методы классификации и кодирования продукции бывают

Понятие о классификации, ассортименте и кодировании товаров

Важнейшим средством систематизации информации о товарах служит классификация, которая представляет собой процесс разделения множества объектов на подмножества по их сходству или различию.

Объектами классификации в товароведении являются товары, потребительские свойства, показатели качества, дефекты товаров др.

Разделение множества объектов на подмножества осуществляется по их существенным признакам (характеристикам, присущим только данному объекту и отличающих его от любого другого), по которым их можно распознать или отличить друг от друга. Эти признаки одновременно могут служить и признаками идентификации объектов.

Под идентификацией продукции понимается установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

При классификации товаров наиболее часто используют такие признаки, как назначение, сырьевые материалы, способ производства, пол и возраст потребителя, сезонность использования, конструкционные особенности и др.

Классификация товаров обеспечивает их разделение на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности (типы, торговые марки, модели, артикулы).

Полученное в результате классификации подмножество объектов называется классификационной группировкой.

Классификация объектов может осуществляться иерархическим, фасетным и комбинированным методами.

Иерархический метод классификации представляет собой последовательное разделение множества объектов на подчиненные подмножества. При этом классифицируемый объект подразделяется сначала на крупные подмножества, каждое из которых затем последовательно подразделяется на ряд более мелких, конкретизируя объект классификации.

Фасетный метод классификации – это параллельное разделение множества объектов по различным признакам классификации на независимые подмножества.

В комбинированном методе классификации сочетаются иерархический и фасетный методы.

Выбор для классификации того или иного метода определяется целью и задачами классификации.

Сбор информации о товарах, ее обработка, анализ и управление ассортиментом товаров невозможны без классификации товаров.

Сведение многочисленной номенклатуры различных товаров к сравнительно небольшому количеству групп облегчает разработку общих требований и нормативов к товарам определенного назначения, составление каталогов, сборников нормативных документов, ведение учета товарных запасов и осуществление контроля за правильностью поставки товаров, облегчает определение возможности замены одних товаров другими, разработку групповых методов исследования и оценки уровня качества товаров, установление оптимальных методов упаковки, условий хранения, транспортирования, режимов эксплуатации.

Одной из основных характеристик товаров на рынке является ассортимент.

В соответствии с ГОСТ Р 51303–99 “Торговля. Термины и определения” под ассортиментом товаров понимается набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Термин “товарная номенклатура” и (или) “номенклатура товаров” также обозначает перечень товаров, но в основном используется в классификаторах продукции (товаров) или других нормативных документах для регламентации в соответствующей области деятельности.

Ассортимент товаров можно классифицировать по местонахождению на промышленный и торговый.

Промышленный ассортимент представляет собой ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.

К торговому ассортименту относится ассортимент товаров, представленный в торговой сети. Он формируется торговым предприятием с учетом его специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

В зависимости от уровня представления, ассортимент подразделяется на укрупненный и развернутый.

Укрупненный ассортимент – это ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров (класс, группу, подгруппу, вид).

Под развернутым ассортиментом товаров понимается ассортимент товаров, представленный разновидностями товаров (конкретными марками телевизоров, артикулами тканей и швейных изделий, моделями электробритв и т. д.).

В зависимости от детализации (сложности) развернутый ассортимент товаров подразделяется на простой и сложный ассортимент.

Простым ассортиментом товаров называется ассортимент, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.

Сложным ассортиментом товаров называется ассортимент, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.

Основными показателями ассортимента, которые широко используют для анализа ассортимента, являются следующие количественные характеристики: структура, широта, полнота, устойчивость, обновление.

Под структурой ассортимента понимается процентное соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в их суммарном количестве.

Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей.

Показателями рациональности структуры ассортимента являются широта, полнота, устойчивость и степень обновления ассортимента.

Широта ассортимента характеризуется количеством всех товарных групп (видов, разновидностей товаров), удовлетворяющих разнообразные потребности.

Широту ассортимента оценивают в результате сопоставления фактического количества групп товаров (видов, разновидностей), имеющихся в наличии с количеством групп товаров (видов, разновидностей), принятым за основу для сравнения. Обычно за базовую широту принимают такую широту ассортимента, которая по результатам исследования рынка наиболее полно удовлетворяет покупательский спрос.

Широту ассортимента характеризуют количественно коэффициентом, который рассчитывается как отношение фактического количества групп товаров (видов, разновидностей) анализируемого ассортимента к количеству групп товаров (видов, разновидностей), принятому за основу для сравнения (базовой широте).

Полнота ассортимента характеризуется количеством видов и разновидностей товаров однородной группы, удовлетворяющих одинаковые потребности.

Оценивают полноту ассортимента путем сопоставления фактической полноты с базовой.

Устойчивость (стабильность) ассортимента характеризуется количеством видов и разновидностей товаров постоянно находящихся в продаже в течение промежутка времени, определяемым покупательским спросом. Устойчивость ассортимента зависит как от покупательского спроса, так и от своевременного пополнения товарных запасов.

Об устойчивости ассортимента можно судить по коэффициенту устойчивости, который рассчитывается по следующей формуле:

Источник

Системы классификации и кодирования товаров

Единая совокупность методов и правил классификации и кодирования информации и ее результат составляют Единую систему классификации и кодирования технико- экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ). Основной целью ЕСКК ТЭИ является стандартизация информационного обеспечения процессов управления на основе средств вычислительной техники.

Основными задачами ЕСКК ТЭИ являются:

В товароведении, стандартизации, сертификации и экспертизе товаров используют следующие классификаторы: Общероссийский классификатор продукции (ОКП), Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) – ОК 034-2007 (КПЕС 2002), Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

ОКП входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации; он представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Для защиты кодов классификатора и обеспечения достоверности информации на всех этапах информационного взаимодействия, а также контроля кодов классификаторов при их применении в код вводится контрольное число. Контрольное число проставляется после кода и рассчитывается по соответствующей методике.

В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования.

На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.

На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй – подклассы (XX X000), на третьей – группы (XX XX00), на четвертой – подгруппы (XX XXX0) и на пятой – виды продукции (XX XXXX).

Коды 2–5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.

Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции, которые записывают по следующей
форме:

методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть фото методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть картинку методы классификации и кодирования продукции бывают. Картинка про методы классификации и кодирования продукции бывают. Фото методы классификации и кодирования продукции бывают

С целью отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции создаются отраслевые классификаторы продукции. При формировании отраслевого кода продукции в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из Общероссийского классификатора продукции.

Ведение ОКП осуществляет Всероссийский научноисследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ)
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии совместно с головными и ведущими организациями по ОКП министерств и ведомств.

ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации и продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, статистика, экономика и др.

Он широко используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-
экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для
статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации
промышленноэкономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-
сбытовых операций.

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) – ОК 034-2007 построен на основе гармонизации со Статистической
классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002) в целях формирования статистических данных о производстве и
продаже отдельных видов товаров, работ и услуг и введен в действие с 1 января 2008 г. на период до 1 января 2011 г.

В ОКПД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2–9 цифровых знаков, и его структура может быть
представлена в следующем виде:

Для обеспечения соответствия кодовых обозначений ОКПД и КПЕС 2002 между вторым и третьим, четвертым и пятым знаками кода ставится точка. При наличии в ОКПД
дополнительных по сравнению с КПЕС 2002 уровней деления точка ставится также между шестым и седьмым знаками кода. По аналогии с КПЕС 2002 в ОКПД включены
разделы и подразделы с сохранением их буквенных обозначений.

В тех случаях, когда не производится деление вида на категории, т. е. не осуществляется детализация продукции (услуг, работ) на национальном уровне, седьмой
– девятый знаки кода имеют значение “0” (ноль), а в тех случаях, когда деление производится, – седьмой и восьмой знаки кода имеют значение, отличное от “0”
(ноля).

Детализация на нижней ступени классификационного деления осуществляется только в тех случаях, когда производится деление категории продукции (услуг, работ)
на несколько подкатегорий.

Внешнеэкономическая система классификации и кодирования разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифностатистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС). Она нашла свое отражение в ТН ВЭД и является основой для регулирования внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая система классификации и кодирования систематизирует товары, которые являются предметом международной торговли. ТН ВЭД России представляет собой номенклатуру продукции, включающую в себя товарные позиции, субпозиции, подсубпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам, субпозициям и подсубпозициям, а также основные правила интерпретации ТН ВЭД России.

В ТН ВЭД кодирование товаров осуществляется десятизначным цифровым кодом, первые шесть разрядов которого соответствуют кодовому обозначению, принятому в
системе кодирования ГС. Эти шесть разрядов с прибавлением седьмого и восьмого формируют код товара по КН ЕЭС. Девятый и десятый разряды предназначены для
детализации товарных позиций с учетом интересов России и других членов содружества.

В десятизначном цифровом коде ТН ВЭД России, первые два знака обозначают группу; первые четыре знака – товарную позицию; первые шесть знаков – субпозицию, а
все десять знаков – подсубпозицию.

Например: Группа 92 ИНСТРУМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ; ИХ ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть фото методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть картинку методы классификации и кодирования продукции бывают. Картинка про методы классификации и кодирования продукции бывают. Фото методы классификации и кодирования продукции бывают

ТН ВЭД России утверждает Правительство Российской Федерации, исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. ТН ВЭД России применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. В настоящее время важной задачей ЕСКК является совмещение ОКП с международным внешнеторговым классификатором.

Источник

Лекция 2. Классификация и кодирование товаров

методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть фото методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть картинку методы классификации и кодирования продукции бывают. Картинка про методы классификации и кодирования продукции бывают. Фото методы классификации и кодирования продукции бывают методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть фото методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть картинку методы классификации и кодирования продукции бывают. Картинка про методы классификации и кодирования продукции бывают. Фото методы классификации и кодирования продукции бывают методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть фото методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть картинку методы классификации и кодирования продукции бывают. Картинка про методы классификации и кодирования продукции бывают. Фото методы классификации и кодирования продукции бывают методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть фото методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть картинку методы классификации и кодирования продукции бывают. Картинка про методы классификации и кодирования продукции бывают. Фото методы классификации и кодирования продукции бывают

методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть фото методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть картинку методы классификации и кодирования продукции бывают. Картинка про методы классификации и кодирования продукции бывают. Фото методы классификации и кодирования продукции бывают

методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть фото методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть картинку методы классификации и кодирования продукции бывают. Картинка про методы классификации и кодирования продукции бывают. Фото методы классификации и кодирования продукции бывают

Классификация и кодирование товаров

Классификация – разделение множества объектов на подмножество по наиболее общим признакам.

Признак классификации – это свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.

Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации в различных сферах деятельности для изучения потребительских свойств и показателей качества продукции, учета и планирования товарооборота, составление прейскурантов и каталогов, совершенствование системы стандартизации.

Методы классификации:

— иерархический – предусматривает последовательное разделение множества объектов на зависимые классификационные группировки.

— фацетный – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

Правила классификации при иерархическом методе:

1) деление множества следует начинать с наиболее общих признаков;

2) на каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий решающее значение для этого этапа;

3) разделение объектов должно осуществляться последовательно от большего к меньшему, от общего к частному;

4) необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубину.

Низшие классификационные группировки: виды и разновидности – могут иметь наименования – номинальные и марочные.

Номинальные наименования – именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями.

Марочные наименования – индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем.

Разработка системы классификации сопровождается присвоением каждому наименованию товара номенклатурного номера (кода).

Код – это знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.

Система знаков, принятых для образования кода – алфавит кода: цифровой, буквенный, буквенно-цифровой, штриховой.

Методы кодирования:

— последовательный – используется при иерархическом методе классификации;

— параллельный – при фацетном методе;

— порядковый – состоит из чисел натурального ряда (список);

— серийно-порядковый – определяется серия из кода (закрепляется).

Методы классификации и кодирования совместное применение находят в классификаторах.

Классификатор – это официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок или объектов классификации.

ОКП – общероссийский классификатор продукции.

Представляет собой пятиступенчатую цифровую иерархическую классификацию с десятичной системой кодирования.

Ассортимент товаров

Ассортимент товаров – это определение совокупности или перечень различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (по назначению, цвету и т.д.).

С экономической точки зрения, ассортимент – это один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий.

Виды ассортимента:

Успешная коммерческая деятельность субъектов рынка требует оптимизации товарного ассортимента. В связи с этим большое внимание уделяется его формированию.

методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть фото методы классификации и кодирования продукции бывают. Смотреть картинку методы классификации и кодирования продукции бывают. Картинка про методы классификации и кодирования продукции бывают. Фото методы классификации и кодирования продукции бывают

Показатели ассортимента товаров:

— широта – количество видов, разновидностей, наименований товаров однородных или разнородных групп;

— полнота – способность набора товаров однородной группы удовлетворить одинаковые потребности; определяется как отношение фактического ассортимента товаров к его количеству, предусмотренному прейскурантом;

— степень обновления – удельный вес новых товаров в общем объеме, поступающем в реализацию;

— глубина – количество разновидностей конкретного вида изделий (или количество позиций в каждой группе товаров);

Структура ассортимента – характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей в общей сумме товарооборота.

Рационально сформированный ассортимент ускоряет реализацию товаров, сокращает затраты труда и времени на поиск и приобретение товаров, в конечном итоге, способствует удовлетворению спроса потенциальных клиентов.

Добиться рационального ассортимента сложно, поэтому первоначально стараются иметь обязательный ассортимент.

Так как наличие в продаже обязательного ассортимента в определенной степени служит гарантией обеспечения потребителей соответствующей продукцией.

Необходимо систематически проверять наличие товаров к реализации, определяя коэффициент устойчивости, который выражается отношением фактического ассортимента к обязательному; может применяться по конкретному предприятию и для отрасли в целом.

Управление ассортиментом – разработка и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, наиболее полно соответствующей потребностям населения, потребительскому спросу.

Управление осуществляется систематическим анализом сложившейся структуры ассортимента, формированием предпочтительного ассортимента, его оптимизации.

Результаты анализа служат обоснованием для составления заявок и заказов представителям промышленности.

Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выработанных целях и задачах. Это определяет ассортиментную политику предприятия.

Источник

Методы классификации и кодирования товаров

Методы классификации товаров и кодирования товаров — это основа для проведения товарной классификации.

Методы классификации и кодирования товаров

Существует всего три метода классификации:

Иерархический метод — это последовательное деление множества на подчиненные подмножества.

Иерархическая классификация распределяет товары от более общей характеристики к менее общей. Последующее звено конкретизирует предыдущее.
Иерархическая классификация — это:

Недостаток иерархической классификации — негибкая структура и фиксированный порядок ступеней распределения. В данной классификации нет возможности и резервной емкости для новых объектов и признаков.
Количество признаков — признак глубины классификации. Теоретически она может быть бесконечна, но если нужно увеличить число признаков, то применяют фасетный метод классификации.

Фасетный метод классификации – это параллельное разделение товаров на фасеты (группы, независимые друг от друга).
Особенность фасетной классификации — фасеты не подчиняются друг другу. Каждый фасет — характеристика одной стороны (характеристики) множества.

Преимущество этого вида классификации — гибкость структуры. Изменения любого фасета не влияют на множество.
Недостатки фасетной классификации:

В ряде случаев используют оба метода — смешанный тип классификации.

Методы классификации: кодирование товаров

Кодирование товара – это формирование и присвоение кода для группы товаров.
Код – это последовательность знаков для обозначения группы товаров.

Методы кодирования товаров

Существует четыре метода (или типа) кодирования товаров:

.
Суть порядкового метода — образование и присвоение кода происходит из натуральных чисел.
Суть серийно-порядкового метода — образование и присвоение кода происходит из натуральных чисел. Но отдельные серии чисел закрепляют за определенными группами товаров.

Последовательный метод и параллельный метод

При последовательном методе — код формируют и присваивают группе товаров. При этом, используют последовательно расположенные подчиненные группы товаров (то есть, речь об иерархической классификации.
Суть параллельного метода — код формируют и присваивают на основе классификации фасетного типа.

Источник

1. Методы и принципы классификации

2. Классификация товаров

3. Ассортимент товаров

4. Кодирование товаров

5. Общероссийские классификаторы

1. Методы и принципы классификации

Классификация – систематизированное разделение множества объектов на подмножества в зависимости от их общих признаков с соблюдением установленных правил.

Классификация необходима в любой отрасли науки для упорядочения и систематизации свойств и явлений. Для продовольственных товаров классификация имеет очень важное значение из-за большого разнообразия и многочисленности объектов. Классификация помогает систематизировать множество товаров, рационально организовать их учет и хранение в магазинах и на складах, облегчает составление заказов и заявок на товары, спецификаций к договорам поставки, управление ассортиментом и качеством товаров, способствует внедрению компьютеризации. Классификация требуется при сертификации. В условиях перехода на рыночные отношения классификация продукции важна при проведении маркетинговых исследований. Классификация необходима для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях.

Классификация товаров должна отвечать следующим требованиям:

1) гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;

2) обеспечивать гибкость классификации, для того, чтобы в перечень продукции можно было по мере необходимости включать новые наименования, не нарушая общей системы классификации;

3) способствовать всестороннему исследованию свойств товаров;

4) содействовать принципам кодирования товаров и образованию краткого шифра товара.

Объектами классификации являются элементы изучаемого множества. Объектами классификации в товароведении являются товары.

Важнейшей задачей классификации является правильный выбор признака, по которому производится классификация.

Основными признаками классификации продукции являются следующие:

1) функционально-целевые, отражающие назначение товаров, выполняемые ими функции, цели применения и способы использования;

2) генетические, характеризующие происхождение товаров, исходные материалы и сырье;

3) технологические, отражающие способ производства, особенности конструкции, степень обработки;

4) специфические, характеризующие свойства товаров, их агрегатное состояние, химический состав, особенности строения, формы, цвета и др.

Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Все образуемые группировки тесно связаны между собой и образуют единое целое, в котором все части взаимосвязаны и определенным образом соподчинены. Каждое подразделение представляет собой совокупность сходных хотя бы по одному признаку объектов, а другие группы данного этапа деления по этому признаку уже различны.

Иерархическая система классификации имеет несколько ступеней. Ступень классификации – это этап разделения множества на подмножества по одному из признаков. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации или количеством использованных признаков.

Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. При этом методе классификационные группировки не связаны между собой, как в иерархическом методе, но связаны тем, что относятся к одному множеству. Каждое подмножество характеризует одну из сторон распределяемого множества. Таким образом, одна и та же совокупность товаров делится многократно и независимо по набору признаков. Примером фасетного метода классификации может служить классификация мяса по виду, полу, возрасту, упитанности животного.

Каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки. Фасетная система классификации характеризуется большой гибкостью, удобством пользования и возможностью ограничения количеством признаков, интересующих в данном случае. Громоздкая многоступенчатая иерархическая система создает трудности в применении, приводит к большим затратам. В то же время эта система отличается большой информационной насыщенностью. Поэтому в большинстве случаев фасетный и иерархический методы классификации используют совместно.

При проведении классификации необходимо соблюдать определенные принципы и правила.

Основными принципами классификации являются:

1) установление цели классификации;

2) выбор метода классификации;

3) определение числа классификационных признаков и последовательность их использования.

Важнейшими правилами классификации являются:

1) деление множества начинают с наиболее важных существенных признаков, и оно должно идти последовательно от общего к частному;

2) классификация на каждой ступени должна осуществляться по одному признаку;

3) классификационные группировки на одной ступени должны исключать друг друга.

В зависимости от характера выбранных признаков различают естественные и искусственные классификации. Естественные классификации создаются на основе распределения объектов по существенным признакам, характеризующим внутреннюю общность предметов каждого класса, их природу. Естественная классификация представляет собой результат и средство научного исследования, закрепляет знание закономерностей состава, структуры и свой ств кл ассифицируемых объектов. Примером естественной классификации в товароведении является биологическая классификация продовольственных товаров.

Искусственные классификации позволяют придать множеству объектов определенный порядок. В основу этих классификаций положены внешние признаки.

В товароведении различают учебные, отраслевые, государственные и международные классификации товаров. Учебные классификации используются в товароведении с целью наиболее удобного, логичного и систематизированного изучения ассортимента товаров.

Отраслевые классификации применяются в различных министерствах и ведомствах и подчиненных им предприятиях. К отраслевым классификациям относятся торговая, статистическая, стандартная классификации товаров. Государственная классификация представлена общероссийским классификатором продукции (ОКП). К международной классификации относится Стандартная международная классификация, разработанная ООН, включающая свыше 30000 наименований товаров.

Классификация продовольственных товаров облегчает изучение широкого ассортимента продовольственных товаров, помогает правильно организовывать их хранение и реализацию. В товароведении продовольственных товаров применяют в основном биологическую, учебную и торговую классификацию. Биологическая классификация используется в товароведении при характеристике признаков семейств, родов и видов промысловых рыб, особенностей строения, химического состава и качества зерна, картофеля, овощей, фруктов и других продуктов.

По учебной классификации продовольственные товары делят на девять основных групп: зерномучные товары; плодоовощные товары; крахмал, сахар, кондитерские товары; вкусовые товары; пищевые жиры; молочные товары; мясные товары; яичные товары; рыбные товары. В основе этой классификации лежит общность товаров по происхождению или по химическому составу, либо по особенностям производства и назначения. В пределах товарных групп товары подразделяют на виды, разновидности и сорта. Товарный сорт характеризует качество товара в соответствии с требованиями. Такая классификация товаров дает возможность изучать не отдельные виды и разновидности товаров, а группы, которым присущи общие признаки. Это облегчает изучение потребительских свойств товаров, дает возможность составлять обобщенные характеристики на них, разрабатывать общие методы исследования.

Учебную классификацию товаров нельзя считать строго научной. Группировка товаров в ней проведена не по одному признаку. Большинство товарных групп систематизированы по основному сырью (зерномучные, плодоовощные, яичные, мясные, рыбные), а другие группы по сходству химического состава (жиры) или по назначению (кондитерские и вкусовые товары). Учебная классификация удобна для учебных целей и наиболее приближена к торговой классификации товаров.

Торговая классификация необходима для планирования учета, составления заказов на товары, при приемке, хранении, размещении товаров на складах и выкладки в магазинах. В этой классификации нет строго выдержанной системы. Торговая классификация произведена по сырью, назначению товара или специализации торговли.

Под ассортиментом товаров понимают набор видов или разновидностей товаров, объединенных по какому-либо признаку. Различают производственный и торговый ассортимент. Совокупность товаров, выпускаемых определенной отраслью промышленности или определенными предприятиями, образует производственный (промышленный) ассортимент. Под торговым ассортиментом понимают совокупность товаров, находящихся на предприятиях розничной или оптовой торговли. Например, ассортимент кондитерских товаров. Преобразование производственного ассортимента в торговый происходит на промежуточных складах готовой продукции, складах оптовых предприятий.

Знание ассортимента товаров позволяет ориентироваться по отдельным видам товаров и их группам, которым присущи общие признаки, создает условия для изучения, планирования, прогнозирования, учета и отчетности, определения спроса.

Товарный ассортимент имеет важное социально-экономическое значение, так как от него зависит полнота удовлетворения покупательского спроса, качество торгового обслуживания населения. Правильно подобранный ассортимент позволяет значительно повысить эффективность общественного производства, экономно расходовать материальные и трудовые ресурсы. Выбор ассортимента товаров определяется предпочтением потребителями того или иного товара.

В зависимости от широты охвата различают простой, сложный, групповой, внутригрупповой ассортимент.

Простой ассортимент – совокупность товаров, представленных небольшим количеством видов, наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. На практике простой ассортимент товаров представлен в магазинах, реализующих товары повседневного спроса, в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями.

Сложный ассортимент – это совокупность товаров, включающая значительное количество видов, разновидностей товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Сложный ассортимент товаров представлен на оптовых базах, универсальных розничных торговых предприятиях (универсам, универмаг). На этих предприятиях можно удовлетворить самые разнообразные потребности.

Товары объединяются в группы по признаку единства их производственного происхождения или потребительского назначения. Такое объединение называется групповым ассортиментом. Например, хлебобулочные, молочные и другие группы товаров. В основу создания разных секций универсального магазина положен групповой ассортимент. Разновидность товаров в пределах каждой товарной группы называется номенклатурой внутригруппового или развернутого ассортимента. Развернутый ассортимент товаров обычно представлен в специализированных магазинах.

Под товарной номенклатурой понимают совокупность всех ассортиментных групп и товарных единиц, предлагаемых конкретной фирмой. Широта товарной номенклатуры определяется общей численностью ассортиментных групп товаров, предлагаемых фирмой.

Ассортимент товаров характеризуется глубиной, полнотой, степенью обновления и рациональностью.

Глубина ассортимента означает количество разновидностей конкретного вида изделия. Сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким.

Полнота ассортимента товаров определяется как отношение числа разновидностей товаров, находящегося в продаже, к числу товаров, предусмотренных стандартами или договорными обязательствами. Полнота ассортимента товаров характеризует способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. На насыщенном рынке показатели полноты ассортимента имеют наибольшее значение. Полнота ассортимента товаров обеспечивает удовлетворение спроса на определенные товары.

Обновлением ассортимента называют способность товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров с более высокими потребительскими свойствами. Степень обновления характеризуют долей новых изделий в общем выпуске. Причинами обновления ассортимента могут быть замена морально устаревших товаров, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества или не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента для повышения конкурентоспособности предприятия. Обновление ассортимента связано с определенным риском для изготовителя и продавца, поэтому ему должны предшествовать глубокие маркетинговые исследования.

Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей. Формирование рационального ассортимента товаров зависит от учета большого количества факторов: потребностей населения, уровня его жизни, достижений научно-технического прогресса и других.

Формирование ассортимента означает подбор и установление совокупности различных групп, видов и разновидностей товарной продукции в соответствии со спросом. Формирование рационального ассортимента товаров является важнейшей функцией коммерческих служб оптовых и розничных предприятий. Объем и структура производимой продукции, оптового и розничного товарооборота находятся в прямой зависимости от формирования ассортимента товаров.

Формирование товарного ассортимента является одним из методов управления ассортиментом. Включая или исключая из ассортимента те или иные товары, тем самым управляют его расширением или сокращением, обновлением. Коммерческие службы, занимающиеся формированием ассортимента товаров, должны постоянно следить за появлением на рынке новых товаров и вовлекать их в товарооборот. Они должны также принимать меры по исключению из ассортимента устаревших товаров, а также товаров, спрос на которые резко снизился.

Основными факторами, влияющими на формирование товарного ассортимента, являются спрос и предложение товаров, а также специализация, размеры, местонахождение, зона деятельности торговых предприятий. В условиях рыночных отношений работа по формированию ассортимента в магазинах усложняется. Для формирования рационального ассортимента товаров коммерческие службы торговых фирм и организаций должны ориентироваться на маркетинговые исследования.

Кодирование – это упорядоченное образование условного обозначения и присвоение его объектам классификации, а так же классификационным группировкам.

Код – это знак или совокупность знаков, используемых для обозначения объекта классификации и классификационной группировки.

Цель кодирования – систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования (установления определенного порядка, перечисление объектов по степени их значимости) и присвоения условного обозначения – кода, по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Кодовая система является носителем определенной информации о товаре. Каждый товар имеет свой индивидуальный цифровой код, который присутствует во всех документах.

Значимость кодирования возросла в последние десятилетия в связи с внедрением ЭВМ. Кодирование облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.

Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов.

1. Код должен иметь определенную структуру построения.

2. Код может быть выражен с помощью различных заранее обусловленных знаков.

3. Код должен способствовать упорядочиванию объектов.

— алфавит кода – это система знаков, принятых для образования кода; наиболее часто используется цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода;

— основание кода – это число знаков в алфавите кода;

— разряд кода – это позиция знака в коде;

— длина кода – характеризуется числом знаков в коде без учета пробелов.

Для кодирования товаров и других объектов используются следующие методы: порядковый, серийно-порядковый, последовательный и параллельный.

Порядковый метод – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Достоинства: простота присвоения кодов, экономность исполнения кодов. Недостатки: отсутствие дополнительной информации об объектах, невозможность выделения общности и разницы между объектами.

Серийно-порядковый метод – это образование и присвоения кода из чисел натурального ряда, закрепление определенных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Достоинства: упорядочения объектов по сериям, в результате чего появляется дополнительная информация. Недостатки: требуется дополнительное распределение множества по объектам по определенным признакам.

Параллельный метод – образование и присвоение кода квалификационной группировке с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе квалификации. При достаточно высокой степени упорядочивания независимость группировок не позволяет выявить в полной мере общность и различие признаков. Но для этого метода возможна другая любая заранее обусловленная емкость классификационных объектов и позиций. Достоинства: хорошая приспособленность для машинной обработки, гибкость кода облегчает введения необходимых изменений. Недостатки – недостаточная связь между отдельными группировками.

Современные рыночные условия потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых. В России создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Ее составляющие – общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Классификатор – это систематизированный перечень наименований и кодов классифицируемых объектов. Классификатор определяет место каждому объекту и присваивает ему определенное обозначение, то есть код. Код – это обозначение в виде знака или группы знаков объекта классификации или классификационной группировки. Коды могут быть цифровыми, буквенными, буквенно-цифровыми и штриховыми. Кодирование необходимо для построения классификаторов и удобства обработки информации о товарах на ЭВМ. Кодирование облегчает внедрение автоматизированных систем управления ассортиментом, способствует лучшей систематизации и учету товаров в торговых предприятиях. Наибольшее распространение имеют общероссийские классификаторы.

В настоящее время в нашей стране применяют следующие виды общероссийских классификаторов: Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ); Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО); Общероссийский классификатор сельскохозяйственной и промышленной продукции (ОКП); Общероссийский классификатор стандартов и технических условий (ОКСТУ); Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН); Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) и другие. В этих нормативных документах учтена необходимость гармонизации общероссийских классификаторов с международными классификациями, что способствует прямому применению международных стандартов по классификации и кодированию объектов технико-экономической и социальной информации.

Классификация и кодирование потребительских товаров осуществляется с помощью Общероссийского классификатора сельскохозяйственной и промышленной продукции (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, экономика, статистика и др. ОКП состоит из двух частей: классификационной и ассортиментной. Классификационная часть ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных на основе иерархической системы классификации. В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. При десятичной классификации каждый высший класс подразделяется соответственно на 10 или 100 последующих классов. В ОКП вся продукция распределена по наиболее существенным признакам на следующие пять ступеней классификации: класс, подкласс, группа, подгруппа, вид (см. табл. 1).

Таким образом, каждая позиция классификационной части ОКП имеет шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции.

Последняя пятая ступень классификации (вид продукции) конкретизируется в ассортиментной части ОКП и представляет собой многотомное издание кодов и наименований конкретной продукции. Ассортиментная часть ОКП включает наименование продукции конкретных марок, сортов, моделей. Каждая позиция в ассортиментной части ОКП содержит десятизначный код изделия, первые шесть цифр которого использованы из классификационной части ОКП, двухзначное контрольное число, наименование изделия по нормативному документу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *