огурцов лекции по биохимии
Тематический план лекций по биохимии для студентов 2 курса
Тематический план лекций по биохимии для студентов 2 курса
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА
Тематический план лекций по биохимии для студентов 2 курса
лечебного факультета, МПФ на весенний семестр
Важнейшие липиды тканей человека. Эссенциальные жирные кислоты. Жиры как форма запасания энергетического материала в организме. Пищевые жиры и их переваривание. Всасывание продуктов переваривания, образование мицелл. Роль желчных кислот в переваривании и всасывании жиров. Ресинтез жиров в слизистой оболочке тонкого кишечника. Образование хиломикронов и транспорт жиров в ткани. Липопротеинлипаза. Нарушения переваривания и всасывания жиров. Генетические дефекты ЛП-липазы, гиперхиломикронемия, гипертриглицеролемия.
Лекция 2
Биосинтез жирных кислот. Образование и перенос в цитоплазму ацетил-КоА – исходного субстрата для синтеза жирных кислот. Образование малонил-КоА – регуляторная реакция синтеза жирных кислот. Значение пентозофосфатного пути катаболизма глюкозы в биосинтезе жирных кислот. Этапы биосинтеза жирных кислот. Гормональная и аллостерическая регуляция синтеза жирных кислот, индукция синтеза ферментов, участвующих в синтезе жирных кислот. Синтез жиров в печени и жировой ткани, использование продуктов катаболизма глюкозы для синтеза жиров. Транспортная форма эндогенных жиров. Формирование ЛПОНП в печени, действие ЛП – липазы. Роль инсулина в регуляции синтеза жиров в печени и жировой ткани. Ожирение, причины ожирения.
Холестерол – функции в организме человека. Этапы ассимиляции экзогенного холестерола. Баланс холестерола в организме. Биосинтез холестерола и его регуляция. Различные механизмы регуляции ГМГ–КоА редуктазы. Роль липопротеинов в транспорте холестерола кровью. ЛПНП и ЛПВП, образование, роль в транспорте холестерола. Строение и синтез рецепторов ЛПНП. Роль фермента ЛХАТ в обмене холестерола. Синтез, энтерогепатическая циркуляция желчных кислот. Регуляция синтеза желчных кислот. Желчно-каменная болезнь.
Нарушения обменов липидов. Дислипопротеинемии, классификация. Гипертриглицеролемия: причины, изменения состава сыворотки крови. Гиперхолестеролемия: причины, последствия. Семейная гиперхолестеринемия. Структура гена рецептора ЛПНП: типы мутаций в этих рецепторах и их последствия. Биохимические основы развития атеросклероза. Принципы лечения атеросклероза.
Биологическая ценность белков. Переваривание белков в желудке и кишечнике. Синтез пептидгидролаз в желудке и поджелудочной железе в виде проферментов, их активация. Пути использования аминокислот в тканях. Азотистый баланс. Проявления белковой недостаточности. Причины распада тканевых белков. Реакции трансаминирования аминокислот. Роль пиридоксальфосфата. Специфичность аминотрансфераз. Использование определения активности аланин- и аспартатаминотрансфераз. Реакции дезаминирования аминокислот. Роль глутаматдегидрогеназы. Непрямое дезаминирование. Дезаминирование треонина, серина и гистидина.
Обмен аммиака. Основные источники аммиака в клетках. Механизмы токсического действия аммиака. Реакции обезвреживания аммиака в тканях. Биосинтез мочевины: последовательность реакций, суммарное уравнение, затрата АТФ. Источники атомов азота в молекуле мочевины. Связь орнитинового цикла с ЦТК. Синтез глутамина. Значение образования аммиака в почках и выведение солей аммония. Гипераммониемия и её причины. Обмен безазотистого остатка аминокислот – гликогенные, кетогенные и смешанные аминокислоты. Глюконеогенез из аминокислот при голодании и преимущественно белковом питании. Синтез заменимых аминокислот.
Особенности обмена некоторых аминокислот. Синтез и катаболизм серина и глицерина. Роль фолиевой кислоты. Значение образования Н4-фолата. Нарушение обмена одноуглеродных групп. Проявления недостаточности фолиевой кислоты. Механизм действия сульфаниламидных препаратов. Метионин – участие в реакциях трансметилирования. Регенерация метионина; роль производных витаминов В12 и Н4-фолата. Обмен фенилаланина и тирозина в разных органах. Синтез катехоломинов. Наследственные нарушения обмена фенилаланина и тирозина: фенилкетонурия, алкаптонурия, альбинизм.
Основные пути обмена гистидина – дезаминирование (в печени и коже) и декарбоксилирование (в тучных клетках). Использование гистидазы для диагностики заболеваний печени. Декарбоксилирование аминокислот и их производных. Образование дофамина, гистамина, γ-аминомасляной кислоты, ацетилхолина. Функции биогенных аминов в клетках и пути их обезвреживания. Болезнь Паркинсона, принципы лечения.
Биосинтез пуриновых нуклеотидов: реакции образования фосфорибозилдифосфата и 5-фосфорибозил-1-амина, источники атомов углерода и азота в пуриновом ядре. Инозиновая кислота (ИМФ) предшественник АМФ и ГМФ. Схема синтеза АТФ и ГТФ из ИМФ, участие аминокислот в этих реакциях. Биосинтез пуриновых нуклеотидов из аденина и гуанина – путь реутилизации азотистых оснований. Регуляция синтеза пуриновых нуклеотидов по типу отрицательной обратной связи на стадиях образования 5-фосфорибозил-1-амина и синтеза АМФ и ГМФ из ИМФ.
Роль гормонов в регуляции метаболизма. Механизмы передачи гормональных сигналов в клетки. Синтез, секреция и биологические эффекты гормонов, регулирующих обмен углеводов, липидов и аминокислот (инсулин, глюкагон, кортизол, адреналин, соматотропин, йодтиронины). Строение, биосинтез и биологическое действие гормонов поджелудочной железы. Роль гормонов в регуляции энергетического обмена при нормальном ритме питания. Изменение метаболизма при гипо- и гиперсекреции гормонов (гипер- и гипотиреоз, гипер- и гипокортицизм).
Изменение гормонального статуса и метаболизма при голодании. Сахарный диабет. Изменение гормонального статуса и метаболизма при сахарном диабете. Инсулинозависимый и инсулиннезависимый сахарный диабет. Молекулярные механизмы патогенеза основных симптомов сахарного диабета. Диабетическая кома. Поздние осложнения сахарного диабета.
Роль гормонов в регуляции водно-солевого обмена (вазопрессин, альдостерон, система ренин-ангиотензин-альдостерон, предсердный натрийуретический фактор). Строение, биосинтез и механизм действия вазопрессина. Несахарный диабет. Гиперальдостеронизм. Молекулярные механизмы патогенеза почечной гипертонии. Изменение гормонального статуса и метаболизма при обезвоживании и кровопотере.
Роль гормонов в регуляции обмена кальция и фосфатов (паратгормон, кальцитриол, кальцитонин). Строение и механизм действия паратгормона. Строение, биосинтез и механизм действия кальцитриола и кальцитонина. Изменение гормонального статуса и метаболизма при гипо- и гиперпаратиреозе. Причины и проявления рахита. Некоторые нарушения функций гормонов гипоталамо-гипофизарной системы (карликовость, гигантизм, акромегалия).
Механизмы обезвреживания токсических веществ. Метаболизм эндогенных и чужеродных токсических веществ: реакции микросомального окисления и реакции конъюгации. Распад гема. Обезвреживание билирубина. «Прямой» и «непрямой» билирубин. Нарушение обмена билирубина. Желтухи: гемолитическая (надпеченочная), обтурационная (подпеченочная), печеночно-клеточная (печеночная). Желтуха новорожденных. Наследственные формы желтух. Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче. Белок множественной лекарственной устойчивости. Биотрансформация лекарственных веществ. Наследственные и генетические особенности метаболизма лекарств. Влияние лекарств на ферменты, участвующие в обезвреживании ксенобиотиков. Основы химического канцерогенеза. Представление о некоторых химических канцерогенах.
Биохимия крови. Основные функции крови. Белки плазмы крови, изменения белкового состава крови при некоторых патологических состояниях. Синтез гема. Обмен железа. Анемии. Особенности метаболизма эритроцитов.
Свертывающая и противосвертывающая системы крови. Образование и стабилизация фибринового тромба. Прокоагулянтный путь свертывания крови. Механизмы активации ферментов свертывающей системы. Антикоагулянтный путь. Белки-ингибиторы протеиназ свертывающей системы. Фибринолиз. Контактная фаза свертывания крови.
Зав. учебной частью кафедры биохимии,
Зав кафедрой биохимии,
член-корр. РАМН, профессор С.Е. Северин
Naglyadny_kurs_po_biokhimii_MGMU
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
БИОХИМИЯ: наглядный курс
Рекомендовано Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебного пособия для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования по направлению подготовки специалитета
Медицинское информационное агентство МОСКВА
УДК 61:577.1(075.8) ББК 28.072я73
Получена положительная рецензия Экспертной комиссии по работе с учебными изданиями ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) № 320 ЭКУ от 17 мая 2018 г.
Зезеров Евгений Гаврилович — доктор биологических наук, врач, профессор по специальности «Биохимия», академик Российской академии естественных наук (РАЕН), лауреат Государственной премии
СССР, профессор кафедры биохимии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, полковник медицинской службы.
З-47 Биохимия: наглядный курс : Учебное пособие. — Москва : ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2019. — 280 с. : ил.
Настоящее учебное пособие является кратким и компактным изложением курса биохимии для студентов разных факультетов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Пособие составлено на основании опыта 29-летнего ежегодного чтения автором полного курса лекций, а также с учетом монографии Е.Г. Зезерова «Биохимия общая, медицинская и фармакологическая. Курс лекций» (Москва : «Изд-во «Медицинское информационное агентство», 2014, в книжном варианте 456 с.) с приложением аудиоварианта в исполнении автора на CD-ROM, в котором представлены лекции основного курса, а также дополнительные лекции «Биохимия атеросклероза» и «Биохимия алкоголизма». Настоящая монография служит по своей сути справочным пособием по
биохимии и составлена в форме презентаций отдельных лекций.
Книга предназначена для студентов медицинских, фармацевтических Зезеров Евгений Гаврилович вузов и врачей разных специальностей.
УДК 61:577.1(075.8) ББК 28.072я73
© ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сечено-
ва Минздрава России (Сеченовский Универси-
© Оформление ООО «Издательство «Медицин-
ское информационное агентство», 2019
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой-либо форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Ферменты (структура, классификация, механизм действия,
Регуляция активности ферментов. Ингибиторы, лекарства
7. Ингибиторы матричных биосинтезов. Регуляция
12. Строение и переваривание углеводов. Метаболизм гликогена
15. Пентозофосфатный путь превращения глюкозы. Обмен глюкозы в разных тканях. Изменение уровня глюкозы крови в норме
19. Мобилизация жира. Катаболизм жирных кислот.
22. Обмен аммиака. Биосинтез мочевины
23. Обмен алифатических, ароматических и гетероциклических
26. Гормоны гипоталамуса, гипофиза, поджелудочной железы,
27. Инсулин. Регуляция метаболизма в случае сахарного диабета
29. Детоксикация ксенобиотиков. Катаболизм гема.
Лекция как одна из форм обучения существовала еще в Древней Греции и в Древнем Риме и стала основной формой обучения в средневековых университетах. М.В. Ломоносов очень любил читать лекции в Императорском Московском университете и повторял: « Viva vox docet » (лат.), т.е. «живой голос учит». Наши современники — педагоги и ученые — считают «лекцию ведущей организационной формой обучения». «Лекция подчас является единственным способом передачи студентам новейшей научной и необходимой учебной информации» (заведующая кафедрой педагогики и психологии Российского государственного медицинского университета М.С. Дианкина).
В соответствии с официальными учебными программами для вузов РФ по многим дисциплинам, в том числе по «Биохимии», лекция для группы или потока студентов — первая и обязательная форма обучения перед практическими занятиями и индивидуальной работой преподавателя со студентом.
По дисциплине «Биохимия» для медицинских вузов в РФ издано несколько учебников. С 2003 г. кафедра биохимии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова — ММА (с 2010 г. Первого Московского государственного медицинского университета — Первого МГМУ) использует и рекомендует собственный учебник «Биохимия» (М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД»), который имеет определенную популярность в других медицинских вузах. Это, по существу, учебник XXI века! Однако его большой объем (около 780 страниц, несколько сокращенный вариант в 2011 г. — 622 с.), большая глубина и одновременно сложность изложения, детализированные схемы и рисунки затрудняют понимание, усвоение и даже прочтение всего учебника некоторыми
студентами. В этом плане лекция может облегчить студентам усвоение предмета, если лектор кратко и четко излагает минимально необходимый материал и тем самым подготавливает студентов к индивидуальной беседе с преподавателем и к сдаче тестов, коллоквиумов, зачетов и экзамена.
На основе собственного опыта 29-летнего чтения полных курсов лекций по биохимии студентам практически всех факультетов Первого МГМУ на русском и французском языке мною в 2014 г. был издан более
краткий и компактный курс из 34 лекций в книжном варианте (на 456 с.)
и продублирован в виде авторского аудиоварианта на диске, который приложен к этой монографии (Зезеров Е.Г. Биохимия общая, медицинская и фармакологическая. Курс лекций. — М.: Изд-во «МИА», 2014. — 456 с. + CD-ROM). За прошедшие годы студенты нашего университета использовали с успехом эти учебные пособия, особенно для ускоренного или самостоятельного овладения курсом биохимии в случае длительного пропуска занятий и лекций по разным причинам.
Однако в связи с некоторым сокращением объема преподаваемых на 1-м курсе теоретических дисциплин и в связи с началом обучения студентов на кафедре биохимии с 1-го курса (вместо традиционного 2-го курса) ряд студентов должен отчасти опираться не только на знания, полученные ими в Первом МГМУ, но и на свои школьные знания по биологии
и химии. Поэтому наряду с имеющимися у нас учебниками и учебными пособиями на 500–800 страницах целесообразно дать возможность некоторым студентам учиться по еще более компактным и более легкоусвояемым изданиям.
В этом плане мною подготовлен и предлагается в качестве учебного пособия данный сборник (на 278 страницах) в виде презентаций отдельных лекций. Это пособие составлено на основе изданной мною в 2014 г. монографии — курса лекций и с учетом последнего опыта работы со студентами в новых условиях.
Настоящий сборник презентаций лекций предназначен для студентов медицинских и фармацевтического факультетов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, обучающихся по специальностям: 060101 65 «Лечебное дело», 060105 65 «Медико-профилактическое дело», 060103 65 «Педиатрия», 060301 (060108) 65 «Фармация». Каждая лекция содержит фрагменты общей биохимии (статическая, динамическая и функциональная биохимия), а также фрагменты, необходимые и актуальные для будущих врачей: молекулярные основы патологии человека, биохимические принципы и методы лабораторной диагностики заболеваний
и их лечения, механизм действия лекарств. Эти разделы пополнены информацией, предоставленной крупными специалистами-биохимиками
Москвы в процессе чтения ими лекций на элективе ММА им. И.М. Сеченова «Медицинская биохимия», которым я руководил и также читал лекции в течение 15 лет. Продолжительность одной лекции, как правило, один астрономический час (60 минут). Поэтому приходилось строго отбирать минимально необходимый материал и в отличие от учебни-
ков кратко и сжато объяснять сущность проблем, не дублируя основной учебник, не повторяя его длинных схем и не представляя длинных метаболических цепей с их формулами.
Кафедра биохимии
для студентов 2 курса
Модуль 5. Биохимия белков и аминокислот
Автор: к.б.н., доцент кафедры биохимии Гаврилов И.В.
Тема: Белки I. Механизмы переваривание и всасывания белков
ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ
Пептиды— органические соединения, состоящие из остатков от 2 до 100 АК.
Олигопептиды— органические соединения, состоящие из остатков от 2 до 10 АК.
Полипептиды— органические соединения, состоящие из остатков от 10 до 100 АК.
Белки имеют 3-4 уровня организации:
Первичная структура линейна, представлена последовательностью аминокислот, соединенных пептидными связями;
Вторичная структура является пространственной, она образуется только водородными связями. Выделяют α-спираль и β-складчатый лист;
Третичная структура является пространственной, она образуется ковалентными, водородными, ионными и гидрофобными связями. Образует белковые глобулы;
Четвертичная структура является пространственной, она образуется при соединении нескольких белковых глобул слабыми водородными, ионными и гидрофобными связями;
Разрушение первичной структуры белка называется гидролиз. Гидролиз пептидной связи идет в кислой и щелочной среде и с участием ферментов пептидаз (класс гидролаз).
Разрушение вторичной, третичной и четвертичной структур называется денатурацией. Денатурация бываетобратимой, когда разрушаются слабые связи (водородные, ионные, гидрофобные) инеобратимой, когда разрушаются прочные связи (ковалентные).
По составу белки делятся на простые(протеины) исложные(протеиды). Простые белки содержат только остатки аминокислот. Сложные белки, кроме аминокислот, содержат небелковый компонент: липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, металлы, витамины, порфирины и т.д.
По форме белки делятся на глобулярныеифибриллярные. Глобулярные белки содержат α-спираль, они как правило водорастворимы. Фибриллярные белки содержат β-складчатую структуру и водонерастворимы (кератин);
Белки делятся по выполняемым в организме функциям.
Структурная (коллаген, эластин, кератин);
Транспортная (гемоглобин, альбумины, глобулины);
Сократительная (актин, миозин);
Защитная (иммуноглобулины, фибриноген, плазминоген, лизоцим);
Регуляторная (гормоны, рецепторы);
Онкотическое давление (белки сыворотки крови);
Буферная (гемоглобин, белки сыворотки крови).
Белки в основном водорастворимые вещества, образующие коллоидный раствор;
Белки способны к денатурации и гидролизу;
Обладают амфотерными свойствами;
Проявляют оптическую активность, т.к. состоят из оптически активных L-аминокислот.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Курс лекций по биохимии
Пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов
Рекомендовано Центральным научно-методическим советом УО «ГрГМУ» (протокол № ___ от ___________).
Авторы: зав. каф. биологической химии, проф. В.В. Лелевич;
канд. мед. наук, ассист. М.Н. Курбат;
Рецензент: зав. каф. биохимии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы д-р биол. наук И. Б. Заводник.
Курс лекций по биохимии: пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов / В.В. Лелевич [и др.]. – Гродно: ГрГМУ, 2009. – 332 с.
В пособии представлены и систематизированы современные сведения по всем разделам биохимии. Рассматриваются основные положения статической, динамической и фундаментальной биохимии. Приведена характеристика метаболизма белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот внорме и при некоторых патологических состояниях. Охарактеризованы особенности метаболизма в различных органах и тканях. Изложены современные представления о молекулярных основах наругшений при ряде патологических состояний и болезней.
Предназначено для студентов медицинских вузов, биологов, врачей.
Список сокращений
АДГ – антидиуретический гормон (вазопрессин)
АДФ – аденозиндифосфорная кислота, аденозиндифосфаты
АКТГ – адренокортикотропный гормон
цАМФ – циклический аденозин-3′,5′-монофосфат
АТФ – аденозинтрифосфорная кислота
ГАМК – γ-аминомасляная кислота
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
КоА – кофермент (коэнзим) А
КоQ – кофермент (коэнзим) Q
ЛПВП – липопротеины высокой плотности
ЛПНП – липопротеины низкой плотности
ЛПОНП – липопротеины очень низкой плотности
ЛППП – липопротеины промежуточной плотности
ПОЛ – перекисное окисление липидов
ПЦР – полимеразная цепная реакция
РНК – рибонуклеиновая кислота
мРНК – матричная РНК
рРНК – рибосомальная РНК
тРНК – транспортная РНК
СТГ – соматотропный гормон
ТТГ – тиреотропный гормон
ЦНС – центральная нервная система
ЦТД – цепь тканевого дыхания
ЦТК – цикл трикарбоновых кислот, цикл Кребса
Глава 1 введение в биохимию
Биологическая химия – наука, изучающая химическую природу веществ, входящих в состав живых организмов, превращения этих веществ (метаболизм), а также связь этих превращений с деятельностью отдельных тканей и всего организма в целом.
Биохимия – это наука о молекулярных основах жизни. Существует несколько причин тому, что в наши дни биохимия привлекает большое внимание и быстро развивается.
Во-первых, биохимикам удалось выяснить химические основы ряда важнейших биохимических процессов.
Во-вторых, обнаружены общие пути превращения молекул и общие принципы, лежащие в основе разнообразных проявлений жизни.
В-третьих, биохимия оказывает все более глубокое воздействие на медицину.
В-четвертых, быстрое развитие биохимии в последние годы позволило исследователям приступить к изучению самых острых, коренных проблем биологии и медицины.
Курс лекций по биохимии
Пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов
Рекомендовано Центральным научно-методическим советом УО «ГрГМУ» (протокол № ___ от ___________).
Авторы: зав. каф. биологической химии, проф. В.В. Лелевич;
канд. мед. наук, ассист. М.Н. Курбат;
Рецензент: зав. каф. биохимии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы д-р биол. наук И. Б. Заводник.
Курс лекций по биохимии: пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов / В.В. Лелевич [и др.]. – Гродно: ГрГМУ, 2009. – 332 с.
В пособии представлены и систематизированы современные сведения по всем разделам биохимии. Рассматриваются основные положения статической, динамической и фундаментальной биохимии. Приведена характеристика метаболизма белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот внорме и при некоторых патологических состояниях. Охарактеризованы особенности метаболизма в различных органах и тканях. Изложены современные представления о молекулярных основах наругшений при ряде патологических состояний и болезней.
Предназначено для студентов медицинских вузов, биологов, врачей.
Список сокращений
АДГ – антидиуретический гормон (вазопрессин)
АДФ – аденозиндифосфорная кислота, аденозиндифосфаты
АКТГ – адренокортикотропный гормон
цАМФ – циклический аденозин-3′,5′-монофосфат
АТФ – аденозинтрифосфорная кислота
ГАМК – γ-аминомасляная кислота
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
КоА – кофермент (коэнзим) А
КоQ – кофермент (коэнзим) Q
ЛПВП – липопротеины высокой плотности
ЛПНП – липопротеины низкой плотности
ЛПОНП – липопротеины очень низкой плотности
ЛППП – липопротеины промежуточной плотности
ПОЛ – перекисное окисление липидов
ПЦР – полимеразная цепная реакция
РНК – рибонуклеиновая кислота
мРНК – матричная РНК
рРНК – рибосомальная РНК
тРНК – транспортная РНК
СТГ – соматотропный гормон
ТТГ – тиреотропный гормон
ЦНС – центральная нервная система
ЦТД – цепь тканевого дыхания
ЦТК – цикл трикарбоновых кислот, цикл Кребса
Глава 1 введение в биохимию
Биологическая химия – наука, изучающая химическую природу веществ, входящих в состав живых организмов, превращения этих веществ (метаболизм), а также связь этих превращений с деятельностью отдельных тканей и всего организма в целом.
Биохимия – это наука о молекулярных основах жизни. Существует несколько причин тому, что в наши дни биохимия привлекает большое внимание и быстро развивается.
Во-первых, биохимикам удалось выяснить химические основы ряда важнейших биохимических процессов.
Во-вторых, обнаружены общие пути превращения молекул и общие принципы, лежащие в основе разнообразных проявлений жизни.
В-третьих, биохимия оказывает все более глубокое воздействие на медицину.
В-четвертых, быстрое развитие биохимии в последние годы позволило исследователям приступить к изучению самых острых, коренных проблем биологии и медицины.