Монолог что это такое 2 класс

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 3. Монолог и диалог

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) признаки монолога и диалога.

2) отличительные особенности диалога и монолога.

3) правила построения диалога и монолога.

Диалог – это речь двоих или нескольких лиц.

Монолог – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

Реплика – это высказывание говорящего в диалоге.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 61–64.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.10-14.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. – М.: Просвещение, 2018. — С. 12-19.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 6—7.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 3.

Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 7-16.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Радость от общения друг с другом испытывают многие люди! Замечательно обсуждать с друзьями идеи, высказывать своё мнение. Разговаривать можно вдвоём, втроём и, даже, целой компанией. В таком общении мы используем особый вид речи – диалог.

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.

Настоящий диалог получается только тогда, когда у каждого говорящего есть возможность высказаться. Каждое такое высказывание участника диалога называется репликой. На письме каждую реплику записывают с новой строки, и перед каждой ставится особый знак – тире.

Прочитаем фрагмент сказки Владимира Сутеева «Кто сказал ˮМяуˮ?». Посмотрите, как записаны реплики Мышонка и Щенка.

«Вдруг у самого крыльца кто-то сказал:

«Это тут!» — сказал себе Щенок и быстро начал

рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами.

Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил маленький серый Мышонок.

— Ты сказал «мяу»?— строго спросил его Щенок.

— Пи-пи-пи,— запищал Мышонок. — А кто так сказал?

— Близко?— заволновался Мышонок.

— Вот здесь, совсем рядом,— сказал Щенок.

— Мне страшно! Пи-пи-пи!— запищал Мышонок и юркнул под крыльцо.»

Герои сказки – Щенок и Мышонок разговаривают друг с другом

«Мне страшно! Пи-пи-пи!». Это реплики Мышонка.

А Щенок произнес другие слова: «Ты сказал «мяу»?», «Кто-то сказал «мяу»…», «Вот здесь, совсем рядом» Это реплики Щенка.

Сейчас они прозвучали отдельно. Конечно, в этом случае об общем направлении разговора можно догадаться. Но смысл диалога становится неясным. Поэтому очень важно, в какой последовательности реплики следуют в диалоге.

Когда при общении говорят несколько человек одновременно, не стараясь понять смысл высказываний собеседника – это диалогом уже назвать трудно. Вспомни, как кричат торговцы на рынке: каждый свое. Они не обращаются друг к другу. Это не диалог.

Люди общаются в диалоге для того, чтобы обменяться мнением и найти взаимопонимание. Так при каких же условиях диалог будет успешным?

Мы постоянно используем диалог в повседневной, обычной жизни. Диалог звучит и тогда, когда нужно спросить о чем-либо и получить ответ. И когда нужно убедить другого совершить какой-либо поступок. И когда необходимо уточнить мнение окружающих по какому-либо вопросу.

Но из греческого языка к нам пришло еще одно слово, обозначающее вид речи – монолог. Значение части слова «лог», мы уже знаем. А что обозначает часть «моно»? Из этимологического словаря мы узнаем, что «моно» по-гречески означает «один». Значит монолог – это «речь одного».

А разве в общении мы используем речь одного? Конечно! Вспомни ситуации на уроке, когда учитель рассказывает о чем-либо всему классу. Или выступления государственных деятелей, например, президента страны. Можно вспомнить и артистов на сцене. Оказывается, в жизни много ситуаций, когда необходим монолог.

Если говорит один – это всегда монолог. Но качество монолога зависит от выполнения нескольких условий:

В школе ты часто бываешь участником и диалога, и монолога. Особенно ответственно, когда ты в монологе принимаешь роль выступающего: за это ты получаешь оценку. Но теперь ты владеешь некоторыми секретами и диалога, и монолога и значит, половина успеха у тебя уже есть! Осталось полшага до успешного ученика! Удачи!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Отметьте вид речи.

Отметьте название вида речи, представленного в тексте:

Подсказка: Вспомните признаки диалога:

— Каждый участник высказывается.

— Реплики следуют по порядку, друг за другом.

— Участвуют несколько человек.

— Каждая последующая реплика является ответом на предыдущее высказывание.

Правильный ответ: ДИАЛОГ

Задание. Поставьте номер в таблицу.

Поставьте номер текста в соответствующий столбец таблицы.

̶ Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.

— ̶ А меня, как это ни странно, зовут Карлсон.

— Всех важней, —сказала Ната, — Мама — вагоновожатый, Потому что до Зацепы водит мама два прицепа.

̶ Я лучше всех! — сказала иголка.— Посмотрите, какая я острая.

̶ Я лучше всех — сказал карандаш — Я рисовать умею.

—Нет, я лучше всех! Я писать умею, — сказала ручка.

Но тут выплывает кит:

«Садись на меня, Айболит,

И, как большой пароход,

Тебя отвезу я вперёд!»

— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурён, как посмотришь на него хорошенько!

— Не это ли квартира Мойдодыра?

Я рассердился да как заору:

— Нет! Это чужая квартира.

— Не могу вам сказать.

— Позвоните по номеру сто двадцать пять.

Подсказка: Прочитайте текст. Определите вид речи, который представлен в тексте. Вспомните признаки диалога и монолога

Источник

Разработка урока по русскому языку «Диалог и монолог» (2 класс)

МБОУ г. Керчи РК «Школа №26

имени Героя Советского Союза Д. Т. Доева»

Учитель:Нургалеева Е. А.

Тема: Диалог и монолог.

Способствовать развитию умения отличать диалог от монолога, разыгрывать диалог, ознакомлению
с правописанием словарного слова прощай; создать условия для развития речи.

Урок усвоения новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
высказываний и письменных текстов.

Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; логические – владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме).

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Целевые приоритеты воспитания

Создание благоприятных условий к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда

Учебник, компьютер, карточки.

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

– Проверим готовность к уроку

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

Найди общую часть в словах.

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

III. Актуализация знаний.

-Ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке. Какую речь называют устной? (Речь, которую мы произносим и слышим.)

-Какую речь называют письменной? (Речь, которая записана на бумаге с помощью букв и других знаков.)

-Какую речь мы называем внутренней? (Речь про себя.)

– Что можно узнать о человеке по его речи?

– Какой должна быть речь?

– Речь должна быть вежливой, уважительной

Воспроизводят полученную информацию

IV. Постановка учебной задачи (учебник, с. 10)

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки.

– Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос

– Как отличить диалог от монолога?

Принимают учебнуюзадачу, сформулированную вместе с учителем

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Диалог, монолог (учебник, с. 10)

Предлагает прочитать определения и ответить на вопрос:
что такое монолог, диалог?

Читают определения, отвечают на вопрос

Извлекают из определения необходимую информацию

2. Диалог
в сказке (упр. 6). Реплика (учебник, с. 11)

– Прочитайте. Назовите сказку и ее героев.

– Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в нем? Кто спрашивает, кто отвечает?

– Прочитайте диалог по ролям.

Читают диалог по ролям.

Выразительно читают
диалог по ролям, распознают его героев. Приводят доказательства, что прочитанный отрывок – диалог.

Упражнение «Замок», «Ёжик»

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления.

4. Страничка
для любозна-
тельных. О про-исхождении слов (учебник, с. 11)

Предлагает прочитать текст и рассказать, что нового узнали для себя

Осмысленно читают текст, извлекают из него новую
информацию

5.Монолог в сказке (упр. 8)

– Прочитайте. Назовите сказку и её героиню.

-Отрывок из сказки –это диалог или монолог? (монолог, т.к. речь одного лица)

Кто произносит речь? К кому она обращена?

Списывают первое предложение.

Приводят доказательства, что прочитанный отрывок – монолог.

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Карточка (работа в парах)

Поставьте номер текста в соответствующий столбец таблицы

Я хочу стать капитаном, как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть здоровым и любить море. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией.

Максим и Ваня на перемене вели разговор:

— Ваня, ты кем хочешь стать?

— Я хочу стать военным, как мой папа. А ты?

— А я люблю рисовать. Поэтому хочу стать художником. Как ты думаешь смогу?

— Конечно, сможешь. Главное – верить в себя!

Организует работу, контролирует их выполнение, оказывает помощь при необходимости

Слушают. Отвечают на вопросы.

Различают диалог и монолог.

Читают. Отвечают на вопросы.

Различают диалог и монолог. Выразительно читают. Объясняют смысл прочитанного.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше?
О чем хотели бы узнать
подробнее?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

VIII. Домашнее задание.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание

Задание. Поставьте номер в таблицу.

Поставьте номер текста в соответствующий столбец таблицы.

̶ Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.

— ̶ А меня, как это ни странно, зовут Карлсон.

— Всех важней, —сказала Ната, — Мама — вагоновожатый, Потому что до Зацепы водит мама два прицепа.

̶ Я лучше всех! — сказала иголка.— Посмотрите, какая я острая.

̶ Я лучше всех — сказал карандаш — Я рисовать умею.

—Нет, я лучше всех! Я писать умею, — сказала ручка.

Но тут выплывает кит:

«Садись на меня, Айболит,

И, как большой пароход,

Тебя отвезу я вперёд!»

— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурён, как посмотришь на него хорошенько!

— Не это ли квартира Мойдодыра?

Я рассердился да как заору:

— Нет! Это чужая квартира.

— Не могу вам сказать.

— Позвоните по номеру сто двадцать пять.

Подсказка: Прочитайте текст. Определите вид речи, который представлен в тексте. Вспомните признаки диалога и монолога

Теремок
Русская народная сказка

Стоял в поле теремок. Прилетела муха-горюха и стучится:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Влетела муха-горюха и стала в нем жить.

Прискакала блоха-попрыгуха.
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха, а ты кто?
— А я блоха попрыгуха.
— Ступай ко мне жить.
Прыгнула блоха-попрыгуха в теремок и стали они жить вдвоем.

Прилетел комар-пискун:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха, да блоха-попрыгуха, а ты кто?
— А я комар-пискун.
Стали они жить втроем.

Прибежала мышка-норышка.
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, да комар-пискун, а ты кто?
— А я мышка-норышка.
— Ступай к нам жить.
Стали они жить четверо.

Прискакала лягушка-квакушка:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар-пискун да мышка-норышка, а ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Ступай к нам жить.
Стали жить пятеро.

Прискакал зайка-поплутайка:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка, а ты кто?
— А я зайка-поплутайка.
— Ступай к нам жить.
Стало их шестеро.

Прибежала лисичка-сестричка:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка да зайка-поплутайка, а ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Ступай к нам жить.
Стало их семеро жить.

Пришел к терему серый волк — из—за кустов хватыш:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка, зайка-поплутайка да лисичка-сестричка, а ты кто?
— А я серый волк — из—за кустов хватыш.
— Ступай к нам жить.
Стали жить—поживать.

Пришел к терему медведь, стучится:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка, зайка-поплутайка, лисичка-сестричка да волк — из—за кустов хватыш, а ты кто?
— А я медведь, всех вас давиш. Лягу на теремок — всех раздавлю! Испугались они, да все из терема прочь!
А медведь ударил лапой по терему и разбил его.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Презентация по русскому языку «Диалог и монолог»(2 класс)

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:

Волки рыщут, пищу ищут.

Описание слайда:

Проверим!
Прослушайте два вида речи.
Чем они похожи?
Чем отличаются?

Описание слайда:

-Ты чего такой хмурый?
— Кафтан прожег.
— А велика ли дыра?
— Один ворот остался.

Описание слайда:
Описание слайда:

Стр.10
Прочитайте правило тётушки Совы.

На какой вопрос мы должны ответить в конце урока?

Описание слайда:

«Как отличить диалог от монолога?»

Описание слайда:

Определите на каком из рисунков возможен диалог.
Почему?

Описание слайда:

Работа в парах
Составьте свой диалог по картинке

Описание слайда:
Описание слайда:

На рисунках изображены ситуация где
диалог невозможен.
Почему?

Описание слайда:

Докажите, что это монолог

Описание слайда:

По какому рисунку можно составить диалог?
Почему?
1
2
3

Описание слайда:
Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Сложение и вычитание чисел первого десятка. Закрепление. Математика 1 класс. УМК «Школа России»

Выпускной в начальной школе

Планирование. Родной язык.2 класс «Перспектива»

Развитие компетентности в области разработки программ педагогической деятельности и принятия педагогических решений

Презентация по русскому языку «Словарное слово ЯНВАРЬ»

Презентация по русскому языку «Словарное слово МОРОЗ»(2 класс)

Урок математики в 1-б классе. ТЕМА. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА. СОСТАВ ЧИСЕЛ 5, 6, 7, 8, 9, 10

Тема: Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число (закрепление).

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5424571 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве

Время чтения: 4 минуты

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи

Время чтения: 1 минута

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде

Время чтения: 2 минуты

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок русского языка во 2 классе (с использованием театральной педагогики) Тема: «Монолог и диалог»

Урок русского языка во 2 классе

(с использованием театральной педагогики)

Тема: Монолог и диалог.

Цель: Познакомить с разными видами речи: монолог и диалог.

Развивать устную и письменную речь.

Воспитывать культуру поведения в театре.

Планируемые результаты: учащиеся научаться распознавать в тексте диалог и монолог, формировать умения записывать монолог и диалог.

Оборудование: куклы для теневого театра, ширма

В некотором царстве,

В дружном школьном государстве

Жил да был 2А класс.

Слышите, ребята, я про вас.

Царь – учитель строгий был,

Он всему ребят учил.

— Обращаясь к вам, я произнесла монолог.

Монолог – речь, обращенная к самому себе или к слушателям.

Тема нашего урока: «Монолог и диалог» (на доске)

— А может из вас кто-нибудь скажет, что такое диалог?

— Вот у нас и получился диалог, когда один спрашивает, а другой отвечает (потом первый слушает, второй отвечает).

— В словаре эти слова объясняются, толкуются так (на партах лежат толковые словари и дети работают по ним):

Поэтому речь бывает монологическая и диалогическая.

— Посмотрите на иллюстрации и определите, где монологическая, а где диалогическая речь.

Запись числа. Классная работа. Монолог и диалог.

— Сейчас вы увидите отрывок сказки и попробуйте определить диалог это или монолог (просмотр теневого театра).

Бык: Что, зайчик, плачешь?

Зайчик: Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы

ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Бык: Пойдем, я твоему горю помогу.

Зайчик: Нет, бык, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, медведь

гнал – не выгнал, и тебе не выгнать!

— И что же вы услышали? Докажите!

— Кто с кем разговаривал?

— Из какой сказки эти герои?

— Кому принадлежит последняя реплика? (Реплика – ответ на слова говорящего).

— Как характеризует она этого героя? (самоуверенный)

— А на доске у меня зашифровано имя одного из героев этой сказки. Вы узнаете его, если прочитаете написанное через одну букву:

Л С П О Р Б Т А И К Е А

— Правильно, получилось слово «Собака».

— Назовите орфограмму этого слова (безударная гласная О, непроверяемая ударением).

— Будем писать букву О с нижним соединением.

— С какими буквами гласная О соединяется нижним соединением?

(соединяем с помощью нижнего соединительного элемента)

— Чередуя, допишите до конца строки.

— Вспомните остальных героев этой сказки.

— Запишите их имена в тетради через запятую: СОБАКА, ПЕТУХ, МЕДВЕДЬ, ЛИСИЦА, ЗАЯЦ, БЫК.

— Какое слово лишнее и почему? (Все слова с непроверяемыми гласными в корне слова).

— Проверка: прочтите слова с безударной гласной О, Е, И, Я.

— А сейчас посмотрите еще один эпизод из сказки.

Полечу к ним, этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я такой гадкий и осмелился приблизиться к ним. Ну, и пусть! Лучше погибнуть.

— Подумайте, какая речь в данном отрывке: монологическая или диалогическая.

— Так что же это? Докажите!

— А узнали ли вы сказку? Назовите ее.

— А знаете ли вы монолог, который произносит герой русской сказки «Колобок»? Расскажите.

— Сколько раз и для кого он произносит ( вернее, напевает) свой монолог?

(4 раза: зайцу, волку, медведю, лисе).

— Что изменяется в монологе каждый раз? (появляется новый герой)

— Кто сможет пропеть последний монолог Колобка.

— Тихонько встаньте, представьте, что мы все Колобки и катимся по лесной тропинке, и поем:

Я колобок, колобок, Я от дедушки ушел,

Я по коробу метен, Я от бабушки ушел,

По сусеку метен, Я от зайца ушел,

На сметане мешен, Я от волка ушел,

Да в масле пряжен, От медведя ушел,
(жарить в масле) От тебя, лисы,

На окошке стужен. Нехитро уйти!

— Ребята, а это действительно монолог у Колобка?

— А сейчас давайте посмотрим, как на письме оформляется диалог.

Для этого поработаем с упражнением 176.

— Откроем учебник («Детская риторика» 2 кл.) на стр. 181.

— Прочитайте 2 диалога (самостоятельно).

— Чтение вслух (по ролям).

— Что можно сказать о речевом поведении девочек? (невежливая, вежливая)

— Какие слова это подтверждают?

— Как оформляется диалог на письме? (Каждая реплика оформляется с новой строки, пишется с большой буквы, ставится тире в начале предложения).

Я медведя поймал! Веди его сюда! Да не идет! Так сам иди! Да медведь не пускает!

— Прочитайте запись диалога, в котором реплики не отделены друг от друга. Ваша задача записать диалог правильно. (Самопроверка). Обобщение.

— Так как же оформляется диалог на письме?

— Прочитайте диалог по ролям.

— Рассмотрите веселые картинки. Придумайте сказку «Почему огурцы бывают с пупырышками?»: 1) в монологе, 2) в диалоге.

Спросил я однажды у огурца:

— Ты почему всегда с пупырышками?

И он рассказал мне такую историю:

— Однажды мы с капустой пошли на речку купаться. Я нырнул в воду первым, а капуста стала раздеваться. Она так долго снимала с себя все свои одежки, что я успел в воде замерзнуть и покрыться пупырышками. Вот с тех пор я и хожу всегда с пупырышками.

Пошли однажды огурец с капустой на речку купаться. Огурей нырнул в речку первым и закричал:

— Капуста, иди купаться, прыгай быстрее, вода теплая.

— Я еще не разделась.

— Так быстрее снимай свои одежки.

— И так тороплюсь, ведь их у меня много.

— Мне уже становится холодно в воде.

— Всё, капуста, не могу ждать. Я так замерз, что покрылся пупырышками.

Кто теперь может ответить на вопрос урока: что такое монолог и что такое диалог?

Оцените свои достижения на уроке.

— Кто желает проинсценировать сказку «Лиса и тетерев»?

— Какую речь вы услышали в этой сказке?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Как оформляется диалог на письме?

XII . Домашнее задание. Составить отзыв о просмотренном спектакле

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Монолог что это такое 2 класс. Смотреть фото Монолог что это такое 2 класс. Смотреть картинку Монолог что это такое 2 класс. Картинка про Монолог что это такое 2 класс. Фото Монолог что это такое 2 класс

«Изучение темы во 2 классе по русскому языку «Монолог и диалог» основано на использовании театральной педагогики (теневой театр).

Для усвоения данной темы инсценируются сцены из русских народных сказок: «Лиса и заяц», «Лиса и тетерев» и фрагмент сказки Г. Андерсена «Гадкий утенок». Физминутка проводится по русской народной сказке «Колобок». Одновременно закрепляются новые понятия.

«На уроке дети работают с толковым словарем, пополняя свой словарный запас. Используются и другие игровые приемы для поддержания интереса к теме урока. Например, предлагается творческое задание придумать сказку «Почему огурцы бывают с пупырышками?» в форме монолога и диалога.

«Во время закрепления дети самостоятельно оформляют диалог на письме.

«Для домашнего задания предлагается составить отзыв о просмотренном спектакле.

Цель:

Планируемые результаты: учащиеся научаться распознавать в тексте диалог и монолог, формировать умения записывать монолог и диалог.

Оборудование: куклы для теневого театра, ширма

«ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.

III. Работа в тетради.
Запись числа. Классная работа. Монолог и диалог.

IV. Показ диалога из сказки «Заяц и лиса».
— Сейчас вы увидите отрывок сказки и попробуйте определить диалог это или монолог (просмотр теневого театра).

V. Шифровка.
— А на доске у меня зашифровано имя одного из героев этой сказки. Вы узнаете его, если прочитаете написанное через одну букву:
Л С П О Р Б Т А И К Е А
— Правильно, получилось слово «Собака».
— Назовите орфограмму этого слова (безударная гласная О, непроверяемая ударением).

VI. Чистописание.
— Будем писать букву О с нижним соединением.
— С какими буквами гласная О соединяется нижним соединением?
ОЛ ОМ ОЯ
(соединяем с помощью нижнего соединительного элемента)
— Чередуя, допишите до конца строки.

VII. Словарная работа.
— Вспомните остальных героев этой сказки.
— Запишите их имена в тетради через запятую: СОБАКА, ПЕТУХ, МЕДВЕДЬ, ЛИСИЦА, ЗАЯЦ, БЫК.
— Прочитайте.
— Какое слово лишнее и почему? (Все слова с непроверяемыми гласными в корне слова).
— Проверка: прочтите слова с безударной гласной О, Е, И, Я.

VIII. Эпизод из сказки «Гадкий утенок».
— Подумайте, какая речь в данном отрывке: монологическая или диалогическая.
— Так что же это? Докажите!
— А узнали ли вы сказку? Назовите ее.
Физминутка.
— А знаете ли вы монолог, который произносит герой русской сказки «Колобок»? Расскажите.
— Сколько раз и для кого он произносит ( вернее, напевает) свой монолог?
(4 раза: зайцу, волку, медведю, лисе).
— Что изменяется в монологе каждый раз? (появляется новый герой)

IX. Оформление на письме диалога.
— А сейчас давайте посмотрим, как на письме оформляется диалог.
Для этого поработаем с упражнением 176.
— Откроем учебник («Детская риторика» 2 кл.) на стр. 181.
— Прочитайте 2 диалога (самостоятельно).
— Чтение вслух (по ролям).
— Что можно сказать о речевом поведении девочек? (невежливая, вежливая)
— Какие слова это подтверждают?
— Как оформляется диалог на письме? (Каждая реплика оформляется с новой строки, пишется с большой буквы, ставится тире в начале предложения).
— На доске текст:
Я медведя поймал! Веди его сюда! Да не идет! Так сам иди! Да медведь не пускает!
— Прочитайте запись диалога, в котором реплики не отделены друг от друга. Ваша задача записать диалог правильно. (Самопроверка). Обобщение.
— Так как же оформляется диалог на письме?
— Прочитайте диалог по ролям.

X. Творческое задание.
— Рассмотрите веселые картинки. Придумайте сказку «Почему огурцы бывают с пупырышками?»: 1) в монологе, 2) в диалоге.
1) Монолог:
Спросил я однажды у огурца:
— Ты почему всегда с пупырышками?
И он рассказал мне такую историю:
— Однажды мы с капустой пошли на речку купаться. Я нырнул в воду первым, а капуста стала раздеваться. Она так долго снимала с себя все свои одежки, что я успел в воде замерзнуть и покрыться пупырышками. Вот с тех пор я и хожу всегда с пупырышками.
2) Диалог:
Пошли однажды огурец с капустой на речку купаться. Огурей нырнул в речку первым и закричал:
— Капуста, иди купаться, прыгай быстрее, вода теплая.
— Я еще не разделась.
— Так быстрее снимай свои одежки.
— И так тороплюсь, ведь их у меня много.
— Мне уже становится холодно в воде.
— Сейчас, сейчас…
— Всё, капуста, не могу ждать. Я так замерз, что покрылся пупырышками.

XI.Рефлексия
-Кто теперь может ответить на вопрос урока: что такое монолог и что такое диалог?
— Оцените свои достижения на уроке.

XII. Итог.
— Кто желает проинсценировать сказку «Лиса и тетерев»?
— Какую речь вы услышали в этой сказке?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Как оформляется диалог на письме?

XII. Домашнее задание. Составить отзыв о просмотренном спектакле

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *