огурцов архитектор 17 века

Огурцов, Бажен

(первая половина XVII в.) — В 1624 г. осуществлял строительство Филаретовой пристройки к звоннице. В 1625 г. участвовал в возведении шатра над Спасской башней. В 1635—1636 гг. принимал участие в возведении Теремного дворца царя Михаила Федоровича.

Смотреть что такое «Огурцов, Бажен» в других словарях:

Кремлёвские куранты — часы с боем на Спасской башне Московского Кремля. В 1621 английский мастер X. Головей сделал часы, для которых в 1625 на башне был сооружён каменный верх. В 1706 были установлены новые часы, купленные Петром I в Голландии. Современные кремлёвские … Энциклопедический словарь

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО — КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО, памятник архитектуры. Построена в 1505 1508 гг. итальянским архитектором Боном Фрязиным. Расположена на Соборной площади московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский). Ансамбль колокольни объединяет собственно колокольню,… … Энциклопедический словарь

Колокольня Ивана Великого — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Православный храм колокольня … Википедия

Спасская башня (Москва) — Спасская башня Шатёр Спасской башни А. М. Васнецов. Книжная торговля на Спасском мосту в XVII в … Википедия

История Спасской башни Московского Кремля — 350 лет назад, 26 апреля 1658 года, Фроловская башня Московского Кремля по указу царя Алексея Михайловича стала именоваться Спасской. Спасская (бывшая Фроловская) башня главная башня Московского Кремля. Была возведена для укрепления северо… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Источник

Огурцов, Бажен

Из Википедии — свободной энциклопедии

Бажен Огурцов — русский зодчий, «каменных дел мастер» 17 века, выполнивший ряд крупных строительных работ в Можайске и в Москве.

Имел незнатное происхождение. Происходил, по предположениям историков, из города Кашина. Информация о зодчем довольно скудна и восходит к официальным документам. Не существует ни одного его портрета, достоверно неизвестны ни его даты жизни, ни даже отчество. В документах упоминается в период с 1624 по 1644 год.

Впервые упомянут в связи со строительными работами в Можайском кремле, где работал вплоть до 1626 года совместно с зодчим Фёдором Возулиным. Укрепления Можайского кремля не сохранились — их сносили со времён Екатерины II вплоть до эпохи Александра I, а из их кирпичей архитектор Алексей Бакарев воздвиг Никольский собор.

Примерно в те же годы Бажен Огурцов приглашается работать в Московский кремль. Здесь он вместе с англичанином Джоном Талером занимался ремонтом Успенского собора, а затем возвёл пороховой склад. Закончив эту работу в 1624 году, Бажен Огурцов руководил строительством Филаретовой пристройки к звоннице Колокольни Ивана Великого (пристройка сохранилась), а Джон Талер выстроил для неё шатровый верх.

В 1630-х годах Бажен Огурцов работал в Вознесенском монастыре (не сохранился, утрачен в советские годы). Но главным творением Бажена Огурцов считается московский Теремной дворец, над строительством которого он работал совместно с несколькими другими зодчими — Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Каменный дворец включал в себя также целый ансамбль церквей и палат, соединённых при помощи лестниц и переходов. Ко дворцу вели Колымажные ворота с Гербовой башней, построенной теми же зодчими (не сохранились).

В 1644 году Бажен Огурцов упоминается в документах последний раз — вместе с Трефилом Шарутиным он был жалован царём за заслуги в ходе строительства.

Источник

Огурцов архитектор 17 века

В ХVII веке Верхоспасская площадка считалась самым почетным местом в Кремле. Попасть сюда было верхом политической карьеры. Взгляните на царское Золотое крыльцо: каждая ступенька украшена белым резным камнем; далекие мастера словно подчеркивали посетителям, какая честь им выпала подняться по этим ступеням.

Николай Дружинин, историк

Небоскреб ХVII века

Отдельные здания Теремного дворца были связаны сложной сетью лестниц, галерей, открытых внутренних дворов. Сложную композицию дополнял богатый и многоцветный декор зданий. Излюбленными цветами XVII века были яркая киноварь (оттенок красного) и травянисто-зеленый, дополнявшийся позолотой. Цветовое богатство Кремлевского дворца дополняла зелень «Красных верховых садов», которые устраивались на сводах каменных зданий на уровне второго и третьего этажей. Своды опаивались свинцовыми досками, сверху насыпался слой земли, после чего разбивались грядки, высаживались деревья, кусты. Пруд, фонтаны, купола церквей меж каменных зданий.

Рай в центре большого города!

Но за 380 лет дворец претерпел немало невзгод.

Варварство Наполеона

В 1812 году здесь располагался штаб императора Наполеона. Именно тогда погибла старинная обстановка Теремного дворца: французы поломали и сожгли большую часть мебели, вместе с их уходом исчезли драгоценные ткани и серебро, украшавшие комнаты.

Что касается внутреннего убранства Теремного дворца, оно было восстановлено при реставрации 1836-1849 годов, которой руководил Ф.Ф. Рихтер. Он старался воспроизвести в обстановке и декоративном облике интерьеров мотивы русской старины. Конечно, они уступают в сложности убранству покоев государя в XVII веке, когда стены палат покрывались золочеными кожами, атласными и парчовыми тканями, а дворец был убран драгоценными коврами и наполнен чудесной золотой и серебряной утварью.

Кто рано встаёт.

Рабочий день начинался рано, в семь часов утра, и опаздывать к царскому выходу было никак нельзя; можешь лишиться не только места, но и головы. Иностранцев во дворце не принимали. Но при царе Алексее Михайловиче было сделано дипломатическое отступление. Три посольства посетили Переднюю палату в XVII веке: английского короля, польского и австрийского императоров.

Роскошных паркетов еще не было. Полы выкладывали половицами из лиственницы, натирали воском, прокладывали войлоком, а сверху драгоценными персидскими коврами в два слоя.

Печи на парадном этаже не топились. Они размещались на первом этаже, откуда по специальным керамическим трубкам теплый воздух поднимался наверх. Удобная и пожаробезопасная система отопления, которую мы переняли у Византии еще XV веке. «Византийский след» и на великолепных изразцах, которыми украшены царские печи. Почти все изразцы московского производства имеют растительно-цветочный орнамент.

Но даже здесь были палаты разного ранга. Если и в первую, где мы побывали, впускали немногих, то во вторую проходили только приближенные особы государя.

Дневной сон по расписанию

В Думной палате обсуждались указы. В следующей, Престольной, они утверждались царем.

Туда мы и направимся. Тем более что это главная палата Теремного дворца.

Слово становилось делом

Отсюда и устойчивое выражение: «Кричать во всю Ивановскую».

Чаши, братины, ковши украшали великолепный стол (до 50 перемен блюд, а общее их число достигало 500) и часто служили в качестве подарка после званого обеда. Сегодня посуда экспонируется в музеях Московского Кремля.

Со времен Иоанна Данииловича Калиты дворец великокняжеский занимал самое красивое среди Кремля местоположение, господствующее над всей видимой окрестностью.

Алексей Малиновский, археограф (ХIХ век)

Опочивальня

Кровать появилась только в правление царя Алексея Михайловича. Выписали из Европы. До этого спали полусидя, следуя рекомендациям врачей: «Для лучшего состояния здоровья и чтобы кровь, притекая к голове, не приносила разных возмущений, спать высоко подняв голову».

Как же уютна опочивальня и почти сказочно красива!

Что касается личной жизни государя, она протекала на женской половине, или в так называемом «женском теремном дворце». Туда вел переход, начинавшийся за дверью в северной стене комнаты. Женская половина частично была сделана из дерева. Считалось, что дерево «дышит», а камень дает конденсат. Поэтому деревянные покои полезнее для здоровья. Но частые пожары и нашествия врагов не щадили сказочные резные терема. Увы, женская половина не дошла до наших дней.

Теремок

Многое изменилось в России при Петре Великом: на европейский манер поменялся уклад жизни двора, столицу перенесли в Санкт-Петербург. Но своим указом Петр приказал сохранить Теремной дворец как «дом своих предков». И ничего не менять на западный манер.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Для шапки использовала пряжу Камтекс Воздушная, в 100гр 370 метров. 50% акрил, 50% шерсть. Крючо.

УЗОР крючком ДЛЯ ПАЛАНТИНА из пряжи Alize Angora Gold Simli. Красивый узор крючком отлично подо.

Приложения

Ссылки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

К одной из красивейших достопримечательностей российской столицы по праву относится Теремной дворец входящий в комплекс строений, известных как Московский Кремль. Теремной дворец был возведен в первой половине XVII столетия (закончен в 1636 году) 4-мя авторитетными в то время мастерами-архитекторами: Огурцовым, Константиновым, Шарутиным и Ушаковым.
огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века
Теремной дворец являет собой первый русский дворец, построенный из камня.

Основанием для постройки Теремного дворца послужил нижний северный ярус Кремлевского дворца, возведенный еще за полтора столетия до этого, мастером Алевипзом.
огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века
Построено здание было в достаточно короткие сроки и при этом скорость возведения никоим образом не отразилось на богатом убранстве дворца и на его прочности или же долговечности. Украшен он был по древним традициям деревянных зодчих России, но при этом был создан исключительно из камня. Здание было возведено безупречно, став своеобразным примером для следующих каменных зданий в несколько этажей.
огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века
Строение имело три уровня, на каждом из которых были устроены большие площадки для гульбищ. Нижняя площадка называлась боярской и находилась на нижнем уровне Теремного дворца. С нее вела лестница на передний двор, построенный немного выше мастерских палат, на которых и были возведены все три этажа Теремного дворца. Выход на второй этаж площадок для гульбищ был назван золотой решеткой, он представлял собой уникальнейший, прекрасный пример мастерства лучших российских кузнецов. Наивысший ярус Теремного дворца назывался Златоверхий теремок, он размещался по центру дворца, а окружала его верхняя площадка для гуляний названная Верхним Каменным Дворцом.
огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века
Гениальным творением русской архитектуры Теремной дворец делает не только гениальная планировка постройки, но и прекрасное декоративное украшение фасада здания. Он был украшен резными карнизами, сложными гениальными белокаменными резными украшениями. Позолоченная кровля прекрасно сочеталась с монохромным украшением стен. Спору нет, что на то время это было одно из наиболее дорого украшенных зданий не только Российского государства, но и вообще Европы в целом. Возникало ощущение, что это не здание для жилья и гуляний, а некое ювелирное украшение, созданное лучшим, гениальным ювелиром.
огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 векаогурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 векаогурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Дворец является первым каменным зданием на Руси, которое было предназначено для повседневной жизни. До этого каменные палаты возводились для торжественных приемов, а жилые постройки были из дерева. Нижним, подклетным этажом дворца стали палаты великокняжеского дворца, возведенного в 15-16 вв. для Ивана Третьего. Зодчим палат был Алевиз Фрязин. Палаты послужили основанием для возведения второго этажа, в котором разместили мастеровые палаты. В них шили белье и одежду для царского двора.

В Теремном дворце находились покои царицы и царских детей, а над ними – покои самого царя. В надстройке – златоверхом Теремке, проводились заседания Боярской думы. В третьем и пятом этажах Теремного дворца расположены галереи – гульбища. С востока, на второй этаж дворца можно подняться по Верхнему Золотому крыльцу. Оно служило парадным входом в покои царя.

Снаружи дворец богато украшен декором – белокаменными резными наличниками, подвесными гирьками с растительным орнаментом. Орнамент включает геральдические изображения птиц и зверей.

В ансамбль Теремного дворца входит также Золотая Царицына палата 16 века и домовые церкви. В 1682 году церкви Воскресения Словущего, Спаса и придел Распятия соединили одной кровлей. На кровле установили 11 главок на изразцовых шейках. Руководил строительными работами архитектор Осип Старцев. Роспись крестов и изразцов выполнил старец Ипполит.

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Давайте полюбуемся на интерьеры Теремного Дворца конца 19 века. Ныне это резиденция Президента России.

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Интерьер Грановитой палаты с приготовленными столами для трапезы (сановников, высших духовных, военных и гражданских лиц), состоявшейся после окончания церемонии торжественной коронации Николая II

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Интерьер Золотой царицыной палаты (постройка XVI в., росписи 1580-х гг.) в Кремле

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Вид Романовской галереи в [Теремном дворце] Кремля (выстроен в 1635-1636 гг. Баженом Огурцовым,Антипом Константиновым,Трофимом Шарутиным,Ларионом Ушаковым)

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Вид опочивальни в Теремном дворце Кремля. Москва

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Вид молельни в Теремном дворце Кремля.

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Вид парадного крыльца Думной палаты в Теремном дворце Кремля.

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Вид парадного коридора в Теремном дворце Кремля.

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Интерьер Крестовой палаты в Романовском дворце.

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Вид опочивальни царя Михаила Федоровича в Романовском дворце.

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Интерьер Золотой Патриаршьей палаты в Кремле.

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Интерьер Золотой Патриаршьей палаты

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Вид части гостиной в Теремном дворце Кремля

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Вид части гостиной в Теремном дворце Кремля

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Вид кабинета в Теремном дворце Кремля.

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Интерьер Грановитой палаты (построена в 1487-1491 гг. итальянскими архитекторами Марком Фрязиным и Пьетро Антонио Солари)

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Интерьер Грановитой палаты

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Интерьер Престольной палаты в Теремном дворце Кремля (бывший кабинет царя или Золотая палата»)

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Вид резных позолоченных киотов в царской молельне Теремного дворца

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Интерьер [Думной палаты] в помещении Верхнего теремка в Кремле

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Первоначальные интерьеры дворца были утрачены. В тридцатые годы 19 века стены комнат дворца расписали в «древнерусском стиле». Окна украсили витражами, установили изразцовые печи. В 1992 году была проведена реставрация фасадов Теремного дворца Московского Кремля.

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 векаогурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века
огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века
огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века
огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века
огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века
огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века
огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века
огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 векаогурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 векаогурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 векаогурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 векаогурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 века

Церкви и иконы Теремного дворца

Источник

огурцов архитектор 17 века. Смотреть фото огурцов архитектор 17 века. Смотреть картинку огурцов архитектор 17 века. Картинка про огурцов архитектор 17 века. Фото огурцов архитектор 17 векаyarodom

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Взлет русского зодчества
Архитекторы и мастера допетровской Руси / Созидатели / Статья 2007 года

До сего дня в Москве и некоторых других старинных российских городах и монастырях сохранились диковинные постройки XVII столетия, в котором русское искусство еще не слишком было подвержено иноземному влиянию. В тот далекий допетровский век особенно заметным стал взлет русского зодчества. © Ещё в «Созидателях»

При царе Михаиле Федоровиче и его сыне Алексее творили замечательные «каменных и деревянных дел мастера» – Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Семен Петров, Аверкий Мокеев, Иван Белозер, Павел Потехин, Оси Старцев, Яков Бухвостов и многие другие. Их трудами достигло своей вершины деревянное и каменное зодчество допетровской Руси. Теремной дворец в Кремле

Венчал его высокий «теремок», знаменитый «верх» с расположенной вокруг него открытой террасой – «гульбищем». Золоченая двускатная крыша и два пояса лазурных изразцовых карнизов, каменная резьба, богато украшенное парадное Золотое крыльцо придали дворцу типичный для того времени нарядный, сказочный вид. Дворец отличает обилие резного каменного узорочья, цветочного орнамента, изображений птиц и животных на белокаменных наличниках окон и порталов. Потолки дворца относительно низкие. Очень толстые стены также плотно расписаны узорами с элементами цветочных и растительных рисунков. В палатах — изразцовые печи, которые тоже являются украшением помещений. Планировка комнат отчетливо напоминает интерьер русской избы, в основе которой лежит клеть (бревенчатый сруб, обычно с тремя окнами по фасаду). Здесь в «Теремке златоверхнем», расположенном над личными покоями царя, находился зал, где играли царевичи и заседала Боярская дума. Сохранилась уникальная Золотая царицына палата, комнаты для царя с опочивальней, сенями, престольной и передней. Системой крытых переходов, галерей и иных пристроек дворец был соединен с другими зданиями – соборами, покоями патриарха, служебными помещениями.

Одновременно с постройкой Теремного дворца в 1635 году над Малой Золотой палатой, на уровне Переднего Каменного двора, те же мастера возвели храм Спаса Нерукотворного (позже Верхоспасский собор), с приделом Иоанна Белгородского (теперь Иоанна Предтечи). Вскоре после этого Антип Константинов строит в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре уникальный храм Одигитрии Смоленской, имевший три каменных шатра-завершения, расположенные в один ряд.

«Восьмое чудо света»

Образцовой постройкой XVII века, выполненной из традиционных деревянных конструкций, стал дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. Построен он был в 1667-1678 годах артелью под началом старосты Семена Петрова и промышляющего плотничеством стрельца Ивана Михайлова в виде нескольких теремов, соединенных между собой причудливыми переходами. К сожалению, сам дворец не сохранился – простояв около 100 лет, он сильно обветшал и был разобран в 1768 году, но сохранились его изображения на гравюрах и восторженные описания современников.

Дворец насчитывал 270 комнат с 3000 окон и оконцев. Со стороны он походил на целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, «гульбищами», кокошниками, крылечками с витыми колонками. Разные части дворца были построены в индивидуальной манере, они не походили друг на друга. Разнообразны были объемы, формы покрытий, декоративные приемы. Все это придавало замечательную живописность зданию. Над этой беспримерной архитектурной декорацией с ее ажурной резьбой работали под руководством старца Арсения мастера-резчики Клим Михайлов, Давид Павлов, Андрей Иванов и Герасим Акулов. Коломенский дворец называли «восьмым чудом света». Симеон Полоцкий воспел красоту этого дворца, сравнивая его с храмом Соломона. Яков Рейтенфельс в своей книге «Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии», вышедшей в Падуе в 1680 году, назвал дворец Алексея Михайловича «игрушечкой, только что вынутой из шкатулки». В 1681 году он был частично перестроен Саввой Дементьевым.

Помимо кремлевского, до нас дошел еще один известный московский теремок, построенный в 1693–1694 годах Осипом Дмитриевичем Старцевым и Ларионом Ковалевым. Теремок находится в Крутицком подворье и является настоящей жемчужиной архитектуры. Крутицкое подворье известно с конца ХIII века; располагалось оно на высоком берегу Москвы-реки, на Крутицах. Здания, дошедшие до нашего времени, появились в начале ХVII века.

Наиболее хорошо сохранились главные Святые ворота со знаменитым надвратным Теремком. Его лицевая сторона была целиком покрыта изразцами. Ворота, украшенные Теремком, вели в сад митрополита, который называли райским.

О главном строителе Крутицкого Теремка следует сказать особо.

Еще одним новшеством, также вошедшим в строительную практику той эпохи стало спроектированное Старцевым круговое открытое гульбище в церкви Воскресения на Пресне. В 1684 году Старцев переделал изначально готические окна Грановитой палаты, украсив их белокаменными наличниками с нарядными колонками, увитыми виноградной лозой, прием, повторенный им в работе над Крутицком теремке.

Известны и другие работы Старцева: в 1676 году он руководил покрытием черепицей Казенного двора. С 1681 года занимался перестройкой теремных церквей и строительством Верхоспасского собора, разборкой поварен Кормового, Хлебного, Сытного дворов, перестройкой Приказа Большого дворца. В 1690-е годы перестраивал палаты Посольского и Малороссийского приказов.

Другой известный зодчий Аверкий Мокеев строит Патриаршие палаты в Московском Кремле (1643-1655 гг.), ряд зданий Валдайского монастыря (1650-е гг.) и, наконец, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685 гг.) на реке Истре под Москвой – крупнейшее сооружение в церковном зодчестве той эпохи. Воплотить в жизнь грандиозный замысел патриарха Никона ему помог другой московский мастер Иван Белозер. Перед зодчими была поставлена трудная задача создать на русской земле обитель, главный собор которой воспроизводил бы в плане Храма Воскресения Господня в Иерусалиме. В ходе работы Мокеев и Белозер использовали точную модель и чертежи главной христианской святыни и с успехом выполнили почетный и сложный патриарший заказ.

Очень интересны храмы, воздвигнутые Павлом Сидоровичем Потехиным: церковь Троицы в селе Останкино под Москвой (1678-1693 гг.), церковь Св. Николы в Хамовниках (1679 г.), церковь Св. Козьмы и Дамиана в Садовниках (1657-1662 гг.). В Макарьеве-Желтоводском монастыре Потехин строит Святые ворота и надвратную церковь Михаила Архангела. В его знаменитой артели работали 93 мастера, среди которых были не только каменщики, но и резчики по камню и дереву, и плотники, и кузнецы, и даже иконописцы и золотильщики. Все они были профессионалами высочайшего класса, но каждый из них мог в необходимом случае подменить друг друга.

В конце XVII века в русском зодчестве происходят заметные изменения, в результате которых в архитектуре утверждается новое направление, известное как «московское (или «нарышкинское») барокко». Классическим образцом постройки этого стиля считается церковь Покрова в Филях (1693-1694), созданная по распоряжению дяди царя Петра I Льва Кирилловича Нарышкина предположительно Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Не уступает ей по красоте и церковь Спаса Нерукотворного (1693-1697 гг.) в подмосковных Уборах, строителем которой уже бесспорно был тот же Яков Бухвостов. Храм построен им «иже под колоколы», то есть, верхний ярус высокого храма служил одновременно и звонницей.

Бухвостовым был построен и Успенский собор в Рязани (1693-1699 гг.). Проектируя его, зодчий сохранил схему, восходящую к Аристотелю Фиораванти, однако поставил здание храма на подклет-галерею и украсил его тремя ярусами нарядных окон. Таким образом, Бухвостов первым в соборной архитектуре применил разбивку фасадов на ярусы при помощи рядов окон. Благодаря этому Успенский собор получился очень светлым. Во время пребывания в Рязани Бухвостов возвел для местного митрополита каменные амбары и прочие хозяйственные строения, а также несколько не сохранившихся до наших дней приходских церквей. Последним из известных сооружений Бухвостова стала церковь Ризоположения на Донской улице в Москве (1701-1708 гг.). Здесь зодчий не пользуется типичной барочной ярусной формой «восьмерик на четверике», он возводит церковь в форме простого четверика, прообразом которого были деревянные «клетские» храмы Древней Руси. Существует предположение, что храм Троицы в Троицком-Лыкове и Покровская церковь в Филях также построены Яковом Бухвостовым.

Трудами зодчих XVII века Москва преобразилась. Сошлемся на мнение Павла Алеппского, секретаря антиохийского патриарха Макария, посетившего в то время русскую столицу. О зданиях Москвы Павел Алеппский написал: «… мы дивились на их красоту, украшение, прочность, архитектуру, изящество, множество икон и колонн с резьбой, кои по сторонам окон, на высоту этажей, как будто они крепости, на их огромные башни, на обильную раскраску разноцветными красками снаружи и внутри…».

Кое-что из этой красоты дошло и до наших дней. Сохранится ли она, не потеряется ли за странного вида новыми высотками, скребущими небо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бажен Огурцов
Основные сведения
СтранаРусское царство
Место рожденияКашин (предположительно)
Работы и достижения
Работал в городах