работать по принципу соленого огурца в ф шаталов
Глава 10. Принцип соленого огурца
— Что-то ты сегодня рано, — встретил Константина Ивановича внук.
— Да, сейчас такие детки, которые скучать не дадут, — философски заметил внук.
Константин Иванович молча кивнул. Говорить не хотелось.
— А у нас новый учитель физики, — не унимался Санька.
— Знаешь как интересно у него на уроках? Он совсем не похож на других учителей. Он веселый и говорит, что будет с нами поступать как с огурчиками.
— Это как? Жевать вас без соли?
— Нет. Делать вокруг нас такую обстановку чтобы мы просолись как огурцы.
— Чем же это он вас просаливать собрался.
— Физикой. Он недавно на курсах был, там новый метод обучения детей преподавали. Так он на нас тренируется.
— Вообще-то сначала эксперименты на крысах надо ставить, а не на детях.
— Деда не придирайся к словам. Я сейчас к нему на кружок иду, пойдем со мной.
— И что я там буду делать?
— А что ты здесь будешь делать? Пойдем. Физик рассказывал, о том, как ему понравились уроки труда.
— К кому он на труды ходил?
— Те, на которые их водили на курсах.
— Все равно надо пойти — мастерскую убрать, — подумал Константин Иванович, и согласился.
С учителем физики до этого он почти не общался. Просто виделись несколько раз в школьных коридорах. Учитель физики не намного отличался по возрасту от учеников старших классов. Но по тому, с каким обожанием смотрел на него Санька, было ясно, что некоторыми тайнами педагогики тот овладел сполна. Константина Ивановича даже кольнула маленькая льдинка завести.
— Мне внук сказал, что вы овладели неким секретным педагогическим арсеналом, — сказал он.
— Да чего уж тут секретного? Вот брошюрки, вот DVD диски с материалами и уроками. Если интересуетесь, берите домой и сморите.
— Премного благодарен. А на каких из них есть про трудовое обучение?
— Про трудовое обучение? Мне кажется, там про это нет. Но общие принципы подходят к любому уроку.
— Мне внук сказал, что вы посещали на курсах и уроки труда.
— Он, наверное, что-то перепутал.
Дедушка с подозрением глянул на смутившегося Саньку, но все же взял брошюры и диски.
— Это что про то, как просаливать детей?- с ноткой язвительности спросил он. Молодой физик не обиделся, а улыбнулся и сказал вполне доброжелательно:
— Да. Виктор Федорович Шаталов придумал «Принцип соленого огурца». Очень понятный и доходчивый принцип. Вокруг ребенка надо создать такую обстановку чтобы он напитывался, как огурец в банке, знаниями. Если среда хорошая, то будет и результат. Ведь какой бы толстокожий огурец не был в рассоле он рано или поздно просолится.
— Я был на уроках где в классах стоят старые справочные автоматы с вокзала. Только вместо станций и поездов там формулы по физике. Дети любят нажимать на клавиши, ведь автоматы эти долго щелкают, перебирая страницы, а этот процесс завораживает. Вот стоят, щелкают, а заодно и физике учатся. А еще кругом модели, плакаты, на уроках — фильмы. И не хочешь, а запомнишь. Тем более с опорными сигналами это гораздо эффективнее. Там на дисках есть и про опорные сигналы и про бригадный метод организации труда.
— Что за метод?- заинтересовался старый моряк.
— Я и сам пока толком не разобрался. Но, по-моему, для ваших уроков он подходит больше всего. Это о том, как сделать чтобы каждый отвечал не только за то что делает сам, но и за работу товарища.
Константин Иванович крепче сжал диски и засобирался домой.
Дома он включил компьютер, вставил диск и попал сразу на видеосюжет. Выступал уже не молодой мужчина.
— Мне тридцать лет назад Виктор Федорович рассказал на уроке истории о Суворове, — сказал мужчина и написал на доске «Ура», «Научись повиноваться!», «Зд. л. С.».
— Вот это, сказал мужчина, показывая на таинственные надписи, — это то, что мы записали тогда на уроке — опорные сигналы. Всего одна строчка. Но я и сейчас помню о походах Александра Суворова и о том, как он сказал после битвы при острове Корфу. «- Ура русскому флоту! Почему я не был при Корфу хотя бы мичманом?».
— А я, хоть и моряк, плохо помню об этой битве. Вроде тогда воевали с флотом Наполеона. Надо посмотреть в энциклопедии, — со стыдом подумал Константин Иванович.
Мужчина на экране продолжал:
— А «Научись повиноваться!» это первая часть фразы «Прежде чем повелевать, научись повиноваться!» — удивительного по нравственной силе выражения А. В. Суворова. Сколько раз оно надежно срабатывало в беседах со строптивыми учениками! «Зд. л. С.» Это означает «Здесь лежит Суворов» — такая надпись выбита на могильной плите великого полководца. И ничего больше. Это его воля. Да и сама плита лежит вровень с полом, ни на миллиметр не возвышаясь над ним. Всего три слова, а сколько чувств рождают они! Это ли не пример высшего проявления скромности и гордости за свое имя, известное каждому человеку.
Константин Иванович уселся поудобнее в кресле.
Дальше шел текстовый файл. Это была книга — «Эксперимент продолжается» автор Шаталов Виктор Федорович. Замелькали строчки. Константин Иванович прочел:
«Оценка — очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности. Неудовлетворительная оценка не может не унижать, отличная — не возвышать. Это два полюса, между которыми столько сложнейших перепадов, что система оценивания знаний была и пока еще остается белым пятном в педагогике. Учителя начальных классов, непрерывно в течение всего рабочего дня, общаясь с детьми, интуитивно стараются учитывать их реакцию на отметки, как плохие, так и хорошие, и соблюдать разумное соотношение связанных с ними отрицательных и положительных эмоций. Ведь от оценки, а самое главное, тона и характера оценивания зависит и самочувствие ребенка, и его желание учиться, и его статус в глазах одноклассников. Вот почему мудрый и гуманный учитель непременно сделает все, чтобы неудача его маленького ученика на одном уроке была нейтрализована успехом на другом. Не в этом ли одна из причин более высокой успеваемости ребят в младших классах?»
— Как это верно, — подумал старый моряк.
Когда Санька пришел домой, Константин Иванович этого не даже не заметил. Все его внимание было поглощено текстом на мониторе.
Санька понял, что его маленький обман был прошен.
— Главное создать подходящую среду, — пробормотал мальчик.
Принцип соленого огурца распространяется и на дедушек тоже.
Эффект соленого огурца
Вопросы создания комфортной образовательной среды становятся сегодня все более актуальными. Это связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебно-воспитательного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности. Виктор Шаталов утверждал: работа в школе будет эффективной, если сработает «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, он просолится. Как создать такую субстанцию? Что взять за основу?
Атмосфера и не только
Комфорт согласно Толковому словарю Ожегова – «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».
Образовательная среда – понятие комплексное, включающее в себя все, что окружает ребенка в школе, – здание, оборудование, рабочую мебель, оснащенность, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объем дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками.
Под комфортностью образовательной среды понимается прежде всего атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель. Вне зависимости от заявленных притязаний на уровень образования школу оценивают не только по качеству обучения, но и по таким критериям, как культура общения, ощущение внутренней свободы каждым пребывающим в ее стенах, атмосфера взаимного благорасположения; личная защищенность и уверенность в справедливости и поддержке со стороны окружающих, положительное эмоциональное самочувствие.
Задача каждой школы
Создание комфортной среды в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы.
Комфортная внутришкольная среда – это внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учеников, способствующих оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.
Существуют три структурные составляющие понятия – психологическая, интеллектуальная и физическая.
Понять, что ребенку в учебном учреждении комфортно, можно по тому, насколько он чувствует себя спокойно и ему нет необходимости от кого-либо защищаться
Источником психологической комфортности являются положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя; доброжелательное отношение между учителем и учеником, так как в школе главной фигурой был и остается учитель.
Действия учителя по обеспечению здоровой психологической комфортной среды сводятся к созданию благоприятных условий для взаимодействия «учитель – ученик» с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.
Принцип психологической комфортности является ведущим, поскольку он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как дома. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.
Интеллектуальная комфортность – это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только небольшое количество учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы – математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.
Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируются независимость и различные признаки взросления – курение, интерес к противоположному полу и др.
Физическая комфортность школьника – это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.
Однако не стоит забывать, что для полноценной работы не менее важным является и полноценный отдых. Школа оборудована удобными рекреациями, зонами отдыха, украшенными живыми растениями, скамейками для отдыха – это позволяет отдохнуть, переключиться на новый урок. Для проведения школьных мероприятий используются большая рекреация и актовый зал, способные при необходимости вместить учеников с их родителями. Актовый зал рассчитан на 130 человек, а в школьной рекреации можно собрать и гораздо большую аудиторию – до 250 зрителей, это очень удобно для массовых школьных мероприятий. В школе работает библиотека с учебной и художественной литературой, которая оснащена столами и стульями. Мебель в актовом зале на 130 мест, в рекреации можно разместить примерно 250 человек или больше. В библиотеке стеллажи для книг, кафедра для библиотекаря, стол для хранения книжных формуляров (я точно не знаю, как он называется), а также имеется место для чтения книг (столы и стулья всегда можно поставить так, как будет удобно школьникам и педагогам). В распоряжении библиотекаря есть ноутбук и принтер.
Большое внимание уделяется благоустройству школьного двора и комфортности образовательного учреждения. Есть парк, игровая детская площадка, стоянки для велосипедов, спортзал с душем и комнатами для переодеваний.
Говоря о комфортной школьной среде в целом, нельзя не сказать о значении классного руководителя. Он создает в коллективе комфортную атмосферу для жизнедеятельности, пробуждает интерес ребенка к реализации потребности стать самим собой, индивидуальному и коллективному творчеству.
Работа классного руководителя должна строиться так, чтобы формировать традиции классного коллектива, создавать благоприятный микроклимат в классном коллективе, устранять многие проблемы и др. Непосредственно эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий профессиональную роль.
Комфорт не сервис!
Словосочетание «комфортная школа» появилось чуть более 20 лет назад. В первую очередь это понятие включало безопасность, малую наполняемость классов и ряд дополнительных услуг. Но новое поколение родителей определение «комфортная» твердо связывает с понятием «удобная», «приятная во всех отношениях», не видя особой разницы между комфортной школой и комфортной гостиницей. Между тем в основе понятия лежит латинское confortare – «укреплять», «ободрять», и именно эти значения слова наиболее актуальны сегодня и для школы, и для ученика, и для его родителей.
Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого учителя. Самое главное – чтобы действия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
Учителя и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании ребенка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи.
Учитель начальных классов является связующим звеном между школой и семьями учащихся. Смысл педагогического сотрудничества классного руководителя и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья». Ключевой момент в этом сотрудничестве – преследование единой цели в образовании и воспитании ребенка. Учитель занимает новую профессиональную позицию – педагога-психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию со школой, сделать его конструктивным, объединить родителей и детей для решения насущных проблем обучения, воспитания и развития. Педагог и родители становятся партнерами в воспитании младших школьников.
Результатом такого сотрудничества является не столько процент присутствия родителей на родительских собраниях или отсутствие жалоб на работу классного руководителя, что сейчас прослеживается в рейтинге и оценочном листе педагога, сколько реальное изменение отношений родителей к ребенку, искренняя заинтересованность в детских успехах, а иногда неудачах, участие родителей в школьной жизни – все то, что трудно измерить, но можно почувствовать.
Совместную работу классного руководителя и родителей необходимо начинать на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог класса, такое сотрудничество – одно из важнейших условий целостного развития, потому что личность школьника воспитывается одновременно и в школе, и в семье.
Таким образом, эффективность воспитательного процесса в начальной школе характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители наряду с педагогами и детьми рассматриваются в качестве субъектов целостного образовательного процесса. Хорошо налаженное и организованное сотрудничество семьи и школы дает возможность родителям осознать необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.
Среди основных задач организации совместной работы нашей школы и родителей можно выделить следующие:
– участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты);
– повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы, мастер-классы);
– вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, помощь в укреплении материально-технической базы, совместные творческие дела).
Если грамотно продумать и последовательно организовать сотрудничество классного руководителя и родителей в начальной школе, то в результате такого сотрудничества взрослые станут союзниками в воспитании детей, повысится и эффективность дальнейшего воспитательного процесса.
Если учитель будет стремиться к открытости и ценить вклад, который могут внести в его работу родители, он обнаружит, что ему стало проще. Папы и мамы поймут трудности, с которыми приходится встречаться педагогу, они будут благодарны за усилия и за то, что педагог принимает ребенка.
Ирина ДРОБНАЯ, Ирина ФАЛЬКИНА, учителя начальных классов Пряжинской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой, пгт Пряжа, Пряжинский район, Республика Карелия
Три педагогических правила от Виктора Шаталова
Алексей Митрофанов
15 апреля 2018 • 03:00
Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 году. В 1951 году поступил в среднюю школу преподавателем математики. В возрасте 26 лет он стал директором школы. И вскоре весь советский педагогической мир заговорил об уникальной «системе Шаталова».
Образование и игра не отделимы друг от друга.
Гарантией же вовлеченности должна быть творческая атмосфера, созданная учителем в классе. Виктор Федорович называл это «принципом соленого огурца». И пояснял: «Если в банку с соленой водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солеными».
Алексей Митрофанов
Комментарии (18)
Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации
Регион проживания: Московская область, Россия
Хорошо бы к цитатам прибавить ссылки на первоисточники
Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования
Регион проживания: Башкортостан, Россия
Великолепный тезис! А сейчас, в первую очередь, все от учеников требуют не знаний, а высокой оценки, балла, рейтинга.
Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования
Регион проживания: Ярославская область, Россия
Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации
Регион проживания: Краснодарский край, Россия
«Куда и как исчезли двойки»- такой книги у Шаталова нет.
И правил у него было около полусотни. Но можно ограничиться и тремя.
Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации
Регион проживания: Чеченская, Россия
Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации
Регион проживания: Краснодарский край, Россия
Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования
Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия
Род деятельности: Иное
Регион проживания: Владимирская область, Россия
Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования
Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия
Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации
Регион проживания: Чеченская, Россия
Напомнило объяснение, почему у нас не могли построить социализм по-шведски: шведов мало.
Регион проживания: Москва, Россия
Возможно, существуют и другие причины: » Король, что много лет назад над нами правил, привил стране лихой азарт игры без правил».
Возможен польский вариант: » Король обожал по вечерам играть с придворными в карты на деньги по правилам, которые непрерывно менялись и в каждый данный момент были известны только Его Величеству».
ФГОС по-прежнему недоступен для ознакомления?
Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации
Регион проживания: Чеченская, Россия
Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования
Регион проживания: Ярославская область, Россия
Немного уточню. Ничего страшного, если несколько предметов будет вести один и тот же учитель.
Род деятельности: Иное
Регион проживания: Владимирская область, Россия
Немного уточню. Ничего страшного, если несколько предметов будет вести один и тот же учитель.
«Мне рассказывали, что старая школа предписывала гимнастику йогов, но йога-комплекс, так же как и почти ныне забытый майя-комплекс, отнимал пятнадцать-двадцать часов в сутки, и с назначением на пост нового президента АН СССР старой школе пришлось уступить.»
А.Н. и Б.Н. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования
Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия
Работать по принципу соленого огурца в ф шаталов
Семейное образование в Ижевске запись закреплена
В 70-х годах прошлого века учитель математики из Донецка, Виктор Федорович Шаталов, обнародовал авторскую методику обучения. Эта система обучения опередила время: и ныне до конца не раскрыта ее педагогическая и психологическая сторона. Потенциал методики огромен. Хотя сейчас она стала достоянием избранных по причине авторитарности современной школы и нежелания ломать сложившиеся стереотипы обучения.
БИОГРАФИЯ НАРОДНОГО УЧИТЕЛЯ ШАТАЛОВА
В 1927 году в г. Сталино (Донецк) родился будущий педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов. Героически воевал на фронте, имеет награды. В 1953 г. он окончил Сталинский (Донецкий) пединститут, но уже с 1951 г. преподавал математику в школе, а вскоре стал ее директором.
С 1956 г. организовал экспериментальные классы в родной школе на Бульваре Шевченко, 65 по своей методике, которую создавал 13 лет.
Начал применять ее в свободное время 2 раза в неделю.
Первый такой класс из 33 человек изучил полный курс школы на 2 года раньше и показал блестящие результаты. В ВУЗы поступило 100% его учеников, причем более половины получали повышенные стипендии.
Шаталов углублял и обобщал свою методику все последующие годы. Он писал научные работы и книги, с 1973 г. стал сотрудником НИИ педагогики УССР, а с 1985 г. — членом АПН СССР.
НИИ методов обучения АПН СССР в Донецке в 1987 г. назначило его заведовать лабораторией проблем интенсификации учебного процесса. Шаталов продолжал сочетать исследования и эксперименты с преподаванием в школе.
В период перестройки учителя-реформатора отметили наградами (Заслуженный учитель УССР (1987); народный учитель СССР (1990);
орден Знак Почёта;). Про экспериментальные же классы забыли. Но Шаталов продолжил авторское преподавание. С развалом СССР в 1992 г. он становится доцентом Института последипломного образования в Донецке.
Многие годы этот народный учитель занимается подвижничеством: ведет экспериментальные классы в Донецке, а в дни каникул проводит 7-ми дневные годовые курсы по математике и физике в Москве.
Профессор Шаталов ныне работает в Донецке, в Институте социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.
В Москву на семинары приезжает редко из-за возраста.
СУТЬ НОВАТОРСТВА ШАТАЛОВА
Привлечение ученика к изучению предмета, обучение его и воспитание — это основная идея методики Шаталова.
1. Воспитание и формирование:
мотивов учения;
любознательности и познавательных интересов;
чувства долга и ответственности за результаты учения;
осознание себя личностью.
2. Учеба и познание:
развитие способностей;
знание;
потребность в познании.
В соответствии с целями создана многоуровневая система школьных программ. С ее помощью возможно облегченное освоение и запоминание сложных предметов (физики, математики, химии и т.д.) и сокращение времени обучения более чем в 2-3 раза.
«Голова ученика — не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь», — Плутарх.
Для этого Шаталовым используется 4 вида мотивации:
ориентация на результат;
заинтересованность в процессе деятельности;
заинтересованность в получении хорошей оценки;
избежание неприятностей.
В основу своей педагогики Шаталов заложил:
психологические законы восприятия информации;
дидактические материалы (опорные конспекты);
гуманное отношение к ученику — педагогику сотрудничества;
подвижное оценивание;
систематизацию информации;
стройность и взаимосвязанность знаний;
воспитание познавательной самостоятельности;
укрепление в ученике чувства собственного достоинства и уверенности.
Вся многоуровневая авторская система использует ряд принципов.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДА ШАТАЛОВА
1. Целостного восприятия информации:
сначала дается скелет предмета, вся картинка целиком;
от него выстраиваются отдельные эскизы;
постоянно идет возвращение к главному фрагменту;
особое внимание уделяется повторению — так постепенно могут усвоить материал все ученики;
новый скелет дается только после восприятия материала всеми учениками.
2. Ограниченности восприятия информации:
Опорный конспект от учителя содержит 7 оптимальных элементов восприятия по теме, которые сохраняются в долговременной памяти.
Весь объем информации делится на 5-7 блоков.
Конспект состоит из листа с опорными сигналами (дидактическое средство).
Ставится задача не запоминания конспекта, а его понимание.
Понять лист конспекта можно только после прослушивания учителя и чтения учебника (зубрежка исключена).
гуманное отношение к ученику;
отсутствие критики;
отсутствие негативной оценки знаний;
снятие психологического напряжения в классе;
отсутствие жестких рамок (основа будущего творчества).
4. Бесконфликтности (особое оценивание):
позволяет добиться результата вне зависимости от способностей (низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший результат в конце семестра, а журнал отражает не сам процесс усвоения материала, а качество знаний в данный момент учебы);
подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению;
дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих способностях;
строит открытые отношения между учителем и учеником.
5. Особого решения задач — сначала научить, потом спрашивать:
не оценивает решение задач до конца семестра, пока не научит;
поощряет самостоятельное решение.
6. Учения с увлечением:
учение с большим трудом;
чем больше труда, тем больше успеха, тем больше увлечения;
увлечение подвигает на новый труд.
в требовательности и пощаде;
в самостоятельности и контроле;
в загрузке учителя и облегчении его труда;
в заинтересованности ученика;
в равенстве и праве выбора (быть в активе или пассиве);
в просторе для сильного ученика.
8. Последовательности:
изучение теории;
отработка практики.
физическое воспитание ежедневно.
10. Открытых перспектив:
открытое и подвижное оценивание (гласность);
открытый учет знаний («Ведомость открытого учёта знаний»);
возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок.
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ В.Ф. ШАТАЛОВА
Новаторская методика лежит на 6 китах:
Повторении.
Контроле знаний.
Системе оценок.
Методике решения задач.
Опорных конспектах.
Спортивных занятиях с учениками.
«Учиться победно!» — вот девиз педагога В.Ф. Шаталова.
СХЕМА УРОКОВ ШАТАЛОВА
Обучение у Шаталова идет по строгому алгоритму:
ознакомление + понимание + закрепление + опрос
публичная нумерация тем;
четкое, развернутое воспроизведение конспекта с многократным повтором трудных мест;
перерыв;
быстрое такое же объяснение конспекта с записью на доске;
переписывание конспекта в тетрадь.
воспроизведение конспекта на отдельном листочке на следующий день;
несколько человек контрольно воспроизводят конспект на доске с последующим ответом вслух перед классом;
весь класс не скучает, а слушает отвечающих, проверяя себя.
на уроке решается 2-3 типовые задачи;
типовые задачи обязательны для всех;
никто не пишет, все слушают;
задачу решает ученик;
повторное домашнее самостоятельное решение типовой задачи;
решение индивидуальных заданий по учебникам с быстрой проверкой и консультацией ошибок;
интервал для решения заданных задач не определяется, индивидуален.
По словам самого Шаталова, учеба идет по принципу «солёного огурца»: «Если в банку с солёной водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солёными…». То есть при таком подходе обучение любого ученика будет успешным.
«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять», — Шаталов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ШАТАЛОВУ
Педагогика народного учителя работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома.
Позитивное отношение к любым результатам учебы своего ребенка позволяет убрать страхи, добавить мотивации. Родители обязаны оказывать своему ребенку помощь, поддержку, уделять внимание, осуществлять контроль.
По опорным конспектам это сделать очень легко и быстро. Такие меры могут быть нужны поначалу. Далее необходимость в них отпадает автоматически.
Когда возникает стойкая мотивация, помощь родителей не только не нужна. Она просто запрещена. Но поддержка мотивации со стороны родителей должна быть постоянной. При этом идет постоянное информирование родителей об успехах ребенка. Это исключает конфликты между школой и родителями.
УНИКАЛЬНОСТЬ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ
Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик — это получение знаний от общего к частному.
При этом используются опорные сигналы. Они являются средством подачи учебного материала. Листы опорных сигналов (некое хранилище) помогают воспринять много информации в целостности, при этом осмыслить и запомнить ее.
Уникальность методики также в:
освоении материала с умением применения любым учеником (даже слабым);
запоминании при минимуме времени максимума информации;
выработке беглых навыков решения простых задач;
приобщении каждого ученика к ежедневному умственному труду;
отсутствии отметок на текущем занятии (не отвлекают от процесса вживания в знание);
отсутствии внешней оценки (ты умница, а ты — тупой);
бесконфликтности;
быстром движении вперед;
открытых перспективах;
гласности;
в реализации идеи «борьбы с двойками»;
объединении ученика и учителя;
возможности использования в школах и ВУЗах.
КРИТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ
Сейчас интерес к самобытному преподаванию Шаталова угас. Широкого распространения его методика не получила по причинам:
не универсальности, она создавалась под конкретного педагога;
уникальный результат возможен только при таланте учителя, огромной трудоотдаче, полном понимании и принятии метода;
идея конспекта не доведена до уровня хорошего инструмента;
упор сделан на создание и развитие репродуктивных, а не творческих способностей (академик А.А. Бодалев);
отсутствия культуры рассуждений и умозаключений;
неумению работать с большими текстами;
сложности видоизменения самой системы.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРНОСТЬ МЕТОДИКИ
Соратниками и последователями Шаталова стали известные своими методиками педагоги Давыдов и Амонашвили.
Сейчас работает школа-студия Шаталова в Москве под руководством профессора Виноградова. В ней преподают последователи Шаталова: Соколов, Данилович, профессор МГУ Бердоносов, Чернавин, Первакова, Смирнова, Плеханова, Осипов, Лысенкова, Легасов, Менделеева, Шаламова. В школу набирают детей любого возраста.
Школа Шаталова обучает детей из Англии, Франции, Швейцарии, Израиля, Литвы, Эстонии, Казахстана. Классы занимаются в течение недели по 4 часа по математике, языкам, истории, обществоведению, химии, биологии, физике и др.
За это время дается полный годовой материал по предмету. Уроки открыты для родителей все время. Идет трансляция в интернет по всему миру.
Из безнадежных учеников вышли известные люди: Людмила Москалина (Чикаго), Ли Игао (Пекин), Вольтер Чантурия (Батуми).
Более 60 учеников защитили кандидатские диссертации и 12 — докторские.
В 70-80 гг. Методикой Шаталова пользовались 40 городских и сельских школ Донецка. По отзывам учителей Шишова, Яблукова, Подставкина, Винокура,
Басе уровень оценок повысился на 58%, уровень знаний на 98%, уровень заинтересованности на 100%. Применение метода в горном техникуме (курс горного дела) преподавателем Липавским дал отличную успеваемость 122 ученикам из 149.
С 1997 г. и по сей день методика используется в Полтавском национальном лицее №1.
В Киевских школах последователи Шаталова учителя Гайштут и Колтунов успешно применяли методику с 1983 г. Элементы методики сейчас использую учителя в Украине и России.