реализация процессов кодирования и декодирования речевого высказывания является возможной
Реализация процессов кодирования и декодирования речевого высказывания является возможной
Серия «Классическая учебная книга»
Автор предисловия Е.Д. Хомская
© Правопреемник Радковская Е.Г., 2002
© Предисловие. Хомская Е.Д., 2002
© Издательский центр «Академия», 2002
Предисловие к второму изданию. Е.Д.Хомская. 3
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА И ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (основные принципы)
Глава I. Три источника знаний о функциональной организации мозга. 11
1. Сравнительно-анатомические данные. 11
Основные принципы эволюции и строения мозга как органа психики. 12
Структурная и функциональная организация коры головного мозга. 22
2. Физиологические данные: метод раздражения. 45
Опыты с непосредственным раздражением коры. 45
Опыты с непрямой стимуляцией коры. 53
Опыты с анализом функций отдельных нейронов. 57
3. Физиологические данные: метод разрушения. 60
Глава II. Локальные поражения мозга и основные принципы локализации функций. 67
1. Ранние решения. 67
3. Пересмотр основных понятий. 74
Пересмотр понятия «функция». 74
Пересмотр понятия «локализация». 77
Пересмотр понятия «симптом». 80
4. Синдромный анализ и системная организация психических процессов. 84
Глава III. Три основных функциональных блока мозга. 88
1. Блок регуляции тонуса и бодрствования. 88
2. Блок приема, переработки и хранения информации. 101
3. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. 111
4. Взаимодействия трех основных функциональных блоков мозга. 126
ЛОКАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ МОЗГА И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Вступительные замечания. 130
Глава I. Затылочные отделы мозга и организация зрительного восприятия. 132
1. Первичные зоны затылочной коры и элементарные функции зрения. 132
2. Вторичные отделы затылочной коры и оптико-гностические функции. 135
Глава II. Височные отделы мозга и организация слухового восприятия. 149
1. Первичные зоны височной коры и элементарные функции слуха. 149
2. Вторичные отделы височной коры и акустико-гностические функции. 151
3. Системное влияние нарушений речевого слуха на другие психические процессы. 156
4. Варианты «височного синдрома». 159
Глава III. Третичные зоны коры и организация симультанных синтезов. 163
1. Третичные зоны коры и организация наглядных пространственных синтезов. 163
2. Третичные зоны коры и организация символических (квазипространственных) синтезов. 167
3. Третичные зоны коры и процессы речевой памяти. 170
4. Теменно-затылочные зоны правого (субдоминантного) полушария и их функции. 173
Глава IV. Сенсомоторные и премоторные отделы мозга и организация движений. 175
1. Постцентральные зоны коры и афферентная организация движений. 175
2. Премоторные зоны коры и эфферентная организация движений. 180
Глава V. Лобные доли мозга и регуляция психической деятельности. 189
1. Лобные доли и регуляция состояний активности. 190
2. Лобные доли и регуляция движений и действий. 199
3. Лобные доли и регуляция мнестических и интеллектуальных действий. 209
4. Функциональная организация лобных долей и варианты лобного синдрома. 216
Глава VI. Медиобазальные отделы коры, правое полушарие мозга. 220
1. Медиальные отделы коры и их роль в регуляции психических состояний. 220
2. Субдоминантное полушарие и его роль в организации психических процессов. 225
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Реализация процессов кодирования и декодирования речевого высказывания является возможной
Нарушение внутренних, свернутых планов речевого высказывания, возникающее в этих случаях, является одним из наиболее поучительных примеров тех нарушений пути от мысли к развернутой речи, который может возникнуть при локальных поражениях мозга. Это вплотную подводит исследователя к наиболее интимным (хотя еще не раскрытым) мозговым механизмам активного речевого мышления.
Процесс декодирования речевого высказывания
Мы рассмотрели процесс формирования высказывания, иначе говоря, путь от мысли к речи, или процесс кодирования мысли в речевое сообщение. Теперь мы должны рассмотреть обратный процесс — декодирования воспринимаемого сообщения, или путь от речи к мысли, который лежит в основе понимания сообщенное материала.
Проблема декодирования (понимания) сообщения
Процесс понимания воспринимаемого сообщения ни в какой мере нельзя считать простым процессом усвоения значения слов: понять сообщение «ваш брат сломал ногу» вовсе не значит понять значение слов «ваш», «брат», «сломать», «нога». Процесс декодирования или понимания сообщения есть всегда путь расшифровки общего смысла, который стоит за воспринимаемым сообщением или, иначе говоря, сложный процесс выделения наиболее существенных элементов высказывания, превращение развернутой системы сообщения в лежащую за ним мысль. Этот процесс не прост:
а) он может останавливаться на различных этапах пути, которой должен проделывать воспринимающий сообщение;
б) он может закончиться восприятием значения отдельных слов (вспомним чтение гоголевского Петрушки), тогда смысл сообщения останется вовсе непонятным;
в) он может дойти до декодирования значения отдельных фраз, и тогда воспринимающий, который хорошо усваивает значение каждого предложения, может не дойти до понимания подлинного смысла сообщения;
г) он может проникнуть глубже и отразить общую мысль сообщения и передать ее в краткой форме, однако этого бывает достаточно для понимания научного, «объяснительного» текста, но вряд ли этим исчерпывается подлинное понимание художественного произведения.
Речь. Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания. Виды речи
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. 2 стороны: Экспрессивная сторона (выражение, выразительность) – производство речи (кодирование мыслей, высказывание.).Импрессивная речь (впечатление) – восприятие и понимание речи.
Основные функции языка: 1) хранение и передача общественно-исторического опыта; 2) общение (коммуникативная функция).
Ø Выражение (с помощью речи человек высказывает своё отношение)
Ø Сообщение (заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов; обеспечивает осуществление контактов)
Ø Обозначение (заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлечённо с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком)
Ø Воздействие (с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определённому действию
Процесс кодирования речевого высказывания и его этапы.
Кодирование Этапы: Мотив (побуждение). Выстроение общей схемы/замысла. Переход замысла (общей схемы) в развернутое высказывание. Важная роль – механизм внутренней речи. Она х-ся свернутостью и динамикой перехода свернутого в развернутое, а развернутого в свернутое. Оживляются логико-грамматические структуры. Появление развернутого, внешне представленного высказывания = экстериоризация.
Физиологические основы речи.
Вторая сигнальная система (только у человека). Возможна только при нахождении Ч. в социальной среде.
Системная работа мозга.
Виды афазий. Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.
Динамическая афазия – нарушение способности говорить фразами при сохранении способности повторять, называть, понимать речь.
Акустико-мнестическая афазия – нарушение понимания речи в затруднённых условиях (быстрая речь, восприятие двух источников речи вместе).
Семантическая афазия – нарушение понимания семантических (логико-грамматических) отношений между словами, проявляется в трудности нахождения нужных слов.
Сенсорная афазия – распад фонематического слуха, т.е. нарушение взаимосвязей между звуковым составом и значение слова.
Оптико-мнестическая афазия, Эффективная моторная афазия, Афферентная моторная афазия
Классификация видов по Гамезо М.В.:
1.Внешняя (общение между людьми)
Ø Устная (протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкции)
А) Диалогическая Б) Монологическая
Ø Письменная (очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа. Нет никаких внеязыковых средств, только логика языка. Предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности)
Ø Аффективная (нет замысла, очень проста, ограничена: «Ах!»). 2.Внутренняя (направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер)
2. Кинетическая (используется в качестве эмоционально-выразительных элементов речи – жестов)
Диалогическая речь. Устная монологическая речь. Письменная речь.
Внутренняя речь. Особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свёрнутостью грамматической структуры и содержания. Является основным инструментом мышления. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информации. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления.
Связь внутренней речи с внешней:
Внутренняя речь – механизм контроля по отношению к внешней. Сама внутренняя речь берет начало из внешней, с которой происходит редукция. Во внутренней речи – активность речевой мускулатуры проявляется двоякого рода:
Тоническая активность (речевой аппарат находится в определенном тонусе, напряжении – мелкие, низкоамплитудные колебания) – при ней происходит настройка речедвижений, подготовка речедвигательного аппарата.
Фазическая активность (высокоамплитудные колебания – залпы, вспышки колебаний. Выразительное проявление речедвижений) – повышение речевой активности.
Соотношение речи и мышления.
Уровень слова. Выготский: уже в значении слова завязан «узел» единства речи и мышления. Слово обобщает и имеет отношение к понятию, понятие – это форма мышления. При формировании понятий предполагаются мыслительные операции.
Мыслительные операции – основа общения.
Речь и индивидуальность.В речи проявляется вся индивидуальность. Здесь проявляется направленность личности (взгляды, убеждения).
Индивидуальный стиль устного выступления.- проявление индивидуальности в речи находит свое отражение в индивидуальном стиле.
Леонтьев А.А.: Стиль выступления зависит от типа темперамента. Динамическая сторона.
По характеру общения (взаимодействие оратора с аудиторией). авторитарный стиль. демократический стиль.
Говоря о стиле выступления, нужно учитывать одновременное проявление разных уровней ИИ. Здесь проявляется механизм компенсации
Ерастов. Показал синтетическое проявление индивидуальности в стиле выступления. Стиль – целостное явление. Стиль – проявление интегральной индивидуальности. В стиле проявляются: Свойства личности. Особенности Эмоционально-волевые качества (личностные характеристики).
Волевые свойства нужны лектору (смелость, решительность, организованность, выдержка, самообладание). Негативно влияют на лекторскую д-ть самоуверенность и зазнайство. Особенности темперамента.
Дата добавления: 2014-10-14 ; просмотров: 1360 ; Нарушение авторских прав
Речь. Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания. Виды речи
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Язык и речь. В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл. Зимняя И.А. сопоставляет понятия речь и язык. При этом она подчёркивает, что язык удовлетворяет критерию значимости, т.е. имеет значение (имеется ввиду, что значит данное слово для всех носителей языка). Речь же удовлетворяет критерию осмысленности, т.е. что значит данное слово для одного носителя языка. При всех различиях, язык и речь взаимосвязаны: речь осуществляется средствами языка, а язык реально существует лишь в речи.
Слово.Основной единицей языка является слово. Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. со словом же связано и представление о предмете или явлении. Основные функции языка: 1) хранение и передача общественно-исторического опыта; 2) общение (коммуникативная функция).
Значение и смысл слова. Основное предназначение языка заключается в том, что являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определённого значения. Любое значение слова – это всегда обобщение.
Функции речи. Любой вид речи имеет своё предназначение, т.е. выполняет определённые функции. Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков – элементов разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) – безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека. Основными функциями речи являются:
Ø Выражение (с помощью речи человек высказывает своё отношение (в том числе, с помощью эмоциональной окраски) к определённому предмету, явлению и к самому себе)
Ø Сообщение (заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов; обеспечивает осуществление контактов)
Ø Обозначение (заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлечённо с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком)
Ø Воздействие (с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определённому действию или формируем у слушателей определённую точку зрения на что-либо (осуществляется через приказ, призыв, убеждение))
Процесс кодирования речевого высказывания и его этапы. Процесс декодирования речевого высказывания. Речевое общение с помощью языка представляет собой своеобразное кодирование (говорящим) и декодирование (слушающим) речевых сигналов (звуков, слогов, слов, предложений). В восприятии речи можно выделить два уровня, или две стороны, этого двуединого процесса:
1) анализ и синтез звуков
2)понимание речи, или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи.
Восприятие фонем. То общее, что человек слышит всякий раз, когда произносится какой-нибудь звук речи данного языка, называется фонемой. Фонеме соответствуют определённые области частот в акустическом спектре звуков речи, называемые формантами речевого звука. Форманты отличаются друг от друга частотой и амплитудой колебаний, что и создаёт специфический тембр, по которому один звук отличается от другого. Каждых звук речи имеет от двух до четырёх формант.
Способность анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от 1 до 3-4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений. Слово как звуковой сигнал не есть простая сумма фонем. За счёт разнообразного соединения звуков и акустических переходов между ними слово всегда представляет собой целостный звуковой комплекс.
Различие значений, сходных по звучанию слов, происходит за счёт соотнесения слова с контекстом, в который оно включено, учёта речевых интонаций (логических ударений, порядка слов и т.д.)
При речевом общении происходит кодирование информации коммуникатором и её декодирование реципиентом. Кодирование информации, её речевое оформление, предваряются осознанием смысла сообщения. Получение информации сопровождается взаимообуславливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.
Процесс речеобразования – сложный вид деятельности: сначала у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически его конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение.
Речь говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью.
Физиологические основы речи. Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п. Следует отметить, что системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определённые структуры головного мозга, а к периферическим – голосовой аппарат и органы слуха.
Речевая афферентация идёт по трём каналам: двигательному, слуховому и зрительному.
Голосовой аппарат состоит из трёх основных систем: органов дыхания, гортани, полости рта и носа.
К исполнительным отделам речевого механизма прежде всего относится артикуляционный отдел, обеспечивающий человеку возможность артикулировать (произносить) разнообразные речевые звуки. Артикуляционный отдел в свою очередь, состоит из гортани, гортанной части глотки, ротовой и носовой полости, голосовых связок, генерирующих звук с помощью тока воздуха, идущего из лёгких. (Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создаёт звуковую волну. К органам дыхания относятся лёгкие и приводящие их в движение мышцы, в том числе диафрагма (грудобрюшная преграда), которая, выгибаясь куполообразно вверх, давит снизу на лёгкие и производит отдельные выдыхательные толчки разной силы, что обеспечивает произнесение отдельные выдыхательные толчки разной силы, что обеспечивает произнесение слогов речи. К этой же системе относятся бронхи и дыхательное горло, по которым воздух подводится к гортани.) речевые звуки возникают при подаче воздуха из лёгких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, образующиеся во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определённых для данного звука составляющих (формант) происходит в резонаторах, включающих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется: одни обертоны ослабляются или отсеиваются, другие усиливаются.
Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы. Для речи слух имеет столь важное значение, что при его отсутствии, например глухоте или тугоухости, человек становится немым.
По вопросу о наличии центров речи существует ряд точек зрения. Одна из них связывает каждый психический процесс с определённым центром в коре (узкая локализация функций). Это направление своими корнями уходит в френологию Ф.Галля. Другая отрицает существование специфических мозговых центров, связывая психические процессы с деятельностью многих мозговых центров.
Выделяют центры, которые выполняют свои функции во взаимодействии с другими отделами системы. Центр Брока расположен в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи. При его нарушении человек теряет способность произносить слова. Нарушается интеграция отдельных звуков (моторная афазия). Центр Вернике расположен в височной извилине левого полушария. Связан с пониманием смысла. При нарушении деятельности этого центра человек теряет способность различать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются (сенсорная афазия).
Все формы речевой деятельности регулируются не отдельными мозговыми центрами, а их сложной системой, объединяющей многие участки коры головного мозга.
Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.
Виды речи. Каждый вид речи отличается от других по направленности и функции, структуре, мере произвольности, анатомо-физиологическим механизмам организации и регулирования, использования вспомогательных неязыковых средств.
Классификация видов по Гамезо М.В.:
1.Внешняя (общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств)
Ø Устная (протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкции)
Ø Письменная (очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа. Нет никаких внеязыковых средств, только логика языка. Предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности)
Ø Аффективная (нет замысла, очень проста, ограничена: «Ах!», «Ну, погоди!»).
2.Внутренняя (направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер)
2. Кинетическая (используется в качестве эмоционально-выразительных элементов речи – жестов)
Реализация процессов кодирования и декодирования речевого высказывания является возможной
В литературе дается описание своеобразия развития речи у детей с патологией зрения. Отмечено также, что в основе овладения этими детьми речью лежат общие с нормой основные закономерности. Однако отмечаются и характерные особенности в динамике поэтапного становления речи, в накоплении словаря (нередко запас слов превышает число образов предметов). Имеются особенности и в усвоении выразительных средств речи.
Однако все эти особенности не затрагивают основу языкового развития, собственно процессы кодирования и декодирования речевого высказывания.
Совершенно другой характер имеют речевые нарушения при поражении второго звена речевой функциональной системы. Эти нарушения иногда называют расстройствами речи коркового генеза. У взрослых это различные формы афазии, у детей — алалии.
Эти формы речевых расстройств характеризуются специфическими нарушениями основных звеньев языкового процесса — кодирования или декодирования. В зависимости от специфики поражения мозга может нарушаться либо производство языковых операций в процессе порождения речи на различных его этапах, либо процесс понимания речевого сообщения тоже на различных его этапах.
Эти нарушения представляют наибольшую сложность для диагностики. Для диагностики речевых нарушений коркового генеза важное значение имеет нейролингвистический анализ порождения речевого высказывания и наличие представления о функциональном значении различных отделов мозга для речевой деятельности.
Процесс формирования речевого высказывания (согласно А.Р. Лурия) включает в себя следующие этапы: мотив высказывания; замысел высказывания; первичная «семантическая запись»; внутренняя речь; формирование развернутого речевого высказывания.
Декодирование речевого сообщения предполагает понимание значения слов, фразы, смысла сообщения, внутреннего смысла (подтекста) высказывания.
Каждый из этих этапов может специфически нарушаться при поражении второго звена речевой функциональной системы. Эти речевые нарушения нередко пронизывают всю психическую деятельность.