на столе уже стояли пирожки и блины оладьи и сырники
Расставьте знаки препинания
1. Он лежал на спине_ и долго смотрел в небо.
2. Ураган вчера повалил деревья в парке_ и рекламные щиты на улицах.
3. Очерки деревьев, обрызганных дождем_ и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака (Тургенев).
4. Измученные_ грязные_ мокрые, мы достигли берега (По Тургеневу).
5. В глубокой тишине четко_ и осторожно отдавалось по саду чоканье соловья (Бунин).
6. Собрала я свое добришко_ и вернулась к сестре (Бунин).
7. Роса серебрилась по мокрым_ пахучим_ густым цветам_ и травам (Бунин).
8. Стук копыт_ звон колеса отзывались громом_ и отдавались с четырех сторон (По Гоголю).
9. Шумнее_ и шумнее раздавались по улицам песни_ и крики (Гоголь).
10. Мы взяли с собой резиновую_ надувную лодку_ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. (Паустовский)
11. Официант поставил на стол холодные_ горячие закуски, а также главное блюдо – фаршированную семгу.
12. Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий_ могучий_ грозный шум громадной толпы (Бабель).
13. Я бросил в волчицу тяжелым_ свинцовым грузилом (Паустовский).
14. Отсюда был виден большой_ запущенный сад (А. Гайдар).
15. В меню был представлен большой выбор белого_ красного вина_ а также газированные напитки_ и соки.
16. Евгений Шварц вырос в маленьком_ провинциальном_ южном городе Майкопе.
17. В глубине сада торчал неуклюжий_ двухэтажный сарай, а под крышей этого сарая развевался маленький_ красный флаг (Гайдар).
18. Особенно хорошо в беседке в тихие_ осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый_ отвесный дождь (Паустовский).
19. На выставке представлено много газовых_ электрических плит_ и печей.
21. Он уложил в чемодан_ не только одежду_ но и книги.
22. Он решил укладывать в чемодан_ либо одежду_ либо книги.
23. Он достал чемодан и положил туда_ и рубашки_ и галстуки_ и альбом с фотографиями.
24. В альбоме были фотографии его жены_ и родственников_ и друзей.
25. В глубине сада стоял небольшой флигель с маленькими окнами, не открывавшимися_ ни зимой_ ни летом.
26. На столе уже стояли пирожки_ и блины, оладьи_ и сырники.
27. Я закажу_ или мороженое_ или клубничный сок.
28. Я закажу мороженое_ или клубничный пирог_ или ватрушку.
29. Я закажу_ не только мороженое_ но и яблочный пирог.
30. Раньше Егорушка не видел никогда_ ни пароходов_ ни локомотивов_ ни широких рек (Чехов).
31. Ему хорошо знаком_ и помещичий быт_ и крестьянский_ и мещанский (Тургенев).
32. На левой стороне видны обширные поля_ лесочки_ три_ или четыре деревеньки_ и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим (Карамзин).
33. И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды_ и пращ_ и стрела_ и лукавый кинжал_ щадят победителя годы (Пушкин).
34. Частокол был обвешан связками сушеных груш_ и яблок_ и проветривающимися коврами (по Гоголю).
35. Цветов росло там много_ журавлиного горошку_ кашки_ колокольчиков_ незабудок_ полевых гвоздик (Тургенев).
36. Он знает толк во всем, что важно_ и занимательно для русского человека_ в лошадях_ и в скотине_ в лесе_ в кирпичах_ и в посуде_ в красном товаре_ и в кожевенном_ в песнях_ и плясках (Тургенев).
37. У зайца много врагов: и волк_ и лиса_ и человек.
38. Дома ли_ на улице ли_ в гостях_ везде чувствовал он на себе чей-то взгляд.
Обобщающие таблицы. Предложения с вводными конструкциями
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
«IQ и EQ как основа успешного обучения»
Повторение с элементами контроля
Упр. 1. Расставьте пропущенные знаки препинания.
1.Бидл выпил чай до последней капли доел гренки смахнул крошки с колен и груди вытер губы и щёки и преспокойно поцеловал надзирательницу. 2. Миссис Манн аккуратно ввела его в маленькую гостиную с кирпичным полом и подала ему стул и услужливо положила перед ним на стол его треуголку и трость. 3. Надзиратель ударил Оливера черпаком или ковшом на длинной рукоятке крепко схватил его за руки и завопил. 4. Оливер встрепенулся и отвесил почтительнейший поклон. 5. Мистер Бамбл без лишних слов отдал свою чашку миссис Корни и сжал при этом её мизинец потом испустил глубокий вздох и чуть-чуть отодвинул свой стул от камина. 6. Мистер Бамбл немедленно опустил воротник и положил шляпу и трость на стул и другой стул придвинул к столу. 7. И он и Сайкс и собака и мальчик считали это повседневным происшествием и совершенно не беспокоились о возможных последствиях и катастрофах. 8. К той любви присоединилось такое же искреннее и горячее стремление привести отверженную к раскаянию и надежде. 9. От тревоги печали изатхлого воздуха своей темницы он был бледен и совершенно не похож на себя прежнего. 10. У ног его сидела белая собака и то моргала то зализывала свежую рану на морде.
Упр. 2. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Он лежал на спине и долго смотрел в небо. 2. Ураган вчера повалил деревья в парке и рекламные щиты на улицах. 3. На выставке представлено много газовых электрических плит и печей. 4. Он достал чемодан и положил туда и рубашки и галстуки и альбом с фотографиями. 5. В альбоме были фотографии его жены и родственников и друзей. 6. На столе уже стояли пирожки и блины оладьи и сырники. 7. Я закажу или мороженое или клубничный сок. 8. Я закажу мороженое или клубничный пирог или ватрушку. 9э. на другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки раков и бараньи котлеты. 10. Татьяна приготовила для вышивки разноцветные нитки бисер блёстки бусины.
Знаки препинания в предложениях с вводными словами
Не являются вводными и не выделяются запятыми
авось, будто, вдруг, ведь, в конечном счёте, вообще, вот, вряд.ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, приблизительно, примерно, притом, причём, почти, поэтому, просто, словно, якобыи др.
Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, действительно, кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй;
к счастью, к общей радости, к сожалению, к удивлению, к огорчению;
по сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо),;
Однако Семён так и не пришёл.
Сверкнули вовсе не сонные, а, наоборо т, изумительно колючие глаза.
На столе лежала шляпа, видимо оставленная кем-то.
Упр. 3. Расставьте пропущенные знаки препинания.
1. Впрочем на этот раз страх встречи со своей кредиторшей даже его самого поразил при выходе на улицу. 2. Кстати он был замечательно хорош собой. 3. это вы совершенно ксатит заметили. 4. Должно быть молодой человек взглянул на неё каким-то особенным взглядом. 5. Ваше присутствие должно быть обязательным. 6. На похороны он разумеется опоздал. 7. Это само собой разумеется. 8. По-моему всё это есть вздор и чепуха. 9. Ты может быть сумасшедший или очень к этому склонен.
10. Он может быть милым и рассудительным и обходительным.
Упр. 4. Расставьте пропущенные знаки препинания.
1. Но видно Русь так уж сотворена, что всё в ней обновляется кроме подобных нелепостей. 2. Но не думайте однако ни о чём после всего этого. 3. Большая часть из них к счастью для вас потеряна а чемодан с остальными вещами к счастью для меня остался цел.
Проверочная работа по теме «Знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами».
Проверочная работа по русскому языку в 8-ом классе.
Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по теме «Знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами».»
Проверочная работа по теме «Знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами».
Задание: подчеркните однородные члены предложения, расставьте знаки препинания, где это необходимо, составьте схемы.
Задание: подчеркните однородные члены предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.
Начались беспокойные дни и бессонные ночи.
Молнии разрезали небо то справа то слева то впереди то сзади то где-то над берегом.
Так играли они лето и зиму весну и осень
Старев поехал домой но скоро вернулся.
На бесконечном на вольном просторе шум и движенье грохот и гром.
Мал золотник да дорог.
Не было ни бурных слов ни пылких признаний ни клятв ни обещаний.
Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.
Беспрерывно шел дождь как вчера так и сегодня.
И зимой и летом Петя ел много мороженого.
Он лежал на спине и долго смотрел в небо.
На столе уже стояли пирожки и блины оладьи и сырники.
Я закажу не только мороженое но и яблочный пирог.
Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов ни локомотивов ни широких рек.
Цветы лучше всего собирать или утром или вечером.
Человек с трудом переносит как мороз так и жару.
Дни стояли пасмурные однако теплые.
Грин любил не столько море сколько выдуманные им морские побережья.
Иван Никифорович был ни жив ни мертв.
Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и угасал и светился и уходил куда-то в бесконечность.
Задание: подчеркните однородные члены предложения, расставьте знаки препинания, где это необходимо, составьте схемы.
Задание: подчеркните однородные члены предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.
Начались беспокойные дни и бессонные ночи.
Молнии разрезали небо то справа то слева то впереди то сзади то где-то над берегом.
Так играли они лето и зиму весну и осень
Старев поехал домой но скоро вернулся.
На бесконечном на вольном просторе шум и движенье грохот и гром.
Мал золотник да дорог.
Не было ни бурных слов ни пылких признаний ни клятв ни обещаний.
Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.
Беспрерывно шел дождь как вчера так и сегодня.
И зимой и летом Петя ел много мороженого.
Он лежал на спине и долго смотрел в небо.
На столе уже стояли пирожки и блины оладьи и сырники.
Я закажу не только мороженое но и яблочный пирог.
Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов ни локомотивов ни широких рек.
Цветы лучше всего собирать или утром или вечером.
Человек с трудом переносит как мороз так и жару.
Дни стояли пасмурные однако теплые.
Грин любил не столько море сколько выдуманные им морские побережья.
Иван Никифорович был ни жив ни мертв.
Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и угасал и светился и уходил куда-то в бесконечность.
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Однородные члены предложения
Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения.
Сравните два предложения:
В первом предложении два дополнения отвечают на вопрос ЧТО? и относятся к одному и тому же сказуемому, а во втором предложении два сказуемых поясняются одним общим дополнением.
Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова. Рассмотрите внимательно следующее предложение.
Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов).
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Например:
Первый ряд однородных членов в этом предложении создают сказуемые, второй – дополнения.
Однородные и неоднородные определения
К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.
1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.
В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:
Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).
Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.
Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже.
Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.
2. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.
На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин).
У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).
3. Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.
Рассмотрите примеры на иллюстрации.
Почему ты не надеваешь свое новое платье?
Наконец мы дождались первых теплых дней.
4. Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.
Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.
Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов).
Ясные дни сменились холодными, синевато-серенькими, беззвучными (Бунин).
Пунктуация в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами
Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: «И ЭТО, И ТО». Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: «ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО». Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: «НЕ ТО, А ЭТО». Противительные союзы противопоставляют один однородный член другому. Рассмотрите примеры союзов каждого разряда на иллюстрации.