нужно ли платить транспортный налог с автомобиля который находится на консервации
Надо ли платить транспортный налог, если автомобиль забрали на металлолом?
Когда древний Москвич моего отца в очередной раз сломался, его никто не захотел ремонтировать — он так и остался стоять во дворе дома. Стоял несколько лет, за эти годы его разворовали и разбили.
К празднику в честь 1000-летия Казани летом 2005 года эвакуатор забирал со всех дворов заброшенные машины и увозил на металлолом. Наш Москвич тоже забрали.
Но оказывается, что с учета автомобиль не сняли, и 15 лет на него начислялся транспортный налог, штрафы за неуплату и пени. В этом году мы зарегистрировались на портале ФНС и узнали об этом.
Мы обязаны заплатить этот налог или есть другой выход?
Но ошибочно было думать, что раз ваш старый автомобиль забрали, то его автоматом сняли с учета. Городские власти этим не занимаются. Ваш отец, как собственник машины, должен был сам пойти в ГИБДД и прекратить регистрацию Москвича.
По общему правилу ИФНС начинает и прекращает начислять транспортный налог на основании данных из ГИБДД о постановке автомобиля на учет либо снятии с учета. И если владелец в госавтоинспекцию не обращался, машина продолжает числиться за ним. ИФНС сама никак не узнает, что автомобиля давно уже нет и начислять налог не на что.
Но в 2020 году заработал механизм, который позволяет собственникам давно утилизированных машин напрямую уведомлять налоговую о гибели автомобиля, чтобы она больше не начисляла транспортный налог и аннулировала прежние начисления.
Если транспорта физически нет, то и налога быть не может
Примерно в таком ключе высказался Верховный суд еще в 2015 году: если машины не существует, то транспортный налог на нее начисляться не должен. И не имеет значения, снят автомобиль с учета или нет. Эту позицию взяли на вооружение нижестоящие суды.
Под напором судебной практики ФНС была вынуждена признать: если есть документально подтвержденные сведения, что транспорт полностью уничтожен, значит, объекта налогообложения не существует. И дата, когда официально прекратилась его регистрация, здесь не важна.
В марте этого года ФНС утвердила типовую форму заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу. В заявлении помимо прочего нужно указать реквизиты документа, который подтверждает уничтожение машины, например справки или акта из администрации вашего района об утилизации авто. Сам документ к заявлению можно не прикладывать — это желательно, но необязательно. Налоговики должны самостоятельно запросить у городских властей, действительно ли указанный документ существует.
А совсем недавно, в октябре 2020 года, налоговая служба выразила свое недовольство тем, что до сих пор встречаются подобные споры между инспекциями и собственниками авто. И поручила свести такие случаи на нет.
Транспортный налог 2021: кто должен платить
И как на нем сэкономить
Этот материал обновлен 06.08.2021
До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.
Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.
Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.
Что вы узнаете
Что такое транспортный налог
Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки. В статье рассказываем о транспортном налоге для физлиц, включая ИП.
Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.
Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.
Кто платит транспортный налог
Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам, если это разные люди.
Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:
Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.
Дальше мы будем говорить об автомобилях, но правила универсальные для всех транспортных средств.
Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.
После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. За тот год, когда продали машину, налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.
Расчет транспортного налога
Владельцам автомобилей не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.
Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.gov.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц, включая ИП: компания считает транспортный налог сама и платит его чаще раза в год.
При исчислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:
Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.
Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.gov.ru — там уже все учтено.
Ставки транспортного налога
Каждый регион сам решает, сколько его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но регионы могут их менять, например уменьшить или увеличить, но не более чем в десять раз.
Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.
Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.
Ставка налога тоже видна в калькуляторе.
Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.
Как платить транспортный налог при гибели автомобиля?
Автомобиль числился в ГИБДД, несмотря на то, что был утилизирован. Собственник не мог снять его с учета ввиду наложения запрета на совершение регистрационных действий. Поэтому налоговики продолжали присылать ему недоимку по транспортному налогу. Эта ситуации стала предметом рассмотрения Верховного суда.
Каким критериям должен соответствовать объект обложения транспортным налогом?
Верховный суд сформулировал критерии, которым должен отвечать объект обложения транспортным налогом, чтобы начисление налога в отношении него было правомерным.
Для этого автомобиль должен:
Основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества, то есть право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи (п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса).
Поэтому, в случае гибели или уничтожения (утилизации) автомобиля, утрачивается его соответствие одному из указанных критериев.
Как уплачивать транспортный налог в случае гибели автомобиля
Суды, как правило, соглашаются с налоговиками, что обязанность по уплате транспортного налога напрямую зависит от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД.
Однако, Верховный суд высказал иную точку зрения.
По его мнению, несмотря на наличие сведений о регистрации автомобиля в уполномоченном органе, вывод об обязанности уплачивать транспортный налог является ошибочным (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2020 № 48-КАД20-4-К7).
Эту позицию поддержала ФНС в письме от 14.10.2020 № БС-4-21/16809@.
ФНС указала, что нельзя требовать уплаты налога за период с момента прекращения существования транспортного средства.
При этом она поручила территориальным налоговым инспекциям выявлять аналогичные споры и принимать меры по их урегулированию.
Кроме того, ФНС обратила внимание, что такие спорные ситуации планируется разрешить на законодательном уровне.
В этих целях в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 1022670-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации».
В нем для рассматриваемой ситуации устанавливается порядок, согласно которому транспортный налог прекращает исчисляться не с момента снятия транспортного средства с учета, а с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было уничтожено.
Для этого от собственника понадобится заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения.
При этом сама такая форма уже была рекомендована ФНС к использованию в работе.
Она направлялась письмом ФНС России от 18.03.2020 № БС-4-21/4722@.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Простыми словами о транспортном налоге или когда можно не платить
Оплата транспортного налога вызывает немало вопросов, когда собственник получает уведомление из налоговой. Особенно актуальным этот вопрос становится ввиду следующих факторов:
Разберемся в терминах
Понятия «арест», «конфискация», «изъятие» не являются синонимами.
А что же с налогом? Кто должен платить?
Органы, которые осуществляют государственную регистрацию транспортного средства, должны предоставлять информацию в налоговую инспекцию. На основе этих сведений налоговая считает непосредственно суммы налогов, подлежащих уплате. Оплачивать налог обязан собственник автомобиля.
Однако федеральным законом может быть возложена обязанность оплачивать транспортный налог и на другое лицо.
В связи с этим Верховный Суд РФ разъяснил, что законодательство РФ не возлагает на предыдущего собственника автотранспортного средства обязанности по его содержанию с даты, когда оно было принудительно реализовано на торгах на основании договора продажи в рамках исполнительного производства (определения от 04.10.2019 № 71-КА19-3, от 05.06.2020 № 6-КА20-1 ).
Также суды не признают объектами налогообложения автотранспортные средства с даты их конфискации у собственника по приговору суда, вступившему в силу (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2020 № 88-4312/2020, Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2020 № 88А-10384/2020). В указанных случаях исчисление транспортного налога прекращается у бывшего собственника транспортного средства независимо от даты снятия автомобиля с регистрационного учета. Соответствующие разъяснения даны налоговым органам.
Когда ограничили права
Если машину продали на торгах
Как только автомобиль продан на торгах в рамках исполнительного производства обязанность оплачивать налог у собственника прекращается. Прямо с даты продажи, даже если ТС еще не снято с учета.
Подробно об этом в Определении от 04.10.2019 № 71-КА19-3, от 05.06.2020 № 6-КА20-1).
Оплата налога при конфискации
Если автомобиль конфискован по приговору суда, то начиная с даты конфискации обязанность по уплате транспортного налога у владельца отпадает. (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2020 № 88-4312/2020, Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2020 № 88А-10384/2020). И снова неважно, снят ли автомобиль с учета или нет.
Буква закона
Отсутствие обязанности оплачивать транспортный налог во всех вышеперечисленных случаях вне зависимости от даты снятия автомобиля с регистрационного учета основано на судебной практике и принято ФНС. Фактически в законодательстве подобной нормы нет. В связи с этим ФНС России обратилась Минфин России с предложением о внесении соответствующих изменений в п. 2 ст. 358 Налогового кодекса (Письмо Федеральной налоговой службы от 15 апреля 2021 г. № БС-4-21/5156@). Ждем изменений в законе.
И немного об угоне, гибели и уничтожении авто
ВАЖНО! С 1 января 2021 года неопределенность в вопросе о том, надо ли платить транспортный налог при гибели либо уничтожении автомобиля устранили благодаря изменениям, внесенным в Налоговый кодекс. В нем появилось правило, согласно которому в отношении автомобиля, прекратившего существование в связи с гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается. Начислять транспортный налог не надо с 1-го числа месяца гибели или уничтожения машины на основании заявления, которое организация может представить в любую ИФНС по своему выбору.
Еще больше информации о транспортном налоге, а также простой калькулятор для расчета транспортного налога по регионам вы найдете по ссылке на нашем сайте.
Налоговые последствия консервации основных средств
При переводе основных средств на консервацию могут возникать дополнительные затраты. Таковыми могут являться расходы, связанные с консервацией и расконсервацией (обычно это затраты на демонтаж и монтаж объекта), а также затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов. Как правильно отразить в налоговом учете расходы, связанные с консервацией, читайте в этой статье.
Прежде всего необходимо определиться, что подразумевается под консервацией основных средств. Ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не дает собственного определения. Экономические словари определяют консервацию как временную приостановку какого-либо процесса, деятельности. В отношении объектов основных средств консервация означает период их длительного бездействия (хранения) с применением технических мер защиты. Объекты, находящиеся на консервации, не участвуют в процессе производства. Амортизация по ним не начисляется.
Консервируем имущество
Бухгалтеру необходимо помнить, что порядок консервации объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, устанавливается и утверждается руководителем организации.
Как правило, соответствующее распоряжение оформляется приказом руководителя, который составляется в произвольной форме. Однако помимо точных данных о консервируемых объектах (желательно с указанием инвентарных номеров) приказ обязательно должен содержать информацию о сроке консервации с указанием даты начала его течения. На основании этого документа бухгалтер делает вывод о необходимости приостановления начисления амортизации или же, наоборот, о том, что начисление амортизации не прерывается.
Для принятия соответствующего решения в отношении амортизации определяющим выступает срок или период консервации. Это связано с тем, что бухгалтерское законодательство предписывает приостанавливать начисление амортизации по законсервированным объектам только в том случае, если период консервации превышает три месяца (п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н, далее — ПБУ 6/01; п. 63 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС). Если же срок консервации не превышает трех месяцев, амортизация продолжает начисляться в прежнем порядке.
внимание
Начисление амортизации по законсервированным объектам приостанавливается только в том случае, если период консервации превышает три месяца.
Вычитаем НДС?
Вначале остановимся на проблеме учета НДС, предъявленного по расходам на консервацию. При переводе основных средств на консервацию могут возникать дополнительные затраты. Таковыми могут являться расходы, связанные с консервацией и расконсервацией (обычно это затраты на демонтаж и монтаж объекта), а также затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС. Поскольку расходы на консервацию основных средств и их последующее содержание не связаны с осуществлением операций, являющихся объектами налогообложения по НДС, уплаченные суммы НДС по товарам, работам, услугам, связанным с консервацией объектов, не подлежат вычету. Кроме того, на основании пункта 1 этой же статьи не включаются они и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Таково на сегодняшний день мнение фискальных органов, которым они аргументируют свою позицию в суде.
Действительно, на первый взгляд, законсервированный объект не участвует в производстве товаров (работ, услуг), поэтому и права на налоговый вычет налогоплательщик не имеет. Но суды иначе подходят к данному вопросу. В постановлении ФАС Центрального округа от 15 февраля 2007 г. по делу № А09-4610/06-13-16 указано следующее: затраты предприятия при консервации являются затратами на содержание основных средств. Содержание имущества в должном состоянии непосредственно относится к производственной деятельности, направлено на получение дохода, так как поддерживает временно неиспользуемые производственные фонды в надлежащем состоянии.
Если же на содержание законсервированных объектов расходуются, например, материалы, НДС по которым ранее уже был принят к вычету, необходимо решить судьбу этого принятого к вычету НДС. Буквальное толкование подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса не обязывает восстанавливать ранее принятый к вычету налог, так как ситуация с консервацией не подпадает ни под один из случаев, которые в нем поименованы.
То же можно сказать и в отношении восстановления НДС с остаточной стоимости переводимого на консервацию объекта. Причем здесь налоговики весьма лояльны — они признают, что восстанавливать «входной» налог с остаточной стоимости основного средства на период консервации не нужно (см. письмо ФНС России от 20 июня 2006 г. № ШТ-6-03/614@).
Однако, учитывая традиционно консервативный подход фискальных органов к вопросу восстановления НДС, налогоплательщики должны решить этот вопрос самостоятельно, исходя из выбранной ими тактики налогового поведения. В большей степени это, конечно, относится к расходам на консервацию.
осторожно
Восстанавливать «входной» НДС с остаточной стоимости основного средства на период консервации не нужно.
Налог на прибыль
Так же как и в бухгалтерском учете, консервация основного средства на срок более трех месяцев влечет приостановление начисления амортизации. При этом пунктом 3 статьи 256 Налогового кодекса установлено, что такой объект исключается из состава амортизируемого имущества. Также указанной нормой определено, что при расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.
Следуя указаниям Налогового кодекса, необходимо временно прекратить начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем перевода объекта на консервацию, а возобновить — с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был расконсервирован (п.2 ст.322 НК РФ).
Пример
ООО «Сигма» перевело с 20 марта 2007 года оборудование на консервацию на срок 6 месяцев.
Порядок приостановления и возобновления начисления амортизации:
Расходы, связанные с консервацией и расконсервацией, затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов подпунктом 9 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса разрешено включать в состав внереализационных расходов без каких-либо ограничений. Для учета таких расходов срок консервации значения не имеет.
Расходы должны быть учтены в том периоде, в котором были фактически понесены (подп. 3 п. 7 и п. 1 ст. 272 НК РФ).
Если организация применяет упрощенную систему налогообложения, приостановление начисления амортизации в бухгалтерском учете не влияет на налоговые обязательства (речь идет о налогоплательщиках, выбравших объектом налогообложения разницу между доходами и расходами). Такой вывод следует из того, что глава 26.2 Налогового кодекса (в частности, ст. 346.16 НК РФ) не содержит каких-либо указаний по поводу изменения суммы, ранее принятой в расходы в качестве стоимости приобретения основного средства. Это относится как к основным средствам, приобретенным в период применения упрощенной системы, так и к объектам, приобретенным до перехода на этот спецрежим.
это важно
Законсервированные основные средства не перестают облагаться налогом на имущество.
Налог на имущество
Если объекты не используются в производственной деятельности по причине консервации, организациям, применяющим общий налоговый режим, все равно придется платить налог на имущество. Такой же вывод содержится в письме Минфина РФ от 15 мая 2006 г. № 03-06-01-04/101. Доводы, содержащиеся в этом письме, заслуживают внимания.
Чиновники привели следующие аргументы. Налогом на имущество облагается стоимость объектов, которые числятся в бухгалтерском учете как основные средства (п. 1 ст. 374 НК РФ). В бухгалтерском учете основными средствами признается имущество, которое (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»):
Следовательно, имущество, которое фактически не используется, но соответствует поименованным выше критериям, является основным средством. Иными словами, объекты не перестают быть основными средствами из-за того, что временно не работают. При этом организация по-прежнему учитывает их на счете 01 (или 03).
Тот факт, что имущество, которое временно простаивает, не перестает быть основным средством, подтверждает и пункт 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС. Здесь основные средства подразделяются на следующие группы:
Следует отметить, что вывод чиновников о том, что законсервированные основные средства не перестают облагаться налогом на имущество, верный. Так, статья 375 Налогового кодекса гласит, что налог следует платить с остаточной стоимости основных средств, которые числятся в бухгалтерском учете. Во время простоя по причине консервации имущество со счета 01 не списывается, поэтому продолжает облагаться налогом на имущество.
Из-за того что срок полезного использования объекта в случае долгосрочной консервации (свыше трех месяцев) продлевается, налог на имущество придется платить в течение более длительного срока по сравнению с тем, который был установлен при принятии объекта к учету. Краткосрочная консервация к таким последствиям не приводит, так как начисление амортизации не приостанавливается. Это обстоятельство необходимо принимать в расчет.
Транспортный налог
В составе основных средств организаций часто числятся транспортные средства: автомобили, суда и т. д. Как известно, такое имущество облагается транспортным налогом (гл. 28 НК РФ).
Транспортный налог нужно платить тем организациям, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). При этом платить налог в бюджет в общем порядке придется и в том случае, если транспорт временно не используется по причине консервации, поскольку никаких исключений для таких объектов налоговым законодательством не сделано.
Е. Корнетова, ведущий консультант отдела консалтинга ООО «ФинЭкспертиза»