куда девать поминальный блин
Зачем печь блины, держаться за ботинки новопреставленного и как провести его, чтобы не согрешить
Метки
Все «технические» моменты, связанные с проводами близкого в последний путь, условно можно разделить на две группы: строго ограниченная по времени санитарная процедура у морга, и «официальная часть» — еловые ветки, оркестры, пьянки и знающие бабули, которые сразу говорят, что родственники делают не так.
Как поминать усопших
Большинство людей стараются о смерти не думать. Им некогда: куда-то бегут, живут наспех и удивляются, когда жизнь близкого человека заканчивается. И тогда они в полной беспомощности спрашивают у всех подряд: «Что теперь надо делать?» Некоторые готовы заплатить любые деньги и оградить себя от вопросов, связанных с похоронами. А другие, не понимая глубины происходящего, поддаются лжетрадициям, крепко застрявшим в народном сознании.
Сегодня редакция «Так Просто!» попытается утешить скорбящих и вразумить заблудших. Мы расскажем, что значит поминать усопших и почему не стоит обращать внимание на некоторые похоронные обычаи.
Золотым правилом любых похорон является традиция завешивания зеркал. Большинство из горюющих не в состоянии ответить на вопрос, зачем они так делают. В недоумении только пожимают плечами: «Вроде так надо, бабушка ведь сказала… А она в церковь сто лет как ходит, и знает как правильно». Незнание и страх вынуждают человека следовать подобным бессмысленным суевериям.
Поэтому, давай разберемся, каким распространенным ритуалам православные христиане не должны следовать.
Приметы, обряды и суеверия на похоронах
Этот огромный список можно дополнять и другими напрасными обрядами. Напрасными потому, что их исполнение не облегчит умершему переход в другой мир, не сделает его пребывание там счастливым. Исполнение вышеперечисленных ритуалов не имеет ничего общего с православной верой.
Начинать похоронный обряд следует с мирских процедур: констатации смерти врачом, осмотра тела полицией. А потом, если родственники решат проститься с умершим дома, его тело надо специально подготовить. Чтобы узнать, поминают ли усопших в определенный день и как правильно провести похороны, следует спросить совет у священника, а не прислушиваться к наставлениям «бывалых».
© DepositPhotos
Вот как святые отцы описывают обряд погребения: «Тело человека — это освященный благодатью таинств храм живущего в нём духа. После кончины тело усопшего омывают чистой водой, облекают в чистые одежды и полагают во гроб. И гроб, и сами останки предварительно кропят святой водой. Усопшего покрывают белым покрывалом — саваном, на лоб кладут венчик — бумажную ленту с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. В руки усопшему кладут небольшую икону или крест.
До отпевания над телом усопшего принято непрерывно читать Псалтырь и совершать панихиды. Псалтырь может читать любой православный христианин. Перед выносом усопшего из дома его родственники могут пригласить священника, который совершит у гроба панихиду и возглавит погребальную процессию. Отпевание должно совершаться в храме, заочное отпевание разрешается как исключение.
Поминальная трапеза начинается с молитвы об упокоении души усопшего, молитвой и заканчивается. Водка и другие алкогольные напитки исключаются полностью. Смысл слова “помянуть” — вспомнить добродетели, которыми обладал усопший, и помолиться о прощении его грехов».
Мертвым не нужны венки и пышные проводы, им нужна только искренняя молитва. Все умершие во Христе, они живы, всё с ними хорошо. Помоги вам Бог.
А тебе приходилось встречаться с подобным? Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы помочь умершему и перед Господом не согрешить? Жми кнопку «Поделиться на Фейсбук», чтобы рассказать друзьям, какие обряды на похоронах не нужно соблюдать.
Блины в русских обрядах и поверьях
Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п.
Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины.
БЛИНЫ В ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫХ ОБРЯДАХ
На похороны и поминки блины пекут как поминальное блюдо, посвящаемое умершим. В день погребения на стол ставят кипу блинов, и старший из присутствующих мужчин разламывает первый блин и кладет на окно для покойника. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питалась душа умершего. Блины иногда кладут на грудь умершему, в гроб, на могилу. Блинами поминают на могиле, а остатки отдают нищим странникам. На следующий день носят завтрак покойному, тоже оставляя блины на могиле. Блины пекут на девятый, на сороковой день и в последующие поминальные дни, а также в календарные поминальные («родительские») праздники: на Фоминой неделе (на «дедовую неделю», Красную Горку, Радуницу), в Дмитровскую субботу и т.д.
Считалось, что кто «печет» блины на поминки, «печется» о насыщении души умершего. Поминальные блины разносят по домам, приносят на могилу, в церковь, раздают нищим.
В Прощеное воскресенье или в субботу идут с блинами на кладбище «прощаться с родителями». В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу Масленицы.
Блины пекут также на Вознесение. Их называют «Христу онучи», «христовы (или «божьи») онучи». Их пекут на счастье, берут с собой в поле.
Блины бывают составной частью угощения на дожинках и в начале жатвы.
БЛИНЫ В СВАДЕБНЫХ ОБРЯДАХ
После брачной ночи молодых кормят блинами, совершают шуточный обряд «блин продолбить», устраивают «блинный стол», мать невесты присылает блины к выходу молодых из бани. Повсеместно у русских теща угощает зятя блинами в конце свадьбы. Во время угощения невеста старается вырвать у жениха первый блин, чтобы получить власть над мужем. По способу поедания женихом блина судили о девственности невесты: если она оказалась «нечестной», жених ломал блин, прокусывал у него середину, откладывал взятый блин и больше не ел, дарил теще дырявый блин или клал на блин не целый рубль, а мелочь, если молодая «не цела». В некоторых местах и сама невеста в конце свадьбы печет блины и угощает ими мужа и гостей, иногда устраивают шуточную продажу невестиных блинов.
СИМВОЛИКА БЛИНОВ В ФОЛЬКЛОРЕ И БЫТУ
Символика блинов в фольклоре, как и в обрядах, связывает их со смертью и с небом как иным миром. Так, в сказке старик лезет на небо и видит там избушку из блинов.
Тот же мотив отражен в поговорке про избу: «Блинами прошить, лепешками покрыть».
В сказке солнце на небе печет на себе блины (ср. украинскую пословицу: «Вона своiм носом чуе, як на небi блины печуть»).
В заговоре от икоты ее отсылают туда, где пекут блины; «там блины пякуть, табе дадуть», подобно тому как оставляют их покойнику на поминках. В загадке блин в масле на сковороде сравнивается с рыбой, с которой их роднит использование в качестве поминального угощения: «Берега железны, вода дорога, рыба без костей».
С печением блинов связан ряд бытовых предписаний и запретов. Так, посторонним запрещается смотреть, как пекут блины, иначе они не зададутся. У белорусов пекущего блины приветствуют: «Скачком блiны!», а в ответ на это, говорят: «Тарчком з iзбы!»
Выпекая первый блин, зовут покойных родных есть блины. Первый блин перед обедом дают молодому домашнему животному, а последний оставляют на сковороде и после обеда скармливают матери этого животного.
Одолженную под блины сковороду возвращают не пустую, а с последним блином, причем держат ее не голыми руками, а сковородником.
В Полесье запрещается печь блины в Великий пост (а иногда и на Пасху, на Новый год, в Петровский пост) во избежание засухи.
Что делать с водой и хлебом после 40 дней после смерти: истоки традиции и причины ее соблюдения в наши дни, особенности ритуала и отношение церкви к подношению водки покойному
После смерти человека проводятся многочисленные обряды, люди придерживаются общепринятых традиций, не задумываясь, зачем выполняются те или иные действия. Один из них – подношение в виде стакана с водой или спиртным напитком, а также хлебом. Корни обычая уходят в глубокую древность. Сейчас уже сложно сказать, когда он появился. Но существует несколько вариантов толкований, объясняющих, почему родственники должны выполнять эти действия. Следует заранее узнать, что делать с водой и хлебом после 40 дней после смерти. Если сделать ошибку, можно привлечь беду – так считали предки славяне.
Дохристианские корни традиции ставить рюмку водки с хлебом для покойного. Почему языческий обычай укоренился среди православных
Человеческие заблуждения, как и невежество, часто не имеют границ. Во времена язычества люди считали, что покойный сможет воспользоваться после смерти вещами, получит возможность выполнять действия на земле. По этой причине в могилу клали вещи, еду, оставляли для покойника лошадь, корабль и жену. Еще одна версия, объясняющая подобные действия, сводится к необходимости задобрить духа, чтобы он не докучал живым. Славяне оставляли на могиле пищу, напитки.
В Священном Писании нет упоминания о подобных действиях. Согласно христианским канонам, душа возносится на небеса, а тело разрушается, поэтому покойный не нуждается в подношениях, воспользоваться ими не сможет.
По этой причине Церковь не поддерживает обычай ставить стакан водки с хлебом на поминках. Он перешел к нам от язычников еще в давние времена. После укрепления христианской веры подобные традиции стали искоренять.
Спустя многие века, обычай вновь возродился. Произошло это во времена Советского Союза, когда христианская вера истреблялась, верующие подвергались гонениям, а церкви рушились до основания. Произошла подмена традиций, поэтому обряд, когда надо ставить рюмку с водкой и хлебом у фотографии или могилы умершего, до сих пор передается от поколения к поколению. Учитывая, что современные люди получают знания от предков (бабушек, прабабушек), считают такие действия истинно христианской традицией, а потому неукоснительно следуют ей, не ведая, что это ересь.
Дохристианская традиция
Разное толкование обряда подношения хлеба и водки
Стопка водки у могилы или во время поминальной трапезы может иметь несколько значений, все зависит от того, каких традиций придерживались в семье. Но важно также понять, имеет ли отношение обычай к христианству, стоит ли соблюдать его.
Подношение умершему
Такая трактовка действий родственников не соответствует догматам христианства. Но до сих пор одновременно проводятся православные и языческие обычаи, к последним относится пресловутая рюмка с хлебом. Следует позаботиться о том, чтобы религиозные традиции не имели ничего общего с ересью. По этой причине вместо водки часто оставляют воду. Тогда обычай не причиняет вред душе умершего. Не следует считать воду и хлеб подношением, как предки, это устаревшее заблуждение.
Подаяние Богу
Человек грешен, за неподобающее поведение и мысли будет расплачиваться на Страшном Суде. Родственники могут помочь молитвой, добрыми помыслами, деяниями. Но подносят водку и хлеб. Считают, что так можно воздать благодарность Богу, что позволит душе покойного беспрепятственно попасть на небеса. Это глубокое заблуждение, которое дает обратный эффект: когда употребляют алкоголь на поминках, люди совершают грех, а после надеются на всепрощение Всевышнего для почившего.
Никакие подношения, а тем более в виде спиртного, не смогут уменьшить величину порока, станут препятствием не только для души умершего, но и для живущих, когда придет время предстать перед Господом.
Водка и хлеб для путника
Раньше существовало еще одно верование, которое также не имело ничего общего с христианскими канонами: на могиле традиционно оставляли рюмку с водкой, сверху клали хлеб. Это подношение предназначалось для идущего мимо путника. Он должен был выпить водку, закусить хлебом. В те времена это считалось нормой, многие так делали, особенно бедняки. Причем их душе поминальная трапеза, предназначенная покойнику, не причиняла вреда. Считается, что только бедняки могут что-то взять с кладбища без риска ухудшения здоровья, т. к. у них душа чище.
Но сегодня традиция потеряла актуальность не только из-за укрепления христианской веры, но и по причине уменьшения количества проходящих мимо кладбища. Сегодня у могил бывают родственники, друзья, т. к. эти территории закрытые, находятся вдали от путей сообщения. По этой причине никто не ожидает, что проходящий человек помянет покойника, выпив содержимое стакана. Однако этот обычай положил начало другому: чтобы не ожидать, когда случайный прохожий помянет умершего, родственники и друзья употребляют спиртное за поминальной трапезой.
Водка на поминках
Символизм подношения хлеба и воды/водки. Когда в стакане вода, а когда – водка
Согласно старым традициям, ставят разные жидкости для поминания усопшего: воду и водку. Оба варианта кардинально отличаются значением. Так, если на поминальном столе или у могилы стоит вода в стакане, это символизирует возможность душе покойного умыться. Считается, что бесплотный дух очищается таким способом перед тем, как отправиться в загробный мир. На самом деле это заблуждение легко опровергнуть: тело подготавливается к переходу путем омовения (обряд проводится перед похоронами), а душа – с помощью молитвы родных.
Считается, что рядом с могилой или фотографией умершего должен стоять стакан с водкой и хлеб. Этот символ означает приобщение души покойника к поминальному обеду, прощание с жизнью. Такое заблуждение может даже навредить: душа не должна возвращаться к мирским удовольствиям, подвергаться искушению, а близким не следует участвовать в этом.
Многие верят, что душа действительно приходит в день поминок (на третий, девятый или сороковой), чтобы выпить водку, закусить хлебом, т. к. количество спиртного в емкости постоянно уменьшается, а первоначальный объем воды, наоборот, сохраняется. Но у этого явления есть объяснение: спирт испаряется быстрее прочих жидкостей, что подтверждается законами физики, а не мистикой.
Как проводится обряд после похорон
После похорон должен быть организован поминальный обед. За столом предусматривается еще один столовый прибор – это дань уважения, так показывают умершему, что думают о нем, почитают. На столе должна стоять также и фотография покойного. Один угол внизу перевязывают траурной лентой. Перед фотографией ставят стакан с водой, накрывают хлебом. Иногда оставляют водку в рюмке. Считается, что следует делать по своему усмотрению: если покойный при жизни не употреблял спиртное, в стакане должна быть вода, компот. Также ставят рюмку с алкогольным напитком на могиле.
Поминальный обед
Что делать с подношением на 9 и 40 день после смерти
Существует несколько вариантов:
Есть мнение, что можно доливать водку, если она испаряется. Другие считают это неприемлемым. Когда алкоголь полностью испарится, будет проще решить, куда деть стакан и хлеб.
Запрещается ставить стакан с водкой перед иконами, т. к. это противоречит законам Божиим.
Куда деть воду и хлеб после поминок
Не следует выбрасывать продукты, которые предназначались для покойника, вместе с остальным мусором. Это проявление неуважения к умершему родственнику. После смерти все предметы, а также пища и растения, которые были в контакте с мертвым телом, впитывают негативную энергетику, поэтому необходимо узнать, куда девать оставшиеся продукты так, чтобы они не навредили живым. Рекомендуется рассмотреть следующие варианты:
Эзотерики запрещают употреблять продукты, оставленные для покойника, это может стать причиной серьезной болезни, другой беды.
Как к этому относится церковь
Обычай ставить водку на погост является языческим, вредит верующим. Нельзя потакать подобным действиям, это развращает душу, переводит христианский обряд погребения в сферу мистики, эзотерики. Необходимо заменить такой ритуал вещами, которые действительно нужны покойному первые 40 дней после смерти:
Поминальная еда: почему блины являются обрядовым блюдом? (2 фото)
О том, почему блины на поминках подают в обязательном порядке, задумывались многие, кому пришлось побывать на этом печальном мероприятии.
У славян поминки покойного представляли собой своего рода милостыню для души. Тризны на могилах почивших близких устраивались с глубокой древности, еще до прихода христианства.
Обязательными элементами поминального стола также являются кутья (коливо, канун) и кисель. Раньше кутью готовили из ячменя или пшеницы. Сейчас ее варят из риса, добавляя мед и изюм. Зерна символизируют собой воскрешение и вечную жизнь: попадая в землю, они дают всходы и новые растения. Так и душа умершего после захоронения тела снова возрождается к вечной жизни. Сладкая составляющая – мед, изюм выражает собой сладость духовную, которая ожидает в Царствии небесном.
Наши предки отдавали первые блины на помин души нищим, странникам, то есть пришедшим извне. Такие люди считались посредниками, проводниками между реальным и загробным миром. Блин помимо прочего считается символом смерти и загробного мира, пищей, которой можно символически накормить души усопших.
Что касается киселя, то он у славян отличался от привычного нам напитка. Он был сытным, и именно пищей, а не питьем, как сейчас. Основой киселя была специальная закваска на муке. Если вспомнить народные сказки, то их герои нередко упоминают удивительные земли (тот свет), где среди кисельных берегов текут молочные реки.
Блины как элемент свадебного обряда
О том, что блины являются главным символом Масленицы, знают все. Но эта выпечка использовалась славянами не только как элемент поминок, но и свадебных обрядов. Но их отсылка опять-таки поминальная, поскольку невеста «умирала» для своей семьи, как девушка, а потом «воскресала» уже в новой, возрождалась в ином качестве – жены и матери в последующем.
Новобрачных было принято кормить блинами после первой брачной ночи. Еще старинной традицией было угощение блинами новоиспеченного зятя тещей. А молодая жена в шутку должна была пытаться отобрать первый блин, чтобы стать главой семьи. В некоторых местностях невеста сама пекла блины и угощала ими гостей.
Как правильно есть блины)))
Николай Лесков «Железная воля»:
«– Да зачем его жевать, блин что хлопочек: сам лезет; ты вон гляди, как их отец Флавиан кушает, видишь? Что? И смотреть-то небось так хорошо! Вот возьми его за краечки, обмокни хорошенько в сметанку, а потом сверни конвертиком, да как есть, целенький, толкни его языком и спусти вниз, в свое место.
– Этак нездорово.
.
Отец Флавиан спускал конвертиками один блин за другим, и горя ему не было; а Гуго то краснел, то бледнел и все-таки не мог с отцом Флавианом сравняться. А свидетели сидели, смотрели да подогревали его азарт и приводили дело в такое положение, что Пекторалису давно лучше бы схватить в охапку кушак да шапку; но он, видно, не знал, что «бежка не хвалят, а с ним хорошо». Он все ел и ел до тех пор, пока вдруг сунулся вниз под стол и захрапел.Дьякон Савва нагнулся за ним и тянет его назад.
– Не притворяйся-ка, – говорит, – братец, не притворяйся, а вставай да ешь, пока отец Флавиан кушает.
Но Гуго не вставал. Полезли его поднимать, а он и не шевелится. Дьякон, первый убедясь в том, что немец уже не притворяется, громко хлопнул себя по ляжкам и вскричал:
– Скажите на милость, знал, надо как здорόво есть, а умер!
– Неужли помер? – вскричали все в один голос.А отец Флавиан перекрестился, вздохнул и, прошептав «с нами бог», подвинул к себе новую кучку горячих блинков.»
Кто же умирает в этот день? Исследователи утверждают – «зима», Мара. Но это значение лежит на поверхности. Чтоб ответить на этот вопрос, давайте вспомним, как жили предки в наших северных широтах. Всю долгую зиму питались тем, что удалось заготовить стремительным северным летом. Магазинов ещё не было, не было и больниц с новейшим оборудованием. Так что зима собирала свою печальную жатву. Очень многие не доживали до весны. Вот всех их, зимних покойников, провожали с миром в первые дни Масленицы.
Пели поминальные песни, пекли блины, варили кисель. Ходили друг к другу в гости, чтоб помянуть других, узнать, кто ушёл из жизни.
Масленица раньше праздновалась не менее двух недель, это потом, когда появилась трудовая повинность, праздник всё сокращали и сокращали. Сегодня уже мы гуляем только три дня.
Важным элементом масленичных гуляний был именно Калинов мост. Его отголоски остались в бое мешками с сеном на бревне. Сегодня сражаются на бревне два человека, а раньше человек старался победить нечистую силу – ряженых. Тот, кому удавалось сбить нечисть, объявлялся масленичным князем. Конечно, таких князей вполне могло быть несколько, поэтому возникало небольшое соревнование между ними. Полный победитель становился князем, остальные – воеводами.
Пока мужчины выясняли, кто сильнее, женщины создавали Мару – куклу из соломы и тряпок. Не просто из ветоши, для чучела использовалась часть одежды умерших этой зимой людей. Всех их женщины оплакивали поимённо, о каждом вспоминали, трудясь над масленичным чучелом.
Куда девать поминальный блин
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: КУТЬЮ (коливо), БЛИНЫ, КИСЕЛЬ. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги «кулебяка», борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.
В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались.
В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.
Православные каноны устанавливают, что НА ПОМИНАЛЬНОМ СТОЛЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СПИРТНОГО, т. к. главное в поминках не еда, а МОЛИТВА, ЯВНО НЕСОВМЕСТИМАЯ С НЕТРЕЗВЫМ СОСТОЯНИЕМ, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим «на вынос» с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.