Мотивационная функция морали означает что мораль является побудительным условием
Мотивационная функция морали означает что мораль является побудительным условием
В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).
Совесть, долг, зло, справедливость, добро, мораль.
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Добро, гуманизм, совесть, честь — это категории морали.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Религия | Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное |
. | Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости |
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).
Добро; долг; мораль; совесть; честь.
Все представленные понятия относятся к категориям морали.
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные нормы отражают потребности общества.
2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.
3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.
4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.
5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
1) Моральные нормы отражают потребности общества — да, верно.
2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах — нет, неверно.
3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни — да, верно.
4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль — да, верно.
5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме — нет, неверно, не всегда.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
Мораль играет особую роль в регулировании жизни общества. Она представляет собой форму _______(А), особые духовные правила, регулирующие поведение человека с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Мораль не только регулирует _______ (Б) между людьми. Она участвует в формировании индивидуального морального сознания и _______ (В) человека. Цель _______ (Г) состоит в формировании свободной и ответственной духовной личности, способной к _______ (Д). Кроме того, мораль представляет собой особого рода _______ (Е): через мораль человек познаёт законы добра, различные формы проявления добра и зла в мире, получает представление о таких понятиях, как жизнь, справедливость, счастье».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) практический опыт
2) нравственное воспитание
4) ценностное знание
6) общественное сознание
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:
Исходя из контекста, последовательность 639274 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль изучает одна из философских дисциплин — эстетика.
2) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором.
3) Нормы морали являются разновидностью социальных норм.
4) Мотивационная функция морали означает, что мораль является побудительным условием к совершению поступков.
5) Воспитательная функция морали обеспечивает регуляцию общественных отношений.
1) Мораль изучает одна из философских дисциплин — эстетика. Нет, неверно, мораль изучает этика.
2) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором. Да, верно.
3) Нормы морали являются разновидностью социальных норм. Да, верно, они регулируют общественные отношения на основе представлений о добре и зле.
4) Мотивационная функция морали означает, что мораль является побудительным условием к совершению поступков. Да, верно, поступки совершаются исходя из представлений о добре и зле.
5) Воспитательная функция морали обеспечивает регуляцию общественных отношений. Нет, неверно, ее обеспечивает регулятивная функция морали.
Выберите верные суждения о морали и моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль — это совокупность поддержанных общественным мнением социальных норм, которые регулируют разнообразные отношения людей на основе сложившихся в обществе представлений о добре и зле.
2) К функциям морали относят оценочную, воспитательную и контролирующую.
3) Моральные нормы устойчивы и неизменны.
4) Мораль — это компонент духовной культуры общества и форма общественного сознания.
5) Нарушение моральных норм всегда влечет за собой государственные санкции.
1) Мораль — это совокупность поддержанных общественным мнением социальных норм, которые регулируют разнообразные отношения людей на основе сложившихся в обществе представлений о добре и зле. Да, верно, это одно из определений данного понятия.
2) К функциям морали относят оценочную, воспитательную и контролирующую. Да, верно, это некоторые функции морали.
3) Моральные нормы устойчивы и неизменны. Нет, неверно, они относительны и меняются со временем.
4) Мораль — это компонент духовной культуры общества и форма общественного сознания. Да, верно.
5) Нарушение моральных норм всегда влечет за собой государственные санкции. Нет, неверно, только если моральные нормы совпадают с правовыми.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Области (сферы) духовной культуры | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
---|---|
. | Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни |
Образование | Целенаправленный процесс обучения и воспитания |
Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни — мораль.
Готовясь к выступлению на конференции по теме «Мораль как социальный регулятор», Ирина прочитала статью о морали и праве. Какие отличия морали от права могли быть раскрыты в статье? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) оказывает влияние на социализацию личности
2) характеризует отношения между людьми и социальными группами
3) действует непосредственно с опорой на авторитет общественного мнения и совесть человека
4) оценивает социальные явления и процессы с позиций добра и зла
5) закрепляется в общественном сознании и не требует письменной фиксации
6) включает в свою структуру нормы
1) оказывает влияние на социализацию личности — нет, неверно, и мораль и право влияют на данный процесс.
2) характеризует отношения между людьми и социальными группами — нет, неверно, и мораль и право регулируют, а значит и характеризуют отношения между людьми и социальными группами.
3) действует непосредственно с опорой на авторитет общественного мнения и совесть человека — да, верно, право действует с опорой на государственное принуждение.
4) оценивает социальные явления и процессы с позиций добра и зла — да, верно, это две ключевые категории морали.
5) закрепляется в общественном сознании и не требует письменной фиксации — да, верно, право фиксируется в нормативно-правовых актах и других источниках права.
6) включает в свою структуру нормы — нет, неверно, существуют как моральные, так и правовые нормы.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие и виды социальных норм:
2. Особенности норм морали:
а) ориентированы на ценности, образцы поведения;
б) имеют неформальный характер;
в) регулируются общественным мнением, совестью человека;
г) имеют исторический характер.
3. Структура морали:
а) нравственные категории;
в) воспитательная и т. д.
5. Мораль и нравственность.
7. Взаимосвязь морали и других регуляторов.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
«Главная функция морали — регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования __________(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда __________(Б) уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную __________(В) от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.
Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции __________(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, __________(Д) и т. д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение __________(Е) соответствующих норм и принципов его поведения в обществе.»
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) карательные органы | 2) общественные отношения | 3) свобода человека |
4) поведение людей | 5) индивид | 6) социальные нормы |
7) представления о добре | 8) естественно-природные регуляторы | 9) эстетика |
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Исходя из контекста, последовательность 483215 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Виды социальных норм:
2. Особенности норм морали:
а) ориентированы на ценности, образцы поведения;
б) имеют неформальный характер;
в) регулируются общественным мнением, совестью человека;
г) имеют исторический характер.
3. Структура морали:
а) нравственные категории;
5. Мораль и нравственность.
7. Взаимосвязь морали и других регуляторов.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мораль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о происхождении морали;
− одно предложение, раскрывающее интегративную функцию морали.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношение людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о происхождении морали, например: Мораль возникла естественно-историческим путём и восходит к обычаю. (Может быть составлено другое предложение, о происхождении морали.)
3) одно предложение, раскрывающее интегративную функцию морали, например: интегративная функция морали заключается в обеспечении необходимой стабильности и целостности общества. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса интегративную функцию морали).
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мораль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе;
− одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса, например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из категорий морали долг — обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую из категорий морали
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Моральные нормы отражают потребности общества.
2) Моральные нормы всегда закреплены в письменной форме.
3) Мораль изучает специальная философская дисциплина — этика.
4) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором.
5) Регулятивная функция морали обеспечивает рассмотрение поступков в координатах добра и зла.
1) Моральные нормы отражают потребности общества. Да, верно.
2) Моральные нормы всегда закреплены в письменной форме. Нет, неверно, нормы морали, как правило, не зафиксированы в письменной форме, это относится к нормам права.
3) Мораль изучает специальная философская дисциплина — этика. Да, верно.
4) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором. Да, верно.
5) Регулятивная функция морали обеспечивает рассмотрение поступков в координатах добра и зла. Нет, неверно, это оценочная функция.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
1) социальная норма
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Эксперимент и гипотеза относятся к научному познанию, а не к социальным нормам.
Правильный ответ 24. Санции и гипотеза это структура правовой нормы!
То, что санкции — это структура правовой нормы, не значит, что понятие «санкции» не относится к понятию «мораль».
Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.
Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.
Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.
Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.
Мотивационная функция морали означает что мораль является побудительным условием
Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В результате социальной мобильности индивиды всегда повышают или понижают свой социальный статус.
2) Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве.
3) Любое социальное взаимодействие приводит к социальной мобильности.
4) Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами.
5) Процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества.
1) В результате социальной мобильности индивиды всегда повышают или понижают свой социальный статус. Нет, неверно, это характерно только для вертикальной мобильности, тогда как при горизонтальной повышение или понижения не происходит.
2) Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. Да, верно.
3) Любое социальное взаимодействие приводит к социальной мобильности. Нет, неверно, человек может посещать работу взаимодействия с коллегами и клиентами, то есть вступая в социальное взаимодействие, при этом его статус останется неизменным, мобильности не будет.
4) Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами. Да, верно.
5) Процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Да, верно, например, массовая эмиграция из Советской России представителей белого движения способствовала определенной маргинализации их за рубежом.
Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Предмет, на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека, называют субъектом деятельности.
2) Аффективные действия основаны на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях.
3) Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
4) Мотив — основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность.
5) Средства деятельности — это используемые в ходе деятельности приёмы, способы действия, предметы и т. п.
1) Предмет, на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека, называют субъектом деятельности. Нет, неверно, это объект.
2) Аффективные действия основаны на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях. Нет, неверно, они основаны на эмоциях, сиюминутных порывах.
3) Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Да, верно.
4) Мотив — основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Да, верно.
5) Средства деятельности — это используемые в ходе деятельности приёмы, способы действия, предметы и т. п. Да, верно.
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль изучает одна из философских дисциплин — эстетика.
2) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором.
3) Нормы морали являются разновидностью социальных норм.
4) Мотивационная функция морали означает, что мораль является побудительным условием к совершению поступков.
5) Воспитательная функция морали обеспечивает регуляцию общественных отношений.
1) Мораль изучает одна из философских дисциплин — эстетика. Нет, неверно, мораль изучает этика.
2) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором. Да, верно.
3) Нормы морали являются разновидностью социальных норм. Да, верно, они регулируют общественные отношения на основе представлений о добре и зле.
4) Мотивационная функция морали означает, что мораль является побудительным условием к совершению поступков. Да, верно, поступки совершаются исходя из представлений о добре и зле.
5) Воспитательная функция морали обеспечивает регуляцию общественных отношений. Нет, неверно, ее обеспечивает регулятивная функция морали.
Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Главной особенностью демократического режима является наличие государственной идеологии.
2) Политический режим — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.
3) При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода.
4) Для тоталитарного режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике.
5) При демократическом режиме смена политических группировок и лидеров осуществляется путём свободных выборов.
1) Главной особенностью демократического режима является наличие государственной идеологии. Нет, неверно, при демократии действует идеологический плюрализм.
2) Политический режим — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Да, верно, это одно из определений политического режима.
3) При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. Да, верно, это признак авторитаризма.
4) Для тоталитарного режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. Нет, неверно, это характерно для демократии.
5) При демократическом режиме смена политических группировок и лидеров осуществляется путём свободных выборов. Да, верно, это признак демократии.
Выберите верные суждения о таких видах деятельности, как игра и общение, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В структуру общения как вида деятельности включают социальные нормы и ценности.
2) Общение как деятельность предполагает взаимную заинтересованность участников.
3) Игровая деятельность прекращается с завершением первичной социализации подрастающего поколения и не осуществляется людьми зрелого возраста.
4) По формам объединения участников игры выделяют коллективную и индивидуальную игровую деятельность.
5) Мотивация общения обусловлена потребностями, интересами, идеалами человека.
1) В структуру общения как вида деятельности включают социальные нормы и ценности. Нет, неверно, они не являются элементами его структуры.
2) Общение как деятельность предполагает взаимную заинтересованность участников. Да, верно, иначе у партнеров не будет мотива общаться.
3) Игровая деятельность прекращается с завершением первичной социализации подрастающего поколения и не осуществляется людьми зрелого возраста. Нет, неверно, она продолжается на протяжении всей жизни человека.
4) По формам объединения участников игры выделяют коллективную и индивидуальную игровую деятельность. Да, верно, например игра в футбол (коллективная) и игра в футбол на приставке (индивидуальная).
5) Мотивация общения обусловлена потребностями, интересами, идеалами человека. Да, верно, именно они способствуют началу или продолжению общения между людьми.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессиям, должностям, роду занятий.
Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — система признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе — нет, неверно.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом — да, верно.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть — да, верно.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека — нет, неверно.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессиям, должностям, роду занятий — да, верно.
Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без улучшения или ухудшения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2) Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без без улучшения или ухудшения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности — да, верно, это ее ключевая характеристика.
2) Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения — да, верно, социальная мобильность предполагает изменение социального статуса.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности — нет, неверно, существует нисходящая мобильность.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую — нет, неверно, по данному критерию выделяются горизонтальная и вертикальная мобильность.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность — да, верно, она характерна для традиционного общества.
Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратификации и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы.
2) Доиндустриальное общество было социально однородным.
3) Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности профессиональной деятельности.
4) Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека.
5) Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации.
1) Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы — да, верно.
2) Доиндустриальное общество было социально однородным — нет, неверно.
3) Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности профессиональной деятельности — да, верно.
4) Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека — нет, неверно.
5) Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации — да, верно.
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) В любом обществе социальный контроль держится на неписаных правилах, передаваемых из поколения в поколение.
2) Социальный контроль обеспечивает следование социальным нормам.
3) Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.
4) Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.
5) Социальный контроль всегда обеспечивается внешним воздействием на человека.
1) В любом обществе социальный контроль держится на неписаных правилах, передаваемых из поколения в поколение — нет, неверно.
2) Социальный контроль обеспечивает следование социальным нормам — да, верно.
3) Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций — да, верно.
4) Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия — да, верно.
5) Социальный контроль всегда обеспечивается внешним воздействием на человека — нет, неверно.
почему 1 не подходит?
Это более или менее подходит для традиционного общества, но уж никак не для нашего современного.
Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) В условиях авторитарного режима преобладает- командная экономика.
2) Демократический политический режим предполагает гарантии прав и свобод человека.
3) Конституции существуют только в странах с демократическим устройством.
4) Утверждение парламентаризма началось в новое время.
5) Характерной чертой тоталитаризма является сращивание государства и правящей партии.
1) В условиях авторитарного режима преобладает- командная экономика — нет, неверно. Государство не вмешивается в сферу экономики
2) Демократический политический режим предполагает гарантии прав и свобод человека — да, верно.
3) Конституции существуют только в странах с демократическим устройством — нет, неверно. В СССР были Конституции.
4) Утверждение парламентаризма началось в новое время — да, верно.
5) Характерной чертой тоталитаризма является сращивание государства и правящей партии — да, верно.
В пояснении к правильному ответу вы пишете: «1) В условиях авторитарного режима преобладает- командная экономика — нет, неверно. Государство не вмешивается в сферу экономики».
Это представляется неверным. Государство не только вмешивается в экономику, но и создает в ней свой сектор. Особенно это касается авторитарного режима, когда государственный сектор экономики становится преобладающим или даже единственным (как в Кампучии, например).
Командной экономики при авторитаризме нет, госсектор уживается с рынком.
В суждении речь идет об утверждении парламентаризма, а не появлении парламента.
В России да, но не в других же странах. В Великобритании уже после революции XVII века можно говорить о парламентаризме.
Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Восприятие является формой рационального познания.
2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.
3) Одним из критериев истины выступает практика.
4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.
5) Одной из форм чувственного познания является представление.
1) Восприятие является формой рационального познания — нет, неверно, чувственного.
2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем — нет, неверно, относительная истина может быть опровергнута, данное суждение подходит только к абсолютной истине.
3) Одним из критериев истины выступает практика — да, верно, является наиболее универсальным критерием истины.
4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию — нет, неверно, может вести.
5) Одной из форм чувственного познания является представление — да, верно, наряду с ощущением и восприятием.
Выберите верные суждения о социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные группы позволяют удовлетворить важные социальные потребности людей.
2) Социальные группы помогают в достижении целей, которые человек не смог бы осуществить в одиночку.
3) Любое сообщество людей социологи рассматривают в качестве социальной группы.
4) Группа является второстепенным элементом социальной структуры общества.
5) Одним из признаков первичной социальной группы является высокий уровень ее эмоциональности.
Социальная группа — совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно-необходимые функции в структуре общественного разделения труда.
1) Социальные группы позволяют удовлетворить важные социальные потребности людей — да, верно.
2) Социальные группы помогают в достижении целей, которые человек не смог бы осуществить в одиночку — да, верно.
3) Любое сообщество людей социологи рассматривают в качестве социальной группы — нет, неверно, обычное случайное объединение людей в пространстве не является социальной группой.
4) Группа является второстепенным элементом социальной структуры общества — нет, неверно, основным.
5) Одним из признаков первичной социальной группы является высокий уровень ее эмоциональности — да, верно.
Выберите верные суждения о религиозном и светском сознании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил.
2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие.
4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте.
5) В религиозном сознании может соединяться адекватное содержание действительности и иллюзии.
1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил — да, верно.
2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие — нет, неверно, могут и взаимодействовать.
3) Позиция религиозного сознания — отделение церкви от школы и государства — нет, неверно, это светское сознание.
4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте — да, верно.
5) В религиозном сознании может соединяться адекватное действительности содержание и иллюзии — да, верно.
религиозное сознание человека формируется и в детском возрасте
В суждениях не указано, что не формируется в детском возрасте
Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные нормы могут существовать исключительно в письменной форме.
2) Социальные нормы регулируют как действия отдельных людей, так и целых социальных групп.
3) Социальные нормы регулируют как взаимоотношения между людьми, так и обращение людей с техническими объектами.
4) Социальные нормы позволяют не только контролировать, но и оценивать действия людей.
5) Одна из функций социальных норм – включение человека в систему общественных отношений.
Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
1) Социальные нормы могут существовать исключительно в письменной форме — нет, неверно.
2) Социальные нормы регулируют как действия отдельных людей, так и целых социальных групп — да, верно.
3) Социальные нормы регулируют как взаимоотношения между людьми, так и обращение людей с техническими объектами — нет, неверно.
4) Социальные нормы позволяют не только контролировать, но и оценивать действия людей — да, верно.
5) Одна из функций социальных норм – включение человека в систему общественных отношений — да, верно.
Выберите верные суждения о функциях гражданского общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Стимулирование общественно полезной деятельности граждан.
2) Защита границ и обеспечение общественного порядка.
3) Участие в формировании органов демократического правового социального государства.
4) Организация общественного контроля за соблюдением правил добросовестной конкуренции.
5) Разрешение экономических споров между хозяйствующими субъектами.
Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:
На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.
На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.
Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.
Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов.
1) Стимулирование общественно полезной деятельности граждан — да, верно.
2) Защита границ и обеспечение общественного порядка — нет, неверно.
3) Участие в формировании органов демократического правового социального государства — да, верно.
4) Организация общественного контроля за соблюдением правил добросовестной конкуренции — да, верно.
5) Разрешение экономических споров между хозяйствующими субъектами — нет, неверно.
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль появляется позже религии и права.
2) Нормы морали являются разновидностью социальных норм.
3) Нормы морали могут различаться в различные исторические эпохи.
4) Мораль является предметом изучения эстетики.
5) Моральные ценности могут быть как положительными, так и отрицательными.
Мораль (лат) — нравственный, относящийся к характеру.
Мораль — совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.
Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.
Этика — наука о морали.
6. аксиологическая ( формирует ценности)
Моральная система включает в себя:
− моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
Ценность- положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Существует 7 фундаментальных ценностей:
1. польза — экономика
3. справедливость — социальная сфера
6. добро- духовная сфера
7. свобода — все сферы
Основные категории морали:
1. Добро — положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним — зло.
Добродетель — совокупность положительных качеств и поступков. Антоним — порок.
1. Долг — осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
2. Стыд — осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
3. Совесть — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
4. Милосердие — сострадательное, доброжелательное отношение.
5. Честь — внутреннее достоинство человека, благородство души.
6. Счастье — эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.
Золотое правило морали Канта (категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.
Перечислите, пожалуйста, отрицательные моральные ценности.
Ценности-это,то что,наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Как в таком случае зло, порок и др. может быть ценностью?
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие лидера на подчинённых.
2) Демократическое лидерство предполагает учёт лидером мнений членов организации.
3) Эффективность деятельности лидеров определяется только их личностными качествами.
4) Традиционное лидерство предполагает признание исключительных, сверхъестественных качеств лидера.
5) Политическим лидером в современном обществе становится, как правило, человек, чьи качества оказываются наиболее востребованными в конкретной ситуации.
Политическое лидерство — долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера.Для изучения природы и понимания существа лидерства большое значение имеет типологизация политических лидеров. В этой связи следует рассмотреть типологии, построенные:
На предложенной М.Вебером классификации авторитета лиц, осуществляющих власть (лидерство бывает традиционным, харизматическим и бюрократическим (рационально-легальным): «традиционное», представляющее собой тип безальтернативного принятия лидера по принципу: «Так делали наши отцы и деды, так делаем мы» (привычка подчинения племенным вождям, монархам и т. д.); «легальное», или «бюрократическое», представляющее собой лидерство должности и кресла, а не конкретного персонажа; «харизматическое», представляющее собой личностный тип лидерства, всецело зависящий от личностных качеств лидера и его способности повести за собой массы на крутых поворотах истории.
На различиях в стилях лидерства: лидерство бывает авторитарным, ориентированным на единоличное принятие решений, и демократическим, ориентированным на индуцирование активности и инициативы последователей.
По характеру деятельности: лидерство бывает универсальным, когда качества лидера проявляется постоянно, и ситуационным, когда эти качества проявляются только при определенных обстоятельствах.
По содержанию активности: различают лидера-вдохновителя, разрабатывающего и предлагающего программу действий. И лидера-исполнителя, организующего выполнение уже заданной программы. При этом оба типа могут совмещаться в одном лице.
По отношению к существующей социальной системе: различают лидера-функционалиста, способствующего развитию системы. И тип лидера — «дисфункционалиста», ставящего целью ее разрушение. Лидера-конформиста, принимающего господствующие в обществе нормы и ценности, и лидера-нонконформиста, стремящегося их изменить) и др.
Типы лидеров можно также классифицировать с помощью других парных понятий-противоположностей: лидера-реформатора и лидера-революционера, лидера-реалиста и лидера-романтика, лидера-прагматика и лидера-идеолога и т. д.
1) Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие лидера на подчинённых — да, верно.
2) Демократическое лидерство предполагает учёт лидером мнений членов организации — да, верно.
3) Эффективность деятельности лидеров определяется только их личностными качествами — нет, неверно.
4) Традиционное лидерство предполагает признание исключительных, сверхъестественных качеств лидера — нет, неверно. Это характерно для харизматического лидерства.
5) Политическим лидером в современном обществе становится, как правило, человек, чьи качества оказываются наиболее востребованными в конкретной ситуации — да, верно.