промокод на балет эйфмана
Театр балета Бориса Эйфмана
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана
Адрес репетиционной базы Театра:
191028 Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, д.32, литера В
E-mail: pr@eifmanballet.com
Афиша: www.eifmanballet.com/schedule
Театр балета Бориса Эйфмана запись закреплена
Единственный в текущем году и первый с 2017 года показ балета «По ту сторону греха» в Санкт-Петербурге!
Спектакль пройдет на сцене Александринского театра и будет приурочен к 200-летию со дня рождения великого писателя Ф. М. Достоевского. Его глубокие, полные философских размышлений произведения поднимают извечные нравственные вопросы и обнажают саму суть русской души. Бессмертные сюжеты легли в основу таких знаковых постановок Бориса Эйфмана, как «Идиот», «Братья Карамазовы», а также балета «По ту сторону греха», который в этом году в рамках празднования был представлен во многих городах России. А 25 октября им смогут насладиться и петербургские зрители.
Не упустите свой шанс увидеть знаменитый балет Бориса Эйфмана! Билеты уже в продаже на eifmanballet.com.
Театр балета Бориса Эйфмана запись закреплена
29 сентября 1977 года, ровно 44 года назад, в БКЗ «Октябрьский» впервые выступил «Ленинградский «Новый балет» под руководством Бориса Эйфмана. И в этот знаменательный день мы рады анонсировать грандиозный концерт «EIFMAN GALA», который состоится 11 декабря в Санкт-Петербурге на той же сцене, где когда-то начиналась история Театра.
Артисты труппы представят эксклюзивную программу, в которую войдут фрагменты из избранных постановок хореографа: от знаменитых «Красной Жизели», «Анны Карениной» и «Реквиема» до еще не представленного публике нового спектакля «Чайка. Балетная история».
С нетерпением ждем встречи со зрителем! Билеты в продаже на eifmanballet.com.
Театр балета Бориса Эйфмана запись закреплена
44 года назад на сцене БКЗ «Октябрьский» состоялось первое выступление ансамбля «Ленинградский «Новый балет». Коллектив представил публике одноактные постановки «Только любовь», «Искушение», «Под покровом ночи» и «Прерванная песня».
Именно с этого дня начинается история Театра балета Бориса Эйфмана. Предлагаем вам совершить путешествие во времени и отправиться в 1977 год.
Театр балета Бориса Эйфмана запись закреплена
Сегодня стартуют гастроли Театра в Поволжье, и первым городом, в котором труппа выступит на этой неделе, станет Нижний Новгород.
28 и 29 сентября коллектив впервые представит местной публике балет «По ту сторону греха», сочиненный по великому роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Спектакли пройдут на сцене Театра юного зрителя и будут приурочены к знаменательной дате — 800-летию со дня основания города.
Отметим, что в последний раз труппа радовала нижегородцев своим визитом в феврале 2020 года. Тогда Театр исполнял балет «Роден, ее вечный идол», а самые первые гастроли коллектива Бориса Эйфмана в Горьком прошли еще в 1978 году.
Театр балета Бориса Эйфмана запись закреплена
Сегодня в 18:00 ведущий солист Театра Олег Габышев выйдет в прямой эфир на нашей странице в Instagram. Он расскажет о том, как создавался образ Мольера в новом спектакле Бориса Эйфмана, и ответит на самые интересные вопросы от зрителей.
Подписывайтесь на наш аккаунт и присоединяйтесь к трансляции: instagram.com/eifmanballet_official
Генеральный партнер Театра — Банк ВТБ.
Театр балета Бориса Эйфмана запись закреплена
Вдохновитесь на неделю вперед и насладитесь черно-белыми снимками ведущей солистки Театра Дарьи Резник.
Театр балета Бориса Эйфмана запись закреплена
Борис Эйфман: «Музыка Шостаковича — то высокое искусство, которое способно объединить нас духовно, превратить из населения в граждан».
В 2014 году Борис Эйфман обратился к знаковому произведению композитора — Камерной симфонии «Памяти жертв фашизма и войны» — и сочинил второй акт балета «Реквием», премьера которого посвящалась 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В первом представлении постановки знаменитое произведение прозвучало в исполнении Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова.
Балет Бориса Эйфмана может остаться без спектаклей в родном Петербурге
В Петербурге разгорается конфликт между коллективом балета Бориса Эйфмана и Александринским театром. Почти четверть века прославленный хореограф арендовал сцену Александринки. Но в этом году это перестало устраивать коллектив драматического театра.
Сотрудники Александринки написали открытое письмо, в котором хореографа фактически обвиняют в захвате сцены. Подписали обращение уважаемые артисты. Как минимум двое из них, по словам Бориса Эйфмана, часто после спектакля заглядывают за кулисы высказать восхищение мастеру. Балетмейстер по пунктам парировал каждое обвинение в свой адрес: из 99 раз, когда театр сдавался в аренду, его театр выступал всего лишь 17 раз.
Из открытого письма актеров Александринского театра: «Очевидно, добрые дела не остаются безнаказанными, и искреннее расположение было принято за слабость, дающую возможность экспансии. Судя по всему, Борис Эйфман счел Александринский театр своей полной вотчиной, так как начал ультимативно диктовать график и условия своих выступлений на этой прославленной сцене».
Под угрозой выступления театра балета Бориса Эйфмана в Петербурге и на следующий год. На данный момент нет ни одной согласованной даты. Правда, эти слова оспорила Александринского театра, заявив, что дирекцией подтверждены 15 дат. При этом другие балет Эйфмана не устроили.
По сути, если конфликт не удастся разрешить в ближайшее время, он сам может исчезнуть через года. К планируют достроить театр балета Бориса Эйфмана. А пока у коллектива не появится собственный дом, хореограф не исключает, что, может быть, будет вынужден отказаться от гастролей в родном городе, сообщает корреспондент НТВ Мария Сапожникова.
Гастроли театра балета Бориса Эйфмана «По ту сторону греха»
Купить билеты : 2 000 — 5 000
Балет Бориса Эйфмана по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» на музыку Р. Вагнера, М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова.
Художник: Вячеслав Окунев.
Свет: Борис Эйфман.
Премьера: 29 апреля 2013 года.
Продолжительность: 2 часа.
Спектакль идёт с одним антрактом.
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», — эти слова Достоевского как нельзя лучше подходят для описания творческого пути Бориса Эйфмана, в каждой своей работе пытливо исследующего наиболее сложные сферы бытия духа.
Балет «По ту сторону греха» стал новым пластическим прочтением хореографом романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Кардинально переработав свой собственный спектакль «Карамазовы» 1995 года, также поставленный по бессмертному произведению русской литературы и снискавший всемирное признание, Борис Эйфман создал эмоционально и интеллектуально насыщенную балетную психодраму.
«По ту сторону греха» — современное в техническом и художественно-выразительном отношениях сценическое произведение, поднимающее извечные «проклятые» вопросы. В условиях тотального ценностного кризиса начала XXI века хореограф обратился к незыблемым нравственным основам и сочинил балет о богоборчестве и богоискательстве, безверии и вере, природе человеческой греховности и духовном спасении.
Другие сеансы
Гастроли театра балета Бориса Эйфмана «По ту сторону греха»
© ООО «Городские Зрелищные Кассы», 2021
454091, Челябинск, ул. Пушкина, 71, офис 501
Телефон: (351) 246-00-00
Бронирование билетов: (351) 246-00-00
— по всем билетным вопросам (возврат, обмен, в т.ч. электронные билеты)
— по вопросам рекламы и PR
Борис Эйфман: Чужое недоброжелательство — лучший стимул для творчества
У Бориса Эйфмана в нашем театре особый статус, сложившийся как-то сам собой еще в конце 70-х годов. Без особых усилий, чьей-то протекции или поддержки. Небожитель с лицом красавца раввина. Ранняя седина, пронзительный, жгучий взгляд, элегантный шарф через плечо, мягкость голоса и манер. Не поддаться вкрадчивому обаянию Эйфмана невозможно. В свое время ему приписывали много романов. А по просторам интернета до сих пор гуляет его двойной портрет с ослепительно прекрасной Анастасией Вертинской — самая эффектная пара начала 80-х годов, снятая главным летописцем эпохи Валерием Плотниковым.
В Эйфмане до сих пор совсем не чувствуется бронированного панциря, каким полагается обзаводиться мэтрам его возраста и ранга. Но у него всегда очень четкое представление о том, каким должен быть его театр, что ждет зритель от его спектаклей и какими способами этого можно достигнуть. Так было, когда он первым обратился к прозе Достоевского, казалось бы, совсем не балетного писателя, или взялся за пластическое прочтение романа Фицджеральда «Ночь нежна».
Или когда первым рискнул рассказать языком танца о тайной драме П. И. Чайковского, которая долгое время оставалась под запретом для отечественных исследователей творчества и биографов великого композитора.
Рождение его театра пришлось в самый разгар душного брежневского застоя — в 1977 году! И где? В самом идеологизированном городе на свете, в Ленинграде, откуда к тому времени уже успели сбежать все, кто мог, а те, кто остался, страдали от неусыпного надзора Романова и других высокоидейных начальников. Для меня до сих пор загадка, как Эйфману удалось в этой академической, холодной пустыне создать свой балетный театр. Ставить спектакли на музыку Pink Floyd, брать в качестве сюжетов для либретто произведения Достоевского. В общем, вести себя так, будто никакого Смольного с красным флагом на крыше не существует и в помине.
Сцена спектакля «Анна Каренина» Фото: Майкл Кури
Будто вся эта советская, шершавая, неудобная, серая жизнь остается за давно немытым окном, в которое он никогда сроду и не заглядывал. А есть жизнь больших страстей, взлетов и падений, которые он без устали инсценировал в своих балетных спектаклях.
Помню экстатический танец Аллы Осипенко в роли Настасьи Филипповны и трагического гиганта Джона Марковски — Рогожина. И нервную, издерганную пластику Валерия Михайловского — князя Мышкина. Это были, возможно, еще не слишком совершенные спектакли, пугавшие ревнителей классики и поклонников эпических полотен а-ля Григорович. Но в них чувствовался нерв, молодой драйв и какая-то упрямая непреклонность человека, который привык стоять на своем, чего бы это ему ни стоило.
Эйфман никогда не боялся нарушать табу, идти против течения и даже не замечать балетную моду. Кажется, давно уже никто не ставит сюжетные, многоактные балеты, а он их сочиняет с небывалым и даже каким-то вызывающим упорством. Никто больше не рассчитывает на эмоциональное потрясение от танца, а Эйфман никаких других зрительских реакций просто не признает. Если за спектаклем не следует овация стоя, он считает его провальным. При этом во всех неудачах Эйфман склонен обвинять прежде всего самого себя. Чем, кстати, выгодно отличается от многих своих коллег, готовых переложить собственные просчеты на плечи артистов или начальства. Может быть, поэтому так легко общаться с Борисом Яковлевичем, что нет в нем этой вековечной обиды на всех, кто недодал, не признал, не наградил, не восхитился. Хотя успех пришел к нему довольно поздно, давно обещанный Дворец танца так до сих пор и не построен, а балетные критики не очень-то жалуют его спектакли. Почему это происходит?
— Я не модный, — иронично и чуть грустно улыбается Эйфман. — Есть такая избранная категория хореографов. Они считаются мобильными, могут поставить все, что угодно и где угодно. И, наверное, это хорошо, что я не модный. Ведь искусство, создаваемое мной, тяготеет к вневременности. Говорю так не потому, что у меня мания величия. В творчестве я стремлюсь затрагивать только самые сильные эмоции. И мое искусство столь глубоко проникает в человека, что остается с ним навсегда. Люди приходят к нам на спектакли как на сеансы к психотерапевту. Мы стараемся разбить четвертую стену, которую балет так долго и упорно возводил. Подобного взаимодействия сцены и зала в мире танца никогда не было.
— Помню, когда ваш театр был на гастролях в США, вас даже сравнили в одном из отчетов с бывшим президентом Дональдом Трампом. Как вы думаете, это был комплимент?
— Если честно, то поначалу я даже не знал, как на это реагировать. Представляете, раскрываешь газету и читаешь про себя: «Борис Эйфман — Дональд Трамп в балете». Что с этим делать? Однако в конце статьи говорилось: можно любить или ненавидеть Эйфмана, но он — как и Трамп — победитель. А в другой рецензии меня назвали «гениальным манипулятором». Тогда за время тура мы дали в общей сложности 27 спектаклей. И каждый заканчивался овациями, криками «браво!». Причем не имели значения ни название балета, ни состав исполнителей, ни даже город, где труппа выступала. Везде реакция была одна и та же — восторженная, почти экстатическая. Поэтому, очевидно, пресса и писала, что я умею манипулировать публикой, гипнотизировать ее.
Сцена спектакля «Анна Каренина» Фото: Хана Кудряшова
— Но согласитесь, что в этой реакции есть оттенок какого-то плохо скрываемого недоверия? Как будто речь идет не о высоком искусстве, а о шоу иллюзиониста или цирковых номерах.
— Я думаю, что критики по большей части просто не готовы воспринять наши спектакли, выходящие за установленные ими рамки. У них ведь все разложено по полкам. Балетные обозреватели приходят на спектакль и уже заранее знают, что про него напишут. Вот полка Баланчина, или Петипа и его наследников, или Форсайта. А у меня — своя ниша, в которой критики почему-то мне отказывают, даже не попытавшись вникнуть в законы моего театра. Для этого надо просто чуть приподняться над своими пристрастиями и предрассудками. Сегодня публике полагается сдержанно восторгаться и изредка хлопать, но она отвыкла быть эмоционально захваченной, как на наших спектаклях. В театре больше не принято плакать во время действия, не принято после представления бросаться к хореографу со словами восхищения. А во время наших гастролей в Канаде и США все происходило именно так. И критики, наблюдавшие эту реакцию, пришли к мысли о том, что имеют дело не с привычным для них балетом, а с каким-то совсем другим, особым явлением. Поэтому в ход шли весьма неожиданные определения и параллели. Но в любом случае на недостаток внимания жаловаться нам не приходилось.
— Все, о чем вы рассказываете, — и эти гастроли в США, и зрительский успех, который им сопутствовал, и интерес прессы — наверняка не может не вызывать зависти у ваших коллег. Ощущаете ли вы ее в своей жизни?
— Зависть окружающих ощущаю постоянно — как обязательный фон своей жизни. Причем так было во все времена — как успешные для меня и театра, так и совершенно катастрофические. Можно сказать, что это воздух, которым я вынужден дышать. Доходило до почти мистических моментов, когда, сталкиваясь с чередой травм у артистов или их внезапными срывами, я всерьез задумывался: не сглазили ли нас? Однажды мы даже пригласили православного священника освятить репетиционное помещение труппы. Было четкое ощущение сгущающегося мрака, словно кто-то целенаправленно пытался нас извести. Но, с другой стороны, чужое недоброжелательство — это всегда провокация, лучший стимул для творчества. Чтобы самому не заскучать и не начать повторяться, мне нужен такой раздражитель.
— А самому вам приходилось когда-нибудь испытывать зависть?
— Я рос в закрытой стране. Да, у меня были кумиры — Юрий Григорович, Леонид Якобсон, Игорь Бельский. Я учился у них, вдохновлялся их спектаклями, пластическими прозрениями. Но, когда я создал свой театр, оказалось, что он существует вне привычной системы координат, вне всякой конкуренции с моими предшественниками или современниками. И даже если я брался за сюжеты, к которым до меня обращались другие, — например, за «Евгения Онегина» или «Анну Каренину» — то все равно никогда не чувствовал ревности. Наоборот, я мог восхищаться чужим талантом, испытывая при этом желание сделать что-то свое. Я знал, что должен стремиться к идеалу. Только вдумайтесь в эти цифры: за последние четыре года я переделал пять своих известных балетов. На 80–90 процентов это абсолютно новая хореография. Покажите мне другого такого безумца, который стал бы заниматься подобным. Мне просто некогда завидовать. Я сочиняю балеты. И кстати, может, вы мне подскажите: по отношению к кому я мог бы сегодня испытывать зависть?
— Петербург и Москва — что значат эти два города в вашей жизни?
— Один из самых моих важных и правильных поступков — то, что я в свое время не эмигрировал, а остался жить и работать в Ленинграде. Окажись я в любом другом городе, моя судьба сложилась бы совсем иначе. Помню, когда был студентом, часто приходил в Александро-Невскую лавру, где часами просиживал на могилах Чайковского, Достоевского. Там я чувствовал, как энергия великого прошлого и этих гениальных людей наполняет меня, меняет мою жизнь. Но Москва тоже очень дорога мне. Так сложилось, что ставил я свои балеты в Ленинграде, а показывал их в столице. Сейчас уже можно сказать однозначно: Москва буквально спасала наш театр от неминуемой гибели. Поддержка ведущих столичных критиков, известных деятелей искусства в советскую эпоху значила бесконечно много. На какое-то время под воздействием их доброжелательных статей и выступлений ленинградское начальство оставляло нас в покое, и я мог продолжать нормально работать. Кстати, в Москве есть балетоманы, которые сопровождают наш театр больше 40 лет. Многие из них стали важными и влиятельными людьми. А я их помню еще юными поклонниками нашего балета. Кажется, столько лет прошло, а на гастроли в Москву всегда еду как на любовное свидание.
— Принято говорить, что балет — это искусство молодых. Как вы ощущаете свой нынешний возраст?
— Я не пускаю возраст в свою жизнь. Признаюсь, что сейчас у меня нагрузки больше, чем когда мне было, скажем, 40. Вот для примера распорядок моего сегодняшнего дня: в семь утра я уже находился в студии, где на протяжении трех часов работал с музыкой для нового балета. Далее — трехчасовой прогон спектакля. Час отводится на встречу с вами (журналистами. — Прим. ред.). Потом мне надо ехать в Академию танца, где меня ждут ученики. Затем вечерняя репетиция с балетом до 22 часов. И так почти каждый день. Ответственности и нагрузок стало в разы больше, а сил, как понимаете, не прибавляется. Но я счастлив, что могу позволить себе существовать вне быта и концентрироваться исключительно на работе.
— Как вам это удалось? И кто берет решение этих проблем на себя?
— Я бесконечно благодарен своим родным и близким, которые освободили меня от бытовых забот и приняли это бремя на себя. Что касается административных задач, то в сравнении с созданием и выпуском спектакля мне они кажутся сущими пустяками. В управленческих вопросах требуется лишь найти правильный механизм работы, и тогда дальше все будет делаться на автомате. А вот заполнить пустое пространство репетиционного зала осмысленным движением, которое потом должно стать самостоятельным балетом, суметь увлечь артистов новыми творческими задачами — это самое сложное.
— Вы обычно приходите на репетицию с готовой партитурой движений?
— Нет, у меня есть только музыка и артисты. Когда-то я мог сам показывать движения, выполнять все поддержки и прыжки. Я был молодой, сильный, неутомимый. Сейчас физическая форма уже не та. Но знаете что интересно: я часто сравниваю свою хореографию 30-летней давности с тем, что сочиняю сегодня, и вижу, насколько она стала изобретательнее, изощреннее. Значит, дело не в физических кондициях и возрасте хореографа, а в чем-то другом. Сегодня я иду не от тела, а от духа. На самом деле это намного интереснее. Когда твой дух ничем не скован, и танец становится свободнее.
— Сейчас все чаще раздаются голоса, что в балете нет таких планетарных звезд, какие были раньше. Достаточно вспомнить имена Нуреев, Плисецкая, Барышников. Их не с кем сравнить, некем заменить. Если вы согласны с этим утверждением, то с чем это связываете?
— Просто эра великих звезд закончилась. Причем это касается всех творческих сфер. Проще сказать, что природа отдыхает, и ничего с этим не поделаешь. Однако это не аргумент. У меня есть свое объяснение происходящему. Я считаю, что развитие новых технологий несет немалую опасность для творческой личности, поскольку уничтожает креативную энергию. Ты входишь в виртуальное пространство экрана и растворяешься в нем. Тебя затягивает как в воронку. Каждый художник — это индивидуальный мир, который должен аккумулировать не информацию, но энергию. А ее приходится постоянно тратить на фикцию, иллюзию, пустоту. Я убежден, что переизбыток информации подавляет личностное начало, творческую сущность, связь со Всевышним. В конечном счете ты становишься таким же обывателем, как и все остальные. Из личности превращаешься в молекулу. Говорю об этом с искренней болью и растерянностью, потому что вижу вокруг себя много молодых людей, «подсевших» на все эти гаджеты и уже не мыслящих свою жизнь без них. Вот одна из причин отсутствия ярких личностей, причем не только в России, но и на Западе. Я не вижу там спектаклей, подтверждающих, что балет — великое искусство.
— Если приглядеться к реальным прототипам героев ваших балетов, то все они оказываются или психически не вполне адекватными, или входят в трудный клинч с властью. Достаточно вспомнить судьбу главной героини «Красной Жизели» балерины Ольги Спесивцевой, или «Русского Гамлета» императора Павла I, или даже того же Мольера.
— Я не понаслышке знаю, что значит быть изгоем. Меня долго не выпускали за границу, редкий мой спектакль не приходилось сдавать по три-четыре раза чиновникам от культуры. Чтобы спасти результат многомесячного труда, я должен был вносить в свои постановки их бесчисленные правки и замечания. Но скажу абсолютно искренне: я не устаю удивляться своему нынешнему положению. Сейчас ведется много разговоров о запретах, давлении властей, цензуре и т. д. Могу исходить в данном случае только из собственного опыта. Наш театр получает от государства финансовое и организационное содействие, и при этом от нас не требуют ни заказных спектаклей, ни специальных акций в поддержку власти. Для художника это просто идеальные условия.
— Кстати, об условиях. Что происходит со строительством Дворца танца, который был вам обещан много лет назад?
— Существует замечательное высказывание: «В России надо жить долго». Идее Дворца танца действительно уже больше 25 лет. Срок немалый. За прошедшее время были полностью разработаны четыре архитектурных концепции. Но только сейчас этот замысел, наконец, перестает быть бесплотным. Возведение Дворца ведется, причем достаточно интенсивно. Уже завершено строительство подземной части и первого этажа, идут работы на втором этаже. Конечно, десятилетия ожидания изматывают. Хочется все-таки войти в новые стены действующим хореографом, а не просто «живым символом». На текущий момент построить наш театральный дом и новый международный центр балетного искусства обещают к IV кварталу 2023 года.
— Гастроли вашего театра в Москве традиционно проходят при поддержке фестиваля искусств «Черешневый лес». Что для вас значит это сотрудничество?
— В этом году сотрудничеству нашего театра с «Черешневым лесом» исполняется девять лет. И уже одно это обстоятельство может служить свидетельством успешности нашего партнерства. Благодаря дружбе с фестивалем мы имеем возможность ежегодно знакомить столичную публику со своими премьерами. Пользуясь случаем, хочу выразить искреннюю признательность создателям «Черешневого леса» Михаилу Куснировичу и его маме Эдит Иосифовне — профессионалам своего дела, влюбленным в театральное искусство.
Гастроли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана состоятся на Исторической сцене Большого театра в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес»
27, 28, 29 июля — Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана. Балет Бориса Эйфмана на музыку В. А. Моцарта, Г. Берлиоза, Ж.-Б. Люлли
30,31 июля — Анна Каренина. Балет Бориса Эйфмана на музыку П. И. Чайковского
1 августа — Борис Эйфман. Юбилей. Гала-концерт