крестовоздвиженский женский монастырь в нижнем новгороде сайт официальный
Крестовоздвиженский женский монастырь
Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь был известен как один из замечательнейших монастырей России по своей обширности, благолепию храмов, красоте зданий, внутренней чистоте и порядку. В нем соединены три нижегородские женские обители — Воскресенская, Происхожденская и Зачатьевская, из которых последняя, самая древняя, была основана в 1350-х годах супругой великого князя Нижегородско-Суздальского Андрея Константиновича – великой княгиней Анастасией Ивановной, в иночестве Вассой, в схиме Феодорой, впоследствии причисленной к лику местночтимых святых (память совершается 16/29 апреля).
На современном месте — в границах нынешних Окского съезда, площади Лядова и улицы Красносельской — монастырь находится с начала XIX века. Главный собор Крестовоздвиженского женского монастыря, имеющий форму равноконечного креста (35х35 м), освящен в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в 1823 году. Собор обрамляли корпуса монастыря, в том числе больница, школа и общежитие для сирот, а также рабочие корпуса — златошвейная и образная мастерские, трапезная, жилые помещения. В состав монастыря также входили больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и кладбищенская Казанская церковь, две часовни. На кладбище при монастыре были погребены священнослужители и насельницы, многие нижегородцы — миряне, известные общественные деятели, в том числе писатель П.И. Мельников (Андрей Печерский).
В советское время — с 1917 года — монастырь был упразднен и использовался сначала как концентрационный лагерь для заключенных, а затем под хозяйственные нужды — в нем располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий. Впоследствии большая часть зданий была разрушена.
В 1995 году чудом уцелевшие здания Крестовоздвиженского собора, колокольного и монашеского корпусов были переданы Нижегородской епархии, началось восстановление монастыря, в сентябре 1999 года в соборе состоялось первое богослужение, а с 2004 года в обители возрождена монашеская жизнь.
На заседании Священного Синода от 25 марта 2004 года было расмотрено прошение Преосвященного епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о преобразовании прихода собора в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня города Нижнего Новгорода в Крестовоздвиженский женский монастырь.
Крестовоздвиженский Женский Монастырь
Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь был известен как один из замечательнейших монастырей России по своей обширности, благолепию храмов, красоте зданий, внутренней чистоте и порядку. В нем соединены три нижегородские женские обители — Воскресенская, Происхожденская и Зачатьевская, из которых последняя, самая древняя, была основана в 1350-х годах супругой великого князя Нижегородско-Суздальского Андрея Константиновича – великой княгиней Анастасией Ивановной, в иночестве Вассой, в схиме Феодорой, впоследствии причисленной к лику местночтимых святых (память совершается 16/29 апреля).
На современном месте — в границах нынешних Окского съезда, площади Лядова и улицы Красносельской — монастырь находится с начала XIX века. Главный собор Крестовоздвиженского женского монастыря, имеющий форму равноконечного креста (35х35 м), освящен в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в 1823 году. Собор обрамляли корпуса монастыря, в том числе больница, школа и общежитие для сирот, а также рабочие корпуса — златошвейная и образная мастерские, трапезная, жилые помещения. В состав монастыря также входили больничная церковь в честь Скорбящей Божией Матери и кладбищенская Казанская церковь, две часовни. На кладбище при монастыре были погребены священнослужители и насельницы, многие нижегородцы — миряне, известные общественные деятели, в том числе писатель П. И. Мельников (Андрей Печерский).
В советское время — с 1917 года — монастырь был упразднен и использовался сначала как концентрационный лагерь для заключенных, а затем под хозяйственные нужды — в нем располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий. Впоследствии большая часть зданий была разрушена.
В 1995 году чудом уцелевшие здания Крестовоздвиженского собора, колокольного и монашеского корпусов были переданы Нижегородской епархии, началось восстановление монастыря, в сентябре 1999 года в соборе состоялось первое богослужение, а с 2004 года в обители возрождена монашеская жизнь.
Летопись монастыря
На самом высоком месте старого Нижнего Новгорода, на возвышенности Дятловых гор, близ старинного Арзамасского тракта, стоит красивый православный собор, имеющий форму равноконечного креста и освященный также в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Стоит непоколебимо и благословляет, и освящает крестом своим всю, до далекого горизонта простирающуюся окрестность: величественный город с живописными предместьями и две могучие русские реки – Оку и Волгу. Собор, как лепестки цветка, обрамляют корпуса Крестовоздвиженского женского монастыря. И весь осеняемый этим дивным крестом прекрасный город, с ныне возрождающимися церквями, монастырями и святынями, открывается перед духовным взором паломника как единый соборный храм, созданный на протяжении веков нашими великими предками.
Есть города в России, которые независимо от того, был там православный человек или не был, велики те города или малы, но являются для русского, и не только русского, сердца необыкновенно родными, близкими и хорошо знакомыми. Среди них Москва, Петербург, Владимир, Ярославль, Ростов Великий, Суздаль, многие другие и, конечно же, Нижний Новгород!
Этот древний и славный русский город всегда и по праву в истории Государства Российского занимал и занимает особое и почетное место. Никогда Россия не забудет подвига нижегородцев, откликнувшихся на горячий призыв гражданина Минина ради свободы Отечества не пожалеть ни денег, ни домов своих, ни жен, ни детей, ни самой жизни, положив все земное на алтарь Православия ради победы над иноверцами поработителями, ради свободы и будущей достойной жизни своей страны.
«Сам Минин был чудом между современниками. Как в таком незаметном чине свершить такое великое и благодатное дело! По убеждению века, это не могло произойти без наития Божьей благодати, и сам Минин был потом искренно и религиозно убежден, что он только «орудие Промысла», писал о нем известный историк ХIХ века И. Забелин.
По свидетельству летописца, Минину трижды привиделся вещий сон, в котором ему являлся преподобный Сергий Радонежский и призывал его на подвиг во имя «очищения» Российского государства от недругов. Известно, что деятельность Минина была горячо поддержана иерархами Православной Церкви.
По одолении российской Смуты даровал Господь за подвиг и благочестие верующей России еще триста лет великой и славной истории.
О том, как жила на протяжении веков, помогала городу, молилась и мужественно боролась с «духами злобы поднебесной», а в революционные богоборческие годы была безжалостно стерта с лица земли, но дивно и чудесно возродилась из небытия Крестовоздвиженская нижегородская женская обитель, как живет и молится она сегодня — наш короткий рассказ.
Нам представляется, что пример возрождения молитвенной монашеской и приходской жизни в этом монастыре наилучшим образом подтверждает уверенность в том, что и сегодня нижегородцы сохраняют в себе дух и горячую веру своих предков – тех, кто в свое время по призыву святого Патриарха Московского Гермогена, истинного патриота Минина и мудрого князя Пожарского отстоял и очистил от смуты и скверны свой родной город, первопрестольную Москву и все Отечество наше.
Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь есть один из замечательнейших женских монастырей в России: во-первых, по своей обширности, благолепию храмов, красоте зданий, внутренней чистоте и порядку; во-вторых, что в нем соединены три женских обители, из которых древность одной (Зачатейской) доходит до половины XIV столетия; в-третьих, что в нем учреждено общежитие, заведены больница для больных и престарелых, не имеющих родных и всеми оставленных, училище для бедных сирот духовного звания; словом, что в нем сделано истинно тихое пристанище, устроенное от всех забот мирских, для желающих вполне посвящать себя Богу…
Контакты
Крестовоздвиженский Женский Монастырь
Русская Православная Церковь, Нижегородская митрополия, Нижегородская епархия, Нагорный благочиннический округ
На территории Монастыря располагаются:
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Фильм о нашем монастыре Вы сможете приобрести в Церковной лавке
Крестный Ход 2016
Фильм о монастыре
Страстная икона Божией Матери
Икона дня
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).
Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.
Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).
Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).
Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.Ряд.:2_Кор., 178 зач., V, 1–10.Лк., 40 зач., IX, 1–6.
7/20 ноября исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (1946).
Требы
Дорогие друзья, как заказать монастырские требы?
Все пожертвования можно высылать на наши реквизиты:
Дорогие братья и сестры! Если вы совершаете перевод за исполнение треб, напишите нам об этом: mail@krest.nnov.ru.
После перевода денег напишите письмо на электронную почту mail@krest.nnov.ru.
В письме:
1. Укажите в записке о здравии она или о упокоении ;
2. Перечислите имена, за кого надо молиться
Монастырь высылает Вам письмо с благодарностью за пожертвование.
1. Карта Сбербанка России № № 5469 4200 2087 4833
Получатель : ТАШКИНОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
наименование Банка Получателя : Волго-Вятский Банк ПАО Сбербанк г. Нижний Новгород
Счет получателя 40817810142003791632
БИК : 042202603
ИНН 7707083893
корр. сч. 30101810900000000603
Код подразделения банка 429042047
2. Яндекс Кошелек : 410011015813032
3. Полное наименование организации:
Полное наименование организации:
Получатель платежа: Религиозня организация «Крестовоздвиженский женский монастырь Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
ИНН организации: 5262043748
Номер р/с: 40703810242000000026
ПАО Сбербанк
к/сч. № 30101810900000000603
БИК 042202603
Назначение платежа : «требы»
Дорогие братия и сестры! В нашем монастыре Вы можете заказать следующие требы за пожертвования:
Сорокоуст — это заказное поминовение о здравии или об упокоении. В течение сорока дней, во время Литургии, на проскомидии вынимается из просфоры частичка за того человека, имя которого указанно в записке. Затем эта частичка вместе с другими погружается в конце литургии в Кровь Христову, при этом священник молится: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Таким образом, все поминавшиеся люди и живые, и усопшие участвуют в Литургии, то есть за них приносится благодарственная жертва Богу. Это возможно полное для человека (как живого, так и умершего) участие в Божественной жизни. В Таинстве Евхаристии (литургии) могут принимать участие только крещеные в Православной Церкви люди, соответственно в записках, которые подаются на проскомидию, можно писать только крещеных людей.
Сорокоусты можно заказывать в любое время, никаких ограничений в этом нет. Только во время Великого поста, когда полная Литургия совершается гораздо реже (только в субботу и воскресение), лучше заказывать не сорокоусты, а просто подавать каждый раз записки о здравии или об упокоении. Существует такая практика, как поминовение на Великий пост, когда в течение всего поста во время службы в алтаре прочитываются записки, а когда служится Литургия — вынимаются частички.
Вечное поминовение – это простое поминовение о здравии или об упокоении. Поминовение совершается ежедневно во время Литургии сестрами монастыря до тех пор, пока существует наша обитель.
Однодневное поминовение с выемкой частицы на проскомидии
Поминовения, которые совершаются сестрами монастыря, во время Литургии :
Кроме записок об однодневных поминовениях, в нашем монастыре принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на полгода, на год. Имена записываются в поминальный синодик и сестры обители в течение указанного срока ежедневно за каждой Литургией молятся об этих людях.
Панихида – заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день кончины ежегодно.
В нашем монастыре Панихида совершается по субботам, а в остальные дни – Лития об усопших (краткое моление), по окончании Литургии.
Панихида служится перед кануном. Около кануна на особом столе можно оставить приношение в память об усопших близких. В нашем храме он находится на правой стороне у входа в храм.
Когда мы ставим свечу за упокой на канун, надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву: «Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие Небесное и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память» (трижды).
Молебен – это особое богослужение, за которым просят Господа, Богородицу и святых о ниспослании милости или благодарят за получение благ. Молебен может быть благодарственный, о болящих, о путешествующих, и заказать его можно Спасителю, Божией Матери, святым.
По четвергам проходит молебен с акафистом вмч. Пантелеимону Целителю, перед иконой с его святыми мощами.
Соборование – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Таинство называется соборованием, потому что его в идеале должен совершать «собор» из семи священников.
История Таинства восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13).
Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь – из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук тяжелобольного освященным маслом – елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов.
Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление.
После или перед Таинством Соборования православные, как правило, стараются исповедоваться и причаститься.
Как правильно написать записку?
Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее — «О здравии» или «Об упокоении». Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10 — 15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Нужно четко писать окончания имен, которые носят и мужчины, и женщины: Александра (мужчина) и Александры (женщина), Валентина и Валентины и т.д. Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».
До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
До 7 лет ребенок — младенец, с 7 до 14 лет — отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».
Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?
К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: «младенца», «отрока» (для детей), а также: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося». Перед именами живых крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: «заблудшего», чтобы священнослужитель понимал, о ком он молится. Не пишут: «страждущего», «озлобленного», «скорбящего», «девицы», «вдовицы».
В заупокойных записках следует отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату), «убиенного», «воина». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.
За кого нельзя подавать записки?
Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?
В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.
Поминаются только крещенные в Православной Церкви.
Не крещенных и самоубийц в записках писать нельзя!