реставрация консервация произведений графики
Художественное восстановление графики
Говоря о художественном восстановлении произведений графики, надо отметить две существенные особенности, осложняющие проведение этого процесса:
а) тонировки, выполненные на реставрируемом экспонате, необратимы, поскольку их обычно наносят водными красками, легко и прочно впитывающимися бумагой;
б) обеспечить достаточную изоляцию реставрационных тонировок от авторской живописи практически невозможно.
Художественное восстановление может включать в себя:
— тонирование (называемое также тонировкой, хотя последнее слово употребляется и для обозначения тонированного участка и самих красок, нанесенных в процессе тонирования);
Если реставрируемое произведение относится к печатной (тиражированной) графике, то при художественном восстановлении допускаются все три операции, в случаях же уникальной графики допустимы лишь тонирование и ретушь.
Прежде чем начать художественное восстановление, выполняют подготовительные операции: все швы, изломы, срывы фактуры, границы восполнения утрат основы зачищают острым скальпелем и тщательно приглаживают косточкой через фильтровальную бумагу, чтобы на авторском листе не образовался блеск.
Тонированию подлежат: мелкие утраты, царапины, потертости, точки, швы на местах склеек, восполненные утраты основы и участки, с которых химическим путем удалялись пятна, затеки и пр.
На местах крупных утрат красочного слоя или рисунка тонирование производится под общий тон, чтобы сохранить целостность впечатления от авторской живописи и рисунка.
Для художественного восстановления могут быть использованы самые различные материалы: акварельные краски, гуашь, карандаши графитные различной твердости и мягкости, карандаши цветные, уголь, сангина, тушь китайская различных оттенков, пастель и т.д. В качестве инструментов применяются кисть, перо, растушевки и др.
Обычно художественное восстановление выполняют в той же технике, в которой написано (или отпечатано) само произведение, но чаще всего тонируют акварельными красками, в том числе и печатные произведения.
Тонирование авторской основы и реставрационных вставок производят не в полную силу тона, а несколько бледнее.
Наносят акварель тонкой кистью полусухим способом, мелкими точками, которые, сливаясь, дают ровный тон. Предварительно лишнюю влагу с кисточки оставляют на фильтровальной бумаге, а затем уже прикасаются к экспонату. Можно также промокать тонируемый участок фильтровальной бумагой и время от времени, при необходимости, класть экспонат в пресс (поскольку тонирование акварелью связано с применением влаги и иногда экспонат деформируется, в особенности если тонировок много). Этот способ требует большой затраты времени, но дает хорошие результаты и не влечет за собой деформации бумаги.
К тонированию приходится прибегать и в тех случаях, когда естественный тон авторской основы заметно изменился после химической обработки пятен и затеков.
При тонировании восполненных утрат основы, если они выбиваются из общего тона и мешают целостному восприятию произведения, можно поступить следующим образом. Крошка из карандашей нужного тона слегка втирается в бумагу ватным тампоном либо карандашами наносятся легкие штрихи или точки, которые затем также втираются тампоном или растушевкой. Нужно тщательно проследить, чтобы границы утраты авторского листа и восполненного участка основы не выделялись. Иногда достаточно сделать мягкий переход от тона авторского листа к тону восполненной утраты, и благодаря этому уже будет достигнута целостность восприятия.
Ретушь при художественном восстановлении чаще всего производится на местах потертостей красочного слоя, швах склейки, срывах фактуры.
Ретушью выполняются небольшие дополнения рисунка, мелкие осыпи красочного слоя. Техника ретуши аналогична технике тонирования.
Тонирование и ретушь всегда сочетаются с применением острого глазного скальпеля, особенно когда тонируются участки обработки различных пятен, затеков и т.п. Скальпелем удаляются темные точки с целью выравнивания фона.
Внимание! Восстановление авторского рисунка, в том числе тона в местах утрат авторского красочного слоя на фоне, одежде и других неответственных местах, восстановление повторяющегося орнамента допускается только в исключительных случаях, и только после обсуждения на Реставрационном совете!
Желательно, чтобы в указанных случаях имелись аналогии или цветные фото, фиксирующие состояние экспоната до повреждения.
Простейшим случаем восстановления авторского рисунка является дополнение утраченных фрагментов рисунка рамки, ограничивающей изображение. Это создает иллюзию целостности произведения.
Copyright © Галеон
г. Москва, Сущёвский Вал, 75с1
Как реставрируют графику
Вопреки распространенному мнению, мастерские по ремонту книг занимаются не только восстановлением текстовых книг, но и реставрацией графики. Созданные карандашом рисунки, старинные гравюры, ксилографии и многие другие произведения этого жанра изобразительного искусства требуют схожих ремонтных работ, однако у них есть и свои нюансы, в которых не разобраться без должной квалификации. Чтобы убедиться в этом, достаточно даже в небольшом объеме узнать, как проводят ремонт графики.
Чем отличается реставрация произведений графики?
Как и книги, любая графика может повредиться в трех случаях: от естественного старения, при нарушении условий хранения, при неаккуратном обращении. Но эти проблемы могут проявляться иначе, чем у изданий. Связано это с многообразием используемых для создания графики материалов и красящих веществ. Конечно, книги печатаются на разной бумаге и разными красками, но выбор у художника на порядок шире. Десятки сортов бумаги и пергамента, замша и холст, графитовые, итальянские и цветные карандаши, мел, тушь, акварель, пастель, гуашь, чернила – и это еще неполный перечень используемых инструментов и материалов!
И каждый имеет свои тонкости. Например, пергамент от большой сухости воздуха становится ломким, и с него отслаивается краска. Рисунки углем и графитом легко стираются, осыпаются, тушь боится влаги, а акварель света. Еще есть нюансы и у разных жанров. Так, японская ксилография выполняется на длинноволокнистой и слабопроклеенной бумаге, которая из-за своей рыхлости может разрушиться от легкого воздействия ластиком и ватным тампоном. А китайские лубки с пастозным слоем анилиновой краски необратимо растекаются от минимального количества воды. Все это надо учитывать при ремонте.
Какие этапы включает ремонт графики?
Хотя реставрационные работы зависят от конкретных материалов и красок, по сути процесс ремонта графического произведения одинаков и состоит из таких этапов:
Да что говорить – даже транспортировка восстановленной графики должна строго следовать ряду правил. Например, упаковочный ящик надо высушить, обработать 2% раствором формалина и, при монтировании под стекло, скрепить шурупом, а не забивать гвоздями. Зато такие сложности позволяют гарантированно сохранить отремонтированное ценное произведение графики в идеальном состоянии!
Реставрация произведений графики
Как реставрируют графику
Художники-реставраторы нашей мастерской занимаются реставрацией произведений художественной графики на разнообразных основах (бумаге, картоне, пергаменте, холсте и шелке) в различных техниках. Специалисты работают с рисунками, выполненными карандашом, чернилами, тушью, углем, сангиной, соусом, сепией, а также с плакатами, восточной живописью на шелке и бумаге, географическими картами, произведениями печатной графики. Наши реставраторы выполняет реставрацию любых изображений (рисунков, плакатов, живописи на холсте, икон, гобеленов), багетных рам (крашеных, тонированных, с лепниной и без нее). Работы выполняют дипломированные специалисты-реставраторы с большим стажем работы в музеях (по каждому виду реставрационных работ – свой реставратор).
Для определения цены и сроков реставрации графическую работу необходимо оставить для проведения диагностики на 1-2 дня, о чем составляется акт приема на диагностику.
Диагностику проводит эксперт.
Услуги реставрации картин и произведений графики, их консервация нужны потому, что влажность (высокая или слишком низкая), температура, ультрафиолетовое излучение, небрежное отношение отрицательно сказываются на состоянии произведений.
В реставрационной мастерской проводятся консервационно-реставрационные работы над самыми различными видами произведений на бумажной и пергаментной основах. В их число входят рисунки, гравюры, литографии, эстампы, плакаты, миниатюры, пастели, чертежи, старинные денежные ассигнации, документы, папирусы, веера, темперная и масляная живопись на бумаге и картоне, а также рукописные книги.
Мастерская реставрирует графические произведения, выполненные в различной технике (уголь, мел, сангина, белила, итальянский карандаш, тушь, бистр, сепия, смешанная техника на грунтовой бумаге), что требует индивидуального подхода и тщательного изучения специфики материала.
Проводится сложная работа по реставрации рисунков и документов на пергаменте, которые со временем пересыхают и деформируются. Для исправления этих дефектов пергамент после очистки от загрязнений смягчают с тыльной стороны, деформацию устраняют методом удаленного увлажнения, расправляют, а при необходимости подклеивают и отпрессовывают.
Реставрация произведений печатной графики отличается от реставрации уникальной графики. Связано это с многообразием используемых для создания графики материалов и красящих веществ. Конечно, печатная графика печатается на разной бумаге и разными красками, но выбор у художника на порядок шире. Десятки сортов бумаги и пергамента, холст и замша, графитовые, итальянские и цветные карандаши, мел, тушь, акварель, пастель, гуашь, чернила – и это еще неполный перечень используемых инструментов и материалов! И каждый материал имеет свои тонкости. Например, пергамент от большой сухости воздуха становится ломким, и с него отслаивается краска. Рисунки углем и графитом легко стираются, осыпаются, тушь боится влаги, а акварель света. Легко подвергается механическим повреждениям пастель (на пергаменте, холсте или бумаге). Загрязнения осторожно удаляются с поверхности пастели, деформация основы исправляется натягиванием на подрамник или картон.
Для придания реставрируемым произведениям безупречного вида после всех операций по очистке и укреплению проводится их тонировка. Красочный слой в местах потертостей и осыпей, в зависимости от техники оригинала восстанавливается акварелью, гуашью, темперой, пастелью, цветными или графитными карандашами. Для тонирования восполненных частей на полях и фоне рисунков и гравюр применяются акварель, цветные карандаши, гуашь, растительные красители.
Этапы подготовки графики к реставрации
До начала реставрации важно понимать, в каком состоянии находится произведение и что послужило причиной его повреждения. Для этого мастер не просто изучает графику, а проводит ряд проб: присутствия древесных масс в бумаге, на нейтральность, стойкость красочного и печатного слоев и т.п.
К третьей категории повреждений относятся большинство механических, сделанных непосредственно рукой человека: заломы, изломы, разрывы, прорывы, проколы, утраты основы. Также сюда можно отнести разного рода пятна: жировые, чернильные, следы пальцев, пятна ржавчины от железных скрепок и кнопок, а также водяные затеки. Водяные затеки не только искажают экспозиционный вид произведения, но и таят в себе опасность образования в местах подмочек плесени, которая при неблагоприятных внешних условиях, при неустойчивом температурно-влажностном режиме в помещении в короткие сроки способна полностью разрушить изображение, текст и саму бумагу. Даже если процесс разрастания плесени вовремя остановлен, полное удаление цветных (розовых, серых, голубых, черных и других) пигментных пятен плесени представляет зачастую большую сложность для реставратора.
Реставрационные процедуры для графики
Традиционно процесс реставрации бумаги состоит из следующих операций:
Особенности материала
Причины, обуславливающие потерю графическим произведением своего изначального внешнего вида и физической целостности, делятся на три группы:
Материалы, применяемые в реставрации графики
Материалы, применяемые в реставрации, должны удовлетворять следующим обязательным условиям:
Такими материалами в реставрации графики являются:
Реставрация старых плакатов и киноафиш
Наши мастера имеют большой опыт в восстановлении афиш и плакатов. В нашей мастерской есть необходимое оборудование для операций с большими форматами, а специалисты-реставраторы гарантируют качество работ по реставрации графических произведений.
Как правило, плакаты печатаются на бумаге, реже на ткани, линолеуме (линогравюра), на дереве. На этапе зарождения и расцвета ведущей техникой печати плаката являлась литография, реже автотипия (в плакатах, использующих фотомонтаж). В середине XX века офсетная (фотомеханическая) печать вытеснила литографию в плакате. Современный плакат обычно является воспроизведением полиграфическим способом единичного изображения.
Отдельное место в ряду плакатов зрелищной рекламы занимают плакаты, рекламирующие фильмы (киноплакаты). Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа. Первоначально киноплакаты создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. С развитием кинематографа как искусства в плакат добавилась образность, стремление показать психологию взаимоотношений главных героев, передать жанр, тематику, атмосферу фильма и пр. Одними из самых знаменитых киноплакатистов мира являются советские художники-конструктивисты Владимир и Георгий Стенберги, работавшие в 1920-е годы. Они создали около 300 киноплакатов к различным фильмам немого кино.
Сейчас киноафиши, созданные братьями Стенбергами — настоящая ценность. А в своё время это были просто яркие, броские, завораживающие картинки, цель которых была сугубо утилитарной: привлечь внимание зрителей и заманить их в кинотеатры. Поэтому если присмотреться к афишам со знакомой всем ценителям подписью «2 Стенберг 2» — как у цирковых артистов — можно увидеть, что напечатаны они на обратной стороне других афиш. «Шанхайский документ» (1928), «Белый стадион» (1929), «Симфония большого города» (1928) — кто вспомнит, о чём были эти фильмы? А афиши Владимира и Георгия Стенбергов пережили своё время и по праву занимают почётное место в категории «Шедевры плакатного искусства».
Отдавая должное линиям, цвету и экспрессии, мы говорим о качестве и сохранности бумаги, а также об исторических событиях, на фоне которых выходили фильмы. Ныне киноафиши, постеры и плакаты к фильмам — выгодные объекты инвестирования, растущие в цене «арт-предметы» эпохи потребления самого массового из искусств.
Рынок коллекционирования постеров сравнительно молод — с конца 1960-х люди начали ценить свои детские воспоминания, игрушки, спортивные награды и другие памятные предметы. Коллекционирование постеров к фильмам — один из наиболее динамично развивающихся сегментов этого рынка. На стоимость коллекционного киноплаката влияет, прежде всего, то, для какого фильма он создан. То есть, признана ли лента классикой кино или блокбастером, получила Оскаров либо другие награды. Ещё один немаловажный фактор — актёры, которые в ней снялись. До появления трёхминутных трейлеров именно рисованная афиша к фильму должна была передать всю полноту эмоций и вызвать восхищение, которые заставляли публику тратить деньги на сеанс. Неудивительно, что многие постеры, на которых запечатлены лики «апостолов киноиндустрии», стали своеобразными «иконами» для поклонников кино.
Сложность реставрации графических произведений на бумаге
Сложность сохранения и реставрации произведений на бумаге заключается в том, что приходится реставрировать разнообразные бумажные материалы. Они существенно различаются в зависимости от исходного сырья и метода изготовления бумаги.
Первые образцы имели основой льняное полотно и хлопчатобумажные ткани. Они были изготовлены 2000 лет тому назад. Ткани резали на лоскутья, расщепляли на волокна и в виде тонких пластов проклеивали при опускании в раствор растительного клея. Разглаженные листы представляли собой тряпичную бумагу. Рукописи, рисунки, гравюры, акварели, книги на этой бумаге 800—900-летней давности хорошо сохранились до настоящего времени, но в ряде случаев требуют реставрации.
В середине XIX века была разработана технология производства бумаги из древесной массы, которая с небольшими изменениями применяется до сих пор. Во всем мире на такой бумаге печатают книги, она служит основой плакатов, документов.
В процессе эксплуатации происходит постепенное разрушение бумаги. Со временем бумага ослабляется, делается хрупкой. Условия хранения часто способствуют поражению бумаги микроорганизмами. Таким образом, бумага нуждается в реставрации с целью повышения долговечности произведений на бумаге и по возможности возвращения им первоначального вида.
Реставрационный процесс складывается из консервации и реставрации бумаги. Консервация включает механическую очистку от загрязнений, водную промывку (если необходимо) и укрепление произведения без изменения его внешнего вида. Под реставрацией подразумевается более глубокое вмешательство в графическое произведение: удаление загрязнений, пятен действием химических реагентов или органических растворителей, дополнение утрат, ламинирование.
Copyright © Галеон
г. Москва, Сущёвский Вал, 75с1
Реставрация консервация произведений графики
Мастерская реставрации графики была организована в отделе реставрации Русского музея в 1955 году.
Лучшие работы О тдела реставрации графики :
Эскиз плаката В.В. Лебедева «Окна РОСТа» (нач. 1920-х гг.). >
Рисунок В.В. Хлебниковой «Плакат к вечеру памяти В.В. Хлебникова (1924 г.). >
Краткие биографии всех реставраторов Русского музея. >
Лучшие работы Службы реставрации :
|
Серьезной проблемой остается реставрация графических материалов, созданных художниками в советский период 1917-1930-х годов, выполненных на лигнинных бумагах смешанными техниками с применением клеев низкого качества (например, силикатного), а также современная графика 1980-2000-х годов, очень часто выполненная с нарушением основных принципов техники или с использованием материалов плохого качества (бумага низкого качества, синтетические клеи, клеящие ленты и т.д.). |
2016 | Реставрация эскиза плаката В.В. Лебедева (1891-1967) «Окна РОСТа». >>
ЛУЧШИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ:
ФЛОРЕНСКАЯ Р.А. ВОСКРЕСЕНИЕ. 1920-е гг.
Бумага, акварель, белила, графитный карандаш, золотая краска. 29,5 х 23,7., РС-26378
Авторский лист был наклеен верхними углами на подложку из плотной желтоватой бумаги, сильно неравномерно пожелтел, был загрязнен, затерт и значительно деформирован. На полях листа имелись следы от захватов пальцами, незначительные пятна затертого графита. Единичные точечные бурые пятна располагались по левому краю в верхней части, по правому краю у нижнего угла, по нижнему краю у правого угла. Незначительные пятна жира были у левого края ближе к центру, у нижнего края справа от центра. Пятна и полосы высветления были по левому краю, по нижнему краю, по верхнему краю, по правому краю. Водные затеки с бурыми ореолами у левого края в верхней части листа, у левого края в центре, у правого края в верхней части листа. Также имелись многочисленные затеки на всей поверхности изображения от 0,2 х 0,2 см до 0,5 х 0,1 см. По всему листу были многочисленные жесткие изломы с потертостями красочного слоя по гребням. В углах имелись утраты бумажной основы: левый верхний угол 0,5 х 1,2 см, левый нижний угол 1,3 х 0,7 см, правый верхний угол 1,5 х 1,4 см, правый нижний угол 0,8 х 1,5 см. В центре верхнего края были многочисленные проколы основы с утратами бумаги от 0,1 х 0,1 см до 0,2 х 0,2 см. На авторском листе были многочисленные срывы верхнего слоя бумаги: в центре верхнего края, в центре нижнего края, в правом нижнем углу. По краям листа были многочисленные разрывы. Кракелюр белил имелся на изображении плеч ангеловю Также имелись микроосыпи белил. Бронзовая краска на изображении нимбов была значительно потерта, с многочисленными утратами. С оборотной стороны лист значительно и неравномерно пожелтел, был загрязнен и затерт. Имелись следы от захватов пальцами по всей поверхности листа, многочисленные точечные бурые пятна, пятна высветлений по верхнему краю, в верхней части правого края, в центре нижнего края, в местах нанесения белил с лицевой стороны, коричневые пятна в местах нанесения бронзовой краски с лицевой стороны, пятно бронзовой краски 0,3 х 3,5 см в верхней половине листа ближе к правому краю. Механические повреждения соответствовали повреждениям с лицевой стороны.
В процессе реставрации авторский лист был снят с подложки. Обеспылен мягкой кистью с лицевой и оборотной стороны. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем. Многократно промыт на листах фильтровальной бумаги, смоченных в дистиллированной воде. Проводилась общая и местная химическая обработка общего пожелтения листа, следов затеков, пятен жира, бурых пятен с последующей окончательной промывкой на листах фильтровальной бумаги, смоченных в дистиллированной воде. Проведены подклейки разрывов, укрепления изломов тонкой японской реставрационной бумагой. Утраты восполнены бумагой, близкой по типу к авторской. Лист дублирован на тонкую реставрационную бумагу. Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью в местах потертостей, утрат, изломов и подклеенных разрывов.
После реставрации
Произведение поступило в Русский музей в дар из коллекции Кваде О.И. 6 июля 1998 года.
Работа состоит из авторского листа (тряпичная бумага машинного отлива) с изображением, на который сверху наклеена деревянная рамка (выполняющая функцию маски паспарту), с коричневой бумагой, декорированной узором, и золоченой лентой по скосу окна рамки.
Бумага рамки была сильно загрязнена, в пятнах коричневого клея, по краям имелись пятна высветления бумаги, следы бурых затеков, единичные слабые точечные пятна экскрементов насекомых. Имелись механические повреждения бумажной рамки: утраты бумаги, продавленности и царапины бумаги. На обороте деревянной рамки: пятна клея и точечные пятна экскрементов насекомых по всей поверхности, гвоздевые отверстия и утраты древесины. Вся поверхность рамки была в многослойных остатках прежней монтировки. По всей поверхности узкой золоченой ленты имелись пятна загрязнений, силикатного клея, потертости и окись позолоченного слоя, единичные разрывы.
Перед началом работы были проведены необходимые лабораторные исследования по определению рН клея, бумаги и участков высветления. Благодаря помощи ст. научного сотрудника отдела химико-технологических исследований ГРМ Саватеевой Е.М. было установлено, что участки высветления красочного слоя действительно были подвержены действию силикатного клея. Авторский лист был демонтирован с деревянной рамки. Произведение помещено тыльной стороной вверх на подложку из фильтровальной бумаги. Бумажные подклейки разрывов удалялись механически, без надавливания, глазным скальпелем. Края авторского листа увлажнялись при помощи ватного микротампона, смоченного холодной дистиллированной водой. После набухания клея, авторский лист отслаивался скальпелем от деревянной рамки. Работа проводилась небольшими участками, поэтапным увлажнением (во избежание возникновения затеков), с постоянным контролем за состоянием красочного слоя авторского листа и участков полей с силикатным клеем. После удаления наклеек с оборота и демонтажа с деревянной рамки, авторский лист распался на фигурные фрагменты. Было проведено обеспылевание лицевой стороны авторского листа (фрагментов), бумажной декоративной рамки и золоченой ленты, удаление фактурных поверхностных загрязнений. Белый налет с поверхности красочного слоя (на участках сильного высветления и изменения цвета берлинской лазури) авторского листа удалялся глазным скальпелем методом расчистки, образовавшийся порошок собирался с поверхности тугим ватным тампоном (во избежание попадания на соседние участки листа). Предварительно увлажненные дистиллированной водой, остатки старой монтировки с оборота деревянной рамки удалялись механически, глазным скальпелем. Остатки клея были удалены увлажненными ватными тампонами.
Была проведена обработка участков высветления под действием силикатного клея. Работа проводилась с тыльной стороны авторского листа, в обход надписи чернилами. Обработка проводилась поэтапно, в несколько приемов до достижения необходимого уровня рН бумаги участков высветления. Несмотря на обработку, цвет берлинской лазури на данных участках (ставший коричневым под действием силикатного клея) не восстановился. Демонтаж бумажных элементов и золоченой ленты с деревянной рамки проводился поэтапно, с увлажением, с постоянным контролем за состоянием белил и золоченого слоя. Авторский лист и бумажные элементы с деревянной рамки были промыты без погружения методом «оттяжки» желтизны на листах влажной фильтровальной бумаги. Портрет и бумажные элементы с деревянной рамки высушены на листе фильтровальной бумаги. Полосы золоченой ленты с деревянной рамки были увлажнены с оборота отжатыми ватными тампонами. с оборота были удалены остатки клея. С лицевой стороны лент участки с наибольшим пожелтением золочения были очищены увлажненным микротампоном, небольшими участками.
В результате проделанной работы пожелтение и загрязнения бумаги значительно ослаблено. Выровнен тон золоченых лент. Для ослабления пятен и водных затеков была проведена химическая обработка авторского листа с оборота, в обход надписи чернилами. После ослабления пятен проведена окончательная промывка основы на листах фильтровальной бумаги, увлажненной дистиллированной водой. Была проведена подклейка разрывов, разглаживание и укрепление полусухим способом авторского листа. Лист был сдублирован на тонкую японскую бумагу, отпрессован. Работа проводилась с постоянным контролем за состоянием красочного слоя и чернил на обороте. Также была проведена подклейка бумажных элементов деревянной рамки, золоченой ленты с последующим дублированием на деревянную рамку и прессованием. Восполнение утрат и укрепление трещин (древесины) с оборота деревянной рамки проводилось клее-опилочной древесной массой. Тонирование участков авторского листа, поврежденных силикатным клеем, выполнено частично: по периметру каждого из участков сильное высветление синей краски (берлинской лазури, мундиров лицеистов) до светло-голубого цвета – проведено более насыщенным синим тоном (светлее, чем цвет мундиров); сами же участки обесцвеченного красочного слоя (светло-коричневого цвета) не тонировались. Для хранения и экспонирования авторского листа была выполнена монтировка из бескислотного картона. Маска паспарту с окном (выполняет функцию прокладки между авторским листом и деревянной рамкой), задник монтировки, были поочередно подклеены на тыльную сторону деревянной маски архивной тряпичной монтировочной лентой.
ФИЛОНОВ П.Н.
БЕЗ НАЗВАНИЯ. 1913 год
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш, кисть, перо. 70,9 х 95,5. Р-58253
Авторский лист сильно обветшал, деформирован, имелись многочисленные жесткие изломы. Имелись загрязнения: коричневые затеки в левой нижней четверти листа, по всему листу многочисленные пятна различного происхождения (грязь, жир, следы экскрементов насекомых, фоксинги). В верхней части листа имелся большой горизонтальный разрыв (около 90 см), подклеенный с оборота полосками бумаги. Более мелкие разрывы имелись по всем краям листа. Три угла были утрачены. Верхний край неровно обрезан. С оборота: лист был сильно загрязнен, имелись коричневые затеки и пятна, грубые подклейки в местах разрывов.
В процессе реставрации авторский лист обеспылен мягкой кистью с лицевой и оборотной стороны. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем. Удалены бумажные подклейки с тыльной стороны и остатки клея. Многократно промыт в дистиллированной воде без погружения. Проводилась общая и местная химическая обработка, с последующей промывкой в проточной и дистиллированной воде. Проведена подклейка разрывов, укрепление изломов. Утраты восполнены. Авторский лист сдублирован на специальную реставрационную бумагу. Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью и цветными карандашами в местах потертостей и утрат красочного слоя.
Авторский лист был сильно затерт, загрязнен, неравномерно пожелтел. Имелись разнохарактерные пятна, «мушиные засиды». По краям многочисленные жесткие изломы и небольшие утраты основы. Значительное пятно жира находилось у правого верхнего угла. Верхние углы были утрачены: левый около 10,0 х 5,0 см; правый ок. 14,0 х 12,0 см. Разрывы основы по контурам изображений отдельных фигур.
На обороте имелись затертые загрязнения и «мушиные засиды». В процессе реставрации лист был обеспылен с обеих сторон, механически удалялись мушиные засиды. Лист промывался в дистиллированной воде. Затем была проведена местная обработка отдельных пятен и общая химическая обработка листа с последующими промывками в проточной воде. Жесткие изломы расправлены и укреплены; разрывы подклеены, утраты доставлены. Лист сдублирован на тонкую реставрационную бумагу; отпрессован. Проведены тонировки в местах утрат.
ДОБУЖИНСКИЙ М.В.
ПОРТРЕТ ОФИЦЕРА. 1914 год
Бумага, графитный карандаш 28,8 х 24,4
Р-59441
Авторский лист был наклеен краями по периметру на ватман, смонтированный верхним краем на «лапки» на подложку. Авторский лист сильно неравномерно пожелтел, загрязнен, затерт, значительно деформирован.
По листу были многочисленные следы от захватов пальцами, точечные черные следы экскрементов насекомых, бурые точечные пятна фоксингов, следы затертого графита. Точечные пятна жира были у левого края в нижней части, по левому краю пятна клея.
По листу имелись многочисленные заломы, наиболее жесткие по краям, также многочисленные утраты, фигурные разрывы. В верхних углах имелись проколы бумаги.
Оборот авторского листа был желтым, загрязненным, затертым. По листу имелись следы от захватов пальцами, пятна фоксингов, пятна затертого графита. По верхнему краю пятна клея. Многочисленные изломы и помятости по всей поверхности. В нижних углах надписи графитом, в правом нижнем углу эстамп ГРМ.
В процессе реставрации авторский лист обеспылен мягкой кистью с лицевой и оборотной стороны. Авторский лист размонтирован с подложки и листа ватмана. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем. Многократно промыт в дистиллированной воде. Проводилась общая и местная химическая обработка следов клея, пятен фоксингов и экскрементов насекомых с последующей окончательной промывкой. Проведены подклейки разрывов, укрепления изломов. Утраты восполнены. Авторский лист сдублирован на реставрационную бумагу. Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью в местах потертостей, утрат, изломов и подклеенных разрывов.
ПАВЛОВ И.А.
НАТЮРМОРТ. 1850 год
Бумага, акварель. 62,5 х 98 Рб-14699
Авторский лист был неравномерно загрязнен, затерт, сильно деформирован. По всему листу имелись многочисленные бледно-желтые и бледно-серые пятна. По верхнему краю листа и непосредственно на изображении были точечные бурые пятна фоксингов, наиболее многочисленные в левом верхнем углу. Также на листе имелись следы водных и красочных затеков с бурыми ореолами, бурые и серые полосы загрязнений по краям листа. На изображении имелись пятна высветления. Многочисленные изломы с потертостями красочного слоя по гребням изломов, многочисленные утраты и разрывы имелись по краям листа; царапины на изображении, сквозные точечные содранности бумаги под изображением. Красочный слой был наиболее сильно потерт по нижнему краю слева от центра; в центральной части изображения верхней части стола; в углах. В правом верхнем углу наклеена бумажная этикетка 5,2 Х 4,2 см. Оборот: имелось неравномерное пожелтение, загрязнение, затертость. Многочисленные пятна разнохарактерных загрязнений. Профилактическая бумажная подклейка находилась у верхнего края справа.
В процессе реставрации авторский лист обеспылен мягкой кистью с лицевой и оборотной стороны. Авторский лист механически очищен резиновой крошкой и скальпелем. Многократно промыт на листах фильтровальной бумаги, смоченной в дистиллированной воде. Проводилась общая и местная химическая обработка следов затеков, экскрементов насекомых, фоксингов с последующей окончательной промывкой. Проведены подклейки разрывов, укрепления изломов. Утраты восполнены. Лист отпрессован. Проведены тонировки акварелью в местах потертостей, утрат, изломов и подклеенных разрывов.
РУКАВИШНИКОВ М.В.
ДВА НАТУРЩИКА. 1813 год
Бумага, итальянский карандаш. 66,5 х 51,4 Р-39105
Произведение поступило с загрязнениями различного происхождения : многочисленные пятна воска и жира, экскременты насекомых. Так же имелись механические повреждения бумажной основы : разрывы по краям (от 1,0 до 5 см), утраты по нижнему краю, потертости по изображению, помятости листа. В правой верхней части надписи сангиной, чернилами, там же – сургучная печать с трещинами. Оборотная сторона была значительно затерта и загрязнена (пятна различного происхождения).
В процессе реставрации максимально ослаблены жировые пятна и пятна воска. Были использованы механическая очистка, промывка без погружения, проведена слабая химическая обработка с последующей промывкой. Лист подклеен и отпрессован. Выполнены тонировки в местах утрат и потертостей.
МОНОГРАММИСТ “С”
ПОЦЕЛУЙ МЭРИ.
Хромолитография. 72 х 107,5 Гр.Пл.-1702
Реставратор: Матвеева Н.Б., 2013
Авторский лист был сильно помят, имеет многочисленные разрывы и большие утраты.
В процессе реставрации авторский лист механически очищен от загрязнений, неоднократно промыт в дистиллированной воде. Утраты восполнены, разрывы подклеены. Лист сдублирован на ватман, отпрессован, проведены тонировки с частичной реконструкцией изображения в местах восполненных утрат авторского листа.
ЩВАРЦ В. Г.
БАТАЛИЯ. С ЭСКИЗА БУРГИНЬОНА. 1845
Бумага, сепия, акварель, перо. 39,1 х 47,3 Р-17080
Реставратор: Иовлева Е. В., 2011
- реставрация консервация и воссоздание произведений скульптуры и декоративно прикладного искусства
- реставрация крышек для консервирования