Монополия в 17 веке что это

МОНОПОЛИЯ

Экономическая монополия от­ли­ча­ет­ся от мо­но­по­лий, ос­но­ван­ных на вне­эко­но­мических пре­иму­ще­ст­вах (административных при­ви­ле­ги­ях, об­ла­да­нии уни­каль­ны­ми при­род­ны­ми ре­сур­са­ми и т. п.), тем, что её мо­но­поль­ные по­зи­ции на рын­ке фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве дей­ст­вия эко­но­мических за­ко­нов. Она воз­ни­ка­ет в ус­ло­ви­ях ка­пи­та­ли­стической эко­но­ми­ки, ко­гда то­вар­ное (ры­ноч­ное) про­изводство на­чи­на­ет при­об­ре­тать круп­ные мас­шта­бы. Монополия фор­ми­ру­ет­ся пре­ж­де все­го на ба­зе дей­ст­вия тен­ден­ции кон­цен­тра­ции про­изводства и ка­пи­та­ла, ос­но­ван­ной на кон­ку­рент­ных пре­иму­ще­ст­вах, при­об­ре­тае­мых в си­лу эф­фек­та эко­но­мии от круп­но­го мас­шта­ба про­изводства. Кро­ме то­го, для ка­пи­та­листического хо­зяй­ст­ва ха­рак­тер­но на­ли­чие ес­те­ст­вен­ных мо­но­по­лий, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в от­рас­лях, где мо­но­поль­ная ор­га­ни­за­ция про­изводства за­ве­до­мо эф­фек­тив­нее кон­ку­рент­ной.

Монополия не все­гда свя­за­на лишь с круп­ным про­изводством. Не­боль­шое про­изводство на ло­каль­ном рын­ке мо­жет так­же иг­рать мо­но­поль­ную роль, ес­ли для по­тре­би­те­лей ве­ли­ки из­держ­ки вы­хо­да на другие рын­ки или по­ис­ка то­ва­ров-за­ме­ни­те­лей. Крат­ко­вре­мен­но эф­фект монополии мо­жет воз­ни­кать и в про­изводстве срав­ни­тель­но не­боль­ших мас­шта­бов при ис­поль­зо­ва­нии здесь каких-либо уни­каль­ных пре­иму­ществ (напр., осо­бо эф­фек­тив­ных но­во­вве­де­ний, ос­вое­ния прин­ци­пи­аль­но но­вых про­дук­тов и т. п.). Од­на­ко по ме­ре ос­вое­ния та­ких пре­иму­ществ и другими пред­при­ни­ма­те­ля­ми монополии это­го ви­да раз­мы­ва­ет­ся и ис­че­за­ет.

Источник

Что такое монополия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Монополия – это экономическая ситуация на рынке, когда всю отрасль контролирует единственный производитель (или продавец).

Производство и торговля товаров или предоставление услуг принадлежит одной фирме, которую также называют монополией или монополистом. У субъекта нет конкурентов, вследствие этого компания обладает определенной властью и может диктовать условия покупателям.

Монополия в 17 веке что это. Смотреть фото Монополия в 17 веке что это. Смотреть картинку Монополия в 17 веке что это. Картинка про Монополия в 17 веке что это. Фото Монополия в 17 веке что это

Примеры монополий

Слово «монополия» зародилось в Древней Греции и в переводе обозначает «один продаю».

Определение монополии подразумевает существование ниши бизнеса, где доминирует один производитель, который регулирует количество товара и его цены.

В чистом виде компании-монополисты встречаются очень редко. Это связано с тем, что практически для любого товара или услуги можно найти заменитель.

Например, естественной монополией является метрополитен. Если инфраструктуру подземки разделить между двумя-тремя конкурирующими фирмами, начнется настоящий хаос. Но, когда услуги метрополитена перестанут устраивать население, люди смогут добираться до места назначения на автобусах, трамваях, автомобилях, электричках.

То есть метрополитен – это монополист среди подземного, скоростного транспорта, но в сфере пассажирских перевозок он таковым не является.

Состояние экономики, в которой доминирует один субъект, характерно для жилищно-коммунального хозяйства, государственного сектора, производства продукции, требующей тщательного контроля.

Монополия в 17 веке что это. Смотреть фото Монополия в 17 веке что это. Смотреть картинку Монополия в 17 веке что это. Картинка про Монополия в 17 веке что это. Фото Монополия в 17 веке что это

Рассматривая, что такое монополия, нельзя обойти стороной еще одно близкое понятие – «олигополия». Это состояние встречается в экономике гораздо чаще. Олигопольный рынок делят между собой несколько компаний. При сговоре основных игроков рынок по своим характеристикам приближается к монопольному (пример — сотовые операторы).

Виды и формы монополий

Выделяют следующие формы монополий:

Есть и другие варианты классификации, например, их делят на два вида по форме собственности:

Или по территориальному принципу на 4 вида:

Если рассматривать искусственную монополию, когда объединяется ряд предприятий (компаний), то говорят о различных формах таких слияний:

Монополия в 17 веке что это. Смотреть фото Монополия в 17 веке что это. Смотреть картинку Монополия в 17 веке что это. Картинка про Монополия в 17 веке что это. Фото Монополия в 17 веке что это

Монополия в истории развития общества

Выгоду от монополии люди заметили практически сразу с появлением обмена и зарождением рыночных отношений. При отсутствии конкуренции цены на продукцию можно поднять.

Древнегреческий философ Аристотель считал создание монополии умелой политикой ведения хозяйства. В одном из трудов в качестве примера мудрец рассказывает о подданном, получившим деньги «в рост». Для извлечения прибыли, предприимчивый человек скупил все железо в мастерских, а затем перепродал его с наценкой купцам, прибывшим из других мест.

Мыслитель упоминает и о попытках регулирования государством монополии. Ушлый продавец был выслан правительством из Сицилии.

В Европейских странах в Средние века монополизм развивался по двум направлениям – в результате создания цехов и путем выдачи королевских привилегий:

В 19 веке в результате бурного развития производства обострилась конкурентная борьба между производителями. Снижение затрат привело к укрупнению фабрик и заводов. Оставшиеся игроки объединялись в различные сообщества (тресты, синдикаты, пулы), которые действовали как монополисты.

Монополии в истории России – это повторение общемировых тенденций. Но большинство процессов в нашей стране происходили с опозданием и часто приносились извне. Так, в царской России производство спиртных напитков являлось исключительно государственной функцией.

А первый промышленный синдикат возник в Петербурге в 1886 году при участии немецких партнеров. Он объединил 6 фирм, производящих гвозди и проволоку. Позднее зародился сахарный синдикат, затем «Продамет», «Продуголь», «Кровля», «Медь», «Продвагон» и др.

Причины монополизма

Стремление к монополизации рынка нормально для любого бизнеса. Оно заложено в самой природе предпринимательской деятельности, основная цель которой – получение максимальной прибыли. Монополии создаются как естественным, так и искусственным путем.

Дополнительными факторами, способствующими развитию монополизма, могут быть:

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе:

Поэтому правительства стран стараются ограничить появление монополий. Специальные государственный органы следят за уровнем конкуренции на рынке, контролируют цены, предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков.

Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

С тем, что существуют естественные монополии можно поспорить. Просто эти компании захватили абсолютно все аспекты рынка, потому у других нет шансов туда войти.

Монополии всегда задерживают развитие. Поскольку эти предприятия захватили рынок, им нет смысла совершенствоваться, они все равно могут выставить любую цену.

Государство само плодит монополии, тем самым нарушая интересы потребителей. К примеру, создание региональных операторов по вывозу ТБО, просто дали этим мусорщикам возможность обогащаться на выделенных им территориях, вот они и обогащаются.

Слабо у нас ФАС работает, столько явных сговоров у тех же сетевиков, да и тарифы ЖКХ весьма мутные, но ФАС интересует Гугл в смартфоне, а не то, что его действительно должно интересовать.

Как ни парадоксально, но в борьбе с монополизацией рынка, государство должно пресекать сильное снижение цен, вызванное одним или несколькими участниками рынка, ведь подобный демпинг и приводит к монополизации.

Если государство создает естественные монополии, то и цены государство должно регулировать, а то этим государственным олигархам дай волю, будут поднимать тарифы до бесконечности.

Без естественных монополий, увы, не обойтись. Я же не могу выбрать поставщика водоснабжения, понятно, что не могут под землёй 10 труб проходить от разных поставщиков, вот мы и вынуждены пользоваться услугой одного.

Источник

Государственные монополии. Сбор откупов и пошлин. О печатных пошлинах

К государственному праву примыкают и законы, касающиеся прерогатив и регалий царской власти. К их числу относится прежде всего чеканка монеты, сосредоточенная в руках государства начиная с XVI в. В Уложении монетному делу посвящена глава, состоящая всего из двух статей, — «О денежных мастерех, которые учнут делати воровские деньги».

Собственно к чеканке может относиться только первая статья. Она делит состав преступлений в отношении монеты на две части: во-первых, чеканка медных, оловянных или укладных денег вместо принятых в государстве серебряных, — это в чистом виде фальшивомонетничество; и, во-вторых, примесь в серебро меди, олова или свинца, т. е. порча денег с целыо наживы. Таким образом, относить эту статью только к разряду фальшивомонетничества, как это встречается в литературе, пе основательно. И тот и другой вид преступления закон расценивал как причинение убытка казне и определял виновным квалифицированную смертную казнь — залитие в горло расплавленного металла (V, 1). Другая статья той же главы карала мастеров за подмес к драгоценным металлам простых металлов при изготовлении заказов. В таком случае назначались торговая казнь и возмещение убытка заказчикам (V, 2).

Государственной монополией было изготовление и продажа пива, меда и вина. Общее управление этой регалией сосредоточивалось в приказе Новая четверть. На местах кружечными дворами заправляли «верпые головы» и целовальппкп (IX, 6). 06- щипы отвечали за недобор и проступки выбранных пмп целовальников.

В XVII в. широкое распространение получили откупа на сбор казенных доходов с различных объектов, подлежавших обложению поборами: питейные сборы, сборы с кабаков, таможенные (мыты, перевозы, мостовщина), тамга, городские бани, мельницы, рыбные ловли и т. п. (IX, 13; XVIII, 21, 29, 30). Уложение разрешало сдачу на откуп указанных статей дохода посадским людям и крестьянам дворцовых и черносошных волостей; помещичьи и вотчинные крестьяне к откупам не допускались (XVIII, 23)

Откупами ведал приказ Большого дворца. Лицам, взявшим что-либо на откуп, выдавались откупные грамоты. За приложение печати к ним в Печатном приказе взималась пошлина по 7 7г денег с рубля. Если сумма откупа не превышала 6 рублей, пошлина взималась в размере 50 денег с человека (XVIII, 21, 26). Некоторым откупщикам предоставлялась привилегия — отсрочка рассмотрения жалоб на них в судебном порядке до окончания срока откупа. Но и в данном случае за оформление специальных грамот взималась пошлина по полуполтине с человека. В других случаях по жалобам на откупщиков суд рассматривал дела на следующий год после года поступления жалобы. (XVIII, 22, 23).

Сбор откупов и пошлин вне Москвы производился городовыми воеводами, которые высылали деньги в соответствующие приказы. Если находился откупщик, который брал тот или иной откуп с наддачей по сравнению с тем, что выплачивал его предшественник, то откуп передавался ему. Интерес казны был определяющим. В то же время закон обязывал откупщиков держать в технически пригодном состоянии мосты и перевозы через реки, дабы не причинять ущерба проезжим людям. В противном случае ущерб взыскивался с откупщиков (IX, 13).

Несомненной прерогативой правительства был сбор пошлины за оформление деловой документации путем приложения казенной печати. Регламентации этого вопроса в Уложении отведена самостоятельная XVIII глава — «О печатных пошлинах». В ней выделены определенные группы лиц и типы пошлин, взимаемых с удостоверения актов. К первой категории относились землевладельцы и соответственно документы, касающиеся поместпо- вотчинных дел. Пошлина в размере 27г деньги с четверти пашни исчислялась в следующих случаях: с жалованных грамот на поместья; с ввозных грамот на отцовские поместья; за купчие на вотчины, приобретенные из порозжих земель; с отказных грамот на завещанпые и взятые в заклад вотчины; за перехожие четверти при мене поместьями и вотчинами; при оформлении поместий и вотчин за родственниками с тех, кто получал землю, и, наконец, при возобновлении прав владения вотчиной и поместьем, ранее конфискованными, если новая дача будет превышать прежнюю (XVIII, 1, 14, 15, 17—20).

Пошлины с челобитья, а не с четвертей, в размере полуполтины с человека взимались в таких случаях: при выдаче ввозных грамот на старые поместья взавден утерянных; с оформления передачи поместий женам и детям дворян и детей боярских, убитых на государевой службе; при выдаче поместий из порозжих земель украинных городов и дикого поля; с жалованных грамот о пожаловании поместья в вотчину; с меновых при мене земельными владениями (XVIII, 3—6, 18, 19)’.

Освобождались от уплаты пошлин возобновленные жалованные грамоты на старые родовые и купленные вотчины; грамоты на поместья, выделенные взамен отошедших в «Литовскую сторону»; в качестве льготы освобождались от пошлин жалованные грамоты, наказные памяти в города и прочие документы, данные боярам и другим думным людям (XVIII, 7, 10, 11, 16, 56—57).

Освобождались от пошлин грамоты, выданные головам и сотникам стрелецких полков, стрельцам московских приказов, казакам на владение вотчинами и поместьями, а равно по делам о займах и долговых обязательствах (XVIII, 49—50).

Устанавливалось размежевание сбора пошлин между Москвой и Новгородом при пожаловании поместий новгородским помещикам (XVIII, 12, 13)\

Следующая категория лиц, платившая печатные пошлины, — гости и торговые люди. За жалованные грамоты па различного рода льготы опи платили по 2 р. 50 к., а за данные грамоты на право иметь каменные лавкп в Москве — по 1 р. 25 коп. (XVIII, 8, 9). На общем осповаппи платили печатные пошлины торговые люди и уговорщики, ведшие хлебную торговлю в Архангельске, в попизовых городах и в Сибири (XVIII, 67), Английским и голландским купцам предоставлялись различного рода льготы, в том числе освобождение от уплаты пошлин за прпложенпе печатей к грамотам. Другие жо иностранные купцы платили пошлины на общих основаниях (XVIII, 55)\

Детально регламептпровапы пошлипы п льготы по ним в отношении откупов.

Солидпым источпиком пополпепия казпы были пошлины за приложение печатей к грамотам по судным делам, Пошлипы взимались за посылку грамот в города по судным делам, за каждую грамоту по полуполтине — независимо от того, ссылались ли истец и ответчик на «общую правду» или свидетелей указывала одпа сторона, и независимо от того, какое количество грамот послано «(XVIII, 31, 32, 43, 44)\ Если дело велось не по ипицпатпве сторон, то пошлипы уплачивала сторона, прпзнанная судом виповпой ‘(XVIII, 31, 32, 33)’. За грамоты по челобптпьш о долговых кабалах, долгах по духовной, купчей и о бескабаль- пых исках пошлина была полполтины с грамоты и в том же размере с каждого акта (XVIII, 34—36). Грамоты по коллективным челобитьям оплачивались пошлиной в размере от 25 алтын и выше (XVIII, 37, 38). Повторные грамоты в города о вызове ответчиков в Москву — даже в том случае, если неявка ответчиков по первым грамотам вызвана их упорством или укрывательством их со стороны воевод, — оплачивались истцами, а им предлагалось сводить счеты с другой стороной (XVIII, 43, 44).

От уплаты пошлин по различного рода грамотам освобождались слуягалые, посадские и пашенные люди сибирских, пермских, вятских и устюжских городов, «потому что место дальнее, и сибирские служилые люди приезжают к Москве временем»; освобождались от пошлин проезяше грамоты, выданные дворянам, детям боярским, татарским и стрелецким головам при их посылке в дальние сибирские города, а также грамоты «в управ- ных делех», выданные головам, сотникам московских стрельцов и стрельцам; сюда подключались и грамоты по челобитьям стрельцов друг на друга, «потому что люди служилые, а земли за ними государевы», грамоть* о выдаче денежной и хлебной руги монастырям и слуяшлым людям по прибору о разрешении последним беспошлинно торговать в городах «пошлин для их службы и бедности не имати» (XVIII, 47—53)’.

Следует подчеркнуть, что освобождений от взимания пошлин за приложение печатей к грамотам встречается немного. В социальном плане освобождение касалось верхов господствующего класса: думных людей, властей высокопривилегированных монастырей — Троице-Сергиева и Спасского Нового. Крестьяне же и монастырские слуги этих монастырей от уплаты пошлин не освобождались (XVIII, 56, 59—62).

Сказанное выше относительно функционирования и состава государственных органов, начиная с поуездных и кончая Боярской думой и царем как главой государства, а также относительно правового обеспечения безопасности государства и неприкосновенности личности государя, позволяет заключить, что в Уложении 1649 г. получили воплощение и значительную разработку нормы феодального государственного права, достигшие к середине XVII в. относительно высокого развития.

Источник

Монополия в 17 веке что это

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В Англии Раннего Нового времени исследователи выделяют три типа торговых компаний: регулируемые, паевые и смешанные.

Регулируемые компании (regulated company) – имели общее управление, общую хартию и даже общие складочные места. В других странах такие компании выступали как единые корпорации, которым королевская хартия предоставляла монополию на торговлю. Однако купцы регулируемых компаний обладали экономической свободой и торговали самостоятельно, на свой страх и риск. Как правило, подобные предприятия могли себе позволить лишь представители крупного купечества, для которых этот риск не был слишком велик. К регулируемым относят компании, появившиеся в Англии в конце XV – первой половине XVI в. (например, компании купцов-складчиков, купцов-авантюристов, Восточную, Марокканскую компании и др.).

Паевые компании (joint-stock company) – представляли собой ранние акционерные общества, в которых купцы вносили пай разной величины и получали доходы соответственно своему паю. Это позволяло привлекать в подобные компании представителей мелкого и среднего купечества, что, естественно, сделало паевые компании самым популярным типом торговых компаний второй половины XVI – начала XVII в. Одной из первых таких компаний стала Московская торговая компания (возникла в 1553 г.), а уже к началу XVII в. среди паевых компаний были Левантийская, Бермудская, Испанская и др. Компанией смешанного типа считается Ост-Индская компания (возникла в 1600 г.), где паевой взнос делался только для отдельных экспедиций.

Возникновение паевых компаний совпадает с выходом Англии в океанические просторы, с началом длительных и опасных путешествий. И именно мелкие паевые торговые компании создавались для организации отдельных экспедиций в Америку. Временем расцвета паевых компаний стала вторая половина XVI в., когда английское купечество (как столичное, так и провинциальное) в условиях политической стабильности в стране получает возможность для реализации своих планов. Интересно, что купцы могли быть членами сразу нескольких торговых предприятий, что увеличивало товарооборот.

Однако столь бурное развитие английской торговли приводит в итоге к формированию в начале XVII в. в купеческой среде мощной олигархии, которая постепенно вытесняет в конкурентной борьбе мелких пайщиков из компаний. Таким образом паевые компании в семнадцатом столетии превращаются в регулируемые (в начале XVII в. – Левантийская, в 1622 г. – Московская, в конце XVII в. – Ост-Индская). А в первой половине XVII в. английская торговля оказывается в руках небольшой, но мощной кучки монополистов-олигархов, размещавшихся в Лондонском Сити. В 1604 г. в Палате Общин депутаты констатировали: « Все суконщики и по существу все купцы Англии горько жалуются на сосредоточении торговли в руках… купцов Лондона, к разорению всех других ».

Как известно борьба против торговых монополий была одним из важных пунктов парламентских петиций в годы противостояния Стюартов со своими подданными. Купцы-аутсайдеры, проигравшие конкурентную борьбу, выступили на стороне восставшего парламента в годы английской революции. Победив, они пришли к власти и отменили прежние монополии. Однако фактически одни монополисты сменили других. В середине 1640-х гг. возмущенный Лильберн пишет: « Можно ли считать справедливым положение, что теперь снова вводятся патенты на мыло, соль, кожу и прочее, хотя монополии четыре года тому назад были отменены палатой и признаны противоречащими равноправию всех свободных людей Англии? »

Источник

Что такое монополия. Объясняем простыми словами

Монополия (от греч. monos — «один» и poleo — «продаю») — модель рынка, на котором в производстве или распределении того или иного продукта доминирует одно предприятие, устанавливая полный контроль над ценами.

Монопольный рынок — это концентрация производства и капитала в одних руках. У компании-монополиста либо нет конкурентов вообще, либо они не играют заметной роли, и производитель может диктовать конкурентам и покупателям свои условия.

Различают несколько видов монополий: естественные, искусственные, открытые и закрытые (государственные).

Естественные монополии возникают там, где бизнес приносит прибыль, только если обслуживает весь рынок. При этом требуются большие капиталовложения на начальном этапе, а на окупаемость проекту нужно продолжительное время. Это железнодорожные перевозки, система водоснабжения, добыча полезных ископаемых и т. д.

Наличие естественной монополии может быть выгодно с точки зрения общественных интересов, поскольку позволяет за счёт масштаба производства удовлетворять спрос на жизненно важные товары и услуги с минимальными затратами.

Искусственные монополии создаются при объединении нескольких предприятий для вытеснения конкурентов. Они могут быть в форме:

Открытые монополии образуются, когда компания выходит на рынок с новой технологией или продуктом, а конкуренты ещё не освоили это производство. Примером может служить ситуация с Apple, когда компания выпустила на рынок первый iPhone. Это положило начало массовому производству смартфонов.

Государственные (закрытые) монополии создаются с помощью законодательных барьеров. Это исключительное право государства или организации на производство, торговлю, оказание услуг. Монополии могут касаться налогообложения, прав на пользование недрами, авторских прав и патентов и т. д. Например, монополия Банка России на выпуск и обращение денег или маркировка изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом.

Пример употребления на «Секрете»

(О том, как Boeing стала первой монополией в авиации и почему перестала ею быть.)

Нюансы

Из-за отсутствия конкуренции монополии завышают цены на свои товары и услуги. Кроме того, качество самих товаров, как правило, хуже, чем в условиях свободной конкуренции.

Для борьбы с этим государства вводят антимонопольное регулирование. Принимаются законы о том, чтобы, например, добычей газа, его транспортировкой и продажей конечным потребителям занимались разные компании. Такая ситуация сложилась в США и Канаде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *