Мотивы поступления на работу в анкете что
Причина поиска новой работы: что написать в резюме
С чего начинается поиск работы
Для начала человеку стоит определиться с тем, что именно он ищет: подработку, удаленную работу, работу с гибким или сменным графиком, а может быть, полную занятость. В зависимости от уровня образования и опыта можно определиться с выбором вакансий. Зачастую работодатель требует анкету или резюме от наемного сотрудника. Также необходимо обзавестись стандартным пакетом документов для трудоустройства.
Сайты, которые обязательно помогут найти работу
Поэтому для примера поговорим о двух самых посещаемых сайтах для поиска работы:
Пакет документов для официального трудоустройства
Как составить резюме
Стандартно резюме пишется в форме анкеты, где вы указываете ваши данные о месте и дате рождения, свои имя, фамилию и отчество, опыт работы, сведения об образовании, пишете короткую информацию о своих личных качествах, указываете причину поиска новой работы. К любому резюме желательно приложить фотографию, но такую, которая покажет вашу опрятность, серьезность, уверенность в себе и своих возможностях. На некоторых сайтах уже существуют свои формы для заполнения резюме, которые в дальнейшем можно сохранить и распечатать.
Часто возникает вопрос о причине поиска новой работы. В резюме на этот пункт можно ответить, что вы желаете иметь стабильный ежемесячный доход. Если же до этого у вас уже была работа, то существуют такие аргументы: по причине недостатка заработной платы, невозможности карьерного роста, нестабильной выплаты заработной платы на прежнем рабочем месте.
Причины поиска нового места работы
Список причин того, что вы решили трудоустроиться или сменить старую работу на новую, может быть огромным, даже бесконечным. Ими могут быть: нехватка свободного времени или, наоборот, его избыток, нехватка денежных средств для комфортного проживания, мечты о продвижении вверх по карьерной лестнице, желание добиться поставленных целей, мечты о саморазвитии и многие другие факторы, влияющие на ваше стремление работать.
Как было сказано ранее, в резюме стоит указывать причины поиска новой работы. Что написать? Шаблонные варианты для такой ситуации: «имею огромное стремление к саморазвитию», «желание трудиться и зарабатывать». В таких случаях, работодатель увидит короткий, но грамотный ответ на свой вопрос, обратит внимание на вашу тягу к работе.
Конечно, имеет место вопрос о причинах поиска новой работы в анкете, которую, скорее всего, вам предложат заполнить на собеседовании. В этом случае вы можете самостоятельно проанализировать свой поступок, понять для себя, почему же вы хотите работать, зачем вы пришли на собеседование. Главное, не писать много «отсебятины», а использовать лаконичные и грамотные фразы. На каждый случай можно заучить шаблонные ответы, именно они помогут легко выйти из ситуации. Причина поиска новой работы может быть разной, но работодателю не обязательно знать об истинных причинах, ему важно слышать, что человек пришел работать и стремится к повышению как в должности, так и в знаниях и опыте.
Как обратить нелепые фразы в красивые выражения для резюме
Многие люди, которые никогда ранее не устраивались на работу, могут допустить массу ошибок при составлении резюме. К примеру, в анкете от работодателя, в графе семейное положение некоторые, вспоминая социальные сети, пишут фразу «в активном поиске», «все сложно», «встречаюсь» и так далее. Нет! Это грубая ошибка, которая указывает на инфантильность и несерьезность. В данном случае стоит написать «не замужем/не женат» или же «замужем/женат/состою в гражданском браке». Также фразу «хочу много денег» можно изменить на «желание большого дохода», в графе «о себе», достаточно указать несколько слов: «пунктуальный, целеустремленный, трудолюбивый», ими вы полностью охарактеризуете свои положительные стороны для будущего начальства. Такие ошибки в резюме совершать не стоит.
Причины поиска новой работы. Что писать?
Если вы все-таки столкнулись с этим вопросом, то рассмотрим конкретные варианты того, что можно написать в анкете или резюме:
Запомнив эти шаблонные фразы, можно не придумывать ничего нового, а просто выбрать для себя наиболее подходящую и использовать ее в дальнейшем.
Просто ли в наше время найти хорошую работу
Как ответить на вопрос работодателя «Что вас мотивирует?»
Лучшие видеокарты NVIDIA 2019: поиск Лучшая видеокарта для вас
Поскольку у вас, вероятно, есть несколько профессиональных и личных мотиваторов, подумайте, какие мотиваторы наиболее актуальны для работы, на которую вы собираетесь пройти собеседование. В этой статье мы рассмотрим несколько идей, которые помогут вам подготовить свой ответ, а также примеры ответов, которые вы можете придумать самостоятельно.
Ключевые понятия
Почему интервьюеры спрашивают: «Что вас мотивирует?»
Менеджеры по найму задают этот вопрос по двум основным причинам:
1. Работодатели хотят знать, соответствуют ли ваши источники мотивации должности.
Лучший кандидат на работу будет естественно воодушевлен обязанностями и опытом, связанным с должностью. Например, если вы проводите собеседование на репортера новостей и разделяете мотивацию к работе в сжатые сроки и в быстром темпе, интервьюер может провести четкие параллели между работой и вашей идеальной рабочей средой.
2. Работодатели хотят определить, достаточно ли вы осведомлены о том, что вами движет.
Другие варианты этого вопроса могут включать:
Как ответить «Что вас мотивирует?»
Как выглядел отличный рабочий день в предыдущих ролях?
Найдите минутку, чтобы подумать о своей профессиональной истории и о том, что вы считали успешным в каждой работе. Постарайтесь выявить тенденции. Например, вы можете осознать свои любимые воспоминания о каждой из ваших предыдущих позиций, связанных с достижением сложной цели или решением сложной проблемы. В этом случае вы можете сказать, что вас мотивирует выход из зоны комфорта или возможность преодолеть трудности. Если вы новичок в профессиональном мире, подумайте, что побудило вас делать все возможное на стажировке, волонтерских должностях или занятиях.
Что заставило вас выбрать профессию или сферу деятельности?
Подумайте о причинах, по которым вас привлекла ваша работа, помимо компенсации. Может быть, вам нравится иметь возможность помогать другим или использовать свои творческие навыки. Например, учитель может черпать мотивацию в том, чтобы помогать ученикам узнавать что-то новое и видеть, как они преуспевают. Компенсация может быть для вас сильным мотиватором, но обычно это не тот мотиватор, которым вы хотите поделиться во время поведенческого интервью.
Что побудило вас подать заявку на вакансию, когда вы прочитали описание должности?
Просмотрите описание должности и определите, какие должностные обязанности побудили вас подать заявление. Например, если вам понравилась перспектива работы в стартапе над созданием нового программного приложения, вы можете сказать, что вас мотивирует возможность создать что-то инновационное или увидеть ощутимые результаты своих усилий.
Примеры лучших ответов
Отвечая на этот вопрос, постарайтесь быть как можно более конкретным, приводите примеры из реальной жизни и привязывайте свой ответ к должности. Вот несколько примеров хорошо составленных ответов:
Пример 1
«Как маркетолог, меня всегда мотивировали творческие проекты, командная работа и возможность установить связь между своими усилиями и прибылью организации. Одна из вещей, которые мне нравились в моей последней работе, — это наблюдение за результатами кампаний нашей команды и наблюдение за тем, как лиды, которых мы взращивали, становились клиентами. Возможность вести кампании от идеи до запуска была одной из причин, по которой я был так рад подать заявку на эту роль ».
Почему интервьюерам это нравится: этот кандидат показывает интервьюеру, что у него есть сильное желание выполнять ролевые обязанности. Их конкретный пример демонстрирует их глубокий опыт и страсть к работе. Кроме того, всегда полезно указать, как ваша мотивация будет определять ваше будущее в компании.
Пример 2
«Удовольствие от преодоления препятствия — мой главный мотиватор. Например, математика никогда не была моим лучшим предметом, но я решил изучать математику в колледже, хотя это и не требовалось для моей специальности, потому что я хотел доказать себе, что могу это делать. Курс был непростым, и я провел много ночей, занимаясь допоздна, но сдал его на отлично. Чувство выполненного долга, которое приходит с превосходными задачами, — вот что привело меня к карьере продавца ».
Почему интервьюерам это нравится: этот ответ дает интервьюеру хорошее представление о том, как кандидат будет работать на работе. Это дает работодателю понять, что он мотивирован и готов покинуть свою зону комфорта для достижения амбициозных целей. В этом случае интервьюер может сделать вывод, что, поскольку кандидат мотивирован вызовом, он, скорее всего, хорошо проявит себя под давлением и поможет компании процветать.
Пример 3
«Меня мотивирует тот факт, что, когда я ухожу с работы в конце смены, я знаю, что помог изменить жизнь моих пациентов и их семей. Видя улыбки на их лицах и то, как они улучшаются, я с нетерпением жду работы. Вот почему я стала медсестрой и поэтому ищу работу в педиатрии.
Почему интервьюерам это нравится: этот ответ показывает, что кандидат внутренне мотивирован, что особенно полезно в таких областях, как медицинская промышленность, которая может быть физически и эмоционально сложной. Демонстрируя свою готовность оказывать качественную помощь, чтобы другие добились успеха, кандидат показывает, как их мотивация делает его страстным и надежным сотрудником.
Подсказки к ответу «Что вас мотивирует?»
1. Держите его актуальным для работы
Самая важная стратегия состоит в том, чтобы ваш ответ соответствовал требованиям роли. Хотя вас могут мотивировать многие факторы, сейчас самое время обсудить мотивы, которые иллюстрируют вашу пригодность и потенциал для работы, на которую вы собираетесь пройти собеседование.
2. Сделайте это личным, если можете
Если возможно, обсудите, как ваше личное увлечение связано с вашей профессиональной мотивацией. Это показывает интервьюерам, что у вас может быть более глубокая приверженность роли. Например, если вы проходите собеседование на должность рекрутера, вы можете кратко обсудить свои предыдущие трудности с поиском подходящей работы и то, как это дополнительно мотивирует вас помогать другим в их поиске работы.
3. Будьте конкретны
Обратитесь к одной или нескольким конкретным мотивам и обсудите конкретный опыт, который демонстрирует, как он положительно повлиял на вашу работу. Это придает достоверность вашему ответу. Чем конкретнее вы можете описать ситуацию, но при этом дать краткий ответ, тем лучше.
4. Покажите, как это вписывается в вашу будущую траекторию.
Если вы видите, что растете на этой должности в долгосрочной перспективе, потому что вы увлечены своими должностными обязанностями, обязательно объясните это. Когда вы связываете свою мотивацию с развитием вашей карьеры с этим работодателем, он убеждает их, что вы будете преданным сотрудником.
5. Связывает его с миссией или видением компании.
Если возможно, обсудите, насколько ваша мотивация соотносится с миссией или культурой работодателя. Например, если миссия компании — объединить мир через социальные сети, вы можете поделиться историей о личных или профессиональных связях, которые вы установили через платформу, и обсудить, почему это вдохновляет вас на содействие их успеху. Или, если вы подаете заявку на должность в начинающей компании, вы можете рассказать о том, почему динамичная рабочая среда мотивирует вас.
Чего не следует говорить при ответе «Что вас мотивирует?»
Хотя интервьюеры, как правило, не пытаются вас обмануть, есть несколько сложных ситуаций, о которых следует помнить при ответе на этот вопрос. Понимание типичных ошибок поможет вам избежать их во время собеседования. Также полезно помнить, что ваш ответ должен поддерживать вашу конечную цель собеседования: заставить работодателя нанять вас.
По сути, вопрос «что вас мотивирует» — это еще один способ оценить, насколько вы увлечены и взволнованы этой должностью, и как вы гарантируете, что всегда делаете хорошую работу. Выявив и расширив свои мотивы, вы можете оставить у интервьюера положительное впечатление и более четкое представление о том, какими вы будете как сотрудник.
Мотивационное письмо на работу
Мотивационное письмо на работу позволяет соискателю донести до потенциального работодателя основную информацию о себе. В процессе поиска работы большой удачей будет получение приглашения на собеседование. Для этого необходимо привлечь внимание кадрового работника, который просматривает резюме. И единственным шансом заявить о своих качествах на данной стадии общения с нанимателем является сопроводительное письмо.
Как составить мотивационное письмо
Для того чтобы письмо точно соответствовало ожиданиям компании, разместившей резюме, соискателю необходимо:
На основе этой информации кандидат на должность может систематизировать свои данные и изложить их именно в таком порядке, который будет выгоден для конкретной вакансии.
После корректировки резюме под соответствующее объявление можно приступить к написанию предлагающего кандидатуру соискателя текста.
Содержание мотивационного письма
Для того чтобы сопровождающее анкету письмо привлекло внимание потенциального работодателя, в него целесообразно включить:
Кому передается сопроводительный документ
Сопроводительное письмо вместе с резюме соискателя направляется по электронной почте на адрес компании, разместившей вакансию, или контактного лица. Также эти документы можно принести в офис предприятия, которому требуется новый сотрудник. Для надежности мотивационное письмо рекомендуется составить в 2-х экземплярах: один вручить должностному лицу, на другом попросить проставить отметку о получении. Также можно направить резюме по почте.
Важно! В случае составления письма на бумажном носителе оно обязательно должно быть подписано соискателем.
Направлять резюме лучше всего после звонка работодателю. Иногда вакансии закрываются в течение нескольких часов. В этом случае время на корректировку резюме и составление письма будет потрачено впустую.
Ошибки при составлении
По статистике, только 10% работодателей досконально изучают мотивационное письмо. Поэтому зачастую соискатели не уделяют ему достаточно внимания или вовсе пренебрегают возможностью обратиться к кадровым специалистам потенциального работодателя напрямую. Однако все крупные компании отдают предпочтение именно анкетам с сопровождающими ее текстами. Ведь из таковых можно узнать:
Поэтому письмо лучше заполнять в неспешной обстановке, а текст продумывать заранее.
Типичной ошибкой является направление сопроводительного документа не тому лицу, которое указано в обращении. Такое может произойти, если в контактных данных указан один специалист, а рассматривает резюме другой сотрудник.
Поэтому, если точной уверенности в том, кто будет читать мотивационное письмо, нет, лучше употребить безличное обращение («Добрый день!», «Уважаемые господа!» и т.д.).
Не на пользу соискателя пойдет чрезмерное использование в тексте:
Соискателю не стоит, например, высказываться о том, что он не определился в выборе компании, у него был неудачный опыт поиска работы, а также о сомнениях в том, достоин ли он этой должности. Письмо должно основываться на сильных речевых оборотах, которые покажут уверенность кандидата в себе и своем опыте («смогу», «уверен», «сделаю лучше», «подниму продажи» и т.п.).
Сроки хранения мотивационного письма
Согласно Приказу Минкультуры России №558 от 25.08.2010, вся переписка о приеме и учете сотрудников предприятия должна храниться у работодателя в течение 5 лет. Причем сохранность необходимо обеспечить не только переписке с принятыми на работу кандидатами, но и с лицами, не вошедшими в штат предприятия.
Ввиду особой значимости кадровой документации, в случае ликвидации или реорганизации компании работодателя документы передаются в государственные архивы.
В последнее время появляется все больше материалов о технике проведения собеседований. Но, почему-то, не слишком часто встречается информация о дополнительных приемах, позволяющих провести собеседования (а, соответственно, и оценить профессиональные и личные качества соискателя) с наибольшей эффективностью.
Рано или поздно кадровику приходится заниматься составлением анкет для решения различных кадровых вопросов, и в первую очередь, для подбора персонала.
Что собой представляют эти документы, как их правильно разработать и оформить читайте в этой статье
Приступая к разработке анкеты, необходимо обозначить цель, то есть определить, какую помощь должно оказать ее использование в работе — хотите ли вы формально соблюсти требования кадрового делопроизводства или же вам нужен дополнительный инструмент для наиболее полной оценки качеств соискателя. Не сомневаясь в вашей заинтересованности в грамотном и качественном подборе персонала, будем исходить из второго предположения и постараемся продумать, какая информация нам нужна и с помощью каких вопросов мы сможем ее получить.
Для этого выясним, какие же дополнительные возможности открываются перед заинтересованными работниками при использовании грамотно составленной анкеты?
1. Для инспектора по кадрам важным являются удобство использования; полнота информации, собранной в одном источнике; исключение дублирования информации в различных документах. При возникновении какого-либо вопроса, нет необходимости «поднимать» все документы личного дела. При желании анкету можно разработать таким образом, чтобы в ней указывалась вся информация, которая может понадобиться при оформлении нового сотрудника. В этом случае она служит неким справочным материалом, предоставляя возможность не «закопаться в бумагах» лишний раз.
2. Для руководителя и менеджера по персоналу анкета является источником дополнительной информации о соискателе, а следовательно, основой для более адекватной его оценки. Как известно, при работе по закрытию отдельных позиций, проводится большое количество собеседований. Взгляд как бы «замыливается» и, зачастую, очень трудно вспомнить, чем один соискатель лучше другого. Вот тут-то и придет на помощь анкета.
3. Для соискателя предложенная к заполнению анкета — это своего рода «первое знакомство» с предприятием. Проанализировав ее содержание, внимательный кандидат может сделать некоторые выводы о корпоративной культуре, требованиях и особенностях работы фирмы.
В настоящее время большинство соискателей приходят на собеседование с подробными резюме и всевозможными к ним дополнениями. В этом случае только от внутрифирменных правил зависит предложите ли вы человеку заполнить анкету.
Часто, формально составленная анкета не добавляет никакой информации и представляет собой не совсем удачную копию резюме. Именно в этом случае и удобна форма с несколькими «приложениями». Если соискатель пришел с тщательно расписанным резюме, то заполнение анкеты вполне можно опустить, предложив к заполнению лишь приложения, собирающие «узкопрофессиональную» информацию.
Таким образом, на руках менеджера по персоналу остается следующий комплект документов:
2. Анкета-приложение к резюме (специальная форма, которая несет дополнительную информацию и изменяется в зависимости от должности или профессии).
3. Кадровая анкета (форма, которую заполняют соискатели во время оформления приема на работу). Эту же форму я предлагаю заполнить тем людям, которые приходят на собеседование без резюме.
В идеальном варианте анкета должна содержать вопросы, позволяющие оценить соискателя с точки зрения соответствия личностной спецификации (то есть описывать то, какими качествами должен обладать человек для успешного выполнения порученной ему работы). Естественно, не имеет смысла составлять анкету для каждой должности. В литературе по кадровому делопроизводству и управлению персоналом очень часто рекомендуется создавать, например, три формы анкеты: для рабочих и младшего обслуживающего персонала; для специалистов и технических исполнителей; для руководителей. Разработав достаточно большое количество разного рода анкет, я пришла к выводу, что гораздо удобнее пользоваться одной общей формой для всех категорий работников, но с несколькими «приложениями», о которых уже говорилось выше. Именно последние могут меняться в зависимости от должности или профессии, а следовательно, предоставлять необходимую информацию о профессионализме соискателя.
Определившись с целями и разобравшись с техническим решением оформления анкеты, обратимся к ее содержанию — вопросам.
I. Общая информация
Ее можно получить посредством вопросов о правовом (имя, место жительства, пр.) и социальном статусе потенциального работника, условиях его жизни, способах контакта с ним (номер телефона, пейджера, адрес, е-mail и т.д.).
Здесь необходимо очень четко разделять «удобные» и «неудобные» вопросы, а также не забывать о границах дозволенного вмешательства в личную жизнь. Например, в анкете одной достаточно крупной компании соискателя просили ответить: «В чьей собственности находится квартира, в которой Вы проживаете?», «Сколько комнат в Вашей квартире?». На мой взгляд — не очень корректно, да и у соискателей эти вопросы однозначно вызывают настороженность.
Получить общие сведения о вашем потенциальном работнике можно, задав ему следующие вопросы:
II. Информация о перспективах работы в компании
Правильно подобранные вопросы позволят первоначально озвучить цели, мотивы, профессиональные притязания кандидата. Сопоставляя информацию этого и предшествующего раздела, можно прогнозировать перспективы работы сотрудника в компании, определить адекватность оценки соискателем самого себя, своих желаний и амбиций. Здесь вам помогут вопросы следующего плана:
Гибкий рабочий график
Решение сложных задач
Получение новых навыков
Кстати, последний вопрос очень даже уместен в этом разделе. Если перед вами соискатель — студент четвертого курса высшего учебного заведения и окончание отсрочки не за горами, то перспектива совместной деятельности прогнозируется достаточно легко.
III. Информация об образовании
«Образование» — это один из стандартных разделов анкеты. Тщательный анализ его содержания позволяет узнать о кандидате множество интересных нюансов. Можно выяснить по какому принципу соискатель выбирал учебные заведения, каким образом умудрялся оплачивать дорогостоящее обучение. Иногда полезно анализировать данные о соотношении фактически отработанного времени и времени, потраченного на обучение. Нередко встречаются соискатели, основную часть своей жизни проведшие на семинарах — курсах, тренингах или ином «долгосрочном» обучении. Чаще всего, изначально заложенная «база знаний» так и остается теоретическим балластом, а его «носители» далеко не всегда оказываются в состоянии плодотворно работать на благо фирмы.
Узнать об уровне образованности кандидата и как он его достиг можно, задав вопросы:
IV. Информация об опыте работы
Именно на основе данных этого раздела делаются выводы о соискателе: как часто меняет место работы; по какой причине покидает компании; меняет ли кардинальным образом сферу приложения усилий; как меняются обязанности на каждом следующем месте работы; насколько легко сообщает сведения о прошлых местах работы, телефоны и имена бывших руководителей.
Кадровику, даже с минимальным опытом, наблюдающим за процессом заполнения пунктов этого раздела становятся ясными многие психологические особенности соискателя. Кроме этого, уже при первичном анализе анкеты можно сделать выводы о развитии карьеры данного соискателя. Как известно, только 10 % менеджеров могут быть успешными и эффективными одновременно. Основная же масса делится на две категории — человек либо поднимается по карьерным ступенькам, переходя с одной должности на другую (вариант вертикальной карьеры), либо наращивает профессиональный потенциал, все глубже изучая выбранную профессию (вариант горизонтальной карьеры). Оценив этот нюанс, вы легко сопоставляете с тем, что может предложить соискателю ваша фирма.
Для этого попросите соискателя описать в обратном хронологическом порядке его трудовую деятельность по следующим направлениям:
V. Информация о профессиональных навыках
Вопросы о профессиональных навыках — еще одна очень показательная группа. То, насколько обширно расписывает человек свои профессиональные умения, подскажет вам насколько он «разбрасывается» в своих стремлениях.
Но можно взглянуть на ответы и по другому. Многоплановый профессиональный опыт часто встречается у людей, работавших в небольших компаниях, где круг обязанностей был достаточно «размытым». Бывший работник крупной структуры с жесткой иерархией, наоборот, будет отлично владеть знаниями и навыками узкой направленности.
Анализ ответов на вопросы этого раздела также должен обеспечить вас информацией, позволяющей отделить теоретиков, с удовольствием расписывающих свои абстрактные познания, от практиков. Для этого спрашиваем о:
Кроме этого о профессиональных навыках соискателя расскажут ответы на вопросы:
Место для результатов профессионального тестирования можно отвести прямо в этом разделе, а можно и в конце формы.
VI. Информация о рекомендациях
В кадровой и иной специализированной литературе советов как подготовить рекомендации достаточно и соискатели изучают ее не менее тщательно, чем кадровики. От «профессионального соискателя», который проштудировал не одно пособие по трудоустройству и подбору персонала, скорее всего, следует ожидать папку с заготовленными рекомендательными письмами, заверенными наисолиднейшими гербами и подписями. Но не беда, если соискатель не «отрекомендован» как следует — вы всегда сами можете позвонить в фирму, где он ранее работал (кстати в моей практике не было ни одного случая, чтобы руководство компании отказывало в предоставлении рекомендации). Для этого нужно узнать к кому можно обратиться и кто, по мнению кандидата, сможет объективно ответить на ваши вопросы. Тот факт, что человек указывает своих потенциальных рекомендателей (он же еще не знает о чем вы спросите и что вам ответят), можно расценивать как умение «мирно» расставаться со своими бывшими коллегами и поддерживать деловые отношения и после увольнения.
Для этого читаем ответы на следующие вопросы:
VII. Информация о здоровье
Этот раздел анкеты один из самых «неоднозначных». Безусловно, работодателю хотелось бы знать, насколько непроблемный в плане здоровья человек начнет у него работать. При правдивых ответах на все эти вопросы, достаточно велик шанс никогда не устроиться на работу. Но, получение искаженной информации чревато последствиями уже для работодателя. Бездумный прием на работу сотрудника без выяснения степени его нетрудоспособности, нередко оборачивается неприятностями со стороны инспекции труда. При возникновении спорной ситуации, государственный инспектор может и не ограничиться только предупреждением. Поэтому, формулировать вопросы в анкете нужно достаточно корректно, чтобы и законодательство не нарушить, и иметь четкое подтверждение того, что спрашивали соискателя о том, нужно ли ему создавать особые условия труда.
«Безопасно» о состоянии здоровья можно узнать, задав анкетируемому следующие вопросы:
Можете не сомневаться в том, что правдивую информацию о пристрастии к никотину вам предоставят охотно. Для получения сведений о более изощренных «вредных привычках», скорее всего, придется немного слукавить. Так, например, для выяснения отношения к спиртным напиткам, можно предложить все положительные ответы и понаблюдать за реакцией анкетируемого на отсутствие ответа «не употребляю». Кадровик с двадцатилетним опытом, подбирая строителей для своей компании, ласково, «по матерински» спрашивала: «А как с водочкой? Балуетесь?». По ее заверениям, истинные любители «зеленого змия» делали честные глаза и клялись: «Да что вы? Я вообще не употребляю. Если только по большим праздникам!».
VIII. Информация о хобби, увлечениях
В анкетах большинства компаний для ее получения выделяется одна-две строчки. «Ваше хобби» — примерно так звучит этот вопрос. Представьте себя на месте соискателя. Скорее всего, в ответе будет «спорт, чтение» и эти слова ничего не скажут о духовном, непрофессиональном мире человека. Уточните вопрос. Поставьте несколько дополнительных условий, и анкетируемый, либо раскроется, рассказывая о своем любимом занятии, либо вы сразу же поймете, что ему нечего сообщить. В одной из компаний, где мне пришлось побывать на собеседовании несколько лет назад, я была удивлена вопросом менеджера по персоналу: «Расскажите мне что-нибудь о вашей жизни. О чем угодно, только, чтобы это не касалось работы». Современный бизнес требует не только умения работать — способность хорошо отдыхать ценится также высоко. Потратьте немного времени на выяснение увлечений соискателя и ему будет легче принять корпоративную культуру вашей фирмы или не принимать ее вообще.
Для этого в анкету включаем следующие вопросы:
IX. Информация о самооценке
Некоторые компании включают в анкеты психологические тесты. Не вдаваясь в подробности такого тестирования, обратим внимание на то, что пара-тройка вопросов о характере, даст дополнительную информацию к размышлению. Но не стоит этим злоупотреблять — «простых в применении» тестовых методик не слишком много, и часто, побывав на нескольких собеседованиях, соискатели уже великолепно отражают шаблонные «психологические удары».
Дать общее представление о самооценке человека могут ответы на следующие вопросы:
Для результатов психологического тестирования можно предусмотреть место прямо в этом разделе, а можно и в конце анкеты.
X. «Маркетинговая информация»
Предоставить такую информацию могут ответы на вопросы:
Эти вопросы относятся к категории «хитрых». Во-первых, ответы на них помогают скорректировать бюджет на поиск и привлечение персонала, во-вторых, при их тщательной отработке, вполне могут заложить основу для появления в фирме новых сильных соискателей.
XI. Информация о прохождении собеседований и принятии на работу
Этот раздел заполняется тем работником, который «собеседовал» с соискателем. Если собеседование построено в несколько этапов, отметки об их прохождении очень удобно проставлять в следующей табличке:
Она будет служить вам небольшим напоминанием и подсказкой руководителю фирмы об успехах соискателя при прохождении туров собеседования.
Безусловно, такой огромный массив информации, как база данных анкет и резюме потенциальных кандидатов, требует достаточно осторожного обращения. Сотни листков с указанием имен, адресов, телефонов, уровня доходов и времени, удобного для звонка — может сыграть хорошую службу для людей, не слишком щепетильных в вопросах «межличностных отношений». Анкетируемый вполне может чувствовать некоторую долю незащищенности и желания отказаться от заполнения отдельных пунктов анкеты. О чем сигнализирует отказ от заполнения отдельных граф (о «низкой управляемости», конфликтности, пр.) судить вам и профессиональным психологам.
О. ПЕРМИНОВА,
«При приеме на работу есть вероятность того, что человек может выдавать ответ наиболее желательный для данной компании».
Представление о том, что грамотно составленная анкета «раскрывает душу» собеседника отчасти верно. Однако при ее разработке необходимо четко представлять себе цели и задачи анкетирования, а также последствия, которые возможны при использовании этого метода как основного способа получения информации о соискателе. Ни для кого не секрет, что правильно сформулированная проблема уже содержит в себе ее решение, также как и грамотно поставленный вопрос — ответ.
Такая бережность в словесном выражении необходима и при составлении анкеты. Несмотря на то, что помимо кадровой практики анкетный опрос широко используется в социологии, психологии и других науках, не стоит забывать, что полученные на его основе результаты, описывающие поведение, мнения и отношения опрашиваемых, требуют подтверждения другими методиками — только тогда выводы на основе полученной информации могут считаться надежными и достоверными.
Н. Столбова,
«Нужно, чтобы человек не просто прочитал текст, но и воспринял его».
Наиболее удобной для восприятия является анкета, выполненная на бланке формата А4 с продольным расположением заголовочных реквизитов (то есть расположением вдоль верхней части листа бумаги с центровкой). При оформлении бланка этого документа целесообразно использовать рубленные шрифты (например, Arial, Futuris, Pragmatica, др.): для читающего и заполняющего они являются удобочитаемыми (т.е. комфортными для чтения), а вам ведь нужно, чтобы человек не просто прочитал текст, но и воспринял его.
Ширина строки также является фактором, влияющим на удобочитаемость — идеальной считается ширина 50-55 знаков.
Размер шрифта определяется исходя из полей бланка документа (в соответствии с ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» они должны быть не менее 20 мм — левое, 10 мм — правое, 15 мм — верхнее и 20 мм — нижнее). Как правило, размер шрифта — 11 или 12 кегель.
Предшествовать непосредственным вопросам должен заголовок. Его набирают либо прописными (АНКЕТА), либо строчными (Анкета). В левом верхнем углу первой страницы по сложившейся практике обозначают место вклейки фотографии (как правило, размером 4 х 6 см).
Для ответов на вопросы нужно предусмотреть линии, иные графические указатели места простановки отметок (например, квадратики для обозначения выбранного ответа).
После вопросов анкеты должно быть обозначено место для проставления: