Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Мозаичное панно на фасаде НИИДАР готовят к реставрации

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Мозаичное панно, украшающее один из фасадов старого здания Научно-исследовательского института дальней радиосвязи (НИИДАР), будет сохранено. Под контролем Мосгорнаследия специалисты готовят художественный объект к демонтажу и реставрации. Они проводят фотофиксацию и маркировку блоков мозаики, а также приступают к демонтажу. Работы планируется закончить до Нового года.

Старое здание НИИДАР расположено по адресу: улица 1-я Бухвостова, дом 12/11, корпус 53. Это пример типовой советской архитектуры, такие же постройки возводили для государственных учреждений и НИИ по всей стране. Здание не является объектом культурного наследия.

Научно-исследовательский институт несколько лет назад переехал на новые рабочие площади. За минувшее время здание сильно обветшало и теперь не приспособлено для дальнейшей эксплуатации. Бывшую территорию НИИДАР планируют обновить и благоустроить.

Мозаичное панно 1970-х годов, украшающее фасад НИИДАР, тоже не является объектом культурного наследия. Однако принято решение о его сохранении и реставрации. Об этом просили местные жители. Вопрос был взят под особый контроль Департаментом культурного наследия города Москвы. Сотрудники ведомства совместно с мозаичистами-реставраторами оценили состояние панно на месте и разработали варианты его сохранения.

«Несмотря на то что мозаика на фасаде НИИДАР является достаточно традиционной и типовой для советского времени, она дорога жителям и уже стала своеобразным символом района. Поэтому было принято решение сохранить панно. В рамках нашего партнерства к работам привлекли Российскую ассоциацию реставраторов. В ближайшее время специалисты промаркируют мозаичные блоки, а затем бережно демонтируют и отдадут на ответственное хранение. После этого будет принято решение о дальнейшем месте экспонирования», — рассказал руководитель городского Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Сама мозаика составлена из разноцветной смальты и натурального камня. Длина полотна — 25 метров, высота — 6,5 метра. Автор работы неизвестен.

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

На панно изображены специалисты НИИДАР за работой и космический пейзаж. На одной части композиции можно увидеть инженера в белом халате и его коллег — сотрудницу в платье зеленого цвета и работника в синем комбинезоне. Они изучают бумажную перфоленту (инструмент для передачи и хранения закодированной информации). Примечательно, что перфоленту в 1970–1980-х годах часто изображали в журналах, книгах и на плакатах. Она символизировала технический прогресс.

А на другой части композиции изображена Земля в окружении других планет. Она передает радиосигналы в космическое пространство.

Панно состоит более чем из 300 блоков, каждый из них размером 50 на 70 сантиметров. Специалисты сначала из разных точек проведут фотосъемку общего вида. На основе этих снимков будет составлена и зафиксирована цельная картинка. Затем они приступят к маркировке блоков. Каждому блоку присвоят свой номер, ряд и столбец. Данные внесут в специальный документ, а затем уже промаркированные части панно сфотографируют снова. Все эти процедуры позволят учесть и не потерять ни единого фрагмента при демонтаже и транспортировке.

Реставраторы расчистят и обезжирят мозаику, удалят с ее поверхности пыль. Лицевую сторону панно защитят с помощью клейкой пленки. Блоки бережно снимут друг за другом и перевезут для временного хранения в теплое и сухое помещение.

Реставрация исторических зданий — важная часть благоустройства городской среды. С 2011 года в столице отреставрировали более 1600 объектов культурного наследия. Примерно 500 памятников культурного наследия находятся сейчас в процессе сохранения или реставрации. Их список регулярно пополняется благодаря обращениям москвичей.

Источник

Мозаичные панно в сокольниках что изображено

ОСОБООХРАНЯЕМАЯ
ПРИРОДНАЯ
ТЕРРИТОРИЯ

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

ПКиО И ПАРК «СОКОЛЬНИКИ»: ОБЪЕКТЫ ПАРКА

Фотоальбом: детский городок «Соколёнок».

Беседка возле бывш. кафе-молочной.
[© Sirius_MSK, 2008-03-16 | 900×600 | 219 Кб] UPD (HDR)

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Беседка, расположенная возле бывшего кафе-молочной.

Дом детского творчества.
[© Sirius_MSK, 2008-03-16 | 900×600 | 173 Кб] UPD (HDR)

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Дом детского творчества. Восточный фасад с колоннадой и лестницей у входа.

Дом детского творчества.
[© Sirius_MSK, 2008-03-16 | 600×900 | 140 Кб] UPD (HDR)

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Дом детского творчества. Колонны со стороны главного фасада.

Мозаичное панно.
[© Неоновая Кроля, 2008-03-16 | 450×675 | 101 Кб]

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

На территории детского городка.
[© Неоновая Кроля, 2008-03-16 | 675×450 | 87 Кб]

Источник

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Владимир Фролов: мозаичные панно из блокадного Ленинграда

Поделиться

Подписывайтесь на Stroi.mos.ru

Владимир Фролов – мозаичист, чье имя гремело на всю Российскую Империю и СССР. Но больше он известен москвичам: именно в его мастерской созданы панно для станций метро «Маяковская», «Автозаводская» и «Павелецкая». Мозаики двух из них он заканчивал во время Великой Отечественной войны.

Семья Владимира Фролова – потомственные мозаичисты. Его отец и брат еще в 1890 году открыли первую в России частную Мастерскую декоративной мозаики.

Среди главных работ семьи художников – картины для Исаакиевского собора и убранство храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, более известного как Спас на Крови.

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Сам Владимир – Фролов-младший – возглавил мастерскую в возрасте 26 лет после смерти брата. Так начался его путь профессионального мозаичиста. И действительно, до революции имя Владимира Фролова гремело на всю Россию. Он создавал лучшие мозаики в стране, собрал уникальную коллекцию декоративно-прикладного искусства.

Однако после Октябрьской революции мозаику посчитали излишне религиозной и запретили. В 1918 году мастерскую художника закрыли. Теперь Фролов мог творить только при Академии Художеств.

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Реабилитировать это сложное искусство смог тоже Владимир Александрович, но уже после 1925 года. Ему помог архитектор Алексей Щусев – создатель мавзолея Ленина.

Он поставил условие: траурный зал должен быть выполнен только в смальте и только Фроловым. На эту работу мастер потратил самое дорогое, лучшее цветное стекло, которое когда-то предназначалось для работ, заказанных императором Николаем II. С тех пор мозаику официально признали в Советском Союзе.

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Но главными работами для Фролова стали панно для станций метро «Донбасская» и «Завод им. Сталина». Конечно, сейчас вы не найдете их на карте метро, потому что они были переименованы. Теперь это «Павелецкая» и «Автозаводская» Замоскворецкой линии.

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Название проектируемой станции «Донбасская» появилось из-за близости вокзала, с которого в Донецк уходили поезда. Архитекторы братья Веснины решили превратить эту станцию в «Музей Донбасса». Для этого они заказали панно художнику Александру Дейнеке и мозаичисту Владимиру Фролову. У них на счету уже была прекрасная станция «Маяковская».

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

На панно для будущей «Павелецкой» хотели изобразить небо. Темой мозаик стала «Донбасс – Всесоюзная кочегарка». Но кроме кочегаров и шахтеров, там должны были быть представлены разные стороны мирной и прекрасной донецкой жизни.

В 1940 году Александр Дейнека в Москве нарисовал 14 картонов, отправил их Владимиру Фролову в Ленинград. Там уже пожилой мастер начал выкладывать по ним мозаику.

Также одновременно шла работа над панно для станции «Завод им. Сталина» («Автозаводская»).

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Но вскоре началась война. Фролову пришлось творить в условиях блокады. Зимой 1941-1942 годов ему было уже 68 лет. Мастер работал, умирая от истощения, в холоде, с забитыми фанерой окнами, при свете керосинки: ему выдали канистру керосина – больше ничем помочь не могли.

В конце 1941 Владимир Александрович остался один в Академии Художеств – остальные ушли, не вынеся безумной работы. А он знал, какой оттенок хранится под каким номером, поэтому мог работать вслепую. Руки были полуобморожены, работа шла медленно. Но мастер очень торопился: надо успеть к сроку!

Фролов складывал из кусочков разноцветной смальты чудесные, жизнерадостные картины изобилия, радости, сытости, молодости, здоровья. А затем отправлял свои работы по Дороге Жизни в Москву.

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

За три дня до смерти он переправил через Ладогу свои последние мозаики: радостное панно «Парад физкультурников» и семь картин о работе советских людей в тылу для московского метро. Это был конец января 1942 года. А 3 февраля мастера не стало.

Он умер от истощения в блокаде. Похоронили Фролова в общей братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Что стало с мозаичными панно?

Путевые стены станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская») планировалось украсить восемью смальтовыми мозаиками под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной войны». Над эскизами работали художники Василий Бордиченко, Борис Покровский и Фридрих Лехт.

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Владимир Фролов успел к открытию станции – 1 января 1943 года. Все восемь мозаичных панно о подвигах советского народа заняли свои места.

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Но с «Донбасской» все оказалось не так просто. Война внесла свои коррективы. Для станции глубокого заложения такого типа нужны были особые металлоконструкции. Но тогда они оказались на временно оккупированной территории в Днепропетровске. Поэтому 1 января 1943 года участок до «Завода имени Сталина» открылся, но без «Донбасской».

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Пропущенную станцию решили построить быстро и самым простым способом – без центрального зала с пилонным участком перед эскалаторами. Новый проект архитекторы Иван Князев и Алексей Душкин выполнили за несколько дней. Однако мозаикам в усеченном варианте не нашлось места, а станция превратилась в «Павелецкую».

Кстати, перронные залы на станции планировалось оставить с обнаженными тюбингами и покрасить, но рабочие не укладывались в сроки. В результате залы выполнили из цементных щитов. А иначе вариант оформления нынешней станции «Савёловская» Большой кольцевой линии метро мог появиться еще в 1940-е годы.

Когда архитектор станции Иван Таранов узнал, что из проекта убрали готовые панно Фролова, то забрал их на свою «Новокузнецкую».

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Надежда Быкова, его жена и соавтор проекта, позже вспоминала: «Мы заканчивали «Новокузнецкую» уже во время войны. Заготовленные для нее архитектурные детали были спрятаны в подвале. Муж вернулся в Москву из эвакуации раньше меня. В письме написал мне, что обнаружил оставшиеся не у дел прекрасные мозаичные плафоны Дейнеки, предназначавшиеся для «Павелецкой» и намеревается использовать их в нашей станции. Мне не хотелось отягощать мозаикой легкий свод, но я не успела отговорить мужа. Когда приехала в Москву, плафоны уже были установлены».

Зал «Новокузнецкой» оказался слишком мал для 14 панно, поэтому установили только восемь. Остальные бесследно исчезли. Но память о труде Владимира Фролова не исчезнет никогда. Теперь, проходя по «Новокузнецкой», поднимите глаза и вспомните блокадного художника.

Источник

Мозаичное панно на фасаде НИИДАР отреставрируют

За последние 10 лет в Москве отреставрировали 1,6 тысячи объектов культурного наследия. Сейчас такие работы проходят в 500 местах. Список памятников архитектуры, нуждающихся в обновлении, пополняется во многом благодаря горожанам.

ПО ТЕМЕ

Археологи обнаружили на Сретенке 143-летний артефакт

Дому Скопника в центре Москвы вернули исторический облик

Так, жители района Преображенское обратились к столичным властям с просьбой отреставрировать мозаичное панно 1970-х годов, которое украшает фасад старого здания Научно-исследовательского института дальней радиосвязи (НИИДАР). Было решено сохранить картину, несмотря на то, что строение не является объектом культурного наследия. Эта мозаика очень дорога местным и, можно сказать, стала одним из символов района.

Здание находится на улице 1-я Бухвостова (дом 12/11, корпус 53). В прошлом веке подобные строения возводили для госучреждений и НИИ по всей стране. Несколько лет назад институт переехал. К сегодняшнему дню само здание обветшало и является непригодным для эксплуатации. Бывшую территорию НИИДАР благоустроят.

На мозаичном панно изображены специалисты НИИДАР за работой, а также космический пейзаж. Изображение составлено из разноцветной смальты и натурального камня. Длина полотна составляет 25 метров, высота — 6,5 метра. Панно состоит более чем из 300 блоков. Автор работы, к сожалению, неизвестен.

«В ближайшее время специалисты промаркируют мозаичные блоки, а затем бережно демонтируют и отдадут на ответственное хранение. После этого будет принято решение о дальнейшем месте экспонирования», – рассказал руководитель городского Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Специалисты расчистят и обезжирят мозаику, удалят пыль с поверхности. Лицевую сторону панно защитят клейкой пленкой. Блоки снимут и на время перевезут в теплое и сухое помещение.

Ранее сообщалось, что в Басманном районе отремонтируют дом 1912 года постройки. Речь шла о здании в Петроверигском переулке, где 100 лет назад располагалось Петропавловское мужское училище при евангелическо-лютеранском соборе святых апостолов Петра и Павла. Там обновят цоколь, отремонтируют фасад, заменят оконные блоки.

Источник

Эксперты прокомментировали эротический скандал вокруг мозаики на станции «Марьина роща»

Любовь и козы: эротика в метро была шуткой художника

Один из фрагментов мозаичных панно в Московском метрополитене в начале марта вызвал бурление в социальных сетях: в пасторальной композиции на станции «Марьина роща», открывшейся в 2010 году, обнаружили эротическую сцену. Правда, «нечеловеческую»: речь о спаривающихся животных в стаде, пасущемся на лугах усадьбы Останкино. Наблюдатели не только похихикали, но и напугались: а вдруг теперь рискованный фрагмент будут убирать или переделывать в угоду благопристойности? Корреспондент «МК» разобрался, кто же пошутил десять лет назад и угрожает ли что-нибудь этой мозаике.

Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Смотреть картинку Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Картинка про Мозаичные панно в сокольниках что изображено. Фото Мозаичные панно в сокольниках что изображено

Напомним, «Марьина роща» на момент открытия была конечной станцией «салатовой» Люблинско-Дмитровской линии, строительство шло долго и «с приключениями» (бюджеты на развитие метрополитена в 1990-х и 2000-х годах были намного менее обильными, чем в наши дни). Отчасти поэтому станцию украшали весьма обильно — в частности, на путевых и торцевых стенах появились 10 больших мозаичных панно. Заметим, что мозаика — один из самых дорогих и «парадных» методов декорирования, и в таких количествах на метрополитене она применяется крайне редко — даже в сталинские времена, как правило, ограничивались одиночными панно в вестибюлях или торцах станций.

Отсылка к искусству времен рококо и раннего классицизма многое объясняет: живопись Галантного века, как известно любому внимательному посетителю художественных музеев, не является образцом сдержанности (эта добродетель присуща скорее искусству следующего, XIX столетия, более буржуазному по своей целевой аудитории). Поэтому людей искусства обсуждение «похабного» фрагмента мозаики не просто удивило, но и обидело.

Этот фрагмент мозаики станции “Марьина роща” уже обсуждался сразу после открытия станции, напомнил Шумаков. Тогда также были “крики, борьба”, после чего о скандальном фрагменте оформления станции попросту забыли на десятилетие. Кроме того, по словам архитектора, во время работы над проектом фрагмент был известен специалистам и цензурных замечаний не вызвал — его оценили как шутку.

Зоркие блогеры обнаружили совокупляющихся коз на «Марьиной Роще» почти сразу после открытия станции, также вспоминает Гончарук. Однако тогда это вызвало только улыбку.

Впрочем, отсылки к почтенным традициям не всегда означают охранную грамоту для изображений, сочтенных так или иначе «непристойными». В мировой истории искусства, в частности, сразу вспоминаются кальсоны, надетые на персонажей «Страшного Суда» Микеланджело в Сикстинской капелле в Риме. Но и без обращения к столь великим именам и произведениям, в рамках московского метро, прецеденты есть: осенью прошлого года на станции «Римская» злоумышленник повредил скульптуру Леонида Берлина «Мадонна с младенцем», у которой была неканоническим образом обнажена грудь. На время реставрации скульптуре задрапировали «пострадавшую» часть тела.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *