Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики что им необходимо
Контроль знаний по обществознанию по теме «Духовная культура»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа № 1» г.Вилючинск
Обществознание(профильный уровень) 11 класс
2017/2018 учебный год
Задание А.(по 1 баллу)
1.Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные?
1.мораль 2.наука 3.культура 4.религия
2.Искусство отличает от иных форм культуры свойство-
1.формирование теоцентрической картины мира
2.отражение материального мира посредством художественных образов
3.выдвижение гипотез, проведение эксперимента
4.построение стройной логической системы доказательств
3.Известный в прошлом поэт вернулся из эмиграции на родину. Стиль, в котором написано большинство его стихотворений, всегда признавался новаторским. В небольшом зале местного краеведческого музея состоялся творческий вечер, собравший незначительный круг знатоков и почитателей его творчества. Продуктом какого типа культуры является этот вечер?
1.массовой 2.популярной 3.традиционной 4.элитарной
4.Какой признак отличает большую науку от науки прошлых времен?
1.стремление к постижению сущности природных и социальных явлений
2.выдвижение гипотез о происхождении Вселенной, возникновении Земли
3.применение при проведении многих исследований методов компьютерного моделирования
4.построение рационалистической, логически стройной картины мироздания
5.Какой признак отличает религии мировые от национальных или локальных?
1.поиск ответов на вопросы о смысле человеческого бытия, о загробном мире и вечности духа
2.выдвижение определенных моральных принципов, запретов, предписаний
3.открытость, отсутствие привязки к определенной этнической принадлежности
4.объединение верующих в общину, осуществление общения и взаимодействия между ними
6.Верны ли следующие суждения об этике современной науки и ответственности ученых?
А.Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики, что им необходимо помнить о моральных границах своей исследовательской деятельности.
Б.Особенно ответственно ученым необходимо подходить к исследованиям человеческой психики, интеллектуальных ресурсов, т.к. любое воздействие на эти процессы может быть непредсказуемо.
1.верно только А 3.верны оба суждения
2.верно только Б 4.оба суждения неверны
7.Учителя математики с начала учебного года стали посещать новые годичные курсы в областном Институте повышения квалификации учителей. К какой ступени образования относится учреждение, в котором обучаются учителя?
1.высшее профессиональное образование
2.дополнительное профессиональное образование
4.второе высшее образование.
8.Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?
А.Феноменами, явлениями духовной жизни выступают наука, религия, искусство и мораль.
Б.Духовная сфера жизни общества развивается изолированно, обособленно от других сфер, не испытывая на себе влияния экономики и политики.
1.верно только А 3.верны оба суждения
2.верно только Б 4.оба суждения неверны
А.Образование, школа, в широком смысле этого слова, сегодня является непременным условием построения успешной карьеры.
Б.Современное общество диктует для образования новые требования, важнейшим из которых выступает идея непрерывности образования, возможность выбора человеком разнообразных образовательных траекторий на протяжении всей сознательной жизни.
1.верно только А 3.верны оба суждения
2.верно только Б 4.оба суждения неверны
10.Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее частное, наиболее узкое по смыслу.
1.христианство 2.мировая религия 3.форма культуры 4.католичество
11.Современная наука, активно опирающаяся на биотехнологии, научилась создавать новые вещества с заранее заданными свойствами. Следствием развития генной инженерии стало производство генномодифицированных продуктов, которые, казалось, способны избавить человечество от проблемы голода. Но само употребление подобных продуктов в пищу вызвало противоречивые последствия в жизни людей. Какую функцию науки можно проиллюстрировать подобным примером?
1.мировоззренческую 2.социальную 3.прогностическую 4.объяснительную
12.В современном мире образование является открытой системой. РФ является участником Болонского процесса, направленного на сближение образовательных систем европейских стран и признание эквивалентности документов об образовании. Данным примером можно проиллюстрировать тенденцию в развитии образования:
1.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «современное образование».
Компетентностный подход, компьютеризация, вариативность, интернационализация, догматичность, индивидуальная траектория, гуманизм, государственно-общественное управление, проектные технологии, непрерывность
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
2.Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами.
1.океанологи составили карту миграций косяков промысловых рыб на сезон путины
2.ученые провели исследование средневековых церковных чудес, объяснив многие их них с материалистической т.зрения
3.ученые предложили новый метод добычи нефти и газа на арктическом шельфе
4.учеными-генетикамисозданы новые сорта кукурузы, устойчивой к условиям засухи
5.ученые предложили технологии строительства мусороперерабатывающих заводов вместо мусоросжигиющих для улучшения окружающей среды и жизни людей
6.ученые-фармацевты создали новый препарат для лечения больных диабетом
Запишите получившуюся последовательность букв.
3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)Научное сообщество никак не может оставаться равнодушным к целому ряду исследований, связанных с клонированием живых организмов. (2)Сегодня, как никогда, велика ответственность людей науки за продукты и результаты их деятельности. (3)Многие научные институты и группы уже заявили об опытах по клонированию животных. (4)Одним из наиболее известных является клонирование в Великобритании овечки по имени Долли.
Определите, какие положения текста нося
Б.характер оценочных суждений.
1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «субкультура»? привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о субкультурах.
2.Мыслители утверждают, что каждая национальная культура пишет в душе человека свои письмена. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами проявление влияния культуры на личность человека, привычки людей.
3. Социологические службы страны А. проводили на протяжении ряда лет исследования предпочтений граждан разных возрастных групп на пользование учреждениями культуры и приобщение к культурному наследию. Респондентам задавался вопрос: «Как часто вы посещаете учреждения культуры в течение года»? На основании проведенных опросов была составлена диаграмма.
Сформулируйте 3 основных вывода о культурных предпочтениях граждан, которые могут сделать ученые на основании полученных данных. Выскажите(соответственно выводам) пояснения о происходящей динамике показателей культурного развития.
1-3 2-2 3-4 4-3 5-3 6-3 7-2 8-1 9-3 10-4 11-2 12-1
1.Смысл понятия: субкультура – система ценностей, поведенческих стандартов, норм, характерных для определенной группы и позволяющих отличить её от остальных.
Наиболее значительную роль в современном обществе играет молодежная субкультура, для носителей которой характерен особый язык, привычки, стиль в одежде и общении.
В каждом обществе складываются особые субкультуры, включающие людей, отрицательно относящихся к доминирующим культурным традициям.
Раскрыт смысл понятия, составлены два предложения – 2 балла
Раскрыт смысл понятия, составлено одно предложение
Или смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух предложениях – 1 балл
следование определенным предпочтениям в стиле общения, знакомства с новыми людьми(например, женщина на Кавказе никогда не пожмет протянутую ей мужчиной для знакомства руку, это не принято национальными культурными традициями).
следование определенному стилю в одежде(например, приверженность женщин Кавказа к удлиненными юбкам темного цвета).
следование предпочтениям в кулинарии, питании(например, для многих средиземноморских народов, японцев главным в питании являются морепродукты)
3 примера – 3 балла
2 примера – 2 балла
1.Неизменно возрастает число граждан, посещающих кинотеатры и мультиплексы, это может быть связано с возрастающими бюджетами современного кино, применением спецэффектов, технологии 3Д, которые привлекают зрителей в оснащенные по последнему слову техники киноцентры
2. На достаточно высоком уровне находится интерес к концертам, очевидно, что каждая возрастная группа граждан может найти в обилии предложений на рынке интересующие их концерты и выступления любимых артистов и коллективов, очевидны достижения поп-музыки, рекламы концертной деятельности.
3.Среди аутсайдеров – музеи, это связано с практически полным отсутствием рекламы и информации об их деятельности в СМИ, вероятно, и об отсутствии значимых выставок, вызывающих интерес не только специалистов, но и обычных граждан
4.На среднем уровне находится интерес к посещению театров, можно высказать предположение, что театры устойчиво посещает определенная стабильная группа людей.
5.Крайне незначителен интерес граждан к библиотечным фондам, практически прекращение посещения библиотек возможно по причине доступности многих книг в Интернете и снижении интереса к чтению у молодежной аудитории
Три вывода и пояснения – 3 балла
Два вывода и 2 пояснения или три вывода и одно-два пояснения – 2 балла
Один вывод и одно пояснение или два вывода и одно пояснение или два вывода без пояснений. – 1 балл.
Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики что им необходимо
(ответы в конце теста)
А1. Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
2) 2 развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата
3) 3 возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках
4) составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей
А2. Художественное (эстетическое) познание основано на
1) выдвижении научных гипотез
2) обобщении данных, полученных экспериментальным путем
3) накоплении и обобщении жизненного опыта
4) отображении мира в художественных образах
А3. Верны ли следующие суждения об этике современной науки и ответственности ученых?
А) Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики, что им необходимо помнить о моральных границах своей исследовательской деятельности.
Б) Особенно ответственно ученым необходимо подходить к исследованиям человеческой психики, интеллектуальных ресурсов, так как любое воздействие на эти процессы может быть непредсказуемо.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Исторически наиболее ранний тип экономической системы – традиционная экономика. Характерным ее признаком является
1) доминирование интересов производителя над интересами потребителя
2) регулирование объемов и номенклатуры производства посредством обычаев
3) образование монополий, диктующих рынку цены и правила игры
4) экономическая свобода потребителя, делающего выбор товаров в условиях альтернативы
А5. Ферма после уборки урожая сократила количество работников. Механизаторы и комбайнеры вновь будут набираться на ферму только весной следующего года. Приведенный пример иллюстрирует безработицу
А6. К инструменту монетарной(денежной) политики государства можно отнести
1) согласование условий заключения коллективных договоров
2) контроль за заключением сделок о слиянии между крупными компаниями
3) определение учетной ставки банковского процента
4) продажу государством в частные руки неэффективных предприятий
А7. Верны ли следующие суждения об издержках(затратах) производства?
А) Внешними (явными, бухгалтерскими) затратами выступают все затраты предприятия, проведенные по бухгалтерским документам, например, выплата заработной платы работникам.
Б) Скрытыми (внутренними) затратами могут выступать затраты, связанные с упущенной прибылью, с расходами собственных средств предприятия (к примеру, на акции), с размещением предприятия в собственном здании.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А8. По какому признаку выделены такие социальные группы как горожане, селяне, провинциалы, столичные жители?
А9. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?
1) Человек последовательно отстаивает свои принципы и, даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.
2) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на прямой конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне ее, чем уступит себе.
3) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция – быть не таким как все.
4) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.
А10. Социологическими службами страны М. проводился опрос среди семейных пар двух возрастных групп: молодых семей в возрасте от 22 до 28 лет и пар в возрасте от 36 до 48 лет. Респондентам предлагалось продолжить фразу: «Семейные брачные узы наиболее прочны в том случае, если…»
Результаты опроса (в %), представлены в таблице:
Варианты продолжения фразы:
молодежь
старшее поколение
супруги имеют детей
супруги доверяют друг другу
супруги имеют отдельную от родственников квартиру
супруги живут в материальном достатке
супруги имеют общие интересы и общий уровень образования
Какой вывод можно сделать на основании полученных данных?
1) для большинства опрошенных среди молодого поколения решающим фактором в сохранении семьи является материальный достаток
2) старшее поколение, в большей степени, чем молодежь, обращает внимание на наличие отдельной квартиры
3) молодое поколение, в отличие от старшего, считает приоритетным фактор наличия общих детей
4) доверие и наличие общих интересов полагают более значимыми представители молодого поколения
А11. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А) Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определенных требований, выработанных обществом, так и посредством требований личности к самой себе.
Б) Методы и способы социального контроля трансформируются в ходе исторического развития, одним из векторов их эволюции становится возрастание роли и значения самоконтроля.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А12. Какой признак отличает государство от иных институтов политической системы общества?
1) закрепление властной воли в издаваемых правовых актах
2) представление интересов определенных групп людей
3) разработка программ политических действий
4) пропаганда определенной политической идеологии
А13. В стране Z после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны Z?
1) В стране закреплена основным законом и гарантируется государственная собственность на средства производства.
2) Государство является основным работодателем для наемных работников, оно же устанавливает минимальный размер оплаты труда.
3) В государстве обеспечиваются равные условия развития для предприятий различных форм собственности, гарантируется неприкосновенность частной собственности.
4) Государство принимает директивные планы развития экономики страны на долгосрочную перспективу.
А14. Социологические службы страны К. провели среди обычных граждан и среди группы предпринимателей опрос для выяснения отношения к коррупции. Респондентам был задан вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что в нашей стране для решения своих проблем гражданам приходится нередко давать взятки? Какое из приведенных ниже суждений на этот счет ближе к вашей точке зрения?»
Результаты опроса представлены в таблице:
Отношение к коррупции
Это необходимая часть нашей жизни, без этого ничего не сделать
Этого можно избежать, но с взятками легче делать дела
Этого нужно избегать, поскольку коррупция разлагает нас и нашу власть
Какой вывод можно сделать на основании полученных данных?
1) Граждане в меньшей степени, чем предприниматели, пытаются избегать давать взятки, полагая, что коррупция разлагает общество.
2) Обе категории опрошенных в равной мере положительно оценивают ситуацию с коррупцией.
3) Предприниматели, в меньшей степени, чем остальные граждане, полагают, что взятки – необходимая часть нашей жизни.
4) Предприниматели, больше чем остальные граждане, полагают, что со взятками легче делать дела.
А15. Верны ли следующие суждения о политике?
А) Политика – деятельность, связанная с осуществлением властных отношений в обществе.
Б) Политика – это сфера, в первую очередь, связанная с производством духовного продукта, информацией.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А16. Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, порядок наследования регулируются нормами права
А17. Производственное объединение предъявило иск фирме-поставщику о ненадлежащем исполнении договора поставки. Данное дело будет рассматриваться в суде
А18. В Конституции РФ закреплено положение о России как о правовом государстве. Это означает, что
1) государство обеспечивает гражданам достойный уровень жизни
2) в государстве реализуется принцип разделения и независимости властей
3) церковь отделена от государства и система образования – от церкви
4) в государстве гарантируется многообразие форм собственности
А19. Какая из ситуаций является уголовным правонарушением (преступлением)?
1) Сантехник не явился на работу без уважительной причины.
2) Гражданин перебегал улицу в неположенном месте и был остановлен инспектором ГАИ.
3) Гражданин изготавливал при помощи цветного копировального аппарата фальшивые банкноты и сбывал их на рынке.
4) Бригада строителей не закончила отделочные работы в установленные договором сроки.
А20. Верны ли следующие суждения о международном праве?
А) Источниками международного права могут выступать конвенции, международные обычаи, судебные решения.
Б) Источником международного права не являются общие принципы права.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ЧАСТЬ В: Задания с кратким ответом
При выполнении заданий с кратким ответом внимательно следуйте инструкции, записывайте ответ в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр.
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Постепенное накопление изменений
Осуществляется стихийно и органично
Форма и способ общественных изменений
Новое постепенно вытесняет старое, не разрушая его
В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «производитель». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Предложение, инвестиции, балансовая прибыль, система менеджмента, потребительский доход, логистика, оборудование, основной капитал.
В3. Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
1) Молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала ее победа в городском конкурсе «Учитель года».
2) Молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала.
3) После окончания престижного юридического вуза, выпускник был приглашен на работу в компанию по продаже автомобилей на должность юрисконсульта.
4) Солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужившись до прапорщика, затем ему было предложено поступить в военное училище, чтобы получить офицерскую должность.
5) Закончив обучение в техническом колледже, выпускник пришел работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования.
6) Врач, проводивший на протяжении ряда лет исследование лечения болезни, собрал материал для кандидатской диссертации, после ее защиты, он стал главным врачом отделения.
Б) профессиональная деятельность
В4. Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества.
1) Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса.
2) Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности.
3) Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности.
4) Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам.
5) Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.
6) Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково.
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Человеческие знания отличает многообразие видов и форм. (2) Одной из форм знаний выступают знания мифологические. (3) Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. (4) Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
«В гражданские __________________(1) могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками: организации, именуемые ________________(2), а также особые субъекты гражданского права — государственные и муниципальные образования. Содержание __________________(3) граждан (физических лиц) законодатель определяет в ГК как совокупность прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским __________________(4): иметь имущество на __________________(5); наследовать и завещать его; заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом; создавать юридические лица; совершать сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права автора.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Д) юридические лица
Е) равенство сторон
З) право собственности
В7. Выберите из предложенного признаки правового государства.
1) наличие системы налогов и сборов
2) разделение и независимость ветвей власти
3) главенство представительных законодательных органов власти
4) верховенство закона, его равное действие для всех
5) разветвленная система правоохранительных органов
6) соотношение национальной валюты с валютами других стран