Мраморный дворец что посмотреть
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге — фото, история, описание
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге – архитектурный ансамбль, целиком созданный из натурального камня. Богатство и разнообразие мрамора демонстрирует тонкий вкус архитекторов, скульпторов и других мастеров, трудившихся над возведением этого здания. Подчеркивает щедрость и великодушие Екатерины II, по чьему велению он был построен в презент графу Орлову.
Благодаря по желанию императрицы, мы до сих пор имеем удовольствие любоваться мраморными сводами чудесного дворца. Теперь здание включает экспозицию Русского музея, сохраняя исторический внешний облик и богатство внутренней отделки.
Краткая история Мраморного дворца
Сыновья В еликого князя Константина Константиновича, из-за недостатка средств были вынуждены отдать его в национальную собственность. Это произошло в 1917 году, когда у власти стояло Временное правительство, а во дворце располагалось Министерство труда.
С 1919 года по 1936 здесь была организована Российская Академия истории материальной культуры – в это время велась глобальная реставрация фасадов.
После 1936 г было решено разместить филиал Центрального музея В. И. Ленина. Он был открыт через год: редкий случай, когда переосмысление памятника архитектуры в его новом качестве произошло так быстро и организованно.
Очередная эра в истории началась в 1991 году, когда после всех государственных перемен мэрия Санкт-Петербурга распорядилась передать дворец под начало Русского музея. На месте броневика Ленина был установлен памятник Александру III.
Про другие дворцы Санкт-Петербурга вы можете прочитать в этой статье.
Архитектура здания
Мраморный дворец в Питер стал первым в городе с фасадом из натурального камня. Архитектор Антонио Ринальди применил разные породы мрамора.
Здание отстроено в стиле раннего классицизма и отличается богатой внутренней отделкой, которая призвана подчеркивать тонкий вкус владельца. Автор использовал при постройке целых 32 сорта мрамора со всего света, а также гранит и агат.
Главный фасад обращён в сад – прежде там протекал Красный канал, соединявший Неву с Мойкой. Над входом виднеется следующая надпись: «Здание благодарности». Сверху постройку венчает часовая башенка.
Внутреннее убранство
Один из наиболее красивых интерьеров – Мраморный зал – поражает разнообразием отделки из всевозможных видов мрамора: греческий, карельский, итальянский, уральский, а также прибайкальский лазурит.
Парадная лестница – ещё одна яркая достопримечательность этого места. Декорирована статуями авторства Федота Шубина: в нишах прячутся скульптуры «День», «Ночь», «Утро» и «Вечер», а также Осеннее и Весеннее равноденствия. Барельефы выполнены из белого греческого мрамора: они изображают трофеи и величественных орлов с фестонами в мощных клювах. Также в здании есть барельеф с портретом главного архитектора – Антонио Ринальди.
Над оформлением интерьеров трудилось множество мастеров. Живописец Стефано Торелли расписал плафон в Мраморном зале, подарив дворцу «Свадьбу Купидона и Психеи». Ф. И. Шубин и М. И. Козловский создали скульптурные портреты и множество барельефов для Орловского и Мраморного залов.
Плитка Kerama Marazzi
Керамический гранит с глянцевой лаппатированной поверхностью имитирует натуральный камень, сохраняя роскошный вид. Производители отмечают превосходные эксплуатационные качества керамогранита.
Залы Мраморного дворца
Стены поделены четырнадцатью парами каннелированных пилястр из тивдийского красного мрамора. Их венчают позолоченные капители и базы. На гирляндах, сидят белые каменные орлы.
«Собранный зал» был посвящен Екатерине II. Бархатные стены венчают вензеля императрицы, а под резным балдахином находится её величавый портрет. Прямо перед ним располагается пьедестал с вазой, оформленной военными трофеями.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Территория рядом
Окрестности не отличаются ярким и пышным оформлением: декор сдержанный и не отвлекающий от главного «героя» композиции. Парадный двор ограничивается кованной решёткой на гранитных столбах. Ограда объединяет постройку с флигелем, который был построен П. Е. Егоровым к 1787 году – позднее перестроен А. П. Брюлловым. Декорирован фризом авторства П. К. Клодта – «Служение лошади человеку». Во дворе находится памятник Александру III.
Скульптуры мраморного дворца
Архитектурное строение включает в себя множество композиций. В основном скульптурные работы выполнял мастер Ф. И. Шубин. Всего здесь находиться около 40 его произведений, включая знаменитые Верность и Щедрость по разным сторонам от часовой башни. Он украсил парадную лестницу статуями, посвященными четырем временам суток и весеннему и осеннему равноденствиям.
[info]Не менее знамениты барельефы «Жертвоприношение», которые А. Ринальди изначально создал для Исаакиевского собора.[/info]
Также особенно примечательна мраморная фонтанная группа, которую назвали « Путто с веткой» — к сожалению, автор остался неизвестным.
Картины мраморного дворца
После событий октября 1917 года большая часть произведений искусства была передана в Эрмитаж.
Интересные факты
Санкт-Петербург – город, богатый легендами и мифами, не обошли они и Мраморный дворец.
Мраморный дворец в наши дни
В настоящее момент существует постоянная экспозиция. Здесь регулярно проводятся временные выставки современного искусства.
В 2002 г. журналистам был представлен Белый зал, открывшийся после ремонта. В том же году тут состоялась встреча представителей Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и России: была подписана хартия Шанхайской региональной организации сотрудничества.
Нередко открывает свои двери для венчающихся: свадьба здесь станет одним из самых ярких и запоминающихся событий.
Праздник, а также церемонию регистрации брака, можно организовать в Белом зале – его вместимость насчитывает до 250 гостей. Либо провести торжество в Мраморном зале, который вмещает намного меньше – до 80 человек.
Адрес
Находится в Санкт-Петербурге, на ул. Миллионной, 5/1 – вход со стороны улицы. Он располагается в 15 минутах ходьбы от ст. м. «Невский проспект».
Билетные кассы прекращают работу за полчаса до закрытия музея.
Достопримечательности рядом
Мраморный дворец располагается в центре города, так что он окружён множеством интересных достопримечательностей:
Мраморный дворец пережил длинную и интересную историю, чудом сохранив в себе исторические интерьеры и некоторые части фасадов. Удивительное и во многом уникальное архитектурное строение поражает своей изысканностью и разнообразием материалов и фасадов.
Туристы со всего света съезжаются взглянуть на роскошь залов и богатство убранства. И не зря: исторических объектов остаётся всё меньше, ведь время берёт своё: необходимо стремиться застать эту первозданную красоту.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
Мраморный дворец. Экскурсия по парадным залам и Музею Константина Романова
В предыдущей своей статье о Мраморном дворце Санкт-Петербурга я писал об обзорной прогулке по этому прекрасному памятнику архитектуры. Как оказалось, во дворце есть еще одна экскурсия — по мемориальному музею Константина Романова. Мне повезло, и в рамках этой экскурсии мы посетили не только музей Великого князя, но и закрытые парадные залы и помещения, находящиеся на реконструкции. Но обо всем по порядку.
Парадная лестница дворца
Как добраться на метро
Ближайшие ко дворцу станции — «Адмиралтейская» и «Невский проспект». Путь пешком от них займет 15—20 минут.
На экскурсию необходимо записываться заранее. Я записывался примерно за неделю, так как группы по дворцу водят не каждый день. Телефон для записи: +7 812 595 42 03. Стоимость посещения — 500 рублей. На кассе можно расплатиться банковской картой.
В отделке использовано несколько пород камней
Прекрасный вид, не правда ли?
Экскурсия по дворцу и мемориальному музею Константина Романова
В самом начале нашей прогулки экскурсовод предложила расширить экскурсию и пройти не только по музею, но и по парадным залам. Естественно, все поддержали эту идею. Начали мы с небольшого экскурса в историю. Напомню, архитектором дворца являлся Антонио Ринальди, оставивший свой яркий след в архитектуре Петербурга. Он был автором проектов дворца Петра III в Ораниенбауме и Китайского театра в Царском Селе.
Владельцы дворца менялись несколько раз. Изначально предполагалось, что зданием будет владеть Григорий Орлов, фаворит Екатерины II, но он не дожил до окончания строительства. Императрица выкупила дворец у наследников Орлова и преподнесла его своему внуку, Великому князю Константину Павловичу, в качестве свадебного подарка.
Здесь видна работа мастеров по восстановлению помещений дворца. Слой за слоем можно проследить разнообразную окраску стен в различные исторические периоды
Барельеф на морскую тематику. Великий князь Константин Николаевич был непосредственно связан с морем и флотом
Оранжерея Мраморного дворца
Екатерине очень не нравилось поведение внука, и она выселила его из дворца. В дальнейшем имя Константин будет неразрывно связано с историей дворца. Здесь проживал сын Николая I, Великий князь Константин Николаевич. Впоследствии во дворце жил и его сын, Константин Константинович Романов. Какое-то время дворец даже называли Константиновским, но такое название не прижилось.
Во дворце можно найти множество статуй и предметов декоративно-прикладного искусства
Светильник современный, но восстановлен он по старым изображениям
Белый (Готический) зал
Вернемся к нашей экскурсии. Проходим через помещение, в котором планируются реставрационные работы, и попадаем, наверное, в самый роскошный зал дворца — Мраморный. Я уже видел его в свою первую прогулку по дворцу, но при посещении без экскурсии зайти сюда нельзя. Помещение поражает своей роскошью и красотой.
Также в рамках этой экскурсии мы посетили и закрытые для самостоятельного осмотра оранжерею и Белый (Готический) зал. Последний примечателен своими размерами, это самое большое помещение во дворце. Кстати, здесь иногда проводятся различные мероприятия и концерты. Их расписание можно узнать на сайте или в справочной дворца.
На потолке можно увидеть ажурную сетку
Последняя точка нашего маршрута — мемориальный музей Константина Константиновича. Великий князь был последним владельцем дворца из рода Романовых. Эта часть экскурсии проходит по покоям князя — его кабинету, библиотеке, гостиным. После его смерти дворец так и не перешел его наследникам — три сына Константина Константиновича были убиты в 1918 году, а Мраморный дворец был национализирован.
В советское время во дворце располагался филиал музея Владимира Ленина. Сейчас же здание входит в структуру Русского музея, здесь проводятся различные выставки.
Библиотека Константина Константиновича
К сожалению, в остальных покоях князя фотографировать запрещено
Еще один архитектурный шедевр архитектора Антонио Ринальди, Большой Гатчинский дворец, находится в часе езды от Петербурга. Его изюминкой является 130-метровый подземный ход.
Если кратко, в целом:
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4999″>
Среди множества архитектурно-исторических памятников мира есть особенные, воплотившие в себе целый пласт архитектурных направлений, имена и судьбы знаменитых личностей прошлых столетий. Ярким примером этого может служить Мраморный дворец в Санкт-Петербурге – колоссальное величественное сооружение, настоящая «мраморная сказка». Сейчас это один из знаменитых туристических объектов «Северной Венеции», поражающий грандиозностью размеров, великолепием и виртуозностью художественного оформления. Богатейшая история дворца, связанная с царской династией Романовых, не может не волновать и интересовать людей 21 века.
История строительства
Идея строительства дворца возникла у Екатерины II, когда она решила отблагодарить своего фаворита, графа Г. Орлова за сподвижничество в государственных делах и за его роль в восхождении императрицы на престол. Во времена царствования Петра I на этом месте находилось здание Почтового двора, впоследствии сгоревшее в первой половине 18 в. Именно здесь, на набережной Невы, 10 октября 1768 г. началось возведение будущего архитектурного шедевра А. Ринальди, известного итальянского архитектора.
Сложность строительства
17 лет (1768-85 г) кропотливого труда архитекторов (Ринальди и Егоров), скульпторов, каменщиков, резчиков было потрачено на создание изумительной постройки, достойной восхищения. Ринальди нужно было на сложном участке строительства не только соблюсти красную линию в соответствии с другими зданиями, выходящими фасадами на Дворцовую набережную, но и добиться гармоничного «вписания» дворца в их общий ряд.
Поэтому в качестве стройматериала выбрали гранит, которым отделана набережная, и здание стало естественным её продолжением. Почти перед окончанием стройки Ринальди получил серьёзные травмы, упав со строительных лесов, и покинул Россию. Екатерина неоднократно приезжала смотреть, как продвигается возведение дворца и лично раздавала награды рабочим.
Реконструкция
В советское время в Мраморном дворце организовали музей В. И. Ленина, а после перестройки здание было передано Русскому музею, по инициативе которого провели масштабную реконструкцию, вернувшую прежний вид внутренних интерьеров дворцовых помещений. Понимая бесценное значение истинного шедевра архитектуры, специалисты-искусствоведы, художники и скульпторы поставили перед собой цель – восстановить непревзойдённую аутентичность интерьеров дворца. Из бюджета страны на первый этап реконструкции было выделено более 150 млн. рублей, реставрационная работа велась тщательно и скурпулёзно.
Этапы реставрации
Вначале реконструкции подверглись 4 парадных зала, где размещались экспонаты Музея В. И. Ленина (последние нашли своё место в других музеях). Опытные реставраторы постарались «воскресить» уникальный паркет Ринальди (из 15 пород дерева), выразительные лепные элементы декора морской тематики: якоря, дельфины, морские коньки, силуэты кораблей, которые воссоздавались по рисункам 19 в. Настоящим чудом реставрации можно назвать восстановление «зелёного» паркета из 7 пород дерева.
В Гостиной ввернули к жизни настенную живопись и полностью воскресили прежний облик интерьеров. В Знамённом зале воссоздали лепной декор свода, очистили от краски искусственный мрамор, заново уложили паркет в первозданном виде. Кропотливо сложные работы проводились в Ротонде по реконструкции каминов, очистке облицовки из искусственного мрамора на стенах, реставрации наборного паркета. Более 2 десятилетий длилась реставрация знаменитого сооружения, но работы продолжаются.
Архитектура и интерьеры
Мраморный дворец – подлинный образец архитектуры раннего классицизма, черты которого ярко проявились во внешнем облике монументального строения. Строгость архитектурных линий, массивная солидность, чёткая симметричность окон, наличников, грандиозное великолепие 3-х-этажного каменного «исполина» делают здание настоящим классическим произведением от архитектуры. Глядя на величественное здание Мраморного дворца, кажется, что оно стояло вечно на невском берегу и простоит ещё много столетий.
Интерьер
Планировка помещений, внешние и внутренние интерьеры также в основном выдержаны в классических традициях: Парадная лестница, парадная приёмная, парадные залы. Мрамор различных оттенков явился главным отделочным материалом как внутри, так и снаружи. Множество символических скульптур и барельефов установлено в пространствах дворца. Однако в ходе реконструкции в 19 в (1844-49 г) оформление интерьеров в залах 2-го этажа осуществлялось в духе нового стиля архитектуры – эклектики, поклонником которого был архитектор-реставратор А. Брюллов. Убранство залов пополнилось пышными люстрами из золочёной бронзы, с хрустальными подвесками, изменены и позолочены лепные украшения, перемещён знаменитый плафон «Амур и Психея» работы Торелли.
Фасады
Несомненная художественно-архитектурная ценность дворца – его уникальные фасады, облицованные природным камнем (гранитом и мрамором) и дошедшие до наших дней в практически первозданном облике. Именно за интенсивное использование в отделке мрамора разных сортов и оттенков дворец получил такое название. Цветовое решение и безупречный художественный вкус Ринальди в оформлении фасадов были более чем удачными: темно-красный гранит, покрывающий фасад 1 этажа, создал видимость пьедестала для последующих 2-х этажей, облицованных гранитом светло-серых оттенков. Наружные центральные фасады украшены балконами с мраморными ограждениями и золочёными балясинами из бронзы.
Коринфский ордер
В качестве связующего элемента 2-го и 3-го этажей Ринальди использовал архитектурный стиль коринфского ордера. Изящные пилястры и коринфские колонны, ритмично чередующиеся с проёмами окон, вытесаны из розового мрамора (тивдийского), капители и другие элементы – из белого мрамора. Резной орнамент из серого мрамора (рускеальского) на наличниках окон стал замечательным украшением. Междуоконные пространства заполнены рельефными гирляндами белого мрамора. Аттик дворца по всей длине обставлен «вазами» из серого доломита.
Скульптурные украшения фасадов
Центральный восточный фасад, «смотрящий» на парадный двор, декорирован скульптурными украшениями. Он вверху увенчан часовым павильоном в виде мраморных ваз с вмонтированными в них курантами (воссозданными в ходе реконструкции). С двух сторон павильона находятся мраморные статуи с аллегорическим значением «Щедрость» и «Верность». У главного парадного входа установлена монументальная статуя императора Александра III, изображающая его на коне верхом (шедевр скульптора П. Трубецкого), перенесённая сюда из хранилищ Русского музея.
Мраморный зал
Один из главных парадных залов – Мраморный, в котором оформление стен и потолков сохранилось практически в аутентичном виде, являет собой уникальный образец использования во внутренних интерьерах природного камня и натурального дерева. После реконструкции Брюллова помещение зала из 1-ярусного стало 2-ярусным, что придало ему большую величественность. Освещённость сверху окнами 2-го этажа создало пространственную воздушность. Стены зала облицованы специально привезённым из Италии и отечественным мрамором разных сортов и цветов.
Отделка стен
Гармоничное сочетание цветов мрамора в отделке стен не может не восхищать посетителей. А стиль коринфского ордера как нельзя лучше демонстрирует преимущества этого поистине бесценного материала (мрамора). Розовомраморные пилястры с бронзовыми золочёными капителями и базами зиждятся на цоколе, обрамляющем стены. Филёнки, разделяющие цоколь, выполнены из блекло-зелёного мрамора, доставленного из Италии, и украшены рельефными изображения ваз серого цвета. Некоторые декоративные элементы сделаны из лазурита.
Скульптурное убранство
Знаменитые русские и итальянские скульпторы создали высокохудожественные произведения ваяния. Вдоль стен по всей длине размещены круглые барельефы (14) по теме «Жертвоприношения», выполненные Ф. Шубиным и А. Валли. Пространство над дверями заполнено изящной декоративной композицией (автор Шубин). Украшение западной стены – 2 изумительных по художественной выразительности барельефа по мотивам римской мифологии (М. Козловский).
Парадная лестница
Необходимый элемент классической архитектуры – Парадная лестница, созданная из нескольких сортов цветного мрамора, в большей степени сохранила первозданный вид. В основном в создании лестницы использовался серебристо-серый мрамор Уральских гор, ступени изготовили из зеленовато-серебристого (цвет амулет) песчаника, а барельефы и скульптуры – из белого греческого мрамора. Всех, кто начинает подниматься по лестнице, «встречает» скульптурный портрет Ринальди – знак благодарности и поощрения заслуг от графа Орлова архитектору (автор неизвестен).
Художественная аллегория в оформлении 1 этажа
Основной элемент украшения Парадной лестницы – скульптуры с аллегорическим значением. Все они уникальны как единственно сохранившийся в Санкт-Петербурге образец аллегорической скульптуры 18 в. 4 ниши 1-го этажа, окаймлённые мраморными раковинами, ознаменованы статуями в виде женских фигур, символизирующими смену времени суток: Ночь с фигуркой совы (автор неизвестен); Утро (богиня Аврора с диском Солнца); Полдень (стрела – луч солнца на солнечных часах) Вечер изображён в образе Дианы – богини охоты. Все 3 статуи – несомненный шедевр Ф. Шубина.
Скульптуры верхних этажей
Ниши 2-го и 3-го этажей украшают 2 статуи, олицетворяющие дни сезонного солнцестояния: Весеннее равноденствие (фигура женщины с цветами в руке и знаком Овна у ног) и Осеннее равноденствие – фигура мужчины с наливной виноградной гроздью. Площадку 3-го этажа венчают скульптурные изображения, символизирующие 4 основополагающие добродетели: справедливости, силы Духа, благоразумия и умеренности.
Парадная приёмная
Согласно классическим канонам, значимым помещением дворца является Парадная приёмная, входящая в череду залов Невской анфилады. Здесь так же, как и на Парадной лестнице, сохранились аутентичные элементы оформления, имеющие историко-культурную ценность.
Колоннада
Монументальную величественность залу придают 8 колонн, вытесанных из отечественного сердобольского гранита, привозимого с островов Ладоги. Серо-чёрные оттенки мрамора на монолитных колоннах создают торжественно-официальный фон, внушающий почтительное уважение к хозяину дворца. Идеальная полировка колонн свидетельствует об огромном кропотливом труде каменотёсов.
Убранство Парадной приёмной
Вызывают восхищение подлинные лепные узоры, украшающие своды перекрытий. Декор был очищен и заново позолочен реставраторами. Во многих местах пола сохранились фрагменты наборного паркета 18 в. из ценных пород дерева (изумляет высокое мастерство паркетчиков). В результате реставрации 2015 г. были восстановлены камины, облицованные мрамором, полотна дверей, позолоченная люстра из бронзы.
Двусветный зал
Самое большое по площади помещение – Мраморный зал стал «двусветным» в период реконструкции 19 в., когда по распоряжению А. Брюллова перекрытие подняли на этаж выше. Освещённый окнами 2-х этажей, зал приобрёл величественную грандиозность, получил новое художественное оформление в стиле неоготики и стал называться Готическим или Белым. В нём установили орган, устраивали вечера музыки и танцев.
Реконструкция Брюллова
Всю площадь зала разделили на 3 части, установив опоры для поддержания сводов перекрытия. В качестве декора опор служили «снопы» тонких (готических) колонн, упирающихся веером в своды. По бокам проёма южных дверей разместили мраморные колонны со скульптурными изображениями русских богатырей-витязей. Центральную стену посредине украсил роскошный камин из мрамора, с вмонтированным в него зеркалом, обрамлением которого явилась золочёная резная рама.
Современная реставрация
Больше года длилось комплексное восстановление Белого зала, в процессе которого постарались вернуть ему прежний вид, созданный когда-то Брюлловым. Немало пришлось потрудиться над реконструкцией уникального по рисунку и разнообразию дерева наборного паркета. Тщательная художественная работа проведена над «воскрешением» статуй русских витязей, лепных орнаментов перекрытия, скульптурных изображений двуглавых орлов. Вновь засияли позолотой великолепные бронзовые люстры и бра, распахнулись восточные окна «второго света».
Греческая галерея
Севернее Белого зала находится картинная галерея, получившая название «Греческая» из-за отделки её стен искусственным греческим мрамором. Иначе этот зал при жизни Екатерины называли Орловским в память о царском фаворите, не дожившем до полного завершения строительства дворца.
Убранство галереи
Как и в других дворцовых помещениях, в оформлении галереи широко использовался высокохудожественный лепной орнамент на перекрытиях. Пол покрыт наборным паркетом сложной конструкции из разных пород дорогой древесины (после реконструкции 21 в. полностью восстановлен). Облицовке стен, покрытых искусственным мрамором, вернули прежний вид. Гармонично вписываются в общий вид интерьера воссозданные роскошные позолоченные бронзовые люстры.
Художественное содержание галереи
Главное украшение и бесценные раритеты – картины великих художников Возрождения (206 полотен) Рафаэля, Тициана, Рембрандта и многих других. В портретном зале на почётном месте размещались портреты братьев Орловых, сидящих на скакунах. Были представлены портреты (91) всех царственных особ семьи Романовых и властвующих монархов Европы екатерининской эпохи.
Зимний сад
На месте Висячего сада, расположенного на террасе, в процессе брюлловской реконструкции (19 в) организовали Зимний сад, объединив пространство 2 и 3-го этажей. В качестве опор для потолочного свода установили по центру мощные чугунные колонны, а по обеим сторонам полуколонны из чугуна, на которые опираются концы арок свода. Помещение разделено на 2 части – Сад и Цветник.
Убранство Зимнего сада
Стальной потолок 3 этажа рельефно разделён кессонами, арки свода украшены витиеватым декором. Дивный мини-балкон, огороженный ажурной кованой решёткой, украшает восточную стену сада (восстановлен после реставрации). Средину сада занимает великолепный мраморный фонтан (3 чаши), возвышающийся на мозаичном «ковре» каменного пола. Тщательно воссозданы 3 створки массивной стеклянной двери, с затейливым деревянным орнаментом; по старым чертежам в помещении Цветника выстроили мраморный зеркальный камин.
Личные апартаменты Великого князя Константина Константиновича
До 1998 года личные покои князя Константина были закрыты для публики, сейчас для посещений открыты его кабинет, библиотека, музыкальная и личная комнаты и молельная. Апартаменты стали собственностью князя в канун его 18-летия, в них он проживал с семьёй до самой смерти (1915 г). Будучи разносторонне развитой личностью, не лишённой поэтического таланта, главными комнатами в своих покоях он сделал кабинет (сохранился полностью) и библиотеку.
Обустройство кабинета
В оформлении интерьера кабинета в основном использовано натуральное дерево и кожа. Стены, украшенные высокохудожественными полотнами и портретами, оклеены позолоченными кожаными обоями, иллюстрированными царскими гербами. Потолок обшит красным деревом, из разных сортов дерева изготовлена мебель, дубовый паркет устилает пол. Кресло князя, опирающееся на передние «ножки» в виде позолоченных лебедей с поднятыми крыльями – особенный раритет кабинета.
Другие залы апартаментов
В интерьерах других комнат также присутствует в оформлении дерево. Особой любовью хозяина пользовалась Музыкальная «готическая» гостиная, отделанная необычайно живописно в готическом стиле деревянными ажурными панелями внизу и оклеенная кожаными обоями серого цвета с позолоченным орнаментом. Изящный макет готического храма, установленный на панели, украшает одну из стен гостиной. Чёрный лакированный рояль старинной работы символизирует назначение комнаты.
Владельцы
Смену владельцев Мраморного дворца, диктуемую временем и обстоятельствами, можно выстроить в символический ряд.
Первый хозяин дворца – ближайший фаворит Екатерины Г. Орлов, генерал-адъютант и обладатель множества других чинов и званий стал владельцем дворца, не дожив до его официального открытия 2 года (умер в 1783 г).
Выставки и экспозиции
В советское время в нескольких залах Мраморного дворца был организован филиал Центрального музея В. И., что явилось первым примером использования памятника архитектуры в новом качестве, соответствующем запросам общества. Работой по реконструкции помещений руководил архитектор Н. Лансере, и музей открыли в печально памятный для страны – 1937 год. Экспозиции музея подробно знакомили посетителей с жизнью и революционной деятельностью вождя пролетариата.
Современная концепция – пропаганда искусства
Сегодня самое красивое здание северной столицы, переданное Русскому музею – центр демонстрации произведений «русского искусства в сочетании с мировыми тенденциями. Здесь посредством постоянных и временных экспозиций и выставок широко представлены предметы живописи, скульптуры и других жанров. Регулярно организовываются разнообразные тематические экспозиции:
Помимо этого, постоянно проводятся временные выставки, демонстрирующие мировое искусство.
Легенды и предания
Где находится и как добраться
Монументальное здание, украшающее исторический центр Петербурга, расположено по адресу:
Санкт-Петербург, ул. Миллионная, N 5/1 или Дворцовая наб., 6.
Метро, ост. Невский проспект (Гостиный двор), пройти по подземному переходу на Садовую ул. пройти мимо решётки Михайловского сада и одноименного дворца, перейти по мостику р. Мойку и вдоль Летнего сада по Миллионной ул. выйти к Мраморному дворцу.