кутья блины кисель что символизируют
Основные блюда поминальной трапезы
В каждой религии существуют традиционные блюда, которыми принято поминать усопших после похорон. В православии на поминальном столе непременно должны присутствовать блины и кутья, пирожки, иногда кисель.
Кутья
Кутья представляет собой цельнозерновую кашу с добавлением меда, орехов и сухофруктов. Также это блюдо встречается под названием «коливо» или «канун», «сочиво».
Традиция поминать покойных кутьей идет еще от древних славян. Наши предки готовили эту обрядовую кашу не только на поминки, но и в рождественский Сочельник, на Крещение, иногда даже на свадьбы и крестины. Традиция поминать покойных кашей с добавлением фруктов встречается также у древних греков, ученые сходятся во мнении, что еще в византийские времена существовали похожие обычаи.
Как и все обрядовые блюда, кутья символична. Зерно — это прежде всего символ бесконечности, цикличности жизни и смерти, вечного перерождения. Мед, который добавляли в это блюдо, символизировал сладость небесной жизни усопшего.
Сегодня на поминальном столе кутья чаще всего представляет собой смесь отварного риса и изюма, как правило, без добавления сахара и соли.
Кутья — это первое, что едят люди, собравшиеся за поминальной трапезой. Ее принято есть ложками, иногда прямо с ладони, без приборов.
Блины
Следующим обязательным блюдом поминальной трапезы являются блины, чаще всего их подают с медом. Это блюдо также являлось обрядовым у восточных славян. Форма блина — круг, он символизирует цикличность жизни и смерти. Кроме того, это символ солнца.
Блинами принято поминать не только после похорон, но и на 9-й, 40-й день, в годовщину смерти. По восточнославянской традиции было принято ставить для покойного отдельную тарелку во время поминальной трапезы, считалось, что его душа еще среди живых. И первый блин кладется именно на эту тарелку. Первый блин из тех, что пекутся на Масленицу, также «отдается» покойным родственникам. Блины принято раздавать нищим с просьбой помянуть близкого человека.
Блины обычно не подаются «пустыми», к ним чаще всего добавляют мед.
Пирожки
Относительно обрядовой составляющей пирожков, которые также принято подавать на поминках, сохранилось не так много информации. Во-первых, пирожки с начинкой — это сытное блюдо, которым можно было накормить собравшихся на похороны. Во-вторых, пирожки достаточно удобно брать с собой, учитывая, что блюда, оставшиеся с поминального стола, принято было раздавать с собой, чтобы все собравшиеся могли еще раз помянуть усопшего дома.
Пирожки, которые готовят сегодня на поминки, имеют как сытную, так и сладкую начинку. Пирожки с мясом, яйцом и луком, капустой, рыбой или картошкой подаются в начале поминальной трапезы. Сладкие пирожки с яблоком, малиной, вишней могут быть поданы к чаю в конце поминок.
Кисель
Наряду с кутьей и блинами, кисель является традиционным блюдом поминальной трапезы. Обычай подавать кисель на поминки идет от славян. Кисель подавали в конце, в качестве завершающего блюда. Сегодняшний кисель мало похож на тот, что готовили наши предки. В древности он больше напоминал основное блюдо, делался на мучной закваске и имел кислый вкус. Им можно было довольно недорого накормить большое количество гостей, что имело практическую составляющую.
Говоря о лучшем мире, в который отправился усопший, было принято выражение «молочные реки и кисельные берега», символизирующее благополучие и умиротворенность нового пристанища души.
Сегодня кисель можно встретить далеко не на каждой поминальной трапезе. В качестве напитка чаще всего подают ягодные морсы и компоты из сухофруктов.
Статьи
Ритуальные услуги в России → Почему на поминках едят блины и пьют кисель?
Традиционными блюдами на поминках у православных христиан являются кутья ((сладкое блюдо из риса с добавлением меда и сухофруктов), блины и кисель. В древности только эти три блюда и составляли весь поминальный стол. Готовили все эти обрядовые блюда во все времена и в разных регионах по-разному, поэтому классических рецептов не существует. Разберем каждое из трех блюд в отдельности.
Кутья. В старину для ее приготовления использовали ячменную или пшеничную муку, позже делали ее из вареного риса, добавляя в него мед и сухофрукты (чаще изюм). Кутью предварительно положено освящать в храме или хотя бы окроплять святой водой дома. Зёрна кутьи символизируют воскрешение: попадая в землю, они превращаются в растения – так же и умерший после захоронения воскресает к вечной жизни. Мед в кутье является символом духовной сладости тех благ вечной жизни, которые ожидают умершего в Царствии Небесном. В кутье заключены представления наших предков о бессмертии души.
Блины. Это особое обрядовое блюдо у восточных славян, в частности у русских. Главная символика блинов связана с представлениями о потустороннем мире и о смерти. Блины у нас принято посвящать умершим, символически кормить ими души предков. В обрядовых традициях посредниками между потусторонним миром и миром реальным выступают нищие, странники, которым мы даем подаяние и раздаем блины в том числе. Из распространенных обрядовых традиций, связанных с блинами, всем хорошо знакомо празднование Масленицы.
Кисель. На Руси издавна кисель был обрядовым блюдом. Однако процесс приготовления был совсем иным, да и конечный продукт сильно отличался от современного киселя. «Древний» кисель делали на закваске из муки, это было сытное блюдо, а не напиток как сейчас. Поэтому его варили по особым случаям, таким, как поминки. Существует вариант, что около четырех веков назад кисель готовили как основное блюдо, чтобы раздавать его нищим и бездомным, которые в огромном количестве приходили на поминки, и всех их нужно было накормить.
Если обратить к народному фольклору, то узнаем, что кисель связан с потусторонним миром. Вспомните, когда герои умирали, попадали в тридевятое царство, «на тот свет», то они видели сказочные молочные реки в кисельных берегах. Поэтому наши предки на поминках ели кисель вместе с молоком.
Сейчас, конечно, вся символика практически утеряна, а традиция варить кисель, печь блины и делать кутью осталась.
Автор: Сидорова Татьяна, дата публикации: 15.02.2017
Перепечатка без согласия редакции запрещена!
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.
Кутья блины кисель что символизируют
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: КУТЬЮ (коливо), БЛИНЫ, КИСЕЛЬ. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги «кулебяка», борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.
В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались.
В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.
Православные каноны устанавливают, что НА ПОМИНАЛЬНОМ СТОЛЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СПИРТНОГО, т. к. главное в поминках не еда, а МОЛИТВА, ЯВНО НЕСОВМЕСТИМАЯ С НЕТРЕЗВЫМ СОСТОЯНИЕМ, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим «на вынос» с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Поминальный обед: блюдами славяне прощались с умершими
Поминальная трапеза у славян следовала сразу же за обрядом погребения усопшего. Большое значение отводилось блюдам, которые подавались на стол.
Бывшие язычниками, славяне поклонялись огню, земле, воде и Роду. Еда, подаваемая на поминках, символизировала каждую из этих стихий.
Фактрум перенёсся на тысячелетие назад и узнал, какие блюда и напитки были на поминальных столах у наших предков.
С чего начинался поминальный обед
В культуре славян считалось, что умерший человек должен перейти из мира живых в мир мёртвых посредством некоторых обрядов. Так, поминальная трапеза, следующая сразу за погребением, была направлена на подготовку к переходу. Традиционно первым блюдом на поминках являлось коливо, или кутья — рисовая или пшеничная каша с добавлением изюма. Это блюдо было связано с культом земли. Считалось, что оно символизирует землю, в которую был погребён покойный.
После кутьи в поминальном меню значились блины, символизирующие солнце. Но, если круглые блины ассоциировали с огнём небесным, то сложенные вчетверо блины были символом зашедшего солнца и скорби. Часто блины поливали маковым молоком или мёдом, желая, чтобы у усопшего была сладкая загробная жизнь. Часто вместе с блинами подавали булочки из дрожжевого теста с символикой погребального костра.
Что пили во время поминальной трапезы
Алкоголь (брага или пиво) у славян символизировал огненную реку, которую покойный должен пересечь, чтобы оказаться в лучшем мире. Поэтому спиртное было неотъемлемой частью поминального обеда. Ещё до его начала во время похорон рядом с могилой умершего оставляли чарку водки, накрытую краюхой чёрного хлеба. Такой ритуал назывался «кормлением» покойника, сразу после погребения он считался ещё не совсем умершим. Кстати, хлеб тоже играл немаловажную роль, символизируя землю и земную пищу. Восточные славяне оставляли хлеб прямо на могиле, а северные клали кусок хлеба вместе с солью в могилу.
Алкоголь присутствовал на поминальном столе с самого начала обеда. А в его конце обязательно подавали кисель. То, из чего его изготавливали, зависело от региона. Чаще всего кисель был кислым и варили его из яблок, крыжовника, смородины, клюквы или брусники. В некоторых славянских племенах варили только молочный кисель. Он был отражением молочной реки с кисельными берегами, проплыв по которой, покойник попадал в мир иной. Наливали в конце обеда и пиво, подслащённое мёдом, или сладкую брагу.
Основные блюда поминального меню
В качестве горячего на стол славяне подавали щи, сваренные из капусты. Это блюдо было общедоступным и простым в приготовлении, поэтому приготовить их на поминки могли даже в крайне бедной семье. Вместе с капустными щами подавали пироги, объединяющие в себе символы огня, жизни, смерти и плодородия.
Поминальные обеды обычно проводили в доме усопшего. К столу приглашали всех друзей и родных, соседей и знакомых, знавших покойного. Но так было по большей части у северных славянских племен. Восточные славяне же на поминки не приглашали, сесть за стол мог абсолютно любой человек. Единственными, кого не допускали к поминальной трапезе, были неженатые юноши и девицы. Поминки проводили не только в день похорон, но и на второй, тогда исполняли ритуал «бужения» покойника. После поминальные трапезы проходили на девятый и сороковой день, а также в годовщину смерти.
Поминальная еда: почему блины являются обрядовым блюдом? (2 фото)
О том, почему блины на поминках подают в обязательном порядке, задумывались многие, кому пришлось побывать на этом печальном мероприятии.
У славян поминки покойного представляли собой своего рода милостыню для души. Тризны на могилах почивших близких устраивались с глубокой древности, еще до прихода христианства.
Обязательными элементами поминального стола также являются кутья (коливо, канун) и кисель. Раньше кутью готовили из ячменя или пшеницы. Сейчас ее варят из риса, добавляя мед и изюм. Зерна символизируют собой воскрешение и вечную жизнь: попадая в землю, они дают всходы и новые растения. Так и душа умершего после захоронения тела снова возрождается к вечной жизни. Сладкая составляющая – мед, изюм выражает собой сладость духовную, которая ожидает в Царствии небесном.
Наши предки отдавали первые блины на помин души нищим, странникам, то есть пришедшим извне. Такие люди считались посредниками, проводниками между реальным и загробным миром. Блин помимо прочего считается символом смерти и загробного мира, пищей, которой можно символически накормить души усопших.
Что касается киселя, то он у славян отличался от привычного нам напитка. Он был сытным, и именно пищей, а не питьем, как сейчас. Основой киселя была специальная закваска на муке. Если вспомнить народные сказки, то их герои нередко упоминают удивительные земли (тот свет), где среди кисельных берегов текут молочные реки.
Блины как элемент свадебного обряда
О том, что блины являются главным символом Масленицы, знают все. Но эта выпечка использовалась славянами не только как элемент поминок, но и свадебных обрядов. Но их отсылка опять-таки поминальная, поскольку невеста «умирала» для своей семьи, как девушка, а потом «воскресала» уже в новой, возрождалась в ином качестве – жены и матери в последующем.
Новобрачных было принято кормить блинами после первой брачной ночи. Еще старинной традицией было угощение блинами новоиспеченного зятя тещей. А молодая жена в шутку должна была пытаться отобрать первый блин, чтобы стать главой семьи. В некоторых местностях невеста сама пекла блины и угощала ими гостей.
Как правильно есть блины)))
Николай Лесков «Железная воля»:
«– Да зачем его жевать, блин что хлопочек: сам лезет; ты вон гляди, как их отец Флавиан кушает, видишь? Что? И смотреть-то небось так хорошо! Вот возьми его за краечки, обмокни хорошенько в сметанку, а потом сверни конвертиком, да как есть, целенький, толкни его языком и спусти вниз, в свое место.
– Этак нездорово.
.
Отец Флавиан спускал конвертиками один блин за другим, и горя ему не было; а Гуго то краснел, то бледнел и все-таки не мог с отцом Флавианом сравняться. А свидетели сидели, смотрели да подогревали его азарт и приводили дело в такое положение, что Пекторалису давно лучше бы схватить в охапку кушак да шапку; но он, видно, не знал, что «бежка не хвалят, а с ним хорошо». Он все ел и ел до тех пор, пока вдруг сунулся вниз под стол и захрапел.Дьякон Савва нагнулся за ним и тянет его назад.
– Не притворяйся-ка, – говорит, – братец, не притворяйся, а вставай да ешь, пока отец Флавиан кушает.
Но Гуго не вставал. Полезли его поднимать, а он и не шевелится. Дьякон, первый убедясь в том, что немец уже не притворяется, громко хлопнул себя по ляжкам и вскричал:
– Скажите на милость, знал, надо как здорόво есть, а умер!
– Неужли помер? – вскричали все в один голос.А отец Флавиан перекрестился, вздохнул и, прошептав «с нами бог», подвинул к себе новую кучку горячих блинков.»
Кто же умирает в этот день? Исследователи утверждают – «зима», Мара. Но это значение лежит на поверхности. Чтоб ответить на этот вопрос, давайте вспомним, как жили предки в наших северных широтах. Всю долгую зиму питались тем, что удалось заготовить стремительным северным летом. Магазинов ещё не было, не было и больниц с новейшим оборудованием. Так что зима собирала свою печальную жатву. Очень многие не доживали до весны. Вот всех их, зимних покойников, провожали с миром в первые дни Масленицы.
Пели поминальные песни, пекли блины, варили кисель. Ходили друг к другу в гости, чтоб помянуть других, узнать, кто ушёл из жизни.
Масленица раньше праздновалась не менее двух недель, это потом, когда появилась трудовая повинность, праздник всё сокращали и сокращали. Сегодня уже мы гуляем только три дня.
Важным элементом масленичных гуляний был именно Калинов мост. Его отголоски остались в бое мешками с сеном на бревне. Сегодня сражаются на бревне два человека, а раньше человек старался победить нечистую силу – ряженых. Тот, кому удавалось сбить нечисть, объявлялся масленичным князем. Конечно, таких князей вполне могло быть несколько, поэтому возникало небольшое соревнование между ними. Полный победитель становился князем, остальные – воеводами.
Пока мужчины выясняли, кто сильнее, женщины создавали Мару – куклу из соломы и тряпок. Не просто из ветоши, для чучела использовалась часть одежды умерших этой зимой людей. Всех их женщины оплакивали поимённо, о каждом вспоминали, трудясь над масленичным чучелом.