (ре­гла­мен­та) Со­бо­ра и вы­бо­рам ру­ко­во­дя­щих ор­га­нов. Все ре­ше­ния Со­бо­ра утвер­жда­лись, со­глас­но ре­гла­мен­ту, со­ве­ща­ни­ем епи­ско­пов, про­во­див­шим­ся на Тро­иц­ком по­дво­рье. Пред­се­да­те­лем Со­бо­ра был из­бран ар­хи­епи­скоп Мос­ков­ский и Ко­ло­мен­ский Ти­хон (Бе­ла­вин), ко­то­рый вме­сте с ар­хи­епи­ско­пом Пет­ро­град­ским и Гдов­ским Ве­ни­а­ми­ном (Ка­зан­ским, † 1922) на­ка­нуне от­кры­тия Со­бо­ра был воз­ве­ден в сан мит­ро­по­ли­та. По­чет­ным пред­се­да­те­лем утвер­ди­ли мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го Вла­ди­ми­ра (Бо­го­яв­лен­ско­го, † 1918). В даль­ней­шем был утвер­жден со­став Со­бор­но­го Со­ве­та и об­ра­зо­ва­но 22 от­де­ла, боль­шин­ство из ко­то­рых воз­гла­ви­ли ар­хи­ереи[3].

Од­ним из важ­ней­ших во­про­сов цер­ков­ной жиз­ни бы­ло вос­ста­нов­ле­ние в Рус­ской Церк­ви Пат­ри­ар­ше­ства. Этот во­прос об­суж­дал от­дел Выс­ше­го цер­ков­но­го управ­ле­ния во гла­ве с епи­ско­пом Аст­ра­хан­ским Мит­ро­фа­ном (Крас­но­поль­ским, впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп, свя­щен­но­му­че­ник, † 1919). По ме­ре ослаб­ле­ния вла­сти Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства идея вос­ста­нов­ле­ния Пат­ри­ар­ше­ства на­хо­ди­ла все боль­шую под­держ­ку сре­ди со­бо­рян. В за­щи­ту си­но­даль­но­го управ­ле­ния вы­сту­пи­ли про­фес­сор Б. В. Тит­ли­нов, князь А. Г. Ча­го­да­ев, про­то­и­е­рей Н. В. Цвет­ков, В. Г. Руб­цов и дру­гие.

Они утвер­жда­ли, что «еди­но­вла­стие несов­ме­сти­мо с со­бор­но­стью»[2]. Но это утвер­жде­ние про­ти­во­ре­чит бес­спор­но­му ис­то­ри­че­ско­му фак­ту: по­сле упразд­не­ния Пат­ри­ар­ше­ства не со­сто­я­лось ни од­но­го цер­ков­но­го Со­бо­ра, ко­то­рые по­сто­ян­но со­би­ра­лись ра­нее при Мос­ков­ских мит­ро­по­ли­тах и Пат­ри­ар­хах[3]. За вос­ста­нов­ле­ние Пат­ри­ар­ше­ства вы­ска­за­лись мно­гие де­ле­га­ты. Епи­скоп Мит­ро­фан в сво­ем до­кла­де ста­вил Пат­ри­ар­ше­ство в центр выс­шей цер­ков­ной вла­сти. Он на­звал упразд­не­ние Пат­ри­ар­ше­ства Пет­ром I ан­ти­ка­но­ни­че­ским де­я­ни­ем – «Рус­ская Цер­ковь ста­ла обез­глав­ле­на, аке­фаль­на»[1].

Ар­хи­манд­рит Ила­ри­он (Тро­иц­кий, впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп, свя­щен­но­му­че­ник, † 1929) в сво­ей яр­кой ре­чи до­ка­зы­вал, что Пат­ри­ар­ше­ство яв­ля­ет­ся ос­нов­ным за­ко­ном выс­ше­го управ­ле­ния По­мест­ной Церк­ви и что его вос­ста­нов­ле­ния тре­бу­ет пра­во­слав­ное цер­ков­ное со­зна­ние. При этом он рез­ко кри­ти­ко­вал пет­ров­скую си­но­даль­ную ре­фор­му и са­мо­го пре­об­ра­зо­ва­те­ля, «свя­то­тат­ствен­ная ру­ка» ко­то­ро­го «све­ла Пер­во­свя­ти­те­ля Рос­сий­ско­го с его ве­ко­во­го ме­ста в Успен­ском со­бо­ре»[2].

28 ок­тяб­ря в ре­зуль­та­те го­ло­со­ва­ния Со­бор вы­нес ис­то­ри­че­ское по­ста­нов­ле­ние:

1. В Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви выс­шая власть – за­ко­но­да­тель­ная, адми­ни­стра­тив­ная, су­деб­ная и кон­тро­ли­ру­ю­щая – при­над­ле­жит По­мест­но­му Со­бо­ру, пе­ри­о­ди­че­ски в опре­де­лен­ные сро­ки со­зы­ва­е­мо­му, в со­ста­ве епи­ско­пов, кли­ри­ков и ми­рян.

2. Вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся Пат­ри­ар­ше­ство, и управ­ле­ние цер­ков­ное воз­глав­ля­ет­ся Пат­ри­ар­хом.

3. Пат­ри­арх яв­ля­ет­ся пер­вым меж­ду рав­ны­ми ему епи­ско­па­ми.

4. Пат­ри­арх вме­сте с ор­га­на­ми цер­ков­но­го управ­ле­ния под­от­че­тен Со­бо­ру[1].

30 ок­тяб­ря Со­бор­ный Со­вет пред­ло­жил сле­ду­ю­щую про­це­ду­ру из­бра­ния Пат­ри­ар­ха. Вна­ча­ле пу­тем го­ло­со­ва­ния вы­би­ра­ют­ся три кан­ди­да­та, из ко­то­рых жре­би­ем бу­дет ука­за­но имя из­бран­ни­ка. В ре­зуль­та­те трех ту­ров го­ло­со­ва­ния кан­ди­да­та­ми бы­ли из­бра­ны ар­хи­епи­скоп Харь­ков­ский Ан­то­ний (Хра­по­виц­кий, 159 го­ло­сов), ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский Ар­се­ний (Стад­ниц­кий, 199 го­ло­сов) и мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Ти­хон (Бе­ла­вин, 162 го­ло­са). Из­бра­ние Пат­ри­ар­ха по жре­бию со­сто­я­лось 5 но­яб­ря в Хра­ме Хри­ста Спа­си­те­ля по окон­ча­нии Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, ко­то­рую со­вер­ша­ли бу­ду­щие свя­щен­но­му­че­ни­ки мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Вла­ди­мир и мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Ве­ни­а­мин в со­слу­же­нии ар­хи­ере­ев и пре­сви­те­ров. Сле­пой ста­рец-за­твор­ник Зо­си­мо­вой пу­сты­ни иерос­хи­мо­нах Алек­сий (Со­ло­вьев)[*] вы­нул из ков­чеж­ца жре­бий и пе­ре­дал его мит­ро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру, ко­то­рый огла­сил имя из­бран­ни­ка: «Ти­хон, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский. Ак­сиос!» Все мо­ля­щи­е­ся еди­но­душ­но вос­клик­ну­ли: «Ак­сиос!», си­но­даль­ный хор ис­пол­нил цер­ков­ный гимн «Те­бе Бо­га хва­лим», а зна­ме­ни­тый про­то­ди­а­кон Кон­стан­тин Ро­зов воз­гла­сил мно­го­ле­тие мит­ро­по­ли­ту Ти­хо­ну, «из­бран­но­му в Пат­ри­ар­ха бо­го­спа­са­е­мо­го гра­да Моск­вы и всея Рос­сии». Пра­во­слав­ный на­род «еди­не­ми усты и еди­нем серд­цем» вос­пел сво­е­му и Бо­жию из­бран­ни­ку «Мно­гая ле­та!»[3].

Ин­тро­ни­за­ция но­во­из­бран­но­го Пат­ри­ар­ха со­сто­я­лась 21 но­яб­ря, в празд­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля. По­сле Ли­тур­гии, по­лу­чив от мит­ро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра жезл свя­ти­те­ля Мос­ков­ско­го Пет­ра, Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон об­ра­тил­ся к пастве с пер­во­свя­ти­тель­ским сло­вом. Так со­вер­ши­лось ис­то­ри­че­ское со­бы­тие – Рус­ская Цер­ковь по­лу­чи­ла ка­но­ни­че­ское воз­глав­ле­ние. Из­бра­ние Пат­ри­ар­ха ста­ло глав­ным де­я­ни­ем По­мест­но­го Со­бо­ра.

По­сле из­бра­ния Пат­ри­ар­ха Со­бор про­дол­жил об­суж­де­ние во­про­са о выс­шем цер­ков­ном управ­ле­нии. Бы­ло ре­ше­но, что меж­ду Со­бо­ра­ми цер­ков­ной жиз­нью бу­дут ру­ко­во­дить два кол­ле­ги­аль­ных ор­га­на, воз­глав­ля­е­мых Пат­ри­ар­хом, – Свя­щен­ный Си­нод и Выс­ший Цер­ков­ный Со­вет. В Си­нод по­ми­мо по­сто­ян­но­го чле­на, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го, бы­ло вы­бра­но еще один­на­дцать вре­мен­ных чле­нов – ар­хи­ере­ев. К ве­де­нию Си­но­да от­но­си­лись во­про­сы ве­ро­уче­ния, бо­го­слу­же­ния, цер­ков­но­го управ­ле­ния и дис­ци­пли­ны. К ве­де­нию Выс­ше­го Цер­ков­но­го Со­ве­та, со­сто­яв­ше­го из трех ар­хи­ере­ев, ше­сти кли­ри­ков и ше­сти ми­рян, от­но­си­лись де­ла цер­ков­но-адми­ни­стра­тив­ные, школь­но-про­све­ти­тель­ские, цер­ков­но-хо­зяй­ствен­ные, а так­же ре­ви­зия и кон­троль. Осо­бо важ­ные де­ла под­ле­жа­ли сов­мест­но­му рас­смот­ре­нию Свя­щен­но­го Си­но­да и ВЦС. Со­бо­ром так­же бы­ли опре­де­ле­ны пра­ва и обя­зан­но­сти Пат­ри­ар­ха.

Кро­ме во­про­сов цер­ков­но­го управ­ле­ния Со­бор на пер­вой сес­сии раз­би­рал и дру­гие неот­лож­ные во­про­сы цер­ков­ной жиз­ни. В со­бор­ном опре­де­ле­нии о про­по­вед­ни­че­стве бы­ло ска­за­но, что про­по­ведь яв­ля­ет­ся «од­ной из глав­ней­шей обя­зан­но­стей пас­тыр­ско­го слу­же­ния». Участ­ни­ки Со­бо­ра уста­но­ви­ли, что необ­хо­ди­мо про­из­но­сить про­по­ведь за каж­дым вос­крес­ным и празд­нич­ным бо­го­слу­же­ни­ем[3]. Бы­ло так­же при­ня­то ре­ше­ние о бо­лее спра­вед­ли­вом рас­пре­де­ле­нии меж­ду кли­ри­ка­ми при­хо­да брат­ских до­хо­дов.

13 но­яб­ря Со­бор при­сту­пил к об­суж­де­нию во­про­са о пра­во­вом по­ло­же­нии Церк­ви в го­су­дар­стве. Про­фес­сор С. Н. Бул­га­ков за­чи­тал со­став­лен­ную им де­кла­ра­цию «Об от­но­ше­ни­ях Церк­ви и го­су­дар­ства». Там, в част­но­сти, ука­зы­ва­лось: «И ныне, ко­гда во­лею Про­ви­де­ния ру­ши­лось в Рос­сии цар­ское са­мо­дер­жа­вие, а на за­ме­ну ему идут но­вые го­судар­ствен­ные фор­мы, Пра­во­слав­ная Цер­ковь не име­ет суж­де­ния со сто­ро­ны их по­ли­ти­че­ской це­ле­со­об­раз­но­сти, но она неиз­мен­но сто­ит на та­ком по­ни­ма­нии вла­сти, по ко­то­ро­му вся­кая власть долж­на быть хри­сти­ан­ским слу­же­ни­ем»[1].

По­сле пре­ний 2 де­каб­ря бы­ло при­ня­то со­бор­ное

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *