программное обеспечение с открытым исходным кодом всегда предполагает
Open Source — это что за термин? Объясняем основы для чайников
Open Source — это такой вид разработки программ, при котором исходный код остается доступным для всех. Абсолютно каждый может сделать с исходным кодом все, что пожелает:
внешне изменять и модифицировать программу;
добавлять или убирать какой-либо функционал;
создать свою версию программного обеспечения и зарабатывать на ее продаже.
Примерно так же происходит и в программировании.
Open Source — что это?
Опенсорс — это в первую очередь свобода распространения, деньги стоят на втором или на третьем плане, поэтому Open Source-продукт в основном бесплатный, но также может быть и платным.
Open Source — это особый вид лицензирования продукта, где главным пунктом является свободное распространение, но обязательное сохранение информации об авторстве программы.
История возникновения Open Source
Вот и получается, что первые Open Source-продукты зародились вместе с первым и компьютерами и были бесплатными. Потом продукты оставались «опенсорс», но за них уже бралась оплата. А первое официальное лицензирование коммерческих программных продуктов началось только в 1974-м году. У истоков проприетарной модели программного обеспечения стояла компания Microsoft, а чуть позже подключилась и Apple Computer Inc.
Open Source: наше время
Итак, с начала 80-х проприетарные программы перехватили доминирование на р ы нке ПО у Open Source-программ. При этом многих разработчиков это совсем не устраивало. Одним из таких Open Source-инициаторов был разработчик Ричард Столлм а н, который в 1984-м году вместе со своей командой создал первую по-настоящему открытую операционную систему GNU, которая была очень похожа на коммерческий продукт UNIX и составляла ему реальную альтернативу, так как могла устанавливаться на компьютеры, где устанавливался UNIX.
Однако, чтобы каким-либо образом защитить свое «свободное» ПО, тоже нужно был о предпринять какие-то шаги. Для этого команда Ричарда «поработала» над юридической составляющей своего продукта, например:
был придуман термин «свободное программное обеспечение»;
данному термину было предложено точное определение, что с таким ПО можно делать;
был опубликован целый манифест по ОС GNU.
При этом т а же команда:
к 1989-му году добилась создания первой версии лицензии GPL, которая работает до сих пор.
Преимущества и недостатки Open Source
В сети можно найти много разных описаний преимуществ и недостатков Open Source-проектов. Но оценивать опенсорс-индустрию в целом по меньшей мере неправильно. Правильней будет сравнивать конкретные продукты, например : ОС с ОС, офис с офисом, редактор с редактором, но точно не Microsoft и Linux.
Реакция на уязвимости. Многие считают, что в Open Source быстрее устраняют уязвимости, чем в проприетарном ПО. В некоторых Open Source-проектах так и есть — любая проблема мгновенно «латается», но в то же время есть опенсорс-проекты, которые месяцами не устраняют проблемы. Так же и в коммерческом ПО: одни исправляют все очень быстро, а другие месяцами ничего не делают. Так что это преимущество также нужно рассматривать на конкретной программе.
Заключение
пользоваться проприетарным MS Office или опенсорсным LibreOffice;
использовать монополист ическую Windows или свободный дистрибутив Линукс;
Мы будем очень благодарны
если под понравившемся материалом Вы нажмёте одну из кнопок социальных сетей и поделитесь с друзьями.
Открытый исходный код 101: Что это такое?
Russian (Pусский) translation by Ilya Nikov (you can also view the original English article)
Проекты с открытым исходным кодом доступны везде, в Интернете, на вашем компьютере и на вашем мобильном телефоне. В этой статье мы рассмотрим:
1. Что такое ПО с открытым исходным кодом?
Хотя программное обеспечение с открытым исходным кодом в основном разрабатывается и поддерживается группой людей, каждый может получить доступ к коду и поиграть с ним, если захочет.
Я внес свой вклад в несколько проектов с открытым исходным кодом и это отличный способ стать лучшим разработчиком и приобщиться к сообществу. Вы учитесь на чужом коде и учитесь писать код лучше сами. Знакомство с проектом с открытым исходным кодом, над которым вы работали вместе с другими разработчиками, является одним из самых приятных ощущений, которые я испытывал в качестве разработчика.
Давайте начнем с рассмотрения некоторых популярных примеров ПО с открытым исходным кодом. Вы можете быть удивлены огромным объемом проектов с открытым исходным кодом, а также некоторыми компаниями, стоящими за этими проектами, такими как Google и Automattic.
2. Популярные примеры
Доступны миллионы проектов с открытым исходным кодом. Ниже приведен список некоторых очень популярных и примечательных примеров.
3. Как это работает
Проект с открытым исходным кодом обычно включает три этапа. Давайте быстро рассмотрим каждый этап.
Этап 1. Содействие
Если вы хотите участвовать в проекте с открытым исходным кодом, вы можете начать с обращения в организацию, которая находится за самим программным обеспечением, и спросить, какие возможности у них есть. Этот метод будет хорошо работать для небольших проектов или стартапов, однако вы должны знать, что большинство проектов с открытым исходным кодом не будут платить за вашу работу и что все делается на добровольной основе.
Раньше, когда я работал над проектами с открытым исходным кодом, мне приходилось ждать недели (и в одном случае, два месяца), прежде чем я получил ответ, но вы должны сидеть там и ждать, пока получите все важные электронные письма с подтверждением.
Альтернативно, для крупномасштабных проектов вы можете просто начать кодирование и разветвление собственной версии программного обеспечения. Вам следует с осторожностью относиться к тому, что если многие люди работают над одним и тем же проектом, что и вы, то ваш тяжелый труд не может быть включен в окончательную версию продукта, поэтому будьте готовы к отказу.
Если вы ищете вдохновение в проекте, над которым нужно начать работать, всегда есть много интересных проектов, особенно если вы смотрите на сайтах, таких как GitHub, SourceForge и Google Code.
Прежде чем приступить к фактической работе над проектом, вы должны ознакомиться с тем, как выполняется проект и какова его структура, чтобы вы знали, к кому обратиться, если вам требуется в чем-либо помощь. Кроме того, рекомендуется проверить, правильно ли вы все делаете, прежде чем начинать, поскольку вы же не хотите запутаться в чем-то, либо потратить время на работу над функцией, над которой уже работает кто-то другой.
Этап 2: фиксация
Когда вы внесли необходимые изменения или внедрили функцию, которую вы задумали, вы передаете свои изменения основному проекту и отправите их разработчикам проекта для просмотра.
Это можно сделать с помощью GitHub или на платформе SourceForge. Обычно ваши изменения получают ответ от организации или команды, отвечающей за проект: да или нет, указывая, будут ли ваши изменения включены в проект. Если да, то настало время для стадии распространения. Если нет, то возвращаемся на первую стадию.
Этап 3. Распространение
Возможно, наиболее сложным этапом является распространение проекта с открытым исходным кодом. Здесь окончательная версия передается в репозиторий, где был размещен проект, а обновленные версии для не-разработчиков обновляются. На данный момент организация и разработчики попрощались с их напряженной работой и передали ее общественности для общего пользования, и, конечно, критики.
В итоге
Надеюсь, вы теперь более уверенно себя чувствуете в разработке с открытым исходным кодом и в том, как вы можете сами участвовать в проекте. Открытый исходный код может быть действительно интересным, но иногда и очень неприятным. Главное, что нужно иметь в виду, это продолжать идти и не сдаваться, когда вы попадаете на препятствие.
Open Source Guides: Запуск проекта с открытым исходником
Предисловие переводчика
Пару месяцев назад на Гитхабе случайно наткнулся на ссылку «Open source guides» и не мог оторваться. Где-то за неделю я внимательно прочитал все 10 разделов. Конечно, я и раньше знал про open source: читал разные статьи (например, «Понять Open Source»), использовал такие проекты в работе, обращался с вопросами к сообществам, сообщал о багах, рыскал в issues и, даже делал неуклюжие попытки что-то улучшать, хотя бы документацию. И само собой, сердцем я был с этими ребятами, которые делятся софтом и знаниями по его использованию. Тем не менее, понятие об open source у меня было скорее смутное и обрывочное. А эта статья добавила ясности.
К тому же, у меня была пара проектов, которые я планировал запустить в этом формате, с надеждой на поддержку сообщества, и со многими сопутствующими страхами и сомнениями, и снова эта статья помогла мне утвердиться в намерении и подсказала практические шаги.
Вне зависимости от вашего отношения к open source, думаю, вы найдёте в этой серии из 10 статей много интересных идей и фактов: организационных, психологических, юридических, этических и технических.
Я дал прочитать этот текст нескольким непрограммистам, они сказали, что всё поняли. А в заголовке статьи я намеренно поставил «исходник» без «кода», потому что данная тема актуальна не только для программистов, а почти для любой интеллектуальной деятельности в формате открытого проекта.
Само это руководство также является open source и уже переведено на 14 языков. Мне выпала честь добавить русскую ветку и перевод первой статьи. Я планирую и дальше переводить по статье в неделю. Если кто хочет подключиться, вот репозиторий: Open Source Guides.
Если вдруг кому-то понадобится заставка из шапки статьи (иллюстрации + русские названия), то она есть в сверстанном виде на codesandbox.io.
Подбор терминов
Я заранее извиняюсь за огрехи в переводе. Некоторые, казалось бы банальные термины, не так легко подобрать на русском. Например, to contribute, pull request, issue, я чаще переводил как «участвовать в проекте, предлагать исправления и вопрос». Open source я пока оставил на английском. Мне уже сделали замечание и выслали ссылку на словарь терминов Гитхаба. Мне не понравилось там обилие транслитерация. Если пустить в статью все эти ишью, пулреквест, пуш, пул, форк, то она станет непонятной для всех, кто не работал с Гитхабом.
Оглавление
Открытый исходный код: что это и зачем?
Итак, вы думаете о запуске своего проекта с открытым исходным кодом (open source)? Поздравляем! Мир ценит ваш участие. Давайте поговорим о том, что такое open source и почему люди это делают.
Что означает «open source»?
Когда код проекта открыт, это означает, что любой может свободно использовать, изучать, изменять и распространять ваш проект для любых целей. Эти разрешения даются через лицензию с открытым исходным кодом.
Преимущество открытого кода в том, что он снижает барьеры для выбора вашей программы и сотрудничества, позволяя людям быстро распространять и улучшать проекты. Кроме того, это дает пользователям возможность контролировать код, в отличии от закрытого. Компания, использующая программное обеспечение (ПО) с открытым исходным кодом, может нанять кого-то для внесения улучшений в ПО, а не полагаться исключительно на решение поставщика с закрытым исходным кодом.
Свободное ПО (Free software) ссылается на те же проекты, что и открытое ПО (open source). Иногда вы можете встретить комбинации этих терминов: «Свободное и открытое ПО» (free and open source software FOSS или free, libre, and open source software FLOSS). Слова free и libre здесь означают «свободное», а не «бесплатное».
Почему люди делают свою работу открытой?
Одно из самых больших вознаграждений, которое я получил от open source — это отношения, установившиеся с другими разработчиками, столкнувшимися с такими же проблемами как и я.
@kentcdodds, «Как мне было здорово войти в Open Source»
Есть много причин почему индивид или организация открывают исходники своего проекта. Вот некоторые из них:
Open source — значит бесплатно?
Бесплатность open source — это одно из его самых больших преимуществ, но не единственное, а скорее — побочный продукт его совокупной ценности.
Поскольку открытая лицензия предполагает, что кто угодно может использовать, модифицировать, и распространять ваш проект почти для любых целей, то в большинстве случаев это подразумевает бесплатность. Потому что, если бы вы просили плату, то люди бы скачивали проект и использовали его бесплатно, абсолютно легально.
Поэтому большинство open source проектов бесплатны, но это не входит в определение open source. Существуют способы взимания платы за проекты с открытым исходным кодом косвенно, через двойное лицензирование или ограниченные функции, но при этом они соответствуют официальному определению open source.
Стоит ли мне запускать свой open source проект?
Краткий ответ — да, потому что независимо от результата, запуск своего проекта — это хороший способ понять, как работает open source.
Если вы никогда прежде не запускали подобных проектов, вы можете переживать: «что скажут люди?», «а вдруг вообще никто его не заметит?». Если вам это знакомо, не беспокойтесь, вы не один такой!
Open source, как и любая творческая работа, будь то писательство или рисование, вызывает волнение прежде чем поделиться ей с миром. Но единственный способ улучшить её — практиковаться, даже если у вас не будет аудитории.
Если вы ещё не решились, найдите время подумать о ваших возможных целях.
Постановка целей
Цели помогут вам определиться, над чем работать, от чего отказаться, и где вам понадобится помощь со стороны. Спросите себя: «зачем я опенсорсю этот проект?».
Единого ответа на этот вопрос не существует. Вы можете иметь много целей для одного проекта, или разные проекты с разными целями.
Если ваша цель просто показать свою работу и нет нужды в сотрудничестве, вы можете так и написать в файле README. С другой стороны, если вы заинтересованы в помощниках, то вам следует вложить своё время в написание понятной документации и проявлять заботу о новичках.
Однажды я сделал настраиваемый UIAlertView для своих нужд… и решил сделать его open source. Я сделал его более динамичным и загрузил на GitHub. Я так же написал свою первую документацию, объясняющую другим разработчикам, как они могут использовать мою работу в своих проектах. Возможно, ей так никто и не воспользовался из-за её простоты. Но зато я испытал хорошее чувство от всего этого процесса.
mavris@mavris, «Программисты самоучки: Почему Open Source важен для нас»
По мере роста проекта ваше сообщество будет нуждаться не только в коде. Ответы на вопросы (issues), проверка кода, распространение информации о себе — всё это важные задачи open source проекта.
Хотя количество времени на непрограммистские задачи зависит от размера и масштаба вашего проекта, вы должны быть готовы решать их сами или найти для этого помощника.
Если вы — часть компании, запускающей open source проект,, убедитесь заранее, что вы имеете внутренние ресурсы для его развития. Назначьте ответственного за сопровождение после запуска и определите, как будут распределяться задачи внутри сообщества.
Если вам нужен выделенный бюджет или персонал для продвижения, эксплуатации и поддержки проекта, обговорите это как можно раньше.
Когда вы начинаете open source проект, важно, чтобы процессы управления в организации учитывали вклад и возможности сообщества, образовавшегося вокруг проекта. Не бойтесь вовлекать посторонних людей, даже в ключевых аспектах, особенно если они активно участвуют.
@captainsafia, «Чё, хочешь открыть код проекта?»
Участие в чужих проектах
Если ваша цель — понять как взаимодействовать с другими и как работает open source, рассмотрите возможность участия в уже существующем проекте, который вы используете и любите. Вашим участием могут быть такие простые вещи, как исправление опечаток и обновление документации.
Если вы не понимаете, как начать участие в чужом проекте, ознакомьтесь с нашим руководством Как участвовать в open source проекте.
Запуск собственного open source проекта
Нет идеального момента, чтобы открыть исходники своей работы. Вы можете открыть их на стадии идеи, в процессе работы или после нескольких лет закрытости.
В общем случае, открывать исходники можно, когда вы чувствуете себя уверенно настолько, чтобы показать свою работу посторонним людям и получать их отзывы.
Каждый проект вне зависимости от стадии, на которой вы решили открыть исходники, должен иметь следующую документацию:
Если ваш проект на Гитхабе и вы разместите эти файлы в корневой категории с рекомендованными названиями, Гитхаб распознает их и будет автоматически отображать для ваших читателей.
Выбор лицензии
Лицензия для открытого исходного кода гарантирует, что другие могут использовать, копировать, изменять и вносить правки в ваш проект без каких-либо последствий. Она также защищает вас от неприятных юридических ситуаций. Вы должны включить лицензию при запуске проекта с открытым исходным кодом.
Юридическая работа — не из легких. Но есть хорошие новости: вы можете скопировать существующую лицензию и разместить её в своём репозитории, за одну минуту защитив ваш тяжелый труд.
MIT, Apache 2.0, и GPLv3 — это самые популярные лицензии, но есть и другие варианты для выбора.
Когда вы создаёте новый проект на Гитхабе, вам дается на выбор несколько лицензий. Выбрав open source лицензию, вы сделаете свой проект — открытым.
Если у вас есть другие вопросы или беспокойства относительно юридических аспектов open source, мы описали их здесь.
Составление README
Файл README («прочитай меня») не только рассказывает, как использовать ваш проект, но и объясняет, почему он важен, и что пользователи могут с ним делать.
Постарайтесь ответить в README на следующие вопросы:
Хорошая документация — это больше пользователей, меньше просьб о помощи, и больше соавторов. (. ) Помните, что ваши пользователи — не вы. Это могут быть люди с опытом — сильно отличным от вашего.
@tracymakes, «Писать так, чтобы ваши слова читали (видео)»
Иногда люди откладывают написание README, потому что чувствуют, что проект не завершен, или не хотят принимать доработки других людей. Но это как раз хороший повод написать об этом.
Когда вы добавляете файл README в корневую директорию проекта, Гитхаб автоматически отображает его на главной странице репозитория.
Написание руководства для участников
Файл CONTRIBUTING говорит вашей аудитории, как стать участником вашего проекта. Например:
В первую очередь хотим выразить вам благодарность за то, что подумываете об участии в развитии Active Admin. Именно такие люди как вы делают Active Admin прекрасным инструментом.
На ранних стадиях проекта ваш файл CONTRIBUTING может быть простым. Вы всегда должны объяснить как сообщать об ошибках и оформлять вопросы, а так же описать технические требования к правкам участников (например, тесты).
Со временем вы можете дополнить его ответами на часто задаваемые вопросы. Благодаря этому меньше людей будут спрашивать вас об одном и том же снова и снова.
Чтобы вам было проще составить файл CONTRIBUTING, ознакомьтесь с @nayafia’s шаблоном руководства по сотрудничеству или mozilla’s «Как составить файл CONTRIBUTING.md».
Поставьте ссылку на файл CONTRIBUTING внутри README, так больше людей увидят его. Если вы разместите файл CONTRIBUTING.md в корне вашего проекта, то Гитхаб будет автоматически ссылаться на него, когда кто-то открывает новый вопрос (issue) или добавляет правку в проект (pull request).
Разработка кодекса поведения
Все мы сталкивались с неприятными ситуациями, когда хозяин проекта грубо объяснял что-то или пользователи задавали элементарные вопросы. (. ) Кодекс поведения становится документом, на который легко ссылаться, и который говорит, что ваша команда очень серьезно относится к конструктивному диалогу.
@mlynch, Делаем open source более счастливым местом
В итоге, кодекс поведения задаёт базовые правила поведения для участников вашего проекта. Это особенно важно, если вы запускаете проект для компании или сообщества. Кодекс поведения способствует установлению здорового, конструктивного поведения в сообществе, что снижает стресс для вас, как для ответственного за проект.
Помимо описания каким вы хотите видеть поведение участников, кодекс поведения также разъясняет, к кому и когда он применяется, и что будет в случае его нарушения.
По аналогии с лицензией, вам не обязательно писать кодекс самим, а можно скопировать один из существующих вариантов. Соглашение участника используется в более 40,000 open source проектах, включая Kubernetes, Rails, и Swift. Какой бы кодекс вы не использовали, вы должны быть готовы применить его при необходимости.
Поместите файл CODE_OF_CONDUCT.md в корень вашего проекта, так его будет проще находить и ссылаться на него, например, из README.
Именование и брендирование вашего проекта
Брендирование — это не только броский логотип и запоминающееся название, но и то, как вы говорите о своём проекте и до кого доходит ваше послание.
Выбор правильного названия
Выберите название, которое легко запомнить и, в идеале, даёт представление о сути проекта. Например:
Выбирайте в пользу понятности. Каламбуры могут быть забавными, но подумайте о людях из других культур или с отличным от вашего опытом, которые могут не понять шутку. Ваши потенциальные пользователи могут быть работниками компаний, которые будут рассказывать о вашем проекте начальству. Не заставляйте их краснеть при этом.
Конфликт имён
Проверьте наличие open source проектов с таким же названием, особенно если вы используете один и тот же язык или экосистему. Если ваше название совпадёт с популярным существующим проектом, вы можете запутать свою аудиторию.
Если вы планируете завести сайт, твиттер или любую площадку для публикаций, убедитесь, что нужное вам название там свободно. И лучше зарезервируйте эти имена сейчас для душевного спокойствия, даже если пока не планируете ими пользоваться.
Убедитесь, что вы не посягаете на торговую марку какой-нибудь компании. В будущем она сможет попросить вас закрыть проект или даже подать в суд. Это неоправданный риск.
Вы можете проверить конфликт брендов по всемирной базе брендов WIPO. Если вы делаете проект от лица компании, то юридический отдел может помочь вам с этим.
Напоследок, сделайте быстрый поиск в Google по названию вашего проекта. Смогут ли люди по нему легко найти ваш проект? А может быть, по этому запросу появляется что-то нежелательное?
То, как вы пишите (и кодите) тоже влияет на ваш бренд!
За всю жизнь проекта вы будете много писать: README, руководства, документы сообщества, ответы на вопросы, возможно даже информационные бюллетени и списки рассылки.
Будь то официальная документация или обычное сообщение, ваш стиль письма — это часть бренда проекта. Подумайте о том, в каком свете вы выглядите перед аудиторией, и правильный ли подобрали тон.
Я старался участвовать в каждой теме в списке рассылки и показывать образцовое поведение, быть доброжелательным к людям, серьезно относиться к их проблемам и быть полезным в общем. Через некоторое время люди стали не только задавать вопросы, но и помогать с ответами, и, к моему полному восторгу, они подражали моему стилю.
@janl, CouchDB, «Устойчивый Open Source»
Добрый и вежливый язык создаст приятную атмосферу для новых участников. Следите так же за простотой изложения, так как для многих читателей английский может быть не родным.
Не только слова, что вы пишете, но и стиль кода может стать частью бренда вашего проекта. Angular и jQuery два примера проектов со строгими стилями и рекомендациями.
Нет необходимости составлять руководство по стилю, когда вы только начинаете, и в любом случае вы наверняка захотите включать в свой проект разные стили. Но вы должны заранее понимать, что ваш стиль письма и кода будет привлекать одних людей и отталкивать других. Ранние стадии проекта — это возможность создать прецедент, из которого будет расти проект в желаемом для вас виде.
Проверочный лист перед запуском
Вы готовы открыть свой проект? Вот вам проверочный лист в помощь. Когда отметите все пункты, нажмите «опубликовать» и похвалите себя.
Документация
Если вы частное лицо: