Мтс в сельском хозяйстве что это
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ
Первая МТС образована в 1928 году в Березовском районе Одесского округа на базе тракторной колонны совхоза имени Т. Г. Шевченко. Массовая организация МТС, развернувшаяся с 1929 года в период проведения коллективизации (постановление СТО от 05.06.1929 года), рассматривалась властью в качестве главного средства повышения производительности труда в земледелии и демонстрации преимуществ коллективных хозяйств перед единоличными.
В 1958 году руководство СССР приняло решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам и о преобразовании части МТС в ремонтно-технические станции (Закон СССР «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» от 31.03.1958 года), что привело к фактической ликвидации МТС. Это решение мотивировалось тем, что в собственности колхозов техника будет использоваться более эффективно. Продажа сельскохозяйственной техники проводилась в обязательном порядке, ускоренными темпами (к концу 1958 года осталось 345 МТС) и по завышенным ценам, подавляющее большинство хозяйств не смогло за неё рассчитаться, оказалось в должниках и лишилось оборотных средств. Около 1/2 механизаторов вынуждены были перейти работать на городские предприятия.
В середине 1990-х годов началось возрождение централизованного использования техники в форме машинно-технологических станций для обслуживания созданных на базе колхозов и совхозов акционерных и др. обществ, фермерских и личных подсобных хозяйств.
Что такое МТС — колхозный пережиток или элемент современного агрокомплекса?
Аббревиатура МТС для молодого поколения ассоциируется с мобильной связью. Но те, кто родился и вырос в советское время, хорошо помнят первое значение этого сокращения, которое связано с сельским хозяйством.
МТС в советский период
МТС расшифровывается как машинно-тракторная станция. Это предприятие, которое предоставляет сельскохозяйственную технику во временное пользование.
В конце 1920-х годов в СССР начали создаваться колхозы, которые нуждались в переходе на современные технологии земледелия. Но почти все они были очень бедны и не могли приобрести всю необходимую им сельхозтехнику. Машинно-тракторные станции позволили решить эту проблему и быстро механизировать сельское хозяйство.
Первые МТС появились в СССР в 1928 г. по решению Совета труда и обороны. Они просуществовали 30 лет. Сначала МТС были акционерными обществами, которые вскоре были преобразованы в госпредприятия.
Некоторое время колхозы платили за аренду техники деньгами по твёрдым ценам, но потом перешли на бартер — оплату зерном и другой продукцией. МТС не просто предоставляли услуги по выполнению машинных операций — они фактически стали координаторами производственных и экономических процессов в сельском хозяйстве. В начале коллективизации и в первые годы войны в МТС действовали политотделы, возглавляемые чекистами.
Но государству так и не удалось выбрать удачные критерии оценки труда МТС (и всей системы колхозного хозяйства) и построить эффективную систему их заинтересованности в качественном результате выполнения всего комплекса сельхозработ. МТС существовали и в других странах социалистического лагеря. Через несколько лет после войны многие колхозы уже имели собственную технику и был поднят вопрос о ликвидации МТС с продажей всей техники колхозам. Но Сталин был против такого решения, считая, что это разорит многие колхозы, не имеющие достаточно оборотных средств. Тем не менее это произошло: в 1958 г. МТС были срочно ликвидированы, колхозы обязали принять их персонал и выкупить технику без учёта их инфраструктуры и финансовых возможностей.
Для смягчения последствий этого потрясения в 1961 г. была создана сервисно-техническая государственная структура — Союзсельхозтехника.
МТС при капитализме
Что такое МТС — колхозный пережиток или элемент современного агрокомплекса?
Аббревиатура МТС для молодого поколения ассоциируется с мобильной связью. Но те, кто родился и вырос в советское время, хорошо помнят первое значение этого сокращения, которое связано с сельским хозяйством.
МТС в советский период
МТС расшифровывается как машинно-тракторная станция. Это предприятие, которое предоставляет сельскохозяйственную технику во временное пользование.
В конце 1920-х годов в СССР начали создаваться колхозы, которые нуждались в переходе на современные технологии земледелия. Но почти все они были очень бедны и не могли приобрести всю необходимую им сельхозтехнику. Машинно-тракторные станции позволили решить эту проблему и быстро механизировать сельское хозяйство.
Первые МТС появились в СССР в 1928 г. по решению Совета труда и обороны. Они просуществовали 30 лет. Сначала МТС были акционерными обществами, которые вскоре были преобразованы в госпредприятия. Е. А. Львов, «Дуня-трактористка», 1929 г.
Фото: artchive.ru
Некоторое время колхозы платили за аренду техники деньгами по твёрдым ценам, но потом перешли на бартер — оплату зерном и другой продукцией.
МТС не просто предоставляли услуги по выполнению машинных операций — они фактически стали координаторами производственных и экономических процессов в сельском хозяйстве. В начале коллективизации и в первые годы войны в МТС действовали политотделы, возглавляемые чекистами.
Но государству так и не удалось выбрать удачные критерии оценки труда МТС (и всей системы колхозного хозяйства) и построить эффективную систему их заинтересованности в качественном результате выполнения всего комплекса сельхозработ.
МТС существовали и в других странах социалистического лагеря.
Через несколько лет после войны многие колхозы уже имели собственную технику и был поднят вопрос о ликвидации МТС с продажей всей техники колхозам. Но Сталин был против такого решения, считая, что это разорит многие колхозы, не имеющие достаточно оборотных средств. Тем не менее это произошло: в 1958 г. МТС были срочно ликвидированы, колхозы обязали принять их персонал и выкупить технику без учёта их инфраструктуры и финансовых возможностей.
Для смягчения последствий этого потрясения в 1961 г. была создана сервисно-техническая государственная структура — Союзсельхозтехника.
МТС при капитализме
С 1996 г., согласно указу президента Б. Ельцина, для спасения сельского хозяйства, обнищавшего и развалившегося в ходе «рыночных реформ», в постсоветской России началось создание новых МТС, которые теперь стали называться машинно-технологическими станциями. Они, конечно, не были госпредприятиями (что противоречило бы самой сути проводимых в стране преобразований). По всей стране было организовано чуть менее 1000 МТС.
Уже в 2000-х годах количество МТС начало сокращаться. Вместе с тем появлялись новые центры аналогичного назначения, но имеющие отличия в части формы собственности, видов услуг, клиентской базы. Часто МТС также имеют собственную землю, являясь производителями сельхозпродукции.
Клиентами современных МТС являются мелкие и средние (частично) сельхозпроизводители. Агрохолдинги же имеют собственный машинный парк.
На современном этапе даже представители аграрного комплекса имеют совершенно различные (иногда — диаметрально противоположные) мнения о необходимости МТС.
МТС столкнулись с проблемами низкой платёжеспособности земледельцев, что выражается в накоплении долгов и стремлении платить не деньгами, а своей продукцией. Некоторые сельхозпроизводители, в свою очередь, указывают на низкое качество и недостаточный объём услуг, предоставляемых МТС. В итоге обеспеченность сельхозтехникой в России сегодня очень низкая. Фото: Depositphotos
В настоящее время практически невозможно назвать количество МТС в России, поскольку нет их общепринятого определения и имеются разные схемы аренды сельхозтехники. Сегодня у нас и в других странах (в том числе в ЕС, США и Канаде) МТС чаще всего создаются фермерами как потребительские кооперативы.
Итак, МТС в сельском хозяйстве — это предприятия по предоставлению услуг аренды техники или выполнения механизированных работ. Как правило, они востребованы небольшими сельхозпроизводителями, для которых менее выгодно иметь весь парк необходимой техники. МТС были особенно незаменимы в периоды реформ сельского хозяйства: становление колхозов в СССР и фермерских хозяйств в постсоветской России.
Современная энциклопедия общественного знания
Инструменты пользователя
Инструменты сайта
Содержание
Ликвидация Хрущевым машинно-тракторных станций (МТС).
Наследие царской России.
Сельское хозяйство страны в период НЭПа.
Хоть после революции 1917 года жизнь крестьян в России изменилась к лучшему, так как они получили земли помещиков и кулаков, но угроза голода ежегодно нависала над страной, так как с помощью НЭПа невозможно было осуществить индустриализацию, а только она могла обеспечить деревню техникой, с помощью которой было возможным впервые в истории накормить Россию досыта. Подробно об этом читайте НЭП.
Создание и развитие машинно-тракторных станций в СССР.
Но денег на технику у вновь образованных колхозов не имелось, поэтому государство начало создавать систему МТС, государственные промышленные предприятия на селе. Сами по себе колхозники были не в состоянии не то что купить, но даже и содержать тракторы с комбайнами; так что вся работа с сельхозтехникой велась в государственных централизованных центрах по обслуживанию техники, тех самых МТС, которые выдавали колхозам технику в аренду, по мере надобности. Руководство СССР быстро уловило суть, опыт первых МТС, которые были созданы в результате наиболее рационального использования малочисленной техники в разных регионах, и быстро распространило данный, ценный опыт на всю страну.
В 1937 году система МТС обслуживала 90% колхозов 20)
Но недостатки легко объяснимы. Издержки роста. Слишком мало времени прошло от «средневекового» сельского хозяйства России конца 20-х годов до одного из ведущих в мире, высокоразвитого сельского хозяйства СССР 1940 года.
Восстановление МТС после ВОВ 1941-1945 г.г.
Но при всем этом к 1952 г. с/х СССР было не только восстановлено, но и превзошло уровень 1940 г.. Количество техники: 969 000 тракторов и 255 000 зерновых комбайнов в 1952 г. против 530 тысяч тракторов и 182 тысячи комбайнов в 1940 году. Причем техника была в лучшем состоянии, новее. Почти все МТС имели мастерские и гаражи, в крайнем случае навесы.
Основные показатели развития МТС с 1929 г. по 1957 г.
Ликвидация МТС Хрущевым.
Обнищание большинства колхозов, как следствие ликвидации МТС.
К тому же враз обнищавшие колхозы, хоть не имели соответствующих специалистов, не могли массово привлечь бывших работников МТС. Государство могло позволить платить им большую зарплату, чем колхозы, в результате большинство рабочих нашло себе другое применение. Как итог, многие машины остались без механизаторов и превратились в металлолом. Убытки были колоссальные. Что сильно подорвало экономический потенциал советской деревни.
Лишь немногим, самым крупным колхозам, колхозам-миллионерам, которые располагались в основном в черноземной зоне на юге СССР, ликвидация МТС пошла на пользу, так как система МТС сдерживала их развитие, лишала независимости, свободы маневра. Но таких было не более 5-7% на всю страну. Их специально ставили в пример, когда уничтожали МТС.
Хрущёв, считая себя большим специалистом в области сельского хозяйства, запустил сразу несколько разрушительных проектов. В конце эпохи Сталина и в первые годы после его гибели сельское хозяйство успешно развивалось. Однако успешному подъёму сельского хозяйства быстро пришёл конец.
Последнее.
Машинно-тракторная станция
Маши́нно-тра́кторная ста́нция (МТС) — государственное сельскохозяйственное предприятие, в СССР и ряде других социалистических государств обеспечивавшее техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой крупным производителям сельскохозяйственной продукции (колхозам, совхозам, сельскохозяйственным кооперативам).
Сыграли значительную роль в организации колхозов и создании их материально-технической базы. В 1958 году — упразднены. МТС осуществляли обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники и давали её в аренду колхозам.
Содержание
История
в СССР
Первые тракторные отряды появились в конце 1920-х годов. Первой МТС считается организованная в 1927 году Шевченковская МТС (тогдашний Степной округ, теперешняя Одесская область Украины). 5 июня 1929 года Совет труда и обороны принял постановление о повсеместном создании МТС. Такое решение позволило поддерживать высокий уровень обслуживания техники и дало колхозам преимущества механизации без необходимости капитальных вложений. МТС сыграли важную роль в процессе коллективизации.
В СССР МТС просуществовали до 1958—1959 годов, впоследствии сельскохозяйственная техника была передана непосредственно колхозам. Затем они преобразовались в ремонтно-технические станции, а впоследствии — в отделения «Россельхозтехника».
в других странах
Современность
В настоящее время, в связи с тяжелым финансовым положением многих сельхозпредприятий, а также, развитием малых фермерских хозяйств вновь возникла потребность в машинно-тракторных станциях. В результате, ряд фирм и компаний, занимающихся поставкой сельхозтехники, начали предлагать хозяйствам услуги по сезонной аренде сельхозтехники, прежде всего дорогостоящих комбайнов.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Машинно-тракторная станция» в других словарях:
машинно-тракторная станция — (МТС) – крупное государственное социалистическое сельскохозяйственное предприятие, оснащенное машинами для технической и организационной помощи колхозам, МТС сосредотачивали основные орудия сельскохозяйственного производства (тракторы, комбайны и … Автомобильный словарь
машинно-тракторная станция — (МТС) в СССР, государственное сельскохозяйственное предприятие, создававшееся (первая МТС создана в 1928, Одесская области) для технической и организационной помощи колхозам. Существовали до 1958. * * * МАШИННО ТРАКТОРНАЯ СТАНЦИЯ МАШИННО… … Энциклопедический словарь
Машинно-тракторная станция — МТС, крупное государственное социалистическое сельскохозяйственное предприятие, оснащенное машинами для технической и организационной помощи колхозам. МТС сосредоточивали основные орудия сельскохозяйственного производства (тракторы,… … Большая советская энциклопедия
МАШИННО-ТРАКТОРНАЯ СТАНЦИЯ СССР — МАШИННО ТРАКТОРНАЯ СТАНЦИЯ (МТС) в СССР государственное сельскохозяйственное предприятие, создававшееся (первая в 1928 в Одесской обл.) для технической и организационной помощи колхозам. Сыграли значительную роль в организации колхозов и создании … Большой Энциклопедический словарь
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ — МАШИННО ТРАКТОРНЫЙ, машинно тракторная, машинно тракторное (неол.). прил., по знач. связанное с оборудованием с. х. машинами и тракторами. Машинно тракторная станция (государственная с. х. база, снабженная тракторами со всем вспомогательным… … Толковый словарь Ушакова
Станция — Транспорт: Автомобильная заправочная станция Железнодорожная станция Сортировочная станция Станция метрополитена Станция призрак Учреждения Автоматическая телефонная станция Орбитальная станция Международная космическая станция Насосная станция… … Википедия
СТАНЦИЯ — СТАНЦИЯ, станции, жен. (от лат. statio). 1. Пункт остановки на больших дорогах, почтовых трактах. «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор.» Вяземский (шутл. о станционном смотрителе). «Послание к калмычке, намаранное мною на одной из… … Толковый словарь Ушакова
МТС — Московский театр сатиры Москва МТС «местами тебя слышу» «моя твоя слышит» «мои тающие средства» фольклорн. об операторе сотовой связи МТС связь, фольклорн. МТС машинно тракторная станция … Словарь сокращений и аббревиатур
Пачелма — Посёлок городского типа Пачелма Флаг Герб … Википедия