Модульные университеты что значит
Что такое модульная форма обучения?
Одной из современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.
В основе современных систем образования лежат принципы, кардинально отличающиеся от учебных постулатов советских времен. Они чужие для наших родителей и, наверняка, незнакомы бабушкам и дедушкам (ну разве что они работают в сфере образования). Но это отнюдь не приуменьшает их эффективности и удобства. Одной из таких современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.
Понятие модуля
Понятие «модуль» является одним из новых терминов в современном российском образовании. Это структурированная часть образовательной программы, в рамках которой изучается несколько дисциплин, учебных курсов и разделов наук. Термин «модуль» часто употребляют в качестве синонима рабочей программы дисциплины, цикла дисциплин учебного плана, программы учебного курса.
Сущность модульной формы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.
На сегодняшний день в системе российского образования модуль выполняет функции:
Структура модульной образовательной программы, программы модуля
Образовательный процесс с модульной организацией реализуется на базе утвержденных Министерством образования и наук России учебных планов. Структура образовательной программы может включать в себя несколько модулей, при этом объем их исполнения выражается в кредитах (за академический год может быть освоено не более 60 кредитов).
Каждый модуль имеет в своем составе учебные элементы, конфигурация которых зависит от дидактических целей. Учебный элемент модуля состоит из: цели, списка материалов, пособий, проверки усвоенных знаний. Как правило, каждый модуль содержит 5-8 учебных элементов: введение, учебные цели, базовые проблемы элемента (кейсы), текстовая информация, упражнения, заключения, библиографический список, глоссарий (словарь терминов).
Структура модульной учебной программы | Структура учебной программы модуля |
Цели освоения учебной программы | Цели освоения модуля |
Ожидаемый результат освоения учебной программы | Ожидаемый результат освоения модуля |
Элемент 1 учебной программы | Учебная программа курса 1 |
Элемент 2 учебной программы | Учебная программа курса 2 |
Элемент 3 учебной программы | Учебная программа курса 3 |
Элемент 4 учебной программы | Учебная программа курса 4 |
Аттестация по итогам освоения учебной программы | Аттестация по модулю (экзамен, письменная работа, защита письменной работы) |
Целью модульной программы является организация и реализация учебного процесса, ориентированного на индивидуализм, повышение эффективности и качества подготовки учащихся, а также формирование универсально-профессиональных компетенций. Учащийся должен самостоятельно ее усвоить и достичь поставленных целей в процессе работы над модулем. Учебные модули должны быть структурированы таким образом, чтобы достичь поставленных педагогических целей и ясно, в полном объеме, преподнести информацию учащемуся. Оценка успеваемости происходит через рейтинговую систему оценки знаний.
Модульная система обучения
Модульная система обучения реализуется в формате ECTS – Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системе), которая базируется на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.
Модульное обучение отличается от классической формы преподавания:
Модульная система обучения это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу. Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний.
Формы модульного контроля
В отличие от привычной нам (советской) системы обучения модульная система имеет несколько форм контроля:
Результаты учебы трактуются в контексте количества набранных баллов согласно шкале ЕСТS.
Шкала ECTS | Национальная шкала | Сумма баллов по дисциплине |
A | отлично | 90-100 |
B,C | хорошо | 75-89 |
D,E | удовлетворительно | 60-74 |
FX | неудовлетворительно (но с возможностью пересдачи) | 35-59 |
F | неудовлетворительно (с обязательным повтором курса) | 1-34 |
Преимущества и недостатки модульной формы обучения
Преимущества модульного обучения:
Отметим, что несмотря на некоторые недостатки, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.
Модульная система — один из самых эффективных подходов в обучении. Есть множество исследований, которые показали, что потеря вовлеченности чаще всего случается тогда, когда ученик вынужден резко из одной темы переключаться на другую.
Вспомним классическое обучение в школе. Такое, как было у нас с вами. В один день ученики проходят 5-6 дисциплин: математику, русский язык, физику, биологию и т.д.
При этом каждому ребенку требуется различный промежуток времени, чтобы включиться в работу. Кто-то понял тему сразу и уже в первые 20 минут урока тянет руку, а кто-то начал потихоньку разбираться и «созревать» только к концу занятия, но во время наибольшей активности его мозга прозвенел звонок. Ученики впопыхах собирают вещи и бегут на следующий урок с совершенно другой темой изучения. Мозг не успевает быстро переключаться между ними, информация не усваивается, снижается вовлеченность, а значит, эффективность всего процесса обучения начинает стремиться к нулю.
В высших учебных заведениях, конечно, дела обстоят чуть лучше — у студентов времени на изучение предмета чуть больше. Но при этом, опять же, если первой парой поставили математический анализ, не факт, что после него не последует философия.
Модульная система — это кардинально другой подход. Она дает намного больше времени для погружения в предмет. Дисциплине может быть выделен целый месяц, семестр или даже год. Тема рассматривается постепенно, с разных углов и ракурсов так, чтобы каждому было понятно. В рамках модуля, как правило, изучается только 2-3 взаимосвязанных предмета, что позволяет изучить их более качественно.
При обычной системе обучения все полученные знания складируются сначала в оперативную, затем в долгосрочную память в виде винегрета. Далее, контрольные работы или итоговые тесты начинают вызывать у учеников трудности: какую-то информацию удалось извлечь быстро, а часть ответов пришла в голову только после того, как вышли из кабинета и сдали полупустой листок.
Стандарты классических образовательных программ ориентированы на усреднённого ученика. Модульные курсы всегда предполагают индивидуальную траекторию обучения. Например, в занятия можно включить игровые механики, если это поможет лучше усвоить материал.
При модульном подходе исчезает потребность в частых повторениях пройденного материала. Происходит это потому, что знания подаются дозированно, без акцента на время. Учеников ничего не торопит, они познают дисциплину поэтапно, лучше запоминают информацию и легче применяют их на практике.
Модульное обучение может быть представлено в двух вариантах: как погружение в один предмет или как изучение 2-3 взаимосвязанных.
При первом варианте выбирают один предмет и изучают только его. Способы могут быть разные: лекции, практические задания, обсуждения, ситуационные задачи, тесты и прочее. Заниматься по выбранной дисциплине можно от нескольких недель до года — все индивидуально и зависит от способностей каждого ученика и темпа, в котором ему комфортно усваивать знания. Еще этот метод часто называют «методом погружения», ведь у обучающегося появляется возможность изучать предмет настолько глубоко, насколько он сам этого захочет.
Во время обучения по модульному курсу показывается связь этих предметов. Хороший способ это продемонстрировать — изучить одну тему, но с разных сторон. Например, объяснить какое-либо физическое явление, которое мы можем наблюдать, а затем расписать его математическую формулу и объяснить влияние переменных на конечный результат.
Наш опыт работ показывает, что при переходе на модульное обучение, у многих компаний возникает сложность в доставке модулей в нужной последовательности и с необходимыми интервалами.
Дело в том, что не все LMS позволяют создавать модульную траекторию. Поэтому мы работаем с системой Moodle. Курсы в ней удобно делятся на блоки, после которых вы можете создать задания для контроля знаний. Далее система сама анализирует эффективность обучения и вовлеченность каждого пользователя, учитывая именно те критерии, которые вам необходимы.
С нашими кейсами по внедрению Moodle вы можете ознакомиться по ссылке.
Важно: если вы планируете запустить модульное обучение уже через несколько месяцев, позаботиться о создании курса нужно уже сейчас. Это поможет вам заранее выявить, какой функционал потребуется и сформировать четкое техническое задание для исполнителя.
А для тех, кто интересуется темой дистанционного обучения и хочет получать информацию об уникальных предложениях самыми первыми, у нас есть бесплатная рассылка. Чтобы подписаться, оставьте свой электронный адрес в специальном окне внизу сайта, будем вам рады!
Благодарим за внимание, до скорых встреч в наших следующих статьях,
Модульное обучение: что это?
Узнайте о модульном обучении, его устройстве и преимуществах, роли педагога и обучающихся, структуре модульного урока и возможностях технологии в современном образовании от школы до вуза.
Когда мы вынуждены резко переключаться с одной темы на другую, мы усваиваем информацию хуже, чем когда сосредоточены на чём-то одном.
Как выглядит классическое обучение? Вспомним обычный школьный день в 5–6 уроков: русский, математика, история, биология и т. д. У учителя, как и у ребёнка, есть 45 минут, чтобы повторить пройденное, вникнуть в новое, закрепить информацию. Кто-то из учеников «схватывает на лету», кто-то – «раскачивается» только к концу урока. Но вот звенит звонок, все быстро собирают вещи и переходят в следующий кабинет, к другому педагогу и другой информации, на которую нужно моментально переключиться… В высшей школе всё то же самое, только вместо одного академического часа на погружение в тему отводят пару.
В модульной системе всё иначе.
Как устроено модульное обучение?
Создатель технологии – Дж. Рассел. Эта система предусматривает существенное количество времени для погружения в предмет. Так, одна дисциплина может изучаться несколько недель, несколько месяцев или целый год. Учебная информация структурирована в модули.
Модуль – часть образовательной программы, информационный блок, включающий:
Так общая тема последовательно раскрывается через частные вопросы.
Чем модульная система отличается от обычной?
Модульная система | Традиционная система |
---|---|
Индивидуальный подход к обучающемуся | Ориентирована на среднестатистического обучающегося |
Изучается 1–3 предмета за период | Предметы изучаются все сразу |
Одной теме уделяется до нескольких дней | Ежечасно изучаемый предмет меняется |
Предметы изучаются быстрее за счёт избегания повторений | Отдельный предмет изучается в течение всего года |
Знания в долгосрочной памяти, глубокое понимание предмета | Знания как в оперативной, так и в долгосрочной памяти |
Виды модульных систем
Существует два варианта обучения:
Роль педагога
Основной принцип модульного обучения – самостоятельность. Поэтому 90 % времени отводится на самостоятельную деятельность обучающегося, участие педагога требуется лишь на 10 %. Какие конкретно действия выполняет преподаватель:
Как устроен модульный класс в школе?
Как и в обычном школьном классе, здесь учатся сверстники. В отличие от семейного обучения, все учат одни и те же модули. Только урок вместо стандартных 45 минут может продолжаться несколько часов. Весь день – один предмет. Вся четверть – один предмет. Если выбрано несколько взаимосвязанных предметов, они могут чередоваться, например, через день или через неделю.
Упражнения могут быть одинаковыми для всех, как это практикуется в традиционной школе. Также можно предоставить ребёнку на выбор упражнения из набора тематических заданий.
Структура занятия
Преимущества модульной системы
Недостатки:
Плюсов у модульной системы (особенно со стороны обучающихся) существенно больше, чем минусов. Вузы, колледжи, школы, организации дополнительного образования выбирают эту технологию за высокую эффективность, развитие самостоятельности обучающихся, возможность качественно реализовать индивидуальный подход.
Хотите узнать о модульном обучении больше, научиться разрабатывать научно-педагогическое обеспечение и преподавать учебные курсы, дисциплины (модули)?
Модульное обучение в ВУЗе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Модульное обучение — это один из способов организации образовательного процесса, основанный на блочно-модульном представлении учебной информации.
Сущность модульного обучения
В настоящее время многие отечественные ВУЗы применяют новую технологию обучения, направленную на повышение эффективности образовательного процесса – технологию модульного обучения.
Модуль – это базовая учебная единица целостной и логически структурированной программы обучения по конкретной дисциплине (предмету, курсу).
Модуль включает в себя необходимые дидактически и логически завершенные самостоятельные разделы теоретического (лекционного) и практического курсов, необходимую учебную и методическую литературу, а также блоки, содержащие задания по контролю усвоения учебного материала.
Каждый модуль имеет определенную цель, установленную в соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы ВУЗа.
Необходимо отметить, что технология модульного обучения, в отличие от традиционной значительно меняет роль педагога, как одного из элементов целостной педагогической системы. Это связано с тем, что технология предоставляет студентам определенную самостоятельность в выборе образовательных целей, его содержания, методов, средств и форм учебной деятельности.
Таким образом, в рамках модульного обучения педагог и студент становятся полноправными участниками образовательного процесса, заинтересованными в результативности обучения и достижении желаемого результата.
Технология модульного обучения, предоставляет студентам ВУЗа возможность совместно с преподавателем определить наиболее подходящий темп обучения, позволяющий эффективно усваивать учебные модули и блоки. Задача преподавателя создать необходимые условия для самоуправления студентом процессом обучения, выбор наиболее оптимальной доли собственного участия в нём.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, модульная технология обучения в ВУЗе, позволяет решить многие проблемы, стоящие перед высшей школой в настоящее время, усовершенствовать процесс обучения, сделать его более доступным и понятным как для студентов, так и для преподавателей.
Характеристики модульного построения процесса обучения в ВУЗе
Модульное построение процесса обучения, практически в любом отечественном ВУЗе, предусматривает использование следующих современных концептуальных материалов:
Учебный модуль представляет собой часть учебной дисциплины (курса), отличающейся точной ориентацией на достижение конкретной цели с описание учебной нагрузки, технологии обучения, процедур аттестации, критериев оценки уровня усвоения учебного материала, а также особенности взаимодействия преподавателя и студентов.
Структура учебного модуля зависит от его места и назначения в образовательной программе ВУЗа, в нее входят:
В том случае, если объем учебной дисциплины достаточно большой и не может уместиться в один учебный модуль, его разбивают на несколько модулей.
Учебные модули оканчиваются аттестацией, а некоторые в соответствии с образовательными стандартами и учебным планом – итоговой государственной аттестацией.
Реализация модульной организации образовательного процесса
ВУЗы, которые осуществляют реализацию модульного обучения, обеспечивают:
Модульное обучение предусматривает предоставление студентам возможности самостоятельно выбирать учебные модули. Так, помимо обязательных для изучения и освоения модулей учебных дисциплин, существуют вариативные модули, которые студенты изучают самостоятельно. Задачей преподавателя является оказание студенту необходимой помощи и поддержки в выборе и освоении модулей.
Функции студентов при обучении в ВУЗе по модульной системе заключаются в самостоятельном освоении учебной программы посредством изучения учебных материалов.
Основные требования и подходы, предъявляемые к разработке учебного модуля:
Модульные университеты что значит
Профессор, член-корреспондент Польской Академии Наук. Разработал блочную систему обучения, объединяющую традиционную школьную дидактику и самообразование.
Впервые блочное обучение описал польский педагог Чеслав Купичевич (Czesław Kupisiewicz) в книге «Основы общей дидактики» (1973). Так он назвал свою «систему управления самообразованием», в которой обучение строится по чёткой программе, но внутри неё у ученика есть свобода действий.
По замыслу автора учебная программа подразделяется на следующие блоки:
В последние десятилетия XX века многие были убеждены, что традиционные школы скоро уйдут в прошлое, и все знания люди будут получать с помощью цифровых технологий. Блочное обучение позволяло создавать образовательные программы для полностью компьютеризированного обучения.
Но и сейчас, когда стало очевидно, что люди лучше усваивают знания при взаимодействии с другими людьми, идеи «управляемого самообразования» остаются актуальными. Они легли в основу стратегии модульного обучения, при котором ученик сам изучает предмет, а учитель создаёт условия для этого: мотивирует, направляет и контролирует.
Как устроено модульное обучение
Каждый день посвящён изучению одного или двух смежных дисциплин (например, история и литература или алгебра и геометрия). Считается, что без «скачков» по предметам информация усваивается легче. Кроме того, ученикам комфортнее общаться с одним–двумя преподавателями в день, а не с пятью–шестью. Минимальная продолжительность занятия — 2 академических часа (90 минут).
Программа по каждому предмету разделена на части (модули):
Целевой модуль (1–2 занятия) — учитель знакомит учеников с основными понятиями темы и оценивает уровень начальной подготовки класса.
Информационно-операционный модуль (3–5 занятий) включает самостоятельные и практические работы, на которых ученики изучают источники информации, дискутируют, обсуждают и прорабатывают материал.
Коррекционный модуль (1–2 занятия) — повторение и обобщение материала, задания для взаимо- и самопроверки, выявление пробелов в знаниях и их устранение.
Контрольный модуль (1–2 занятия) – проверка знаний по всей теме. Может проводиться в форме теста или зачёта.
На всех этапах есть промежуточные проверки в мягкой форме: например, самопроверка, взаимоконтроль или сверка работы с образцом. Это помогает преодолеть страх перед оценкой.
За работу на уроках и результаты проверок ученики получают баллы. В ходе занятия каждый ученик получает несколько оценок — за каждый вид учебной деятельности. Отрицательной мотивации нет: если учащийся плохо справился с работой, он просто получает меньше баллов.
Все промежуточные оценки выставляются только в тетрадь. В журнал ставится финальная оценка, которая рассчитывается по рейтинговой системе: в зачёт идёт сумма баллов, полученная на занятиях, и результаты итоговой контрольной.
Как проходит модульный урок
Подобно тому как учебная программа делится на модули, каждый урок разделён на учебные элементы:
Пример технологической карты для урока биологии
Источник: biouroki.ru
В течение модульного занятия учащиеся работают самостоятельно, общаются и помогают друг другу, оценивают себя и товарищей. Преподаватель контролирует процесс, отвечает на вопросы учеников и следит за временем выполнения заданий.
Применение модульного обучения
Обучение по модульно-блочной системе требует от учеников ответственности, самостоятельности и сформированных учебных навыков. Поэтому её разумно использовать в старших классах и вузах.
Технологии блочного обучения можно использовать на индивидуальных уроках, занятий в парах и малых группах. Они позволяют сочетать любые виды учебной деятельности: лекции, дискуссии, самостоятельные, практические и лабораторные работы. Модульное обучение сочетается с любыми формами получения образования: очной, дистанционной или семейной.
Плюсы и минусы модульно-блочного обучения
Плюсы:
Минусы:
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно