Монашенки для чего использовать
Кадильные свечи – возвращенная традиция
Предлагаем вашему вниманию беседу с Александрой Босник – генеральным директором предприятия «Компания «Фаворский свет», которое возвратило из забвения «монашенки» – кадильные свечи, использовавшиеся нашими предками при домашней молитве. Подготовлено ortox.ru
– Когда в 2007 году кадильные свечи – «монашенки» появились в церковных лавках, они воспринимались как нечто новое, необычное. А ведь это достаточно древняя традиция? Когда она зародилась?
– В каком столетии кадильные свечи впервые вошли в обиход православных христиан, доподлинно неизвестно, но с XV века они упоминаются в церковной литературе, словарях. В одной из книг я встретила такое определение: «Монашенки – это курительные свечки, которые состоят из угля, ароматических трав и ладана».
– Откуда произошло название?
– Вероятно, тут было несколько причин. Кадильные или, как тогда говорили, курительные свечи имели коническую форму, черный цвет – так что при некотором воображении в них действительно можно было увидеть сходство с фигурами монахинь в длинных одеяниях и остроконечных скуфейках. К тому же такие свечи использовали в своих кельях монашествующие – хотя и в быту благочестивых мирян они занимали свое место. Ладан традиционно воскуряют во время молитвы, своим благоуханием он символизирует Божественную благодать.
– Как появилась идея начать производить кадильные свечи в наши дни?
– Все началось с исследовательского интереса, далекого от производственных замыслов. В то время я снимала жилье, и у меня возникали размолвки с хозяйкой квартиры из-за того, что, молясь, я часто кадила дома ладаном. Я разжигала уголь, при этом нередко вспыхивал огонь, шел дым, иногда возникал неприятный запах из-за некачественного угля и ладана. Понятно, что владелица квартиры опасалась, что я устрою пожар.
Родственник моего будущего мужа увлекался парфюмерией, благовониями, собирал натуральные масла, привозил их из разных стран. Однажды, когда он читал какую-то древнюю книгу, ему попался рецепт кадильных свечек… Когда мы познакомились, мне подарили «монашенки» собственного производства, и они мне очень понравились: от них нет ни едкого дыма, ни огня, запах очень приятный. Запас первых кадильных свечек был израсходован, мы решили сделать еще партию, причем мой муж сконструировал станок для их производства. Возникла идея поделиться изобретением. Мы предложили кадильные свечки на реализацию Валаамскому монастырю и некоторым другим приходам, первая партия была успешно распродана, пошли заказы. Тогда мы занялись усовершенствованием рецепта, стали расширять производство, наконец поставили дело на промышленный лад.
– Вы сказали, что раньше «монашенки» имели форму конуса. Почему у вас они получили вид ровных палочек?
– Так удобнее с точки зрения производства. Да и аромат из ровных свечей источается более равномерно. У конической свечи сначала тлеет совсем узенький кончик, потом – широкое основание, так что запах может быть сначала почти незаметным, затем излишне насыщенным, а при выбранной нами форме таких проблем не возникает.
– А компоненты современных «монашенок» отличаются от дореволюционных?
– В некоторой мере – да. Сегодня наше производство выпускает десять видов кадильных свечей разных ароматов. «Монашенки» с запахом ладана не имеют искусственных компонентов, там содержится только ладан и уголь. Начиная свое дело, мы специально обратились к производителям ладана на Афоне. Так что «монашенки» имеют такие же названия и ароматы, как и наиболее употребляемый сегодня ладан: «Византия», «София» и т.п.
– Кстати, а в Греции кадильные свечи используют?
– Нечто подобное там есть – смеси для каждения, где уголь уже соединен с ладаном и травами. Только в Греции они имеют другую форму и, конечно, иное название.
– Не приходилось ли вам встречать косность, недоверие – все-таки вы ввели в церковный обиход давно забытый продукт?
– Поначалу случалось и такое: нам иногда не верили, что угольные палочки – нашего производства, думали, что мы привезли их из Индии. Далеко не все знали, что «монашенки» традиционны для Православия, приходилось объяснять, что это наша, русская традиция, забытая в ХХ столетии. Поэтому мы и помещаем цитаты из старых книг, где упоминаются «монашенки», на упаковках – чтобы люди знакомились с нашей традицией.
– Но сегодня «монашенки» пользуются спросом в церковных лавках по всей России.
– И не только. Их закупают и Украина, Беларусь, Казахстан. Так что, слава Богу, наше производство постоянно растет, меняем оборудование, набираем людей. У нас уже работает целый заводик.
– Кадильные свечи можно использовать только дома или в храме они тоже уместны?
– Не существует никаких правил, не дозволяющих положить кадильную свечу, в которой соединены те же ладан и уголь, в кадило во время богослужения. К тому же многие священники используют «монашенки» на требах – это очень удобно при совершении молитвы вне храма, там, где нет помощников.
Беседовала Алина Сергейчук.
Издательство «ORTOX Русиздат» Журнал «Ризница» №37, 2013 г.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Благовония
всё о благовониях и курениях
Монашка — свечка в виде черной пирамидки из угольного порошка с душистыми смолами, распространяющими при сжигании ароматный дым.
Вот воистину интересный поворот, насчет берястяного конуса! Может быть поджигается береста и потом содержимое начинает тлеть?
Встретил интересный отрывок у Тургеньева в «Отцах и детях». Кирсанов входит в детскую и ведет беседу с Фенечкой:
Сходным образом, на окне, употребляется «монашенка» у старообрядцев, как описывает это Мельников-Печерский «В лесах»: «А у Патапа Максимыча в доме все на ногах. В горницах и в сенях огни горят, в передней, где гостям сидеть, на каждом окошке по две семитки лежит, и на каждой курится монашенка (Курительная свечка.)».
Еще из Мельникова-Печерского: «Однажды в сумерки, когда Аксинья Захаровна, набродившись досыта, приустала и легла в боковуше посумерничать, Настя вышла из душной, прокуренной ладаном моленной в большую горницу и там, стоя у окна, глядела на догоравшую в небе зарю. Было тихо, как в могиле, только из соседней комнаты раздавались мерные удары маятника». «В переднем углу келарни, под киотом с иконами, лежало несколько книг в старых черных переплетах, стояли кацея* и ладанница**».
*Кацея, или ручная кадильница,- род жаровенки с крестом на кровле и длинною рукояткою. Она делается из двух чаш, соединяющихся у рукоятки посредством вертлюга.
Использовние курений в детских комнатах характерно не только у христиан, но и мусульман Средней Азии.
Рецепт «монашенок» из книги дореволюционной Клинге «268 секретов производственных технологий»
Курительные свечки или «монашенки» пользуются в народе большой симпатией, чему, быть может, способствует чрезвычайно удобное применение их. Кроме того, они составляют немаловажный предмет вывоза в мусульманские страны, где алкогольные препараты запрещены. Приготовление курительных свечей заключается в следующем: составные их части смешиваются в фарфоровой ступке в пластическую массу. Из последней выделывают на пилюльной машинке палочки толщиной в 1 см, разрезают их, раскатывают с помощью небольшой дощечки, наподобие суппозитория, в остроконечный конус. При производстве больших количеств можно пользоваться специальными машинами. Более привлекательный вид придается курительным свечкам с помощью покрытия порошком разноцветной бронзы.
Другой отрывок из Ивана Шмелева, который кажется сам был любитлем монашек, судя по тому с какой любовью он их описывает!
ИВ. ШМЕЛЕВЪ. РОДНОЕ. БѣЛГРАДЪ 1931
На „Вербе“, подъ самой стѣной Кремля, гдѣ съ возковъ продается верба, условленна у нихъ встрѣча съ Ниной. Дивное какое имя.
„Женщины гораздо находчивѣе мужчинъ!“ – взволнованный близкимъ счастьемъ, мечтаетъ Өедя, проходя мимо Иверской въ ворота, гдѣ горластые молодцы орутъ – „а вотъ, съ морскимъ, ярославскимъ-костромскимъ!“ – а старушки курятъ „монашками“ на жестянкахъ и призываютъ сладко: „возьмите благодѣтели-кормильцы, для духовнаго воздушка“… – „Вотъ Ниночка-милочка. – „Какъ на Спассокй Башнѣ пробьетъ 4, буду въ вербахъ!“ – А то бы и не найти, миллiонъ народу. “
. Өедя съ Ниной уже въ Воскресенскихъ Воротахъ. Идутъ молча.
– Погодите… – трогаетъ за рукавъ Нина, беретъ свою розовую обезьянку и прикалываетъ на грудь Өедѣ.
– Храните ее, всегда! – шепчетъ она значительно.
Какой золотистый вечеръ! Какiя чудесныя „монашки“, курятся рубиновыми головками и понеземному пахнутъ! Какiя золотистыя яблочки плещутся въ новенькихъ, золотистыхъ шайкахъ! Дочего румяны и вкусны „грѣшники“ на лоткѣ, и какое чудно-зеленое масло льется сонно струйкой въ сѣро-ноздристые ихъ нарѣзы. Обоимъ хочется „грѣшниковъ“, – и не могутъ сказать объ этомъ. Хочется и яблочковъ моченыхъ. Вспоминаютъ оба кисловатую, сочную мякоть ихъ красныя зернышки въ сердечкѣ, которыя разгрызать такъ вкусно!
«. подливал лоделаванд, правда довольно второстепенного качества; а на всех кафельных печах, белых с синими узорами расставлены были так называемые «монашенки», курительные свечки. » Aromaty i zapakhi v kulʹture Olʹga Vaĭnshteĭn Опубликовано издательством Novoe literaturnoe obozrenie, 2003 второстепенного качества; а на всех кафельных печах, белых с синими узорами, расставлены были так называемые „монашенки«, курительные свечи на грошах. Literaturnye salony i kruzhki Авторы: Nikolaĭ Leontʹevich Brodskiĭ Опубликовано издательством Academia, 1930 Авторы: M. I. Aronson, Solomon Abramovich Reĭser, Boris Mikhaĭlovich Ėĭkhenbaum
Вот испытанный рецепт Клинге.
3500 частей древесного угля (в порошке)
100 частей селитры (в порошке)
100 частей траганта (в порошке)
3000 частей (приблизительно) воды.
Из названных продуктов приготовляется густое тесто и добавляют:
100 частей стиракса
100 частей росноладанной смолы
1 часть кумарина
1 часть ванилина
смешивают и выделывают из массы курительные свечи, как указано выше.
В книге «За рубежом» Салтыков Щедрин писал: «В самых зажиточных помещичьих домах не существовало ни вентиляторов, ни форточек, в крайних же случаях «КУРИЛИ СМОЛКОЙ» (хвойной смолой с примесью ароматических веществ). Среди покупок, сделанных Ноздревым на ярмарке, были и курительные свечи. Применялись они и много позднее. В рассказе «В суде» Чехов упоминает о «противном запахе курительных свечек » в помещении окружного суда. В этой связи слово «курить» не следует воспринимать по современному. Когда вы читаете у Тургенева, что «тетушка… приказывала курить чуть ли не каждую минуту », то это значит не курить табак, а дымить ароматическими свечами.
Изба и хоромы. (из истории русской повседневности) Л.В. Беловинский «По свидетельству современников, от этого постоянного пребывания в передней мужской прислуги, передняя нередко благоухала особым «лакейским» запахом: прислуга здесь же, коротая досуг, занималась каким-либо делом: «Тут вечно пахло сапожным варом, клоповником, ваксой, салом. Ко всему этому все принюхались, никто не находил это странным, тем боте, что такие же точно передние были во многих барских домах, в особенности в деревенских усадьбах у старосветских помещиков» (66, с. 181). Разумеется, в домах аристократии в передних время от времени брызгали духами или курили уксусом, который лили на раскаленный кирпич на жаровне, либо специальными «монашенками», пирамидальными курительными свечами из ароматических смол. Впрочем, при отсутствии форточек и понятий о гигиене и огромном количестве слуг и членов семейства, в этой операции нуждались и комнаты. («По утрам ежедневно носили разожженный докрасна кирпич и поливали его уксусом или квасом, а лежавшая на нем мята или чабер разливали благоухание» (6, с. 51).» 6. Бартенев П.И. Воспоминания. – Российский Архив. – Т. 1. – М., 1991.
Posted on Aug. 7th, 2005 at 08:53 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag
Кадильные свечи монашенки
Кадильные свечи монашенки — это самый простой и удобный способ каждения ладаном в домашних условиях, а монашенками их прозвали потому, что монахи используют их во время келейной молитвы.
Кадильные свечи монашенки имеют в своем составе уголь для каждения ладаном, сам ладан, возможно добавление трав или благовоний. Они устанавливаются в специальную подставку и возжигаются.
В Ютубе есть видеоролик о том, как пользоваться монашенками ссылка и как вообще кадить ладаном в домашних условиях, какие есть способы каждения. В коробочках по 7 — 12 штук таких свечечек черного цвета. Они бывают разного размера, с разными ароматами. Черный цвет идет от угля.
Кадильные свечи «Фимиам», монашенки.
Каждение ладаном известно с ветхозаветных времен, используется оно во время молитвы, для освящения чего-либо ( Креста, иконы, помещения ), для придания особой торжественности во время Богослужений.
На раскаленные угли возлагается душистая смола восточных деревьев. При сгорании ладан образует благовонный дым — фимиам. С фимиамом наша молитва восходит к Богу, а на нас снисходит Дух Святый и Божия благодать.
При этом кадильный уголь символизирует земную человеческую природу Иисуса Христа, а огонь кадильных углей знаменует Божественную сущность Спасителя, ибо «Бог есть свет».
Благовонный дым ладана олицетворяет собою молитвы людей, приносимые Богу из Его храма.
Для каждения ладана необходим постоянный подогрев, поэтому его возлагают на горящий уголь или на специальное приспособление на горящую лампаду, называемое «паучок».
При использовании кадильных свечей монашенок ничего этого не нужно, в их составе есть уголь, необходимый для каждения ладана, который будет тлеть, создавая требуемую температуру, а ладан при этом кадить.
Поиск
Рубрики
Чудотворные иконы Божией Матери
Святая Троица
Зоино стояние
Знаменитое Зоино стояние произошло в 1956 году в городе Самаре (тогда Куйбышеве). …
День Ангела, именины
Святые Ангелы
Святые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол …
Свечи кадильные
Другие названия: монашенки
Что такое кадильные свечи?
Кадильные свечи – это смесь угля, ладана, а иногда и других ароматических веществ, спрессованная в небольшие брусочки конической или продолговатой формы. За черный цвет и ассоциирующийся с богослужением аромат они еще в дореволюционные времена получили именование «монашенок». К тому же, предполагается, что сама идея изготовления ароматизированного угля зародилась в монастырях. В советские годы рецепт кадильных свечей был утерян, в наши же дни его восстановили по старинным описаниям.
Использование «монашенок»
Кадильные свечи-монашенки используют преимущественно в домашних условиях, келейно, так как они не требуют использования кадила. Можно провести параллель между русскими «монашенками» и восточными благовониями для дома. Следует отметить, что оба эти вида изделий помимо своего прямого назначения – ароматизировать воздух в жилище – несут в себе религиозное назначение, а потому православным людям лучше использовать органичные для их веры «монашенки».
Символика
Каждение ладаном издревле было атрибутом богослужения. Благочестивые люди верили, что запах ладана отгоняет бесов. Очевидно, дело не в самом запахе, а в том, что ладан освящен и используется с молитвой. Будучи частью служения Богу, каждение очищает духовную атмосферу в доме, прогоняя нечистых духов.
Кадильные свечи
Во всех уголках мира, в любой конфессии и у любого народа нашей планеты существует один общий обряд. Это обряд окуривания жилища дымом специальных священных трав, кадильных свечей, ладана или ароматных палочек. Слово «дым» — имеет в нумерологии удивительную живительную вибрацию, обозначающую связь с высшими силами, с космосом, с потоками положительных энергий.
И, наверное, не случайно, даже сегодня, в эпоху космоса и сплошной компьтеризации, мы так любим смотреть на живой огонь, любоваться тлеющими угольками, вдыхать ароматный, хотя, порой и едкий, дым. Возвращаясь из похода, или с шашлыков мы очень часто произносим фразу: «Ой, как вкусно от нас дымом пахнет». Мы купаем в этом дыму не только себя, но и нашу память. Эта память очень тесно сплетается с острыми моментами радости, которые мы испытываем сидя у костра, с чувством какого-то глубинного единения с людьми, окружающими нас и даже с нашими общими корнями, с предками.
И это не удивительно.
Дым — сакральный и священный дым — всему голова!
Ведь что собой представляет, скажем, обычная кадильная свеча? Это уголь, полученный из растений, напитанных эфирными маслами и влагой, сожжённых в огне и источающих аромат. Иными словами, кадильная свеча — это средоточие всех пяти стихий — растений, почвы, воды, огня и воздуха. Соединившись воедино, эти стихии дают новую энергию — очищающую, возбуждающую позитив, облегчающую взаимодействие микрокосмоса человека с макрокосмосом окружающего мира.
Окуривание дома кадильными свечами — очень мощный способ очищения пространства, которым народы евразийского континента, в том числе скифы и славяне пользовались с самых давних времён. Особенно популярным этот обряд стал с момента Крещения Руси.
Даже не задумываясь о сути слов, мы часто говорим о том, что в нашем доме, в семье, в жизни, в душе не стало энергетики, не стало сил, счастья удачи. Но ещё хуже, когда отсутствие энергетики заменилось её отрицательной ипостасью. Это приносит не только усталость и раздражительность, ссоры и утечку денег, но и болезни и даже разрушение семьи.
Вот почему дом необходимо время от времени очищать. Делать такую энергетическую уборку следует раз в месяц, подобно обычной генеральной уборке квартиры. При ссорах, стрессах и т.п. вокруг нас образуются первичные тяжёлые мыслеформы — всё это так и висит «энергетическими гроздьями» по дому.
Очень простой и приятный способ оживить свою энергетику и энергетику окружающего вас пространства — это зажечь кадильную свечу. Сакральный, лёгкий, невесомый дым не только наполнит каждую комнату вашего дома приятным ароматом, но и быстро очистит его.
Запахи, которые вы используете, очень важны. Энергия меняется от одной ситуации к другой, и соответственно меняются ваши потребности в различных ароматах.
В наших кадильных свечах всё это учтено! Использование целебных свечей для домашнего каждения — это та традиция, которую наши предки щедро передали нам. А сила предков и сила рода — ещё один мощный стимул для качественного улучшения своей жизни!