Молельная комната это что
МОЛЕЛЬНЯ
Смотреть что такое «МОЛЕЛЬНЯ» в других словарях:
молельня — См … Словарь синонимов
МОЛЕЛЬНЯ — МОЛЕЛЬНЯ, и, род. мн. лен, жен. Помещение для религиозных собраний, служб и молитв (преимущ. у сектантов, нехристиан), молитвенный (молельный) дом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
молельня — молельня, род. мн. молелен и устаревающее молельней … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
молельня — ж.; = молельная, = моленная Комната, помещение для религиозных собраний и служб (обычно у сектантов и нехристиан). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
молельня — молельня, молельни, молельни, молелен, молельне, молельням, молельню, молельни, молельней, молельнею, молельнями, молельне, молельнях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Молельня — Моленная в Оленевском скиту (фотография конца XIX века) Моленная в России (особенно у старообрядцев) помещение для совершения богослужения, домашняя церковь. В царских хоромах моленная также называлась Крестовая комната. Не имеет алтаря и не… … Википедия
Молельня — небольшая церковь, частная часовня (часто в доме). (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь
молельня — мол ельня, и, род. п. мн. ч. лен … Русский орфографический словарь
молельня — (1 ж); мн. моле/льни, Р. моле/лен … Орфографический словарь русского языка
молельня — і, ж. Будинок, кімната для релігійних зборів, відправ і моління (перев. в сектантів і нехристиян) … Український тлумачний словник
Молельная комната – это ваше сознание. Молитва как волшебство
Молиться можно везде и повсюду: ведя машину, разговаривая с другими людьми, сидя на собрании и т.д. и т.п. Для совершения молитвы нет никаких препятствий, ибо дверь в вашу собственную молельную комнату всегда открыта для вас. Христос по этому поводу сказал: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матфей 6.6).
Да, в идеале, чтобы совершить молитву, нужно уйти в отдельную комнату и остаться там одному. Но это подчас нелегко осуществить, ибо далеко не всегда и не везде можно отыскать такую комнату и остаться в ней наедине с самим собой.
К счастью, наше собственное сознание тоже является таковой «комнатой». Поэтому можно молиться Богу, даже находясь в окружении множества людей, ибо никто из них не заберётся в ваши мысли и не узнает, что вы молитесь. Молитесь спокойно, ибо жить с молитвой в сознании и в мыслях – это прекрасно; именно это я и могу посоветовать всем тем людям, в ком проснулся интерес к космическому знанию и которые сегодня активно участвуют в строительстве и формировании новой мировой культуры.
Молитва хороша тем, что она действует даже тогда, когда сам молящийся в неё не верит. Ибо вера как таковая – это, по большому счёту, тоже пережиток или суеверие, и в жизни немало таких ситуаций, когда верить далеко не всегда необходимо и нужно. Ибо там, где к человеку приходит знание, вера сама по себе отмирает.
Однако, для очень многих людей молиться Богу является чем-то новым и непривычным. Людей, приходящих ко мне в несчастье, я часто спрашиваю: «Как часто Вы молитесь Богу и молитесь ли вообще?» – «Молюсь ли я Богу? Но я даже “Отче наш“ не знаю, чего же ради мне молиться?» – отвечают многие.
Однако, чтобы молиться Богу, совсем не обязательно знать «Отче наш» или другие молитвы или монотонно бубнить длинные заученные фразы. Если вы оказались в мучительной ситуации и нуждаетесь в помощи или поддержке, вполне достаточно будет просто обратиться к Богу с мыслью о том, что вам, дабы вы могли стойко вынести или преодолеть данную ситуацию, остро необходима такая помощь, – и помощь придёт. Попробуйте – даже если вы в это не верите. Попробуйте непременно. И вы увидите, что молитва подействует. Возможно, это развеет весь ваш скепсис и сомнения.
Молельня
Моленная — в России (особенно у старообрядцев) помещение для совершения богослужения, домашняя церковь. В царских хоромах моленная также называлась Крестовая комната.
Не имеет алтаря и не предназначена для совершения литургии. В моленных обычно читали часы, а также совершали праздничные богослужения и некоторые из церковных таинств. Богослужения в моленных совершаются как священнослужителями, так и мирянами (в объёме разрешённом церковным уставом).
Может располагаться в отдельном здании, имеющем вид часовни, а также и как отдельная комната в доме.
Устройство моленной
Одна стена моленной целиком занята иконостасом в несколько ярусов. Основой такого домашнего иконостаса были иконы Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя. В нижнем ряду иконостаса размещались иконы «на поклоне», или «местные». Такие иконы устанавливались в специальных местах, откуда и название местные. В нижний ряд ставились иконы особо почитаемые хозяином дома: иконы тезоименитых ангелов и святых, благословенные иконы от родителей и родственников, ковчежцы со святыми мощами и т.д. Местные иконы украшались окладами и привесами: крестами, серьгами, кольцами, монетами и другими украшениями.
В Крестовой комнате собиралась духовная история хозяина дома; начиная с креста-тельника, полученного при крещении. Постепенно такие предметы накапливались, и для их хранения требовалась отдельная комната. В этих комнатах также хранились свечи, зажённые от святого огня, святая вода, чудотворные монастырские мёды, миры, ливан, змирно, ладан и т.д.
В Кремле на Казённом дворе была Образная палата, в которой хранилось всё, что не помещалось в Крестовых комнатах царей, цариц и их детей. В конце царствования Алексея Михайловича в Образной палате хранилось 8200 икон, комнатные золотые кресты, складни, ковчежцы, коробочки и множество других предметов.
На других стенах моленной комнаты размещались иконы в малых иконостасцах и киотах. Перед иконами горели лампады. Перед иконостасом стояли аналои для чтения книг, как богослужебных, так и сочинений Отцов Церкви. При молебных поклонах употребляли поклонные скамейки, или поклонные колодочки. В Крестовой комнате хранились чётки и лестовки.
В царских Крестовых комнатах на царском жаловании служили крестовые попы, или крестовые дьяки. Они, меняясь, читали, конархали, на клиросе пели. Это называлось «служить у крестов».
Ссылки
Литература
Иван Забелин «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005. стр. 194-202. ISBN 5-9578-2773-8
Разница между мечетью и молитвенной комнатой
Что именно следует понимать под мечетью? Есть ли разница между понятиями мечеть, мусалля, джамаат хана и т. д.? Эти вопросы требуют детального разбора.
В наши дни (в частности, на Западе) в исламских центрах, помимо всего прочего, есть молитвенный зал, мусалля или джамаат хана. Некоторые общины снимают в аренду помещение в промышленном комплексе, дом или квартиру, где члены мусульманского сообщества могут собираться для совершения коллективной молитвы (а во многих случаях также и для других целей). Многие общины даже выкупили помещения и считают их своими мечетями.
Что из вышеперечисленного можно в действительности считаться мечетью, и какие правила существуют на этот счет?
Есть разница между понятиями мечеть (араб. масджид) и мусалля (или джамаат хана). «Мусалля» (или джамаат хана) буквально означает место, где совершается молитва или проводятся собрания, другими словами, это любое место, которое верующие временно используют для совершения коллективной молитвы. Мусалля — это также место, которое не было передано в вакф или еще не было отведено, чтобы навсегда стать мечетью до Судного Дня. Обычно такое помещение используется временно, и община может сменить его, как только найдется более подходящий, удобный и уже постоянный вариант. Мусульмане сегодня часто говорят вместо «мусалля» «мечеть», и буквальное значение арабского слова «масджид» (место, где совершаются земные поклоны) позволяет это. Тем не менее, с точки зрения фикха, мусалля не является шариатской мечетью. И награда за молитву в мусалле не такая, как за молитву в мечети.
Мечеть (масджид)
Мечеть — это священное место, награда за молитву в котором возрастает в 25-27 раз, место, куда нисходит милость Аллаха. Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, считал мечеть лучшим из мест. Ибн Аббас передает:
«Мечети — это дома Аллаха на земле. Они светят обитателям небес подобно тому, как звезды в небе светят обитателям земли»[1].
Истинная мечеть в шариатском смысле представляет собой место, которое навечно было посвящено Аллаху — для проведения молитв, чтения Корана и Его поминания. Любой клочок земли, который навечно отведен для проведения коллективных молитв, также становится, в шариатском смысле, мечетью. Великий ханафитский ученый Египта алляма Тахтави сказал:
«Знай, чтобы место (участок земли) считалось мечетью, наличие здания (постройки) необязательно»[2].
Мечеть обычно передается в вакф или становится общественным имуществом (иногда в зависимости от местных законов сделать это бывает проблематично). Тем не менее, как только мечеть возведена, она всегда будет мечетью и собственностью Аллаха. Она не может вернуться в собственность какого-то человека или общины, даже если они потратили свои средства на ее строительство. Алляма Хаскафи пишет:
«Если жизнь в поселении вокруг мечети угаснет и мечеть останется безлюдной, она всё равно останется мечетью, по мнению имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа, до Судного Дня, и фетва за этим мнением (Хави аль-Кудси)»[3].
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Вся земля исчезнет в День Суда за исключением мечетей, которые соединятся друг с другом»[4].
Выделение места под мечеть
Мечеть (чтобы стать мечетью) должна быть официально определена членами специальной комиссией или группой ответственных лиц. Они определяют площадь, которую будет занимать мечеть, и ее границы. Кроме того, они могут установить, что прилегающие к мечети площади будут использоваться как ванные/туалеты, складские помещения, холлы и т. п. Что касается второго пункта, то эти площади будут лишь дополнением к мечети, хотя они и являются частью вакфа, частью «мечети», определенной комиссией, они не будут. Поэтому можно узаконить в качестве «мечети» только переднюю часть большого зала (т. е. первые десять рядов), а оставшаяся часть при этом будет иметь статус мусалли. Если передняя часть зала была выделена под мечеть, всё это место, включая то, что над и под ним, становится шариатской мечетью. Это означает, что пространство непосредственно над территорией мечети и под ней на любом этаже может использоваться только как мечеть, но не в каких бы то ни было других целях. Все правила, касающиеся мечети, распространяются на все расположенные над и под мечетью этажи (включая цокольный этаж), сколько бы много их ни было. Располагать туалеты, ванные комнаты, а также совершать любые неподобающие действия над или под территорией мечети запрещено. Но дозволено построить туалет и ванную комнату на любом этаже за границей отведенного под мечеть участка, так как, с точки зрения Шариата, это будет прилегающая к мечети территория, а не непосредственно сама мечеть. Алляма Хаскафи в общепризнанном труде «Ад-Дурр аль-Мухтар» пишет:
«Является близким к запретному (макрух тахрим) действием совершать половой акт над территорией мечети. То же касается справления малой и большой нужды над территорией мечети, потому что мечеть является мечетью до вершины небес (Ибн Абидин добавляет: „А также вглубь земли“) …нежелательно, чтобы туда попадало что-то нечистое… [Хотя] над комнатой, которая просто используется в качестве мечети [в доме], или в самой этой комнате совершение данных действий не является порицаемым, так как эти места не являются по Шариату мечетью… Человеку в состоянии большого осквернения и женщине в период менструации дозволено входить туда (т. е. в молитвенную комнату (мусалля) или место, которое приготовлено для совершения праздничной или погребальной молитвы) точно так же, как дозволено входить в прилегающий к мечети двор [не являющийся частью мечети]…»[5].
Следовательно, если границы мечети установлены, уже нельзя сделать так, чтобы какая-либо часть помещения для молитвы перестала быть мечетью. Но, до того как план утвержден и та или иная территория отведена в качестве мечети, можно выделить участки на любом из этажей выше или ниже того, где будет располагаться мечеть, для каких-то других целей, имеющих к мечети отношение, например, под хранилище, кабинет имама, цоколь для нужд мечети, магазин, приносящий доход мечети, и т. п. Ибн Абидин пишет в «Радд аль-Мухтар»:
«Если они разместят над ней комнату имама, то в этом нет ничего предосудительного, потому что это относится к обустройству мечети. Но, если устройство [определение границ] мечети уже завершено и люди хотят добавить туда комнату, запрещено делать это [изменять утвержденные границы мечети и размещать там комнату, предназначенную для чего-то другого]. Если члены комиссии заявляют утверждают, что раньше имели намерение сделать это, их заявление не будет принято [в суде]»[6].
То же говорит египетский знаток фикха Ибн Нуджайм:
«В „Муджтаба“ сказано, что попечителю мечети запрещено строить магазины в мечети или ее внутреннем дворе [имеется в виду двор, в котором совершается намаз в летнее время в теплых странах, его еще называют уличной частью мечети]»[7].
Складские помещения и хранилища для воды над/под мечетью
В мечети может быть складское помещение непосредственно над или под территорией молитвенного зала. Но складское помещение под молитвенным залом должно использоваться исключительно для обустройства мечети, а его расположение должно быть оговорено заранее на первой стадии проектирования. Также дозволено установить резервуар для воды под мечетью (как делают в некоторых мусульманских странах). В «Ад-Дурр аль-Мухтар» говорится:
«Если под мечетью сделан цокольный этаж для нужд мечети [но алляма Ибн Абидин добавляет, что он должен иметь ограниченные размеры], это дозволено, как сделано в мечети в Иерусалиме»[8].
Жилая зона и туалеты над/под территорией мечети
Хотя при проектировке мечети дозволено отвести ее часть под комнату имама, а также для других целей, не следует планировать строительство туалетов или квартиры имама непосредственно над территорией мечети, даже если это делается на подготовительном этапе строительства, потому что запрещено справлять нужду, совершать половой акт и т. п. над или под мечетью. И ни при каких обстоятельствах нельзя отводить место под жилое помещение или кабинет в мечети, границы которой уже были определены. Алляма Ибн Абидин пишет:
«И требует решения вопрос о том, дозволено ли человеку, передающему имущества в вакф, отвести место под туалеты [бейт лиль-халя’] непосредственно над мечетью, как в мечети Масджид Махаллят аш-Шахм в Дамаске. Я не встречал особого шариатского решения на этот счет. Да, в главе, посвященной вопросам вакфа [в „Ад-Дурр аль-Мухтар“], сказано: „Если под мечетью сделан цокольный этаж для нужд мечети, это дозволено“, размышляйте»[9].
Тем не менее, Ибн Абидин лишь к слову упоминает о возможности провести аналогию между хранилищем в подвале и туалетами, указывая на то, что этот вопрос нуждается в более детальном рассмотрении. Эта аналогия не есть строгое суждение.
Исламские центры и мусалли в наши дни
Что касается современных исламских центров с молельным залом, то помещение, отведенное в них для молитвы, может считаться шариатской мечетью, если оно было отведено в качестве мечети. Что касается примыкающих к мечети комнат, таких, как холл, столовая, детская комната, спортзал, кабинеты, то они считаются дополнительными или пристройками к мечети, следовательно, не являются частью шариатской мечети, даже если они тоже входят в вакф (т. е. относятся к имуществу, которое не может перейти в чью-либо собственность), и правила относительно мечети и примыкающих к ней помещений будут отличаться, о чем пойдет речь далее.
Женщины в период менструации
Женщина в период менструации и послеродового кровотечения, а также человек в состоянии большого осквернения по причине выделения семени, не имеют права входить в мечеть. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Я не сделал мечеть дозволенной для женщины в период менструции, а также для той, которая переживает послеродовое кровотечение»[10].
Маленькие дети в мечети
Запрещено (харам) приходить в мечеть вместе с младенцами или маленькими детьми, если существует вероятность, что они могут испачкать территорию мечети. Если они в подгузниках и вероятность того, что они испачкают какую-либо часть мечети меньше, приводить их в мечеть нежелательно (макрух танзих), потому что в подгузниках они могут принести с собой в мечеть нечистоты[11].
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Держите младенцев и умалишенных в стороне от ваших мечетей»[12].
Сон и прием пищи в мечети
Нежелательно спать или принимать пищу в мечети, кроме как с намерением итикафа или будучи в путешествии[13].
Ежедневно собираться на пять обязательных намазов в мечети — это коллективная обязанность
В мечети должно быть организовано ежедневное совершение пяти обязательных молитв джамаатом, в противном случае на местных жителей ложится грех за их небрежение, так как совершение молитвы джамаатом в мечети для местных жителей является ваджибом (обязанностью). Алляма Ибн Абидин пишет о молитве таравих, которая является сильной сунной, а не ваджибом, следующее:
«Явный смысл их [факихов] суждения заключается в том, что собираться для совершения его [намаза таравих] в мечети является сунной для общины насколько, что, если они будут совершать намаз таравих в джамаате у себя дома, а в мечети джамаата не будет, на них ложится грех»[14].
Следовательно, если таково решение относительно признанной сунны, совершать обязательные молитвы джамаатом в мечети в каждой местности еще более важно. Посланник Аллаха сказал:
«Для того, кто живет рядом с мечетью, нет молитвы, кроме как в мечети»[15].
Разговоры в мечети
Нежелательно (макрух) обсуждать мирские дела в мечети. Например, Умар отвел специальное место за пределами мечети, куда люди могли выйти поговорить. Ибн Абидин пишет:
«(Нежелательно разговаривать в мечети,) имеется в виду разговор дозволенного характера, а не греховного, который повлечет за собой гораздо больший грех (если будет иметь место в мечети)»[16].
Мусалля и временное место для молитвы
Все перечисленные выше ограничения (что нельзя разговаривать на мирские темы в мечети и т. д.), с точки зрения фикха, не относятся к мусалле, потому что это временное место для поклонения. Следовательно, над или под ее территорией может располагаться квартира, уборная и т. п., более того, мусалля может сама использоваться как квартира, когда ее перестанут использовать как место для молитвы. Тем не менее, рекомендуется относится к мусалле так же, как к мечети, потому что она используется для тех же целей.
Мусалля на втором этаже торгового комплекса, на других этажах которого (включая цоколь) располагаются различные учреждения и конторы, не может считаться мечетью в шариатском смысле, но попадает под определение мусалли. Алляма Хаскафи пишет:
«Если цокольный этаж был отведен для каких-то других целей [т. е. не под мечеть] или он [владелец] построил над ней комнату и сделал дверь из мечети на улицу [то есть отделил мечеть], мечетью этот не считается. Следовательно, он может продать это помещение… [если пожелает, так как оно не переходит в вакф] точно так же, как если бы он превратил часть своего дома в мечеть и разрешил бы оглашать там азан — это место не стало бы мечетью».
Алляма Ибн Абидин дает следующий комментарий:
«Причина того, что место не считается мечетью в том, что дополнительные комнаты не предназначены для использования во благо мечети. Об этом явно сказано в «Ис‘аф»: «Если подвальное помещение или этаж над мечетью переданы для использования во благо мечети или были должным образом переданы в собственность для такой цели, место становится мечетью (Шурунбулялийя). В „Аль-Бахр [ар-ра’ик]“ сказано, что суть этого [вопроса] в том, условием законности мечети является тот факт, что этажи под и над ней тоже должны быть мечетью, так что люди больше не имеют права владеть этим, как сказал Аллах: „Воистину, мечети принадлежат Аллаху…“»[17].
Соблюдать относительно мусалли те же правила, что относятся к мечети, с законной точки зрения, не обязательно, однако следует делать это, так как молитвенная комната подобна мечети по своим функциям. Выводы:
Женское помещение для молитвы удобно было бы сделать из двух комнат: одна позади мужского молельного зала как часть шариатской мечети, а вторая позади первой в качестве мусалли или нейтральной комнаты, где могут находится женщины в период менструации и женщины с детьми.
[2] Тахтави, Китаб аль-вакф, Ахкям аль-масджид; Кади Хан, 4:712.
[3] Ад-Дурр аль-Мухтар, 3:371.
[4] Суюти, Джами’ аш-Шагир.
[5] «Ад-Дурр аль-Мухтар» и «Радд аль-Мухтар», 1:441-442.
[6] Радд аль-Мухтар, 3:371.
[7] Аль-Бахр ар-ра’ик, 5:249.
[8] Ад-Дурр аль-Мухтар ма’а ‘р-Радд аль-Мухтар, 3:370.
[9] Радд аль-Мухтар, 1:441.
[10] Абу Дауд, Ибн Маджа, Табарани, Зайля‘и посчитали этот хадис хорошим (хасан), 1:193-194.
[11] Радд аль-Мухтар ’аля ‘ль-Дурр, 1:441, Аль-Ашбах ван-Наза’ир, аль-Кауль фи ахкам аль-масджид, 407.
[12] Сунан Ибн Маджа, бабу ма юкраху филь-масджид.
[13] Аль-Ашбах ван-Наза’ир, 407.
[14] Радд аль-Мухтар, 1:473.
[15] Даракутни, Хаким от Кашф аль-Хафа’.
[16] Радд аль-Мухтар, 5:269.
[17] Радд аль-Мухтар, 3:370.
[18] См. Фатх аль-Бари, 106, Миркат аль-мафатих, 3:145; Аль-Бахр ар-ра’ик, 1:346.
Молельную комнату с мощами нашли во МХАТе. Святыни иногда хранят в домах, но не на работе
Священник Андрей Лоргус: традиция хранить святыни дома характерна для Европы
В МХАТ имени Горького обнаружили молельную комнату с мощами. Ее создал бывший генеральный директор театра Эдуард Бояков на месте зоны отдыха для водителей. Хотя к обустройству молелен особых правил нет, далекий от церкви человек правильно оборудовать такое помещение сумеет вряд ли.
Комнату с иконами и лампадами обнаружили во время освещения МХАТа после ухода Боякова, рассказал РЕН ТВ нынешний гендиректор театра Владимир Кехман. У нового руководства и священников, по его словам, наличие такого помещения вызвало непонимание.
«Первый вопрос был — кто благословил сделать это в театре. Ответа на этот вопрос нет», — сказал Кехман.
Украсили комнату, служившую местом отдыха для водителей, иконами и молитвенными текстами. На стену повесили напоминание о значимых датах в церковном календаре. В молельне даже была шкатулка с мощами святых угодников Божиих.
Две иконы и мощи театру передали из храма святителя Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге по просьбе Боякова. Настоятель уже попросил Кехмана вернуть ковчег и изображения святых.
Без благословения, но с церковной практикой
Ректор Института христианской психологии, священник и писатель Андрей Лоргус в беседе с «360» признался, что раньше не сталкивался с подобными ситуациями.
«Обычно это хранится в церкви или каких-то особенных помещениях, приближенных к церкви. Но вот чтобы в какой-то производственной комнате… Я такого не слышал», — сказал он.
Лоргус пояснил, что к молельням не предъявляют особых правил. Их организация зачастую зависит от степени просвещенности человека и его близости к священнику, духовнику или епископу.
Чтобы такое организовать, особого благословения не нужно. Хотя обязательно необходим кто-то, кто знает, как это обустроить. Человек, далекий от церкви, не сможет сделать правильно
Минимальные требования по расположению икон и мощей действительно существуют, добавил священник. Однако главным остается понимание предназначения комнаты и ее использование. Там должно быть чисто и аккуратно. Посещающим молельню людям не следует в ней материться и необходимо соблюдать библейские правила поведения.
«Ничего особенного, но все-такие минимальные требования поведения есть. Тут не богословская помощь нужна, а, скорее, церковной практики», — пояснил Лоргус.
Опасности в том, что комнату посещают разные люди, нет. Писатель не увидел ничего страшного и в искажении восприятия от увиденного о церкви, религии, верующих.
«У людей много чего искаженного в голове. Многие и так смотрят на иконы как на картины. Ходят в музеи», — заметил он.
Тем не менее за состоянием мощей нужно следить. И делать это должен тот, сказал Лоргус, кто принес и расположил святыню.
«У меня есть несколько примеров людей, которые хранят мощи дома. Это и раньше было принято, существует в Европе. Люди в верующих семействах хранят по 400, 500, 600 лет реликвии. Во многих европейских домах подобное принято. Домах, но не работе! Такого я не слыхал», — заключил Андрей Лоргус.