почему огурцы такие дорогие
Стали известны причины резкого подорожания огурцов
Последние две недели покупатели в разных регионах России дружно удивляются стремительному росту цен на огурцы. Относительно декабря 2019 года, цена на этот овощ в целом выросла в 1,5 раза, отмечают аналитики. Но агрохолдинги и тепличные комбинаты решили «поднажать» именно к концу года. Объясняем, почему.
Если обратиться к официальному пояснению от большинства производителей, то все звучит логично. Декабрь — традиционный месяц, когда предприятия закрывают сезон реализации огурцов. При этом спрос на них в этот период не только не падает, но и возрастает, ведь в канун праздников люди активно закупают продукты к новогоднему столу и всем последующим столам. Огурец является одним из главных компонентов для многих салатов, закусок и нарезок.
Не стоит забывать еще об одном важном нюансе. Мы привыкли думать, что в стране появилось множество теплиц, где огурцы могут выращиваться круглогодично. Это не совсем так: в ноябре-декабре время года огурцы собирают только в теплицах со светокультурой, подобные теплицы — куда более дорогое удовольствие и их в России в два раза меньше, чем обычных зимних теплиц без светокультуры (систем досвечивания).
Жители Петербурга каждый день в темное время суток (при условии пасмурной погоды) могут наблюдать свечение неба в юго-восточной части города. Это те самые теплицы со светокультурой, ярко подсвечивающие небо оранжевым светом и хорошо заметные из самолетов. В Новосаратовке находится тепличный комплекс ООО «Экокультура», а во Всеволожском районе к городу примыкает тепличный комплекс агрохолдинга «Выборжец».
К слову, в «Выборжце» изданию заявили, что говорить о росте цен на огурцы преждевременно, а нынешний их скачок может быть кратковременным. Дальнейших прогнозов в компании предпочли не делать.
Не стоит забывать и о сложной весне, которая сказалась и на тепличных комбинатах. В какой-то момент спрос на их продукцию рухнул, ведь граждане активно закупались гречкой, тушенкой и туалетной бумагой. Какие уж тут огурцы? Кроме того, встали продажи и по линии ресторанов-кафе. Именно поэтому сейчас, полагают эксперты, случился отложенный рост цен, поскольку производителям надо хоть как-то наверстать упущенную прибыль и укрепить финансовую устойчивость. Особенно на фоне неопределенности в начале 2021 года, который тот же Петербург может встретить в условиях значительных ограничений для общепита.
Как сообщает «Деловой Петербург» со ссылкой на данные исследовательской компании «Технологии роста», местные производители увеличили цены на огурцы на 30% по отношению к ноябрю прошлого года. Ценник в рознице вырос еще больше — на 35-40%. Росстат тоже увидел быстрый рост стоимости огурцов: всего за неделю, с 24 по 30 ноября, их цена выросла на 7,9%.
Примечательно, что ритейлеры в ноябре неоднократно давали понять: роста цен на продукты питания до новогодних праздников и во время их проведения не будет. Также появлялась информация и о принуждении поставщиков не менять цены, какие бы издержки они не несли. Например, «отличилась» сеть «Верный».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и узнавайте ещё больше!
Почему в российских магазинах дорогие овощи даже летом?


Сбор урожая
Планирование урожая волгоградский фермер Наргиза Садыкова начинает еще в ноябре: закупка семян, аренда техники, оборудования, ГСМ. А до этого времени уже прощупывается почва будущих рынков сбыта. Это основная головная боль овощеводов. Ну и еще летняя жара, но с последней договориться сложнее.

Собирать урожай нужно через день, иначе сгорит в поле или перерастет. Десятки тонн идут на консервный завод по договору, но этот же документ строго оговаривает, что размер огурцов, например, должен быть 5-7 см, а все, что длиннее – неликвид. Это сдают перекупщикам.
Перекупщики везут товары в магазины
Как только овощи перекочевали с поля в фуру, они становятся головной болью перекупщика. Его рынки сбыта уже отлажены. Фуры стремятся в столицу и крупные региональные города, где торговцы готовы брать товар десятками тонн. Кстати, лично продавать фермеру свой товар на местных рынках совсем невыгодно, даже если приехать в областной центр. Пока продашь две тонны, на поле перерастет 10 тонн продукции и окажется неликвидом.

На прилавке цена на продукты растет в 4 раза
В среднем в фуру можно загрузить около 20 тонн груза. Естественно, грузится больше. КАМАЗы с прицепами везут по 30-40 тонн. Кто-то берет цену за килограмм груза, кто-то за километр пути. В тариф заложены все траты, которые будут ждать в дороге, в том числе, на то, чтобы «закрывали глаза» на перевес.
Еще один аргумент в пользу того, что ценник не будет снижаться – это стоимость топлива. Рост цен на ГСМ бьет все рекорды. Пока справиться с ситуацией не получается, правительство хоть и пообещало взять ситуацию под контроль и заморозить стоимость топлива, но литры черного золота продолжают дорожать.
Как можно понизить цену на овощи?
Решить проблему можно созданием в регионах крупных логистических центров, куда фермеры будут сдавать свою продукцию, независимо от цен, которые дают перекупы.
Если такие точки будут контролироваться государством, то можно рассчитывать на стабильность отпускного ценника. Фермер будет знать, что у него будет стабильный рынок сбыта и может думать об увеличении севооборота, соответственно, объемы собственного товара позволят снизить ценник на рынке для конечного потребителя.
Огурцы и яблоки резко подорожали: дороже ананасов
Власти увлеклись борьбой с коронавирусом и забыли об овощном рынке страны
Цены на овощи резко взлетели. Огурцы, например, подорожали с прошлого года вдвое. Не говоря о яблоках, оказавшихся дороже ананасов. Если вторая волна коронавируса еще под вопросом, то ли она будет, то ли нет, то вот следствие первого «удара» пандемии зашло к нам совсем с другой стороны.
Нынешние овощные развалы совсем не радуют домохозяек. Кабачки (наши, родные) 60 рублей кило. И год, и два, и три года назад дороже 30 они не стоили. Откуда такой скачок в цене?
Больше всего удивляют огурцы – 120 рублей! Прошлой осенью они были по 50-60. Правда, торговля предлагает покупателям небольшой выбор. Длинные гладкие огурцы (по современным тепличным технологиям) 59 рублей, а также маленькие, мягкие и уже сморщенные за 70 рубчиков.
— Да я такие на своем огороде сразу выбрасываю в помойку,- громко, на весь супермаркет, возмущается одна покупательница.- Откуда вообще взялись такие цены? Почти в два раза дороже прошлогодних…
Со своего участка в нынешний сезон покупательница соберет огурцов совсем мало. Почему – и сама не знает. Предполагает, что практически все летние ночи были холодные, а огурец – культура теплолюбивая, вот он и не уродился.
Но жизнь-то продолжается! Нужно и соленых огурцов запасти на зиму, и консервированных. Как без них?
Ну, так вот, рейды по торговым точкам превратились для нее в сплошное расстройство. Чеснок, лук, картошка, помидоры, специи, зелень – конечно, все подорожало, но в пределах инфляции. А огурец взлетел почти вдвое.
Покупатели не верят и ценникам на яблоки. Тоже традиционно нашенский фрукт. Раз в два года не знаем, куда девать урожай. Нынешний год – тот самый, когда во всех садах страны ветки гнутся до земли от яблок.
Но и наши сезонные (маленькие и не очень товарного вида) туда же: 120-160 рублей.
За что? Через неделю-другую эти яблочки из-за перепроизводства и неликвидности начнут свиньям скармливать. А в торговле они по полторы сотни…
— Здесь неделю назад купила отечественные яблоки за 160 рублей,- говорит мне одна молодая мама.- Зеленые оказались, даже косточки в них белые. «Дозревают» на подоконнике…
Рядом с этими фруктами лежат экзотические ананасы и нектарины. Ананасы для многих из нас – это вообще барство. Как правило, покупают только на Новый год, да и то для детишек. Ну, так вот, они… дешевле, по 119 рублей! Только проделали к нам дальний путь из какой-нибудь Африки.
Наши яблоки, из соседнего района, дороже в 1,5 раза…
Что мы не понимаем сегодня, когда наступил массовый период засолки овощей и готовки варений?
Огурцы и помидоры «живут» рядом и под одним небом, а рост цен на них разный.
Фрукты и овощи из южных регионов России в Москву почти не поступают, а если и появляются на полках, то дорогие. Все гостиницы, мотели, отели по дороге из Краснодара в Москву закрыты – профилактика коронавируса, чиновники перестраховываются.
А земледельцев, желающих спать за рулем, мало.
Несмотря на возникшие перекосы, сельский эксперт советует домохозяйкам с заготовками на зиму не откладывать, лучше их провести побыстрее.
Почему огурцы такие дорогие
Экспорт и перекупщики довели стоимость килограмма огурцов до цены мяса.
Удорожания овощей к зиме, уже ставшего традиционным, оказывается, можно было избежать. Минсельхоз реализует десятки различных программ в помощь сельскому производителю. Несколько лет назад для решения проблемы дефицита и дороговизны овощей активно субсидировалось тепличное хозяйство.
С 1 января 2019 года реализуется новая схема субсидирования семеноводства. Фермеру компенсируется закуп элитных семян, а в конце года, после сбора урожая, 30% от их стоимости он должен вернуть в Аграрную кредитную корпорацию.
Свое — на экспорт, чужое — на прилавки
Что выйдет из этой затеи, медиапорталу 365info рассказал заведующий отделом технологии и семеноводства Казахского НИИ плодоовощеводства Бахытбек Амиров.
— Почему при миллиардных субсидиях в тепличное хозяйство мы всю зиму ели огурцы по 1 200 тенге за килограмм, практически по цене мяса?
— Насколько я знаю, большие промышленные теплицы свою продукцию в основном экспортируют. И в основном в Россию. Им выгодно поставлять овощи по гарантированным контрактам. А выходить на неорганизованные мелкие рынки невыгодно — есть риск потерь. Причем когда я говорил с одним агрономом, экспортные цены на самом деле не такие высокие. Почему же тогда овощи нам с вами обходятся так дорого? Потому что на прилавки их поставляют мелкие хозяйства. Они сами несут свои затраты, без каких-либо субсидий
И на всю эту бумажную волокиту у них нет ни времени, ни желания. Они выживают как раз за счет высоких цен для конечного потребителя.
По официальной информации, в Казахстане 1,5 тыс. гектаров тепличных хозяйств. Из них промышленных максимум 200 га. Остальные — частные мелкие теплицы, сосредоточенные в основном на юге страны. 1100-1200 гектаров в Туркестанской области. Юг тоже отправляет овощи на экспорт, даже с полей собирают оптовые покупатели.
— Так вот почему мы в итоге едим китайские огурцы без вкуса и запаха?
— Да, плюс узбекские и кыргызские овощи. И еще неизвестно, какого качества импортируют в Казахстан. Лет 10-12 назад можно было говорить об их экологичности. А сейчас ядохимикатами в целях экономии расходов поля заливают все фермеры.
В тепличном хозяйстве много проблем — болезней и вредителей. А чтобы с ними бороться, используется только химия. Дорогостоящие биологические методы не всем по карману
Хотя и говорят про экологически чистый казахстанский бренд, ничего подобного. Многие крупные хозяйства, которые могли бы использовать биометоды, и то еле-еле могут себе это позволить.
— Ценового сговора между поставщиками овощей нет, на ваш взгляд?
— Есть. И он занимает не самое последнее место в причине дороговизны овощей. Большую маржу накидывают посредники. Простой производитель немного зарабатывает на своем труде, его просто не пускают к конечному потребителю. Были случаи, когда даже угрожали.
Один мой знакомый фермер рассказывал несколько лет назад, как поехал сдавать на алматинский рынок «Алтын Орда» целую машину капусты
За каждый килограмм с него потребовали 12 тенге. Пришлось вернуться обратно. Эту систему посредников нужно тоже постепенно выдавливать.
Они ничего не вкладывают в развитие аграрного сектора. Есть такие, кто для хранения продукции открывают базы с промышленными холодильниками, но большинство нет. Договорился — выкупил, договорился — сдал.
Что касается самих фермеров, на примере одного хозяйства в Чингильдинском массиве Алматинской области мы посчитали себестоимость производства. Площадь поля 80 гектаров на открытом грунте была засеяна разными культурами. Использовалось капельное орошение. Так вот, наши расчеты показали, что при отличном урожае того же лука — 50 тонн с одного гектара и реализации по 40 тенге за килограмм — фермер получит 2 млн тенге с гектара
А для покрытия всех расходов нужно 2,5 млн тенге. Потому что только на воду за сезон он потратил 800 тыс. тенге, 350-400 тенге — на семена. А еще требовалось оплатить работу трудившихся в хозяйстве. То есть видите, что даже идеальный сезон не гарантия выйти в плюс. Благо, ему каждую весну помогал родственник. А в одиночку он явно не смог бы продолжать сеять. И это крупный производитель.
Мелкие стараются не нести лишних затрат на наем рабочей силы, закуп техники и пр., они используют 2-3 гектара земли и труд своих близких.
Субсидии ради субсидий
— А какие вообще суммы субсидий?
— В последние годы гектарные субсидии на овощеводство вообще отменены. Раньше были, и то каждый регион сам определял, какую культуру будет субсидировать и в каком объеме. Многие фермеры сеяли, допустим, тот же лук только ради самого посева, не снимая потом урожай. Потому что субсидии давались за сам факт посева. Приезжали к нам фермеры из Восточного Казахстана, просили семена. Мы говорили, что в их регионе эта культура расти не будет.
Вот так и узнали, что сразу после получения денег поля забрасывались. Так какой толк от этих государственных трат? Урожая-то нет
Сейчас субсидии дают только на семена, воду, удобрения и ядохимикаты. И это жестко контролируется. Даются сертифицированные семена, а в конце года, после сдачи урожая, 30% от их стоимости нужно отдать государству. Посмотрим в конце года, как сработает эта затея. Но как человек, много лет отдавший этой сфере, скажу, что ничего толкового из нее не выйдет.
Еще одна проблема — субсидирование связали с электронной картой. Земля хозяйства по расположению и площади должна соответствовать GPS-съемке. Если нет соответствия ранее оформленным документам, субсидии не получишь. Во многих старых хозяйствах это стало настоящей проблемой, теперь нужно согласовывать имеющиеся документы и делать все эти замеры. А это дополнительные расходы.
Как думаете, подешевеют овощи на прилавках при наличии таких проблем в овощеводстве?
Цены на огурцы драматически подскочили
Хотя вырастили их больше обычного
Преимущества административного контроля за рыночными ценами убедительно продемонстрировала минувшая неделя. Вот овощной набор никаким боком чиновниками не контролируется. И что в итоге?
По данным Росстата, сильнее всего подорожали огурцы — почти на 7%, морковка — на 2,4, картофель — на 1,5. Может, ввести «государево око» и за овощами?
«МК» посмотрел на цены в сетевой торговле и на овощных развалах.
— Не могу сказать, что цены на овощи в нашем супермаркете с начала года сильно подскочили, — говорит Антонина Андреевна, покупательница крупного столичного магазина. — Я вот по палаткам прошлась, там да, маленькие хорошие огурцы по 300–350 рублей за килограмм, морковка — 45, картошка — 50–55 рублей… Но зачем ходить по развалам, если все можно купить в одном месте?
Смотрим на цены. Огурцы среднеплодные 150–219 рублей, короткоплодные колючие — 189 за килограмм… Если покупатель уж совсем ограничен в средствах, а хочется витаминного салата, предлагаются длинноплодные огурцы — на общем фоне они вообще стоят копейки, 79 рублей. Но совершенно безвкусные, они и огурцами-то не пахнут, будто пластмассовые. А вот самые вкусные, ароматные, тонкокожие, в пупырышках, которые так аппетитно хрустят, — в сетевых супермаркетах уже по 410 и выше. И ведь тоже отечественные!
Может, и прав наш Росстат, когда констатирует очередную еженедельную волатильность в 1,5–2% — за годы экономических реформ мы к ней давно привыкли и уже ничему не удивляемся.
Но скачок в 7% на огурцы — согласитесь, подорожание из ряда вон выходящее.
Буквально пару недель назад в обществе активно обсуждалась идея наравне с нестандартным, мелким картофелем запустить в массовую продажу и нестандартные огурцы, которые были бы сразу процентов на 20 дешевле своих прямых собратьев. И все это назвать одним словом — экономкласс, то есть для бедных.
Ведь бедность, как известно, не порок.
Но где они — кривые и неказистые, по образу и подобию мелкого картофеля? Хозяйке какая разница, что шинковать в салат — прямой или изогнутый, как крючок, плод?
Об этом спрашиваю исполнительного директора Плодоовощного союза России Михаила Глушкова.
— Нас по ошибке записали, будто мы вслед за картофелеводами хотим пускать в торговлю кривые огурцы, — поясняет он. — Мы с такой инициативой никуда не обращались…
— Но почему? Цены бы на рынке значительно упали…
— У нас промышленные теплицы, там нестандарт составляет всего 5%, такие маленькие объемы торговые сети даже брать не станут!
Из беседы выясняется, что в Плодоовощном союзе даже не знают, что их огурцы в розничной торговле подскочили почти на 7%. Этого, по идее, и быть не может по двум причинам: Россия практически полностью обеспечивает себя этим овощем. На целых 95%! К тому же в минувшем году выращено 135 тысяч тонн огурца — почти на 14% больше, чем в 2019-м.
Тогда откуда подорожание, если все наше, отечественное, а крупные тепличные комплексы, снабжающие Москву, в том числе находятся в Подмосковье? Все рядом и под боком.
— Роль играет сезонный фактор, — поясняет Михаил Владимирович. — В январе и феврале всегда дорожают огурцы. Смотрите по годам от производителя: в 2018-м в январе было 110 рублей за килограмм, в феврале — 130. 2019 год: январь — 120 рублей, февраль — 149. В минувшем году в январе продавали по 105 рублей, в феврале — по 137.
Начнут они дешеветь в марте-апреле, опять-таки традиционно.
— А так, чтобы без волатильности в ценах, без резких скачков, никак нельзя? Мы же не покупаем огурцы за границей, перешли на самообеспечение.
— Это уже спрашивайте у сетевой торговли. Промышленное производство в зимний период требует огромного количества тепловой и электрической энергии. За последние 5 лет тарифы на газ увеличились на 25%, на электричество — на 31%. Тогда как оптовые цены на огурцы от производителя в 2020 году упали на 7%.
Впрочем, и ритейлеры авторитетно заявили «МК», что никаких накруток на продукты они не делают. Без всякой заморозки цен понятно, что кошелек у среднестатистического россиянина стал тощим. Торговля первым делом учитывает нашу с вами платежеспособность, которая медленно, но уверенно падает.
Ну и? Аграрные успехи налицо, мы почти отказались от импортной зависимости, все российское: и электроэнергия, и природный газ… А цены все равно растут.
Так, может, «государеву оку» следует смотреть не за крестьянами, а за естественными монополиями?




