Мониторинг индивидуальных учебных достижений что это значит

Доклад » Система мониторинга учебных достижений»

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ЛИЧНОСТНОГО РОСТА, КОРРЕКЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

Мониторинг качества обучения в школе непосредственно направлен на анализ уровня достижений предметных результатов учащихся. Таким образом, учитель- предметник должен владеть следующей информацией: обученость учащихся; обучаемость; уровень сформированности ОУУН, личностный рост ; индивидуальные образовательные достижения обучающихся; комфортность обучения; доступность образования; сохранность контингента обучающихся; система дополнительных образовательных услуг; состояние здоровья обучающихся.

Система мониторинга интегративна и состоит из традиционной оценки успеваемости по учебным предметам, оценки личностных образовательных результатов (система участия в олимпиадном, конкурсном движении, работа в рамках проектно-исследовательской деятельности, создание портфолио), универсальных метапредметных умений.

Я, как учитель, провожу Основную (традиционную) форму оценивания – это мониторинг успешных достижений обучающихся (качественных знаний по предмету) и в
процессе наблюдения сопоставляю состояние качества с ожидаемыми результатами по определенным показателям.

Методику тематического мониторинга и ключи к нему выбираю сама в соответствии
со спецификой изучаемого предмета, возрастных и психологических особенностей детей.
При этом перед собой ставлю следующие задачи:

-определить уровень учебных достижений учащихся по темам;
-реализовать индивидуальные возможности ребенка;
-анализировать (сопоставлять) результаты.
Универсальной технологией реализации задач является:
-разработка и проведение тестов, к/р, с/р и т.д.;
-диагностическое оценивание качества знаний, умений, навыков;
-определение задач по коррекции (дифференциации) качества обученности
и развития;
— проведение дополнительной работы в данном направлении;
— промежуточное оценивание;
— итоговое оценивание;
-составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга;

-обобщение результатов с помощью системы электронного журнала;
-корректирование календарно-тематического планирования;
-дополнительная разработка учебного материала для одаренных детей.

Система контроля индивидуально-творческих достижений

Одна из форм учебных достижений учащихся – олимпиадное движение.

Мониторинг на всех этапах обучения начинается в начале 5-го класса с входной диагностики, по результатам которой, заполняется первая диагностическая карта, анализ которой позволяет скорректировать программу 1 класса, выделить в ней темы, над которыми нужно поработать.

Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика.

Для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

Данная система работы позволяет мне:

определить уровень обученности и обучаемости по предмету;

2. проводить своевременно обработку полученных результатов

3. выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения;

4. целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.

Руководитель ШМО начальных классов Шибкова И.А.

Источник

Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся

Под индивидуальными образовательными достижениями обучающегося мы понимаем не только уровень общеучебных и предметных знаний, умений, навыков и компетенций, но и развитие мышления, творческих способностей, социальной активности.

Учитывая, что личные образовательные результаты одного человека всегда будут отличаться от результатов другого, мы строим интегративную систему оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в которую включены, кроме «традиционной» оценки успеваемости по учебным предметам, следующие элементы:

Интеллектуальный марафон носит интегративный характер за счёт использования заданий из разных образовательных областей. Задания марафона сформированы по принципу ЕГЭ и разделены на три части. Часть А содержит задания с выбором ответа (предлагаются три варианта ответов), каждое из которых в случае правильного ответа оценивается в один балл. По каждому предмету представлены три вопроса. Выполнение части А позволяет оценить усвоение базового уровня образования. Часть В состоит из заданий повышенного уровня со свободным ответом по тем же предметам, что и в части А, и оценивается максимум в два балла; допускается градация оценки до 0,5 балла. Часть С представляет собой творческое задание, как правило, предлагается мини-сочинение по определённой теме.

При подведении итогов оценивается сумма баллов отдельно по трём частям марафона, определяется процент выполнения базовой части и марафона в целом с учётом повышенного и творческого уровней.

Разработаны и апробированы в течение трёх лет тексты интеллектуальных марафонов для всех классов основной школы (с 5-го по 9-й) в двух вариантах. В приложении 1 представлен пример одного из подобных марафонов.

Анализ результатов позволяет выявлять «слабые» места, над которыми в дальнейшем можно целенаправленно работать, причём этот анализ можно делать не только по обучающимся, но и по отдельным предметам, критериям, учителям, по классу в целом, т.е. данная методика достаточно универсальна в смысле коррекции образовательного процесса.

Пример таблицы, заполненной и обобщённой по данным всех учителей, приведён в приложении 2.

III. Отношение обучающихся к учебным предметам и мотивы учебной деятельности выявляются с использованием методики Г.Н.Казанкиной «Изучение отношения к учебным предметам» осуществляется силами психолого-педагогической службы школы.

V. Оценка эффективности учебно-исследовательской деятельности обучающихся осуществляется по разработанной нами методике.

К содержанию, структуре, оформлению и защите учебно-исследовательских работ предъявляются единые требования по следующим критериям:

На рисунке 1 в качестве примера приведены результаты исследовательской деятельности обучающихся класса «Вымпел», который участвовал в экспериментальной работе в течение четырёх лет (до окончания основной школы).

Анализ данных, полученных при использовании разработанной нами методики оценивания эффективности учебно-исследовательской деятельности обучающихся, позволяет сделать вывод, что этот вид деятельности способствует развитию обучающихся в целом, формированию и развитию у них не только общеучебных, но и исследовательских, коммуникативных навыков.

Мониторинг индивидуальных учебных достижений что это значит. Смотреть фото Мониторинг индивидуальных учебных достижений что это значит. Смотреть картинку Мониторинг индивидуальных учебных достижений что это значит. Картинка про Мониторинг индивидуальных учебных достижений что это значит. Фото Мониторинг индивидуальных учебных достижений что это значит

Динамика эффективности учебно-исследовательской деятельности обучающихся класса «Вымпел» за четыре года.

VI. Рейтинговая коллективная оценка за каждую четверть и учебный год складывается из пяти составляющих:

Успеваемость (максимум 100 баллов, оценивается всеми учителями-предметниками):

По итогам каждой четверти все учителя-предметники, классные руководители и сами ребята заполняют рейтинговую таблицу класса, оценивая каждого обучающегося. Затем проводится обобщение результатов, в ходе которого формируется сводная таблица рейтинговой оценки (пример в приложении 3).

Каждый обучающийся получает информацию о своём суммарном результате, среднем результате по классу и может отслеживать динамику на протяжении всего учебного года и сравнивать с результатами прошлых лет. Классный руководитель получает информацию о динамике всех своих подопечных, видит «западающие» места и помогает обучающемуся скорректировать образовательную и социальную деятельность.

Портфолио формируется самим обучающимся с целью самооанализа образовательной деятельности и её результатов, отслеживания динамики индивидуальных достижений и внесения при необходимости соответствующих корректировок. Портфолио хранится у обучающегося, является его личным документом, на основании которого по окончании 9-го класса формируется портфолио выпускника.

Следует отметить, однако, что описанная нами методика проведения мониторинга индивидуальных достижений обучающихся является достаточно трудоёмкой, т.к. требует больших затрат времени и труда педагогов, классных руководителей, работающих в экспериментальных классах. Этот недостаток проявился при апробации методики в течение пяти лет. Однако выявлено и существенное позитивное влияние на повышение мотивации, образовательной активности обучающихся основной школы, формирование у них навыков самоанализа и адекватной самооценки.

Источник

Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Разделы: Математика

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.

Я представляю свою систему работы по проведению мониторинга на уроках математики в 5-х классах.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Для себя я поставила следующие задачи:

Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и «одного урока».

Мониторинг индивидуальных учебных достижений что это значит. Смотреть фото Мониторинг индивидуальных учебных достижений что это значит. Смотреть картинку Мониторинг индивидуальных учебных достижений что это значит. Картинка про Мониторинг индивидуальных учебных достижений что это значит. Фото Мониторинг индивидуальных учебных достижений что это значит

Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.

На основании приведенной таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика.

Источник

1.1 Мониторинг учебных достижений учащихся как педагогическая проблема.

Мониторинг учебных достижений учащихся как педагогическая проблема.

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Начиная с конца 80-х годов 20в. постепенно нарастает неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном предметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса. Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального и основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Соответственно были выдвинуты новые требования к :

• зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение;

• определены разделы ООП (содержательно и количественно);

• интеграция учебной и внеучебной деятельности;

• включена «неаудиторная занятость»;

• зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты;

• преемственность результатов для разных ступеней;

• материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение);

В свою очередь под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутрен¬ней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно¬-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе мораль¬но-этической ориентации, отражающих их индивидуально-лич¬ностные позиции, социальные чувства и личностные качества. Личност¬ные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии, которые могут быть представлены в фор¬ме универсальных учебных действий.

Под предметными результатами образовательной дея¬тельности понимается освоенный обучающимися в ходе изуче¬ния учебного предмета опыт специфической для данного пред¬мета деятельности по получению нового знания, его преоб¬разованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира (т.е. знания и умения, опыт творческой деятельности и др. по отдельным предметам).

Для управления качеством обучения в школе используется мониторинг на уровне ученика и на уровне администрации. Мониторинг качества обучения непосредственно направлен на анализ уровня достижений предметных результатов учащихся.

А что такое мониторинг?

Это понятие не имеет точного, однозначного толкования, поскольку применяется в разных сферах научно-практической деятельности.

Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Однако потребность общества в объективной информации способствовала расширению сферы применения мониторинга. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг с двух позиций: как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе и как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации контроля (набор методик оценки). О мониторинге говорят, когда в ходе какой либо деятельности постоянно отслеживаются происходящие в реальной предметной среде процессы и явления, с тем, чтобы тут же включить результаты текущих наблюдений в управленческую деятельность.

Самым общим образом мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».

Но существует несколько видов и понятий мониторинга, представленных ниже.

Мониторинг — это систематическое стандартизированное наблюдение за каким-либо процессом.

Мониторинг, по определению В.И.Звонникова, это стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, позволяющее создавать историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменение субъектов обучения и образовательной системы, определять и прогнозировать направления их развития [2. С. 203].

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

Педагогический мониторинг — это система целенаправленной деятельности педагогов общеобразовательных учреждений по сбору, хранению, систематизации, обобщению и использованию для проектирования и коррекции информации о состоянии и тенденциях в образовательной системе.

Педагогический мониторинг подразумевает длительное и систематическое научно обоснованное отслеживание результатов исследования и сравнение их с заданным эталоном.

По мнению Э.Ф. Зеера, мониторинг следует трактовать как «процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяю¬щегося сбора данных, представляющих совокупность определенных ключе¬вых показателей»

Существует мониторинг нескольких видов:

• Педагогический (ведется заместителями директора, курирующими то или иное направление, учителем);

• Социологический (проводится социальными педагогами);

• Психологический (ведется психологом);

• Медицинский (проводится фельдшером школы);

• Экономический (ведется директором школы);

• Демографический (ведется заместителем директора).

Виды мониторинга по уровням управления:

Ведущими требованиями педагогического мониторинга в учебном процессе являются:

4. Важнейшим требованием является также учет психолого-педагогических особенностей объекта изучения, в частности возраст, уровень образования, уровень профессионализма, общее развитие, индивидуальные особенности и др. А также условий и конкретных ситуаций проведения обследования, что предусматривает дифференциацию контрольных и диагностических заданий.

6. Гуманистическая направленность мониторинга предполагает создание обстановки доброжелательности, доверия, уважения к личности, максимально благоприятных условий, положительного эмоционального климата. Результаты мониторинга не могут быть использованы для применения каких-либо репрессивных мер, а должны носить только стимулирующий характер в качественном изменении отношения учащихся к своей учебной и общественно-полезной деятельности.

В качестве объектов мониторинга могут выступать:

• академическая успеваемость обучаемых;

• учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;

• развитие личности обучаемого;

• становление учебной группы;

• профессиональная деятельность преподавателя;

• профессионально развитие преподавателя;

• становление педагогического коллектива.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяются специфические цели и задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике, т.е. в каждом случае осуществляется определенный вид мониторинга.

В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:

1-й уровень – персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом);

2-й уровень – внутришкольный; мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени);

3-й уровень – муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образования (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).

Осуществление мониторинга образовательных достижений должно опираться на следующие положения:

• открытость и доступность информации о состоянии качества образования;

• использование стандартизированного инструментария, обеспечивающего получение достоверных данных (т.е. апробированного и имеющего устойчивые статистические характеристики);

• централизованная разработка инструментария мониторинга;

• полученные результаты должны служить основой для принятия обоснованных решений на разных уровнях управления системой образования;

• используемые нормы и показатели качества образования должны быть социально и личностно значимы;

• слежение за достижением учащимися уровня обязательной подготовки, отвечающей требованиям стандарта по предметам федерального цикла; выявление тенденций, характеризующих состояние этой подготовки;

• выявление факторов, оказывающих влияние на достижение обязательных требований, представленных в государственных нормативных документах;

• оценка образовательных достижений может осуществляться на различных этапах обучения: входном, промежуточном, итоговом.

Для достижения целей мониторинга необходимо определить состав инструментария для проведения мониторинга; разработать инструментарий для проверки; разработать анкеты, позволяющие получить информацию, необходимую для выявления факторов, влияющих на результат обученности учащихся; разработать план проведения мониторинга; разработать технологию организации и проведения мониторинга, диагностические средства.

Показатели мониторинга распределяются по следующим основаниям:

По цели их использования (показатели для отчётности или для сравнения);

По объектам оценки;

По форме представления (качественные или количественные);

По методам получения показателей (единичные, которые могут использоваться непосредственно, напрямую, без дополнительной обработки, или интегральные, требующие дополнительной обработки для получения конечных результатов);

По возможностям их использовать;

Принцип отбора показателей:

Ориентация на требования внешних пользователей (уровень удовлетворенности, издержки);

Минимизация системы показателей;

Инструментальность и технологичность используемых показателей;

Соблюдение морально – этических норм в отборе показателей;

Сопоставимость системы показателей с международными аналогами.

В ходе мониторинга контроль и оценивание определяется с учетом требований государственных образовательных стандартов. Мониторинг предполагает всесторонний анализ как содержательной, так и технологической сторон процесса обучения, так и его результатов. В процессе его организации учитываются основные компоненты подготовки выпускника школы: когнитивный, деятельностный и личностный.

Включение мониторинга в образовательный процесс школы происходит по определённым этапам.

Этапы педагогического мониторинга рассмотрим на примере общеобразовательных учреждений в соответствии с характеристиками, которые даны в исследованиях А. С. Белкина, Г. А. Карповой, С. Н. Силиной, С. А. Равичева. Перечислим и дадим им характеристику.

1. Нормативно-установочный этап.

Определение цели и задач педагогического мониторинга. Весь процесс педагогического мониторинга зависит от специфики и глубины постановки целей и задач его проведения. Очень важно, чтобы цели и задачи были актуальны и выполнимы для данного педагогического коллектива. Формулировка задач должна быть конкретной и опираться на научную трактовку терминологии.

Определение основных показателей и критериев. Вычленение основных показателей и критериев зависит от конкретных задач педагогического мониторинга. Учебный процесс общеобразовательного учреждения многосторонен и характеризуется показателями, каждый из которых служит обобщенным критерием его оценки. Критерий выступает в роли мерила, нормы, по которому производится оценка. Сравнивая с ним реальное состояние объекта, можно установить степень его соответствия, приближения к норме. Педагог должен применять в своей работе тесты, анкеты, вопросники и другие, строго формализованные методы. Сочетание в процессе мониторинговой оценки всего набора различных методов делает его весьма информативным.

2. Аналитико-диагностический этап.

Сбор информации с помощью подобранных методик. Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обучаемого. В обследование можно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности. Необходимо чередовать задания вербального и невербального характера. В процессе исследования следует создавать ситуацию эмоционального комфорта, мотивировать, поощрять ребенка. Нельзя перегружать его заданиями.

Выработка педагогического диагноза. В качестве логического инструментария при выработке диагноза выступает причинно-следственный анализ накопленных и обработанных в ходе педагогического мониторинга данных. Его задачи заключаются в объяснении причин данного состояния диагностируемого объекта, во вскрытии сложных закономерностей, приводящих к данному состоянию, в указании главных, доминирующих причин. При выработке педагогического диагноза педагог должен совершить ряд аналитических действий:

• сравнить результаты, полученные при обработке методик, применявшихся в ходе обследования объекта педагогического мониторинга;

• установить и проанализировать причинно-следственные зависимости, которые определили данное состояние объекта мониторинга;

• выработать и сформулировать диагноз. Полученный диагноз должен служить основой для дальнейшей разработки педагогического прогноза, а также связанных с диагнозом и прогнозом коррекционных мер.

3. Прогностический этап.

Целью данного этапа являются прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта в соответствии с поставленным диагнозом и причинно-следственным анализом состояния объекта педагогического мониторинга, разработка плана педагогических коррекционных мер.

Необходимость в коррекционной работе возникает тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных новообразований у всех учеников, находящихся на том или ином этапе развития. Содержание и методика коррекционной работы с детьми в каждом конкретном случае определяется исходя из:

• психофизического развития школьника;

• поставленных задач педагогического мониторинга (преодоление трудностей в развитии тех или иных качеств личности, формирование определенных умений и навыков и т. д.).

4. Деятельностно-технологический этап.

На данном этапе в соответствии с выработанным планом осуществляется коррекция учебного процесса обучения. При этом следует помнить, что данная работа с учениками не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности. Другой аспект коррекционной работы связан с устранением причин пробелов или отставания, тормозящих развитие ребенка, или ослаблением их влияния.

В качестве мониторинга как средства контроля и оценивания могут выступать дидактические игры и упражнения, различные виды практической деятельности и прочее. Главное требование к применяемым методам и формам то, что они должны строиться в соответствии с психофизиологическими особенностями детей школьного возраста.

При отборе содержания коррекционной работы основным критерием должна стать способность ученика справиться с заданием при некоторой помощи взрослого, в дальнейшем эта помощь постепенно сокращается до полного от нее отказа.

• конкретизацию задач с учетом достигнутого уровня развития;

• определение способов реализации данных задач;

• устранение причин, тормозящих развитие объекта мониторинга;

• предположение о возможных затруднениях и вариантах педагогического воздействия.

Промежуточный анализ результатов педагогического мониторинга создаст основу для более эффективного осуществления дальнейшей коррекционной работы, поможет педагогу уточнить выбор средств и методов этой работы, исправить возможные недостатки.

6. Итогово-диагностический этап.

• оценить состояние объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов;

• сопоставить полученные результаты с первоначальными;

• сделать выводы, умозаключения о соответствии избранных целей и задач педагогического мониторинга полученным результатам педагогической деятельности;

• определить эффективность проведенной работы на основе логического анализа.

Осуществление полного цикла педагогического мониторинга будет способствовать повышению эффективности педагогического процесса при реализации определённых показателей:

1. обученность учащихся по отдельным предметам;

2. сформированность общеучебных умений и навыков;

3. воспитанность учащихся;

4. уровень развития креативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной сфер личности обучающихся;

5. состояние здоровья, здоровьесберегающий потенциал;

6. технологичность образовательной программы;

7. системность, современность содержания образования, обеспечиваемого образовательной программой;

Для обеспечения эффективности мониторинга в учебном процессе важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация:

2. релевантность (смысловое соответствие между информационным запросом и полученными данными);

9. специфичность для каждого уровня мониторинга.

Все перечисленные требования рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими определяются и различные организационные формы мониторинга.

Для рациональной организации мониторинга в школе на первом этапе необходимо поставить цель, затем определить объект мониторинга. Например, объектом может быть определённый класс или параллель классов, а целью — контроль знаний, организация учебного процесса, состояние успеваемости, качество знаний школьников. Например, мониторинг образования учащихся включает в себя следующие показатели:

• количественные, ежегодно анализируемые в начале учебного года (количество учащихся, возрастной состав, количество мальчиков и девочек);

• результаты учебной деятельности.

Мониторинг образования по конечным результатам деятельности осуществляется следующими показатели:

• уровень обученности учащихся;

• уровень их воспитанности и социализации;

Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями даёт нам возможность увидеть, насколько верными были наши решения, поможет скорректировать, пересмотреть методы, формы, способы действия или же утвердиться в их правильности. Эффективность организации мониторинга определяется степенью разработанности положения о нём. Этот документ определяет временные и функциональные границы мониторинга, его правовую основу. В течение всего учебного года создаётся база данных, которая собирается по блокам и классифицируется в определённой системе.

Таким образом, в данном параграфе мы ознакомились с понятием мониторинга, его видами и функциями. Также на примере общеобразовательных учреждений рассмотрели этапы педагогического мониторинга, определенные показатели и ряд требований, при реализации которых осуществление полного цикла педагогического мониторинга будет способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *