крестовоздвиженский храм в уфе адрес
Крестовоздвиженский храм Уфы
Храм был построен в 1893 году на вложения купца Трофима Козлова. Николай Котельников стал первым настоятелем храма. После его смерти останки похоронили у алтаря храма рядом с могилой Козлова.
Приход храма считался самым многочисленным в городе, так как старообрядцев было много, а соответствующие церкви не были построены. Негласно в ней функционировало попечительство, помогая бедным прихожанам. Во время войны помощь оказывали семьям, чьи кормильцы ушли на фронт.
При церкви была и приходская школа. В начале XX века рядом с ней построили специализированное училище для глухонемых. Помимо настоятеля Котельникова, вклад в училище внес Иоанн Крондштатский и сама императрица Мария Федоровна, отправив туда учительницу для работы с глухонемыми. Когда началась война, в церкви открылся лазарет.
Однако в 1937 году храм все же закрыли, но открыли в 1942 году по настоянию прихожан. Настоятель и староста церкви чуть позже получили государственные награды. В послевоенные годы храм стал одним из первых по всей стране, который распахнул двери всем желающим: в то время большинство церквей было закрыто.
В середине 1990-х был открыт монастырь. Чуть позже его перенесли в Стерлитамак (Башкирия). В 1998 году при храме создали приют для людей, не имеющих постоянного места жительства.
Яркий представитель архитектуры русского стиля — Крестовоздвиженский храм, выполненный из бревен, сверху обшитый тесом. Стены современного строения окрашены в желтый цвет, а семь куполов и кровля — в голубой. Кресты из зеркального стекла, обрамленные чугунной рамкой, а иконы выдержаны в едином древневизантийском стиле.
Расписание богослужений
В храме богослужения совершаются каждый день:
Исповедь можно совершить во время вечерней службы или утром во время литургии, заранее предупредив священника о своем желании.
Деятельность храма
Храм активно занимается различными направлениями общественной деятельности и предлагает прихожанам разноформатные мероприятия.
Катехизация
Это изучение основ христианства, в храме проводится множество мероприятий по этой теме для разных возрастных групп:
Общедоступная библиотека
Открыта для всех желающих, здесь хранится около 2 000 томов. Библиотека не работает в пятницу и субботу, в остальные дни режим работы: 11:00—17:00 часов, обед 12:00—12:30. Однако перед посещением рекомендуется позвонить заведующей по телефону: 8-927-965-55-47, чтобы библиотека была открыта.
Помощь бездомным
В храме организован центр помощи бездомным, он располагается в бывшем здании гимназии для глухонемых по адресу: ул. Лесопильная, 4. При братстве помощи бездомным также созданы мастерская по изготовлению церковных иконостасов «Уфимская артель» и социальный приют.
Как добраться до Крестовоздвиженского храма в Уфе
Храм находится по адресу: ул. Лесопильная, 2. Доехать до него можно на общественном транспорте:
От трамвайной остановки для прихожан организована также перевозка на микроавтобусе до храма в выходные дни по следующему расписанию:
Карта-схема пешего маршрута от трамвайной остановки до храма:
Примерно в 400 метрах от храма — станция «Правая Белая», до которой можно доехать на электричках по направлениям: «Дёма — Аша», «Дёма — Шакша», «Уфа — Дема», «Уфа — Стерлитамак», «Уфа — Инзер», «Уфа — Раевка».
До храма можно доехать также на такси: в Уфе работают популярные сервисы Uber, Такси Везёт, Gett, Яндекс. Такси, Maxim.
Панорамный вид храма на Google.maps:
Видео о Крестовоздвиженском храме Уфы:
Крестовоздвиженская церковь (Уфа)
Содержание
История [ править ]
Крестовоздвиженская церковь построена в 1893 году по благословению выдающегося миссионера епископа Уфимского Дионисия (Хитрова). С ним вместе участвовал в освящении храма и затем провел в нем ряд бесед со старообрядцами священник-миссионер Евграф Еварестов, ныне прославленный в лике святых как священномученик.
Первым настоятелем храма был протоиерей Николай Котельников, ставший для прихожан поистине «добрым пастырем и добрым отцом». Он похоронен у алтаря церкви рядом с бессменным церковным старостой и главным донатором храма купцом Трофимом Козловым.
Приход Крестовоздвиженской церкви до революции был одним из самых многочисленных в Уфе и состоял, в основном, из рабочего люда. При храме действовало церковно-приходское попечительство, помогавшее бедным жителям Нижегородки, и во время первой мировой войны—семьям солдат, ушедших на фронт.
Была церковно-приходская школа. А когда у отца Николая Котельникова родился глухонемой сын, он, « скорбя о судьбе своего сына, воскорбел и о других глухонемых» и в 1902 году открыл при храме на благотворительные средства училище для глухонемых. Одним из первых внес вклад на него святой Иоанн Кронштадтский. Попечительство Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых прислало для этого училища специально подготовленную в Петербурге учительницу.
В годы первой мировой войны училище глухонемых приняло военный лазарет на 94 койки. В 1914 году к зданию был сделан пристрой с училищным домовым храмом во имя святителей Ермогена, Патриарха Московского и Николая, архиепископа Мирликийского. На строительство этого храма внес вклад из своих личных средств Царь-страстотерпец Николай II.
В годы советской власти прихожане Крестовоздвиженской церкви, чтобы спасти свой храм от закрытия, дежурили около церкви.
С 1933 по 1937 год Крестовоздвиженская церковь была кафедрой епископа Руфина (Брехова), возглавившего Уфимский епархиальный совет автокефальных староцерковных общин.
После его ареста и закрытия церкви, в ней размещался склад минеральных удобрений. По настоятельным просьбам верующих Крестовоздвиженская церковь была вновь открыта в 1942 году.
За организацию сбора пожертвований в помощь фронту настоятель храма А. Горин и церковная староста М.Чумакова были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»… М. Чумакова устроила на работу сторожем в Крестовоздвиженский храм в 1944 году Николая Чигвинцева, ныне прославленного в лике святых преп. Моисея Уфимского. Это было первое место его церковного служения, отсюда он ушел принимать постриг в Сергиевский собор. Ель у алтаря Крестовоздвиженской церкви посажена его руками. В этом храме служили в разное время — схиепископ Петр (Ладыгин), архимандрит Пантелеимон (Степаненко), игумен Софроний (Шаробыров), игумен Илья (Бобровников), священники Аркадий Маринин, Феодор Троицкий, Игорь Марков и другие.
В советское время, когда почти все храмы были закрыты, в Крестовоздвиженскую церковь приезжали верующие из многих сел и деревень Уфимской епархии.
Современное состояние [ править ]
При храме действуют библиотека, воскресная школа, методический кабинет для преподавателей воскресных школ и иконостасная мастерская.
Описание [ править ]
Архитектура храма принадлежит деревянному русскому стилю, который характерен для церквей рубежа XIX—XX вв. Такой тип зданий встречается во многих сельских церквях Уфимского уезда и губернии. Здание сделано из бревен «в лапу» и обшито тёсом. Ныне оно имеет белую окраску с жёлтой отделкой. Крыша и купола окрашены в голубой цвет. Храм является семикупольным. Кресты сделаны из зеркального стекла, вставленного в чугунные рамки.
Иконостас церкви — резной, четырёхъярусный. Все иконы написаны в одном церковном стиле, по образцу древневизантийских.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 450076, РФ, Башкортостан, г.Уфа, ул.Лесопильная, 2
Паломнику [ править ]
Расписание богослужений: ежедневно утром с 8-30, вечером с 17-00
Крестовоздвиженский храм г.Уфы
Официальный приходской сайт
Контактная информация
Первым настоятелем храма был протоиерей Николай Котельников, ставший для прихожан поистине «добрым пастырем и добрым отцом». Он похоронен у алтаря церкви рядом с бессменным церковным старостой и главным донатором храма купцом Трофимом Козловым.
Приход Крестовоздвиженской церкви до революции был одним из самых многочисленных в Уфе и состоял, в основном, из рабочего люда. При храме действовало церковно-приходское попечительство, помогавшее бедным жителям Нижегородки, и во время первой мировой войны—семьям солдат, ушедших на фронт.
Была церковно-приходская школа. А когда у отца Николая Котельникова родился глухонемой сын, он, « скорбя о судьбе своего сына, воскорбел и о других глухонемых» и в 1902 году открыл при храме на благотворительные средства училище для глухонемых. Одним из первых внес вклад на него святой Иоанн Кронштадтский. Попечительство Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых прислало для этого училища специально подготовленную в Петербурге учительницу.
В годы первой мировой войны училище глухонемых приняло военный лазарет на 94 койки. В 1914 году к зданию был сделан пристрой с училищным домовым храмом во имя святителей Ермогена, Патриарха Московского и Николая, архиепископа Мирликийского. На строительство этого храма внес вклад из своих личных средств Царь-страстотерпец Николай II.
В годы советской власти прихожане Крестовоздвиженской церкви, чтобы спасти свой храм от закрытия, дежурили около церкви.
С 1933 по 1937 год Крестовоздвиженская церковь была кафедрой епископа Руфина (Брехова), возглавившего Уфимский епархиальный совет автокефальных староцерковных общин.
После его ареста и закрытия церкви, в ней размещался склад минеральных удобрений. По настоятельным просьбам верующих Крестовоздвиженская церковь была вновь открыта в 1942 году.
За организацию сбора пожертвований в помощь фронту настоятель храма А. Горин и церковная староста М.Чумакова были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»… М. Чумакова устроила на работу сторожем в Крестовоздвиженский храм в 1944 году Николая Чигвинцева, ныне прославленного в лике святых преп. Моисея Уфимского. Это было первое место его церковного служения, отсюда он ушел принимать постриг в Сергиевский собор. Ель у алтаря Крестовоздвиженской церкви посажена его руками.
В этом храме служили в разное время — схиепископ Петр (Ладыгин), архимандрит Пантелеимон (Степаненко), игумен Софроний (Шаробыров), игумен Илья (Бобровников), священники Аркадий Маринин, Феодор Троицкий, Игорь Марков и другие.
В советское время, когда почти все храмы были закрыты, в Крестовоздвиженскую церковь приезжали верующие из многих сел и деревень Уфимской епархии.
При храме действуют библиотека, воскресная школа, методический кабинет для преподавателей воскресных школ и иконостасная мастерская.
Крестовоздвиженский храм уфимской епархии рпц.
Страница храма Воздвиженья Креста Господня уфимской епархии Русской Православной Церкви.
Тут будут вывешиваться расписания служб, православных праздников, другие события, отчеты о проведенных, или будущих мероприятиях.
Показать полностью. Принимаются заявки на крещение взрослых и детей, проводятся огласительные беседы перед крещением.
Божественная Литургия совершается в Крестовоздвиженском храме проходит ежедневно.
Начало утром – 08. 30, вечером – 17. 00
Исповедь совершается на вечерней службе (следует попросить предупредить служащего священника о том, что вы хотите исповедаться) или утром во время Божественной Литургии.
Готовящимся ко Святому Причащению настоятельно рекомендуется присутствовать накануне на вечернем богослужении.
Таинство Крещения совершается в Крестовоздвиженском храме по воскресным дням. Перед принятием Таинства Крещения обязательно посещение (самих готовящихся к нему или их крестных родителей) трех лекций – бесед, которые проводятся в воскресные дни с 12. 00 по адресу: Лесопильная 4. Это красное здание за Храмом, чуть выше храма. На первом этаже здания.
Единственные расходы – это приобретение двух свечек и бланка свидетельства о Крещении.
По вопросам подготовки ко крещению можно звонить по тел 89373137374- Мария
При храме базируется епархиальный Отдел религиозного образования и катехизации, Уфимский отряд Братства Православных Следопытов «Преображение», библиотека для студентов-заочников духовных учебных заведений и общедоступная приходская библиотека, фонды Епархиального краеведческого музея.телефон для справок 8-927-965-55-47, Ирина Николаевна Ентальцева, или ental@inbox.ru, экскурсии по храму.
При храме действуют огласительные курсы для готовящихся принять Таинство Крещения, детская воскресная школа, катехизаторские курсы, спортивный зал оборудованный скалодромом и трассой для занятия спелеологией, а также снарядами для занятий единоборствами.
При храме действует центр помощи бездомным. Центр принимает в приют мужчин (есть оборудованное помещение на 30 мест), которым предоставляет проживание, питание, банные услуги, одежду, медосмотр, оформление паспортов с временной регистрацией, медицинской страховки. Также действует пункт питания на улице и работает гардеробная бывшей в употреблении мужской, женской и детской одежды. Инвалидам предоставляется инвалидные коляски. В работе центра приходу помогают сестры милосердия Уфимского городского сестричества.
Центр существует на пожертвования прихожан и оказывает услуги бесплатно.
Часть помещения прихода арендует мастерская по изготовлению иконостасов артель «Уфимский иконостас».
Кроме того, Приход организует летние детские лагеря, детские сборы во время осенних, зимних и весенних школьных каникул, проводит летние миссионерские сплавы по рекам Республики Башкортостан.
Для записи в Воскресную школу, детские сборы и лагеря можно звонить по тел 89373137374, Мария Евгеньевна.
Руководитель отдела религиозного образования протоиерей Крестовоздвиженского храма о. Роман Хабибулин, методист отдела Нестерова Мария Евгеньевна.
В группе запрещены разговоры о политике, запрещен мат и оскорбления. Нарушения правил повлечет за собой соц.сетевую анафему.
Находится храм по адресу г. Уфа респ. Башкортостан, Лесопильная 4.
Крестовоздвиженский храм уфимской епархии рпц. запись закреплена
Крестовоздвиженский храм уфимской епархии рпц. запись закреплена
Православие.Ru
РОССИЙСКИЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ ПОКАЖУТ ФИЛЬМЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ 75-ЛЕТИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА
20 ноября 2021 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняется 75 лет. К юбилею Его Святейшества российские телеканалы подготовили ряд фильмов и программ о Святейшем Владыке, а также интервью Предстоятеля Русской Православной Церкви.
В день юбилея на канале «ОТР» состоится премьера документального фильма Леонида Млечина «75 лет Патриарху Кириллу».
Показать полностью.
На Первом канале вниманию зрителей будет предложена премьера документального фильма С.Л. Бравермана «Ничего не бойся, кроме Бога».
В эфире телеканала «Россия 1» состоится показ большого интервью, посвященного 75-летнему юбилею Предстоятеля Русской Церкви, в ходе которого Святейший Владыка ответит на вопросы генерального директора телеканала «Спас» Б.В. Корчевникова.
На телеканале «Спас» впервые будет показан документальный фильм Аркадия Мамонтова «Проект Патриарха» о программе строительства храмов в Москве.
20 ноября, в день 75-летия Святейшего Патриарха Кирилла, на телеканале «Спас» также состоится телемарафон, посвященный юбилейной дате.
Крестовоздвиженский храм уфимской епархии рпц. запись закреплена
Телеканал «Вся Уфа»
Крестовоздвиженский храм уфимской епархии рпц. запись закреплена
ДУХОВНОЕ ПОЗНАНИЕ-О СВЯТЫХ, ПОСТАХ, МОЛИТВЕ и др
В состав Собора вошли:
святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси (†1925);
священномученик митрополит Владимир (Богоявленский; †1918);
священномученик архиепископ Андроник (Никольский; †1918);
священномученик архиепископ Василий (Богоявленский; †1918);
священномученик епископ Гермоген (Долганев; †1918);
священномученик епископ Ефрем (Кузнецов; †1918);
священномученик епископ Лаврентий (Князев; †1918);
священномученик архимандрит Варлаам (Коноплев; †1918);
священномученик архимандрит Матфей (Померанцев; †1918);
мученик Алексий Зверев (†1918);
мученик Николай Варжанский (†1918);
священномученик архиепископ Митрофан (Краснопольский; †1919);
священномученик епископ Платон (Кульбуш; †1919);
священномученик архиепископ Тихон (Никаноров; †1920);
священномученик архиепископ Сильвестр (Ольшевский; †1920);
священномученик епископ Симон (Шлеёв; †1921);
священномученик митрополит Вениамин (Казанский; †1922);
священномученик архимандрит Сергий (Шеин; †1922);
преподобный Алексий (Соловьев; †1928);
священноисповедник митрополит Агафангел (Преображенский; †1928);
священномученик архимандрит Вениамин (Кононов; †1928);
священномученик архиепископ Иларион (Троицкий; †1929);
священномученик епископ Василий (Зеленцов; †1930);
священномученик архиепископ Иоанн (Поммер; †1934);
священномученик священник Василий Малахов (†1937);
священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий (†1937);
священномученик протоиерей Константин Богословский (†1937);
священномученик митрополит Евгений (Зернов; †1937);
священномученик митрополит Петр (Полянский; †1937);
священномученик митрополит Кирилл (Смирнов; †1937);
священномученик архиепископ Прокопий (Титов; †1937);
священномученик протоиерей Илия Громогласов (†1937);
священномученик архиепископ Серафим (Остроумов; †1937);
священномученик архиепископ Николай (Добронравов; †1937);
священномученик архимандрит Кронид (Любимов; †1937);
священномученик митрополит Серафим (Чичагов; †1937);
священномученик протоиерей Сергий Голощапов (†1937);
священномученик архимандрит Исаакий (Бобраков; †1938);
священномученик архиепископ Александр (Трапицын; †1938);
священномученик митрополит Анатолий (Грисюк; †1938);
мученик Иоанн Попов (†1938);
священномученик протоиерей Иоанн Артоболевский (†1938);
священномученик протоиерей Михаил Околович (†1938);
священномученик архиепископ Никодим (Кротков; †1938);
священноисповедник епископ Афанасий (Сахаров; †1962);
священноисповедник протоиерей Петр Чельцов (†1972).
ИСТОРИЯ СОЗЫВА ПОМЕСТНОГО СОБОРА 1917–1918 ГГ.
Двести лет Русская Православная Церковь была лишена канонического самоуправления. Все это время она подвергалась разнообразным ограничениям со стороны государственной власти. С началом ХХ века не только епископатом, но и всей русской церковной общественностью остро ощущалась необходимость восстановления канонического строя церковной жизни, основанного на соборных началах.
23 марта 1905 года (здесь и далее даты указываются по старому стилю.) Государь император Николай II получил доклад членов Святейшего Синода с просьбой созвать в Москве Поместный Собор для избрания Патриарха и решения принципиальных вопросов церковной жизни[5]. Ознакомившись с ним 31 марта, царь написал: «Признаю невозможным совершить. созвание Поместного Собора. Когда наступит благоприятное для сего время. дать сему великому делу движение и созвать Собор Всероссийской Церкви»[4].
В день празднования Святой Пасхи в том же 1905 году Государь подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, по выражению епископа Сергия (Страгородского, будущего Патриарха, † 1944), бывшего тогда ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, развязывал руки противникам Церкви, так как по этому указу все вероисповедания и конфессии получали свободу, кроме Православной Церкви[5]. Обер-прокурор К. П. Победоносцев был вынужден пойти на уступку синодалам. По его инициативе Святейший Синод направил епархиальным архиереям для рассмотрения вопросы, которые предполагалось решать предстоящему Собору, и обязал их дать ответы не позднее 1 декабря 1905 года.
Царский манифест от 17 октября того же года, провозглашавший «неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов», дал надежду на созыв давно чаемого Собора и тем самым оживил подготовку к нему. К весне 1906 года все отзывы епархиальных Преосвященных были получены Синодом. Почти все архиереи заявили о необходимости реформ в Церкви, так как, по их мнению, положение дел в ней было далеко не идеально.
14 января 1906 года решением Святейшего Синода было создано Предсоборное Присутствие для предварительного рассмотрения вопросов, намеченных к обсуждению на Соборе. Работа Предсоборного Присутствия продолжалась с 8 марта по 15 декабря 1906 года. Уже 25 января 1907 года с итогом его работы ознакомился царь. Но решения о сроках созыва Собора им принято не было. Стало очевидным, что Собор откладывается на неопределенное время, так как Государь не проявил в этом важном церковном вопросе заинтересованности[5].
Подготовка к Собору возобновилась спустя пять лет. 28 февраля 1912 года Святейший Синод учредил Предсоборное Совещание, председателем которого был назначен архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский). Задача нового органа состояла в том, чтобы ускорить созыв Собора, «дорассмотрев и доработав» те материалы, которые ранее изучало Предсоборное Присутствие. Совещание с перерывами работало до 1917 года и подготовило множество материалов для предстоящего Собора, сроки созыва которого даже тогда были неизвестны.
После вынужденного отречения императора Николая II от престола в результате февральского переворота к власти пришло Временное правительство, которое незаконным решением обер-прокурора утвердило новый состав Святейшего Синода. В силу возникших нестроений в государственной и церковной жизни остро встал вопрос скорейшего созыва Поместного Собора. 12 июня 1917 года начал работу Предсоборный Совет в зале заседаний Синода под председательством архиепископа Сергия (Страгородского). Решением Предсоборного Совета открытие Поместного Собора было назначено на 15 августа в Москве. Было также разработано «Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви», утвержденное Святейшим Синодом 5 июля. В конце июля Синод перенес свои заседания из Петрограда в Москву.
Открытие Поместного Собора состоялось в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля, под колокольный звон сотен московских церквей. Собор, продолжавшийся более года, осуществлял свои деяния в три сессии. Работа первой сессии началась 17 августа в Московском Епархиальном доме. Всего в состав Собора были избраны и назначены по должности 564 члена. Среди них было 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (все в сане) и 299 мирян. Братские Православные Церкви представляли епископ Никодим (Румынская Церковь) и архимандрит Михаил (Сербская Церковь)[2].
Первые заседания Собора были посвящены проверке мандатов, утверждению устава (регламента) Собора и выборам руководящих органов. Все решения Собора утверждались, согласно регламенту, совещанием епископов, проводившимся на Троицком подворье. Председателем Собора был избран архиепископ Московский и Коломенский Тихон (Белавин), который вместе с архиепископом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским, † 1922) накануне открытия Собора был возведен в сан митрополита. Почетным председателем утвердили митрополита Киевского Владимира (Богоявленского, † 1918). В дальнейшем был утвержден состав Соборного Совета и образовано 22 отдела, большинство из которых возглавили архиереи[3].
Одним из важнейших вопросов церковной жизни было восстановление в Русской Церкви Патриаршества. Этот вопрос обсуждал отдел Высшего церковного управления во главе с епископом Астраханским Митрофаном (Краснопольским, впоследствии архиепископ, священномученик, † 1919). По мере ослабления власти Временного правительства идея восстановления Патриаршества находила все большую поддержку среди соборян. В защиту синодального управления выступили профессор Б. В. Титлинов, князь А. Г. Чагодаев, протоиерей Н. В. Цветков, В. Г. Рубцов и другие.
Они утверждали, что «единовластие несовместимо с соборностью»[2]. Но это утверждение противоречит бесспорному историческому факту: после упразднения Патриаршества не состоялось ни одного церковного Собора, которые постоянно собирались ранее при Московских митрополитах и Патриархах[3]. За восстановление Патриаршества высказались многие делегаты. Епископ Митрофан в своем докладе ставил Патриаршество в центр высшей церковной власти. Он назвал упразднение Патриаршества Петром I антиканоническим деянием – «Русская Церковь стала обезглавлена, акефальна»[1].
Архимандрит Иларион (Троицкий, впоследствии архиепископ, священномученик, † 1929) в своей яркой речи доказывал, что Патриаршество является основным законом высшего управления Поместной Церкви и что его восстановления требует православное церковное сознание. При этом он резко критиковал петровскую синодальную реформу и самого преобразователя, «святотатственная рука» которого «свела Первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе»[2].
28 октября в результате голосования Собор вынес историческое постановление:
1. В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян.
2. Восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом.
3. Патриарх является первым между равными ему епископами.
4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору[1].
30 октября Соборный Совет предложил следующую процедуру избрания Патриарха. Вначале путем голосования выбираются три кандидата, из которых жребием будет указано имя избранника. В результате трех туров голосования кандидатами были избраны архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий, 159 голосов), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий, 199 голосов) и митрополит Московский Тихон (Белавин, 162 голоса). Избрание Патриарха по жребию состоялось 5 ноября в Храме Христа Спасителя по окончании Божественной литургии, которую совершали будущие священномученики митрополит Киевский Владимир и митрополит Петроградский Вениамин в сослужении архиереев и пресвитеров. Слепой старец-затворник Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев)[*] вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру, который огласил имя избранника: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» Все молящиеся единодушно воскликнули: «Аксиос!», синодальный хор исполнил церковный гимн «Тебе Бога хвалим», а знаменитый протодиакон Константин Розов возгласил многолетие митрополиту Тихону, «избранному в Патриарха богоспасаемого града Москвы и всея России». Православный народ «единеми усты и единем сердцем» воспел своему и Божию избраннику «Многая лета!»[3].
Интронизация новоизбранного Патриарха состоялась 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля. После Литургии, получив от митрополита Владимира жезл святителя Московского Петра, Святейший Патриарх Тихон обратился к пастве с первосвятительским словом. Так совершилось историческое событие – Русская Церковь получила каноническое возглавление. Избрание Патриарха стало главным деянием Поместного Собора.
После избрания Патриарха Собор продолжил обсуждение вопроса о высшем церковном управлении. Было решено, что между Соборами церковной жизнью будут руководить два коллегиальных органа, возглавляемых Патриархом, – Священный Синод и Высший Церковный Совет. В Синод помимо постоянного члена, митрополита Киевского, было выбрано еще одиннадцать временных членов – архиереев. К ведению Синода относились вопросы вероучения, богослужения, церковного управления и дисциплины. К ведению Высшего Церковного Совета, состоявшего из трех архиереев, шести клириков и шести мирян, относились дела церковно-административные, школьно-просветительские, церковно-хозяйственные, а также ревизия и контроль. Особо важные дела подлежали совместному рассмотрению Священного Синода и ВЦС. Собором также были определены права и обязанности Патриарха.
Кроме вопросов церковного управления Собор на первой сессии разбирал и другие неотложные вопросы церковной жизни. В соборном определении о проповедничестве было сказано, что проповедь является «одной из главнейшей обязанностей пастырского служения». Участники Собора установили, что необходимо произносить проповедь за каждым воскресным и праздничным богослужением[3]. Было также принято решение о более справедливом распределении между клириками прихода братских доходов.
13 ноября Собор приступил к обсуждению вопроса о правовом положении Церкви в государстве. Профессор С. Н. Булгаков зачитал составленную им декларацию «Об отношениях Церкви и государства». Там, в частности, указывалось: «И ныне, когда волею Провидения рушилось в России царское самодержавие, а на замену ему идут новые государственные формы, Православная Церковь не имеет суждения со стороны их политической целесообразности, но она неизменно стоит на таком понимании власти, по которому всякая власть должна быть христианским служением»[1].
После прений 2 декабря было принято соборное