Монастырь что это такое для детей

Беседы с детьми о монашестве и монахах

Многие родители задают духовенству вопросы: как объяснить детям, что такое монастырь и кто такие монахи? Некоторые из них обеспокоены и тем, что дети изъявляют желание, присоединится к монастырю и стать монахом.

Почему важно рассказывать детям о монашестве? Хотя-бы потому, что это неотъемлемая часть Церкви и умолчать о ней преступно. Ведь дети быстро впитывают информацию и могут узнать ее из других источников, поняв превратно, тем самым навредив себе.

Кто такие монахи

Для начала следует объяснить ребенку, кто такие монахи и почему они живут отдельно от мира, да еще и наряжаются таким странным образом.

Можно рассказать, что первые монахи появились очень давно, еще в первых веках. Были обычные верующие во Христа люди, а были те, кто всячески врал и говорил неправду на христиан. Начали появляться различные движения, которые извращали христианское учение — секты и ереси.

И группа христиан решили уйти подальше от них, чтобы сохранить свое учение в изначальном виде и передать его другим. Они ушли в пустыню и там основали первый монастырь. Так появились первые монахи.

Известные в России монастыри:

Почему они живут в монастыре

На Руси первым монастырем стала Киево-Печерская лавра. Люди, которые считали, что всякие удовольствия мира их отвлекают от Бога уходили в Печерский монастырь и проводили там свою жизнь, служа Богу.

Печерским назван монастырь потому, что кельи и прочие помещения, где жили люди были сделаны в естественных пещерах в скалах. Изначально, монашеский образ жизни означал аскетизм, т.е. всяческое ущемление своего тела и желаний. Поэтому иноки часто жили в пещерах, пустынях, спали на земле или досках, не ели по несколько дней в неделю, не употребляли сладкого и вина и удаляли от себя комфорт во всяких его проявлениях.

Из-за их отрешения и пребывания в молитвах днями и ночами Бог открывал им тайны и совершал через них великие чудеса. Вот лишь некоторые из них:

Киево-Печерская Лавра богата на чудеса, а все потому, что иноки отделяют себя для жизни в Боге и отказываются от всего, что может их отвлекать от Него.

В России самый известный монастырь — это Троице-Сергиева Лавра. Эта обитель прославилась чудесами, которые тут творил Сергий Радонежский и его ученики. По молитвам местных иноков Господь помиловал Русь и не уничтожили ее войска татаро-монгольское.

Важно! Там, где пребывают монахи, обязательно случаются чудеса, потому что это особенно верующие люди и Господь к ним милостив и щедр на дары.

О монахах, стяжавших венец святости:

Условия и правила жизни в монастыре

Обители славятся своими простыми и сложными одновременно условиями для жизни. Тут не всякий выдержит. Чего стоит только распорядок дня:

И это не просто работа, каждый служит своими силами в местном хозяйстве. Целый день иноки работают и молятся. Так что не каждый верующий выдержит такого напряженного дня, в котором нет места развлечениям или лени.

Рассказывая детям о монашестве, родители тем самым приобщают их к церковной культуре и, возможно, готовят будущих святых.

Детей следует с детства приучать к тому, что Господь — это самое важное в нашей жизни и Он может потребовать эту жизнь себе на службу. Если ребенок с детства тянется к Церкви и Господу, если у него есть это желание — служить Богу, то нельзя запрещать или переубеждать его. Может он перерастет это, а может, станет известным монахом и будет творить Божьи дела.

Источник

Детям о монастырях и монахах. Беседа.

Монастырь что это такое для детей. Смотреть фото Монастырь что это такое для детей. Смотреть картинку Монастырь что это такое для детей. Картинка про Монастырь что это такое для детей. Фото Монастырь что это такое для детейДорогие дети, сегодня мы с вами поговорим о самых святых местах на земле – о монастырях.

Почему монастыри считаются самыми святыми местами на земле?

Потому, что в монастырях присутствие Божие ощущается более сильно, так как там ежедневно совершаются службы. А еще, монахи встают очень рано, (примерно в четыре часа утра), и служат в храме полунощницу.

В течении всего дня, монахи трудятся и непрестанно молятся. Поэтому стены монастыря освящены особой благодатью!

Самым первым монастырем на Руси был Киевский Печерский монастырь, основанный преподобными монахами – Антонием и Феодосием Киево-Печерскими.

Почему монастырь называется Печерским, потому, что кельи (комнаты для монахов) были выкопаны в пещерах.

А какие чудеса там совершались! Аж дух захватывает.

Монастырь что это такое для детей. Смотреть фото Монастырь что это такое для детей. Смотреть картинку Монастырь что это такое для детей. Картинка про Монастырь что это такое для детей. Фото Монастырь что это такое для детей

Вот некоторые из них:

• Монах Прохор, во время большого голода, кормил киевлян хлебами, испеченными из горькой травы «лебеды». Когда сам давал хлеб, то он становился вкусным и сладким. Вкуснее, чем из пшеницы! А когда один человек взял хлеб без разрешения, то он был горьким-горьким!

• По некоторым причинам во всем Киеве стало мало соли. А без соли, вся пища невкусная. Тогда тот же монах Прохор помолился Господу, и стал раздавать золу из своей печки, и эта зола на вкус была самой настоящей солью!

• А преподобный монах Марк, прозванный гробокопателем, потому, что копал могилы для почивших (умерших) братьев, не раз воскрешал мертвы. Однажды он пошел копать могилу для одного умирающего монаха. Нот тот монах быстро умер. Тогда преподобный Марк послал сказать умершему, чтобы он пожил еще до завтрашнего утра, пока не будет готова могила. И умерший монах ожил! И жил до того момента, пока могила не была выкопана.

Вот такие вот дивные чудеса совершались в Киево-Печерском монастыре.

Монастырь что это такое для детей. Смотреть фото Монастырь что это такое для детей. Смотреть картинку Монастырь что это такое для детей. Картинка про Монастырь что это такое для детей. Фото Монастырь что это такое для детей

Киево-Печерский монастырь и сейчас украшает собой столицу Украины – город Киев. Он такой большой, что его называют уже не монастырем, а Лаврой. (Лавра – это очень большой монастырь).

В 70 километрах от столицы России – Москвы – стоит Троице-Сергиева Лавра.

Это великое и святое место, которое справедливо называют – сердцем России. Именно здесь, на этой святой земле, были совершены великие подвиги преподобным Сергием Радонежским и его многочисленными учениками. Благодаря их ночным молитвам, Русь не уничтожили полчища монголо-татарского войска.

А спустя двести тридцать лет, монахи Троице-Сергиевой Лавры вымолили у Господа победу над вражескими польскими войсками, которые также хотели уничтожить Православную Русь!

В Нижегородской области, в селе Дивеево стоит дивный женский монастырь, в котором несут молитвенный подвиг девушки и женщины, постригшиеся в монахини. Они живут для Господа, а не для себя. Также встают очень рано, и начинают день с молитвы.

В России сейчас примерно 500 монастырей, в которых монахи постоянно молятся за Россию, а значит и за всех нас с вами!

Да поможет вам Господь Бог, дорогие дети, молитвами монахов и монахинь, быть послушными родителям, быть ко всем добрыми, и сильно верить в Бога

Источник

Монастырь

Класс: 4

Учебник: А.В.Кураев «Основы православной культуры». 4-5 классы.

Цель: духовно-нравственное развитие детей.

Задачи:

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
И за парты тихо сели.

— Я рада видеть вас здоровыми и жизнерадостными. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Желаю нам успешной работы на уроке!

2. Проверка домашнего задания

— Что было задано на дом? (подготовить небольшое сообщение о таинствах церкви)

(Дети зачитывают свои сообщения)

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1. Работа со стихотворением

– Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ивана Саввича Никитина.

Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье,
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладой веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом;
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом,
И внемлет вечное бог слово,
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.

— Ребята, как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети высказывают свое мнение.

– Правильно, о монастыре. Это стихотворение так и называется «Монастырь».

– Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на нашем уроке? (о монастыре)

2. Рассказ учителя о монахах и монастырях.

– Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с православным монастырем, узнаем, кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А также узнаем, какие монастыри есть в мире.

– Попробуйте дать определение слову «монастырь».

Дети высказывают свое мнение.

– Хорошо, а сейчас послушайте меня внимательно. (рассказ учителя сопровождается просмотром иллюстраций с диска)

Обучающиеся слушают рассказ учителя.

Монастырь – это особый мир. Это слово обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, — иноки, или монахи.

Монахи дают обеты (обещания Богу) послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

Монастыри бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. Монастыри (так же, как и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, поэтому по православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами или просто сажать вокруг даже самой маленькой церкви прекрасные цветы. Раньше в ограде монастыря и церквей располагались кладбища. Эта традиция древняя, так как православные должны знать и всегда помнить слова: «У Бога нет мёртвых, но все живые». И человек, приходивший в храм, сначала отдавал поклон своим умершим родным как живым, потом входил в храм, ставил свечку за них, а затем молился о всех живущих. Приезжая в монастырь, человек переступает как бы невидимую границу, разделяющую наш земной мир, с его заботами, тревогами, суетой, развлечениями, страстями, и мир небесный, духовный, где всё подчинено, как говорят святые подвижники, духовному деланию.

А возглавляет монастырь правящий в области архиерей, епископ или архиепископ. Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом непросто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.

Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Затем торжественно на монаха надевают его новую одежду.

3. Монашеское облачение.

– Ребята, а знаете ли вы, что входит в монашеское облачение? (иллюстрация)

Монастырь что это такое для детей. Смотреть фото Монастырь что это такое для детей. Смотреть картинку Монастырь что это такое для детей. Картинка про Монастырь что это такое для детей. Фото Монастырь что это такое для детей

— В монашеское облачение входят: хитон, клобук, мантия, четки, пояс, подрясник, ряса, апостольник.

Кто из вас знает, что означают эти слова?

Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта.

Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.

Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину.

4. Занятия монахов.

— Ребята, как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре? (Ответы учащихся).

Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре. Какие правила поведения в монастыре мы должны соблюдать?

(Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта).

В монастыре запрещается:

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни.

Главу клобуком покрыли,
Очи в землю опустили,
В чёрну мантию облекли
И монахом нарекли.
Подавали чётки в руки,
Чтобы меньше было скуки,
Вместо сладких всяких вин
Наливают квас един.
Подавают кислы щи –
Ешь, монах, и не ропщи…

— Ребята, ответьте на следующие вопросы:

– Как вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»? Что значит это выражение? (Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души)

Работа с притчей.

Пришел однажды к старцу молодой послушник и говорит:

— Авва, я уже несколько лет соблюдаю строгий пост, ежедневно изучаю Ветхий и Новый завет. Готов ли я стать монахом?

— Стала ли для тебя скудость все равно, что изобилие?

— Бесчестие – как похвала?

— Скажите, о чем притча?

— Какое послушание нес человек?

— С каким вопросом он пришел к старцу?

— Как старец решил проверить послушника?

— Какой можно сделать вывод? Что еще кроме послушания необходимо будущему монаху?

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.

6. Работа с учебником. Слово о святом Луке.

– А сейчас давайте прочитаем в учебнике на стр.83 описание жизни одного монаха.

Дети работают с текстом учебником, читают по цепочке.

— Что вы узнали об этом святом?

— Как он стал монахом?

— Почему святой Лука считал, что, став монахом, он должен оставаться врачом?

Дети высказывают свое мнение.

7. Включение в систему знаний и повторение.

– Давайте подведём итоги нашего путешествия.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Как вы думаете, легко ли быть монахом?

– Хотите поехать на экскурсию в монастырь?

Закончите предложение:

1. Люди уходят в монастырь, когда:

1) у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является:

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

8. Домашнее задание.

– На этом мы можем закончить наш урок и записать домашнее задание.

Источник

Конспект урока по ОРКСЕ «Монастырь»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Алешинская основная общеобразовательная школа» Мещовского района калужской области 249250. Д.Большое Алешино, ул.Новая, д.3 Тел.8 (48446) 9-52-32

Ковальчук Наталья Владимиров

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Цели урока: осмыслить роль монахов в истории России, дать представление о монашеском образе жизни.

создать условия для нравственного развития личности,

формировать целостный взгляд на мир,

развивать доброжелательность, понимание к жизни других людей;

совершенствовать навыки смыслового чтения, построения рассуждения,

развивать умения использовать в своей речи новые слова, понятия,

формировать умения работать в группе,

формировать умения ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного;

познакомить с понятиями «монастырь», «инок», «обет», «послушание»,

познакомить с монастырской жизнью,

осмысление нравственных норм монастырской жизни (не иметь

собственности, жить без злобы, подозрений, зависти, помогать другим)

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы учащихся: в паре, в группе, индивидуально.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран

Ключевые понятия урока: монах, призвание, труд и молитва, послушание, слуга Христу, монашеское облачение.

Учитель Добрый день! Улыбнитесь друг другу с пожеланием любви, здоровья и добра. Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками.

— гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.

— Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку и подумайте, о ком пойдет речь на

уроке, и куда мы совершим виртуальное путешествие.

В черном, с четками в руках,

О душе своей в слезах

Богу молится … (монах)

2.Постановка темы и цели урока

-Как вы считаете, о чём пойдёт разговор на нашем занятии?

— Какова тема нашего урока?

— Действительно, сегодня на уроке мы будем знакомиться с монастырем, как

Образом Царствия Божия на земле.

— Обратите внимание на ряд репродукций картин известных художников.

Какая тема их объединяет?

— Кто из вас был на территории монастыря?

— С какой целью вы там были?

— Что вы уже знаете о монастырях?

— Что мы можем узнать о монастырях на уроке? ( Цель и задачи)

По итогу рассуждений на доске открываются карточки с задачами

Узнать, что такое монастырь?

Каково их значение в истории и культуре нашей Родины?

Кто живёт в монастыре?

Почему некоторые люди становятся монахами?

Каким должен быть монах?

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Предполагаемое ответы детей. Монастырь, место, где обитают, или живут люди – монахи, с определёнными правилами общежития.

Учитель Заглянем в Словарь Н.В. Давыдова.

Монастырь – обитель, в которой живут иноки. Образ града Небесного на земле.

Монастырь, место, где обитают, или живут люди – монахи, с определёнными правилами общежития

Запишите в тетрадь определение.

Предполагаемое ответы детей Тихое, спокойное место, куда приходят люди, чтобы помолиться, спросить совета, попросить о помощи, об исцелении…

Почему монастыри считаются самыми святыми местами на земле?

Потому, что в монастырях присутствие Божие ощущается более сильно, так как там ежедневно совершаются службы.

В течении всего дня, монахи трудятся и непрестанно молятся. Поэтому стены монастыря освящены особой благодатью!

Учитель Мы узнали, что такое монастырь.

Нам осталось найти ответы еще на ряд вопросов.

Кто живёт в монастыре?

Почему некоторые люди становятся монахами?

Ответы на них мы найдем в учебнике на стр. 80 Комментированное чтение текста учебника.

Читаем 1 абзац учебника. Какой синоним есть к слову монах? Что обозначают эти слова?

— Знаете ли вы, что означает слово призвание?

— Какие призвания вы знаете?

Читаем 2 абзац учебника. Как вы поняли, кто такие монахи?

Почему некоторые люди идут в монастырь?

Монахом же становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.

Читаем следующие 3 абзаца.

Работа в парах. Придумайте вопросы к этим абзацам и задайте их товарищам.

(Кто был первым монахом? Какое главное правило монашеской жизни? …)

Запишите в тетрадь определение Кто такой монах?

Учитель Монашество, как и христианство, пришло на Русь из Византии. На Руси монахов называли «чернецы». Потому что ходят в черных одеждах, или «иноки». Оттого что ведут иную, чем в привычном нам мире жизнь.

Принимая монашеский постриг, человек словно умирает для этой мирской жизни и рождается заново, с новым именем, чтобы начать новую, духовную жизнь, в основе которой лежат любовь к Богу и к людям, желание жить с Богом, следовать Его заветам. Инок уходит в мир иной, в монастырь – символ Царствия Небесного, уходит, чтобы служить миру, молиться о спасении всех людей.

Каково, по-вашему, значение монастырей в истории и культуре нашего государства? Вспомните, что мы знаем о монастырях и монахах из уроков литературного чтения и окружающего мира. Прочитайте отрывок из Словаря – справочника школьника Н. В. Давыдова о монастыре и постарайтесь ответить на вопрос каково значение монастырей в истории и культуре России.

И главная заслуга монастырей перед русским народом в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Содействуя распространению и укреплению христианства, монастыри значительную часть своих доходов тратили на благотворительные цели. При обителях существовали богадельни, больницы, сиротские приюты, школы, семинарии. За благословением на ратные дела подвиги приезжали князья, приходили простые люди. Молитвы иноков помогал и одерживать победы в военных сражениях, укрепляли воинов. Потому монастыри были центрами не только духовной жизни, но и культурной, экономической, играли немалую роль в политической жизни страны.

Отчет групп. На доске появляются выводы.

Духовный центр (служение богу)

Центр культуры и искусства (иконопись, переписывание книг, ведение летописи)

Социальный центр (больницы, приюты, школы)

Учитель Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре «в послушании», то есть стать послушником.

А как вы думаете, что обозначает слово послушание?

Считаете ли вы себя послушными?

Трудно ли быть послушным?

Послушание — обязательное исполнение каждым, кто проживает в

монастыре, какой-либо работы. Конкретное послушание зависит от уклада

жизни монастыря; «постоянное» послушание похоже на мирскую должность.

В число послушаний обычно входят:

прислуживание в алтаре и храме

пение и чтение во время богослужения

работа у свечного ящика

работа в мастерских или подсобных хозяйствах

дежурство в трапезной

Иногда послушание происходит вне стен монастыря (например, проведение

богослужений в больнице или тюрьме).

Когда же послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи. Он приносит «монашеские обеты», то есть обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей («нестяжание»).

После произнесения обетов послушника «постригают». С него и в самом деле состригают несколько прядей волос. В древнем мире это был знак рабства. Постриг монаха означает, что он сам, свободно, отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое

имя. Это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.

Работа в парах. Запишите монашеские обеты в тетрадь.

Учитель Смысл монашества – сражение, но не людей с людьми: это духовная брань, битва, это призыв к миру встать под знамена любви для борьбы со злом. Поэтому монахов называют Христовым воинством.

Сейчас вы просмотрите мультфильм о жизни одного монаха. Какими чертами характера он обладал, чему мы можем у него поучиться.

Просмотр мультфильма о батюшке Серафиме Саровском.

Найдите и подчеркните. Работа в парах.

Себялюбие, вера, необязательность, доброта, завистливость, терпимость, нетерпеливость, терпение, мелочность, милосердие, щедрость, мстительность, смирение, любовь, агрессивность, озлобленность, мужество, миролюбие.

— Мы с вами люди светские, как вы думаете, такие черты характера ценятся в

— Всегда ли мы бываем образцовыми? (нет, часто мы ссоримся из-за

пустяков, обижаемся и т.д)

— Какие черты характера вы хотели бы воспитывать в себе?

Учитель Сейчас мы поработаем в парах. По описанию вам нужно узнать элемент монашеского облачения и найди его на иллюстрации. Соединить стрелками название, описание и картинку. Помощником в этом вам будет учебник на стр. 81 Раздел — Это интересно

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *