Молот ведьм что это такое
Библия инквизиции: как и зачем был создан «Молот ведьм»
Рассказываем о знаменитом пособии по борьбе с колдовством
«Молот ведьм» — знаменитый трактат по демонологии и методах уничтожения колдунов. Будучи не первым и не последним произведением на подобную тематику, он оказал решающее воздействие не только на теорию и практику ведовских процессов, но и на общественное сознание. После выхода книги охота на ведьм приобрела невиданный ранее размах, а по количеству изданий (29 на протяжении полутора столетий) она далеко оставила за собой другие сочинения инквизиторов.
В чем феномен книги, как она была создана и почему интересна до сих пор — читайте в нашем материале.
Месть обиженного священника
Автором трактата стал монах доминиканского ордена, инквизитор Генрих Крамер (латинский вариант имени — Генрихус Инститорис). Считается, что над «Молотом ведьм» с ним работал знаменитый профессор теологии Якоб Шпренгер. Но, вероятнее всего, Шпренгер если и написал что-то, то лишь вступление. Имя прославленного ученого нужно было Крамеру для большего авторитета своего труда.
За «Молот ведьм» автор принялся после грандиозного поражения на процессе в городе Инсбрук в 1485 году. Как следует из материалов дела, Крамер, бывший одним из обвинителей, добивался сожжения подозреваемых в колдовстве женщин и особый упор делал на их сексуальном поведении, казавшемся ему распутным и тем самым подтверждающем их связь с дьяволом.
Даже после того, как суд не нашел в действиях обвиняемых ничего, требующего смертной казни, а их личную жизнь оставил для семейных разбирательств, Крамер продолжил преследовать своих жертв. Разгневанный епископ Инсбрукский назвал его помешанным стариком и выгнал из города. Для инквизитора это было настоящим ударом. Он принялся за рукопись, в которой изложил свои взгляды на колдовство — и настойчиво доказывал его существование. Позже эта ничем не приметная поначалу книжица станет поводом для сожжения множества людей.
Антифеминистический трактат
Три четверти из сожженных по «милости» Крамера и его трактата жертв — женщины. Автор пропагандировал идею того, что именно они более подвержены козням дьявола из-за слабой веры. На это якобы намекает и сама этимология латинского слова «femina» (женщина), которое профессора Кельнского университета ошибочно представляли как сочетание двух существительных: «fidem» (вера) и «minus» (минус).
Кстати, название «Молота ведьм» тоже подчеркнуто «женское», в оригинале оно звучит как «Malleus Maleficarum». Если бы автор имел в виду и мужчин тоже, ему пришлось бы озаглавить свой труд «Malleus Maleficorum». Уже по первым главам трактата становится понятно, насколько Крамер ненавидел противоположный пол.
«Женщина более алчет плотских наслаждений, чем мужчина, что видно из всей той плотской скверны, которой женщины предаются. Уже при сотворении первой женщины эти ее недостатки были указаны тем, что она была взята из кривого ребра, а именно — из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины. Из этого недостатка вытекает и то, что женщина всегда обманывает, так как она лишь несовершенное животное. Ведь Катон сказал: „Если женщина плачет, то она, конечно, готовит козни“»
Книга, обошедшая закон
Чтобы опубликовать свой труд, Крамер, как считают некоторые ученые, пошел на хитрость. Автор должен был получить апробацию — критическую рецензию на свой труд, подписанную несколькими учеными. Для этого он обратился к профессорам Кельнского университета. И тут мнения расходятся. Некоторые исследователи уверены, что авторитет соавтора книги, декана Якоба Шпренгера, сыграл свою роль, и документ подписали без лишних вопросов. Однако по другой версии, Крамер пошел на совет профессоров один, подписей не получил — и подделал их самостоятельно.
Вопросы вызывает и соавторство со Шпренгером, который некогда был мощным оппонентом Крамера и даже запретил ему жить и проповедовать в доминиканских монастырях в пределах своей юрисдикции. Как и когда произошло сближение двух инквизиторов, история умалчивает.
Философский компендиум ушедшей эпохи
Одно из наиболее распространенных мнений о «Молоте ведьм» заключается в том, что этот труд базируется исключительно на народных представлениях о демонах и колдунах. Меж тем Крамер, возможно, сам того не желая, создал произведение, транслирующее средневековые идеи о месте человека во вселенной. В основу текста положено учение Фомы Аквинского и искаженная переводами философия античных мыслителей.
«Молот ведьм», появившийся в эпоху Возрождения, стал продуктом общественного и духовного кризиса консерваторов, отрицавших ренессансный гуманизм. Поэтому, как считал советский историк Александр Горфункель, книга Крамера не средневековый памятник, а документ своего времени — конца XV века. Это была попытка ответа на те же явления, откликом на которые стала и культура европейского гуманизма, но с иных позиций.
Главная книга о магии всех времен
Текст трактата был создан не на пустом месте. Уже в раннем Средневековье люди сомневались в возможности наведения порчи, полетах на метле и совокуплениях с демонами. Карл Великий грозил тяжкими наказаниями тем, кто из суеверия убивал или калечил обвиняемых в колдовстве.
Крамер-Инститорис, потерпевший поражение в Инсбрукском процессе, понимал, что у него есть сильные противники в лице «неверующих» в магию. Именно поэтому он создал синтез народных поверий и философских размышлений, облачив его в простую разговорную форму. Даже на латыни текст звучит весьма современно для XV века. Книга пугает, очаровывает, а современников автора она буквально гипнотизировала, что и стало залогом ее долгой публикационной жизни.
Молот ведьм
Яков Шпренгер, Генрих Инститорис
Молот ведьм
«Молот ведьм» или «Hexenhammer» – бесспорно, основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о чёрной магии с церковной догмой о ереси, открывшим шлюзы потоку инквизиторской истерии столь широко, насколько это вообще мог сделать печатный труд.
Его авторы стремились воплотить в действие библейское указание: «Не оставляй ворожеи в живых» (Исход, 22,18) Руководство для охоты на ведьм переиздавалось, по крайней мере, 13 раз до 1520 г. и ещё не менее 16 изданий вышло между 1574 и 1669 гг. – многие ранние издания выходили без указания места и времени издания. Известно, по крайней мере, 16 немецких, 11 французских, 2 итальянских и несколько английских изданий (преимущественно поздних – 1584, 1595, 1604, 1615, 1620, 1669 гг.). «Молот ведьм» стал источником вдохновения для авторов всех последующих руководств и удерживал главенствующую позицию даже после появления трудов таких выдающихся авторитетов, как Реми (1595) и дель Рио (1599).
Его значение и место среди книг своего времени было обусловлено несколькими причинами: во-первых, схоластической известностью авторов, доминиканцев Якова Шпренгера (1436—1495) декана Кёльнского университета и приора Генриха Крамера (латинизированное Инститорис) (ок. 1430—1505); во-вторых, папской буллой 1484 г., которую Крамер получил от папы Иннокентия VIII, чтобы подавить оппозицию, выступавшую против охот на ведьм; и в-третьих, детальной разработкой процедуры судопроизводства над ведьмами, «чтобы как духовные, так и гражданские судьи располагали готовыми приёмами пыток, ведения суда и вынесения приговора». Большинство аргументов было заимствовано из трудов доминиканского приора Нидера – «Formicarium» (1435) и «Praeceplorium».
«Молот ведьм» состоит из трех частей. В первой обсуждается необходимость глубокого осознания должностными лицами гнусности колдовства, включающего отречение от католической веры, преданность и поклонение Дьяволу, подношение ему некрещёных детей и плотские сношения с инкубом или суккубом. Неверие в колдовство (с позволения канона Episcopi) являлось ересью. В Библии говорится, что ведьмы существуют, а следовательно «любой кто не верит в установления священного писания является еретиком». Формула отречения (приведённая в части III) для тех, кого серьёзно подозревали в ереси (но против кого не было свидетельства под присягой), звучала так: «Я клятвенно отрицаю ту ересь, или, вернее говоря, неверие, которое неверно и лживо утверждает, что на земле не существует ведьм». По данному обвинению законом допускались показания любых свидетелей, поскольку колдовство рассматривалось как высшая форма измены христианскому долгу. Вследствие этого показания о колдовстве разрешалось давать свидетелям, обычно не допускавшимся в суд: преступникам, отлучённым от церкви, уличённым в лжесвидетельстве, причём их имена могли оставаться в секрете.
Во второй части устанавливаются три типа злодейств, совершаемых ведьмами и противодействие каждому из них. Здесь же Шпренгер и Крамер подтверждают все истории о деяниях ведьм, договор с Дьяволом, сексуальные отношения с дьяволами, перемещения, превращения, лигатуру, порчу урожая и скота – фактически, самый широкий круг чародейств.
Третья часть (видимо, написанная Крамером, имевшим больший практический опыт) содержала формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения её осуждения и вынесения приговора. Здесь же разграничивается юрисдикция инквизиторских, епископских и светских судов, причём два последних суда побуждаются к более активному преследованию ведьм. Причина заключается в том, что ведьмы, которые юридически не могут преследоваться инквизицией как еретики, должны передаваться двум другим судам. В третьей части заканчивается обсуждение приёмов допроса свидетелей, а также ареста, заключения и пыток ведьм, и таких практических вопросов как преодоление молчания ведьм – технически ведьму нельзя было осудить без её собственного признания. Там же устанавливается, что обвиняемый (и его защитники, если таковые имеются) не должны знать имени обвинителя.
Аргументы, содержащиеся в почти четверти миллиона слов, представляют собой фантастическое принесение логики и здравого смысла в жертву заранее сложившейся богословской концепции. Например, слову «женщина» (femina) приписывается происхождение от fides [вера] и minus [малый], а «дьявол» (diabolus) – от dia [два] и bolus [смерть], т. е. «убивающий душу и тело». Даже в первой части игнорируются разумные аругменты. Так, объявляются еретиками те, кто «верят в существование демонов, кроме как в воображении масс, которые и приписывают свои собственные лжеучения дьяволу. Разные облики, рисующиеся уму, возникают как плод сильного воображения, Человеку лишь кажется, что он видит бесов или ведьм». Затем авторы «Молота ведьм» продолжают: «Всё это противоречит истинной вере, утверждающей, что ангелы, низринутые с неба, превратились в бесов, что поэтому они, обладая большей силой, чем мы, могут также и достигнуть большего, чем можем сделать мы». Хотя Чарлз Уильямс называет этот силлогизм «почти первоклассным», Ли характеризует интеллектуальный уровень книги следующим образом: «Её жалкий стиль своим однообразием напоминающий бесцельную, сбивающую с толку бесконечную ходьбу с места на место, представляет собой блуждание мысли, неспособной к концентрации и готовой следовать за любой навязчивой идеей».
Как апологеты демонологии, так и независимые мыслители подчёркивают, что было бы нелогично и неверно осуждать представления XVI в. с точки зрения современных критериев. Конечно, в этом они правы, но, тем не менее, гуманистический, научный и разумный подход уже в то время был присущ мыслящим людям, по праву и долгу совести осуждавшим демонологов и мракобесов, отбросивших развитие цивилизации на несколько сотен лет назад.
Совместный труд двух друзей-инквизиторов одобрен официальным письмом богословского факультета Кёльнского университета от 1487 г., и это тоже освещает его с весьма неожиданной стороны. Дело в том, что это одобрение обманчиво, поскольку (как заметил Хансен), его подписали лишь четыре профессора из всего университета, и их поддержка ограничивается заявлением, что части I и II не противоречат католическому вероучению, и что часть III заслуживает доверия благодаря приведённым в ней свидетельствам. Ещё четыре профессора вместе с университетским педелем дополнительно одобрили положение против священников, неосторожно отрицающих колдовство. Тем не менее, их заявление не появлялось в кёльнских изданиях до 1494 г., пока не умер педель, после чего оно было подшито и в более ранние издания, предназначенные для продажи вне Кёльна. В результате все пришли к выводу, что письмо – подделка, прибавляющая престиж книге. Коллеги Шпренгера по университету не отслужили заупокойную мессу после его смерти 6 декабря 1495 г. Это упущение могло быть вызвано тем, что он завещал своё имущество за пределы Кёльна, но, с другой стороны, могло быть обусловлено и его академической непорядочностью. Авторы «Молота ведьм» стремились любыми средствами добиться обязательного сожжения ведьм. Особенно примечательно то, что протестанты, повсюду противостоявшие инквизиции, считали «Молот ведьм» авторитетом и законом во всём, что касалось ведьм.
О чем написан «Молот Ведьм»?
«Молот ведьм» (нем. «Hexenhammer»; лат. «Malleus Maleficarum»)— легендарная книга европейских инквизиторов средних веков. В еках её упоминание не вызывало ничего кроме ужаса. Книга, «убившая» тысячи людей по всей Европе, сейчас привлекает только людей, которые интересуются мистикой или историей. Что же она из себя представляет?
Эта книга была написана в 1486 г. двумя монахами доминиканского ордена Яковом Шпренгером и Генрихом Крамером. Её авторы уже были известными «охотниками на ведьм» (хотя многие служители церкви резко отзывались об их «грязной» деятельности), а одобрение Папы Иннокентия VIII окончательно сделало «Молот Ведьм» настольной книгой инквизиторов (к тому же стиль изложения в книге был приближен к светскому и в равной степени был доступен церковным и гражданским судьям). «Молот ведьм» переиздавался более 30 раз, в основном, на немецком и французском языках.
Авторы издания довольно тонко разбирались в демонологии, им не составило труда сочетать древние легенды и современные церковные знания, чтобы изложить все принципы борьбы с ведьмами. Руководство по охоте на ведьм состояло из трех частей.
Первая была направлена на психологический и социальный аспект судей, в ней была изложена точка зрения церкви на суть ведовства, где оно объявлялось худшим из преступлений и безжалостно каралось. Считалось, что кроме вреда людям, еще одна задача ведьм — умножать на Земле нечистую силу (бесов, оборотней, злых духов) и создавать проклятые места.
Здесь же ведьмы делились на три типа: те, кто занимается вредительством, обладающие исключительно даром лечения (именно таких людей обычно держала у себя при дворе средневековая знать) и последние располагали обоими видами колдовства. Существовал и высший разряд ведьм — они обладали особенной дьявольской силой, приобретенной вследствие пожирания детей (эта черта упоминается в фольклоре почти всех народов мира, особенно в сказках).
Исходя из исключительной вины обвиняемых, показания в суде разрешалось давать любым свидетелям, преступникам; отлученным от церкви, лжесвидетелям, проституткам, иноземцам Вся первая часть написана по системе ответов на предлагаемые вопросы. Вторая часть предназначена для потенциальных жертв и охотников, она охватывает собой теорию существования и деятельности ведьм. Это самая большая и важная часть книги, она содержит восемнадцать глав о способах ведьминского вредительства и еще восемь глав о способах устранения или излечения колдовства. Здесь же упоминаются категории людей, неподвластных колдовству: инквизиторы, борцы с ведьмами, а также люди, оберегаемые священными обрядами (посредством святой воды, соли, веток вербы) и ангелами. Одна глава уделена колдунам-мужчинам.
Среди средств исцеления везде указываются паломничество к святым местам, полная исповедь, молитвенные упражнения с христианской символикой, экзорцизм. А вот вернуть половой орган или человеческий облик может только сама ведьма, совершавшая колдовство (вариант — колдовство может развеяться после ее смерти). А чтобы противостоять неурожаю, градобитию или болезням скота, все верующие должны были обойти проклятые места крестным ходом.
Третья часть основана на божьей заповеди «Ворожеи не оставляй в живых». Она состоит из 35 вопросов и полностью посвящена юридической стороне вопроса (по структуре похожа на кодекс) — доказательства виновности в колдовстве, правила судебных процессов, способы вынесения приговоров пыток, допросов Несмотря на то, что множество глав в этой части уделено оправдательным и смягчающим приговорам, они выносились редко, что нельзя сказать о смертной казни.
«Молот Ведьм» ставил под сомнение такие методы проверки на чистоту души, как испытание огнем, кипятком, раскаленным железом, водружением на весы и погружением в воду, которые успешно использовались ранее; по книге право судить о виновности ведьмы получает судья (что фактически приговаривало девушку). Здесь же оговаривалось, что ведьму нельзя было судить без предоставления ей адвоката и наличия её собственного признания (которое впрочем, легко выбивалось в камерах пыток), но обвиняемая не должна была знать имен и личностей свидетелей.
Несмотря на то, что книга обвиняет ведьминское колдовство, главная её мысль в том, что женщина практически повинна перед богом уже своим существованием, а связавшись с дьяволом, она недостойна и жизни на земле. Если разобраться, данное творение очень поверхностно связано с церковными заповедями, но авторы постарались на славу и, построив в книге многочисленные софизмы, возвышенные и запутанные фразы (местами нелогичные и противоречащие друг другу), добились своего, затуманив людям здравый смысл, что привело к роковым последствиям.
Инквизиция, пользуясь этим руководством, уничтожила, по разрозненным данным, от нескольких десятков до сотен тысяч невинных женщин (именно поэтому считается, что Европа растеряла основу женского генофонда и природных красавиц). Сегодня нам остается только поразиться роковой силе этой книги и порадоваться, что волна охоты на ведьм не достигла российских земель.
С поганой метлой Какие тайны инквизиции скрывает легендарный «Молот ведьм»
Кадр из сериала «Настоящая кровь»
В 1486 году Генрих Крамер и Якоб Шпренгер написали внушительных размеров трактат, который назвали «Молот ведьм». Основная цель этого труда состояла в том, чтобы доказать существование колдовства, показать, что женщины колдуют гораздо чаще мужчин, и описать способы, с помощью которых компетентные люди с легкостью смогут выявить ведьму и доказать ее вину. Крамер и Шпренгер (вклад первого ограничился прологом, однако его имя стоит на титульном листе) знали, о чем говорили: они были инквизиторами и создали трактат на основе собственного опыта. О том, какое место в «Молоте ведьм» занимает фольклорный нарратив, посвященный краже пенисов, социолог Мойра Смит рассказывает в статье, опубликованной в журнале Journal of Folklore Research.
Многие поколения историков оценивают эту книгу как вопиющий пример того, каким жестоким может быть человек. «Молот ведьм» называют «плодом сексуальных фантазий параноиков», тем не менее информацией, изложенной в трактате, инквизиторы пользовались многие десятилетия, осуждая и убивая согласно его положениям женщин, уличенных в «колдовстве».
Три истории
Крамер внес важный вклад в дело разжигания ненависти к женщинам. Именно он впервые четко сформулировал идею о том, что колдовство является прерогативой женского пола. «Все ведьмовство происходит от страсти к плотским наслаждениям, которая в женщинах неутолима», — писал инквизитор. Неудивительно, что столь сексистский подход к делу определял характер преступлений, якобы совершаемых ведьмами: они почти всегда были связаны с вопросом взаимоотношений полов. Колдуньи совокуплялись с инкубами, делали аборты, становились причиной бесплодия и вмешивались в интимные отношения мужей и их жен. В качестве одного из самых странных примеров такой активности Крамер рассказывает о том, как ведьмы крадут мужские половые органы.
Эта тема встречается в трактате трижды. В первой части труда инквизитор рассуждает о том, могут ли колдуньи и демоны заставить пенис исчезнуть, и приходит к выводу, что если первые действительно способны сделать это, то вторые лишь создают у жертвы иллюзию отсутствия мужского достоинства, которая также очевидна и для наблюдателей. Во второй части Крамер описывает способы выхода из этого состояния. В третьей же он приводит примеры кражи полового члена.
Изображение: обложка седьмого издания книги (Кёльн, 1520 год) / Сиднейский университет
Далее Крамер приводит слова некоего «уважаемого священника» из Шпейерского монастыря:
«Однажды, говорил он, когда я принимал исповедь, пришел юноша и во время исповеди горько жаловался, что он потерял половой член. Удивившись, я не хотел верить его словам; «Тот легок сердцем, кто легко верит», – говорит премудрый. Но я убедился воочию, когда юноша, сняв платье, показал то место, и я ничего не увидел. Будучи совершенно в здравом уме, я спросил не подозревает ли он кого-нибудь, кто его так околдовал; юноша ответил, что подозревает, но что ее здесь нет, она живет в Вормсе; «Тогда я тебе советую: немедля иди к ней и постарайся, насколько возможно, обещаниями и ласковыми словами умилостивить ее». Он так и сделал. Через несколько дней он вернулся и благодарил меня, рассказав, что он здоров и все получил обратно; я поверил его словам, но снова так же проверил и своими глазами».
Наконец, Крамер описывает совершенно фантастическую картину:
«Наконец, что нужно думать о тех ведьмах, которые такие члены в большом количестве, до двадцати или тридцати членов зараз, скрывают в птичьем гнезде или ящике, где они движутся, как живые, и принимают пищу, что многие видели и что повсеместно известно? На это следует сказать, что все это делается дьявольским наваждением и действием, так как чувства зрителей обманываются вышеуказанными способами. Некто рассказывал, что когда он потерял член и обратился за восстановлением своего здоровья к ведьме, та приказала ему подняться на дерево и из находившегося там гнёзда, в котором лежало большое количество членов, взять себе один. Когда тот хотел взять из них один побольше, ведьма сказала: «Нет, этот не тронь, и при этом добавила, он принадлежит одному попу»».
Исследователи «Молота ведьм» обычно понимают этот отрывок однозначно: все описанное — плод больной фантазии Крамера, и инквизитор не шутит. Это, скажем, в 1584 году отмечал в своей книге англичанин Реджинальд Скот, ярый противник веры в колдовство и ведьм: «Это не шутка, ибо написано теми, кто решал и решает, кому жить, а кому — нет». Но так ли это на самом деле?
Изображение: Hans Baldung / музей «Штедель», «Ведьмы погоды», 1523
Куда он делся?
Современные критики «Молота ведьм» исходят из абсурдности утверждения о магическом воровстве половых членов, объясняя все исключительно фантазией авторов книги. Тем не менее описания подобной практики часто встречаются в фольклоре. Например, демонолог Жан Боден записал в 1567 году разговор с женщиной, утверждавшей, что знает более пятидесяти способов, с помощью которых можно вызвать импотенцию, воспрепятствовать зачатию и даже затруднить мочеиспускание у жертвы — достаточно просто должным образом завязать узелки на нити.
Охотники на ведьм знали народные поверья и зачастую ориентировались на них в своей работе. Если муж женщины стал импотентом, то смело мог подать на развод — ведь согласно Каноническому праву Католической церкви считалось, что импотенцию вызывает колдовство.
Конечно, Крамер пошел дальше, он говорил именно об исчезновении пениса. Впоследствии другие демонологи также отмечали случаи «втягивания, сокрытия или полного удаления полового члена», обвиняя в этом дьявола и его слуг. Существуют свидетельства того, как женщин судили за такие «преступления» (хотя их и не так много).
Скорее всего, описывая случаи «иллюзорной кражи» полового члена, Крамер имеет в виду импотенцию, когда речь идет о потере мужского достоинства, а не пениса как такового. Говоря же о случаях реального исчезновения, инквизитор, вероятно, имеет в виду синдром втягивания гениталий (коро) — состояние, известное современным психиатрам. Во врачебной практике его определяют так: «страх или мания втягивания половых органов в брюшную полость, результатом которого будет смерть».
Этот синдром малоизвестен на Западе, но связанные с ним поверья бытуют, скажем, в Китае или Африке. Виновниками втягивания гениталий называют вампиров, призраков, духов женщин, умерших во время родов. В Западной Африке считается, что пенисы воруют колдуны, причем массово — если таковое случается, толпа ловит «колдуна» и избивает его до того момента, пока он не вернет украденное.
Изображение: Якоб Корнелиц ван Оостзанен «Саул и ведьма из Эндора», 1526
Крамер в «Молоте ведьм» пишет, что ведьмы «не в действительности отнимают у человеческого тела член, но чародейским искусством только скрывают его». Учитывая скептицизм автора трактата, неудивительно, что в документальных свидетельствах судебных процессов по делу ведьм такие случаи почти отсутствуют.
Несмотря на то что психиатры и инквизиторы утверждают, что пенисы не исчезают физически, медицине известны случаи внезапного уменьшения гениталий, которые, вероятно, и лежат в основе коро и других подобных поверий. Вероятно, именно об этом пишет Крамер, когда рассказывает об обследовании паховой области молодого человека «уважаемым священником» (которым, скорее всего, был сам инквизитор).
Гнездо
Описываемое в трактате «гнездо живых пенисов», которые ведьма содержит в качестве домашних питомцев — другое дело. Действительно ли Крамер верил в то, что пишет? По его словам, о подобной практике знают многие, но тогда где же другие средневековые свидетельства этого феномена?
Ключ к разгадке тайны — то, какими словами инквизитор описывает картину. Он утверждает, что ведьма содержит половые члены в гнезде и кормит их овсом. То есть фактически речь идет о птенцах, а птиц в западном фольклоре часто ассоциируют с пенисом. Например, в английском языке есть жаргонизм cock («петушок»), в Англии XIX века член называли «птичкой», в США — «кенаром» и «кукушечкой». Шутки, в которых пенис сравнивается с птицей, очень популярны.
Изображение: Мартин ван Маэле «The Great Danse Macabre of the Quick»
Учитывая все это, гнездо, о котором пишет Крамер, — вовсе не плод его воспаленного сознания. Остается ответить на вопрос о том, почему в конце истории ведьма запрещает взять мужчине самый большой половой член, так как он принадлежит «одному попу». В результате этот пассаж не получается трактовать иначе как юмор.
Инквизиторы тоже шутят
И это действительно так — размер мужских гениталий с давних пор является предметом для шуток. Более того, существуют вариации на тему старого анекдота: монахиня не желает встречаться с одним монахом, пока он, во тьме ночной, не придет в ее келью и не покажет, на что способен. Монах подговаривает другого монаха, брата Конрада, славящегося размерами своего мужского достоинства, заменить его, но монахиня очень быстро понимает, что к ней пришел не тот — член брата Конрада известен всем в женском монастыре.
Но что эта антиклерикальная шутка делает в «самом важном и зловещем труде по демонологии, когда-либо написанном»? «Молот ведьм» полон историй из жизни, и почти все они состоят из трех ключевых элементов: некто обращается к авторитетной персоне за помощью, та дает ему рекомендации для решения проблемы, после чего описывается результат.
Ведьмы поклоняются козлу
Изображение: средневековая миниатюра
Но история про гнездо с живыми пенисами не следует этой парадигме. В ней не рассказывается, чем все закончилось, и нет советчика. Крамер не стал подгонять ее под формат других, желая подчеркнуть, что это не более чем юмористическая байка, призванная разбавить мрачный тон повествования. Присутствие в ней некоего «попа» подтверждает эту догадку — инквизиторы и охотники на ведьм охотно подшучивали над священниками низкого сана.