Монтессори для малышей что это значит
Система Монтессори
Монтессори – это особая авторская методика занятий с детьми, разработанная известным итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори и названная ее именем. Систему называют настоящим прорывом в сфере педагогики.
История появления педагогической системы. Кто такая Монтессори?
Идеи первой в Италии женщины-врача легли в основу успешной системы развития детей разных возрастов.
Мария Монтессори занимала должность ассистента врача клиники психиатрии, где находились маленькие пациенты – умственно отсталые дети. Ими никто не занимался, они были полностью предоставлены себе и одиноки. Врач и педагог Мария начала приносить детям игрушки и различные предметы – бусинки, лоскутки тканей, коробочки и пр. Через время она заметила, что поведение детей кардинально изменилось. Они стали более активными и живыми, начали проявлять интерес к жизни.
Каждодневные длительные наблюдения за маленькими пациентами, имеющими определенные проблемы в развитии, послужили фундаментом для создания одной из самых известных и популярных педагогических методик в мире. Позже методика была адаптирована и для обычных детей. Ее используют и по сей день.
В чем суть педагогики Монтессори
Для детей создается подходящая развивающая среда. Они сами выбирают – как, чем и сколько времени играть. Учатся пользоваться предметами, получают необходимые знания, совершенствуют навыки.
Подход
Существует несколько важных критериев, без которых нормальное развитие детей невозможно:
Кредо системы: «Пожалуйста, помоги мне это осуществить самому».
Монтессори методика раннего развития. Основные принципы и методы
Педагогом обозначено пять ведущих позиций:
Что такое сенситивные периоды? Их много?
Когда Мария была назначена директором Ортофренического института, она создала специальную школу на базе учреждения. Здесь также велась подготовка преподавателей для работы с особенными пациентами. Поразительно, но эксперимент оказался успешным – часть ее учеников смогла сдать экзамены уровня обычной общеобразовательной школы для здоровых детей.
Затем Монтессори адаптировала свою методику для обычных детей и занялась организацией детсада для воспитанников в возрасте 3-7 лет. Это был первый проект, в котором на практике использовались и получили новое развитие созданные Марией методики. В это же время были открыты так называемые сенситивные периоды.
Сенситивный период – возраст, когда дети способны легко и естественно осваивать новую информацию.
Если период упущен или не пришел, ребенок испытывает трудности. Ему тяжело и не интересно.
Таких периодов было выделено шесть.
1. От рождения и до трех лет. Этап восприятия порядка
Двух летний малыш проще и быстрее усваивает навыки личной гигиены и охотно делает уборку за собой. Он охотнее участвует в наведении порядка дома, моет посуду и т.д.
2. От года до 4 лет. Этап развития движений и действий
В это время малыш стремится к активному движению. Наступает самое время играть на детских площадках, прыгать, бегать, лазить по лестницам и пр. Укрепляются мышцы, развивается лестниц, координация движений, вырабатывается ловкость и сила.
3. С рождения до 5,5 лет. Этап сенсорного развития
Период изучения звуков, запахов, цвета, фактуры, формы, размеров. Растягивается на несколько лет.
4. От полутора до 5,5 лет. Этап восприятия небольших предметов
В это время следует развивать мелкую моторику, перебирая бусинки, горошины, собирать паззлы, нанизывать предметы на нитку.
5. С рождения до 6 лет. Этап развития речи
Речь у ребенка развивается до шести лет. Совсем не обязательно разговаривать в год или два. Помогают обучению специальные картинки, карточки, книжки. Воспитатель и родитель аккуратно направляет ребенка.
6. От 2,5 до 6 лет. Этап формирования социальных навыков
Следует разъяснять правила поведения в обществе. Но насильно заставлять детей, например, здороваться – не стоит.
Монтессори – что это за методика? Цели занятий по возрастам
В таблице указаны группы детей по возрастам и сформулирована основная задача, стоящая перед воспитателями.
Возраст
Цель обучения
Используемые приемы и формат обучения
С момента рождения до достижения ребенком трехлетнего возраста
От двенадцати до пятнадцати лет
Методики от автора нет. Последователи самостоятельно предлагают образовательные планы.
Система Монтессори – что это такое? Что такое обучение дает детям?
Практика показала, что дети, которые занимались по данной системе, более адаптивны и лучше усваивают знания. Они достигают хороших результатов в школе. Главное условие успеха – начало занятий в самом раннем возрасте.
Преимущества системы
Монтессори методика раннего развития. Минусы
Как и любая педагогическая методика система имеет ряд минусов, это:
Кому подойдет система Монтессори
Тем, кто заинтересован в индивидуальном подходе к ребенку и готов предоставить ему больше свободы самовыражения.
Кому это не подходит?
Неусидчивым, подвижным и любящим активное общение, а также чрезмерно стеснительным детям, так как недостаток общения и упор на индивидуальные занятия нередко усугубляют проблемы.
При желании углубленно заниматься творчеством стоит подумать о дополнительных занятиях в другой среде.
Как сделать развивающую среду для ребенка?
На самом деле, все очень просто. Нужно создать классическую игровую комнату с несколькими зонами и не вмешиваться в самостоятельную игру ребенка. Обязательно необходимо позаботиться о наличии «растущего» стула с набором настроек и башнях помощника.
Где этому учат?
Сейчас подобные частные детские учреждения есть почти в каждом населенном пункте. При этом туда часто берут детей, начиная уже с двухлетнего возраста.
Детский сад Монтессори. Чего следует ожидать от занятий по известной методике
Все Монтессори-комнаты имеют зоны, каждая из которых оснащена развивающими предметами и дидактическими играми. Благодаря системе можно создать все условия для всестороннего и полноценного обучения ребенка – от самого рождения до школьного возраста. Приемы, используемые в методике, зависят от возраста детей.
Где узнать про систему Монтессори больше?
Подробно о системе можно узнать на сайте «Монтессори.дети» и открыв YouTube-канал. Популярный журнал Science размещал материалы, касающиеся эффективности метода.
Резюме
Методика имеет свои существенные плюсы. Это доступная среда для развития и полная свобода выбора. Ребенок обучается в комфортном для него темпе, который выбирает сам, не соревнуется с другими детьми и не испытывает стресса. Взрослый играет второстепенную роль, не навязывая детям свое видение ситуации.
Недостатки системы – изолированность от традиционных образовательных методик, возможные трудности при коллективном обучении. Минусы легко можно устранить современным грамотным подходом к системе.
Занятия Монтессори для детей от года. Как расставить приоритеты?
К первому дню рождения у малыша накапливается немало достижений, но самое интересное начинается позже. Развитие ребенка от года это целое приключение: кроха вовсю передвигается, хватает всё, до чего дотягиваются руки и буквально с каждым днём становится сообразительнее.
В занятиях по методу Монтессори для детей от года стараются учитывать все грани развития в этом периоде, но недостаточно просто использовать случайный набор упражнений, важно балансировать разные виды активности и следить за тем, чтобы в целом среда для малыша способствовала его развитию. Мы подготовили целый вебинар на эту тему, его можно посмотреть ниже:
«Мой дом – моя крепость». Монтессори рекомендации по обустройству дома малыша в 1-2 года.
Педагоги Монтессори всегда напоминают, что среда для ребенка должна быть удобной и безопасной. Не так-то просто расти и становиться самостоятельным, когда буквально повсюду тебя окружают непреодолимые препятствия: стулья в 2 твоих роста, раковина, размером со слона, неподъемная чашка и ложка, которая не влезает в рот.
Перед планированием Монтессори занятий, осмотрите свой дом и убедитесь, что у ребенка есть всё необходимое:
«Важней всего погода в доме». Простые истины о воспитании по методике Монтессори от одного года.
Иногда кажется, что использование метода Монтессори дома очень подходит занятым родителям, так как дети быстро становятся самостоятельными. Это ощущение обманчиво, так как в возрасте от 1 до 3 малыш всё ещё большую часть времени проводит с взрослыми и в первую очередь от их доброжелательности и заинтересованности зависит прогресс ребенка.
Дома малышу должно быть комфортно и безопасно, рядом важно иметь бодрых и отзывчивых взрослых, а сама жизнь должна нести как можно меньше серьезных стрессов и разочарований (и мы сейчас не о ситуациях, когда не дали попробовать на вкус асфальт или оторвать листочек у фикуса, такие стрессы неотъемлемая часть взросления). Только обеспечив малышу базовый минимум, можно переходить к развивашкам.
Монтессори дома для детей 1-2 года
Теперь перейдём непосредственно к занятиям Монтессори для детей нашей возрастной категории. Для удобства мы разделим их на группы, хотя в реальности почти все упражнения задействуют разные сферы детского развития.
Занятия Монтессори для сенсорного развития ребенка от 1 до 3
Это самая крупная категория, знакомящая ребенка с качествами предметов: цвета, формы, размеры, материалы, температуры и так далее.
Монтессори развитие крупной и мелкой моторики для детей от года
Обеспечьте малышу свободу движения и следите за уровнем его физической активности. Монтессори дети в 1 год и чуть старше не должны долго сидеть на месте. Руки маленького непоседы тоже должны быть заняты делом: никакого волшебства не требуется, достаточно самых простых игр с предметами.
Упражнения на развитие речи по Монтессори для детей 1-3 лет
Несмотря на то, что по-настоящему малыш заговорит чуть позже, период Монтессори педагоги подчеркивают особую значимость возраста между 1-2 годами для развития речи детей.
Развитие бытовой самостоятельности по методике Монтессори для детей от года
До трёх лет малыш всё ещё сильно привязан к маме и везде следует за ней. Многие мамы жалуются, что разрываются между заботой о ребенке и выполнением домашних дел и даже не подозревают, что участие в бытовых делах одно их лучших развивающих занятий для детей 1-2 лет по мнению Монтессори педагогов.
Не забывайте уделять время на начало и завершение любого занятия: у всех материалов должно быть своё место на полках, а рабочее пространство должно оставаться чистым. Именно в этом возрасте вы сможете приучить малыша самостоятельно следить за порядком.
Занятия творчеством по Монтессори для детей 1-2 лет
Вывод
Занятия по Монтессори от 1 года – это целый мир для детей. Здесь могут соседствовать специальные игрушки и обычные предметы, структурированные задания и свободный полёт фантазии, совместная работа с взрослым и самостоятельные занятия малыша.
В занятиях по Монтессори для детей 1-2 лет важнее всего соблюдать баланс активностей: не заставляйте малыша продолжать, если тот устал, помогайте ему находить новые интересные игры, побольше болтайте с крохой, умейте вовремя отпустить его в самостоятельное времяпрепровождение и следите за физической активностью ребенка в течение дня.
Заключение
Несмотря на высокую степень самостоятельности Монтессори малышей, только кажется, что возможно оставить их одних и пойти заниматься своими делами. Планирование активностей для гармоничного развития ребенка – это сложная и кропотливая работа, а за любым успехом малыша всегда стоят талантливые и трудолюбивые родители.
Детский Монтессори центр «Созвездие» ценит старания родителей и знает, как часто им не хватает передышки и возможности обменяться идеями с единомышленниками. Именно для таких семей мы предлагаем целый спектр Монтессори занятий для детей от года: занятия вместе с мамой, мини-садик, индивидуальные занятия с педагогами и специалистами, консультации для родителей. Для того чтобы оценить атмосферу наших клубов мы приглашаем всех на бесплатное пробное занятие, где вы сможете познакомиться с нами и получить ответы на все вопросы. Мы будем рады вам помочь!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Краткое разъяснение основных педагогических идей Монтессори
Монтессори метод – это один из самых распространенных педагогических подходов не только к обучению, но и к целостному воспитанию личности. На чем же строится технология Монтессори?
В основе метода лежит убежденность, что дети достигают лучших результатов и развиваются гораздо гармоничнее в среде, которая соответствует их возрасту и не сковывает их возможности приобретения новых знаний.
Сторонники школы Марии Монтессори постоянно повторяют, что воспитание человека должно быть всесторонним и захватывать его эмоциональное, физическое, социальное и когнитивное развитие.
Педагогическая теория М. Монтессори строится на убеждении, что ни один человек не может получить знания напрямую от другого человека – этому процессу всегда предшествует проживание собственного опыта, а значит, только мы сами с самого первого дня нашей жизни творим свое образование.
Сперва это может звучать глупо. Какое может быть самообразование у ребенка двух-трёх лет?
Дело в том, что дети любознательны по своей природе (вспомните, как едва начавшие ходить малыши становятся настоящим домашним ураганом). Эту природную склонность к приобретению знаний через опыт Монтессори назвала «впитывающий ум», именно взращиванием природной любознательности и переводом её в конструктивное русло и занимается Монтессори педагогика.
Основные понятия Монтессори педагогики
Несмотря на достаточную простоту цели, реализация подобного подхода требует огромных усилий: необходимо правильно подготовить пространство и материалы и понимать, как взаимодействовать с ребенком.
Давайте выясним, из каких элементов складывается подход к воспитанию и обучению детей выросший на педагогических идеях Марии Монтессори.
Подготовленная среда по Монтессори
В данном подходе принято уважать ребенка и его индивидуальность уже с первых дней жизни. Соответственно ребенок должен иметь право выбирать себе занятие и самостоятельно заботиться о себе, и это должно быть предусмотрено средой.
Методический материал в Монтессори педагогике
Монтессори материал – это все те увлекательные задания, которые ребенок выполняет в период свободной работы в Монтессори пространстве. Материал может быть как приобретенным в детских магазинах, так и сделанным в домашних условиях, главное, чтобы он соответствовал идее Марии Монтессори о развитии ребенка:
Краткое описание зонирования пространства по технологии Монтессори
Монтессори активности обычно располагаются в различных зонах, объединённых общей целью и знакомящих ребенка с конкретной областью человеческих знаний или свойствами мира.
Зона упражнения практических навыков – визитная карточка идей Марии Монтессори. Она первая обратила внимание, что детей нужно учить, как правильно ухаживать за собой и поддерживать порядок. Помимо пользы для моторики и когнитивного развития, упражнения практических навыков позволяют ребенку стать более независимым, эффективно общаться с людьми и относительно быстро освоить базовые правила этикета.
Зона сенсорного развития ещё один важный пункт Монтессори педагогики. Ребенок в первые годы жизни как бы настраивает все свои органы чувств: учится воспринимать визуальную картину мира, тренирует остроту слуха, знакомится с разнообразием вкусовых и тактильных ощущений. Все, даже самые высшие мыслительные функции, в первую очередь связаны с точностью интерпретации ощущений, поэтому сенсорное развитие занимает особое место в Монтессори методе.
Зона русского языка расширяет словарный запас ребенка, а в старшем возрасте знакомит с чтением и письмом. В обучении письму Монтессори технология часто использует шершавые карточки и письмо по песку, это дает ребенку возможность запомнить очертания букв. Также в этой зоне много карточек, развивающих фонетический слух и готовящих к чтению.
Зона математики – это первые уроки математики и логики, где дети связывают понятия числа и количества, осваивают числовой ряд, порядки, базовые операции с числами. Даже такая абстрактная наука в Монтессори подходе изучается на основе практического опыта с помощью счетных цилиндров, бусин и так далее.
Зона наук об окружающем мире. Здесь происходит много интересного: изучается биология, химия, физика и науки об обществе. Всё также в формате мини-проектов и практических занятий.
Кратко о подготовке взрослого к работе по Монтессори технологии
Профессионалы обычно проходят официальный тренинг по Монтессори подходу, на котором изучают возрастные особенности детей и их образовательные потребности. Также многое педагогам приходится узнать о составление учебных планов, диагностике и работе с конкретными материалами. В идеале взрослый, сопровождающий ребенка в его развитии должен отвечать следующим качествам:
Педагоги и родители – это главные помощники ребенка, но не абсолютные источники знания для него. Взрослые являются проводниками, а значит, несмотря на свой опыт и знания, они должны помочь ребенку проделать путь познания самостоятельно.
Отношение Марии Монтессори к оценкам в педагогической системе
Мария Монтессори не поощряла сравнение детей друг с другом и оценку их развития по стандартизированной шкале. Часто учреждения используют аналоги отметок – солнышки, звездочки и смайлики. Такой подход лишь вводит в заблуждение, так как по сути своей является той же самой оценкой.
Вместо этого в Монтессори педагогике используется сбор индивидуальной обратной связи, которая состоит в основном из наблюдений за ребенком. Целью таких оценок является не похвалить или отругать, а совместно с родителями определить, что необходимо ребенку для дальнейшего развития в данный конкретный момент.
Сам же ребенок получает обратную связь в беседе с педагогом, который обращает внимание на работу ребенка с конкретным заданием. Это позволяет сформировать у ребенка адекватную и устойчивую самооценку, не зависящую от мнения других людей, но чуткую к достижениям.
Другие важные характеристики организации обучения в соответствии с педагогическими идеями Монтессори
Помимо основных принципов, есть множество других условий, которые также обязательны в полноценной Монтессори среде. Перечислим главные из них.
Выводы
Несмотря на кажущуюся простоту педагогические идеи М. Монтессори непросты в реализации. Предоставить ребенку «полезную» свободу можно только в правильно подготовленном пространстве, а, несмотря на самостоятельную работу ребенка с материалами, от взрослого требуется много знаний и умений, чтобы по-настоящему поддержать малыша. Тем не менее, направление имеет миллионы сторонников по всему миру, так как результаты подхода поражают: дети становятся увереннее, лучше держат внимание и демонстрируют успехи в учебе.
Заключение
Познакомиться с технологией М. Монтессори вживую можно в детских центрах сети «Созвездие». Мы специализируемся на дошкольном Монтессори образовании и предлагаем групповые и индивидуальные занятия для детей с первого года жизни.
Специально для родителей, которые ещё не уверены, подойдёт ли Монтессори конкретно их ребенку, мы предлагаем посетить бесплатное пробное занятие в любом нашем клубе. Для записи достаточно заполнить форму на сайте или просто позвонить нам. Мы ждём вас в гости!
Метод Монтессори в домашних условиях
Организовать детям Монтессори пространство дома не только можно, но и нужно, если ребенок посещает Монтессори клуб. Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по квартире, где детей воспитывают по методу Монтессори, и постараемся собрать самые главные рекомендации, как самостоятельно создать ребенку среду для развития.
Сперва предлагаем освежить ваши знания о том, чем примечателен наш подход:
Можно ли применить метод Монтессори для детей в домашних условиях?
Очень часто родителям кажется, что Монтессори метод требует очень сложность организации пространства и невероятного количества развивающих наборов, что явно не вписывается ни в бюджет семьи, ни в метраж её квартиры. На самом же деле Монтессори среда дома организуется достаточно легко, а потраченные усилия компенсируются нормализацией детского поведения и снижением количества истерик.
Малышам очень важно обрести самостоятельность, а значит, взрослые и пространство должны помочь им делать как можно больше всего без помощи взрослых. Правильно организованное пространство доступно малышу, эта свобода снижает стресс и уровень фрустрации из-за невозможности сделать что-то без родителей.
Сама Мария Монтессори не разделяла правила для дома и для классной комнаты и говорила, что любая среда, в которую помещён ребенок, должна подходить ему и служить на пользу его развитию. Это значит, что если вы выбрали этот подход для своего малыша, то начать стоит непременно с условий, в которых живёт ребенок.
Самый простой способ развития детей по Монтессори в домашних условиях
Дети, а особенно дошкольники, очень любят «помогать» маме по дому. Часто от такой помощи очень хочется отказаться, но если задуматься, то все эти домашние дела по-настоящему захватывающая штука для ребенка. Во-первых, дети склонны копировать действия родителей, а, во-вторых, если мама ради мытья посуды готова оторваться от игры с тобой, значит, она делает что-то очень важное, а это значит и тебе тоже надо.
С помощью Монтессори приёмов для дома вы сможете органично включить ребенка в уход за домом и сделать из стирки, готовки и мытья посуды целый многопрофильный детский развивающий центр.
Мы часто недооцениваем малышей, нам кажется, что двухлетка ещё ничего не может, но в реальности в правильно организованной среде даже двух-трёхлетние дети способны выполнять простейшие задачи: мыть посуду и овощи, вытирать стол и пол, смешивать ингредиенты и сортировать бельё перед стиркой. Они делают это с огромным удовольствием и гордостью, ведь родители доверили им что-то очень важное, а главное, эта активность не только поможет им в будущем держать свой дом в порядке, но и разовьёт многие навыки лучше новомодных игрушек.
Сперва просто расслабиться, Монтессори не терпит суеты.
Осмотрите квартиру и вспомните, какие домашние задачи были сегодня в вашем списке дел. Подумайте, что из этого мог бы освоить вам малыш: уборка, готовка, стирка. Можете даже посмотреть в интернете, с какими домашними делами дети, воспитанные по методу Монтессори, справляются в этом возрасте.
Начните обучение с самых простых операций, например, взять и положить: положить носки в стиральную машинку, порезанный банан в кашу. Затем вы будете наращивать новые операции на базу уже освоенных навыков (например, самостоятельно почистить банан перед нарезкой, а затем и порезать его без помощи взрослых).
Выделите день посвободнее, чтобы у малыша было время освоить новый навык и удивитесь, как много может ваш малыш, если правильно подойти к его воспитанию.
Гид по Монтессори квартире: как организовать развивающие занятия дома
Теперь же давайте пройдемся по квартире, и выясним, как ребенок может быть включен в жизнь семьи, и что может понадобиться для использования методики Монтессори в домашних условиях.
Развитие по Монтессори на домашней кухне
Раз мы уже начали с готовки, то первую остановку сделаем на кухне. Обычно это очень популярное место в квартире, а уж с наступлением эпохи карантинов начинает казаться, что вся семья только и делает, что передвигается между кухней и спальней.
Первым важным приобретением для кухни должен стать небольшой табурет-стремянка (в интернете можно легко найти подходящие по размеру, функционалу, стилю и цене варианты). Такой табурет обязательно должен быть достаточно лёгким, чтобы ребенок мог сам его передвигать, и достаточно устойчивым, чтобы увлеченный готовкой малыш не упал с него. С помощью такой стремянки открываются совершенно новые возможности: можно пользоваться раковиной, столами и ящиками наравне со всеми, а, значит, и чувствовать себя частью семьи.
Другим полезным приобретением будет простой высокий стул для кормления ребенка за общим столом. Люди всех культур едят вместе, и совместный прием пищи является очень важной частью социализации и ощущения общности для семьи. Не кормите ребенка отдельно, позвольте ему быть вместе со всеми.
Если бюджет семьи и размеры кухни позволяют, можно оформить отдельный уголок для ребенка с набором посуды, безопасным ножом, графином воды, небольшой раковиной с проведённой водой. Также важно выделить там стол, на котором ребенок сможет готовить пищу.
Монтессори детская дома
Одно из самых очевидных мест дома, где стоит использовать Монтессори материалы – это комната (или зона) самого ребенка. Мы уже делали целую статью про детскую комнату по Монтессори, но сегодня пройдёмся по основным моментам ещё раз.
Все вещи и развивающие материалы должны быть в зоне доступа ребенка (это касается и высоты полок, и лёгкости открывания всевозможных ящиков и дверок). Для Монтессори материала лучше всего использовать открытые этажерки, корзины и подносы, для одежды и предметов ухода – детские шкафы и ящики,
Одежда в шкафу должна быть расположена так, чтобы ребенок всегда мог выбрать из нескольких вариантов: пара футболок, пара штанишек, несколько пар носков и так далее,
Избегайте захламления пространства и ярких цветов в оформлении, ненужные предметы рассеивают внимание малыша,
Расположите в корзинах несколько книг по возрасту ребенка и оформите уголок для чтения с креслом и лампой, чтобы малыш мог сам присесть и полистать их, например, перед сном. Подбирайте книги, рекомендуемые Монтессори педагогами для домашнего чтения,
Для самых маленьких стоит использовать кровать-матрас, чтобы ребенок мог сам залезать и вылезать из неё. Для ребенка постарше можно поставить полноценную кровать, которая будет удобна для него.
Игрушки и материалы имеет смысл чередовать: в доступе у ребенка за раз должно быть где-то 6-10 активностей, остальные приберегите на другой день. Менять активности стоит где-то раз в неделю,
Сами игрушки тоже стоит выбирать с умом: не стоит приобретать те, которые делают всё за ребенка. Мы советуем отказаться от планшетов и игрушек на батарейках, они созданы не для развития ребенка, а для его отвлечения в угоду родителям.
Убедитесь, что абсолютно все элементы детской безопасны для ребенка, который находится там без контроля взрослых. Время наедине с собой очень важно для малыша, но вы должны быть уверены, что ему ничего не угрожает.
Ванная комната – методика Монтессори для развития навыков самообслуживания дома
Несмотря на то, что маленькие дети кажутся неопрятными, они очень хотят научиться ухаживать за собой, как мама и папа, поэтому в ваших силах ускорить процесс приобретения ребенком навыков самообслуживания.
Убедитесь, что у ребенка есть доступ до зеркала, раковины, есть своя зубная щётка и расческа, он сам достаёт до салфеток или туалетной бумаги и другим предметам для ухода за собой.
Приучение к горшку мы также рекомендуем проводить в ванной комнате, чтобы у ребенка сразу закрепились правильные ассоциации с местом. Позже даже маленьких детей можно достаточно быстро перевести на пользование унитазом: достаточно приобрести детское сидение и ступеньку.
Не лишним при интересе ребенка может стать и создание маленького дамского уголка, где малышка могла бы учиться заплетать себе волосы и играть в салон красоты.
Дачный участок – методика М. Монтессори для частного дома
Пребывание на природе является неотъемлемой частью Монтессори воспитания, причём это касается как городских жителей, так и тех, кому повезло расти за городом.
Само по себе нахождение на улице, наблюдение за живой природой и игры с природным материалом положительно влияют на развитие ребенка, поэтому старайтесь организовывать жизнь ребенка так, чтобы каждый день у него было хотя бы несколько часов прогулки.
Если есть возможность, полезно организовать для малыша пару грядок с простейшими растениями: салатом, морковкой, другими овощами. Уход за собственным огородом улучшит знания ребенка о живой природе, разовьёт его личностные качества, такие как упорство и терпеливость, поможет в развитии крупной и мелкой моторики, поможет малышу подольше находиться на свежем воздухе. Городским жителям стоит задуматься о зимнем саде на балконе или высадить пару растений на подоконниках.
Двор – это отличное место для развития координации и ловкости. Стимулируйте ребенка как можно больше двигаться: приобретите детский игровой комплекс, заведите собаку, привлекайте малыша к уходу за садом или строительству.
Обычная уборка тоже может стать Монтессори активностью в домашних условиях
Снова повторим, что если вы ещё не привлекли своего малыша к помощи по дому, то обязательно сделайте это в следующий раз.
Вытирать, отмывать, полоскать, оттирать, подметать, сортировать, выбрасывать, собирать: в каждом из этих глаголов сосредоточена польза для развития ребенка. Это и развитие координации и мелкой моторики, и ощущение причастности к делам семьи, и увеличение словарного запаса, и когнитивное развитие ребенка.
Обязательно подготовьте необходимые инструменты подходящего размера: небольшие тряпочки и губки, маленький веник и совок, швабру, ведерко для воды, пульверизатор с водой.
Учите малыша простым действиям и каждый раз немного усложняйте задачу. Будьте уверены, приучив ребенка к чистоте и порядку в дошкольном возрасте, у вас никогда не возникнет проблем с чистотой, когда он станет подростком.
Выводы
Несмотря на кажущуюся сложность, переход к Монтессори воспитанию в домашних условиях осуществить достаточно легко. Главное продумать пространство так, чтобы ребенок всегда имел выбор активностей, мог активно участвовать в домашних делах и как можно больше делал без помощи родителей.
Пробуйте добавлять в пространство буквально пару-тройку Монтессори элементов и наблюдайте, как меняется жизнь вашей семьи. Если эти изменения вам по вкусу, добавляйте следующие зоны и материалы. Так, за небольшой промежуток времени вы мягко встроите Монтессори в жизнь всех членов семьи.
Заключение
Детский Монтессори центр «Созвездие» всегда рад знакомству с семьями, которые выбрали этот удивительный метод для воспитания детей. У нас вы найдёт всё для того, чтобы организовать ребенку гармоничное развитие от первых месяцев с рождения до семилетнего возраста.
Мы предлагаем Монтессори группы на несколько часов, Монтессори садик на половину дня и на целый день, индивидуальные занятия и творческие кружки для детей. Наши центры находятся в разных районах Москвы, и вне зависимости от филиала вас ждут домашняя атмосфера и сертифицированные педагоги. Запишитесь на бесплатное пробное занятия по методу Монтессори! Мы будем ждать вас в гости!